Шереметьево взлеты и посадки

Обновлено: 05.10.2024

В аэропортах московского авиационного узла с 9 сентября изменились схемы взлета и захода на посадку самолетов, сообщили в Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ. Решение назрело давно, признают эксперты, поскольку трассы снижения и набора высоты лайнеров нередко проходят над густонаселенными районами Подмосковья.

Речь в первую очередь идет о населенных пунктах рядом с аэропортом Шереметьево. Жители Сходни, Красногорска, Лобни и коттеджных поселков неоднократно жаловались на гул самолетов. Многим из них приходится целыми днями держать из-за этого закрытыми окна. Тема постоянно муссируется в городских сообществах в социальных сетях.

— На мой взгляд, ее вообще надо использовать только для взлета. А если она используется для посадки, то надо подходить на большой высоте, а дальше коробочкой заходить на аэродром, — пояснил летчик.

Он добавил, что изменение схемы воздушного движения после ввода в строй третьей ВПП было возможно, над этим велась активная работа. Специалист выразил надежду на то, что теперь шума станет меньше, а самочувствие жителей городских округов улучшится. Правда, если этого не произойдет, им придется продолжить борьбу за комфорт.

В соцсетях граждане не торопятся радоваться изменениям, поскольку за последние два года они происходят уже в четвертый раз.

Так что же все-таки изменилось? Ответ на этот вопрос можно найти, посмотрев презентацию Госкорпорации по ОрВД. Но если не вдаваться в тонкости, можно заглянуть на сервис FlightRadar24 и посмотреть, как улетают и прилетают рейсы из Шереметьева.

Если 8 сентября набор высоты на рейсах в направлении российского юга, например, осуществлялся над Красногорском, то уже 9–10 сентября лайнеры это делали над менее заселенными районами. Неизменным остается только часть маршрута над Сходней. Это касается как взлетных процедур, так и посадочных. После прохода над Ленинградским шоссе самолеты по внутрироссийским направлениям часто сворачивают направо в сторону Солнечногорска, а самолеты, направляющиеся в Европу, продолжают летать по прямому маршруту.

— Я живу здесь уже четыре года. Когда только присматривался к микрорайону, изучал, где и на какой высоте летают лайнеры. Специально даже мерил уровень шума. Поэтому сторону ближе к Ленинградскому шоссе не рассматривал. После открытия новой ВПП самолетов над нами стало в разы меньше. Возможно, еще и потому, что этот момент совпал с ковидными ограничениями. Сейчас рейсов достаточно, но третья полоса, как мне кажется, используется меньше из-за жителей частного сектора, — рассказал Алексей.

Он подтвердил, что основной вал возмущений начался именно тогда, когда стала использоваться третья полоса в Шереметьеве в 2019 году. Над Сходней же самолеты летали всегда, утверждают старожилы. Причем в советские годы, когда аэропорт был построен, они были еще и громче.

— Да и как не летать, если взлетно-посадочная полоса Шереметьева направлена точно на нас? — задается вопросом Петров. — Тем более на малых высотах большому самолету сложно маневрировать и не оказаться над жилыми домами. В Подмосковье каждая пядь земли заселена. Те, кто строит многоэтажки в непосредственной близости к аэропорту, должны думать, как это скажется на комфорте людей. Да и те, кто разрешение на строительство дает, — тоже. Был я в одном таком доме на 13-м этаже. Так там как будто самолет летит в окно. Красиво и в то же время страшно, — поделился местный житель.

В Шереметьеве о проблеме с шумом знают. Правда, его представители подчеркивают, что более чем за 60 лет работы воздушной гавани уровень звукового воздействия на прилегающие территории от летательных аппаратов снизился в 2,5 раза благодаря масштабному обновлению парка за счет современных моделей.

Почему США не сбили самолеты, захваченные 11 сентября 2001 года

К дискомфорту жителей воздушная гавань прямого отношения не имеет. Как пояснили в ее дирекции по связям с общественностью, еще в 2005 году для строительства взлетно-посадочной полосы № 3 был зарезервирован участок земли, а с 2009 года началось воплощение проекта в жизнь.

В это же время в обход порядка обязательного согласования и получения разрешения на строительство, с нарушениями закона, вокруг аэродрома ускоренными темпами были построены высотные жилые дома. Речь идет о микрорайоне Сходня в Химках и о микрорайоне Катюшки в Лобне. Жилье продавалось по ценам ниже рыночных. И в дальнейшем именно это, по заявлению Шереметьева, привело к многочисленным жалобам обитателей новостроек.

Более того, на протяжении практически всего периода функционирования аэропорта до принятия 135-го Федерального закона от 1 июля 2017 года действовало требование о согласовании жилого строительства на приаэродромной территории с организацией, управляющей аэродромом. С Шереметьевом вопросы строительства высоток не согласовывались, да и к тому же застройщики нарушали санитарные нормы, уверяют в авиагавани.

Тем не менее навстречу людям администрация аэропорта пошла. В ночное время, с 23:00 до 06:00, действуют ограничения по взлету и посадке лайнеров, не соответствующих требованиям по уровню шума. И в большинстве своем они выполняются перевозчиками. В текущих условиях гул самолетов доставляет дискомфорт лишь тем, кто находится в непосредственной близости к аэропорту. От воздушной гавани до ближайших многоэтажек Лобни менее 4 километров, а до дачных участков и коттеджных поселков — и того меньше.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.


Вторая часть рассказа об экскурсии в аэропорт Шерметьево посвящена самолетам на взлете и посадке. Кроме фотографий самолетов на подлете к аэропорту, мы понаблюдаем за жизнью аэродрома. Повторю то, что писала в первой части рассказа: не знаю, как вам, а мне было безумно интересно

2.Интересные точки для наблюдения за взлетающими и садящимися самолетами хорошо известны и пользуются популярностью. Одна из них находится рядом с забором аэродрома Шереметьево: от забора до начала взлетно-посадочной полосы - около 700 метров.


3.Высота самолета над головами - около 30 метров


4.Полосатое сооружение на заднем плане - так называемый ближний прИвод - радиомаяк, с помощью которого самолеты заходят на посадку. Над приводом самолет должен пройти на высоте 60 метров, если он не снижается до этой высоты, то уходит на второй круг. От привода вдоль трассы идет еще какое-то оборудование для самолетов (освещение?)


5.В Шереметьеве две взлетно-посадочные полосы, расстояние между ними недостаточное (не соответствует нормам) для того, чтобы самолеты взлетали и садились на обе полосы одновременно. Сейчас строится третья, под углом к первым двум.
Направление взлета и посадки зависит от направления ветра, оно общее, поэтому с этой точки видна только посадка, взлетающие самолеты будут видны с другого конца аэродрома (там тоже есть место для споттинга, но мы на нем не были).


6.Прежде, чем мы отправимся в аэропорт, еще один необычный ракурс посадки. Несколько лет назад я летела Аэрофлотом во Владивосток и обнаружила в кресле сложное устройство для развлечения пассажиров в полете. На фото оно показывает местонахождение самолета, но это только одна из опций


7.А на посадке на все экраны дают трансляцию из кабины пилота. Захватывающее зрелище, доложу я вам. Две полосы - прямо по курсу. Длина каждой - более 3 км


8.А теперь вид на аэропорт с 4 этажа Шереметьево F, из панорамных окон ресторана "Пятый океан". За полем хорошо видна "рюмка", диспетчерская вышка и другие сооружения бывшего Шереметьева-1, ныне Шереметьева-Северного.


9.Аэропорт живет своей жизнью, которую очень увлекательно наблюдать.


10.Эта миниатюрная с виду машина предназначена для буксировки самолетов


11.К некоторым рейсам пассажиров все еще подвозят автобусами (это дешевле, чем телетрап).


Сначала кажется, что в аэропорту почти ничего не происходит, но скоро понимаешь, что это иллюзия: нужно просто знать, куда смотреть. Все меняется так быстро, что я указываю время для следующих снимков.
12. В 15.01 сразу два самолета отправляются на взлет


13.Вот один из них проезжает прямо под нашими окнами. Время 15.02


14.В 15.06 он уже на взлетной полосе и через несколько секунд взлетит. А чуть правее по второй полосе тормозит только что севший самолет Чешских авиалиний. Да, согласно нормам, на двух полосах не могут одновременно находиться два самолета в воздухе, но как только на одной полосе самолет коснулся земли, на второй начинается разбег на взлет.


15.А вот взлетает второй самолет из тех, что были на фото 12. Время 15.07. Ну и плотность.
Обратите внимание, от начала движения самолета до взлета проходит 5-6 минут. Для забитых московских аэропортов это очень быстро.


16.На взлетной полосе - тяжелый транспортный самолет. У него длина разбега больше, и взлетит он довольно далеко от наших окон.


17.Один раз мне удалось поймать самый момент взлета; по фото я затрудняюсь определить, этот самолет еще на земле или уже в воздухе.


18.А теперь давайте вернемся к чешскому самолету, который совершил посадку в 15.06. В 15.08 он уже развернулся и подъезжает к зданию аэропорта; впереди него едет машина-"лоцман", указывая путь.


19.Через три минуты, в 15.11. самолет остановился, к нему подъезжает трап.


20. В 15.20 багаж выгружен, пассажиры скорее всего уже вышли. От момента посадки прошло меньше 15 минут.


Информация. Музей истории аэропорта Шереметьево работает на пятом этаже терминала F. По данным нашего экскурсовода, по будням общедоступен и бесплатен, очень много интересного. Информация на сайте туманна и не столь оптимистична.
Ресторан "Пятый океан" работает под музеем, на 4 этаже. Про кухню и цены ничего вразумительного сказать не могу, кроме того, что кофе эспрессо обошелся нам по 180р. Но какой вид. Кроме нашей группы, был занят всего один столик.

Место нашего споттинга показано на карте
На экскурсии "Где живут самолеты" мы были от фирмы Магазин путешествий. У меня сложные взаимоотношения с этой фирмой, но на этот раз они сработали на "отлично"

сгоревший самолет

Вечером 5 мая в аэропорту Шереметьево совершил аварийную посадку, а затем загорелся самолет Sukhoi Superjet 100, выполнявший рейс Москва - Мурманск. В результате авиакатастрофы погиб 41 человек из 78 находившихся на борту.

"Суперджет" авиакомпании "Аэрофлот" планово вылетел из Шереметьево в 18:02 по московскому времени. Однако вскоре после взлета экипаж доложил о неисправности и принял решение вернуться в аэропорт. В 18:30 лайнер совершил "жесткую" посадку на взлетно-посадочную полосу, после чего его охватил огонь.

Следственный комитет России (СКР) сообщил, что рассматривает три версии авиакатастрофы: недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта; неисправность воздушного судна; неблагоприятные метеоусловия.

Русская служба Би-би-си рассказывает, что стало известно об обстоятельствах катастрофы в понедельник.

Почему самолет вернулся

Еще накануне проект Baza опубликовал рассказ командира воздушного судна Дениса Евдокимова, который заявил, что запросить экстренную посадку экипаж решил из-за потери радиосвязи и отказа электроники на борту. Этому, по словам пилота, предшествовало попадание в самолет молнии.

"Мы взлетели, попали в тучу - был сильный град. В этот момент произошел хлопок, вспышка такая, как электричество. Все было очень быстро", - говорила в эфире телеканала "Россия 24" стюардесса Татьяна Касаткина.

О том, что в "Суперджет" ударила молния, рассказали также несколько пассажиров лайнера. Дмитрий Хлебушкин, один из первых пассажиров, вышедших к журналистам в Шереметьево, объяснял, что такой вывод сделал, поскольку видел "вспышку белого цвета".

Летевший тем же рейсом глава города Североморска Владимир Евменьков в понедельник рассказал радиостанции "Север FM", что сидел возле иллюминатора и "физически видел, что в правый двигатель два раза ударила молния".

"Стало понятно, что у нас проблемы, когда в самолет ударила очень сильная молния. Минут 20-30 мы еще были в воздухе. При этом паники в самолете не было, все люди спокойно сидели", - сообщила журналу "Сноб" пассажирка Марина Ситникова.

Почему начался пожар

В воздухе "Суперджет" еще не горел, пожар на его борту начался при посадке. Об этом говорят и следователи, и очевидцы катастрофы, а также свидетельствуют кадры приземления лайнера, которые попали в соцсети. О том, что возгорание двигателей произошло после посадки, говорилось и в первом заявлении "Аэрофлота".

Как следовало из рассказа командира воздушного судна Евдокимова, которого цитировала Baza, причиной пожара могло стать жесткое приземление при превышении посадочной массы.

"Пожар [возник] после посадки, я так понимаю. Из-за приземления. Причина, наверное, в этом", - сказал он, уточнив, что самолет садился при полных топливных баках.

По свидетельствам очевидцев, при посадке "Суперджет" несколько раз сильно ударился о взлетную полосу.

По данным источника Интерфакса, знакомого с ходом расследования, пожар начался после попадания постороннего предмета в левый топливный бак: вероятно, его пробили детали разрушенного шасси, что спровоцировало выброс топлива и возгорание.

Командир воздушного судна не смог сказать, почему при посадке самолет ударился о землю. По его словам, "скорости было достаточно" и "к полосе подходили с уменьшением вертикальной скорости согласно процедуре".

В "Аэрофлоте" в понедельник вечером заявили изданию РБК, что Евдокимов - опытный пилот, его общий стаж составляет 6,8 тыс. часов налета, из которых более 1,4 тыс. - на "Суперджетах".

Как проходила эвакуация

Пассажиров спускали на землю по спасательным трапам. В "Аэрофлоте" утверждают, что эвакуация заняла 55 секунд при нормативе в 90. По словам пассажиров, экипаж действовал профессионально.

"Только благодаря им [бортпроводницам] я остался жив. Девочки стояли в помещении, где был газ и было темно. Они оттуда вытаскивали людей и помогали спуститься на трап", - рассказывал пассажир Хлебушкин.

Пассажир Михаил Савченко написал в "Фейсбуке", что члены экипажа, по его мнению, "все сделали оперативно и четко". Именно Савченко накануне выложил видео, на котором видно, что пассажиры покидали самолет с багажом.

В понедельник он сделал новую запись, прокомментировав возмущение в адрес пассажиров, забравших свои вещи из горящего самолета.

"Я не знаю, что сказать про людей, которые выбегали с сумками. Бог им судья. Но очень хочу попросить не травить их, уверен, им и так очень тяжело сейчас. Я не думаю, что хоть один человек в этом горящем аду хладнокровно и обдуманно тащил чемоданы", - написал Савченко.

Стюардесса Касаткина в эфире канала "России 24" говорила, что после жесткой посадки "люди стали соскакивать с кресел, продвигаться [к выходу], хотя самолет был еще на скорости".

Видео изнутри сгоревшего "Суперджета"

Как тушили пожар

Как заявил в понедельник глава минтранса Евгений Дитрих, службы реагирования аэропорта Шереметьево сработали оперативно.

"В 18:31 был объявлен "код красный", через одну минуту первая "пожарка" была рядом с воздушным судном. В течение последующих четырех минут прибыло еще шесть пожарных машин", - заявил он.

Тушение самолета, по словам министра, продолжалось 18 минут.

Кто погиб в катастрофе

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

В СКР сообщили, что из сгоревшего салона самолета извлечены тела 41 человека. Для установления личностей погибших будут проведены генетические экспертизы, заявили в ведомстве.

Дитрих подтвердил, что один из погибших - бортпроводник Максим Моисеев. Как сообщали СМИ, он помогал пассажирам в хвосте самолета. Моисеев сначала пытался открыть заднюю дверь, а когда у него это не получилось, начал выводить пассажиров вперед, сообщал ТАСС.

Как сообщил временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области Андрей Чибис, 26 жертв катастрофы были жителями региона. Там объявлен трехдневный траур. Мэр Москвы Сергей Собянин в понедельник написал во "ВКонтакте", что трое погибших - москвичи.

Только в понедельник вечером "Аэрофлот" опубликовал список из 73 пассажиров Sukhoi Superjet 100 (49 мужчин и 24 женщины). Накануне авиакомпания публиковала только фамилии 33 выживших (22 мужчины и 11 женщин).

Что будет с "Суперджетами"

Минтранс пока не нашел оснований для приостановки полетов лайнеров Sukhoi Superjet 100. В Росавиации накануне также назвали "преждевременными" любые выводы об ограничении эксплуатации "Суперджетов".

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о возможной приостановке полетов, сказал, что "это прерогатива специалистов, пока таких решений не принималось, нужно дождаться заключения о причинах ЧП".

По данным газеты "Коммерсант", сгоревший "Суперджет" имел относительно небольшой налет (не более семи часов в сутки) и совершал преимущественно короткие (не более двух часов) перелеты.

По словам источника издания, у него был только один серьезный технический сбой - в январе 2018 года, когда при снижении самолет не смог выпустить закрылки, однако тогда полет завершился благополучно.

Автор фото, sledcom

Следственный комитет опубликовал видео, на котором остов сгоревшего самолета грузят на платформу

Как работает Шереметьево

С момента катастрофы аэропорт Шереметьево находится в ограниченном режиме работы - в понедельник днем там использовалась только одна взлетно-посадочная полоса.

Сообщалось, что ограничения вводятся в связи со следственными действиями на аэродроме бригады Следственного комитета.

Пять фактов о "Суперджете"

Около 18:30 в понедельник в ведомстве заявили, что следователи закончили работать на месте происшествия. Вместе с представителями Межгосударственного авиационного комитета они собрали фрагменты сгоревшего самолета и переместили их в ангар для дальнейшей выкладки и исследования, сообщил СКР.

"Аэрофлот" отменил 46 рейсов, отправляющихся и прибывающих в Шереметьево 6-7 мая.

Читайте также: