Школьники участвовали в заготовке лекарственных растений

Обновлено: 05.10.2024

Цели: познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений; развивать мышление, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия

- Сегодня мы познакомимся с удивительными жителями царства Флоры (растительного мира). Эти жители - лекарственные растения. Вы узнаете, какие растения называются лекарственными, где они растут, как правильно собирать их.

II. Экологическая остановка.

- К нам спешит важный гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете его имя.

Есть один цветок такой, не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка, был цветок - и нет цветка. (Одуванчик.)

Одуванчик. Ой, кто это про меня вспомнил?

Когда идешь тропинкою, куда ни бросишь взгляд - В полях белеют шарики на тонких стебельках. Сквозные, серебристые, они, как пух, легки.

Ранней весной, как только зазеленеет трава, распускаются ярко- желтые одуванчики, на радость людям покрывая окрестности тысячами золотых цветов. Цветет одуванчик с апреля по сентябрь.

Поразительна живучесть одуванчика: даже вырванный с корнем, цветок может дозреть до семян, которые разнесет ветер, и вновь появятся всходы.

Звучит фонограмма пения лесных птиц. Появляется девочка с цветами в руках.

Девочка.

Как прохладно в чаще еловой!

Я цветы в охапке несу.

Хорошо ли тебе в лесу?

Ты растешь на самой опушке,

Ты стоишь на самой жаре,

Над тобою кукуют кукушки,

Соловьи поют на заре.

Я сорву тебя, милый, можно?

А потом отнесу домой.

Ветер дунул неосторожно –

Облетел одуванчик мой.

Посмотрите, вьюга какая

В середине жаркого дня!

И летят снежинки, сверкая,

На цветы, на траву, на меня.

Лесовик. А знаешь ли ты, девица, что одуванчик - не просто цветок, а лекарственное растение? Корень его возбуждает аппетит, лечит болезни почек, печени. Едят его и животные. Нельзя без нужды рвать этот цветок!

Лесовик. Ребята, что обозначает этот экологический знак?

- Почему нельзя рвать цветы? (Они не успели дать семена.)

Лесовик.

Я не степью хожу - я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее травяной картотеке.

Беспредельная степь, бесконечная степь,

Ты природой написанный верный рецепт.

- Посмотрите, как разнообразен мир лекарственных растений (рассказывает о растениях и демонстрирует их фото).

У дорог растет невзрачный цветок подорожник с розеткой листьев, из середины которой поднимается стебелек с зелеными шариками семян. Сорви листок, приложи его к больному месту, и ты почувствуешь, как боль постепенно утихает. Скоро перестанешь хромать и забудешь о своем спасителе. Что о нем помнить? Ведь это всего-навсего подорожник.

И вата в лесу есть. За ней только нужно пойти на болото, где растет в изобилии мох сфагнум. Листья сфагнума обладают удивительным свойством: они могут впитывать жидкость. Приложенный к ране слегка отжатый сфагнум заменит и вату, и йод, так как содержит в своих клетках вещество фагнол, убивающее бактерии гниения.

А вам приходилось видеть лесные розовые поляны? С таких полян доносится запах меда. Это цветет с июня до сентября иван-чай (кипрей). Растение высокое, больше метра. Розовые цветки кипрея собраны в заостренную кверху кисть, раскрываются они с 6 до 7 часов утра. Очень полезно это растение! Корневище сладкое, его едят сырым и вареным. Можно его высушить и приготовить муку. Молодые листья кладут в салат, а из высушенных заваривают вкусный чай. Эти растения - хорошие медоносы, и их охотно посещают пчелы.

III. Знакомство с лекарственными растениями.

Лесовик.

Вот лекарственные травы - душица,

Зверобой и медуница,

Земляника и черника,

Чистотел, полынь, калина,

Лен, календула, крапива.

Травы где найти такие, знают жители лесные.

И о чем они для нас поведут сейчас рассказ.

Ученики рассказывают о лекарственных растениях.

Лапчатка

В средние века лапчатке приписывали могучие целебные и даже волшебные качества. В наши дни известно, что лечебная сила лапчатки прямостоячей скрыта в ее корневищах.

Корневища по форме цилиндрические или округло-яйцевидные, с многочисленными тонкими придаточными корнями. Отвары из них врачи назначают как хорошее вяжущее средство при воспалительных процессах в полости рта, а также при некоторых желудочно-кишечных заболеваниях. Иногда препараты лапчатки используют при мокнущих экземах, ожогах.

Найти ее можно на лесной полянке, в разреженном хвойном лесу, между кустарниками или на лугу. Это ветвистое травянистое многолетнее растение высотой до 50 см, с виду самое обыкновенное, разве что бросятся вам в глаза его лапчатые листья, от которых оно и получило свое название.

Лапчатка не только лечит. Ее используют как специю при изготовлении рыбных консервов. Корневища лапчатки с квасцами дают красивую красную краску, а с железным купоросом — густо-черную. Лапчатку используют и для дубления кож.

Ее корневища выкапывают осенью, очищают от тонких придаточных корней и высушивают.

Ромашка аптечная

Ромашка аптечная, или лекарственная, давно себя зарекомендовала как лечебное средство. Цветочные корзинки этой ромашки широко используются в медицинской практике. Зато меньше известно другое ее ценное свойство.

Оказывается, ромашку аптечную терпеть не могут мыши. Если в вашу кухню, кладовую или сарай стали наведываться эти грызуны, то их визиты легко прекратить. Для этого достаточно посыпать пол и полки пахучими сухими соцветиями аптечной ромашки.

Ромашка аптечная относится к семейству сложноцветных. Это однолетнее растение высотой 15-50 см, с сильным ароматом. Цветет с мая до осени. У нас произрастает несколько видов ромашки.

Надо уметь отличить аптечную ромашку от остальных видов. Главное отличие - выпуклое цветоложе, полое внутри. В этом легко убедиться, разрезав цветочную корзинку лезвием бритвы.

Этим растением интересуются и заготовительные пункты, и аптеки. Ромашку аптечную вы найдете у дорог, на сорных местах, на полях, среди посевов. Произрастает она на юге и в средней полосе страны, реже встречается в южных районах Сибири и Средней Азии.

Велик спрос на ромашку, и дикорастущей уже не хватает. Поэтому ее выращивают на полях.

Ромашку аптечную собирают с конца весны и до середины лета. Лучше всего это делать, когда белые язычковые цветки распростерты, то есть находятся в горизонтальном положении. Особенно хорошее сырье получают при ручном сборе, когда цветочные корзинки ощипывают или срезают ножницами у самого основания; иногда их снимают железными гребнями или чесалками.

Собранные соцветия нельзя держать в корзинах или кучках более 2-3 часов, потому что они легко согреваются, чернеют и теряют свои качества. Соцветия сушат в тени под навесами на ветерке, на чердаках.

Земляника

Так уж получилось, что многие видят прок только в ягодах земляники, забывая о листьях, а ведь они не менее ценны и зимой вполне могут заменить плоды. Заготавливают их во время цветения, сушат в тени, часто переворачивая. А затем заваривают как обычный чай. А встретить это чудо-растение можно на полянах и вырубках леса.

Земляника

Под кусточком огоньки - вкусные-превкусные!

Набирайте в кузовки земляники бусинки.

В знойный, жаркий летний день - собирай, кому не лень.

Будет вам зимой варенье, а для гостя - угощенье.

Первоцвет весенний

И среди трав бывают чемпионы. К ним, например, относится первоцвет весенний, или лекарственный. Из дикорастущих травянистых растений у него наибольшее количество витамина С. Съешьте только один его лист, и вы обеспечите себя витамином С на целые сутки.

Но это еще не все. В листьях растения есть и витамин Е, а также каротин. Особенно много витаминов листья первоцвета содержат в начале цветения. Тогда их и следует собирать.

Это многолетнее травянистое растение бывает высотой 15-30 см. Все листья собраны в прикорневой розетке. Цветки крупные, с медовым ароматом. Корневище мясистое, короткое, от него отходят многочисленные шнуровидные корни. Ищите первоцвет по лесным полянам, опушкам, среди кустарников.

А всегда ли есть время бежать за этим ценным витаминным салатом к лесной опушке? Оказывается, кое-где его уже переселили на огородные грядки! Кто раз его посадил, тот уже с ним не расстанется. К тому же это и медоносное растение.

Иногда растение называют баранчиком. Так назвали его за листья. Они немного напоминают шкуру молодого барашка: морщинистые, волнистые по краям да к тому же покрыты бархатистым пушком.

Зверобой

Народная мудрость гласит: как нельзя без муки испечь хлеб, так без зверобоя нельзя лечить болезни, и называют его травой от 99 болезней.

Популярность этого растения определялась его полезными свойствами. Но было с ним связано много таинственного. Это растение считали магическим, предохраняющим от привидений. Бытовало поверье, будто черти, колдуны не страшны человеку, который постоянно носит с собой зверобой. А небольшой пучок этого растения, прикрепленный к двери или спрятанный на пороге, непременно преграждает колдуну путь в дом. В те далекие времена верили, что наибольшей силой обладает трава зверобоя, собранная в ночь на Ивана Купалу. Поэтому называли ее еще травой святого Иоанна (растение начинает цвести на Иванов день).

Растет зверобой вдоль опушек сухих хвойных лесов, на вырубках, вдоль дорог, на лесных полянах. Собирать его нужно в сухую погоду. Верхушки (15-20 см) срезают ножницами или секатором. Не рвите траву руками - можно повредить растение!

Чистотел

Траву чистотела применяют и в ветеринарии для лечения ран и других болезней у животных. Любопытно, что домашние животные на пастбищах не трогают это растение из-за его ядовитых свойств.

Растет чистотел на тенистых местах в светлых рощах и борах, около жилья - на огородах, в садах. Собирают траву во время цветения - до самого сентября. Отмирает чистотел с уходом бабьего лета. Отпылает прощальным теплом солнышко, исчезнет серебристая паутинка - и нет больше чистотела.

Полынь

Целебные свойства полыни были известны еще древним грекам. В те времена ее ценили настолько, что победители соревнований конных упряжек на римских торжествах получали право отпить глоток полынной настойки: считалось, здоровье - лучшая награда.

Издавна популярна полынь и на Руси. Наши предки считали, что веточки полыни, носимые на груди, предохраняют от порчи и злых духов. Ее брали в лес, чтобы бросить в русалку, если той вздумается напасть на одинокого прохожего.

При сборе травы соблюдаются определенные правила - иначе пропадут целебные свойства растения. От полыни берут в сухую погоду листья и траву. Листья без черешка - до цветения растения, траву - в начале цветения, срезая верхушки цветущей полыни. Сушат пучками, развесив их на веревке. А хранят обязательно в закрытой стеклянной банке.

Черника

Согласно одной из легенд в давние времена гномы, жители дремучих лесов, лишились своего пристанища. Люди узнали об их несметных богатствах и стали перекапывать землю в поисках кладов. Долго метались гномы по лесу, ища укрытие. И только черничный кустик сжалился над ними - спрятал, сберег маленький народец. В благодарность расселили гномы чернику по всему свету. И появилось у нее много новых имен: чорница, черница, чернец.

На Руси существовало твердое убеждение, что в том доме, где едят чернику и землянику, врачу делать нечего.

Ягоды черники обостряют зрение, уменьшают усталость глаз после продолжительной работы при искусственном освещении. Не случайно эта ягода входит в рацион летчиков и космонавтов.

Из листьев черники можно приготовить лечебный чай. Он имеет приятный, слегка вяжущий вкус и хорошо утоляет жажду.

Календула

В диком виде в России календула не встречается. Она культивируется с XIII века как декоративное и лекарственное растение. Цветки календулы содержат богатый состав различных веществ, что обеспечивает широкий спектр целебных свойств. Цветки календулы обладают противомикробным, противовоспалительным действием.

За лето календулу можно собрать 15-20 раз. Высушив в тени, ее можно использовать для приготовления лекарств.

А если посеять календулу между рядами земляники, капусты, лука, чеснока, рядом с гладиолусами и флоксами, это поможет уберечь овощные и цветочные культуры от многих болезней. Такая помощь будет не лишней вашему саду, да еще и на зиму лекарственным сырьем запасетесь.

IV. Правила сбора и обработки лекарственных растений.

Учащиеся составляют правила и рисуют экологические знаки.

Правило первое: что собирать.

Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других - листья, у третьих - стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

Правило второе: когда собирать.

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики - в мае и сентябре, мать-и-мачеху - лишь в мае, шиповник - в сентябре и т. п. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

Правило третье: как собирать.

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, мешками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

Правило четвертое: где собирать.

Каждое растение имеет определенные места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества - продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет. рвать его нельзя. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало.

Правило пятое: собирая, сохранять.

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.

Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания - дачные чердаки.

При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь. Тогда все пойдет в дело, ничто не пропадет.

Учитель читает описание лекарственного растения, учащиеся называют его и рассказывают о его применении.

Описание 2. Эта ягода - одна из любимейших ягод в Сибири, называют ее виноградом Севера. И действительно, по пищевым и лечебным целям она не уступает солнечной ягоде. В Сибири растет в зоне хвойных лесов. Собирают ягоды два раза в год - осенью и весной. (Клюква.)

Описание 3. Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Цветки этого дерева - старинное народное средство при простуде. (Липа.)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Во многих школах страны стало хорошей традицией оказывать практическую помощь заготовительным конторам и аптекам в сборе лекарственных растений. Привлекать к этой работе целесообразно учащихся 4 - 7 классов. В некоторых городских и сельских школах практикуется выращивание ценных лекарственных растений на учебно-опытном участке. Это дает возможность

учащимся подкреплять теоретические знания практическими действиями. Обычно каждый класс имеет свою опытную делянку, что позволяет ставить опыты, проводить регулярные наблюдения, участвовать в воспроизводстве и заготовке лекарственного сырья.

Первую вводную беседу с ребятами лучше всего проводить весной, в марте-апреле, когда появляются первые лекарственные растения - объекты сбора.

Из беседы школьники узнают, что лекарственными называются растения, содержащие лечебные вещества, которые накапливаются в плодах, семенах, цветах, листьях, почках, стеблях, коре, корнях, клубнях, луковицах. Лекарственные растения вырабатывают различные органические химические соединения, принадлежащие к нескольким группам, важнейшими из которых являются эфирные масла, гликозиды, алкалоиды, флавоноиды, фитонциды.

Классный руководитель сообщает учащимся, что в каждом лекарственном растении есть свое химическое действующее вещество. В разных частях растения оно накапливается неравномерно. Например, у валерианы только корни содержат эфирное масло, у черники вяжущее вещество находится в ягодах, у мяты эфирное масло преобладает в листьях. Поэтому, прежде чем собирать лекарственные растения, надо точно знать, какая именно часть растения полезна.

Первый опыт сбора и заготовки лекарственных растений учащиеся

приобретают под руководством учителя биологии и классного руководителя. Ребята должны знать, когда какие растения можно заготавливать. Так, соплодия шишки ольхи, содержащие дубильные вещества, заготавливают осенью и зимой (ноябрь, декабрь, январь, февраль) и применяют как вяжущее и кровоостанавливающее средство. Березовые почки собирают в начале их набухания (февраль, март, апрель), сушат в тени или в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха около 25°С. Высушенные почки обмолачивают и очищают от сора. Молодые листья березы следует собирать в мае-июне и сушить в тени.

Почки и молодые листья содержат эфирное масло, смолу, флавоноиды,

витамин С. В свежем виде они выделяют летучие фитонциды, обладающие сильным бактерицидным действием. Почки и листья березы настаивают и применяют при желчнокаменной болезни. В марте-апреле, до появления листьев, собирают кору крушины ломкой, или ольховидной. На коре молодых побегов или толстых ветвей на расстоянии 20 - 30 см делают ряд кольцевых надрезов, которые соединяют продольными надрезами. После этого кору

осторожно снимают отдельными трубками и сушат на открытом воздухе или под навесом. Кора крушины содержит антраглюкозиды, обладающие слабительным свойством. Заготовленная сухая кора годна к употреблению только через год. В апреле ведется сбор сосновых почек. Они богаты витамином С, содержат эфирное масло, смолу, горькие и дубильные вещества. Сосновые почки применяют как отхаркивающее, мочегонное и дезинфицирующее средство, для ингаляций при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

Особенно много лекарственных растений заготавливается в летние месяцы. К таким растениям относятся: зверобой (собирают во время цветения надземные части растений длиной 15-20 см, применяют при упадке сил, простудных и кожных заболеваниях, расстройстве желудка и др.), василек синий (цветки собирают во время цветения, используют при простуде как потогонное и противолихорадочное средство), пустырник (собирают верхушки соцветий с листьями и цветками, применяют при сердечно-сосудистых заболеваниях и гипертонической болезни), смородина черная (собирают зрелые ягоды и листья; ягоды используют в качестве мочегонного средства, а листья - в виде отваров как закрепительное средство).

Заготовка лекарственного сырья продолжается осенью. Например, плоды рябины и шиповника собирают в стадии полного созревания. Свежие плоды рябины содержат каротин, витамины С, Р, органические кислоты, горькое вещество, сахар. В медицине их применяют при цинге, дизентерии, как мочегонное и кровоостанавливающее средство. Плоды шиповника богаты витаминами С, Во, К, Ри каротином, содержат сахар, лимонную кислоту, дубильные и пектиновые вещества. Черно-бурые, с сизым налетом плоды можжевельника собирают в конце сентября - начале октября. Они ароматны,

на вкус очень сладкие, содержат эфирное масло, сахар и другие полезные вещества. Применяют в медицине как мочегонное и способствующее пищеварению средство.

В беседе с учащимися классному руководителю или специально

подготовленным школьникам следует перечислить, наряду с названными, широко распространенные и общеизвестные лекарственные растения, которые служат источником особенно массовой заготовки, рассказать о ее особенностях.

Для достижения большего воспитательного эффекта классным руководителям и юным лекторам следует использовать технические средства обучения: мультимедиа, кодоскопы, диа- и кинопроекторы для демонстрации слайдов, диафильмов.

Можно объединить усилия параллельных классных коллективов и организовать конкурс на лучшего знатока лекарственных растений или

биовикторину на тему «Знаешь ли ты лекарственные растения своего

Целесообразно организовать к конкурсу специальный выпуск экологического информационного бюллетеня, подготовить кроссворды, ребусы, оформить выставку лучших фотографий, рисунков, аппликаций, поделок из природного материала и других работ учащихся по проблемам охраны природы.

При проведении конкурса следует предусмотреть применение различных технических средств обучения. Демонстрируя слайды с изображением лекарственных растений, можно задать следующие вопросы: как называется растение? К какому классу и семейству относится? Где растет? Как размножается? Почему это растение относят к числу лекарственных? Как целебное свойство растения используется в медицине? Когда заготавливают растение и какие его части (стебель, листья, плоды, корни)? `Какие вы знаете правила сбора и сушки лекарственного растения? Какие меры необходимо предпринять для увеличения числа целебных растений? Какие правила необходимо соблюдать при заготовке лекарственного сырья?

Конкурс лучше всего организовать в виде командных соревнований с участием двух и более команд по 5-8 участников в каждой. Для его

проведения избираются ведущий из числа учащихся и жюри, в состав

которого входят учитель биологии, классные руководители и учащиеся представители от каждого класса.

Интересно организованный и правильно проведенный конкурс на лучшего знатока лекарственных растений стимулирует ребят к лучшему познанию природы родного края.

В практике работы классных руководителей встречаются различные формы летних заданий учащимся. Например, во время каникул школьникам поручается заготовить и сдать в аптеки целебные растения. Таким образом, у учащихся появляется реальная возможность самостоятельно продолжить общественно

полезную работу и представить в школу справку из аптеки о количестве заготовленных ими лекарственных растений.

При распределении самостоятельных заданий классный руководитель должен напомнить учащимся о том, что, прежде чем приступать к сбору лекарственных растений, необходимо посоветоваться с работниками аптек и заготовительных контор, выяснить их потребность в лекарственном сырье и получить

соответствующие консультации о правилах сбора и сушки растений. В процессе этой работы у школьников формируется чувство ответственного отношения к природе, воспитывается активная жизненная позиция.

Классному руководителю советуем познакомиться со следующей литературой: Занимательно о ботанике. - М., 1972.

Учитель.Сегодня ваша задача понять ценность подарка природы, познакомиться с целебными свойствами лекарственных растений, с их разнообразием, с некоторыми правилами сбора, сушки, хранения и применения. Для этого мы с вами отправимся в путешествие в Страну Лечебных Трав. Проводниками – экскурсоводами будете вы сами. Сегодня работает пять групп:

1 группа: Учёные – архивариусы. Они дадут справки из истории. Давайте послушаем их.

Архивариус 1. Давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Подсмотрел он, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Из поколения в поколение передавали люди сведения о целебных свойствах растений.

Архивариус 3. Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках, среди многих современных препаратов занимают достойное место травы, настойки из трав, таблетки из трав, таблетки на травяной основе.

2 группа:

Ученик 1. А вот и первая жительница этой страны. О ней существует очень много загадок.

Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же.
(крапива)

Вы, конечно же, знаете, как она выглядит. Слайд, приложение 1.

Инсценировка (3 чел.)

Бабушка: Сегодня на обед будут крапивные щи

1 брат: Мы с братом переглянулись.

Оба брата: Крапивные?

Бабушка: Да-да. А вы пойдите и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы.

2 брат: Щи получились отличные. И это было для нас открытием.

1 брат: Мы поняли, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.

Бабушка: Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить много полезных и вкусных блюд. Кроме того, из крапивы получают зеленую и желтую краску, которую используют в пищевой промышленности. Крапиву используют и для временного хранения пищевых продуктов. Однако наиболее важны ее лечебные свойства. В ней содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь.

Врач. Возьмите сырую крапиву, потолките ее и приложите к свежей ране. Крапива раны вычистит и заживит. Также крапива хорошо укрепляет волосы.

Ученик 2. А с этим растением вы тоже все знакомы:

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник) Слайд, приложение 1.

Ученик 3. Почему это растение так называется? Кто из вас пользовался подорожником? Для чего вы это делали? Подорожник очень быстро размножается. Посмотрите, сколько у него семян. Каждое семя обволакивается слизью, и поэтому его семена легко приклеиваются к колесам, к ногам. Так подорожник путешествует по свету.

Врач. Подорожник, используется при болезнях желудка, это не только хорошее ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, он также широко применяется для лечения простуды. При этом используют сок подорожника.

Ученик 5. Еще один житель Страны Лечебных Трав:

Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на ветке крепкой
Сто плодов шершавых, цепких.
(Лопух) Слайд, приложение 1.

Действительно! Какое из растений может быть навязчивее лопуха - репея! Не только плоды этого растения липнут к человеку, но и сам лопух растет ближе к его жилью. Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Они съедобны на первом году жизни растения. Поэтому в Японии и Китае лопух возделывается как овощ. Корни можно есть сырыми, вареными, печеными, жареными. Если измельчить корень и варить его в течение 2 часов с щавелем, уксусом, то получится приятное на вкус повидло.

Врач. Если смешать свежий сок растения с маслом, то получится хорошее средство для лечения ран. Отваром из корней лопуха рекомендуется мыть голову для укрепления волос.

Ученик 6.

Догадайтесь, что это за растение:
Носит этот мальчик желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
(Одуванчик) Слайд, приложение 1.

Врач. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. А отвары сухой травы и корня одуванчика нужно пить, если у вас болит живот.

Учитель: Около наших домов очень много лекарственных растений. Но настоящая кладовая даров для аптеки — это наше природное окружение: леса, поля, луга. Здесь столько лекарственных растений, что ими можно предупредить и вылечить многие заболевания: сердца, желудка, нервов, простудные и многие другие.

Итак, отправляемся в лес!

3 группа

Ученик 1. Отгадайте загадку о первом лесном жителе Страны Лечебных Трав.

В тени деревьев среди густой травы растет он. У ландыша два больших остроконечных листа, а между ними, на высокой тоненькой ножке, несколько маленьких белых колокольчиков. Узнаешь его и по тонкому, приятному запаху. За красоту и за этот запах его очень любят люди. Но если для большинства людей ландыш лишь красивый цветок, то для врачей это еще и сырье, из которого делается лекарство для сердечных больных. Ландыш используется для лечения сердечных заболеваний, заболеваний нервной системы. Ландыш — это охраняемое растение, оно занесено в Красную книгу. Поэтому ландыш заготавливают только специальные организации.

Ученик 2. Другой житель Страны Лечебных Трав — медуница. (Слайд, приложение 1.) Так описывает этот цветок поэт В. Мусатов:

Лиловый, красный, голубой
Цветет, любимая пчелой,
В дубраве медуница.
Никто другой в стране лесной
Не может, как она весной
В три цвета нарядиться.

Ученик 3. Название следующего растения вы легко отгадаете:

И матушка родная,
И мачеха злая
Бок о бок живут –
Через стеночку.
(Мать-и-мачеха). Слайд, приложение 1.

Ещё лютуют морозы и только появились проталинки, а мать-и-мачеха уже показала свои золотистые цветы. Укутанные тёплыми волосками, они превосходно чувствуют себя. Когда пригревает солнце, цветы распускаются, расправляются. Но если ожидается мороз, холодная весенняя непогодь, немедля прячутся в пушистый воротник, который сохраняет нежные лепестки от стужи. В народе по цветам мать-и-мачехи определяют погоду.

Ученик 4. Кто из вас знает, почему это растение так называется?

“…Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная а нижняя, покрыта белым пухом, – мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулась ласковая рука матери. А приложишь холодной стороной – станет неуютно, холодно…”

Ученик 5. Странное название этого растения породило много сказок и легенд примерно одного содержания.

Счастливо, согласно жила семья, покуда не заболела, а потом не умерла мать. Ссутулился хозяин дома, затихли песни и радостные игры у ребятишек. Соседка, вдова молодая, которую покойница никак не жаловала, ловко вошла в доверие и перебралась в осиротевший дом новой женой. С виду вроде бы всё хорошо: дети ухоженные, муж доволен. Но стали замечать люди, что жизнь в семь будто замерла. Мачеха говорит тепло, а холодом веет, проведёт рукой по волосам – словно репьёв насажает. Как пригрело весеннее солнце, младшая дочь от тоски стала на косогор к речке бегать, слёзы выплакивать. Как-то раз подняла голову, а у ног цветочек жёлтенький расцвёл. В тот день навсегда исчезла мачеха, след простыл. А цветок каждую весну появляется. Посмотрит, хорошо ли детям, и снова пропадёт. На его месте летом листья вырастут, сверху холодные, а снизу тёплые, мягкие.

Ученик 6. Мать – и – мачеха – это многолетнее травянистое растение. Растение обладает большой живучестью и подвижностью. Корневище расползается далеко от основной части. Листья округлые, зелёные сверху, с обратной стороны беловойлочные, пушистые.

Люди давно прознали о лечебных свойствах мать-и-мачехи. Лечит ли это растение тоску, как утверждает легенда, судить нельзя. А вот при кашле помогает замечательно. Не даром древние называли мать-и-мачеху “туссиляго” - от латинского слова “туссус”, что означает “кашель”. Вытяжки из листьев и цветов успокаивают кашель, ослабляют и прекращают воспалительные процессы, возбуждают аппетит, заживляют раны. При насморке втягивают в нос сок, выжатый из свежих листьев.

Ученик 7. Есть в лесу и сладкая аптека. (Слайды, приложение 1.)Так, черемуху используют при лечении расстройств желудка, малину — при ангинах и простудах, землянику — для улучшения состава крови, бруснику — при авитаминозах (ягоды) и при заболеваниях почек (листья).

Архивариус 1: Как видите прямо в лесу можно найти нужные лекарства и использовать их по надобности. В моем архиве есть еще одна интересная история, которая рассказывает о находчивости одного врача. Было это в 1919 году, на севере, в госпитале. Раненых красноармейцев было много, а в передвижном госпитале не было ни бинтов, ни ваты, ни йода. Особенно нужна была вата. Врачу было невыносимо тяжело смотреть на страдания раненых, и он в самом мрачном настроении вышел из избы. За деревней начиналось болото, покрытое снегом. Врач пнул ногой кочку и замер: под ногой был белый мох – сфагнум. Врач знал, что сухой мох используют на скотных дворах, так как он хорошо впитывает навозную жижу. Значит его можно использовать вместо ваты. На другой день весь медицинский персонал вышел на сбор мха. Собранный мох разложили по простыням для просушки. Просохший мох заменил не только вату, но и йод. Сфагнум содержит вещество сфагнол, убивающее микробов.

Лечебные растения в природе разбросаны повсюду. Животные охотно поедают их, спасая себя от кишечных или других заболеваний. Поедая полынь, степные копытные животные избавляются от глистов и других паразитов. Медведь не ляжет в берлогу до тех пор, пока не выведет глистов. Иначе ему не перезимовать. Конечно, животные лечатся совершенно бессознательно, ими руководит инстинкт, который передается из поколения в поколение.

Учитель. Немало лекарственных трав в поле и на лугу.

4 группа

Внук.

Луговые травы

С бабушкой нашей пойдем далеко мы
В луг, где ей всякие травы знакомы,
Руки мелькают, не путаясь в травах,
В тонких и острых, в густых и кудрявых.
Вот от простуды, а вот от надсады,
Это от боли спасет головной!
Мы поучиться у бабушки рады
Мудрой науке ее травяной.
Вырастем – травами с нашего луга
Будем лечить, избавлять от недуга.
(Е. Фейерабенд)

Бабушка: Да, действительно, очень важно знать, какие растения полезны, а какие могут быть и ядовиты. Ну-ка, внучек, вспомни, чему я тебя учила? Какие лекарственные растения ты знаешь?

Внук:(Слайды, приложение 1.) Это ромашка аптечная (ее используют при простуде, воспалении слизистой оболочки рта, это успокаивающее средство, оно утоляет боль).

Кажется солнце в ромашку вошло,
Желтое донце в лучах расцвело,
Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,
Солнца на ножках, качаясь стоят.
Залит лучами зеленый лужок.
Солнце над нами и солнце – у ног!
(А. Мельникова)

Знаю пустырник (успокоительное средство, применяется также при болезнях сердца); василек синий (используется как жаропонижающее средство; при болезнях мочевого пузыря, в виде примочек при заболеваниях глаз).

Валериана лекарственная используется при болезнях нервов, бессоннице, при заболеваниях сердца, желудочно-кишечного тракта.

Бабушка. Часто можно увидеть ещё одно ценное лекарственное растение — тысячелистник обыкновенный. (Слайд, приложение 1.) Посмотрите на растение и ответьте, почему он так называется? Каждый лист тысячелистника многократно рассечен на множество узких долек, сосчитать которые трудно.

Инсценировка (2 чел.)

Зайчонок: Пятьдесят один, пятьдесят два, пятьдесят три…

Сорока: Что это ты считаешь?

Зайчонок (вздыхая): Опять со счета сбился. Говорят, у тысячелистника целая тысяча маленьких листочков. Вот я и считаю, чтобы проверить, правильно мне сказали или нет.

Сорока (смеётся):– Ха – ха – ха! Ты и за день их не пересчитаешь. У него листьев так же много, как и цветков. Цветки у тысячелистника маленькие. Их множество, и образуют они красивый плоский букетик. Обычно цветки бывают белые или лиловые. Но если подняться в горы, то там можно встретить розовые и даже тёмно – красные корзиночки.

Зайчонок: Вы посмотрите, какие у него длинные резные листья. Будто маленькие ветки ёлки.

Сорока: Очень интересное растение, очень. Даже из-под снега видны его засохшие пахучие корзинки. Всю зиму в них семена хранятся.

Зайчонок: А как вы думаете, тётушка Сорока, сколько всё же у тысячелистника листиков?

Сорока: Не знаю, не знаю. Я пока за вестями слетаю, а ты тут потрудись немножко, посчитай. А потом мне скажешь!

Зайчонок вздохнул, наклонился над растением и стал считать: Один, два, три…

Бабушка.Тысячелистник используют при заболеваниях желудка, кишечника. Тысячелистник хорошо останавливает кровь. Он улучшает аппетит. Разомните листья тысячелистника, приложите кашицу к ранке и завяжите бинтом. Рана быстро заживет.

Учитель: Итак, наше путешествие по Стране лечебных трав сегодня заканчивается. Для подведения итогов я приглашаю последнюю группу ребят. Чтобы узнать название этой группы, нужно разгадать кроссворд (слайд, приложение 1):

  1. Его называют сердечной травой,
    Он бережёт ваш сон и покой. (Пустырник)
  2. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
    Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)
  3. На зелёном шнурочке
    Белые звоночки. (Ландыш)
  4. Золотой и молодой за неделю стал седой,
    А денечка через два облысела голова.
    Спрячу-ка в карманчик бывший … (Одуванчик)
  5. Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти,
    Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)
  6. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,
    Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
  7. Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,
    Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек)
  8. У забора живет, никого не признает,
    Не собака, а кусается и погладить не дает. (Крапива)

Травник 1. “Травниками” называли людей, собирателей лекарственных растений. Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений.

Травники 2, 3. Но чтобы эти растения могли помочь нам и проявить свои волшебные лечебные силы, их нужно правильно заготавливать, хранить и применять. Необходимо при этом точно придерживаться строгих правил. (Рассказывают по памятке - Приложение 2)

Итог.

Учитель: Ребята, а как вы сможете применить знания, полученные сегодня, использовать в жизни? Не забывайте правила, о которых вам рассказали травники. Они записаны в памятках, которые вы получили от наших травознаев. Но не только на улице можно встретить лекарственные растения. Растут они и у вас дома. Задание – узнать о лекарственных растениях, растущих на подоконниках ваших домов. Подготовить рассказ об этих растениях.

В заключение нашего путешествия ещё раз напоминаю: ПРИРОДА ЩЕДРА ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА К НЕЙ ОТНОСЯТСЯ БЕРЕЖНО И ЗАБОТЛИВО.

Ученик.

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.

Народное целительство – это знания и методы, применяемые для лечения болезней. Эти знания опираются исключительно на практический опыт и передаются из поколения в поколение. Издавна наши предки пользовались целительной силой растений для того, чтобы изменить жизнь к лучшему.

С момента возникновения коронавирусной инфекции наша семья всерьез задумалась о профилактике здоровья с помощью лекарственных растений.

В настоящее время научно обоснованы полезные свойства лекарственных растений, которые имеют активные вещества, способные оказывать определенное влияние как на организм в целом, так и на его отдельные органы и системы. Концентрация этих веществ меняется в зависимости от фазы развития растений, от почвы и технологии заготовки. Наш проект можно использовать в начальной школе на уроках окружающего мира.

Растения играют важную роль в жизни человека, так как обеспечивают нас кислородом. Являются источником пищи, одежды (хлопок, лен, бамбук), лекарств, корма для животных, сырья для различных отраслей промышленности.

Цель работы: сбор лекарственных растений с сохранением всех их полезных свойств.

Задачи:

Объект и предмет исследования: лекарственные растения, собранные в Лаишевском районе РТ.

Гипотеза: при соблюдении определенной технологии сбора, сушки и хранения можно подготовить лекарственные растения с целительным эффектом.

Действительно, разнообразные лекарственные травы веками используется во многих уголках мира. Полезные свойства растений извлекаются из корней, листьев, плодов, соцветий. Самые разные наборы трав позволяют приготовить множество сборов для лечения заболеваний.

На сегодняшний день синтетические препараты (аптечные лекарства) не только не помогают избавиться от недуга, но и становятся причиной новых болезней. Мы полагаемся на народные средства, которые очищают наш организм и укрепляют иммунную систему.

С нашим проектом мы выступили перед одноклассниками. Показали им как выглядят и в чем хранят высушенные листья, цветки, плоды, корни лекарственных растений. Получили высокую оценку со стороны учащихся и преподавателей.

Мы провели исследования общего анализа крови до и после приема лекарственных растений, а именно ромашки аптечной и крапивы двудомной. Заготовленные растения принимали в виде чаев 2 раза в день — утром и вечером.

Получили следующие результаты:

  • улучшение показателей крови с отклонениями в среднем на 3%;
  • изменение лейкоцитарной формулы до пределов нормы (полное отсутствие отклонений спустя 2 месяца).

Таким образом, мы заготовили более 50 наименований лекарственных растений (плоды, цветы, листья, почки).

В ходе нашей работы мы подтвердили нашу гипотезу. Цель работы достигнута. При правильном сборе, сушке и хранении мы смогли приготовить в домашних условиях заготовки лекарственных растений с сохранением всех их полезных свойств.

Читайте также: