Сон как мох в древних колоннадах

Обновлено: 05.10.2024


Жил-был — я.
(Стоит ли об этом?)
Шторм бил в мол.
(Молод был и мил. )
В порт плыл флот.
(С выигрышным билетом
жил-был я.)
Помнится, что жил.

Знал соль слез
(Пустоту постели. )
Ночь без сна
(Сердце без тепла) —
гас, как газ,
город опустелый.
(Взгляд без глаз,
окна без стекла).


ЭТИ ЛЕТНИЕ ДОЖДИ
Эти летние дожди,
эти радуги и тучи —
мне от них как будто лучше,
будто что-то впереди.

Будто будут острова,
необычные поездки,
на цветах — росы подвески,
вечно свежая трава.

Будто будет жизнь, как та,
где давно уже я не был,
на душе, как в синем небе
после ливня — чистота…

Иду
в аду.
Дороги -
в берлоги,
топи, ущелья
мзды, отмщенья.
Врыты в трясины
по шеи в терцинах,
губы резинно раздвинув,
одни умирают от жажды,
кровью опившись однажды.
Ужасны порезы, раны, увечья,
в трещинах жижица человечья.
Кричат, окалечась, увечные тени:
уймите, зажмите нам кровотеченье,
мы тонем, вопим, в ущельях теснимся,
к вам, на земле, мы приходим и снимся.
Выше, спирально тела их, стеная, несутся,
моля передышки, напрасно, нет, не спасутся.
Огненный ветер любовников кружит и вертит,
по двое слипшись, тщетно они просят о смерти.
За ними! Бросаюсь к их болью пронзенному кругу,
надеясь свою среди них дорогую заметить подругу.
Мелькнула. Она ли? Одна ли? Ее ли полузакрытые веки?
И с кем она, мучась, сплелась и, любя, слепилась навеки?

Франческа? Она? Да Римини? Теперь я узнал: обманула!
К другому, тоскуя, она поцелуем болящим прильнула.
Я вспомнил: он был моим другом, надежным слугою,
он шлейф с кружевами, как паж, носил за тобою.
Я вижу: мы двое в постели, а тайно он между.
Убить? Мы в аду. Оставьте у входа надежду!
О, пытки моей беспощадная ежедневность!
Слежу, осужденный на вечную ревность.
Ревную, лететь обреченный вплотную,
вдыхать их духи, внимать поцелую.
Безжалостный к грешнику ветер
за ними волчком меня вертит
и тащит к их темному ложу,
и трет меня об их кожу,
прикосновенья — ожоги!
Нет обратной дороги
в кружащемся рое.
Ревнуй! Эти двое
наказаны тоже.
Больно, боже!
Мука, мука!
Где ход
назад?
Вот
ад.

СМЕРТИ БОЛЬШЕ НЕТ. СМЕРТИ БОЛЬ.

Смерти больше нет.
Смерти больше нет.
Больше нет.
Больше нет.
Нет. Нет.
Нет.

Смерти больше нет.
Есть рассветный воздух.
Узкая заря.
Есть роса на розах.

Струйки янтаря
на коре сосновой.
Камень на песке.
Есть начало новой
клетки в лепестке.
Смерти больше нет.

Смерти больше нет.
Будет жарким полдень,
сено - чтоб уснуть.
Солнцем будет пройден
половинный путь.

Будет из волокон
скручен узелок,-
лопнет белый кокон,
вспыхнет василек.
Смерти больше нет.

Смерти больше нет!
Родился кузнечик
пять минут назад -
странный человечек,
зелен и носат:
У него, как зуммер,
песенка своя,
оттого что я
пять минут как умер.
Смерти больше нет!

Каждая вторая строка у Кирсанова написана в скобках. Нечетные строки – это как бы осознание воспоминания о событиях в личной жизни, а четные – отражение этих же событий на уровне подсознания.

Семён Кирсанов посвятил эти стихи своей любимой жене Клавдии Кирсановой, которая ушла из жизни совсем молодой после тяжелой болезни. Случилось это вскоре после рождения их сына. А писал стихотворение Кирсанов, оказывается, почти 8 лет. Это было не написано -- выстрадано.

Жил -- был я.
(Стоит ли об этом?)
Шторм бил в мол.
(Молод был и мил. )
В порт плыл флот
(С выигрышным билетом).
Жил -- был я.
(Помнится, что жил).

Знал соль слез.
(Пустоту постели. ).
Ночь без сна
(Сердце без тепла).
Гас, как газ, город опустелый
(Взгляд без глаз, окна без стекла).

Встань. Сбрось сон.
(Не смотри, не надо. )
Сон не жизнь.
(Снилось и забыл).
Сон как мох в древних колоннадах.
Жил -- был я.
(Вспомнилось, что жил. ).

Знал соль слез.
(Пустоту постели. )
Ночь без сна
(Сердце без тепла).

Здесь каждая фраза -- прожитое и подытоженное в некие символы…
Игра со словами, точные и неожиданные рифмы и ритмы сочетаются с глубокой лиричностью. В этом -- весь Кирсанов.

Поэт сгорел от рака в 1972 году. С мыслью о собственной смерти Семён Кирсанов никогда не мог смириться, он был великий жизнелюб. Талантливый, необыкновенный Поэт и Человек.

Жизнь моя, ты прошла,
Ты прошла.
Самолет улетел, но светла
в синеве меловая петля.
Но она расплылась и плывет.
Вот и все, что оставил полет…

Перепевки Лепса обычно мне нравятся (Озеро надежды, Купола), но тут действительно как-то не очень.
Padre Umberto Июл 31, 2010

Это лишний раз доказывает, что перепевать песни после АГ - заведомо гиблое дело.
Marish Июл 31, 2010

У Лепса очень хороший голос. И если песню слушать без видео, она получилась хорошо, по-другому, чем у АБГ. Просто Лепс в последнее время поет очень много музыкального мусора и разучился отличать, что можно петь не думая, а во что нужно вживаться, прочувствовать. Общей культуры не хватает, на мой взгляд, а энергии много. Подсказать некому, среда окружающая не та. Поэтому так и получилась. Хотя я не думаю, что эту песню нельзя петь после АБГ. Просто получились разные песни.
kurry Авг 01, 2010

"Жил был я" перепевал ещё Пересняков-младший. И сам Давид Фёдорович перепевал, но с тех пор не раз признавался, что это лучшая его песня, и всегда добавляет: В ИСПОЛНЕНИИ АЛЕКСАНДРА ГРАДСКОГО
Олег Петухов Авг 08, 2010

Вот это и удивляет, что исполнить свою "лучшую песню в исполнении Александра Градского" он пригласил совсем не Александра Градского
Marish Авг 08, 2010

Может быть, АБ не смог приехать? Мало ли какая причина. Он не на всех юбилейных Тухманова выступал. У каждого свои планы. Но песню "Жил-был я.." все равно лучше Маэстро никто не спел. Саша был совсем молодым, когда исполнил ее так, как написал Кирсанов. Остальные же просто поют песню Тухманова.
Marish Авг 12, 2010

Лепс -человек с замечательными вокальными данными но зачастую он к сожалению не понимает что он поёт и зачем. более того его часто "заносит". посему отношение двоякое
megaror Авг 21, 2010

А мне понравилось его исполнение!
Всю душу в песню выложил
Никита Фев 02, 2011

Да оставил бы при себе свою "душу". После "Жил был я" ни слышать его не могу, ни видеть. Вот СПЕТЬ КАК ВЫРУГАТЬСЯ - это его (Шофёр в "Мастере и Маргарите" Градского).
Олег Петухов Фев 04, 2011

Даже заходить посмотреть боюсь. Что-то останавливает! Наверное, с детства любимое, самое лучшее исполнение этой песни на диске "Как прекрасен мир". Заплываешь на ю-тьюб, вот оно - видео с Градским, и вдруг - его песня, а петь собрался кто-то другой. И словно включается внутри: "Не смотри, не надо!". Как будто бы сам Саша из тех далёких 70-х об этом просит
Да конечно не буду!
Это даже похоже не на измену, если послушать чужое исполнение, а это. . ну, точно так же, как не может быть у человека другого отца и другой матери, так и у этой песни не может быть другого исполнителя (имхо).
Olga Мар 03, 2012

Видел это выступление по ТВ. Не нравится Лепс ни как певец, ни как человек. Не понравилось чрезмерное кривляние, но таков его стиль. Когда известная композиция исполняется кем-то другим, его исполнение всегда будут сравнивать с оригинальным. Вообще сложно представить эту песню не в исполнении АГ. Каждый привносит что-то свое в исполнение, это бесспорно. Пусть поет иначе - но не хуже! Хотя аудитории Лепса наверняка понравилось.
Александр Исаенков Мар 03, 2012

Просто реклама и хотя музыка здесь не причем скачать бесплатно CD online


Творчество Семена Кирсанова неоднозначно, поэтому не могу сказать, что отношу его к числу моих любимых поэтов. Хочу поделиться только тремя произведениями, нашедшими отклик в моей душе.

ЧЕТЫРЕ СОНЕТА

Сад, где б я жил,— я б расцветил тобой,
дом, где б я спал,— тобою бы обставил,
созвездия б сиять тобой заставил
и листьям дал бы дальний голос твой.

Твою походку вделал бы в прибой
и в крылья птиц твои б ладони вправил,
и в небо я б лицо твое оправил,
когда бы правил звездною судьбой.

И жил бы тут, где всюду ты и ты:
ты — дом, ты — сад, ты — море, ты — кусты,
прибой и с неба машущая птица,

не сбудется. Осенний, голый сад
с ней очень мало общего имеет,
и воздух голосом ее не веет,
и звезды неба ею не блестят,

и листья ее слов не шелестят,
и море шагу сделать не посмеет,
крыло воронье у трубы чернеет,
и с неба клочья тусклые висят.

Тут осень мне пустынная дана,
где дом, и куст, и море — не она,
где сделалось утратой расставанье,

опять звенит. Возможно, что не тут,
а где-нибудь — она в спокойной дреме,
ее слова, ее дыханье в доме,
и к ней руками — фикусы растут,

Она живет. Ее с обедом ждут.
Приходит в дом. И нет лица знакомей.
Рука лежит на лермонтовском томе,
глаза, как прежде карие, живут.

Тут знает тишь о голосе твоем,
и всякий день тебя встречает дом,
не дом — так лес, не лес — так вроде луга.

С тобою часто ходит вдоль полей —
не я — так он, не он — твоя подруга,
и все-таки — сонет мечты моей

лишь вымысел. Найди я правду в нем,
я б кинул все — и жизнь и славу эту,
и странником я б зашагал по свету,
обшарить каждый луг, и лес, и дом.

Прошел бы я по снегу босиком,
без шапки по тропическому лету,
у окон ждать от сумерек к рассвету,
под солнцем, градом, снегом и дождем.

И еще два стихотворения, которые были положены на прекрасную музыку, и благодаря этому стали известны всем:

ЭТИ ЛЕТНИЕ ДОЖДИ.

Эти летние дожди,
эти радуги и тучи -
мне от них как будто лучше,
будто что-то впереди.

Будто будут острова,
необычные поездки,
на цветах - росы подвески,
вечно свежая трава.

Будто будет жизнь, как та,
где давно уже я не был,
на душе, как в синем небе
после ливня - чистота.

Но опомнись - рассуди,
как непрочны, как летучи
эти радуги и тучи,
эти летние дожди.

"Эти летние дожди". Музыка М.Минкова, стихи С.Кирсанова. Исп. А.Пугачева.

СТРОКИ В СКОБКАХ

Жил-был — я.
(Стоит ли об этом?)
Шторм бил в мол.
(Молод был и мил. )
В порт плыл флот.
(С выигрышным билетом
жил-был я.)
Помнится, что жил.

Знал соль слез
(Пустоту постели. )
Ночь без сна
(Сердце без тепла) —
гас, как газ,
город опустелый.
(Взгляд без глаз,
окна без стекла).

Встань. Сбрось сон.
(Не смотри, не надо. )
Сон не жизнь.
(Снилось и забыл).
Сон как мох
в древних колоннадах.
(Жил-был я. )
Вспомнилось, что жил.

"Жил-был я. ". Музыка Д.Тухманова, стихи С.Кирсанова. Исп. А.Градский.

Читайте также: