Сможет ли береза расти на болотах в южных районах

Обновлено: 05.10.2024

На болотах нашей страны можно встретить только самые нетребовательные и крепкие деревья, такие как ольха либо береза, которые любят расти на лесных, луговых болтах и болотах вдоль поймы рек. Но в сибирских болотах, которые занимают наиболее большие места, самым всераспространенным деревом является сосна, которая встречается как на болотах тундрового типа, так и на болтах верховьев рек, в более сухом климате. Интересно, что болото не предоставляет деревьям привычной им питательной среды, ведь заместо земли почва болота состоит из торфа, то есть перегнивающих растительных останков. Торф не дает деревьям питательных веществ и те растут низких, миниатюрных форм, а дополнительные корешки отращивают по границам сред, пытаясь достать питательные вещества желая бы из воды или воздуха.
Вывод: Берёза может расти на болтах в южных районах.

Материалы для проведения промежуточной аттестации по литературному чтению, включая спецификацию и 4 варианта работы.

ВложениеРазмер
promezhutochnaya_attestatsiya.docx 215.61 КБ

Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация 2014/2015 учебного года по литературному чтению в 4 классе

Раздел 1. Спецификация итоговой работы по литературному чтению в 4 классе .

  1. Документы, определяющие содержание итоговой работы. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
  1. Подходы к отбору содержания, разработке материалов проверочной работы. Задания, представленные в контрольно-измерительных материалах, составлены с опорой на планируемые предметные результаты по литературному чтению для учащихся, заканчивающих начальную школу. В работе представлены задания базового и повышенного уровня.
  2. Структура итоговой работы. Итоговая контрольная работа по литературному чтению содержит задания базового уровня (Часть А) и повышенного уровня (Часть В и С).

Часть А и В содержат задания с кратким ответом.

Часть С – задание с развёрнутым ответом.

  1. Время выполнения работы. На выполнение итоговой работы отводится 45 минут (учитывая инструктаж и подпись работы).

3 задания по 3 минуты

Раздел 2. Кодификатор элементов содержания, предметных и метапредметных умений по литературному чтению в итоговой контрольной работе для 4 класса.

1. Определять тему текста.

2. Заголовок текста.

2. Озаглавливать текст.

3. Анализ текста.

3. Находить в тексте нужные слова и предложения.

1. Находить в тексте информацию, представленную в явном виде (К.)

4. Находить в тексте ответ на поставленный вопрос.

5. Соотносить иллюстрацию с текстом.

6. Составлять план текста.

2. Анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста (К.)

4. Средства выразительности. Сравнение. Олицетворение.

7. Находить в тексте сравнения.

8. Находить в тексте олицетворение.

5. Работа с таблицей.

9. Находить в тексте ответ на поставленный вопрос. Заполнять таблицу.

3. Работать с таблицей (П.)

10. Делать выводы, доказывать свою точку зрения.

4. Извлекать информацию, данную в тексте в неявном виде, формулировать выводы (П.)

Раздел 3. Инструкция для учащегося (зачитывается учителем).

Ребята! На выполнение контрольной работы по литературному чтению отводится 1 урок (45 минут). Подпишите полученные вами листочки с контрольной работой. Работа состоит из трёх частей. Прочитайте тексты и ответьте на вопросы. Части А, В и С включает в себя задания с кратким и полным ответом, который вы должны будете вписать на пустых строчках после заданий. Если допустил ошибку, зачеркни неправильный ответ и подпиши правильный. После выполнения работы сдаются учителю или ассистенту. Желаем успехов!

Раздел 4. Инструкции для учителя по проведению и проверке итоговой контрольной работы по изобразительному искусству в 4 классе.

1. Инструкция для учителя и ассистента по проведению итоговой контрольной работы по литературному чтению в 4 классе.

Этапы проведения работы: 1. Инструктаж учащихся, подпись работ. – 2 минуты. 2. Выполнение работы – 43 минуты.

Работа состоит из трёх частей. Части А и В содержат задания с кратким ответом. Часть С – задание с развёрнутым ответом. Если учащийся допустил ошибку, то неправильный ответ зачёркивается, и сверху подписывается правильный ответ. После выполнения работы сдаются учителю или ассистенту.

2. Инструкция для учителя по проверке проверочной работы.

2 балла (1 за каждый ответ)

блистают пурпурные и золотистые

листву прорываются солнечные

не клюют птицы и не трогают

развесистых дубов вьют гнезда

широкие, лапчатые, узорчатые

травой, грибами, земляникой

весёлое, радостное, русское

густые, крепкие, развесистые

3 балла (1 за каждое слово).

1. Клён любит свет.

2. Берёзовый лес весной.

1. Рябина растёт в наших лесах.

3 балла (1 за каждый пункт плана).

3. Берёзовый лес летом.

4. Рябина цветёт.

5. Семена разлетаются.

4. Берёзовый лес осенью.

5. Дуб – ранимое (или нежное) дерево.

Далеко разлетаются крылатые семена клёна.

В праздничные летние дни девушки завивали из ветвей молодых березок венки, пели под березами хороводные песни.

Только поздней осенью, когда опадёт с деревьев пожелтевший и покрасневший лист, прижмут первые осенние заморозки, ягоды рябины становятся сладкими.

Крепок ствол старого могучего дуба, его развесистые ветви.

Ветки, точно пружины.

Золотыми монетками листвы

В умеренном поясе обоих полушарий, В Средиземноморье и в Средней Азии.

На Евразийском континенте в умеренном и северном поясе.

В умеренном и тропическом поясе Северного полушария.

3 балла (1 за каждую правильно заполненную строку в таблице).

Плоды клёна имеют лёгкие крылья, с помощью которых семена разносятся ветром.

Листья плотные, треугольной или ромбовидной формы, с пильчатыми краями.

Листья сложные, длиной до 21 см, состоящие из 9 небольших листочков.

Листья вытянутые, лопастные или бугорчатые.

Окраска их зависит от вида клёнов.

Весной берёза выпускает длинные коричневые или зелёные сережки.

Плоды рябины - оранжево- красные ягоды горьковатого вкуса.

Желуди, длина которых 2-4 см. Они продолговатые с блестящей коричневой или зеленой оболочкой. На макушке их имеются бурые шапочки.

Нет, потому что клён любит свет, и его семена не смогут разлетаться.

Нет, потому что берёза растёт в северных районах, но любит солнце.

Нет, потому что рябина растёт в северных районах, ей нужна влага.

Нет, потому что там холодно и дуют холодные сильные ветра, а он высокий.

4 балла (см. таблицу ниже)

Таблица 2. Проверка задания части С.

Критерии оценки задания части В.

Правильно сформулировал одно доказательство.

Доказательство правильно оформлено в письменной речи.

Правильно сформулировано второе доказательство.

Доказательство правильно оформлено в письменной речи.

Таблица 3. Перевод баллов в отметку.

Таблица 4. Сводная таблица результатов.

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

учени___ 4 класса ______________________________________________

Часть А _________________________________________________________

В зелёном русском лесу вряд ли есть дерево, живописнее клёна. Красивы широкие лапчатые и узорчатые листья клёна, гладкий и чистый его ствол. Крепка и прочна его древесина. Обычно растёт клён рядом с другими деревьями берёзой, осиной, дубом, ольхой. Крепки и туги кленовые ветки. Точно пружины, гнутся они под рукою. Весёлый зелёный клён любит солнечный ярки й свет. Лучами солнца освещена его вершина. Клёны сажают в городских парках, украшают ими парковые дорожки, берега прудов. Особенно красивы клёны ранней осенью. В лучах солнца блистают пурпурные и золотистые кленовые листочки. Что-то праздничное, весёлое есть в этом дереве, украшающем наши леса. Далеко разлетаются крылатые семена клёна. Семена эти разносит ветер, гуляя по полям и лугам. Там, где упадёт на удобное место крылатое семечко, вырастет на другой год молодой тоненький кленок. (По И. Соколову-Микитову).

А-1 О чём этот текст? Напиши.

А-2 Озаглавь текст. Впиши своё название на пустой строчке перед текстом.

А-3 Вставь слова в предложения, используя текст.

Клён любит ________________________________________________________ свет.

В лучах солнца ___________________________________________________________

____________________________________________ кленовые листочки.

А-4 Какие семена у клёна? Выпиши слово из текста. _____________________________________

А-5 Какие листья у клёна? Выпиши из текста три слова.

А-6 Впиши недостающие заголовки в план текста.

  1. Клён в русском лесу.
  2. __________________________________________________________________
  3. Клёны сажают в парках.
  4. __________________________________________________________________
  5. ___________________________________________________________________

А-7 Сделай подписи рядом с рисунком, используя текст.

В-1 Выпиши из текста сравнение.

В-3 Прочитай текст и заполни таблицу.

Клен получил своё название из латинского языка и обозначает “острый”, так как его листья имеют острые лопасти от 3 до 5. Растёт клён в основном в умеренном поясе обоих полушарий, а также в Средиземноморье и в Средней Азии. Клён - это дерево или кустарник с опадающими, простыми, лопастными, довольно крупными черешковыми листьями. Плоды клёна имеют лёгкие своеобразные крылья, с помощью которых семена разносятся ветром по округе. Осенью эти растения окрашиваются в яркие цвета: лимонные, жёлтые, красные, оранжевые или бордовые. Окраска их зависит от вида клёнов.

Где произрастает клён?

Почему плоды клёна могут разноситься ветром?

От чего зависит окраска листьев клёна осенью?

С-1 Сможет ли расти клён в тенистом и безветренном месте? Докажи свой ответ, представив два доказательства.

  1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

учени___ 4 класса ______________________________________________

Часть А _________________________________________________________

Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белы стволы берез, покрытые тонкой берестою. Особенно хорош березовый лес весной. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки березы каплет живительный сладкий сок. Множество пролетных певчих птиц собирается в березовых рощах. В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет травой, грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи. Чудесен и ранней осенью березовый лес, покрытый золотыми монетками берёзовой листвы. Крутясь в воздухе, танцуют, а потом падают на землю золотые листочки. От дерева к дереву протянуты тонкие липкие нити серебристой паутины. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в березовом лесу звук. Простые деревенские люди ласково называли березу березонькой. В праздничные летние дни девушки завивали из ветвей молодых березок венки, пели под березами хороводные песни. (По И. Соколову-Микитову)

А-1 О чём этот текст? Напиши.

А-2 Озаглавь текст. Впиши своё название на пустой строчке перед текстом.

А-3 Вставь слова в предложения, используя текст.

Множество __________________________________________________________ птиц.

Сквозь густую ___________________________________________________________

А-4 Какие песни? Выпиши слово из текста. _____________________________________________

А-5 Чем пахнет летом в роще? Выпиши из текста три слова.

А-6 Впиши недостающие заголовки в план текста.

  1. Милая сердцу берёза.
  2. __________________________________________________________________
  3. __________________________________________________________________
  4. __________________________________________________________________
  5. Птицы готовятся к отлёту.

А-7 Сделай подписи рядом с рисунком, используя текст.

В-1 Выпиши из текста сравнение.

В-3 Прочитай текст и заполни таблицу.

Где родина берёзы?

Какие листья у берёзы?

Что появляется на берёзе весной?

С-1 Сможет ли берёза расти на болотах в южных районах? Докажи свой ответ, представив два доказательства.

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

учени___ 4 класса ______________________________________________

Часть А _________________________________________________________

Рябина - это ветвистое деревце почти всюду растёт в наших лесах. У него перистые зелёные листочки шелестят даже при лёгком ветерке. Есть что-то весёлое, радостное, русское в этом деревце, которое всегда и всем улыбается. Рябину можно увидеть на севере нашей страны, где не растут плодовые деревья – яблони и груши. Ствол рябины гладок и чист, покрыт тонкой блестящей корою. Цветёт рябина поздней весной, когда оденутся в зелёную одежду леса, поют, заливаются на опушках и на берегах рек и лесных ручьёв звонкоголосые соловьи. Скромные, похожие на большие желтоватые гроздья цветы рябины малозаметны, не отличаются пышной красотой. Летом на лесной красавице начинают краснеть гроздья небольших ягод. Они медленно созревают под лучами летнего солнца. Ягоды лесной рябины жёстки и невкусны. Летом их не клюют птицы и не трогают люди. Только поздней осенью, когда опадёт с деревьев пожелтевший и покрасневший лист, прижмут первые осенние заморозки, ягоды рябины становятся сладкими. (По Соколову- Микитову)

А-1 О чём этот текст? Напиши.

А-2 Озаглавь текст. Впиши своё название на пустой строчке перед текстом.

А-3 Вставь слова в предложения, используя текст.

Ягоды лесной рябины __________________________________________ и невкусны.

Летом их ___________________________________________________________

А-4 В какую одежду оденутся леса? Выпиши слово из текста. ___________________________

А-5 Есть что-то… в этом деревце? Выпиши из текста три слова.

А-6 Впиши недостающие заголовки в план текста.

  1. __________________________________________________________________
  2. Рябину можно увидеть на севере нашей страны.
  3. Ствол рябины.
  4. ___________________________________________________________________
  5. ___________________________________________________________________

А-7 Сделай подписи рядом с рисунком, используя текст.

В-1 Выпиши из текста сравнение.

В-3 Прочитай текст и заполни таблицу.

Рябина распространена исключительно на Евразийском континенте: в умеренном и северном поясе. Название у неё кельтское и переводится, как “терпкий”, “горький”, что указывает на вкус её плодов. Рябина - это листопадное дерево или кустарник высотой от 4 до 8 м. Кора у неё серая. Листья сложные, длиной до 21 см, состоящие из 9 небольших листочков. Белые мелкие цветки собраны в зонтикообразное соцветие. Плоды рябины - оранжево- красные ягоды горьковатого вкуса. В любое время года рябина является украшением улиц, садов и парков.

Где произрастает рябина?

Какие листья у рябины?

Как выглядят плоды рябины?

С-1 Сможет ли рябина расти на пустынях Африки? Докажи свой ответ, представив два доказательства.

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

учени___ 4 класса ______________________________________________

Часть А _________________________________________________________

В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба. Крепок ствол старого могучего дуба, его развесистые ветви. Как богатырь возвышается он над другими деревьями. Когда-то, еще в давние времена, дубов росло много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Теперь дубы встречаются редко. В старинных парках, кое-где в лесу и в чистом поле можно увидеть старый развесистый дуб, который смотрит сверху на всех посетителей парка. В сплошных лесах дуб высоко возносит зеленую свою крону. А вырастая на свободе, обычно широко раскидывает густые крепкие ветви, покрытые зеленой, жесткой листвою. В вершинах развесистых дубов вьют гнезда птицы. Весною позже других деревьев распускаются на дубах почки. Люди давно приметили, что в это время обычно дует холодный северный ветер. Несмотря на свою силу, дуб - дерево нежное, боится крепких морозов. Дуб растет очень медленно. Ученые утверждают, что некоторые дубы живут до тысячи лет. (По Соколову-Микитову).

А-1 О чём этот текст? Напиши.

А-2 Озаглавь текст. Впиши своё название на пустой строчке перед текстом.

А-3 Вставь слова в предложения, используя текст.

Крепок ствол __________________________________________ дуба.

В вершинах ___________________________________________________ ____________________________________________ птицы.

А-4 В парках каких? Выпиши из текста. _________________________________

А-5 Какие ветки у дуба? Выпиши из текста три слова.

А-6 Впиши недостающие заголовки в план текста.

  1. Мощный и крепкий дуб.
  2. Теперь дубы встречаются редко.
  3. ___________________________________________________________________
  4. ___________________________________________________________________
  5. ___________________________________________________________________

А-7 Сделай подписи рядом с рисунком, используя текст.

В-1 Выпиши из текста сравнение.

В-3 Прочитай текст и заполни таблицу.

Дуб - это крупное, листопадное или вечнозеленое дерево, растущее в умеренном и тропическом поясе Северного полушария. Дуб имеет мощный, стержневой корень и огромную шаровидную крону. Листья его вытянутые, лопастные или бугорчатые. Размножаются дубы семенами-желудями, длина которых 2-4 см. Они продолговатые с блестящей коричневой или зеленой оболочкой. На макушке их имеются бурые шапочки. Жёлуди служат хорошим кормом для животных. Уже в 12 веке в Германии дубовые леса доставляли хороший доход от прокорма свиней. Но, если для животных есть жёлуди естественно, то для людей плоды дуба несъедобны.

+

4 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 4

+

Ответ

+

Да, из за глубоких корней,повышенной впитываемости влаги,тульская береза высотой 47 метров

Ответ

+

На болотах нашей страны можно встретить только самые неприхотливые и выносливые деревья, такие как ольха или береза, которые любят расти на лесных, луговых болтах и болотах вдоль поймы рек. Однако в сибирских болотах, которые занимают наиболее большие пространства, самым распространенным деревом является сосна, которая встречается как на болотах тундрового типа, так и на болтах верховьев рек, в более сухом климате. Интересно, что болото не предоставляет деревьям привычной им питательной среды, ведь вместо земли почва болота состоит из торфа, то есть перегнивающих растительных останков. Торф не дает деревьям питательных веществ и те вырастают низких, карликовых форм, а дополнительные корни отращивают по границам сред, пытаясь достать питательные вещества хотя бы из воды или воздуха.
Вывод: Берёза может расти на болтах в южных районах.

Читайте также: