Самые древние сосудистые растения бурые водоросли листостебельные мхи

Обновлено: 18.09.2024

Основы современной систематики были заложены шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем.

Систематика растений- наука о классификации и определении родственных связей между растениями.

Основные систематические (таксономические) категории:

Надцарство- самая крупная систематическая категория, которая объединяет

  • прокариот- организмов, чьи клетки не имеют оформленного ядра, например, бактерии, сине-зеленные водоросли
  • эукариот- живых существ, клетки которых имеют ядро- животные, растения, грибы

Царство- крупная таксономическая категория.

Выделяют следующие царства:

  • бактерии
  • грибы
  • растения
  • животные
  • вирусы- неклеточная форма жизни

Далее рассмотрим деление царства растений:

Царства растений подразделяется на подцарство высшие растения и подцарство низшие растения.

К высшим еще можно отнести вымерших примитивных сосудистых растений, которые первые вышли на сушу- риниофиты (псилофиты).

Отделы растений:

  • покрытосеменные
  • голосеменные
  • мхи
  • хвощи
  • плауны
  • папоротники

У отдела покрытосеменные выделение в классы однодольных и двудольных происходит по следующим основным признакам:

  • жилкование листьев
  • тип корневой системы
  • строение семени

Семейство- объединяет в себе близкородственные рода, например, род клевер, род горох, род фасоль объединены одним семейством Бобовые.

У покрытосеменных растений объединение в семейства происходит на основе таких признаков, как строение цветка и плода.

Род- это объединение близких по происхождению видов, например, виды: клевер красный, клевер белый, клевер альпийский, объедены в один род- клевер.

В заданиях, где нужно определить род, род- это имя существительное от видового названия.

Вид- это совокупность особей, заселяющих определенную территорию (ареал), сходных по строению, имеющих общее происхождение, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

Вид реально существует в природе и является самой маленькой единицей систематики.

Примеры видового названия: одуванчик лекарственный, редька дикая, ландыш майский и другие.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Низшие споровые растения (водоросли)

Водоросли- низшие растения, в большинстве своем обитают в воде, способны к фотосинтезу.

Насчитывается около 30 тыс. видов различных водорослей.

Выделяют основные отделы:

  • зелёные водоросли
  • красные водоросли
  • бурые водоросли

Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными.

Примеры одноклеточных водорослей: хлорелла, хламидомонада, колониальные водоросли- вольвокс.

Тело многоклеточных водорослей представлено- таллом или слоевищем, состоит из сходных клеток и не разделено на органы и ткани.

К субстрату водоросли прикрепляются с помощью ризоидов- выросты клеток.

Хлоропласты водорослей называются хроматофорами.

У многих подвижных водорослей имеется светочувствительный глазок (стигма), который способствует световосприятию водорослей.

Размножение водорослей происходит бесполым и половым путем.

Бесполое размножение:

  • вегетативное размножение- деление тела на части- фрагментация; деление клеток на двое; распад колоний
  • шизогония- множественное деление ядра, например, хламидомонада
  • спорообразование
  • споры растений- микроскопические зачатки некоторых растений, имеющие разное происхождение, служащие для их размножения и (или) сохранения при неблагоприятных условиях

Половое размножение:

  • образование женских и мужских гамет и их слияние с образованием зиготы (зигота-оплодотворенная яйцеклетка)
  • слияние двух одноклеточных водорослей друг с другом

Строение одноклеточной водоросли хламидомонады:

Ниже ты увидишь улотрикс, строение его клеток и как протекает процесс бесполого размножения:

  • многоклеточные зеленые водоросли: спирогира, улотрикс, ульва, кладофора обитают на мелководье, необходимо много света для жизнедеятельности
  • многоклеточные бурые водоросли: ламинария (морская капуста), фукус обитают в холодных морях на глубине 20-30 метров
  • многоклеточные красные водоросли: порфира, филлофора - глубоководные обитатели, встречаются даже на глубине до 260 метров

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Высшие споровые растения

Наука, изучающая мхи, называется бриология.

Моховидные относятся к высшим споровым растениям, так как для них характерно разделение тела на органы и ткани.

  • есть стебли, листья, нет корней, вместо них ризоиды, как у водорослей
  • жизненные формы- однолетние и многолетние травянистые растения
  • обитают во влажных местах, так как развитие спор и половое размножение возможно только при наличии воды
  • в жизненном цикле преобладает гаметофит (само взрослое растение), что отличает мхи от остальных высших растений
  • бесполое поколение спорофит (коробочка со спорами на ножке) развит слабо и не способен к самостоятельному существованию, поэтому как бы паразитирует на гаметофите
  • представители листостебельные: кукушкин лен, сфагнум (белый мох); печеночные: маршанция, ричия

Внешнее строение мха кукушкин лен:

Сравнительная характеристика мха сфагнума и кукушкина льна:

Мох кукушкин лен

стебель ветвистый, тонкий, главный побег прямостоячий, боковые побеги расположены пучками, много мелких листьев

стебель не ветвится, узкие, спирально расположенные листья

нет ризоидов, нижний конец стебля, погруженный в воду, постепенно отмирает

вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля- ризоиды

наличие воздухоносных клеток

кора стебля сфагнума состоит из крупных водоносных клеток, которые являются приспособлением к существованию во влажных местах обитания

нет воздухоносных клеток

белёсый цвет, благодаря водоносным клеткам

коробочки округлой формы и без колпачка, располагаются группой на верхушке мха,

коробочка вытянутой формы, располагаются поодиночке на верхушке женского растения, есть волосистый колпачок

Гаметофит- половое поколение в жизненном цикле растений, развивающихся с чередованием поколений, имеет одинарный (гаплоидный) набор хромосом, образует гаметы.

Предросток - нитчатое разветвленное образование, похожее на водоросль, развивающееся из споры мха, из предростка развивается гаметофит.

Спорофит- диплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений, развивающаяся из оплодотворенной яйцеклетки или зиготы и производящая споры.

Отдел папоротниковидные, хвощи, плауны

Предками папоротников, хвощей, плаунов были риниофиты (псилофиты)- первые растения суши и первые сосудистые растения на земле.

  • имеют стебель, листья, корни и корневища
  • имеют хорошо развитые проводящую, механическую и покровную ткани
  • размножаются спорами, вегетативно (корневищами) и гаметами
  • развитие спор и оплодотворение происходит при наличии воды
  • споры развиваются в спороносных колосках (у плаунов и хвощей) и на нижней стороне вайи (у папоротников)
  • в цикле развития преобладает бесполое поколение- спорофит (само растение)
  • гаметофит, половое поколение- заросток, имеет сердцевидную форму
  • почти все травянистые многолетние растения, обитающие во влажных местах
  • вайя- листоподобный орган (побег) папоротников
  • плауны (плаун булавовидный, плаун баранец)- наиболее древняя группа сосудистых растений
  • хвощи (хвощ полевой, лесной, болотный)
  • папоротники (орляк, щитовник мужской)

Жизненный цикл папоротников, в котором преобладает стадия спорофита- взрослого растения:

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Высшие семенные растения

Выделяют следующие отделы высших семенных растений:

Отдел голосеменные растения

Свое название голосеменные получили потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхности чешуи шишек, а не внутри плода, как у покрытосеменных.

У голосеменных различают следующие классы:

  • Гинкговые (гинкго)
  • Гнетовые (вельвичия удивительная)
  • Саговниковые (Цикадовые)(саговник)
  • Хвойные (сосна обыкновенная, ель, лиственница)

1000 видов, 88 родов, 14 семейств.

  • размножение с помощью семян
  • отсутствие плодов и цветков
  • древесные растения или кустарники, иногда стелющиеся формы
  • листья чаще игольчатые, слегка уплощенные или чешуевидные
  • чаще всего вечнозеленые растения
  • настоящие сосуды отсутствуют
  • разнополые растения
  • в отличие от споровых растений, приспособлены к сухим местообитаниям, так как оплодотворение происходит без участия воды
  • мужские гаметы- неподвижные спермии
  • перекрёстное опыление (женские шишки выше мужских)
  • в жизненном цикле преобладает диплоидный спорофит
  • гаметофит- многоклеточные женские половые органы- архегонии, расположенные внутри семязачатка; мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном
  • семена располагаются на чешуйках шишек
  • шишка- это видоизменённый побег, развивающийся на концах веток голосеменных растений (хвойных и некоторых других) в виде маленьких образований, покрытых чешуйками

В отличие от спор, в семенах имеется запас питательных веществ, необходимых зародышу в первое время его развития, пока у молодого растения не сформируется корневая система.

Кроме того, внутри семени зародыш будущего растения надежно защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Все это значительно увеличивает шансы молодого растения на выживание.

Преимущество семян:

  • в семенах имеется запас питательных веществ для зародыша
  • внутри семени зародыш защищен

Отдел покрытосеменные

Покрытосеменные или цветковые- самая многочисленная группа ныне существующих растений.

Известно около 350 тысяч растений.

  • наиболее процветающий отдел растений, биологический расцвет продолжается с конца мелового периода по настоящее время
  • распространены повсеместно, кроме Антарктиды
  • высокая специализация органов и тканей
  • разнообразные жизненные формы: травы, кустарники, кустарнички, деревья, водные растения и другие
  • основные органы цветковых растений: вегетативные органы (корень, стебель, листья, почки); генеративные органы (цветки, семена, плоды)
  • способны к процессу фотосинтеза- образование органических веществ из неорганических, под действие энергии света
  • способны к дыханию (поглощают кислород, выделяют углекислый газ) и транспирации- испарение воды
  • хорошо развита проводящая система: флоэма осуществляет транспорт органических веществ от листьев к корню, ксилема осуществляет транспорт минеральных веществ и воды от корня к листьям
  • в жизненном цикле преобладает диплоидный спорофит
  • антеридии и архегонии отсутствуют
  • гаметофиты сильно редуцированы: женский гаметофит- это зародышевый мешок, мужской гаметофит- это пыльцевое зерно
  • имеется специализированный орган полового размножения- цветок, который участвует в привлечении насекомых при опылении
  • мужские гаметы (спермии) лишены жгутиков и не нуждаются в воде для опыления
  • женские гаметы развиваются в семязачатках в завязи пестика
  • оплодотворение двойное: в результате образуется диплоидный зародыш (двойной набор хромосом) и эндосперм- питательная ткань для зародыша с триплоидным набором хромосом
  • семена защищены плодом, который развивается из стенки завязи пестика
  • плод также участвует в распространении семян

В основе деления отдела покрытосеменных растений на классы лежит множество признаков, основным из которых является число семядолей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тест 7 класс

Высшие споровые растения

А1.Предками высших споровых растений считают:

а) красные и зеленые водоросли

б) риниофиты и псилофиты

в) бурые и зеленые водоросли

г) зеленые водоросли

А2. Бесполое поколение мхов представлено:

1) стеблем с листьями или слоевищем

2) коробочкой на ножке

3) выводковыми почками

4) группой клеток, образующихся при делении споры

А3. Тело спорофита папоротника состоит из:

а) ветвящегося стелющегося стебля, от которого отходят придаточные корни и надземные ветви со спирально расположенными мелкими листочками;

б) дважды ветвящиеся оси без корней и листьев;

в) горизонтальных подземных корневищ и надземных членистых побегов, от узлов которых отходят мутовки мелких заостренных листьев, похожих на чешуйки;

г) подземного мясистого корневища с придаточными корнями, от которого отходят листья, спирально свернутые в почках.

А4. У хвощей, в отличие от папоротников,

а) нет вегетативного размножения

б) спорангии собраны в сорусы

в) в жизненном цикле нет заростка

г) спорангии развиваются на спороносных колосках

А5. Как называется лист папоротника:

А6. К какому отделу относится растение, изображенное на рисунке под номером 1?

hello_html_m39ce4f1d.jpg

А7. Какая стадия жизненного цикла хвоща указана под цифрой 5?

а) с двойным набором хромосом в клетках

hello_html_1f75db44.jpg

А8. К вегетативным органам папоротников относят :

в) коробочку на ножке

г) органы, в которых созревают гаметы

А9. Верны ли следующие утверждения ?

1. Заросток папоротника – это бесполое поколение в цикле его развития, или спорофит.

2. Органы взрослого растения папоротника образованы тканями.

а) Верно только А.

б) Верно только Б.

в) Верны оба суждения.

г) Неверны оба суждения.

А10. Верны ли следующие утверждения?

1. Для плаунов характерно вегетативное размножение участками побегов.

2. Споры формируются на заростках хвощей.

а) Верно только А.

б) Верно только Б.

в) Верны оба суждения.

г) Неверны оба суждения.

В1. Какие из перечисленных растений относятся к мхам (выберите 3 ответа):

а) щитовник мужской

в) плаун булавовидный

В2. Установите соответствие между жизнедеятельностью растения и его систематической группой.

А. Корни обеспечивают почвенное питание.

Б. Прикрепляются к почве ризоидами.

В. Гаметы образуются на побегах.

Г. Споры формируются на взрослом растении.

В3. Установите последовательность этапов жизненного цикла папоротников, начиная со взрослого растения.

а) взрослое растение (спорофит)

б) заросток (гаметофит)

в) яйцеклетка и сперматозоид

е) молодое растение

В4. Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите получившуюся последовательность в таблицу.

Хвощи – это ______(А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах - ______(Б). В наших лесах встречаются два вида хвоща: ______(В), на котором развиваются споры, и ______(Г), похожий на маленькую зеленую ёлочку.

весенний 4) колосок

споровые 5) летний

сорус 6) корневище

Тест 7 класс

Высшие споровые растения

А1.Самые древние сосудистые растения:

а) бурые водоросли

б) печеночные мхи

в) листостебельные мхи

г) хвощи и плауны

А2. Чем представлен гаметофит высших споровых растений:

а) небольшой пластинкой – заростком;

б) коробочкой на ножке

в) листостебельным растением с корнями

г) большим разветвленным слоевищем

А3. Тело спорофита хвоща состоит из:

а) ветвящегося стелющегося стебля, от которого отходят придаточные корни и надземные ветви со спирально расположенными мелкими листочками;

б) дважды ветвящиеся оси без корней и листьев;

в) горизонтальных подземных корневищ и надземных членистых побегов, от узлов которых отходят мутовки мелких заостренных листьев, похожих на чешуйки;

г) подземного мясистого корневища с придаточными корнями, от которого отходят листья, спирально свернутые в почках.

А4. У папоротников, в отличие от хвощей,

а) нет вегетативного размножения

б) спорангии располагаются на листьях

в) в жизненном цикле нет заростка

г) в клетках листьев нет фотосинтезирующего пигмента хлорофилла

А5. Как называется группа спорангиев, расположенная на листьях папоротников?

А6. К какому отделу относится растение, изображенное на рисунке под номером 3?

hello_html_70507f27.jpg

А7. Какая стадия жизненного цикла папоротника указана в нижней части схемы?

hello_html_bcabd91.jpg

а) с одинарным набором хромосом в клетках

В8. Фотосинтез у папоротника происходит в:

А9. Верны ли следующие утверждения?

1. В жизненном цикле плаунов чередуются половое и бесполое поколение.

2. У хвоще процесс фотосинтеза протекает в клетках, содержащих хлоропласты.

а) Верно только А.

б) Верно только Б.

в) Верны оба суждения.

г) Неверны оба суждения.

А10. Верны ли следующие утверждения?

1. Яйцеклетка папоротника представляет собой женскую гамету.

2. В цикле развития папоротников оплодотворение происходит без участия воды.

а) Верно только А.

б) Верно только Б.

в) Верно оба суждения.

г) Неверны оба суждения.

В1. Какие из перечисленных растений относятся к папоротникам (выберите 3 ответа):

а) щитовник мужской

б) орляк обыкновенный

в) плаун булавовидный

е) ужовник обыкновенный

В2. Установите соответствие между жизнедеятельностью растения и его систематической группой.

А. Наличие корней и побегов.

Б. Тело состоит из слоевища.

В. Наличие тканей.

Г. Имеются колониальные, одноклеточные и многоклеточные организмы

В3. Установите последовательность этапов жизненного цикла хвоща, начиная со молодого растения.

а) взрослое растение (спорофит)

б) заросток (гаметофит)

в) яйцеклетка и сперматозоид

е) молодое растение

В4. Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите получившуюся последовательность в таблицу.

Мхи – это ______(А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах - ______(Б). В наших лесах встречаются зеленые мхи, например кукушкин лен, и белые мхи, например _____(В). Многовековые отложения мхов на болотах образует залежи _____(Г) – ценного удобрения и топлива .

цветковые 4) коробочка

Споровые 5) торф

Сорус 6) сфагнум

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 563 517 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.01.2019 5383
  • DOCX 237.7 кбайт
  • 70 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Данзанова Хандама Чойжамсоевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

Время чтения: 18 минут

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Водоросли – самые древние растения на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и в других местах с повышенной влажностью.

Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Водоросли относятся к низшим растениям, они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Водоросли размножаются бесполым путём (простым делением клеток или спорами) и половым путём.

Несмотря на сравнительно простое строение, различные группы водорослей имеют свои особенности и происходят от различных предков.

Одноклеточные водоросли. Зелёные водоросли обитают в солёной и пресной воде, на суше, на поверхности деревьев, камней или зданий, в сырых, затенённых местах. Виды, живущие вне воды, в период засухи находятся в состоянии покоя. Простейшие зелёные водоросли – одноклеточные (рис. 58).

Рис. 58. Одноклеточные водоросли

Ещё одна одноклеточная зелёная водоросль – хлорелла – широко распространена в пресных водоёмах и на влажных почвах (см. рис. 59). Её мелкие шаровидные клетки видны только с помощью микроскопа. Снаружи клетка хлореллы покрыта оболочкой, под которой находится цитоплазма с ядром, а в цитоплазме – зелёный хроматофор.

Рис. 59. Хламидомонада и хлорелла

Вы, наверное, обращали внимание на зелёные налёты в нижней части деревьев, на заборах и т. п. Их образуют приспособившиеся к наземной жизни различные одноклеточные зелёные водоросли (рис. 60). Под микроскопом видны одиночные клетки или группы клеток зелёных водорослей. Единственный источник влаги для этих водорослей – атмосферные осадки (дожди и роса). При недостатке воды или при низких температурах плеврококк и другие наземные водоросли могут проводить часть жизни в состоянии покоя.

Многоклеточные зелёные водоросли. У многоклеточных представителей зелёных водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. В проточных водоёмах часто можно заметить ярко-зелёные скопления шелковистых нитей, прикреплённых к подводным камням и корягам. Это многоклеточная нитчатая зелёная водоросль улотрикс (рис. 61). Его нити состоят из ряда коротких клеток. В цитоплазме каждой из них расположены ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца. Клетки делятся, и нить растёт.

Рис. 60. Зелёные водоросли на стволе дерева

В стоячих и медленно текущих водах часто плавают или оседают на дно скользкие ярко-зелёные комки. Они похожи на вату и образованы скоплениями нитчатой водоросли спирогиры (см. рис. 61). Вытянутые цилиндрические клетки спирогиры покрыты слизью. Внутри клеток – хроматофоры в виде спирально закрученных лент.

Многоклеточные зелёные водоросли живут также в водах морей и океанов. Примером таких водорослей может служить ульва, или морской салат, длиной около 30 см и толщиной всего две клетки (см. рис. 61).

Наиболее сложное строение в этой группе растений имеют харовые водоросли, обитающие в пресноводных водоёмах. Эти многочисленные зелёные водоросли по внешнему виду напоминают хвощи. Харовую водоросль нителлу, или блестянку гибкую, часто выращивают в аквариумах (см. рис. 61).

Рис. 61. Многоклеточные зелёные водоросли

Бурые водоросли. Бурые водоросли в основном морские растения. Общий внешний признак этих водорослей – желтовато-бурая окраска слоевищ.

Бурые водоросли – многоклеточные растения. Их длина колеблется от микроскопической до гигантской (несколько десятков метров). Слоевища этих водорослей могут быть нитевидными, шаровидными, пластинчатыми, кустообразными. Иногда они содержат воздушные пузыри, удерживающие растение в воде в вертикальном положении. К грунту бурые водоросли прикрепляются ризоидами или дисковидно разросшимся основанием слоевища.

У некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать тканями.

В наших дальневосточных морях и морях Северного Ледовитого океана растёт крупная бурая водоросль ламинария, или морская капуста (рис. 62). В прибрежной полосе Чёрного моря часто встречается бурая водоросль цистозейра (см. рис. 62).

Красные водоросли. Красные водоросли, или багрянки, – в основном многоклеточные морские растения (рис. 63). Лишь некоторые виды багрянок встречаются в пресных водоёмах. Очень немногие из красных водорослей одноклеточные.

Размеры багрянок обычно колеблются от нескольких сантиметров до метра в длину. Но среди них есть и микроскопические формы. В клетках красных водорослей, кроме хлорофилла, содержатся красные и синие пигменты. В зависимости от их сочетания окраска багрянок меняется от ярко-красной до голубовато-зелёной и жёлтой.

Внешне красные водоросли весьма разнообразны: нитевидные, цилиндрические, пластинчатые и кораллоподобные, в разной мере рассечённые и разветвлённые. Часто они очень красивы и причудливы.

В море красные водоросли встречаются повсеместно в самых разных условиях. Обычно они прикрепляются к скалам, валунам, искусственным сооружениям, а иногда и к другим водорослям. Благодаря тому что красные пигменты способны улавливать даже очень небольшое количество света, багрянки могут расти на значительных глубинах. Их можно встретить даже на глубине 100–200 м.

В морях нашей страны широко распространены филлофора, порфира и др.

Рис. 62. Бурые водоросли

Рис. 63. Красные водоросли

Значение водорослей в природе и жизни человека. Водорослями питаются рыбы и другие водные животные. Водоросли поглощают из воды углекислый газ и, как все зелёные растения, выделяют кислород, которым дышат живые организмы, обитающие в воде. Водоросли вырабатывают огромное количество кислорода, который не только растворяется в воде, но и выделяется в атмосферу.

Человек использует морские водоросли в химической промышленности (рис. 64). Из них получают йод, калийные соли, целлюлозу, спирт, уксусную кислоту и другие продукты. Водоросли используют как удобрения и употребляют на корм скоту. Из некоторых видов красных водорослей добывают студенистое вещество агар-агар, необходимое в кондитерской, хлебопекарной, бумажной и текстильной промышленности. На агар-агаре выращивают микроорганизмы для использования их в лабораторных исследованиях.

Рис. 64. Значение и использование водорослей

Во многих странах водоросли используют для приготовления разнообразных блюд. Они очень полезны, так как содержат много углеводов, витаминов, богаты иодом.

Особенно часто употребляют в пищу ламинарию (морскую капусту), ульву (морской салат), порфиру и др.

Хламидомонаду, хлореллу и другие одноклеточные зелёные водоросли применяют при биологической очистке сточных вод.

Чрезмерное размножение водорослей, например в оросительных каналах или рыборазводных прудах, может принести вред. Поэтому каналы и водоёмы приходится периодически очищать от этих растений.

Наличие водорослей – необходимое условие для нормальной жизни водоёмов. Если в них сбрасывают нечистоты, химические отходы, металлический лом, гниющую древесину и другие материалы, то это неизбежно ведёт к гибели водорослей, других растений и животных, появлению мёртвых и заражённых водоёмов.

ВОДОРОСЛИ. ХРОМАТОФОР. РИЗОИДЫ. ХЛАМИДОМОНАДА. ХЛОРЕЛЛА. ЛАМИНАРИЯ

Вопросы

1. Почему водоросли относят к низшим растениям?

2. Где обитают зелёные одноклеточные водоросли?

3. Какое строение имеет хламидомонада?

4. Где обитают и какое строение имеют зелёные многоклеточные водоросли?

5. Где обитают и какое строение имеют бурые водоросли?

6. Где обитают и какое строение имеют красные водоросли?

7. Что такое слоевище?

8. Что такое хроматофор?

9. Что такое ризоиды? Почему их нельзя называть корнями?

10. Какое значение имеют водоросли в природе?

11. Как человек использует водоросли?

Подумайте

Почему даже у многоклеточных водорослей, имеющих большие размеры, отсутствует сосудистая система?

Задания для любознательных

Осторожно снимите зелёный налёт с коры нескольких деревьев. Приготовьте микропрепараты и изучите их под микроскопом. Рассмотрите клетки водорослей, образующих зелёный налёт. Постарайтесь установить, одним или несколькими видами водорослей он образован.

§ 19. Лишайники

1. Что такое грибница?

2. Какие организмы называют паразитами?

3. Что такое симбиоз?

4. В чём различие явления паразитизма и симбиоза?

Лишайники – это группа симбиотических организмов, насчитывающая свыше 20 тыс. видов.

Многообразие и распространение лишайников. Лишайники разнообразны по внешнему виду и окраске. Они бывают кустистые, листоватые и накипные (рис. 65).

На камнях поселяются накипные лишайники, похожие на застывшую коричнево-серую пену.

Широко распространены листоватые лишайники в виде пластинок разной окраски. Они разрастаются на камнях и на коре деревьев. Из таких лишайников особенно часто встречается на коре осин золотисто-жёлтая ксантория настенная (рис. 66).

Рис. 65. Формы лишайников

Рис. 66. Ксантория настенная (слева), олений мох (справа)

Лишайники очень неприхотливы. Всей поверхностью тела они впитывают влагу дождей, росы и туманов. Это позволяет им поселяться на голых, бесплодных скалах, на камнях, в пустынях, на крышах, даже на поверхности стекла.

В жару лишайники настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными и легко крошатся. Но после дождя они оживают вновь.

Растут лишайники очень медленно. Например, ягель за год вырастает всего на 1–3 мм. Продолжительность жизни лишайников до 50–100 лет.

Строение и питание лишайников. Тело лишайника – слоевище – состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм. Оно образовано переплетающимися нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зелёные водоросли или синезелёные (цианобактерии) (рис. 67).

На грибных нитях иногда появляются присоски, которые проникают внутрь клетки водоросли. Нити гриба лишайника поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а в клетках зелёных водорослей образуются органические вещества.

Водоросль, входящая в организм лишайника, отделённая от гриба, как правило, может существовать самостоятельно. Гриб отдельно от водоросли жить не может.

Рис. 67. Строение лишайников

Размножение лишайников. Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, во множестве образующимися внутри его тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

Значение лишайников. Лишайники в природе играют важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие растения.

Практическое значение лишайников довольно велико. На Севере они служат основным кормом для оленей зимой. Из некоторых видов лишайников получают краску и лакмус, необходимый химической промышленности. Многие виды лишайников используют в медицине и парфюмерной промышленности.

КУСТИСТЫЕ, ЛИСТОВАТЫЕ И НАКИПНЫЕ ЛИШАЙНИКИ

Вопросы

1. Где встречаются лишайники?

2. Как устроены лишайники?

3. Как они питаются?

4. Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?

5. Каково их практическое значение?

6. В чём заключается явление симбиоза?

7. С какими ещё примерами симбиоза вы знакомы?

Подумайте

Почему лишайники рассматривают как особую группу организмов?

Задания для любознательных

Загрязнение атмосферы губительно для большинства лишайников, поэтому наличие лишайников свидетельствует о чистоте воздуха в данной местности.

Изучите лишайники вашей местности. Определите, какие формы лишайников здесь встречаются. Сделайте их рисунки и описания. Сделайте вывод о чистоте воздуха в вашей местности.

§ 20. Мхи

1. Что такое ризоиды?

2. Почему водоросли относят к низшим растениям?

3. Что такое спора?

Мхи распространены преимущественно в хорошо увлажнённых местах и лишь изредка в засушливых областях (в сухой период они находятся в состоянии покоя и возобновляют жизнедеятельность при выпадении осадков).

В отличие от водорослей, мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем. Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду.

Рис. 68. Печёночные мхи

Так как тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами, то их относят к высшим споровым растениям.

Различают печёночные и листостебельные мхи.

Печёночные мхи. Те, у кого дома есть аквариум, хорошо знают плавающее растение, зелёным ковром покрывающее поверхность воды. Это один из печёночных мхов – риччия (рис. 68). Тело её состоит из вильчато разветвлённого слоевища. При хорошем освещении риччия быстро разрастается, образуя плотные подушки на поверхности воды.

У плавающей риччии ризоидов нет, но при высыхании водоёмов, оставшись на сырой почве, она может их образовать. Различные виды печёночных мхов встречаются в сырых лесах, на болотах, в водоёмах.

Листостебельные мхи. Один из самых известных листостебельных зелёных мхов – кукушкин лён (рис. 69), его часто можно встретить в заболоченных или просто во влажных местах. Его стройные коричневатые стебельки покрыты маленькими тёмно-зелёными листиками и похожи на миниатюрные растения льна.

Рис. 69. Мох кукушкин лён

У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) – яйцеклеткой.

На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. Они напоминают сидящую кукушку. Отсюда и название мха – кукушкин лён. В коробочках развиваются споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха.

Кукушкин лён – многолетнее растение. Покрывая в сырых местах почву сплошным ковром, он часто вытесняет другие зелёные мхи.

Строение мха

1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.

4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?

7. Запишите свои ответы на вопросы.

Представителем белых, или сфагновых, мхов является сфагнум.

Сфагнум – растение с сильно ветвящимся стеблем (рис. 70). В отличие от кукушкина льна и других зелёных мхов, он не имеет ризоидов. Стебель и ветви большинства видов сфагнума покрыты мелкими светло-зелёными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток. Клетки эти двух разных типов, их различия хорошо заметны под микроскопом.

Узкие зелёные клетки, содержащие хлоропласты, соединены друг с другом и образуют сплошную сеть. В этих клетках образуются органические вещества, которые поступают из листьев в стебель.

Между зелёными клетками находятся другие, более крупные. Их цитоплазма разрушена, сохранились только оболочки с отверстиями, поэтому эти мёртвые клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом. До 2 /3 поверхности листа состоит из этих клеток. Благодаря такому строению сфагнум быстро всасывает и проводит воду.

Рис. 70. Мох сфагнум

Снаружи стебли также покрыты прозрачными мёртвыми клетками. Мёртвые клетки листьев и стеблей сфагнума способны поглощать воды в 20–25 раз больше своей массы, долго её удерживать, постепенно отдавая живым клеткам.

Обычно сфагнум растёт на верховых болотах, покрывая поверхность почвы сплошным ковром, но он может расти и под пологом леса среди кукушкина льна. Там, где поселился сфагнум, почвы переувлажнены. На избыточно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетёнными, а сфагнум, напротив, разрастается пышным ковром, и лес постепенно заболачивается.

Размножается сфагнум спорами, так же как кукушкин лён и другие мхи. На концах верхних ветвей у него образуются маленькие коробочки, в которых споры созревают.

Значение мхов в природе и жизни человека. Мхи, поселяясь на лугах, в лесах, сплошным ковром покрывают почву, затрудняя поступление воздуха. Это ведёт к закисанию и заболачиванию почв.

Листостебельные, особенно сфагновые, мхи сплошным ковром покрывают болота и, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком. Торф применяется как топливо, удобрение и как сырьё для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционные ленты, смолу и многие другие ценные материалы.

МОХ. СПОРА. ВЫСШЕЕ СПОРОВОЕ РАСТЕНИЕ. СПЕРМАТОЗОИД. ЯЙЦЕКЛЕТКА

Вопросы

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

2. Каково строение кукушкина льна?

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

4. Чем мох отличается от водоросли?

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Подумайте

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

Задания для любознательных

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.

2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в тёплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

Знаете ли вы, что…

• В слоях торфа сохраняются пни и корни деревьев, листья и пыльца растений, живших тысячелетия назад. Полностью они не разрушаются, так как в торфяной толще мало кислорода, кроме того, сфагнум выделяет вещества, препятствующие развитию бактерий. При осушении и разработке болот в толще торфа иногда находят хорошо сохранившиеся старинные лодки, останки погибших в болоте животных и людей.

• Сфагнум широко использовали в годы войны как заменитель ваты из-за его высокой влагоёмкости и хороших бактерицидных свойств.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

В мире существует великое множество мхов. Мы собрали для вас наиболее интересную информацию по их видам, характерным особенностям и условиям разведения.

Какие растения относятся к мхам?

Мохообразные – отдел растений, объединяющий свыше 20 тысяч видов представителей моховидных. Они имеют древнейшую историю развития, около 400 миллионов лет. Подушка мхов имеют толщину в несколько миллиметров или сантиметров, но у отдельных видов мхов она достигает полуметра.


Отличительная особенность характеристики мхов – это отсутствие корней. Их функцию исполняют ризоиды – специальные выросты, которыми мох может прикрепляться как к почве, так и к различным твердым поверхностям. Ими же он всасывает воду.


Чем мох отличается от водорослей, папоротников и лишайника?

Мхи и папоротники являются древнейшими представителями высших споровых растений, не имеющими цветения. Отличаются они размерами и строением. Папоротники могут вырастать почти до 5 м, а мхи имеют высоту всего в несколько сантиметров. Папоротники имеют четко выраженные листья, стебли и корни, а мхи – только их прообразы.

Функции корней выполняют особые образования – ризоиды. Папоротники – сосудистые растения, мхи же сосудов не имеют.


Водоросли – низшие растения. В отличие от водорослей, которые могут быть как одноклеточными, так и многоклеточными, мхи являются многоклеточными организмами. Тело мхов имеет разделение на органы, водоросли же состоят из одних и тех же клеток и их тело является слоевищем.

Мхи имеют различия между мужскими и женскими организмами, все водоросли одинаковые внешне.

Мхи и лишайники внешне похожи и растут в сходных условиях, из-за этого их часто путают. Между тем это абсолютно разные растения. Мох является единым организмом, а лишайник – конгломератом из грибов и водорослей. Гриб при этом отвечает за доставку влаги и питательных веществ, а водоросль – за процесс фотосинтеза. Но будучи разделенными, оба организма способны существовать самостоятельно.


Дубовый, ирландский и олений мох

Дубовый, ирландский и олений мох – закрепившиеся названия для некоторых лишайников. Они появились, когда мхи и лишайники еще недостаточно четко разделяли между собой. Из них в Средней Полосе России наиболее распространен дубовый мох или эверния сливовая.

Он назван так из-за произрастания на деревьях – дубах и всех хвойных. Внешне похож на мягкие бело-голубые кустики, которые в засушливый период становятся насыщенно-жёлтыми или красными.


Чем полезен мох?

В природе моховидные регулируют влажность почвы, поскольку они способны удерживать огромное количество воды. Они способствуют образованию торфа, использующегося в различных отраслях народного хозяйства.

Подвид сфагнум широко применялся в медицине в течение всей истории человечества. Он имеет обеззараживающие свойства и может впитывать влагу, поэтому его прикладывали к ранам для остановки кровотечения. В этом качестве сфагнум использовали еще во время Великой Отечественной войны. При накладывании шины мох могли использовать как прокладку для предотвращая трения.

В строительстве мох исторически использовался при постройке срубов для утепления домов. Он имеет прекрасные теплоизоляционные свойства и служит для заделывания щелей между отдельными бревнами.


В последние годы для озеленения офисов и частных домов стали использовать фитостены – зеленые ковры, включающие различные виды мхов.

Где растет мох?

Мхи в природе – это растения, первыми заселяющие места обитания, которые не могут освоить остальные. Они растут в тундре, укутывая почву густым ковром. Они покрывают скалы, камни, ветки и стволы деревьев, особенно гнилых. Они отлично себя чувствуют в условиях болот и вдоль ручьев, где другие растения сносит течением.


В случае засухи мохообразные впадают в анабиоз, в котором могут находиться в течение десятков лет. При поступлении влаги они снова возвращаются к обычной жизни.

ИНТЕРЕСНО: Мхи способны выжить в наиболее экстремальных условиях среды, например, в Антарктиде. Они покрывают стены зданий, укореняясь прямо в кирпич и бетон.

Кто ест мох?

Мхи имеют достаточно низкую калорийность, поэтому мало кто из животных употребляет их в пищу. Плюс они достаточно плохо перевариваются, и затраты энергии на их переваривание могут превышать количество калорий, которые получаются в результате этого.

В основном мох является частью рациона животных, живущих на территориях со скудной растительностью. Это животные тундры – северные олени, лемминги, куропатки. Но и они употребляют мох в основном в зимний период, когда остальных растений нет совсем.


Как размножаются мхи

Мхи размножаются двумя способами: половым и бесполым. Бесполый вид – это вызревание спор и дальнейшее прорастание их в увлажненной почве.

В периоде полового размножения или спорофит развиваются половые клетки — сперматозоиды и яйцеклетки. В результате их слияния образуется зигота, которая постепенно превращается в спорангий.

Со стороны кажется, что мох как будто цветет. Полностью созрев, спорангий раскрывается, и оттуда высыпаются споры. Мужские особи имеют меньшие размеры, и после размножения отмирают. Затем цикл повторяется.


Также мшарники способны и к вегетативному способу размножения. Почти все части этих растений могут дать жизнь новому пушистому комочку. Они образуют целые моховые ковры, полностью устилающие почву.

Классификация мхов

С каменноугольного периода истории мхи внешне практически не изменились, сохранив свой первозданный вид. В настоящее время все мохообразные разделяются на три класса — печеночники, антоцеротовые и листостебельные мхи.

Классификация мхов основана на особенностях строения тела гаметофита и ризоидов, типе раскрывания коробочек, и территориальном распространении.


Печеночные, или печёночники, или маршанциевые

Печеночные были так названы из-за специфической формы, напоминающей печенку. Это наиболее древнее семейство мхов. Растут они в условиях тропического и субтропического климата на камнях, старых пнях, вдоль берегов небольших водоёмов.


Антоцеротовые, или антоцеротовидные, или антоцеротофиты

Антоцеротовые мхи насчитывают более 300 видов. Основная часть растет в тропическом и субтропическом климате. В России есть только 2 рода антоцеротов

Они имеют форму розетки до 3 сантиметров в диаметре. Слоевище имеет специфические отростки в форме пластин или волосков, а само тело розетки образует полости, наполненные жидкостью, что позволяет растению поддерживать запасы воды.

При неблагоприятных условиях на поверхности образуются клубни, которые в дальнейшем дают начало новому поколению.

Листостебельные, или бриевые или бриопсиды, они же настоящие мхи

Бриевые живут по всему миру. Многообразие этих мхов содержит 10 000 видов. По высоте могут быть как низкие, по 0,5−1 см, так и достигать 15 см. Можно привести следующие примеры этих мхов:

  • гипнум кипарисовый,
  • тортула стенная,
  • политрихум можжевельникоподобный,
  • циррифиллум волосконосный,
  • хилокомиум блестящий,
  • антоцерос гладкий.

В России наиболее обычен кукушкин лён, он распространен в лесах Средней полосы и дальше на северо-восток. Его стебельки походят на хвойные веточки, растущие вертикально.


Сфагновые

Сфагновые мхи насчитывают свыше 300 видов. В России сфагнум — наиболее распространенный и широко используемый представитель семейства. Он покрывает почву болот, и отмирая, погружается в воду, постепенно превращаясь в торф. В группу сфагнума входят следующие подвиды:

  • балтийский,
  • оттопыренный,
  • береговой,
  • прорезной.


ИНТЕРЕСНО: сфагнум способен накапливать и удерживать воду, превышающую его собственный вес в десятки раз. Его листья для этого образуют своеобразную сетку вокруг стебля.

Такакиевые

Такакия имеет тонкие, вытянутые стебли около 1 см в высоту, на которых находятся мелкие листообразные образования. Она разделяется на 2 вида: роголистную и лепидозиевидную, обитующие на Дальнем Востоке и в северо-западной части Северной Америки.

Гипновые

Гипновые – одно- или двудомные листостебельные мхи, образующие дерновинки. Бывают напочвенными, скальными, а также эпифитными. Имеют облиственные со всех сторон побеги с одинаковыми боковыми и центральными листьями.

В семейство входит в районе 700 видов, широко распространенных по всей планете. В нашей стране растет около 30 видов, в основном в лесной полосе и в арктических широтах.

Андреевые

Гипновые произрастают на влажных и скалистых почвах северных районов. Их побеги густо покрыты листьями. Насчитывается в районе ста видов мхов данного семейства.

Как вырастить дома?

Мох неприхотлив, легко адаптируется и быстро приживется в аквариуме. Это по-настоящему ценное растение для дизайна. Аквариум с мшарником похож на настоящий пруд или озерцо, рыбы в нем чувствуют себя комфортно. Мелкие рыбешки и мальки любят прятаться в зарослях мшарника. Самки часто стараются там нереститься, вдали от лишних глаз.

Мшарники постоянно самообновляются – старые части растения отмирают, а из спор формируется новый мох. Это происходит непрерывно.

Они не требовательны к уходу. Необходимо только регулярно удалять мусор и остатки корма, а также подрезать побеги и отмершие части. Стрижка делает мхи гуще и ветвистее.

Размножается мох вполне самостоятельно, без помощи человека.

ИНТЕРЕСНО: все мхи обладают отличной способностью к регенерации. Из самого маленького кусочка можно вырастить полноценное растение.

Аквариумные мхи

Аквариумный мох – один из вариантов декорирования аквариума. Он не только красив, но и полезен для рыб и других обитателей аквариума. Мшарники насыщают среду кислородом, а также могут служить дополнительной витаминной подкормкой для питомцев.

Мхи прекрасно подходят для аквариумистики благодаря своей высокой выживаемости, нетребовательности к окружающей среде и медленному росту. Они прекрасно сочетаются с водорослями и почвопокровными растениями, органично выглядят с камнями и корягами.

Мох можно закрепить в их трещины и сгибы. Наиболее простые способы крепления – это проволока и клей.

Мох можно закрепить на сетке, декорирующей заднюю стенку аквариума, и со временем она полностью зарастет, придавая аквариуму вид настоящего уголка природы. Благодаря ризоидам мхи хорошо удерживаются на различных элементах аквариума.


Рассмотрим наиболее распространенные виды аквариумных мхов.

Плакучий

Ветки плакучего мха имеют сходство с ивовыми ветками — отсюда такое название. Изначально он из Китая, но затем получил распространение в европейских странах.

Рождественский

Листочки рождественского вида похожи на хвою, а все растение целиком – на еловые ветки. Распространен по всей Азии.


Моносолениум тенерум

Моносолениум тенерум в диком виде практически не встречается. Его искусственно разводят в Тайване, Индии и Китае. Он очень красивый, но хрупкий и плохо поддается перевозке.

Риччия

Риччия относится к печеночным мхам. У нее нет стеблей и листьев. Все тело состоит из переплетенных веточек и пластинок, соединенных в плотный ковер. В аквариумистике широко используется две разновидности мха этого вида:


Лептодикциум береговой

Лептодикциум похож на связку длинных тонких стеблей. Он растет в воде с опорой на дерево или камень, или на увлажненной почве. Произрастает в Азии, Австралии, обеих Америках и Африке.

Ломариопсис линеату

Ломариопсис имеет вид округлого насыщенно-зеленого холмика из плотных овальных листьев. Он крайне неприхотлив.

Уход за аквариумом с мхами

При уходе за мшарниками необходимо придерживаться следующих правил:

  1. желательно поддерживать следующие параметры воды: кн=1-4, gh=5-10, рн=6,3-6,7;
  2. температура воды может варьироваться от +21…+28°C;
  3. средние значение освещенности – около 0,5 ватт/л, но оно зависит от вида;
  4. периодически надо подменять воду – от четверти до половины объема раз в неделю; воду необходимо фильтровать;
  5. в аквариуме желателен грунт – из него растения получают питательные вещества;
  6. для крепления лучше выбрать пористую поверхность, это позволит кустикам хорошо зафиксироваться;
  7. удобрения необязательны, но при их использовании мхи становятся гуще и ярче.


Все это позволит вырастить красивые растения, создающие уникальные и эффектные композиции.

Можно ли купить?

Купить аквариумный мох не проблема. Популярны и широко представлены в продаже следующие виды:

  • Пламя,
  • Рождественский,
  • Яванский,
  • Плачущий,
  • Риччия плавающая,
  • Риккардия Хамедрифолия,
  • Феникс.


Если вам было интересно или остались какие-то вопросы – оставляйте комментарии!

Читайте также: