Скоро опадут листья и начнутся дожди

Обновлено: 08.07.2024

Скоро листья опадут, дунет стужий ветер,
дни короткие придут, станет меньше света.
Будет часто дождь идти, может быть с грозою,
но не страшно будет мне, рядышком с тобою!
А чуть позже по земле изморозь пройдется
и холодною рукой ко всему коснется.
Ляжет долгожданный снег белой пеленою,
но мне будет так тепло, рядышком с тобою!
Лёд сойдет, трава взойдет, снова все проснется
и незримою рукой нежно нас коснется.
День, неделя, месяц, год, все стечет водою,
но прекрасно будет мне рядышком с тобою.

Комментариев нет

Похожие цитаты

Ты никогда об этом не узнаешь,
сколько стихов тебе я посвятила
и о любви моей ты не услышишь,
ведь я о ней тебе не говорила.
Если в глазах моих не прочитаешь
и если в стуке сердца не услышишь,
в прикосновении губ не угадаешь,
то о любви моей ты не узнаешь…

Ты живи, ты живи для меня!
Мне бы только лишь знать, что ты где-то,
что могу хоть случайно тебя
встретить осенью или летом.
И пускай не меня ты ждешь,
и пускай не меня ревнуешь,
не со мною детей растишь,
по утрам не меня целуешь.
И пускай… только знать бы мне,
что сердечко твое живое,
что ты ходишь по этой земле
и что все в порядке с тобою.
Ты живи, ты живи для меня
и пускай, даже ради другой.
… показать весь текст …

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Тучи устало ползут вверх и вниз забились в ущелья и дымно курятся там.

2) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с лёгкостью читал с листа незнакомые произведения.

3) Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утончённость вкуса её хозяина.

4) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

– У вас на столах лежат тексты. Прочитайте их. Вы должны ответить на вопросы, данные после него.

Наедине с толпой

(1) Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых живо­трепещущих тем нашего времени.

(2) Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3) Наедине с толпой.

(4) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя современный человек в большом городе.

(5) Редкая поездка по столице обходится без метро. (6) Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. (7) Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8) Богатырское движение! (9) Дверь отлетает, парень ловко проскаки­вает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10) Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

(14) Вышли на платформу. (15) Приближается поезд. (16) Нам пред­стоит сесть в вагон. (17) Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем - входят. (18) Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19) Она не в силах удержать себя – дож­даться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20) Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно – так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.

(21) О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не бу­дем. (22) Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23) А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить не­возможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину.

(24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25) Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26) Мы выну­ждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27) А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28) Воспи­танность в наши дни – это не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (29) Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и ос­торожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

1. Какое утверждение соответствует позиции автора, выраженной в тексте?

1) (24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой.

2) (26) Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе.

3) (28) Воспитанность в наши дни – это не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим.

2. Определите стиль и тип речи. Объясните.

1) художественный; повествование

2) научно-популярный стиль; рассуждение

3) разговорный стиль; описание

4) публицистический стиль; описание с элементами рассуждения

– Мы определили позицию автора, стиль и тип речи. Ответьте, сможем ли мы найти в этом тексте наименьшую единицу синтаксиса?

(Конечно, это словосочетание.)

Словосочетание – единица синтаксиса. Это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главное слово – это слово, от которого мы ставим вопрос к зависимому. главное слово +зависимое слово - вопрос –

Как определить словосочетание? Главное слово в словосочетании может быть выражено различными самостоятельными частями речи.

Но нужно помнить! Словосочетаниями не являются:

Подлежащее и сказуемое – это предложение, а не словосочетание!

Однородные члены предложения,

Служебная часть речи + существительное,

По своему значению все словосочетания отнесены к одной из групп:

Предмет и его признак

Действие и предмет

Признак и его степень

(Голубая луна, новый дом, удивляться чудесам, приготовиться к уроку, по-зимнему холодный, необычно уютный)

Виды связи в словосочетаниях

Согласование – вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово – существительное или местоимение; зависимое может являться прилагательным, причастием или местоимением. Вопросы: Какой? Который? Чей? Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.

Управление – вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы. Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к родине.

Примыкание – вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Задается вопрос: Как? Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, ее портрет, мальчик постарше.

– Найдём и выпишем из предложений 11-12 примеры словосочетаний с разными видами связи.

(Зигзагообразными перебежками, спускаемся по эскалатору, спускаемся перебежками, стоять надо справа, проходить слева)

– Можем ли мы выделить словосочетание в 15 предложении?

(Нет, перед нами грамматическая основа.)

– Мы говорили о словосочетании, а какую ещё единицу синтаксиса вы знаете?

– Что называется предложением?

– Все ли предложения одинаковы? Какие виды предложений вы знаете?

(Простые и сложные.)

– Что называется простым предложением?

(Простое предложение – предложение с одной грамматической основой.)

– Какие виды односоставных предложений по наличию грамматических основ вы помните?

(Двусоставные (два главных члена), односоставные (один главных член).

– Сегодня мы обратимся к односоставным предложениям.

Виды односоставных предложений

Определённо-личные

Неопределённо-личные

Главный член – подлежащее, выраженное сущ-ным в имен. падеже. Могут распространяться только согласованными и несогласованными определениями; могут содержать указательные частицы вон, вот

Глаголы 1 и 2-го лица в ед. и мн.ч. изъявительного и повелительного наклонений. Подлежащее в таких предложениях легко восстанавливается путём введения, подстановки личных местоимений я, ты, мы, вы

Глаголы 3-го лица множ. числа наст. или будущего времени; прошед вр. мн.ч

Сказуемое в безличных предложениях не указывает и не может указывать на действующее лицо. Сказуемое выражается безличными глаголами, безличной формой личного глагола, словами нет, не было (не оказалось. Не удалось и др.), неопределённой формой глагола, неопределённой формой в сочетании с безличным вспомогательным глаголом; словами состояния; краткими страдательными причастиями в форме среднего рода со словом быть или без него

– Найдём примеры односоставных предложений в нашем тексте. (1-18)

Назывное: (8) Богатырское движение!

Определённо-личное: (4)Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя современный человек в большом городе.

(18) Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми.

(14) Вышли на платформу.

Безличное: (12)Известно, что стоять надо справа, проходить слева.

(16)Нам предстоит сесть в вагон.

Нельзя забывать о пунктуации в простом предложении.

Запятая ставится:

1. Между однородными членами, соединенными неповторяющимся союзом И, запятая не ставится.

Много лет жили и трудились в Сибири потомки Ермака.

Название книги может многое рассказать о её содержании и об авторе.

2. Простые предложения, входящие в состав сложносочиненного, разделятся запятыми.

Панночка засмеялась, и девушки с криком увели её за собою. Издали только мерещился огонёк, и кони, чуя близкое стойло, торопились, насторожа уши и вковавши очи во мрак.

Запятая не ставится:

Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член.

В саду было сумрачно и пахло прелой листвой и грибами. (Было сумрачно и пахло прелой листвой и грибами (где?) в саду.)

Скоро опадут листья и начнутся дожди. (Опадут листья и начнутся дожди (когда?) скоро.)

Отличайте сложносочиненное предложение от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Сложносочиненные предложения

Простые предложения

с однородными членами

В небольшой комнатке было душно, и прямо до смерти хотелось искупаться.

Это сложносочиненное предложение, состоящее из двух односоставных безличных предложений; грамматические основы было душно и хотелось надеяться связаны соединительным союзом И.

Венька сделал пять шагов по палубе и шагнул прямо в реку.

Это предложение с удаленными друг от друга, однород­ными сказуемыми сделали шагнул, связанными соединительным союзом И.

Вся поверхность озера была покрыта белыми и розоватыми кувшинками, похожими на большие снежинки.(Предложение с однородными опреде­лениями).

Примечание. Запятая ставится перед союзом да и: Он прекрасно говорил по-английски, да и по-французски знал неплохо.

Запятая не ставится: Перед одиночными соединительными или разделительными союзами: На лугу цвели ромашки и васильки. Я вам станцую или спою.

Примечание. Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни рыба ни мясо, ни то ни сё, и день и ночь, ни сват ни брат и т. п.

– Мы с вами находили в тексте простые предложения, но сказали, что есть и сложные.

– Какие предложения мы называем сложными?

Сложное предложение – предложение, у которого две или более грамматические основы.

Сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные, а союзные – на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Бессоюзное предложение – это сложное предложение, части которого соединены без помощи союзов.

– Найдите в тексте.

(17) Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем – входят.

(22) Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины.

Сложносочиненное предложение – это союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью сочинительных союзов. Сочинительные союзы – это союзы и, а, но, да, или, либо, не только . но и, как . так и, или . или, либо . либо, ни . ни, зато, то есть и др.

Части сложносочиненного предложения равноправны по смыслу.

– Найдите в тексте.

– Можем ли мы, используя сочинительный союз, трансформировать два простых предложения (15 и 16) в сложносочинённое?

(Приближается поезд, и нам скоро предстоит сесть в вагон.)

Сложноподчиненное предложение – это союзное сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой. Части сложноподчиненного предложения соединены с помощью подчинительных союзов (что, если, потому что, когда и др.) или союзных слов (который, какой, что-местоимение и др.).

В сложноподчиненном предложении выделяют главную часть и придаточную часть (или придаточные части). От главной части можно задать вопрос к придаточной.

В зависимости от значения придаточные предложения разделяют на несколько типов: изъяснительные, определительные, обстоятельственные, присоединительные.

Порядок частей сложноподчиненного предложения не имеет значения: придаточная часть предложения может стоять перед главной частью или находиться внутри главной части.

Одной главной части может подчиняться несколько придаточных предложений.

– Найдите СПП.

Сложные предложения с разными видами связи

В сложном предложении может быть больше двух частей. При этом между каждой парой частей сложного предложения может быть свой тип связи. Например, бывают предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями, а также предложения с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.

– Найдите в тексте.

– Мы вспомнили о простых и сложных предложениях. А с помощью каких предложений дословно передаются слова говорящих? (Предложений с прямой речью.)

– В данном тексте мы не найдём таких предложений. Но можем ли мы трансформировать 27 предложение в предложение с П.р.? Сделайте это.

– Вы получили карточки, на которых видите схемы предложений с прямой речью.

– Составьте, следуя схемам 2 предложения.

Знаки препинания при прямой речи

Схема предложения

Я сказал ему: "Это письмо ждёт тебя уже три дня".

Вопрос застал нас врасплох: "А что, собственно, вы тут делаете?"

С порога он радостно закричал: "Привет!"

Я не знал, что сказать, поэтому растерянно протянул: "Да. "

"Это письмо ждёт тебя уже три дня", – сказал я ему.

"А что, собственно, вы тут делаете?" – спросил кладовщик.

"Привет!" – закричал он радостно прямо с порога.

"Да. " – протянул я растерянно, потому что не знал, что сказать.

Он кивнул на папку: "Всё здесь", – и быстро ушёл.

С порога он радостно закричал: "Привет!", – и мы широко улыбнулись друг другу.

Вопрос кладовщика: "А что, собственно, вы тут делаете?", – застал нас врасплох.

Я не знал, что сказать, поэтому только протянул: "Да. ", – и повисла тишина.

"Ципрея тигрис, – монотонно вещал лектор, – встречается в тёплых южных морях".

"От перемены мест слагаемых сумма не меняется, – сказал учитель. – Сидоров, повтори, пожалуйста".

"Неужели? – удивилась она. – Никто и не догадывался".

"Ах, вот в чем дело! – догадался Перепёлкин. – Не думайте, что удивили меня".

"Да. – протянул я. – И с этой мечтой придётся расстаться".

"Как же, буду я снова контрольную за него писать, – надулась Аллочка, а потом заявила: – Ну, разве что за коробку конфет, на меньшее пусть не рассчитывает".

– Как мы называем чужую речь, переданную в форме придаточного предложения? (косвенная речь)

– Измените наше предложение с прямой речью в предложение с косвенной речью.

(Автор говорит, что именно тут и проявляется истинная воспитанность.)

В зависимости от интонации исходного предложения, меняется способ присоединения косвенной речи.

Цель высказывания в косвенной речи

Способ присоединения косвенной речи

Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ

– Сегодня на уроке мы многое успели повторить. К каким темам мы обращались? (Словосочетания и предложения разных типов. Предложения с прямой речью.)

Изучение синтаксиса невозможно без изучения пунктуации, к ней мы сегодня тоже обратились.

Полученные знания помогут вам в дальнейшем.

Спасибо за внимание.

Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от соотношения прямой речи и слов автора.

Пунктуация в предложениях с прямой речью показана в схемах. Буквы П, п в них обозначают прямую речь, первое слово которой пишется с прописной (П) или строчной (п) буквы; буквы А, а — слова автора, которые также начинаются или с прописной (А), или со строчной (а) буквы.

Прямая речь после слов автора

Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое словопрямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка — после них.

Прямая речь перед словами автора

Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова авторапишутся со строчной (маленькой) буквы.

Слова автора внутри прямой речи

Если слова автора разрывают прямую речь, то возможны три варианта постановки знаков препинания:

1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире, вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.

2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речиставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи. Знаки препинания в конце второй части прямой речирегулируются правилами, уже описанными выше.

3. В авторских словах, разрывающих прямую речь, могут быть два глагола со значением речи или мысли; первый из них относится кпрямой речи, стоящей перед словами автора, второй — к прямой речи после слов автора. В таких случаях перед второй частьюпрямой речи ставится двоеточие и тире.

Прямая речь внутри слов автора

Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, а после неё ставится тире или запятая (в зависимости от контекста), слова автора пишутся с маленькой буквы.

Тире после прямой речи ставится, если:

а) на месте разрыва слов автора прямой речью не должно быть никаких знаков препинания;

б) в конце прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие.

Если на месте разрыва в словах автора должна стоять запятая, то она ставится после прямой речи.

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Повторить, какие предложения называются сложными?

Повторить, какие предложения называются сложными?

Повторить, какие предложения называются сложными?
Какие типы сложных предложений вы знаете?
Совершенствовать умение различать типы сложных предложений.
Повторить признаки сложносочиненных предложений, союзы, которые связывают части ССП.
Совершенствовать умение ставить знаки препинания в ССП.

Сложное предложение Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно

Сложное предложение Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно

Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно.

Например: Сбежали ручьи, зацвели ландыши, в зарослях кустов вспыхнули пурпуровые цветы медуницы.

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Основными средствами связи простых предложений в сложном являются интонация, союзы (сочинительные или подчинительные), союзные слова (относительные местоимения, наречия)

Основными средствами связи простых предложений в сложном являются интонация, союзы (сочинительные или подчинительные), союзные слова (относительные местоимения, наречия)

Основными средствами связи простых предложений в сложном являются интонация, союзы (сочинительные или подчинительные), союзные слова (относительные местоимения, наречия).

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые), бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи (сложные синтаксические конструкции)

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые), бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи (сложные синтаксические конструкции)

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые), бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи (сложные синтаксические конструкции)

Части сложносочиненного предложения соединяются с помощью сочинительных союзов и интонации

Части сложносочиненного предложения соединяются с помощью сочинительных союзов и интонации

Части сложносочиненного предложения соединяются с помощью сочинительных союзов и интонации.
Например: Взошел молодой месяц, и все кругом потонуло в фантастическом, колебавшемся свете.

Части сложноподчиненного предложения соединяются посредством подчиненных союзов или союзных слов (местоимений и наречий) и интонации

Части сложноподчиненного предложения соединяются посредством подчиненных союзов или союзных слов (местоимений и наречий) и интонации

Части сложноподчиненного предложения соединяются посредством подчиненных союзов или союзных слов (местоимений и наречий) и интонации.
Например: Мне снился сон, что сплю я непробудно.

Части бессоюзного сложного предложения соединяются посредством интонации

Части бессоюзного сложного предложения соединяются посредством интонации

Части бессоюзного сложного предложения соединяются посредством интонации.
Например: В столовой на снежной свежей скатерти стоял большой букет ландышей, вся комната была наполнена их запахом.

Читайте также: