Синий василек растет только среди ржи а если встретится в другом месте

Обновлено: 08.07.2024

ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Скорее, их можно сравнить с годовыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились во многих регионах и отдельных школах. Вместе с тем, такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки младших школьников не только в разрезе ОУ, но и региона в целом. Поэтому сначала проводятся региональные проверочные работы, а потом уж и ВПР.

Оценить 914 0

Мастер – класс учителя начальных классов

МБОУ СОШ №4 г.Светлограда

Левыкиной Татьяны Владимировны

Всем нам хорошо известно, что в настоящее время оценочной процедурой качества образования в начальной школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР).

ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Скорее, их можно сравнить с годовыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились во многих регионах и отдельных школах. Вместе с тем, такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки младших школьников не только в разрезе ОУ, но и региона в целом. Поэтому сначала проводятся региональные проверочные работы, а потом уж и ВПР.

Поэтому я составила план подготовки к ВПР по всем предметам, в частности, по русскому языку (Приложение 1). Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы:

анализ допущенных ошибок;

планирование работы по устранению пробелов;

устранение пробелов ЗУН;

Поэтому сегодня я хочу поделиться с вами тем, как я провожу подготовительную работу к РПР и ВПР.

Часто учащиеся при выполнении заданий ВПР не умеют определять тему и главную мысль текста, что говорит о неумении четвероклассников определять то главное, что хочет сказать автор (основная мысль текста), разграничивать основную мысль и тему текста (о чём говорится в тексте, основной предмет высказывания). Поэтому уже в 1 классе предлагаю учащимся такой текст.

Лес хорош в любое время года. Но особенно он красив зимой. Снежные шапки лежат на мохнатых елях. Кажется, что лес спит и видит волшебный сон.

Задание: определи главное, что хотел сказать автор читателю. Назови основную мысль текста.

- Детям же я предлагаю выбрать один из готовых вариантов:

Лес особенно красив зимой

Лес всегда одинаковый

… – это то главное, о чем хотел сказать автор текста.

основная мысль тема текста

Или задание уже для 3-4 класса. Текст оформлен традиционно для ВПР.

(1)По лесной дороге машина въехала в зелёную тишину. (2) Я вышел из машины, огляделся, ворохнул слой листвы и увидел шляпки чистеньких, упругих, ярких грибов. (3) Под листьями пряталась семейка жёлтых лисичек! (4) В сырое лето в лесу их бывает очень много. (5) Ты ползаешь на коленях и режешь упругие ножки. (6) В горсть попадает сразу несколько шляпок разной величины. (7) Лисички не мнутся и не крошатся. (8) Эти грибы почти никогда не бывают червивыми. (9) Растут они в разных лесах, но чаще всего в старых берёзовых и осиновых. (10) Сибирская лисичка прекрасно чувствует себя в густейшей таёжной траве. (11) Ты берёшь здоровенную палку и разгребаешь эту тяжёлую от росы траву. (12) И вот они, медные пуговицы, всюду рассыпаны! (13) У юных лисичек шляпки похожи на жёлтые кнопки и выпуклые пуговицы. (14) Затем шляпка распрямляется, края у неё поднимаются. (15) Они становятся похожими на фарфоровые статуэтки. (16) Я прекрасно помню, как первый раз увидел в лесу жёлтые лисички. (17) Мне было девять лет. (18) Яркие, с весёлой солнечностью в цвете, от глаз не прячутся! (19) И такой необычный – пряный, сладковатый, чуть-чуть кондитерский аромат в лесу. (20) Запоминается на всю жизнь. (21) Лисички – грибы детства.

Предварительно сама составляю задания к тексту, аналогичные ВПР, сама даю ответы.

Вначале предлагаю детям разделить текст на части, определить количество абзацев, найти главную мысль каждой части, озаглавить части, составить план текста. Определить основную мысль текста, озаглавить его. Если дети на каком-то этапе не справляются, предлагаю им свои ответы. При работе с планом текста могу предложить инструкцию, готовый план. Это даёт возможность сравнить со своим планом.

Учитель может учитывать разные варианты в зависимости от уровня подготовленности класса, от темпа работы учащихся.

Если класс слабый, то надо показать план, чтобы дети поняли, откуда появился второй пункт, третий пункт плана. Например, ребенок не должен бояться того, что третья часть может состоять из одного предложения.

Например, задание 6.

- Определи и запиши основную мысль текста.

Для слабых детей предлагаю варианты:

Лисички – грибы детства.

Лисички – удивительные грибы.

- И вы определите основную мысль.

Таким образом, вы подталкиваете детей к правильному ответу. Будете подводить учащихся к порождению речи.

Задание 7. Сначала предлагаете задания.

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

- Попробуйте и вы составить план.

Находка (неожиданная находка).

Медные пуговицы в траве. (Россыпь медных пуговиц).

Под листьями – семейка жёлтых лисичек.

Какая она - сибирская лисичка?

Лисички – грибы детства.

Составь вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос._____________________________________________________

И опять же предлагаю в помощь свои ответы. Например: Почему рассказчику так дороги лисички? или, О каких свойствах лисичек говорит рассказчик?

Надо натолкнуть детей на то, что их вопрос должен проверить, насколько точно одноклассники смогли определить основную мысль текста.

Во 2 классе можно взять следующее упражнение, которое учит детей составлять план текста.

Жила – была корова. Она была неуклюжей и печальной. Её единственной радостью были большие пятна на боках. Целыми днями корова могла любоваться ими.

Больше всего на свете корова мечтала научиться летать. И приснилось ей, что если она научиться петь, то научится и летать. Тогда корова решила научиться петь.

Одним прекрасным вечером корова запела, и куда-то вдруг исчезла вся её тяжесть и неуклюжесть. Большая корова превратилась в маленькую крылатую коровку. От прежней коровы остались только пятна. Так и появилась на свет божья коровка.

- На сколько частей разделён текст?

1) в начале текста говорится о том, что ……..

корова запела корова решила печальную

и превратилась научиться петь, корову

в маленькую крылатую чтобы научиться радовали

коровку летать только её пятна

2) в основной части текста говорится о том, что …..

корова запела корова решила печальную

и превратилась научиться петь, корову

в маленькую крылатую чтобы научиться радовали

коровку летать только её пятна

3) в концовке говорится о том, что …..

корова запела корова решила печальную

и превратилась научиться петь, корову

в маленькую крылатую чтобы научиться радовали

коровку летать только её пятна

- По предложенным вариантам дети определяют тему каждой части текста.

Плавно переходим к работе над планом текста. Определяется основная мысль каждой части. Затем составляем план текста, который выстраивается из заголовков к каждой части. Каждый заголовок плана может отражать тему или главную мысль той части текста, к которой он относится.

Примерный план

Печальная корова любовалась своими пятнами.

Корова решила научиться петь, чтобы исполнить свою мечту.

Появилась на свет божья коровка.

Озаглавить каждую часть текста.

Определить начало, основную часть и концовку.

Выделить главное из каждой части текста.

- Ещё один вид работы.

- Прочитайте рассказ Е.Чарушина.

Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она вступает на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнётся. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!

- О чём в нем говорится?

- Выберите заголовок. Запишите текст вместе с заголовком.

Возможные заголовки:

Не кошка, а мышей ловит.

Согласитесь, что третий заголовок дети и не придумают сами. Но он в яркой форме. Может заинтересовать. Ведь по названию произведения мы часто определяем, каким будет сам текст.

Предлагаю вам ещё один текст для уч-ся 3 - 4 класов. На этом материале учимся с детьми составлять план текста.

Задания для уч-ся:

Однажды прилетел ветер к синему морю и стал волны гонять. А на них качается парусный кораблик. Завыл ветер:

- Кораблик, кораблик, я тебя волной накрою – потоплю!

Ветер дует, старается, а кораблик всё не тонет. Поднатужился, ещё сильнее подул – и…запутался в белых парусах. Барахтается, сам на себя злится. А паруса от ветра захлопали, словно в ладоши, пузырём раздулись, да как помчали кораблик по морю!

Рассердился ветер. Зверем бросился обратно на берег.

Смотрит, мельница стоит.

- Мельница, мельница, я тебя опрокину!

Но мельница не поддаётся, только крыльями ещё пуще машет, ещё сильнее крутит жернова, зёрна перемалывает.

С той поры ветер всё сердится на корабли да на мельницы, всё хочет корабли потопить, мельницы с ног свалить, а вместо этого…работает! Заставили буяна работать.

(По А.Дитриху, Г.Юрмину)

Сколько абзацев в нём можно выделить?

- После текста записаны вопросы к каждому абзацу.

1. Что захотел ветер сделать с корабликом?

2. Кто запутался в парусах?

3. С кем ветер решил бороться на берегу?

4. Что стала делать мельница?

- Прочитайте вопросы. Правильно ли они заданы?

- Если какой-то вопрос задан неправильно, исправьте его, задайте свой вопрос.

Приём: вопросы, которые формулируют основную мысль абзаца, и ответы на них автоматически становятся пунктами плана. Среди вопросов есть вопрос с ошибками.

Присутствует скрытый образец. Детям есть на что опереться. А разнообразие заданий определяет успешность выполнения задач.

Ещё при работе с текстом беру текст с перепутанными абзацами.

Задания для уч-ся

Прочитай. В тексте перепутан порядок абзацев. Восстанови правильную последовательность абзацев. Озаглавь текст, составь его план.

Любуются люди красивыми цветками, собирают из них букеты, плетут венки, а мастерицы – рукодельницы вышивают синие васильки среди золотых колосьев. Красиво!

Синий василёк растёт только среди ржи, а если встретится в другом месте – значит, когда-то было здесь ржаное поле. В тех странах, где рожь не сеяли, не знали и о синем васильке, например, в Древнем Египте.

Среди васильков есть и не синие. Они бывают и лиловато-красные, и розоватые, и почти белые. Но у васильков, какими бы разными они ни были, есть общая особенность. Каждый василёк не просто цветок, а маленький букетик. По его краям – длинные лепестки с зубчиками, похожие на свёрнутые трубочки. Зато в самой середине василька – цветочки настоящие.

(По Г.Грановой, О.Тихомирову)

После текста предлагаются ответы таких же детей .

- Прочитай, как ребята справились с заданием. Чей ответ – Миши или Светы – близок к твоему?

Выбирая ответ сверстника, соглашаясь с кем-то из них, у ребёнка не возникает чувства страха, боязни, что он может ошибиться.

- Еще многие дети не могли объяснить значение слова.

Здесь мне помогает систематическая работа со школьными словарями: толковыми, орфографическими, словарями антонимов и синонимов. Во многих УМК такие словари размещены в учебниках.

При знакомстве с редко встречающимся словом я работаю и над лексическим значением слова, дети подбирают синонимы (антонимы).

Работаем с текстом.

На арене появилась смелая наездница на белом коне. Когда конь быстро побежал по кругу, смелая девушка поднялась из седла… Смелая циркачка танцевала на коне на скаку! Зал аплодировал стоя. Какая же она смелая!

- Найдите в тексте слова, которые повторяются 4 раза.

- Подберите синонимы к слову смелая. Замените в тексте слово смелая синонимами.

- Найдите в тексте слова, которые повторяются 3 раза (конь). Проводится аналогичная работа.

Использую занимательные четверостишия. Например, найдите пару антонимов в строчках:

1) Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешить.

2) Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот вишневый,

Был бы, как Степан, здоровый.

Работаем с пословицами и поговорками. Например: подберите антоним к выделенному слову.

Ученье – свет, а неученье -…

огонь глушь тьма тишина пламя

Это лишь часть упражнений, которые я стараюсь включать как отдельными уроками, так и фрагментами на каждом уроке русского языка. Хотя многие задания универсальны и могут быть использованы и на других предметах.

Главное, чтобы работа по подготовке проводилась планомерно, из урока в урок.

Подведение итогов

Закончить своё выступление я хочу притчей.

Жил был на свете дедушка. Он вышел на пенсию, купил себе домик на краю города. Ему очень нравилось там жить: у него была своя лужайка и на эту лужайку каждый день приходили дети. Они играли, кричали, бегали, смеялись. Нашему дедушке это не очень нравилось, и он решил, что надо что-то сделать, чтобы он стал единственным хозяином лужайки.
- Какой вопрос можно задать по прочитанному? (выслушиваю мнения коллег)

- Как вы думаете, что сделал дедушка?

Дети удивились, но приняли такое выгодное предложение.

Прошло три дня. Каждый вечер дети получали от дедушки по рублю. И вот он снова приглашает их в домик, угощает их чаем с конфетами и грустно - грустно так говорит : Я тут подсчитал свою пенсию, у меня никак не получается платить вам каждый день по рублю. Выходит только по 30 копеек. Дети сморщили носы, грустно вздохнули, но согласились играть за 30 копеек в день. Так прошло еще три дня. И опять дедушка приглашает детей в дом на чаепитие и грустнее прежнего объявляет, что может теперь платить только по 5 копеек в день.

- Как вы думаете, что ответили дети?

Буду рада, если мой опыт пригодиться вам в работе. Спасибо за сотрудничество!

Класс: 4

  • закрепить умение работать с деформированным текстом;
  • учить составлять план по заданному тексту, передавать текст по памяти;
  • расширить представление детей о художественных образах василька (в живописи, литературе);
  • развивать творческую активность детей, умение работать в коллективе.

1. Оргмомент

Проверка готовности к уроку.

2. Подготовительный этап


На доске: Кто держит в руках цветок, не может совершить ничего плохого. (Народная мудрость)
– Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей).
– Вы правы, вспомните стихотворение (написано на доске):

Цветы, как люди на добро щедры.
Они цветут, сердца отогревая.
И щедро нежность людям отдавая
Как маленькие пестрые костры.

Сегодня у нас необычный урок, где нам с вами предстоит познакомиться с милым и незатейливым хорошо всем знакомым и любимым на Руси цветком. А знакомство начнется с легенды…

Звучит музыка . На фоне музыки рассказывается легенда о русалке:


Что изображено на картине?
– Рассмотрите, какие краски использует художник в написании картины. Как вы думаете почему?

Сочетание золотого и голубого. Чтобы придать картине строгость, поэтичность, торжественность:

Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньём, коса,
Засверкай кругом.

4. Физ.минутка

Колосится в поле рожь (руки над головой)
Там во ржи цветок найдёшь: (руки козырьком)
Ярко-синий и пушистый, (руки вверх и спадающие движения)
Только жаль, что не душистый (пожимаем плечами).

5. Работа над изложением

5.1. Восстановление деформированного текста (стр. 60 упр. 1)

– Прочитайте текст упражнения. (Самостоятельное чтение).

Любуются люди красивыми цветками, собирают из них букеты, плетут венки, а мастерицы – рукодельницы вышивают синие васильки среди золотых колосьев. Красиво!
Синий василёк растёт только среди ржи, а если встретится в другом месте – значит, когда-то было здесь ржаное поле. В тех странах, где рожь не сеяли, не знали и о синем васильке, например в Древнем Египте.
Среди васильков есть и не синие. Они бывают и лиловато-красные, и розоватые, и почти белые. Но у всех васильков, какими бы разными они ни были, есть общая особенность. Каждый василёк не просто цветок, а маленький букетик. По его краям – длинные лепестки с зубчиками, похожие на свёрнутые трубочки. Зато в самой середине василька – цветочки настоящие. По Г.Грановой, О. Тихомирову.

– Что можете сказать о тексте? (Перепутаны абзацы)
– Какие абзацы перепутаны? Докажите! (Ответы детей)
– Прочитайте восстановленный рассказ. О чем он? (Дети перечитывают текст. Дают ответы.)
– Выберите подходящий заголовок к этому тексту. Свой выбор аргументируйте. (Дети подбирают заголовки, которые фиксируются на доске.)

Цветок для венка.
Цветок во ржи.
Василёк.
Цветок – букет.

5.2. Составление плана текста

Коллективное составление плана.

  1. Синий василёк растёт только среди ржи.
  2. Каждый василёк – маленький букетик.
  3. Мастерицы – рукодельницы.

(По мере того, как дети подбирают название к частям текста, пункты плана появляются на доске)

5.3. Подготовка к письменному изложению

– Воспользуйтесь планом и перескажите текст. В этом вам помогут слова (написаны на доске):

Лиловато-красные лепестки с зубчиками, особенность, свернутые трубочки, Древний Египет, любуются.

5.4. Творческая работа. (Запись текста по памяти).

5.5. Анализ работ учащихся

– Прочитайте свой текст. (2–3 учащихся читают получившиеся тексты, остальные дети анализируют по плану:

1. Сумел(а) ли точно передать содержание текста?
2. Что получилось?
3. Что необходимо доработать?

6. Подведение итогов урока

– Что нового вы узнали для себя на уроке?
– Что показалось интересным?
– Что особенно понравилось?
– Чем запомнился урок?
– Что было трудным? Над чем надо поработать?

В тексте перепутан порядок абзацев. Восстанови правильную последовательность абзацев. Озаглавь текст, составь его план. 1абзац)Любуются люди красивыми цветками, собирают из них букеты, плетут венки , а мастерицы-рукодельницы вышивают синие васильки среди золотых колосьев. Красиво! 2 абзац) Синий василёк растет только среди ржи, а если встретится в другом месте - значит, когда то было здесь ржаное поле. В тех странах, где рожь не сеяли не знали и о синем васильке, например Древнем Египте . 3 абзац) Среди васильков есть и не синие. Они бывают и лиловато-красные, и розоватые, и почти белые. Но у всех васильков , какими бы разными они ни были, есть общая особенность. Каждый василек не просто цветок, а маленький букетик. По его краям - длинные лепестки с зубчиками, похоже на свернутые трубочки. Зато в самой середине васильки -цветочки настоящие.

Продирается месяц сквозь тучи, словно желтое око совы.
"Месяц продирается" - метафора, имеется в виду, что месяц только выходит из-за туч.
Месяц сравнивают с "желтым оком совы", так как месяц имеет желтоватый оттенок, как и совиный глаз.

прочь - 1 слог,5 букв,4 звука

п [п] согласн.,парн.звонк,парн.тверд.

3 согл.звука и 1 гласн.звук [проч']

Ответ:

Объяснение:

это правильный варик

Сочинение на тему: Мой любимый предмет в школе и почему? Задание: 1 тезис 2 или 3 доказательства 1 или 2 вывода. Мой любимый пре

Дари щедрее людям счастье и сам будешь им богат. 2) Пока Алёхин рассказывал, дождь перестал и выглянуло солнце. Где не ставить з

Найдите словосочетание со связью примыкание и запишите зависимое слово И порой Никиту казалось, что этот лунный свет просачивает

Любуются люди красивыми цветками, собирают из них красивые букеты, плетут венки, а мастерицы вышивают синие васильки среди золотых колосьев. Синий василёк растет только среди ржи, а если в другом месте то там были ржаные поля. В тех странах где рожь не сеяли. Там даже не знали что такое синие васильки! Например в древнем Египте.

Среди васильков есть и не синие они бывают разными. По его краям длинные лепестки с зубчиками, похожие на свернутые трубочки. Зато в само середине василька цветочки настоящие.

1абзац)Любуются люди красивыми цветками, собирают из них букеты, плетут венки , а мастерицы - рукодельницы вышивают синие васильки среди золотых колосьев.

2 абзац) Синий василёк растет только среди ржи, а если встретится в другом месте - значит, когда то было здесь ржаное поле.

В тех странах, где рожь не сеяли не знали и о синем васильке, например Древнем Египте .

3 абзац) Среди васильков есть и не синие.

Они бывают и лиловато - красные, и розоватые, и почти белые.

Но у всех васильков , какими бы разными они ни были, есть общая особенность.

Каждый василек не просто цветок, а маленький букетик.

По его краям - длинные лепестки с зубчиками, похоже на свернутые трубочки.

Читайте также: