Сколько сохнет грунт левкас

Обновлено: 19.09.2024

-Поиск по дневнику

-Статистика

Левкасный грунт

Левкасный грунт для темперной живописи на деревянных досках

Левкасный грунт наносят на ровные, сухие деревянные доски или достаточно толстую сухую фанеру, прибитую на деревянную рамку.

Предварительно доска или фанера проклеиваются с двух сторон 4-5 - процентным раствором столярного клея или желатином. По высыхании на доску наклеивается паволока (марля или канва, применяемая для вышивания). Паволоку смачивают в клее, отжимают и постепенно, с края доски, накладывают на доску так, чтобы под паволокой не образовались воздушные пузыри. Затем ее тщательно разглаживают руками, а края подворачивают на торцы и тыльную сторону доски. По высыхании паволоки приготавливают и наносят левкасный грунт, который отличается значительной прочностью и долговечностью, особенно при применении гипса вместо мела.

Состав левкасного грунта

Гипс - 2 объемные части 4 - 5-процентный раствор технического желатина или столярного клея - 1 объемная часть.

Для первого слоя левкаса в клей всыпают гипс или мел, приготовляя побелку, которую набе-ливают на паволоку флейцевой кистью, при этом белят и торцевые стороны доски. После высыхания набеленного слоя наносят последующие слои, но уже в виде массы, напоминающей густую сметану. Эту часть грунта наносят эластичным шпателем.

Все последующие слои накладывают на полностью высохший слой, который перед нанесением последующего смачивается водой, что предотвращает растрескивание грунта при высыхании. Каждый нанесенный и высохший слой тщательно шлифуется наждачной шкуркой на деревянной колодочке.

Грунт должен быть идеально ровным, что и вызывает необходимость нанесения нескольких его слоев с последующим шлифованием. Количество слоев грунта зависит от степени выравнивания поверхности каждого предыдущего слоя. Практически наносится не менее 3-4 слоев.

Когда высохнет и будет окончательно выровнен последний слой, левкас покрывают 4-5 - процентным раствором клея, что предотвращает гигроскопичность левкаса, и грунт перестает быть тянущим.

Внимание! О левкасе на ПВА:

Левкас на ПВА - это откровенная халтура! Срок жизни этого клея не более 20 -25 лет, после чего левкас, вместо твердой основы просто превратится в белый порошок. Запах клея животного происхождения заметно отличается от запаха ПВА, так что по запаху можно проверить.

Мездровый клей - наиболее пластичный (более пластичный чем осетровый) и следовательно наиболее подходит к деревянной основе, подвижность которой во многом определяется влажностью окружающей среды. Осетровый клей (очень дорогой 50г –350 руб.) менее пластичен чем мездровый, но зато у него наиболее высокая клеющая способность, позволяющая при небольшой концентрации (3-5%) делать успешно реставрационные проклейки. Столярный гранулированный клей по сути аналогичен мездровому, только используется гораздо менее качественное сырье и этот клей вонючий. Желатиновый левкас самый хрупкий и наиболее подвержен кракелюрам, но и его вполне возможно нанести успешно, при условии хорошей проклейки.

Пример: Проклейка доски (фанеры) – 3-4 раза (мездровый клей в соотношении с водой 1:20). Наклейка паволоки - 1:6, левкас – то же соотношение + отмученный мел + столовая ложка олифы на литровую банку левкаса (в качестве пластификатора). Наносим слегка подогретый (а первые слои горячий) левкас широкой щетинистой кистью.

Бумажный малярный скотч можно использовать даже на лицевых полях при окантовке рамкой на больших досках, получается ровно и быстро.


Для реализации творческих идей мне потребовался акриловый грунт. Нужен был качественный, в минимальном объёме и не дорогой. Честно говоря, не ожидала, что они вообще настолько дороже могут стоять, чем я могла себе представить. Я почему-то считала, что маленькая баночка грамм 200 грунта должна стоять примерно рублей 150-200. Это же просто грунт, пусть и акриловый! Как я ошиблась.

Выбор пал на грунт Левкас от Таир, 370 руб. за 250 ml.в магазине "Леонардо".



Удобно пользоваться. Разбавляется водой до нужной консистенции. С рук и инструментов смывается легко. Но после высыхания, поверхность становится влагостойкой и её уже не смыть (всё как надо).


Из минусов я бы отметила, что сохнет долго (2-4 часа). И ещё, вот фото свежего грунта, сразу после открытия баночки:


Не заметила в магазине (очень торопилась), но абсолютно точно, что "готов к использованию" тут не подходит. Баночка прозрачная, т.е. получается моя невнимательность- моя вина. Срок годности в порядке. Может мою упаковку как-то не так хранили или она была не герметично закрыта, но он был почти сухой. Неужели так и должно быть? Пришлось активно разбавлять. Осадочек от покупки остался. Будьте внимательны.

ACRYLIC WHITE GESSO PRIMER - комбинация обычного джессо-грунта (левкаса) с акриловым полимером с добавлением белого пигмента. Эти добавки обеспечивают эластичность, отличную шлифуемость и большой срок годности. Материал может быть использован для калибровки, грунтовки холстов, или в качестве грунта для наклеивания золотого листа. Акриловый грунт-левкас может быть тонирован при помощи добавления необходимого количества концентрированных морилок Holzfarbe
или водоразбавимых пигментов, не содержащих свинца, серии COW. Новая версия обладает улучшенной шлифуемостью, лучшей растекаемостью, позволяет получать выровненную однородную поверхность, как распылением, так и нанесением кистью, сохраняя прекрасное покрытие.

Внешний вид: Густая жидкость
Цвет: Белый
Запах: Без запаха
Нанесение: Кистью или спреем
Растворимость: Растворимость в воде

При нанесении кистью материал готов к применению, при нанесении распылением его необходимо разбавить водой (максимум 15-20%). При использовании материала в качестве грунта для нанесения золотого листа, рекомендуется окрасить левкас в красно-оранжевый цвет, создавая имитацию красного Боло полимента, и обогатить, таким образом, тон золотого листа. Для серебряного листа рекомендованы темные или черные тона. Наносите не менее 2-3 слоев, дождитесь, чтобы каждый слой высох. До нанесения золотого листа аккуратно отшлифуйте поверхность, чтобы она стала гладкой. Начните работу шлифовальной бумагой зернистостью 150-180, затем постепенно используйте более мелкую бумагу (350-600-1200), в перекрестно-перпендикулярном направлении.
Когда поверхность стала гладкой, нанесите эмульсию для наклеивания для золотого
листа и золотой/серебряный лист.

Хранить в прохладном, хорошо проветриваемом помещении, с плотно закрытой крышкой. Беречь от огня и других источников возгорания.


Левка́с — в иконописи это название грунта, представляющего собой меловой, размешанный на животном или рыбьем клей с добавлением льняного масла. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную иконную доску.

Сохранность левкаса тем лучше, чем тоньше и равномернее были наносимые слои.

После высыхания шлифуется. В Древней Руси левкас шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу.

Технология изготовления икон

Наложение грунта можно разделить на три этапа: проклейка, побелка и левкас. Перед проклейкой доски необходимо ножом нанести неглубокую сеточку(для того чтобы левкас лучше ложился на доску). Клей я делаю на основе желатина. Желатин заливается водой в соотношении 1 к 12, и оставляется на 40 мин. набухать.

После того как желатин набух, банку с будущим клеем ставлю на водяную баню, помешиваю, слежу чтобы клей не закипел. Клей готов, когда пальчиком дотронуться до жидкости больно. Часть клея я оставляю для проклейки доски, а две оставшиеся использую для побелки и левкаса. Для создания побелки в банку с клеем добавляем мел в соотношении 1 к 1. Хорошо мешаем, чтобы не было комочков.

Левкасный грунт - состав

Левкасный грунт наносят на ровные, сухие деревянные доски или достаточно толстую сухую фанеру, прибитую на деревянную рамку.

Предварительно доска или фанера проклеиваются с двух сторон 4-5 - процентным раствором столярного клея или желатином. По высыхании на доску наклеивается паволока (марля или канва, применяемая для вышивания). Паволоку смачивают в клее, отжимают и постепенно, с края доски, накладывают на доску так, чтобы под паволокой не образовались воздушные пузыри. Затем ее тщательно разглаживают руками, а края подворачивают на торцы и тыльную сторону доски. По высыхании паволоки приготавливают и наносят левкасный грунт, который отличается значительной прочностью и долговечностью, особенно при применении гипса вместо мела.

Левкас

Левкас - "от греческого leukos — белый"; грунт на меловой основе, часто использовался в русской средневековой живописи.

Левкас - в прикладном искусстве - грунт на деревянных изделиях под окраску, позолоту и т.д.

Обработка доски


Пила в России была известна уже в X веке, но, по-видимому, до XVII века в обработке древесины применялась только для поперечной распиловки. Продольная же распиловка, имеющая целью получение из бревна нескольких досок, стала, вероятно, применяться значительно позднее. Об употреблении продольной пилы из письменных источников известно только с XVII века.

Наложение грунта на доску


Грунтовка холстяной дцкой

Процесс грунтовки заключается в следующем. Заготавливается рама или подрамник размером примерно 70 х 80 или 50 х 60 см. Немного большего размера отрезается холст, например бортовой, и натягивается на раму. После этого все процессы, идущие по грунтовке доски, проделываются в той же последовательности на холсте, только с обеих сторон одновременно.

Чтобы холст не приклеивался к раме, обрабатывается только та его часть, которая находится внутри рамы, а чтобы он не продавливался во время наложения грунта, под него следует подкладывать как опору или толстое стекло, или гладкую доску по размеру проема рамы.

Грунтование доски для иконы

Некоторые мастера, нанося до 10 и более тончайших слоев, весь грунт притирают ладонью, во избежание трещин. Однако шпатель как инструмент твердый, лучше заравнивает случайные неровности поверхности доски, и в этом есть свое преимущество. Рука же, втирая левкас, неровности повторяет.

Нанося грунт шпателем, не следует притирать им по одному и тому же месту, хотя бы и для выравнивания слоя. Это не только не сделает его ровным, но и может снять нижние размокающие слои. Достаточно пройти два-три раза. Выравнивание же является особым процессом после просушки левкаса. Шпателем грунт наносится в 3—4 слоя. Чтобы последние слои ложились ровнее, рекомендуется после двух слоев всю обрабатываемую поверхность спемзовать (сровнять пемзой с водой). Делается это следующим образом: наливают в блюдце воду, опускают в нее на минуту заранее заготовленный кусок пемзы, затем, вынув его, оставляют на нем одну только большую каплю воды и начинают пемзовать левкас участок за участком, заравнивая попадающиеся углубления. После этого последние слои ложатся ровнее и легче.

Левкашение и обработка левкаса


Приготовленный вышеуказанным путем жидкий левкас накладывают на лицевую сторону доски при помощи щетинной кисти, стараясь при этом сразу же шпателем выгладить возможно ровно весь слой левкаса по всей поверхности доски.

Грунтовка: подготовка доски

Подготовка доски к грунтовке заключается в следующем. Если доска очень гладкая, ее лицевую сторону следует зазубрить. Для этого существует специальный инструмент (цикля), похожий на обыкновенный рубанок, но его лезвие имеет мелкие зазубрины. Когда таким инструментом проходят по доске, зазубрины оставляют на ней бороздки, таким образом ликвидируется гладкость доски. Это делается для того, чтобы паволока, а с ней и грунт держались крепче. Такой инструмент легко сделать каждому. Надо запастись пилками от лобзика, подыскать обтесанный кусочек бруска, наподобие рубанка, и загнать в одну его сторону пилку, оставив снаружи только лезвие. Если под руками нет такого инструмента, лицевую сторону доски можно просто неглубоко процарапать в разных направлениях каким-нибудь острым предметом; шилом, скальпелем или ножом (глубоких царапин надо избегать: они могут вызвать в грунте трещины).

Грунтовка: что необходимо


Если под руками имеется мел только низкого качества: плохо молотый, с большим количеством песка, сора, — всегда есть возможность очистить его путем отмучивания.

Приготовление левкаса


Приступая к описанию приготовления левкаса, грунта на доске, уместно заметить, что это дело довольно сложное и требует от иконописца большого внимания, аккуратности и умения. Вообще в искусстве живописи грунт служит для окончательной обработки основного материала.

Грунт является посредником между этим основным материалом и красочным слоем. Поэтому он должен быть в некотором сродстве как с первым, так и со вторым, то есть способным к крепкому соединению с ними.

Но грунт одновременно должен совершенно разъединять красочный слой от основы, не допуская проникновения красочных составов во время самого художественного исполнения.

Приготовление доски к грунтовке


На лицевой стороне вполне приготовленной доски, на которой будет написана икона, проводят острым шилом или ножом два ряда параллельных неглубоких царапин на расстоянии от 1 до 5 см одна от другой. Царапины эти перпендикулярны между собой и наносятся под [углом в] 45° к линиям волокон дерева. Такая насечка делается для того, чтобы проклей проник в доску и тем крепче связал бы дерево с будущим грунтом.

Затем приступают к покрытию поверхности доски слоем жидкого клея ("проклей") при помощи широкой щетинной кисти и оставляют сушиться.

Заравнивание доски

Окончательно залевкашенную и хорошо просушенную доску следует еще раз спемзовать следующим образом: кусочком пемзы, обильно смоченным в воде, трут и кругообразно, и из стороны в сторону небольшой участок (15 х 15 см) загрунтованной поверхности. Когда под пемзой влаги останется мало, ее откладывают, а спемзованное место заглаживают слегка смоченными в воде пальцами или ладонью. Таким образом обрабатывается вся доска вместе с торцами.

Если при заравнивании пемзой взять воды много, начнется быстрое и неравномерное размывание левкаса, если — мало, подсыхающая пемза может нанести царапины. Если под пемзой появляются царапины, работу следует прекратить и внимательно проверить рабочую сторону пемзы, отыскать в ней обнажившийся твердый камешек или крупинку шлака, вынуть их ножом и снова спемзовать поцарапанное место. По окончании работы доска должна хорошо просохнуть.

Читайте также: