Схема описания игрушек в детском саду

Обновлено: 04.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи.

ТЕМА: ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ

Возрастная группа: средняя

Образовательная область: коммуникация.

Виды детской деятельности:

Обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков и т.д.); образование относительных прилагательных, сложных слов. Формирование умения в среднем дошкольном возрасте составлять описательные рассказыо предмете(игрушки).

Развивающие: развитие слухового и зрительного внимания, мыслительных процессов (классификации, обобщения).

Воспитательные: воспитание бережного отношения к игрушкам, навыков культурного общения, сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: игрушки из разных материалов: мяч, план-схема; , слайды презентации к занятию.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель заводит детей в зал, встают в круг.

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Раздаётся телефонный звонок.

- Незнайка! Ребята, нам звонит Незнайка.

- Я вас внимательно слушаю.

- День рождения! Нас приглашают на день рождения. Вы принимаете приглашение?

- Да, да, мы согласны, ждите нас в назначенный день.

- Спасибо за приглашение. До свидания!

- Ну что, мы только что приняли приглашение. Надо собираться. Только без подарков на день рождения не ходят. Все любят подарки.

-Что же можно по подарить на день рождения?

- Итак, на день рождения мы подарим Незнайке игрушки.

Игрушка из дерева какая? (деревянная)

Игрушка из железа какая?

Игрушка из резины какая?

Игрушка из глины какая?

Игрушка из кожи какая?

Игрушка из железа какая?

Игрушка из пластмассы какая?

Игрушка из плюша какая?

Игрушка из стекла какая?

Игрушка из олова какая?

- Вот, какие разные бывают наши игрушки.

2. Основная часть. Поход в магазин игрушек.

Раз, два, три – покружись,

В игрушечном магазине окажись!

Вот игрушки стали в ряд

Мы попросим всех ребят.

Расмотреть и нам сказать.

Что здесь лишнее иль нет

Быстро дай нам всем ответ

Рассказ – описание игрушек детьми с помощью плана – схемы.

Поможет нам в этом схема описания игрушек. (Рассматривание схемы и объяснение всех ее элементов).

1. Название игрушки.

4. Строение (составные части).

5. Какая на ощупь.

6. Из какого материала сделана.

8. Способ использования.

Перед игрой педагог проводит с детьми речевую разминку.

- Для того, чтоб четко и ясно рассказать описать игрушку, давайте потренируем наши язычки: быстро и отчетливо произнесите скороговорку:

Расскажите про покупки!

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

про покупочки мои!

Сейчас я превращусь в продавеца. А вы будете покупателями.

Воспитатель: Вот сколько игрушек мы выбрали для Незнайки!

3 . Воспитатель: Ребята, послушайте, я вам прочитаю стихотворение:

Пусть игрушки дружат с нами,

Обижать мы их не станем.

Поиграем, а потом

Все на место уберём

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим.

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят, когда их ломают!

- О чём это стихотворение?

- Как нужно относиться к игрушкам? (беречь, не ломать, не бросать, прибирать, убирать на свое место и т.д.).

-А какое время года?

-Значит Деннь рождения у Незнайки………..( зимой)……

-На улице зима, стало холодне ,

-Наверое одежда нам нужна теплее,

-Чьи это варежки ….мои,

-Чья это шапка….моя,

-Чей это шарф мой,

-Давай гулять пойдем с тобой .

-Чтобы ножки не замерзли мы потопаем . мы потопаем

-Чтобы ручки отгреть мы похлопаем.

-А чтобы весело играть мы снежкит будем кидать.

-Хорошо зимой гулять!

- Хотите ещё поиграть с игрушками?

-Кукла с длинными волосами – длинноволосая

-Клоун с рыжими волосами – …

-Буратино с длинным носом – …

-Велосипед с двумя колёсами – …

-Машина с 4-мя колёсами – …

-Лошадка с белой гривой – …

-Солдатик с длинными ногами – …

-Карандаши разных цветов – …

-Птица с сизыми крыльями – …

-Заяц с длинными ушами – …

Сова с большими глазами – …

-Мишка с толстыми пятками – …

Возвращение из магазина.

Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад.

Раз, два, три – покружись,

В детском садике окажись!

- Как вы думаете, Незнайка будет доволен нашими покупками?

Авы ребята молодцы. Вы выбрали самые замечательные подарки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2968 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 566 103 материала в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.11.2015 18262
  • DOCX 60.2 кбайт
  • 30 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Адиятуллина Алсу Наилевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

- продолжать обучать составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему;

- развивать слуховое и зрительное восприятие;

- воспитывать бережное отношение к игрушкам.

-воспитывать умение внимательно слушать своих сверстников

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие; познавательное развитие.

Методические приё мы: сюрпризный момент, загадывание загадок, физкультурная минутка, игровой момент, образец рассказа воспитателя, рассказ детей.

Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Оборудование и материал: мешок, игрушки из разного материала, мячик, алгоритм-схема описания игрушки

Приемы руководства деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.

3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.

4. Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.

1. Названия игрушек, их отличительные признаки, составные части.

2. Как можно играть той или иной игрушкой.

3. Из какого материала сделана игрушка.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент. Процесс вовлечения в деятельность.

Воспитатель: Ребятки подойдите ко мне и встаньте в круг. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.

В этот чудный зимний день

Нам здороваться не лень.

Шлем привет мы всем вокруг

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям

Очень, очень рады вам!

А теперь давайте присядем на стульчики.

Но сначала по традиции мы проведем артикуляционно-пальчиковую гимнастику:

Упражнения для щек: Толстяк, худышка, полощем рот.

Упражнение для губ: дудочка, заборчик, дудочка играет, дудочка вращается.

Упражнение для языка: качели, трубочка - курай, часы, поехали на лошадке.

Теперь проговорим скороговорку (Шла Саша по шоссе и сосала сушку) и чистоговорку (Ежу на ужин жук нужен.)

Сегодня Утром, когда я пришла на работу, возле наших дверей нашла вот этот мешок, что там лежит, я уже знаю, а вы хотите узнать?

- Для этого вам надо будет отгадать загадки. Готовы? (Разгадывание загадок)

«Пьет бензин, как молоко,

может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

«Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

«Что все это значит?

Дочка, а не плачет.

Спать положишь, будет спать

«Стукнешь о стенку – а я отскочу,

Бросишь на землю – а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу –

«Эти чудо – кирпичи

я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

(После каждой отгаданной загадки из мешка достаётся соответствующая игрушка)

Воспитатель: «Ребята, вы такие молодцы, такие умные, отгадали все загадки.

- Ребята, назовите одним словом, что же лежало в мешке? (Игрушки)

Мы сегодня с вами будем рассказывать об игрушках.

Машинка, кукла, кубики, берёза (это не игрушка, а дерево,

мячик, телевизор (электроприбор, кораблик, самолётик, огурец (овощ). Молодцы ребята, и здесь вы справились с заданием.

3. Составление предложений об игрушках.

Воспитатель: - Вы очень любите играть с игрушками. А вы знаете, где и как делают игрушки? (ответы детей). Их делают люди на игрушечной фабрике. На этой фабрике есть разные цеха, в которых из различных материалов изготавливают игрушки. Из каких материалов делают игрушки? (Из резины, металла, пластмассы, меха, ткани, дерева). Сейчас определим, из каких материалов сделаны ваши игрушки?

Давайте рассмотрим их повнимательней. Возьмите по одной игрушке, потрогайте. Определите, из какого материала сделана это игрушка. Давайте по очереди расскажем, из чего сделана игрушка в ваших руках.

Игра "Из чего сделано"

Индивидуальные ответы детей.

Эта матрешка сделана из дерева, значит она - … (деревянная). Твердая, гладкая, легкая.

Это мяч сделан из резины - … (резиновый). Эластичная, упругая, растягивается.

Ведро сделано из пластмассы - … (пластмассовое). Хрупкая, легкая, твердая.

Это машина сделана из металла (металлическая). Звонкая, тяжелая, твердая, прочная.

Это мягкая игрушка сшита из меха (меховая). (мягкая, легкая, пушистая).

Дудочка сделана из пластмассы, поэтому она … какая (пластмассовая).

Самолетик из бумаги какой? (бумажный)

Домик из картона какой? (картонный)

Робот из железа какой? (железный)

Лошадка из дерева какая? (деревянная)

Мишка из плюша какой? (плюшевый)

Собачка из меха какая? (меховая)

Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)

Лягушка из резины какая? (резиновая)

Солдатик из олова какой? (оловянный)

Курочка из глины какая? (глиняная)

Бычок из соломы какой? (соломенный)

Мишка какой? (мягкий, плюшевый, коричневый, легкий)

Мячик какой (круглый, мягкий, маленький, красный)

Машинка какая? (новая, твердая, синяя, скоростная)

Кукла какая? (красивая, интересная, добрая, модная)

Конструктор какой? (красный, твердый, мелкий, большой, интересный)

Посудка какая? (красивая, легкая, удобная, прочная, пластмассовая)

(Показать игрушку – самолет.)

Самолет-самолет (Разводят прямые руки в стороны и

Отправляется в полет. (Вращают кулачками перед грудью и

Завели мотор – р-р-р,

Зарычал мотор – р-р-р,

Заворчал мотор – р-р-р,

Заурчал мотор – р-р-р,

Загудел самолет – у-у-у, (Разводят прямые руки в стороны и

И отправился в полет – у- у –у. (Бегут друг за другом по кругу)

Приземлился самолет, (Приседают на одно колено)

Вот и кончился полет.

6. Составление рассказа описания по схеме.

Составление рассказа

А когда я была маленькая, у меня тоже была любимая игрушка – кукла. Мне ее подарили на день рождения. Когда я ее увидела, она мне сразу очень понравилась. До сих пор помню, как я была счастливая и довольная. Она была большая, пластмассовая, волосы у нее были коричневые, платье красного цвета. Со своей любимой куклой я никогда не расставалась. Я очень любила катать ее в коляске, укладывать спать, одевать ее в разную одежду. Я эту куклу очень любила и берегла.

Вам понравился мой рассказ?

Объяснить детям схему и как по ней описывать игрушку :

- Материал, из которого сделана игрушка

- Какие детали есть у нее?

- Как с ней играют?

Составление рассказов – описаний о любимых игрушках с опорой на схематичный рисуночный план.

7. Составление рассказов описания игрушек по схеме детьми.

Воспитатель: Ребята, может, вы тоже хотите, рассказать о своих игрушках? Интересно было бы услышать про ваши игрушки.

Кто сможет рассказать о своей любимой игрушке так, чтобы, не видя её, мы могли хорошо себе представить какая это игрушка.

(Желающие составляют рассказы-описания. В случае затруднений воспитатель помогает.)

Моя любимая игрушка это машина. Она красного цвета, прямоугольной формы. Он не большого размера. Машина сделана из пластмассы, она пластмассовая. У него есть кузов, кабина, колеса, фара. Эту игрушку можно катать, играть в игру "Шофера" и "Такси". А если она сломается, ее можно ремонтировать. (1 ребенок)

Моя любимая игрушка это кукла. Куклу зовут Маша. Она очень красивая. На ней красное платье. Она не большого размера. Кукла сделана из пластмассы, значит она пластмассовая. У куклы есть головка, шея, руки, туловище, ножки. Моя ненейка свазала для куклы одежду. Ее можно укладывать спать, покатать в коляске. Я очень люблю свою куклу. (2 ребенок)

Моя любимая игрушка кубики. Они разноцветные, деревянные квадратной и прямоугольной формы. У кубиков нет частей он целое. Из кубиков можно построить разные сооружения башню, дом, замок. (3 ребенок)

Моя любимая игрушка конструктор лего. Его части состоит из прямоугольной и квадратной формы. Лего состоит из маленькой детали. Конструктор сделан из пластмассы. Из лего можно построить разные сооружения дом, замок, робота. Мне очень нравится играть с конструктором лего. (4 ребенок)

Моя любимая игрушка зайчик. Она белого цвета. Туловище у нее овальное, голова круглая и длинные овальные ушки. Она не большая и не маленькая. Она сшита из меха. У нее есть головка, длинные ушки, туловище ножки, хвост. С ней можно поиграть в игру "Лесные звери". (5 ребенок)

Моя любимая игрушка это мячик. Мяч разноцветный круглой формы. Маленького размера. Он резиновый. У него нет частей он целое. (6 ребенок)

Моя любимая игрушка котенок. Он серенький, а глаза у него голубенькие. Туловище у него овальной формы, голова круглой формы, ушки треугольной формы. Он маленький, сшит из меха. У него есть головка, туловище, ножки, хвостик. Он такой мягкий, пушистый. Я очень люблю своего котенка. (7 ребенок)

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы так здорово и интересно рассказывали о своих игрушках.

Воспитатель: Иногда игрушки тоже жалуются друг другу, кому что сломали, порвали, испортили. Какое правило нужно помнить? Как надо обращаться с игрушками?

Дети: Игрушками надо обращаться бережно, не ломать их, чтобы они радовали нас долговое время.

Воспитатель: Сегодня мы с вами много узнали о ваших любимых игрушках. Ребята, из чего же могут быть сделаны игрушки? (ответы детей) А понравилось ли составлять рассказы о своих любимых игрушках? Замечательно! Ребята, я вами очень довольна! Наше занятие закончено. Спасибо всем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по развитию речи. Рассчитанное на детей средней группы. Дети собираются в гости к красной шапочке и выбирают для нее в магазине игрушек подарок.

Подготовил воспитатель Царькова Е.В

ТЕМА: ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ

Возрастная группа: средняя

Образовательная область: Развитие речи (коммуникация).

Программные задачи:

Образовательные: обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых и тд.); образование относительных прилагательных, сложных слов. Формирование умения в среднем дошкольном возрасте составлять описательные рассказы о предмете(игрушки).

Развивающие: развитие слухового и зрительного внимания, мыслительных процессов (классификации, обобщения), сенсорное развитие.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к игрушкам, навыков культурного общения, сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Словарь: резиновая, деревянная, пластиковая, оловянная, стеклянная, плюшевая.

Методические приемы:

Организационный момент.

Воспитатель заводит детей в зал, встают в круг.

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Раздаётся телефонный звонок.

- Красная шапочка! Ребята, нам звонит Красная шапочка. Мы очень рады вас слышать.

- Да, да, я вас внимательно слушаю.

- День рождения! Нас приглашают на день рождения. Вы принимаете приглашение?

- Да, да, мы согласны, ждите нас в назначенный день.

- Спасибо за приглашение. До свидания!

- Ну что, мы только что приняли приглашение. Надо собираться. Только без подарков на день рождения не ходят. Все любят подарки.

-Что же можно по подарить на день рождения?

Я предлагаю вам вспомнить, какие бывают игрушки? (ответы детей).

- Это игрушка называется пирамидка; ома разноцветная; высокая; изготовлена из пластика, состоит из множества деталей, на ощупь гладкая, прохладная.

Как называется эта игрушка? Какого она цвета? Большая или маленькая? Высокая или низкая? Из какого материала она изготовлена? Какие у нее есть детали? Какая она на ощупь? (так повторить 2-3 игрушки).

3. Поход в магазин игрушек.

Раз, два, три – покружись,

В магазине окажись!

Открывается стол (импровизированный магазин.)

Рассказ – описание игрушек детьми с помощью плана – схемы.

Воспитатель: Амина, будет у нас продавцом, а остальные ребята покупатели. Задача продавца, выслушать покупателя и подать нужную игрушку.

В описании игрушки нам поможет вот такая схема:


4. Физ-минутка:

Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине: (Широко развести руки в стороны)

Заводные зайчики,
Куколки и мячики, (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Пушистые котята,
Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят, (Присесть)

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Можно использовать схему описания (прием моделирования) – со средней группы.


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ.

В младшем дошкольном возрасте

вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Игрушки должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер), создавать настроение. (!)Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная).

1.Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа- разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду?

Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).

4. Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей.

Типичная структура занятий по составлению рассказа по игрушке в младшем возрасте:

1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию игрушки, которая может достигаться путем показа картинки, загадки, стихотворения.

2. Основная часть начинается с рассматривания игрушки в определенной последовательности по вопросам воспитателя:

3. Образец описания игрушки воспитателем (обобщающий рассказ воспитателя);

4. Заключительная часть занятия. Чтение потешек, стихов.

В среднем дошкольном возрасте

1.Перед описанием игрушек и составлением рассказов об игрушках их рассматривают, уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существа, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.; провести лексическое упражнение.

(!)Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет – от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку.

Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Уже в процессе рассматривания игрушек следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов (Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть).

5. Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить описать одну из 3– 4 игрушек на основе образца по одной из них. Кроме образца используются и другие приемы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение. В конце занятия для поддержания интереса надо показать заводную или другую игрушку.

Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда.

7. Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев.

(!)Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить. На этом этапе основным приемом обучения является образец, который дается после рассматривания.

Детям нравятся такие тексты, они и сами хотят придумать подобный рассказ или сказку.

Воспитатель может разыграть сценки с этими игрушками.

Для рассказывания игрушки объединяют по две (кукла и собачка, кошка и мышка, кукла и машина). Обычно рассказы составляются детьми во второй части занятия, после рассматривания или описания игрушек.

Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность словаря, удачные сравнения, эмоциональность.

Типичная структура занятий по составлению описательного рассказа по игрушке в среднем возрасте:

1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию игрушки, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, загадки, стихотворения.

2. Основная часть начинается с рассматривания игрушки в определенной последовательности по вопросам воспитателя:

3. Образец описания игрушки воспитателем;

4. Воспитатель предлагает план описания игрушки или наглядную схему описания (моделирование)

5. Описательные рассказы детей (На первых порах допускается дословное повторение рассказа воспитателя. Позже - воспитатель описывает одну игрушку, а дети другие)

6. Анализ рассказа каждого ребенка.

7. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать игру-драматизацию с игрушкой, стихи.

Типичная структура занятий по составлению повествовательного рассказа по игрушке в среднем возрасте:

1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию игрушки, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, загадки, стихотворения.

2. Основная часть начинается с рассматривания игрушек в определенной последовательности по вопросам воспитателя:

3. Образец повествовательного рассказа. Воспитатель предлагает послушать рассказ об игрушках, который сопровождается драматизацией( обыгрыванием сюжета);

4. Воспитатель предлагает детям вместе с ним рассказать еще раз. ( прием совместного рассказывания с драматизацией сюжета). Позже дети рассказывают самостоятельно по плану воспитателя.

5. Заключительная часть занятия.

В старшем дошкольном возрасте

3. При составлении загадок образец почти не применяется, дети справляются с заданием самостоятельно. Полезно использовать схемы описания (о них упоминалось при характеристике приемов обучения рассказыванию).

4. Старшие дошкольники составляют рассказ по набору игрушек (НОВОЕ!)(он одновременно и повествовательный и описательный), которые либо предлагаются им, либо выбираются ребенком самостоятельно.

К выбору приема обучения следует подходить с учетом темы, умений детей, их представлений о структуре рассказа.

----Образец является стимулятором детского творчества (а не подражания), (!)поэтому лучше давать его после 1 – 2 детских рассказов.

---- Наиболее простой прием – образец в виде начала рассказа, когда воспитатель начинает, а дети продолжают рассказ.

обсуждается возможное начало рассказа; речь детей обогащается словами-связками для соединения предложений. Речевую деятельность детей активизируют применение ситуации письменной речи, анализ детских высказываний (удачное развитие сюжета, интересные приключения, образная речь, выразительность, неудачные моменты), мотивация заданий (рассказать, чтобы понравилось всем, порадовать кого-то). Интересные занятия с игрушками описаны в ряде методических пособий. Особо можно выделить игры-занятия, разработанные Э. П. Коротковой (СНОСКА: Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982). На них обучение описанию игрушек осуществляется одновременно с формированием грамматически правильной речи и обогащением словаря. Задания на описание постепенно усложняются, используются приемы мотивации речи, обогащается игровая деятельность детей.

Типичная структура занятий по составлению описательного рассказа по игрушке в старшем возрасте:

1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию игрушки, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, загадки, стихотворения.

2. Основная часть начинается с рассматривания игрушки в определенной последовательности:

3. Воспитатель предлагает план описания игрушки или наглядную схему описания (моделирование). Позже план дети составляют самостоятельно.

4. Описательные рассказы детей;

5. Анализ рассказа каждого ребенка;

6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать игру-драматизацию с игрушкой, стихи.

Типичная структура занятий по составлению повествовательного рассказа по игрушке в старшем возрасте:

1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию игрушки, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, загадки, стихотворения.

2. Основная часть начинается с рассматривания игрушек в определенной последовательности:

3. План рассказа. Позже дети самостоятельно составляют план рассказа. Воспитатель следит , чтобы дети соблюдали структуру (за­вязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Читайте также: