Шишкин рожь где хранится

Обновлено: 05.10.2024

Рожь 1878 г.

Автор

Трудно представить, но его родители когда-то не верили в способности сына. Особенно расстраивалась мать, что Иван не желает учиться, чтобы стать добропорядочным чиновником. К счастью, отец, человек просвещённый, всё-таки позволил ему выбрать путь собственных стремлений, поверил в талант сына. Выходец из города Елабуга на берегу Камы Вятской губернии (территория сегодняшнего Татарстана), Шишкин учился художественному искусству в Москве, Петербурге, Европе. Исколесил множество просторов, лесных массивов и озёрных долин и сделал для себя вывод, что больше всего на свете он любит Русь и её бескрайнюю ширь. Леса и луга, поля и дороги – вот что по-настоящему привлекало мастера и помогало ему выразить собственную горячую любовь к родине.

Предыстория создания шедевра

1870-е годы в судьбе Шишкина были непростыми. Чахотка унесла жизни дорогих ему людей: умер отец художника, затем 2-летний сын Владимир, потом брат жены Фёдор Васильев (близкий друг живописца, тоже художник), следом любимая супруга Евгения Александровна, молодая цветущая женщина (1847 г.р.), в довершение через год после смерти жены умер второй сын Константин. Так с 1872 по 1875 год Шишкин потерял почти всех близких.

Работа над картиной

С первого взгляда на это произведение хочется вдохнуть полной грудью – необыкновенный простор и воздух. Дорога, по обеим сторонам которой простираются жёлтые от поспевающих колосьев поля, разбросанные тут и там сосны, высокое голубое небо и облака вдали.

Сияющая и насыщенная желтизна поля оттеняется старыми раскидистыми соснами. Их толстые стволы и высоченные макушки передают ощущение мудрости и жизненного опыта, недаром символически сосны означают выносливость и силу жизни. Буйные шапки их зелени склонились словно под тяжестью дней и лет. Располагаясь хаотично вдоль петляющей дороги, сосны намечают и путь зрителя.

Из общего фона пышного лета и торжества жизни выбивается одно дерево, погибшее. Эта деталь заставляет предположить, что она добавлена преднамеренно, а не написана с натуры. Скорее всего, так автор обозначил своё состояние после трагической череды личных потерь.

Следуя своей манере, Шишкин рожь, травы, деревья выписал тщательно и подробно, детализировано. Потому так ярко ощущение вытоптанной дороги, подсохшей травы. Ясный день вскоре сменится летней грозой – с горизонта набегают и сгущаются кучевые облака. То же предчувствуют и птицы в вышине, и спешащие по дороге люди.

Торжественность, величие природы свойственны эпическим пейзажам. Именно это и стремился выразить мастер. Погружение в тёплый аромат поля, лёгкий летний ветерок, ласковое шуршание колосьев зрителю гарантированы.

Судьба картины

Иван Иванович Шишкин. Рожь

Дорога – популярный мотив у русских художников (1, 2). В исполнении Шишкина петляющая среди безбрежного поля ржи проселочная тропа обретает такую мощь и монументальность, что становится одним из символов русской жизни в целом. Тональность картины светло-спокойная, сдержанная. Кажется, глядя на нее, можно услышать напевы народных песен.

Земля напоена зноем, ощущается сухой жаркий ветер, о нем говорят и волны, прокатывающиеся по колосящейся золотистой ржи, и затягивающие небо облака. Всё это создает предощущение грозы, которая, вполне возможно, разразится в ближайшее время.


Время создания: 1878 г.

Размеры: 107×187 см

Современное местонахождение: Третьяковская галерея, Москва (Российская Федерация) [1] [2] [3] [4] [5]

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) к этому времени — уже прижизненный классик русской культуры, знаменитый художник-пейзажист, признанный мэтр живописи.

Но не только славу познал к этим годам художник. В его жизнь вторглось горе, одним за другим умирали его самые близкие люди: отец, брат жены (художник Ф. А. Васильев [9] ), жена, два маленьких сына. И. Шишкин остался один с маленькой дочерью Лидией (1869—1931). Эти страшные невзгоды надломили художника [10] [11] . Но он был еще не сломлен, он искал выхода, он пытался выживать. Спасался тем, что пил и работал. Первое помогало мало; второе приносило с собой хоть какой-то смысл существования…



Но покой ли? Художник очень ищет и жаждет его [14] . Нет, покоя нет и быть не может — как нет его в душе художника. А есть — только надежда. И потому пейзаж, казалось бы, такой умиротворенный, проникнут ощущением тревоги [7] . На горизонте медленно и неотвратимо встают тучи [1] ; мертво дальнее дерево, возвышающееся своим пустым скорбным стволом; тосклива и безлюдна прорезающая ржаное поле проселочная дорога [8] . Да и колосья неспокойны, их колышет ветер. Но они есть — живые, неспокойные, контрастирующие с ярко-зелёной сочной травой на переднем плане. А может, так и положено в этой жизни, где всё полно контрастов? — ведь и это волнение ржи — тоже проявление жизни. Может, оно так и задумано Господом? Ведь рожь — это символ жизни. А значит — что-то еще будет и хорошее. Колосья сливаются в эту живую массу, они открывают первый план [14] и продолжаются дальше, дальше… Вся картина — это мощь величия природы [7] [15] и символ надежды. Художник еще не знает, как эти надежды оказались призрачны и как скоро рухнут и они.

Рожь

О работе:

Не найти русского пейзажиста (да и, пожалуй, вообще русского художника), который бы не писал просёлочную дорогу, затерявшуюся в безбрежье широких полей. Дорога в данном случае выступает почти метафизическим знаком национальной жизни, обрастая массой подсмыслов и музыкальных обертонов: тут и устремлённость к горизонту, за горизонт, и мистическая углублённость, и вечное странничество, и убожество, и. Этот ряд определений можно продолжать до бесконечности.

Рожь, Иван Шишкин. Фрагмент 1

Предгрозье

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, — тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать свои дары возделывающему её человеку.

Рожь, Иван Шишкин. Фрагмент 2

Могучее дерево

Могучая сосна — символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесённой в самую высь верхушкой.

Рожь, Иван Шишкин. Фрагмент 3

Дорога

Просёлок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в светлую даль.

Рожь, Иван Шишкин. Фрагмент 4

Ржаной простор

Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:

Все рожь кругом, как степь, живая,

Ни замков, ни морей, ни гор.

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор.

Рожь, Иван Шишкин. Фрагмент 5

Музыка поля

Рожь, Иван Шишкин. Фрагмент 6

Засохшая сосна

Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистического звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

Читайте также: