Солнце отец а вода мать урожая значение

Обновлено: 05.10.2024

Цель урока: во-первых, давая учащимся яркое представление о разнообразии и мощности природы Индии, подчеркнуть бессилие человека в древности перед природой. Во-вторых, на описании древних городов долины Инда показать глубокую давность культуры Индии и высокий уровень ее общественного развития уже в III тысячелетии до н. э.

Опрос на данном уроке не проводится, так как ему предшествовал повторительно-обобщающий урок.

План изложения нового материала

1. Природа Индии.

2. Древнейшее население и его культура в III—II тысячелетиях до н. э.

3. Вторжение ариев и рост рабства.

4. Занятия населения после завоевания.

Изложение новой темы учитель начинает, предлагая учащимся показать на карте восточного полушария страны, историю которых они изучали. Еще дальше на восток расположена одна из величайших стран мира — Индия.

При рассказе о географическом положении Индии используется карта полушарий. С целью закрепления учащимся предлагается показать на карте восточного полушария, как можно проехать в Индию из СССР.

Стали встречаться деревья с широкою сенью, крутые
Горы, скалы разновидные, темные дебри, потоки;
В ветвях деревьев гнездились, шумели, порхали и пели
Птицы лесные, и всюду в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол, то рысь, то пантера.
. ветви обнявши хвостами
С криком качались на них обезьяны, по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи.
. светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей.

В рассказе о природных условиях Индии, учитель подчеркивает: величественна, щедра, но часто грозна природа Индии. Он рисует резкие противоположности природных условий Индии: в низовьях Ганга находятся самые дождливые места всего земного шара, а между долинами Ганга и Инда — пустыня; Гималаи покрыты вечными снегами, а у подножия их — тропическая жара почти круглый год.

Внимание учащихся обращается не только на богатство и многообразие природы Индии, но также на трудности, которые она создавала для жизни людей: индийцам, особенно в ранний период истории, приходилось вести долгую и упорную борьбу с природой. Они постоянно рисковали потерять результаты своего труда из-за ливня, наводнения или хищных зверей.

Наиболее пригодна для жизни Северная Индия, состоящая из долин двух рек — Инда и Ганга. От таяния снегов в горах и от дождей Инд и Ганг разливаются. Разлив рек длится очень долго: с конца апреля по октябрь. Учащиеся уже твердо усвоили, какое значение для земледелия имели разливы рек в Египте и в Междуречье. Учащиеся укажут на благодетельное влияние разливов, удобряющих поля илом и создающих благоприятные условия для земледелия. В то же время отмечается необходимость создания в долинах рек водных сооружений.

Дополняя ответы, учитель сообщает, что в долине Ганга, особенно в нижнем его течении, каналы необходимы для осушения почвы, а в долине Инда — для орошения полей и сбережения влаги. Часть этих древних каналов сохраняется до настоящего времени (см. рисунок на стр. 54 учебника).

Отвечая на вопрос о главном занятии населения в Северной Индии, учащиеся без труда назовут земледелие. Дополняя их ответ, учитель сообщит, что земледелие развилось в Северной Индии очень рано. Посев в долинах по верхнему течению Инда и Ганга производится дважды в год: в январе — феврале, после периода дождей, и в августе — сентябре, в конце разлива, по мере того как реки входят в берега.

Закрепляя рассказанный материал, можно задать следующие вопросы: подтвердите примерами, что природа Индии богата и разнообразна; приведите примеры, показывающие, что она грозна.

Переходя к рассказу о древнейшем населении Индии и его культуре, учитель предлагает учащимся показать на исторической карте полуостров Индостан, реки Инд и Ганг. Затем он сообщает, что население появилось в Индии еще в глубокой древности. Это были темнокожие племена, потомки которых до сих пор живут на юге полуострова и на о. Цейлоне.

Учитель спрашивает учащихся: откуда мы узнаем о древней, исчезнувшей культуре? Как называется наука, занимающаяся раскопками и изучением добытых таким путем памятников прошлого? Далее он рассказывает, что в 1922 г. индийские и английские ученые-археологи обнаружили в долине Инда остатки поселений III тысячелетия до н. э.

Пользуясь статьей А. М. Осипова, учитель объясняет, какие археологические данные позволяют считать эти древние поселения большими благоустроенными городами с высокоразвитым ремеслом и обширными торговыми связями, даже со своей письменностью.

Далее учитель сообщает, что в раскопанных городах имелись дома разной величины: в одних всего по две жилых комнаты, а в других—по два этажа — много помещений, большие залы. Спрашивается: какой вывод о составе древнейшего общества Индии можно сделать на основании этого факта?

Обобщая ответы учащихся, учитель указывает, что уже в то время в Индии существовало имущественное неравенство, начиналось расслоение общества на классы.

Для закрепления учащимся предлагается перечислить культурные достижения древнейшего населения Индии.

Но эта высокая культура вдруг обрывается: каналы заброшены, города разрушены. Очевидно, произошли какие-то резкие изменения.

Учитель переходит к рассказу о завоевании во II тысячелетии до н. э. долины Инда, а потом и долины Ганга светлокожими кочевыми племенами ариев. Арии — кочевники-скотоводы — постоянно нуждались в новых пастбищах, а поиски новых пастбищ вызывали завоевательные войны.

Вторгшиеся в Индию кочевники подчинили себе и поработили местное население. После длительной борьбы часть древнейшего населения ушла на север, в горы, а большинство — на юг.

До этого завоевания рабство в Индии не достигало особенно крупных размеров. Цены на рабов стояли высокие: за раба платили в 2,5 раза больше, чем за корову. Но во II тысячелетии количество рабов возросло, так как многие завоеванные племена были обращены в рабство.

Учитель обращается к классу с вопросами: чем занималось древнейшее население Индии и чем занимались племена завоевателей? Чья культура была выше: коренного населения Индии или завоевателей?

Закрепление: какое влияние оказало древнейшее население Индии на завоевателей? Когда и почему в Индии за короткий срок увеличилось число рабов?

Хороший хозяин все примечает, да на ус наматывает. Если тихой ночью переклик петухов издалека услышит, то днем или к вечеру соберется дождик, который будет идти всю следующую ночь. А когда печь хозяйка затопит, обязательно глянет, как дым из трубы идет: столбом стоит - к теплу, а без ветра по земле стелется - к осадкам. Если беспрерывно ныряют и плещутся утки, домашняя птица ощипывается, скот на пастбище в кучу собирается - значит будет дождь. Лошадь при этом трясет головой и закидывает её кверху, а если она фыркает и храпит - ждите ненастья. Перед дождем быки и коровы поднимают головы и жадно вдыхают воздух, вся скотина мало пьет и днем спит, а вот кошки, напротив, предчувствуя ненастье, тянутся к воде или лакают её больше обычного. Собаки же катаются по земле.

Предсказывают погоду и птицы, особенно метеочувствительны вороны. Они каркают задолго до дождя, при этом голос у них хриплый, отрывистый. Если же они купаются или летают под тучами - будет ненастье. Воробьи в этом случае, наоборот, кучатся и кричат в кустах, а перед дождем сильно чирикают, сидят напыжившись (нахохлившись) или купаются в пыли.

Многие цветы и красивоцветущие кустарники перед дождем сильно пахнут. Если вы заметите, что пчёлы летят к цветущей акации, ждите наступления пасмурной погоды, так как она в погожие дни резко сокращает выделение нектара.

Требовалось ли записать местонахождения клада, указать время и место тайного сборища, возникала ли необходимость послать гонца с важной бумагой, люди прибегали к тайнописи.

В продолжение многих столетий техника криптографических записей совершенствовалась и усложнялась. Некоторые наиболее сложные способы криптографии стали современными видами шифра.

Иногда в криптограммах буквы не заменяются условними знаками, а перемешены так, что прочитать текст невозможно, не зная способа обратной перестановки букв.

По степени сложности криптограммы можно разделить на две группы: открытые и закрытые. Открытыми называются криптограммы, решение которых частично подсказывается самой формой задачи или ее условиями. В закрытой же криптограмме рассчитывать на какую-либо подсказку не приходится.

3243111_ (567x160, 2Kb)

Если буквы какого-либо текста заменить их порядковыми номерами в алфавите, то получится простейшая криптограмма:

Это народная загадка про гуся. Пользуясь алфавитной таблицей, расшифровать её просто. Числа, соединенные знаком тире, означают отдельные слова.

Сразу возникает самый простой вариант – обозначить буквы числами в убывающем порядке: А = 33, Б = 32, В = 31 и т.д. Также можно оба алфавитных ключа скомбинировать вместе, в виде такой таблицы:

Приведённые здесь числа не дают никакого решения; к каждому из них нужно прибавить х, т.е. ещё какое-то постоянное число, что бы получить те порядковые номера, которые можно расшифровать с помощью алфавитной таблицы. Значение х находится путём подбора.

Постепенно увеличиваем значение х: 2… 3… 4… 5… – всё безрезультатно. Только значение х = 6 приводит к решению:

Как же превратилось 28 в 1? Конечно, путём сложения: 28 + 6 = 34, а так как в алфавите всего тридцать три буквы, то продолжать счёт нужно опять с единицы.

3243111_2 (609x361, 5Kb)

Попробуйте решить криптограмму с зашифрованной загадкой (рис. 2.1). А вот и ответ на неё, но зашифрованный уже другим способом (рис. 2.2).

3243111_3 (576x171, 2Kb)

Получилась совсем другая головоломка, но в том же алфавитном ключе. Здесь порядок отбора букв определяется не числами, а буквами же. Нетрудно заметить, что буквы левых частиц (те, что стоят перед знаком тире) все разные, и так как их всего тридцать три, столько же, сколько букв в русском алфавите, то естественно предположить, что они заменяют собой порядковые номера (вместо 1 – А, 2 – Б и т.д. до Я – 33). В этой последовательности и надо читать буквы правых частиц, что бы получить ответ. Буквы левых частиц, в отличие от букв правых частиц, мы можем назвать к л ю ч е в ы м и.

3243111_pic102 (580x350, 154Kb)

Рис. 3

Попробуйте решить, что хочет поведать книга на рисунке 3. Ключ к этой криптограмме – таблица умножения.

Бывает, что рисованные письма зашифровываются по последним буквам названий предметов. Но и этот способ результата не дал. Пробовала Алла отбирать только вторые, потом третьи буквы в словах – ничего не получается.

3243111_4 (524x700, 72Kb)

Рис. 4

Тут Аля и заметила кружочки со стрелками вверху рисунка. Под кружочками цифры. Может, это указание на какой-то порядок отбора букв?

Рисунки верхнего ряда помечены порядковыми номерами. В этой последовательности их и нужно отбирать парами.

3243111_pic103 (419x314, 94Kb)

Рис. 5

3243111_pic100 (217x198, 72Kb)

Рис. 6

А ещё был такой случай. Однажды в руки коллекционера экслибрисов (книжных знаков) попал знак, который вы видите на рисунке 7.

Коллекционер предположил, что расположенные по кругу быквы таят в себе какой-то секрет. Ему удалось прочесть зашифрованную фразу. Оказалось, что ключ к шифру таится в изображении птицы.

3243111_pic101 (433x420, 146Kb)

Рис. 7

Итак, продолжим. И насос и сосну можно нарисовать. Одна пара для криптограммы с анаграммами готова. Теперь надо установить сколько таких пар понадобится. Это зависит от текста, который мы хотим зашифровать.

3243111_5 (315x700, 46Kb)

Рис. 8

1. Первые слова всех парных анаграмм вместе со своими номерами должны быть собраны в одной группе (сверху при горизонтальном расположении рисунков или слева при вертикальном).

Какой способ шифрования использован на плакате? (рис. 9) Где к нему ключ? На каком языке написано послание?

3243111_7 (629x332, 5Kb)

Рис. 9

Такой вид тайнописи был в ходу у наших далеких предков. На первый взгляд бессмыслица, а разберись в таком тексте и увидешь: буквы русской письменности перемешаны с буквами из алфавитов других языков. Что бы понять написанное, нужно отбирать только свои буквы, пропуская те, которых нет в русском алфавите.

На рисунке 10.1 изображён не узор, а зашифрована загадка. Ключик поможет в разгадке, главное установить связь.

3243111_8 (632x628, 9Kb)

Рис. 10.1

3243111_174 (346x195, 1Kb)

Рис. 10.2

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Речевая гимнастика. Самолёты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки пос.

Речевая гимнастика. Самолёты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползёт змея: ш-ш-ш. Муха бьётся в стекло: з-з-з.

Ситуативное задание. Холодное утро. Мальчик, который подрабатывал продажей га.

Ситуативное задание. Холодное утро. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность оплатить проезд в школу (у него в посёлке была только начальная школа), совсем обессилел, замёрз и проголодался. Набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить. Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил всё молоко и спросил: -Сколько я вам должен? -Ничего -улыбнувшись, ответила женщина,- Мама учила нас не брать плату за добрые дела. -Тогда я буду за молится-тихонько сказал мальчик.

Обоснуйте свое мнение! Можно ли утверждать, что дела Ани и Вани добрые? Обосн.

Обоснуйте свое мнение! Можно ли утверждать, что дела Ани и Вани добрые? Обоснуйте своё мнение, используя материалы в книге. На основе высказывания назовите дела, которые профессор Самоваров считает добрыми учебник с.122-123 Можно ли утверждать, что профессор Самоваров считает добрым делом только то, которое приносит человеку практическую пользу? Обоснуйте своё мнение.

Солнце-отец, а вода-мать урожая. В старости лечит внимание, а не лекарство.

Солнце-отец, а вода-мать урожая. В старости лечит внимание, а не лекарство. Невежество хуже темной ночи. Добрый человек надёжнее каменного моста. Плохое помнится, а добро век не забудется. Выберите! Выберите из предложенных пословиц и поговорок те, которые посвящены добрым делам, и раскройте их смысл:


Обоснуйте свое мнение! Можно ли утверждать, что поведение героя стихотворения.

Заполните таблицу Дела человека Характер человека

Заполните таблицу Дела человека Характер человека

Взаимопроверка, самопроверка. Дела человека Характер человека спал неплох.

Взаимопроверка, самопроверка. Дела человека Характер человека спал неплохо хорошопоел чаю успел попить поиграл с котом прилёг отдохнуть Ленивый. Человек, который живёт только для себя.

1. Закончите предложение. В стихотворении С. Баруздина рассказывается о делах.

1. Закончите предложение. В стихотворении С. Баруздина рассказывается о делах одного человека. Их (можно/нельзя) назвать добрыми, потому что……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. Диагностическое задание.

1. Закончите предложение. В стихотворении С. Баруздина рассказывается о делах.

1. Закончите предложение. В стихотворении С. Баруздина рассказывается о делах одного человека. Их нельзя назвать добрыми, потому что они не принесли никому радости, пользы, добра. 2. Назови дела Ани и Вани те, которые ты считаешь наиболее важными среди добрых дел. Аня: 1. Помыла посуду. 2. Погуляла в парке. 3. Сделала маме подарок своими руками. Ваня. 1. Помогал бабушке нести сумку. 2. Починил велосипед. 3. Ухаживал за больным щенком. Самооценка .

Спешите делать добро!

Спешите делать добро!

Домашнее задание: задание на выбор Найти 5 пословиц про добро. наизусть выучи.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 187 человек из 49 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 565 473 материала в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.08.2017 772
  • PPTX 407 кбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дамбиева Арюна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: