Сделайте вывод об особенностях строения мхов

Обновлено: 07.07.2024

1) Охарактеризуйте основные признаки отдела моховидных и признаки каждого класса в отделе.

Отдел Моховидные

Классы

Признаки отдела

Признаки класса

Роль в природе

Печёночники

Отдел растений со слабо развитой протонемой; распространены по всему земному шару, особенно в тропиках. Число видов – от 6 до 8 тысяч

Слоевище, разделенное на две ткани, стелющиеся, есть ризоиды

Фотосинтез

Листостебельные

Листостебельные размножаются половым и бесполым путем, оплодотворение происходит при наличии воды

Наличие микроскопических листьев и стебля, ризоидов, спорофит, приспособлен к воздушной среде

Автотрофы, часть пищевой цепи, регуляторы водного режима ландшафтов, торфонакопители

2) Составьте короткий рассказ о том, что изображено на рисунке. Назовите этапы (стадии) этого процесса, отмеченные цифрами. На рисунке показан жизненный цикл мхов.


1 - из оплодотворенной зиготы развивается коробочка

2 - когда споры созреют, она открывается

3 - споры легко распространяются ветром

4 - у них появляется протенома

5 - и вскоре образуется новое растение

3) Опишите роль главного факторы в размножении мхов.

Это вода. Без воды сперматозоиды мхов не способны достигнуть яйцеклетки.

4) Выполните лабораторную работу №6.

Цель работы: знакомство с внешним строением зелёного мха.

Оборудование и материалы

1. Лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло.
2. Кукушкин лён (гербарный и раздаточный материал), мох сфагнум.

1) Изучите особенности строения зелёного мха на примере кукушкина льна: его стебель, листья, коробочку на ножке. Определите, мужское или женское это растение.
2) Изучите строение коробочки. Снимите колпачок.
3) На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой.
4) Подуйте слегка на споры. Отметьте, как они легко разлетаются от дуновения. Сделайте вывод о расселении растения.
5) Сравните кукушкин лён с болотным мхом сфагнумом. Отметьте особенности их строения, формы листьев, коробочек, стеблей.
6) На предметное стекло поместите большую каплю воды. Положите на неё сфагнум. Понаблюдайте, что произойдёт.
7) Сделайте вывод об особенностях строения мхов.

Вывод: в отличие от низших растений – водорослей и лишайников – тело большинства мохообразных представлено побегом, состоящим из стебля и листьев, только у части мохообразных тело представлено слоевищем.

Лабораторная работа 10 - ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник (решебник) - GDZwow

Мхи имеют стебель и листья. Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Лабораторная работа 10 - ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник (решебник) - GDZwow

Лист мха кукушкин лен под микроскопом.

Листы мха продолговатые, немного вогнутые, с заостренными концами, имеют зелёную окраску.

Из каждого узла на стебле вырастает сразу несколько листьев.

3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.

Мох кукушкин лен имеет неветвистый прямостоячий стебель.

4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

Лабораторная работа 10 - ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник (решебник) - GDZwow

У мха кукушкин лён есть мужские и женские растения.

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?

Лабораторная работа 10 - ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник (решебник) - GDZwow

Коробочка покрыта волосистыми заостренными колпачками, которые напоминают сидящую кукушку (отсюда кукушкин лён).

В коробочках развиваются споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха.

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?

Сходство мхов и водорослей в том, что они могут иметь ризоиды, в клетках содержатся хлоропласты, способны всасывать питательные вещества из окружающей среды всеми клетками тела. И мхи, и водоросли любят влажность.

В отличие от водорослей, мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печеночных мхов. Мхи размножаются спорами, а водоросли могут размножаться делением.

7. Запишите свои ответы на вопросы.

Вывод: мхи относятся в более развитым растениям по сравнению с водорослями, у них есть разделение на органы (листья, стебли) и они размножаются спорами.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Суррикат Мими

Лучший ответ:


Мари Умняшка

1) Мох кукушкин лен имеет стебель и узкие, спирально расположенные листья; вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. Способ питания у него такой же, как и у водорослей, так как мох содержит хлорофилл и имеет зеленую окраску. В теле слабо выражены проводящие, механические, запасающие и покровные ткани.
Строение стебля и листьев сфагнума по сравнению с цветковыми растениями значительно проще. Кора стебля сфагнума состоит из крупных водоносных клеток. Много таких клеток находится и в листьях. В связи с этим сфагнум впитывает и удерживает большое количество воды.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.


Видеоурок знакомит учащихся со споровыми растениями. Рассматриваются особенности строения печёночных, зелёных и сфагновых мхов. В уроке представлена классификация мхов. Множество иллюстраций поможет учащимся лучше усвоить знания о данной группе живых организмов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Мхи. Многообразие. Строение мхов, их значение"

В отличие от водорослей мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем. Настоя­щих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которы­ми они укрепляются в почве и всасывают воду.

Так как тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами, то их относят к высшим споровым растениям.


Мхи — это многочисленная обособленная и очень древняя группа высших растений. На нашей планете насчитывается около 28 тыс. видов мхов. Это небольшие растения. Их высота колеблется от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Очень редко можно встретить мхи более 20 см высотой. Мхи распространены преимущественно в хорошо ув­лажнённых местах. Их можно встретить на почве в лесах, пустынях и на болотах, на камнях и стволах деревьев, на стенах и крышах старых домов, в воде пресных водоёмов. Не встречаются мхи только в морях и на засоленных почвах. Многие виды мхов способны переносить неблагоприятные условия в покоящемся состоянии. При наступлении благоприятных условий такие мхи переходят в активное состояние и продолжают свой рост.

Мхи устроены проще, чем остальные высшие растения. У них имеются фотосинтезирующие, а также покровные и механические ткани. У наиболее сложно устроенных мхов появляются и специальные клетки, выполняющие проводящую функцию. Но типичные проводящие ткани у мхов отсутствуют. Появление у мхов тканей — это результат их приспособления к наземному образу жизни.

Различают печёночные и листостебельные мхи.


Представителями печёночных мхов являются риччия и маршанция. Те, у кого дома есть аквариум, хорошо знают плавающее растение, зелёным ковром по­крывающее поверхность воды. Это один из печёночных мхов — риччия. Тело её состоит из вильчато разветвлён­ного слоевища. При хорошем освещении риччия быстро разрастается, образуя плотные по­душки на поверхности воды.


Маршанция — это многолетнее растение, имеющее вид зелёного лопастного листка, стелющегося по поверхности земли.


Один из самых известных листостебельных зелёных мхов — кукушкин лён, его часто можно встретить в забо­лоченных или просто во влажных местах. Это многолетнее растение, высотой до 20 см. Его прямостоячий стебель несёт узкие мелкие листья.


У кукушкина льна есть муж­ские и женские растения. На верхушках мужских растений раз­мещаются половые органы, в ко­торых развиваются подвижные по­ловые клетки (гаметы) — сперма­тозоиды.

У женских растений на верхуш­ках расположены половые органы с женской половой клеткой — яйцеклеткой.


При наличии капелек влаги гаметы сливаются и образуют зиготу.

На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. Они напоминают сидящую кукушку. Отсю­да и название мха — кукушкин лён. В коробочках разви­ваются споры. Зрелые споры высыпаются из коробочки и образуют зелёную нить. Из почек этой нити вырастают листостебельные растения мха.


Представителем белых, или сфагновых, мхов являет­ся сфагнум.

Сфагнум — растение с сильно ветвящимся стеблем. В отличие от других зелёных мхов он не имеет ризоидов. Стебель и ветви большинства видов сфагнума покрыты мелкими светло-зелёными листьями.


Каждый лист состоит из клеток двух типов. Живые, узкие, сильно вытянутые в длину клетки, в которых содержатся хлоропласты, расположены между очень крупными мёртвыми водоносными клетками. В клеточных стенках водоносных клеток есть поры. Через эти поры внутрь клеток поступает вода, которая может в них удерживаться. Из-за большого количества водоносных клеток в листьях и стебле сфагновый мох может быстро впитывать большое количество воды (в 20 — 40 раз больше своей сухой массы).


Размножается сфагнум спорами, так же как кукуш­кин лён и другие мхи. На концах верхних ветвей у него образуются маленькие коробочки, в которых созревают споры.


Обычно сфагнум растёт на верховых болотах, покры­вая поверхность почвы сплошным ковром, но он может расти и под пологом леса среди кукушкина льна. Там, где поселился сфагнум, почвы переувлажнены. На избы­точно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетёнными, а сфагнум, напротив, разрастается пыш­ным ковром, и лес постепенно заболачивается. Сфагновый мох растёт верхней частью побегов, нижние их части отмирают. Мох образует кислоты, которые тормозят гниение отмирающих стеблей. Медленное разложение этих стеблей во влажной среде при небольшом количестве кислорода приводит к образованию полезного ископаемого – торфа, который широко используется человеком. Торф применяется как удобрение, топливо и сырьё для промышленности.

Значение мхов в природе велико. Зачастую мхи, так же как и лишайники, первыми покрывают голые скалы и другие участки, лишённые растительного покрова. Своими ризоидами они постепенно разрушают горные породы, в результате чего образуется почва, на которой могут поселиться другие растения.

Мхи играют также очень важную роль в регулировании водного режима планеты. Мхи впитывают и удерживают большое количество воды. Болота, на которых часто преобладают сфагновые мхи, нередко дают начало ручьям и рекам. Поэтому осушение больших площадей болот может приводить к обмелению рек, изменению климата, почв, обеднению растительного и животного мира. С другой стороны, развиваясь плотным ковром на используемых человеком землях, мхи затрудняют дыхание почвы и вызывают её заболачивание. Сфагновые мхи содержат бактерицидные вещества и поэтому могут быть использованы в медицине.

Читайте также: