Сорта бумаги используемые на уроках технологии в начальной школе

Обновлено: 18.09.2024

с пе ци а л ьных котла х с кис л о т о й , пол у ча я с пе ци а л ьну ю ма с су ( це л л ю л оз у ) .

З ад а н ие . Опр е дел ить вид бу ма ги. Дет ям р а зд а ют с я о б р а з цы б у м а г и р а з н о г о

- г ла д к о с ть - сост о яние повер х но ст и бу ма ги ( р о в н а я , гл а д ка я , ш е р о х о ва та я ) ;

- у пр у го с т ь - сп о с о бно с ть бу ма ги из ги б а т ь с я , с минаться и во с ст а навл ива т ь

- пр о ч н о с ть - с о п р о т ивлени е б у маг и на р а з р ы в, с у хая б ума г а пр о ч не е мо к р о й ,

Разновидностей бумаги, выпускаемых промышленностью и используемых в окружающей жизни, несколько сот. Каждая из разновидностей бумаги, в зависимости от ее специфических свойств, подразделяется также на сорта.

На самом деле цветной называют бумагу, которая окрашена не с одной или двух сторон, а в массе, то есть насквозь. Эта бумага тоже может быть матовой или глянцевой. Она используется при переплетно-картонажных работах, для изготовления игрушек-оригами, плетеных изделий, карнавальных украшений, отдельных деталей выпуклой аппликации, приклеенных в одной точке, где цвет детали должен быть виден с двух сторон.

Ватманская бумага используется на уроках технологии редко. Это довольно дорогая чертежная бумага высшего сорта. Ее свойства (большая толщина, прочность, плотность и высокая пластичность) обеспечивают отличное качество получаемого изделия при минимальных трудовых затратах. Из ватмана делают базовые детали для праздничных открыток, карнавальные маски.

Из гофрированной (репсовой, креповой, крепированной) бумаги у учащихся получаются объемные искусственные цветы, гирлянды, необыкновенно нарядные выпуклые мозаичные изображения. Это обеспечивается сочетанием нескольких свойств: гофрированная бумага тонкая, довольно жесткая и пластичная (удерживает искривление, очень хорошо растягивается поперек волокон). Ее поверхность не гладкая, а как бы в морщинках. При этом она полупрозрачная, окрашена в яркие цвета. Продается гофрированная бумага небольшими рулонами.

Переплетная бумага применяется для окантовывания планшетов, сторонок переплетов, рамок, коробок, папок, блокнотов. Ее назначение обеспечивается заданными свойствами. Она плотная и прочная, достаточно толстая, хорошо проклеенная. Иногда лицевая сторона не только окрашена, но и покрыта тиснением. Разновидностей переплетной бумаги очень много: иногда в наборах мы видим шагреневую бумагу, бумвинил, петкор, бумажный ледерин (он заменяет переплетные ткани: ледерин, коленкор и гранитоль).

Картон традиционно используется на уроках технологии для базовых деталей аппликаций, а также для переплетных и картонажных изделий. Так же, как и бумага, картон сделан из волокнистой массы, только волокна в нем не такие тонкие, гибкие и эластичные, как в бумаге. Поверхность картона может быть шероховатой и гладкой (глянцованной). Картон может быть в массе белым, коричневым, бурым. Это зависит от сырья, использованного для его производства. Специально для декоративных работ выпускается цветной картон.

Кроме перечисленных бумажных материалов, для изделий может понадобиться бумажное вторичное сырье: газеты (как подкладка при намазывании детали клеем), писчая макулатура – отдельные листы, оставшиеся от тетрадей (для изготовления блокнотов и тетрадей-малышек), листы настенных календарей и рекламных буклетов (для обложек переплетных изделий и гофрированных игрушек).

Для проведения бесед об использовании бумаги в окружающей жизни и про ведения опытов и наблюдений за изменением ее свойств понадобятся также образцы других видов бумаги. Это рыхлая впитывающая бумага (промокательная, туалетная, бумажные салфетки), жиронепроницаемая упаковочная бумага – пергамин, ламинированная и металлизированная бумага (упаковки для соков и молочных продуктов, упаковки для чая).

Из огромного множества выпускаемых целлюлозно-бумажной промышленностью видов бумаги и картона на уроках трудового обучения используют лишь некоторые.

Бумага чертежно-рисовальная вырабатывается из тряпья (70%) и белой целлюлозы (30%). Ее проклеивают в массе и с поверхности. Вес 200 г/м2. Используют только для изготовления особо ценных таблиц и картин. Разновидностями этого вида бумаги является рисовальная, чертежная и мундштучная бумага.

Рисовальную бумагу изготавливают из 100% целлюлозы или целлюлозы с примесью 25% тряпья. Вес 130—160 г/м2. Поверхность бумаги шероховатая, хорошо принимает краску. Идет на изготовление таблиц, геометрических тел, масок, макетов, моделей.

Чертежную обыкновенную бумагу изготавливают из 70% целлюлозы и 30% тряпья. Вес 160 г/м2. По качеству этот вид бумаги близок к рисовальной. Используется для тех же целей, что и рисовальная.

Мундштучную бумагу изготавливают из более дешевого сырья. По качеству этот вид бумага ниже рисовальной. Используется для изготовления таблиц и масок.

Крашеная бумага может быть гладкой, глянцевой, гофрированной, шагреневой.

Глянцевую бумагу изготавливают из писчей, окрашивают с одной стороны и лощат; гофрированную бумагу — из папиросной, окрашивая ее с двух сторон; гладкую настольную бумагу — из обложечной, окрашивая ее с одной или двух сторон; шагреневую бумагу—из ценного сырья, окрашивают с одной стороны и подвергают тиснению под вид кожи. Крашеную бумагу применяют для оформления таблиц, коробок, футляров, окантовок, для аппликаций; из гладкой цветной бумаги плетут коврики, корзинки, делают закладки; из гофрированной крашеной бумаги делают цветы и новогодние украшения.

Оберточная бумага поступает в продажу самых разнообразных видов, отличающихся друг от друга массой, плотностью, цветом. Насчитывается более 25 видов оберточной бумаги, которую используют для склеивания таблиц и картин с обратной стороны, при работе с папье-маше.

Печатная бумага имеет очень широкий ассортимент. Наиболее ценные виды печатной бумаги идут на изготовление ассигнаций, лотерейных билетов, книг; менее ценные — на изготовление брошюр и газет. Газетная бумага является лучшим материалом для папье-маше.

Обойная бумага изготавливается из дешевого сырья. На лицевую сторону обойной бумаги наносят рисунок. Используется для оформления коробок, футляров, окантовки.

Промокательная бумага имеет рыхлую структуру. Используется в основном для удаления лишнего клея, цветных пятен, вытирания рук.


развивать исследовательские способности, критическое мышление, речь, внимание, логику; воспитывать интерес к исследовательской деятельности и экологическое мышление.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами тоже постараемся сделать открытия.

- Проверка готовности к уроку.

1. Эффект неожиданности.

У учителя на столе лежит как будто залетевший откуда-то самолётик. На доске буквы: УАБГМА.

Учитель строго. Чей это самолётик у меня на столе? Почему у меня на столе посторонние вещи?

Если никто не признаётся, то я его выброшу.

Учитель подходит к мусорной корзине, чтобы выбросить самолётик (заранее приготовлено в корзине много бумажного мусора).

- Что это? Корзина полная! Посмотрите, какой у нас необычный мусор: газета, использованная тетрадь, обрезки, салфетки и ещё вот этот самолётик.

- Что же общего в этом мусоре? (Ответ детей – всё из бумаги. )

2. Целеполагание. 2 слайд.

- Как удачно! Тогда вы, наверное, разгадаете слово на доске, которое нечаянно рассыпалось.

- Это тема нашего урока. Как вы думаете, что мы узнаем о бумаге? Что вы хотите узнать?

- Тогда работаем вместе. Вспомните правила успешной работы (работать быстро, точно выполнять задания учителя, внимательно слушать и запоминать, активно работать).

III. Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами поговорим о бумаге.

- Что вы знаете об этом материале?

- Где используют бумагу?

Ответы детей (газеты, салфетки, книги и т. д. )

- Из какого материала производят бумагу? (деревья, бумага)

IV. Основная часть.

1. Знакомство с производством бумаги.

Урок трудового обучения для начальных классов Виды бумаги

Бумага – это один из самых распространенных материалов. Началом истории бумаги принято считать 105 год нашей эры, а родиной – Китай.

Секрет изготовления бумаги держали в строгом секрете много веков. Того, кто выдаст секрет бумаги ждала смертная казнь. Для производства бумаги годились практически любое растительное сырье и отходы: лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю.

Несомненно, огромное влияние на историю развития бумаги оказало изобретение печатного станка. Это произошло 600 лет назад. С тех пор темпы производства бумаги растут, и внедряются новые технологии ее производства. Более того, современное применение бумаги настолько разнообразно, что можно уверенно утверждать, – эта история закончится не скоро.

1. Исследование на наличие волокон.

- Попробуем разгадать секрет китайских мастеров. Из чего и как сделана бумага, тем более, что смертная казнь нам уже не грозит.

- Возьмите кусочек туалетной бумаги и разорвите его.

- Что вы видите по краям? Это волокна.

- Подобные волокна вы видите и в вате. Волокна, которые вы видите в бумаге и в вате родственны, потому что они растительного происхождения т. е. сделаны из растений (дерева и хлопчатника)

Волокно называют целлюлозой – это и есть тот материал из которого делают бумагу. Целлюлоза очень прочна. Она не растворяется в воде и не разрушается при нагревании. Целлюлозу практически нельзя уничтожить. Её можно только сжечь.

- Какое основное вещество в бумаге? (волокно – целлюлоза)

- Где берут целлюлозу? (в растениях)

2. Производство бумаги.

- Как же из дерева получают волокна- целлюлозу и бумагу?

- Исследуем картинки и выдвинем предположение в каком порядке их надо расположить (работа в парах)

3. Просмотр фильма.

- Посмотрим видеоматериал и проверим – правильно ли мы расположили картинки. (видео 50сек. о производстве бумаги)

- Чтобы сделать 300кг бумаги надо срубить 7 больших деревьев. Таким образом, делая тысячи тонн бумаги, вырубают целые леса. Правильно ли это?

- Бесконечны ли природные запасы деревьев?

- Что должен делать человек, чтобы сохранить природные запасы леса? (последний вопрос на доске)

Учитель берёт в руки мусорную корзину.

- Как жалко выбрасывать целую корзину целлюлозы. Это же срубленные деревья!

- Может можно её спасти? Ведь мы узнали, что волокна не разрушаются, значит можно их использовать ещё раз…

- Кто желает спасти запасы целлюлозы?

- Как это сделать?

Бумага – универсальный инструмент для детского творчества. Как в детском саду, так и в школе, бумага широко используется детьми для рисования, поделок, скрапбукинга. Чаще всего применяют цветную классическую бумага, также большой популярностью пользуется бумага для оригами. В этой статье мы поговорим об основных видах бумаги для детей и о том, как правильно выбрать подходящий ее для определенного вида детского творчества.

Бумага – самый популярный материал для детского творчества

Бумага – самый популярный материал для детского творчества

Какие бывают виды бумаги для детского сада и начальной школы?

Пример детских поделок при комбинации разных видов бумаги

Пример детских поделок при комбинации разных видов бумаги

Определить качество покупаемой бумаги можно по следующим характеристикам:

  • Плохая бумага низкоплотная и легко мнется. Если хотите, чтобы ребенок был доволен, покупайте бумагу с плотностью не менее 60 г/м2.
  • У низкокачественной бумаги окрашенная часть просвечивается и размокает от клея, качественная имеет яркую поверхность и хорошо переносит обработку скрепляющими веществами.

Гофрированная бумага широко востребована в творчестве детей дошкольного возраста

Гофрированная бумага широко востребована в творчестве детей дошкольного возраста

Варианты использования различных видов бумаги и картона для детей дошкольного возраста и начальной школы

В зависимости от типа бумаги, она может применяться для создания творческих поделок, оригами, аппликаций. Картон чаще используется на занятиях в детском саду, потому что с ним легче справляются дети младшего возраста. В школе предпочтение отдается бумаге. В начальных классах, чаще всего, классической (для аппликаций, рисунков), а в средней школе – крепированной, квилинг-бумаге или скрапбукингу (для поделок, композиций и даже изготовления карнавальных костюмов).

Примеры сложных объемных композиций из бумаги и картона

Примеры сложных объемных композиций из бумаги и картона

Из картона можно делать очень красивые поделки. Выделяют следующие виды картона:

  1. Мелованный. Такой тип лучше покупать для занятий с детьми, он отличается однородным цветом и более гладкой поверхностью. Поделки и аппликации из мелованного картона будут яркими и красивыми, и ребенок останется доволен наглядными результатами творческого процесса.
  2. Немелованный. Такой картон дешевле, его выгоднее покупать для изготовления крупных декораций и элементов оформления. Имеет шероховатую поверхность, менее яркий потому вблизи смотрится не так выигрышно.

Существуют различные виды картона для творчества детей в начальной школе

Существуют различные виды картона для творчества детей в начальной школе

Цветной картон, как и бумага, может быть односторонним и двухсторонним. Односторонний предпочтительнее как основа для аппликаций. Его используют для вырезания элементов, которые планируется наклеиваться друг на друга.

Для изготовления фигурок и других объемных поделок стоит выбирать двухсторонний картон. Из него также делают памятные открытки, сувенирные карточки.

Читайте также: