Сложные аэропорты россии самые для посадки

Обновлено: 07.07.2024

В 2006 году Skytrax поставила аэропорт Адлера на одну ступень с лондонским Хитроу. Совокупность погодных, географических и человеческих факторов погубила в 2006 году армянский А-320, на борту которого находились 113 человек.

Ежегодно специалисты этой британской организации составляют международные рейтинги ведущих аэропортов планеты. При этом Россия, как ни странно, обычно вообще не попадала в поле зрения этого глобального исследования. Однако катастрофа армянского самолета А-320 в 2006 году в Адлере сподвигла англичан создать черный список аэровокзалов.

Самые сложные аэропорты России

Напомним, что аэробус, летевший в Сочи из Еревана, погиб в 2006 году при заходе на посадку. О том, что Адлер является одним из самых "сложных" аэропортов уже давно известно и пилотам и пассажирам. Перед тем, как приземлиться, самолеты вынуждены совершать буквально "мертвую петлю", а затем вписываться в узкую полоску земли, приютившуюся между горами и морем. Даже небольшая облачность заставляет летчиков проявлять здесь чудеса пилотажа, а пассажиров с замиранием сердца ожидать касания шасси с землей. Причем "подход" к посадочной полосе есть только со стороны морских пучин.

Адлер назван одним из самых опасных аэропортов в мире. Адлер назван одним из самых опасных аэропортов в мире

Специалисты также давно указывали на то, что Адлер, где из-за указанных особенностей ландшафта возможность ухода на второй круг ограничена рубежом в 4 км, после которого посадка самолета обязательна в любом случае, не имеет даже стандартного для обычного аэропорта радио- и светосигнального оборудования. На необходимость изменения инфраструктуры аэровокзала в Адлере указывали и сотрудники Департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС России.

После модернизации к Олимпиаде, аэропорт поднялся до мировых стандартов. Хотя это не отменяет требования высокого профессионализма и максимальной сконцентрированности пилотов. Хотя — все это необходимо в любом аэропорту.

Компанию Адлеру в антирейтинге аэропортов составили еще два российских города. Аэродром Иркутска также считается "негостеприимным". Он расположен в горной местности, на высоте 600 м над уровнем моря. По словам пилотов, из-за крутой глиссады захода при посадке самолет должен почти "падать" на полосу. Кроме того, низкое давление горной местности сказывается на работе двигателей.

Схожие условия и в аэропорту Петропавловска-Камчатского — помимо вулканов и сопок там работу пилотов затрудняют сильные воздушные потоки.

Самые опасные аэропорты в мире

Проблемные аэропорты, однако, обнаружились не только в России.

  • Самыми сложными для взлета и посадки считаются аэропорты, расположенные в Тибете.

Столица Непала Катманду обладает самым высокогорным гражданским аэропортом в мире. Здесь же построена самая длинная в мире взлетно-посадочная полоса (5,5 тыс. метров). Окруженный Гималаями, авиакомплекс-рекордсмен считается одним из самых трудных для посадки мест на планете. Самолеты здесь приземляются в ущелье, на краю обрыва. В ночных условиях полеты в Непал не выполняются.

  • Чрезвычайно сложны условия посадки и в аэропорту Хорремабад в Иране.

Его также со всех сторон окружает горная гряда, вершины которой достигают пятикилометровой высоты. Зимой, когда над горами стоит непроглядный туман, посадить машину здесь может лишь пилот экстра-класса.

  • Попало в черный список и европейское государство. Македония признана обладателем самого неудобного аэропорта в Европе.

Здесь проблема следующая: прямо по курсу коротенькой взлетно-посадочной полосы находится двухкилометровая гора.

  • В этом же перечне оказались и лондонский Хитроу — из-за сильных боковых ветров
  • норвежский Лонгйир на архипелаге Шпицберген — из-за постоянно и стремительно меняющихся погодных условий, низкой облачности, ветра, сплошного горного массива.

Таким образом, пусть и оказавшись в неприглядном свете, наш Адлер оказался в одной компании с главными воздушными вратами самой Великобритании.

Рейтинг ведущих аэропортов планеты

Адлер: один из самых сложных и опасных аэропортов России. Адлер назван одним из самых опасных аэропортов в мире

Что же касается традиционного списка самых безопасных аэропортов, то в первой пятерке занимают азиатские аэровокзалы, а честь Старого Света отстоял лишь мюнхенский аэропорт, оказавшийся на почетном третьем месте.

В целом пятерка городов-победителей выглядит так:

За ними следуют Куала-Лумпур, Хельсинки, Цюрих и Дубай. Замыкает список международный аэропорт датской столицы — Копенгагена.

Кроме того, собственным предметом для гордости обзавелся каждый континент, а на территории Евразии — каждый крупный регион. Так, московский аэропорт Домодедово оказался на втором месте среди лучших ворот Восточной Европы. Его обгоняет лишь аэропорт немецкого Лейпцига. Зато, позади остался аэровокзал Праги, скучающий на третьем месте.

Чемпионами Северной Америки стали аэропорты:

  • Сан-Франциско,
  • Ванкувера,
  • Денвера.

Австралия и Океания могут гордиться аэродромами в Сиднее и Перте. Африка "красна" авиакомплексами в Кейптауне, Южная Америка — в Буэнос-Айресе, Ближний Восток — в Дубае и Бейруте, юг Европы — в Афинах и Барселоне, Центральная Европа — в Мюнхене, Цюрихе и Амстердаме.

Чтобы получить одобрение экспертов, аэропорты должны обладать достаточным количеством стоек регистрации, обеспечивать удобство пассажиров при прохождении таможенного и паспортного контроля, а также быть комфортными для клиентов разных национальностей.



Не все аэропорты одинаково хороши, вот только большинство пассажиров не способны справедливо оценить их по достоинству. А вот кто лучше всего знает плюсы и минусы воздушных терминалов - это экипажи самолетов. В любой стране можно найти аэропорт, которые заслужил неприязнь работников авиатранспорта. Исключением не является и наше необъятное Отечество. Далее в материале - терминалы, от которых пилотов Boeing и Airbus бросает в холодный пот.

1. Адлер, Геленджик, Анапа и не только

Аэропорт в Сочи. |Фото: life.ru.

На самом деле, сюда можно записать почти любой российский приморский аэропорт. Дело в том, что заход на них, как правило, осуществляется со стороны воды, а вот взлет происходит уже в сторону суши. Обычно стараются делать наоборот. Однако черноморским аэропортам в этом отношении чаще всего мешают горы. Садиться обычно приходится по попутному ветру, что вызывает стресс у пассажиров и доставляет неудобство пилотам. Самолеты на посадке в этих аэропортах регулярно начинает болтать.

2. Омск

Омский аэропорт выглядит скромно. | Фото: fotorelax.ru.

Одна полоса и та относительно короткая, а самое главное в том, что аэропорт является городским – что уже само по себе не очень хорошо. У омского аэропорта уникальная полетная схема. Она треугольная, против четырехугольной в большинстве других аэропортов страны и мира. Еще один крайне неприятный факт Омска заключается в том, что до ближайшего запасного аэропорта в случае чего нужно лететь 500 км.

3. Абакан

Не самая простая полоса. |Фото: mukimov.ru.

Еще один проблемный отечественный аэропорт с относительно небольшой и одной-единственной полосой. Подходы к аэропорту очень стеснены и ограничены окрестными горками. Почти каждую посадку самолеты в Абакане болтает. Во время захода на посадку пилотам следует быть готовым к регулярному срабатыванию системы предупреждения близости земли (EGPWS). Все из-за непростого ландшафта.

4. Волгоград

Сложное место для посадки. | Фото: news2world.net.

В Волгограде находится один из самых сложных аэропортов для пилотов. Во-первых, из-за близости Волги здесь очень частые и достаточно сильные ветра, в результате чего самолет постоянно сталкивается с проблемой сноса. Иногда доходит и до необходимости уходить на второй круг. Во-вторых, у полосы волгоградского аэропорта ощутимый уклон, в результате чего падает коэффициент сцепления с поверхностью и усложняется процедура торможения. Изюминкой на торте является то, что полоса все также одна.

5. Мурманск

Зима 9 месяцев в году. |Фото: murman.tv.

Настоящий хардкор! Считается одним из сложнейших аэропортов мира (хотя в десятку опаснейших не попадет). Сложный он в первую очередь потому, что является горным. Полоса очень короткая – 2.5 км. Кроме того, она имеет заметный уклон. Даже при хорошо почищенной полосе, покрытие остается скользким на протяжении всего зимнего периода. А зима в Мурманске – 9 месяцев из 12. Ко всему этому следует добавить сильные ветра, которые постоянно приводят к болтанке самолета на посадке. Неблизко лежат и ближайшие запасные аэропорты – 600 и 1000 км.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про 9 мифов о самолетах , из-за которых люди боятся летать, а зря.


Зачастую аэропорты находятся вдалеке от жилых домов и мест массовых скоплений людей. Но существуют опасные аэропорты мира, которые могут располагаться в опасном месте. Каков топ самых опасных аэропортов мира в 2022 году, какие аэропорты России, Америки, других стран находятся в безопасных и опасных зонах?

Аэропорт Кота-Кинабалу, Малайзия

Аэропорт Кота-Кинабалу, Малайзия

Как определить уровень опасности аэродрома

Взлетная полоса

  1. В аэропортах бывает сложный ландшафт. Именно это является первым признаком возможности угрозы для людей и авиатранспорта. Безопасные посадки самолета возможны только на ровной поверхности. Но это не самая большая проблема.
  2. Если рядом с аэропортами находятся горные массивы или вулканические источники, то они считаются опасными. Такое опасное расположение аэродрома чревато гибелью многих людей.
  3. Угроза для жизни экипажа самолета может быть, если в аэропорту взлетно-посадочная полоса находится на слишком коротком либо узком отрезке. В аэропорту ее могли так построить, если другие варианты отсутствовали.
  4. Разрастание города либо соседних городов — это еще одна причина опасности аэродрома. А также такой причиной может стать город, рядом с которым идет масштабное строительство. Например, город Ростов-на-Дону в последние годы разросся очень быстро, это послужило тому, что аэродром там стал опасен.

Некоторые самые опасные аэропорты мира имеют сразу несколько из этих параметров.

Самый безопасный способ перелета заключается в выборе аэродрома, который не входит в список 10 самых опасных аэропортов мира.

10 самых опасных аэропортов мира

    1. Центральная Америка не стала страной-исключением, в которой все аэропорты безопасны. В Лос-Анджелесе располагается международный аэропорт, в котором регулярно проводятся учения для пилотов. Считается, что если они легко справляются с работой там, то в других местах посадить самолет им будет очень просто. — это место посадки самолетов на одноименном острове. Опасным оно считается потому, что взлетно-посадочная полоса практически примыкает к морю. Это означает то, что над головами отдыхающих у моря туристов ежедневно пролетают авиалайнеры. Это очень пугающее явление.

    Аэропорт Сен-Мартен

    Международный аэропорт Принцессы Юлианы на острове Сен-Мартен (Карибы)

    Французские Альпы

    Аэропорт Гибралтар

    аэропорт Барра

    Барра-уникальный аэропорт с песчаными взлётно-посадочными полосами

    Аэропорт Лукла в Непале

    Аэропорт Лукла в Непале

    Аэропорт Санта-Катарина в Португалии

    Аэропорт Тонконтин в Тегусигальпа

    Аэропорт Тонконтин в Тегусигальпа

    Международный аэропорт Кансай, Япония

    Международный аэропорт Кансай, Япония

    Небезопасные аэродромы в развитых странах мира

      • Австрийский Кранебиттен. Это место для посадки авиалайнеров ежегодно привлекает тысячи туристов, желающих покататься на коньках в Альпах. В чем заключается угроза? Заход на посадку здесь довольно живописен для пассажиров самолета и довольно труден для пилотов. Так как Кранебиттен построен в горной местности, для захода на посадку самолет должен сделать вокруг гор немало кругов, постепенно снижая высоту. Это осуществляется нелегко, ведь пилоты здесь вынуждены бороться с сильными ветрами.

      аэропорт Инсбрука Кранебиттен

      Международный аэропорт Инсбрука Кранебиттен — крупнейший аэропорт в Тироле (Западная Австрия)

      Аэропорт Паро в Брутане является небезопасным за счет своего географического расположения

      Аэропорт Паро в Брутане является небезопасным за счет своего географического расположения

      аэропорт Веллингтон

      Международный аэропорт Веллингтон, Новая Зеландия

      Аэропорт Скиатос в Греции.

      Аэропорт Скиатос в Греции

      аэропорт Айс Ранвей в Антарктиде

      аэропорт Айс Ранвей в Антарктиде

      Опасные аэропорты всегда будут доставлять туристам массу беспокойств, но если избежать присутствия в них нельзя, то остается лишь надеяться на лучшее. Не стоит напрасно нервничать, ведь по статистике авиакатастрофы случаются довольно редко.

      Предлагаем Вам ознакомиться как пройти паспортный контроль и не заблудиться в аэропорту .

      Аэродромы России, несущие угрозу

      Россия имеет 6 угрожающих жизни людей аэродромов.

          Самым опасным аэропортом в России считается аэропорт Адлера. Город его расположения — Сочи. Угрозу безопасного полета здесь можно объяснить плохими погодными условиями, а также невыгодным географическим расположением. С одной стороны Адлер окружают горы, а с другой — море. Степень риска возрастает за счет сильного потока центральных ветров. У пилота есть всего одна попытка посадить самолет на опасной взлетно-посадочной полосе этого аэродрома.

        Аэропорт Сочи, г. Адлер является самым опасным в России

        Аэропорт Сочи, г. Адлер является самым опасным в России

        аэропорт в Иркутске

        аэропорт в Иркутске



        Аэропорт на острове Итуруп. Ширина взлетно-посадочной полосы здесь около 40 метров. Это значительно затрудняет пилотам работу. А также опасным это место считается из-за близкого расположения к морю. Несмотря на современное обустройство данного аэродрома, в его полной безопасности приходится сомневаться.

        Аэропорт Итуруп, Сахалинская область

        Аэропорт Итуруп, Сахалинская область

        Нет похожих статей.


        Ваш комментарий отправлен и будет опубликован на сайте после модерации

        Почему Кансай опасный? Я много раз летал туда в качестве КВС. Он в разы безопаснее, легче и комфортнее любого аэропорта в РФ с точки зрения выполнения полётов. Всё благодаря отличной организации.

        Есть много других факторов, которые делают тот или иной аэродром сложным для пилота.
        В моей компании градация сложности такая: аэродромы делятся на три категории. Так например, Кансай попадает в категорию А – лёгких.

        К аэродромам средней сложности – B, (из тех, куда я летал) относят следующие аэропорты: Верона, Сочи, Петропавловск-Камчатский, Гонконг (гораздо сложнее, чем Кансай из-за рельефа, близости высотных зданий и высокого трафика), Сеул (Гимпо и Инчон), Токио Нарита, Душанбе.

        К самым сложным относят аэродромы категории С. Для того, чтобы на них летать, необходим специальный допуск, который получают только после спец.подготовки и тренировки на тренажёре, например, Инсбрук.

        Зачастую летать на российские аэродромы гораздо сложнее, чем за границу из-за системных особенностей и менталитета. Это еще раз скажу – организационный фактор, который сказывается на безопасности полётов.

        1. Международный аэропорт Кансай, Осака, Япония



        Сам по себе это был выдающийся инженерный проект, обошедшийся стране в $15 млрд и 10 млн человеко-часов. Однако даже японцы не смогли предусмотреть, с какой скоростью Кансай начнет погружаться в воды Осакского залива: только в 1994 году остров просел на 50 сантиметров. И хотя сейчас эти темпы значительно снизились, произошло это благодаря активной борьбе с оседанием и истраченным на эту задачу дополнительным миллиардам долларов. Впрочем, для пассажиров вся эта работа остается незаметной. Куда больше беспокоит их перспектива эффектной, но волнующей нервы посадки в море.



        2. Международный аэропорт Гибралтара, Гибралтар

        Площадь Гибралтара составляет всего 6,5 кв. км, однако британские власти все же нашли на песчаном перешейке, соединяющем Гибралтарскую скалу с Пиренейским полуостровом, место для строительства военно-воздушной базы, по совместительству выполняющей роль гражданского аэропорта. Впрочем, нехватка пространства все же сказывается: с обеих сторон единственная взлетно-посадочная полоса упирается в воды Гибралтарского пролива. Если учитывать ее длину (всего 1680 метров — это даже меньше, чем ВПП многострадального Минска-1) и типы летающих туда самолетов, у пилотов просто не остается возможности выкатиться за пределы полосы — очень распространенный тип авиационного происшествия.



        Однако самой специфической особенностью этого аэропорта является то, что взлетно-посадочная полоса вынужденно пересекает оживленную гибралтарскую трассу, связывающую эту заморскую территорию Великобритании с Испанией. Во время взлетов и посадок автомобильное движение на ней закрывается с помощью шлагбаумов, а водители имеют возможность сполна насладиться необычным перекрестком.



        3. Аэропорт Мадейры, Португалия

        Гибралтару еще повезло. На гористом португальском острове Мадейра, славном своим крепленым вином, подходящего ровного участка для строительства аэропорта и вовсе практически не было. Когда увеличивающийся поток туристов в конце 1990-х годов заставил задуматься о расширении аэропорта и удлинении его взлетно-посадочной полосы, у инженеров не оставалось иного выбора, кроме как разместить ее новый участок на специально возведенной эстакаде.



        Цель была достигнута, ВПП стала почти вдвое длиннее, что дало возможность аэропорту принимать даже дальнемагистральные самолеты. Но их пилотам не позавидуешь: с одной стороны — склон горы, с другой — океан, и при этом еще приходится садиться (и взлетать) с платформы. Технологически решение было реализовано с изяществом, но именно это обеспечило объекту попадание во все списки самых опасных аэропортов мира.



        4. Аэропорт Сочи, Россия

        Вероятно, самый сложный для пилотов аэропорт Российской Федерации. Его территория зажата между морским берегом и горами таким образом, что посадка возможна только со стороны моря, а взлет, соответственно, исключительно в обратном направлении. Вдобавок в силу этих же особенностей после прохождения определенного рубежа (4 километра от ВПП) экипаж вынужден в любом случае садиться, ведь возможности уйти на второй круг из-за гор у него не остается.



        Особенно непростой эта задача становится в случае непогоды. Близость моря, частый (и сильный) боковой ветер делают работу пилотов чрезвычайно напряженной. К сожалению, не все из них справляются с ней: в мае 2006 года именно при посадке в сложных метеоусловиях в Сочи разбился Airbus A320 армянской авиакомпании Armavia.



        5. Международный аэропорт Кранебиттен, Инсбрук, Австрия

        Крупнейший аэропорт Тироля ежегодно принимает десятки тысяч лыжников, прилетающих сюда зимой для катаний в Альпах. Приключения у них начинаются еще в полете, ведь Кранебиттен славится своим тяжелым (для пилотов), но чрезвычайно живописным (для пассажиров) заходом на посадку.



        Аэропорт расположен в долине и окружен высокими горами. Самолет вынужден описывать над ним круги, постепенно снижая высоту и скорость. На глиссаде, во время захода, непосредственно перед посадкой самолет делает разворот на 180 градусов, при этом зачастую пилотам приходится бороться с сильными альпийскими ветрами, ведь долина в данном случае выполняет роль аэродинамической трубы.



        6. Аэропорт Паро, Бутан

        На фотографиях единственный международный аэропорт экзотического Бутана не выглядит чем-то сверхопасным, однако, как и в случае с Инсбруком, дьявол кроется в деталях. Чтобы добраться до него, экипаж вынужден буквально пробираться сквозь гималайские пятитысячники, едва не задевая их крыльями и доставляя немало будоражащих эмоций пассажирам. Взлет происходит по другой схеме: самолет по спирали набирает высоту прямо над аэропортом, пока не поднимется над окружающими горами.



        Посадка и взлет здесь возможны лишь в светлое время суток, и на планете только ограниченное количество пилотов (по разным данным, от 8 до 25) обладают необходимой для этого лицензией. Способность осуществлять стремительные маневры в горных долинах дана не каждому.



        7. Аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари, Лукла, Непал



        Помимо столь же сложного пути к пункту назначения (полет и здесь представляет собой лавирование между гималайскими горными хребтами), пилот вынужден садиться на ВПП, расположенную под наклоном. Один ее торец упирается в гору высотой в 3 с лишним тысячи метров, другой расположен на кромке обрыва. И ее длина (всего 527 метров) также не предполагает каких-либо экспериментов: второго шанса после ошибки у экипажа просто не будет.



        8. Аэропорт Куршевель, Франция

        У главного зимнего курорта всех российских олигархов также есть свой аэропорт — и какой! Его вынужденно построили прямо на склоне горы (уклон в 18 градусов), при этом на самой взлетно-посадочной полосе имеется настоящий горб.



        Длина ВПП (537 метров) позволяет садиться здесь только небольшим самолетам. Все это вместе со сложным заходом, типичным для горной местности, делает путешествие самолетом на лыжные склоны Куршевеля волнующим приключением.



        9. Аэропорт принцессы Юлианы, Синт-Мартен, Нидерланды

        Мекка любого споттера и один из самых известных в их узких кругах аэропортов мира. Его взлетно-посадочная полоса расположена вплотную к берегу жаркого Карибского моря и пляжу Махо. Самолеты при этом садятся прямо над головами обычной для этих мест толпы зрителей, наслаждающихся феноменальной близостью к объекту их желаний. Великолепные фотографии и еще более запоминающийся чувственный опыт от пролетающих в нескольких метрах над твоей головой многотонных машин гарантированы.



        Взлеты также пользуются популярностью. Ударная волна от выходящих во взлетный режим двигателей буквально сбивает с ног и при определенных обстоятельствах представляет угрозу для здоровья.



        10. Аэропорт имени Хуанчо Ираускина, Саба, Нидерланды

        Совсем недалеко от Синт-Мартена расположена Саба, еще один карибский островок, принадлежащий Нидерландам. Здесь также имеется свой аэропорт, и также необычный, ведь оборудован он одной из самых коротких взлетно-посадочных полос в мире. Ее длина — всего 396 метров. Ежедневно сюда с соседних островов летает авиакомпания WinAir самолетами DHC-6 Twin Otter и Britten-Norman Islander.





        Бонус. Аэропорт Кайтак, Гонконг

        Этот гонконгский аэропорт закрылся еще в 1998 году, но, вероятно, навсегда останется в истории воздушных перевозок. Заход на посадку осуществлялся над густонаселенными районами города, при этом огромные лайнеры выполняли непростые маневры на расстоянии всего нескольких десятков метров от крыш зданий.



        Дополнительным отягчающим обстоятельством являлся частый сильный боковой ветер, вынуждавший многих пилотов осуществлять корректировку курса уже непосредственно при посадке. Экипажу и пассажирам это доставляло немало неприятных минут, но сторонние зрители наверняка были довольны. По крайней мере от старых видеороликов о посадке в Кайтаке мурашки по коже бегут до сих пор.

        Читайте также: