Сок растения тля божья коровка паук насекомоядная птица кора дуба

Обновлено: 18.09.2024

Установите соответствие между организмами и типами их взаимодействия:

А) заяц - лиса Г) берёза - подберёзовик

Б) человек-кишечная палочка Д) клевер - шмель

В) актиния – рак-отшельник Е) листовой опад – дождевой

Выберите три верных ответа. Какие из перечисленных организмов участвуют в разложении органических остатков до минеральных?

1) крот 4) пеницилл

2) заяц – беляк 5) хламидомонада

3) бактерии – сапротрофы 6) мукор

Выберите три верных ответа. В экосистеме смешанного леса первый трофический уровень занимают:

1) зерноядные млекопитающие 4) ольха серая

2) берёза бородавчатая 5) кипрей узколистный

3) тетерев - косач 6) стрекоза - коромысло

Установите соответствие между организмами и функциональными группами:

А) мятлик луговой Г) полевая мышь

Б) пырей ползучий Д) серобактерии

В) пчела медоносная

Установите соответствие между природными объектами и веществами биосферы:

Б) известняк Д) каменный уголь

В) кварцевый песок

Установите соответствие между организмами и функциональными группами, которые они занимают в экосистеме степи:

А) суслик Г) шалфей

Б) ковыль Д) тюльпан

В) шакал Е) степной орёл

2) консументы II

Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме:

А) серобактерии Г) почвенная бактерия

Б) цианобактерии Д) мукор

В) бактерия брожения Е) ламинария

Установите правильную последовательность передачи энергии в пищевой цепи, используя все названные объекты.

1) инфузория-туфелька 3) чайка 5) моллюск

2) сенная палочка 4) рыба 6) ил

Установите правильную последовательность передачи энергии в пищевой цепи.

1) лягушка 3) нектар 5) стрекоза

2) уж 4) ястреб 6) бабочка

Выберите три организма, которые выполняют роль редуцентов в экосистемах:

1) трутовый гриб 4) аспергилл

2) гиена 5) аммонифицирующие бактерии

3) опёнок 6) крот

Выберите три верных ответа. Среди перечисленных грибов выберите сапротрофные:

1) опёнок 4) спорынья

2) головня 5) пеницилл

3) трутовик 6) шампиньон

Выберите три верных ответа. Выберите цепи выедания из предложенных:

1) сок растения – тля – божья коровка – паук – насекомоядная птица

2) кора дуба – гусеница – синица – сокол

3) листовой опад – дождевой червь – дрозд – ястреб-перепелятник

4) мёртвое животное – муха – лягушка – уж

5) навоз – муха – насекомоядная птица

6) нектар клевера – шмель – мышь - ястреб

Выберите три верных ответа. Выберите детритные цепи питания:

1) лист дуба – тля – божья коровка – синица - сокол

2) листовой опад – дождевой червь – дрозд – ястреб-перепелятник

3) лишайник – северный олень - волк

4) мёртвое животное – муха – лягушка – уж

5) навоз – муха – насекомоядная птица

6) фитопланктон – рачки - кит

Выберите три верных ответа. Укажите консументов в экосистеме:

1) паукообразные 4) хемосинтезирующие бактерии

2) древесные растения 5) насекомые

3) цианобактерии 6) растения-паразиты

Озеро как место обитания озёрной лягушки

Выберите три верных ответа. Численность консументов I порядка в пресноводном водоёме может сократиться вследствие:

1) увеличения численности ракообразных

2) проявления действия стабилизирующего отбора

3) сокращения численности щук

4) увеличения численности серой цапли

5) глубокого промерзания водоёма зимой

6) увеличения численности налима и окуня

Рассмотрите рисунок и заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке.


Список терминов и понятий:

1) консумент I порядка

2) консумент II порядка

6) первый уровень

7) второй уровень

8) третий уровень

Выберите три верных ответа. К продуцентам биоценозов относят:

1) гриб - пеницилл 4) белую планарию

2) молочнокислую бактерию 5) верблюжью колючку

3) берёзу повислую 6) серобактерию

Установите соответствие между организмами и типами их взаимодействий:

Б) человек – кишечная палочка

В) актиния – рак-отшельник

Г) берёза - подберёзовик

Д) листовой опад – дождевой червь

Е) клевер - шмель

Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме:

А) капуста листовая Г) чёрный хорь

Б) голый слизень Д) обыкновенный крот

В) сурепка обыкновенная Е) серая жаба

Установите соответствие между организмами и функциональными группами, которые они занимают в экосистеме степи:

А) карп Г) спирогира

Б) рдест Д) фитопланктон

В) окунь Е) толстолобик

2) консументы II

Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме:

А) растительноядные животные

Б) использование растительной пищи в качестве источника энергии

В) синтез первичного органического вещества

Г) плотоядные животные и паразиты

Д) преобразуют энергию солнца в энергию химических связей

Е) начинают пастбищные цепи питания

ЭКОСИСТЕМЫ. СУКЦЕССИИ. ТРОФИЧЕСКИЕ УРОВНИ.

Выберите три верных ответа. Коралловому рифу как устойчивому сообществу свойственны:

1) богатое разнообразие видов организмов

2) очень высокая биологическая продуктивность

3) изъятие части зообионта человеком

4) преобладание в сообществе кораллов одного вида

5) сбалансированный круговорот веществ

6) короткие цепи питания

Выберите три верных ответа. Дубраве как устойчивому сообществу свойственны:

1) разветвлённые пищевые сети

2) богатое видовое разнообразие

3) необходимость в дополнительных источниках энергии

4) сбалансированный круговорот веществ

5) отсутствие редуцентов и паразитов

6) сезонные изменения температуры и влажности

Выберите три верных ответа. В экосистеме пойменного луга:

1) разнообразный видовой состав трав 4) сбалансированный круговорот веществ

2) преобладание продуцентов одного вида 5) действие искусственного отбора велико

3) отсутствие консументов и редуцентов 6) разветвлённые пищевые цепи

Выберите три верных ответа. При резком сокращении численности насекомых-опылителей на лугу со временем:

1) сокращается число насекомоопыляемых растений

2) возрастает численность хищных птиц

3) увеличивается количество травоядных животных

4) увеличивается численность ветроопыляемых растений

5) изменяется водный горизонт почвы

6) уменьшается численность насекомоядных птиц

Выберите три верных ответа. В экосистеме смешанного леса первый трофический уровень занимают:

1) зерноядные млекопитающие 4) ольха серая

2) берёза бородавчатая 5) кипрей узколистный

3) тетерев – косач 6) стрекоза коромысло

Выберите три верных ответа. Ко второму трофическому уровню экосистемы относятся:

1) русская выхухоль 4) северный олень

2) тетерев – косач 5) куница европейская

3) кукушкин лён 6) мышь полевая

Выберите три верных ответа. К каким последствиям может привести сокращение численности высших хищников в экосистеме?

1) увеличится численность консументов I и II порядков

2) сократится численность продуцентов вследствие выедания

3) изменится видовой состав редуцентов

4) почва будет деградировать вследствие загрязнения

5) вырастет конкуренция среди консументов I порядка

6) увеличится антропогенный стресс

Установите соответствие между характеристиками экосистем и их видами:

А) устойчив во времени

Б) необходимость в дополнительной энергии

В) сбалансированный круговорот веществ

Г) богатое видовое разнообразие

Д) короткие цепи питания

Е) преобладание монокультуры

Выберите три верных ответа. Пшеничное поле характеризуется как неустойчивая экосистема, так как:

1) имеет продуцентов, консументов, редуцентов

2) часть продукции изымается человеком

3) требует внесения дополнительных источников энергии

4) имеет сбалансированный круговорот веществ

5) характеризуется разветвлёнными цепями питания

6) преобладает монокультура

Выберите три верных ответа. К отличительным особенностям вторичной сукцессии относят следующие характеристики:

1) роль редуцентов выполняют только анаэробные бактерии

2) пищевые цепи никогда не имеют больше трёх уровней

3) экосистема развивается на месте уже существовавшей

4) лишайники – единственный продуцент в экосистеме

5) новая экосистема развивается на месте, где присутствует почва

6) в результате образуется экосистема с довольно разветвлёнными сетями питания

Выберите три верных ответа. К отличительным особенностям первичной сукцессии относятся следующие характеристики:

1) поселяются древесные растения

2) экосистема развивается на скалах без почвы

3) лишайники выполняют роль продуцентов

4) пищевые сети очень разветвлённые

5) в составе лишайников присутствуют только цианобактерии

6) почва формируется при перегнивании талломов лишайников

Установите последовательность этапов восстановления елового леса после пожара:

1) зарастание пожарища светолюбивыми растениями

2) образование верхнего яруса взрослыми елями

3) развитие молодых елей под пологом лиственных деревьев

4) появление кустарников и лиственных деревьев

5) формирование мелколиственного леса

Выберите три верных ответа. Какие из перечисленных сообществ относят к природным биоценозам?

1) пшеничное поле 4) ковыльная степь

2) вишнёвый сад 5) заливной луг

3) смешанный лес 6) мхи на коре дерева

Выберите три верных ответа. Устойчивость влажного экваториального леса определяется:

1) большим видовым разнообразием

2) колебанием численности популяций

3) отсутствием смены холодного периода тёплым

4) сбалансированным круговоротом веществ

5) высоким плодородием почвы

6) разветвлёнными пищевыми сетями

БИОСФЕРА, ЕЁ КОМПОНЕНТЫ. КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ.

Выберите три верных ответа. Газовая функция живого вещества в биосфере состоит в:

1) разрушении и гниении отмерших организмов

2) образовании железных руд

3) образовании органических веществ в процессе фотосинтеза

4) выделении кислорода при фотосинтезе

5) связывании атмосферного азота нитрифицирующими бактериями

6) выделении углекислого газа в процессе дыхания аэробов

Выберите три верных ответа. Концентрационная функция живого вещества в биосфере состоит в:

1) повышении концентрации угарного газа в результате работы двигателя автомобиля

Сегодня мы с вами изучим трофические (пищевые) связи между функциональными группами организмов в сообществах и способы их графического отражения; научимся решать задачи по темам.

А. открытая совокупность совместно обитающих организмов, связанных между собой и условиями существования (капля воды, муравейник, пень, поле)

а) В.Н.Сукачёв, 1942

В. сообщество организмов, входящих в состав биогеоценоза

в) А. Тенсли, 1935

С. точно ограниченная система, границы которой определяются характером растительности (лес, степь, ельник)

с) Карл Мёбиус, 1877

1Вс; 2Са; 3Ав.

Связи организмов в биогеоценозе

– Поясните, что означает стрелка между редуцентами и продуцентами?

– Может ли энергия передаваться по замкнутому кругу?

– Что произойдёт, если Солнце перестанет существовать?

Отразить пищевые связи между организмами можно с помощью пищевой (трофической) цепи. Пищевая цепь — это последовательность организмов, в которой каждый из них съедает или разлагает другой. Каждое звено пищевой цепи называют трофическим уровнем.

Примеры пищевых цепей:

Трава → заяц →волк. (продуцент → травоядное → плотоядное)

Сок розового куста → тля → божья коровка → паук → насекомоядная птица → хищная птица.

Приведенные выше типы пищевых цепей начинаются с фотосинтезирующих организмов и носят название пастбищных (или цепей выедания).

Листовая подстилка → дождевой червь → черный дрозд → ястреб-перепелятник.

Экскременты животных → жуки-навозники → птицы.

–начинаются с мёртвой органики)

Тип пищевых цепей, начинающихся с отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных, относят к детритным пищевым цепям (цепям разложения).

Вы усвоили, как составляются пищевые цепи. А теперь я предлагаю закрепить материал в творческом виде. Вашему вниманию представляется логическая задача Чарльза Дарвина. Именно её он задал коллегам-учёным на заседании научного общества для того, чтобы проиллюстрировать, что всё в природе взаимосвязано:

– Какая существует связь между числом старых дев, проживающих в Англии, и удоем коров (количеством молока, которое дают коровы)? Больше старых дев, больше одомашненных кошек, меньше истребляется мышей, больше разоряют мыши гнёзда шмелей на полях, меньше опыляется клевера, меньше качественного корма для коров, меньше молока.

Постройте пищевые цепи на основе текста решения задачи.

Клевер ––> Шмели ––> Мыши ––> Кошки.

Из данных схем легко заключить, что клевер (продуценты) может являться пищей для нескольких животных. В природе, действительно, работают чаще не пищевые цепи, а пищевые сети, состоящие из нескольких цепей. Например (пример на слайде). Как вы думаете, какое это имеет значение? В случае исключения звена пищевой цепи она не распадается, а сохраняется в изменённом виде.

Известны три основных типа построения экологических пирамид:

1) пирамида чисел (пирамида Элтона), отражающая численность организмов на каждом уровне;

2) пирамида биомассы, характеризующая массу живого вещества (вес, калорийность и т. д.);

3) пирамида продукции (или энергии), показывающая изменение первичной продукции (или энергии) на последующих трофических уровнях.

Если взять за основу пищевую цепь (основание пирамиды): клевер ––> шмели ––> мыши ––> кошки, то пирамида численности будет выглядеть так…

Для того, чтобы построить пирамиду биомассы, нужно взвесить эти организмы, или одного из них, а затем умножить их число на вес…Известно правило экологической пирамиды, согласно которому масса организмов каждого последующего трофического уровня всегда меньше продукции предыдущего трофического уровня в 10 раз, т.е…

При построении пирамиды энергий основываются на законе пирамиды энергий Р.Линдемана, более известном как правило 10%, т.е…

Для её построения нужно знать, сколько энергии заключает в себе каждый трофический уровень. Это требует сжигания организмов и определения их энергоёмкости с помощью специальной аппаратуры, что не всегда возможно.

– решение экологических задач.

1.Составьте схему, на которой отразите взаимные связи следующих организмов: береза, дождевой червь, личинка майского жука, тля, имаго майского жука, гусеница бабочки- пяденицы, взрослая бабочка – пяденица, сова, муравей, большая синица, подберезовик, слизень, летучая мышь.

2.На основе правила экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Чёрном море вырос и мог существовать один дельфин массой 400 кг? Пищевая цепь: планктон ––> моллюски ––> хищная мелкая рыба ––> дельфин.

Решение:

планктон ––> моллюски ––> хищная мелкая рыба ––> дельфин 400000 кг 40000 кг 4000 кг 400 кг Ответ: 400000 кг (или 400 тонн)

3.За месяц лягушка на лугу съела листогрызущих насекомых общей массой 200 г. Чему равна масса (в кг) всего рациона лягушки за лето, если данный вид корма составлял в нем 25%?

Решение:

2) т.к. лето – это три месяца, то 800.3=2400 г. или 2,4 кг.

Задание в тетради

За летний сезон серые жабы на дачном участке сохранили от повреждения слизнями 20 кг земляники садовой. Один слизень за сезон может повредить до 10 штук плодов земляники садовой со средней массой 16г. Серая жаба за сезон может съесть до 25 штук слизней. определите численность популяции серых жаб, обитавших на дачном участке.

Решение

Каждая пищевая цепь состоит из звеньев – живых организмов, которые поедают предыдущее звено. Через такие цепи происходит перенос энергии от производителей органических веществ (растений) к гетеротрофным организмам (птицы, звери), которые неспособны сами использовать энергию солнца для синтеза органических веществ.
Примеры пищевых цепей:
1 . Сок розового куста – тля – божья коровка – паук – насекомоядная птица – птица−хищник.
2 . Растение – заяц – волк.
3 . Сосна – гусеница бражника – черная ворона.
4 . Нектар – муха – паук – землеройка – сова.



ВАРИАНТЫ ВПР — 2021
Решения работ, которые только что прошли. Ежедневно добавляем.
Математика 4, 5, 6, 7, 8
Русский язык 4, 5, 6, 7, 8
История 5, 6, 7, 8, 11
География 6, 7, 8, 11
Обществознание 6, 7, 8
Английский 7
Биология 5, 6, 7, 8, 11
Физика 7, 8, 11
Окр. мир 4
Химия 8, 11


Задания Д2 C2 № 34

Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: тля, паук, чёрная смородина, божья коровка, скворец.

Цепью питания, или пищевой (трофической) цепью называется цепь, состоящая из нескольких видов организмов, где один из них служит пищей для второго. Различные уровни питания в экологической системе называются трофическими уровнями.

Первое звено пищевой цепи представлено автотрофными растениями (продуцентами). В процессе фотосинтеза они превращают солнечную энергию в энергию химических связей. К продуцентам можно отнести также хемосинтезирующие организмы.

Второе звено образуется травоядными (первичные потребители) и плотоядными (вторичные потребители) животными, или консументами. Второе звено считается гетеротрофными организмами.

Третье звено пищевой цепи составляют микроорганизмы, которые расщепляют органические вещества до минеральных веществ (редуценты). Третье звено также является гетеротрофными организмами. В данной цепи не представлено.

Читайте также: