Составьте подробный план статьи происхождение покрытосеменных

Обновлено: 05.10.2024

Презентация на тему: " Урок 22. Покрытосеменные (Цветковые) растения. Происхождение и особенности организации." — Транскрипт:

1 Урок 22. Покрытосеменные (Цветковые) растения. Происхождение и особенности организации.

2 Романова О.М.2 Задачи: 1. Сформировать представление о наиболее сложной организации покрытосеменных растений (строение, размножение, развитие) по сравнению с голосеменными. 2. Активизация познавательного интереса учащихся. 3. Создание условий для формирования навыка самостоятельной мыслительной деятельности и коммуникативной культуры.

3 Романова О.М.3 Структура урока: 1.Основные особенности покрытосеменных 2.Предки покрытосеменных. 3.Распространение покрытосеменных. 4.Жизненные формы. 5.Строение покрытосеменных: 1)Корень 2)Стебель 3)Лист

5 Романова О.М.5 Наличие цветка Наличие плода Покрытосемянность Строение органов достигает наибольшей сложности Ткани имеют высокую степень специализации Интенсивный обмен веществ Господствующее положение среди растений

6 Романова О.М.6 Происхождение покрытосеменных. Ученые-палеоботаники считают, что покрытосеменные произошли от голосеменных в результате скачкообразного изменения женских органов размножения. Именно появления цветка стало ключевым событием в происхождении покрытосеменных. Есть также версия, что покрытосеменные произошли от семенных папоротников.

7 Романова О.М.7 Покрытосеменные произрастают во всех климатических зонах и в самых разных климатических условиях – от тропических лесов до пустынь и тундр.

10 Романова О.М.10 Травянистые – это молодая в эволюционном плане группа растений, которая произошла от древесных форм. Травянистые характеризуются более высокой приспособленностью к резким колебаниям условий внешней среды, чем древесные.

11 Романова О.М.11 Покрытосеменные – единственная группа растений, способная к образованию сообществ, включающих и травы, и деревья, и кустарники

12 Романова О.М.12 По продолжительности вегетационного периода растения бывают: Однолетние

13 Романова О.М.13 Двулетние: цветение раз в жизни

14 Романова О.М.14 Многолетние (живут более 2 лет) Травянистыми многолетниками называют многолетние растения, наземные части которых не деревенеют, как это происходит у деревьев и кустарников, а деревянистыми многолетниками все остальные растения. Благодаря хорошо развитой корневой системе, травянистые многолетники более устойчивы к лесным пожарам. Они также легче переносят низкие температуры и менее чувствительны чем деревья и кустарники

15 Романова О.М.15 Травянистые многолетники бывают: А) Листопадными Золотарник обыкновенный Мята

16 Романова О.М.16 Б) Вечнозелеными Бегония Банан

17 Романова О.М.17 Общий план строения:

18 Романова О.М.18 Органы высших растений лист стебель корень

19 Романова О.М.19 КОРНЕВАЯ СИСТЕМА Главный корень Боковые корни Придаточные корни ПОБЕГОВАЯ СИСТЕМА ПОБЕГОВАЯ СИСТЕМА : Стебель Листья Почки Узлы Междоузлия Органы воспроизведения - цветки

20 Романова О.М.20 Строение проростков (А - фасоли, Б - пшеницы и В - кукурузы ) 1 - растущий эпикотиль (первое междоузлие главного побега), 2 - узел семядолей, 3 - растущий гипокотиль, 4 - корневая шейка, 5 - главный корень, 6 - боковые корни, 7 - придаточные корни.

21 Романова О.М.21 I –зона деления II – зона роста III –зона всасывания IV – зона проведения

25 Романова О.М.25 Фильм о видах побегов Прямостоячие Приподнимающиеся Лежачие Вьющиеся Цепляющиеся Лазящие Ползучие

26 Романова О.М.26 Строение стебля древесного растения Покрытосеменные Голосеменные

27 Романова О.М.27 Листья Внутреннее строение листьев Внешнее строение листьев Листорасположение Виды листьев

28 Романова О.М.28 Листорасположение

29 Романова О.М.29 Жилкование

30 Романова О.М.30 Виды листьев

31 Романова О.М.31 Виды листьев

32 Романова О.М.32 Листовая мозаика Листья на стеблях располагаются так, что почти не затеняют друг друга. Особенно это заметно в условиях недостаточного освещения. Это явление возможно благодаря неравномерному росту листьев и их способности поворачиваться к свету при любом типе листорасположения. У клена У плюща

33 Романова О.М.33 Вопросы: Назовите: 1)основные черты покрытосеменных растений. 2)зоны корня 3)жизненные формы покрытосеменных 4)2 класса покрытосеменных 5)чем различно строение стебля покрыто- семенных и голосеменных

Составьте подробный план статьи происхождение покрытосеменых.


Покрытосеменные – самый крупный тип растений, к которому относится более половины всех известных видов, характеризуются рядом четких, резко отграничивающих их признаков.

Наиболее характерно для них наличие пестика, образованного одним или несколькими плодолистиками (макро - и мегаспорофиллами), сросшимися своими краями, так что в нижней части пестика образуется замкнутое полое вместилище – завязь, в которой развиваются семяпочки (макро - и мегаспорангии).

После оплодотворения завязь разрастается в плод, внутри которого находятся развившиеся из семяпочек семена (или одно семя).

Кроме того для покрытосеменных характерны : восьмиядерный, или производный из него, зародышевый мешок, двойное оплодотворение, триплоидный эндосперм, образующийся только после оплодотворения, рыльце у пестика, улавливающее пыльцу, и для подавляющего большинства – более или менее типичный цветок с околоцветником.

Из анатомических признаков для покрытосеменных характерно наличие настоящих сосудов (трахей), тогда как у голосеменных развиты только трахеиды, а сосуды встречаются крайне редко.

Ввиду большого количества общих признаков можно предположить монофилетическое происхождение покрытосеменных от какой - то более примитивной группы голосеменных.

Наиболее ранние и очень отрывочные ископаемые остатки покрытосеменных (пыльца, древесина) известны из юрского геологического периода.

Из нижнемеловых отложений известны тоже немногочисленные достоверные остатки покрытосеменных, а в отложениях середины мелового периода они встречаются сразу в больших количествах и в значительном разнообразии форм, которые все принадлежат ко многим различным ныне живущим семействам и даже родам.

В качестве предполагаемых предков покрытосеменных указывали различные группы нижестоящих в системе растений – кейтониевые, семенные папоротники, беннеттиты, гнетовые.

У кейтониевых были завязь, рыльце, но у них завязь формировалась иначе, чем у покрытосеменных ; у них не было даже подобия цветков, спорофиллы их простые и, вероятно, они представляют слепую ветвь эволюции.

У семенных папоротников не было цветков, не было покрытосемянности.

Теория происхождения покрытосеменных из гнетовых предполагает, что наиболее примитивныеы покрытосеменные имели мелкие однополые цветки без околоцветника или с невзрачным околоцветником.

Но по ряду соображений в настоящее время более примитивными цветками считают крупные, обоеполые цветки.

Поэтому можно предположить, что предками современных покрытосеменных были какие - то вымершие, очень примитивные голосеменные с обоеполыми цветками типа шишки (стробилами), в которых на длинном цветоложе (оси) были спирально расположены свободные (несросшиеся друг с другом) листочки однородного околоцветника, микроспорофиллы (тычинки) и мегоспорофиллы (плодолистики).

В системе голосеменных эта группа должна была стоять где - то между семенными папоротниками и уже более специализированными беннеттитами и саговниками.

Покрытосемянность несомненно представляла большое преимущество в смысле защиты семяпочек и развивающихся семян от всяких неблагоприятных внешних воздействий и в первую очередь от сухости воздуха.

Но одной покрытосемянностью все же трудно объяснить быстрое мощное развитие покрытосеменных и вытеснение ими господствовавших ранее на земле архегониальных растений.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Эпиграфы к уроку:

( Я.А.Коменский)

Корень учения горек, да плод сладок. (Пословица)

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями организации, происхождения и многообразием покрытосеменных растений.

образовательные:

формирование представлений о единстве органического мира,

развивающие:
создание условий для формирования навыков самостоятельной мыслительной деятельности и коммуникативной культуры; продолжить развитие умений отвечать на вопросы, выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; развитие у учащихся сенсорного восприятия, интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферы, повышение познавательного интереса к предмету.

воспитательные:

создание условий для увлеченного учения, воспитание чувства ответственности и гордости за результат познавательной деятельности; развитие экологической грамотности.

Методы и приемы: частично-поисковый, проблемный, исследовательский (лабораторная работа).

Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, гербарии, раздаточный дидактический материал, корзина, подносы, муляжи фруктов и овощей.

Тип урока: Комбинированный.

I . Организационный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, которым мы всегда очень рады.

Прозвенел и смолк звонок,

Все друг другу повернулись

Все друг другу улыбнулись.

Повернувшись и ко мне,

Улыбнитесь-ка и мне.

Начинаем наш урок,

Запасаем знаний впрок!

- Ну, что же, пожалуй, приступим! Сегодня вы работаете в группах по четыре человека.

II. Актуализация опорных знаний.

- Пока участники № 1 проходят биологические лабиринты по пройденной теме, остальные работают устно.

Устный фронтальный опрос.

- Какие царства живых организмов существуют в природе?

- Кто такие прокариоты и эукариоты? Представители каких царств к ним относятся?

- Перечислите характерные признаки царства растений.

- На какие подцарства подразделяется царство растений?

- К какому подцарству растений относятся водоросли? Почему?

- Что такое эволюция?

- Установите в правильной хронологической последовательности следующие группы растений: Моховидные, Водоросли, Голосеменные, Папоротниковидные, Псилофиты .

Работа 1-2 учащихся с рисунками у доски.

- Представители каких отделов растений представлены на рисунке? (Слайды)

- Какое растение представлено на рисунке под № 8? (Мать-и-мачеха.)

- К какому отделу растений относится это растение? (Учащиеся затрудняются ответить.)

III. Определение темы и целей и задач урока.

- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, попробуйте отгадать загадку:

Есть чашечка, да не разобьешь,

Есть венок, да не разовьешь,

Есть тычины, да очень хрупки,

Есть пестик, да без ступки:

И все это-вместе

Да на своем месте. (Строение цветка.)

- Действительно, речь в загадке идет о цветке. Сегодня на уроке мы начинаем изучать самую молодую, но самую многочисленную и богатую видами группу растений, насчитывающую около 250 тыс. видов растений – Цветковые.

Учащиеся записывают тему урока в рабочих тетрадях.

- Ребята, попробуйте сформулировать основные цели нашего урока.

(Возможный вариант ответа: Изучить новый отдел растений –Покрытосеменные; выявить их отличительные признаки, особенности строения; узнать об их происхождении и значении в природе и жизни человека.)

IY. Изучение нового материала.

1. Происхождение Покрытосеменных.

Первые цветковые растения появились около 135 миллионов лет назад ,

в мезозойскую эру, в конце юрского - начале мелового. Вопрос о предке Покрытосеменных в настоящее время остаётся открытым, но наиболее вероятно, что покрытосеменные произошли от одной из групп семенных папоротников.

2. Органы цветковых растений.

- Какие органы имеются у растений, представленных на гербариях? (Корень, побег: стебель и лист, цветок, плод с семенами.)

- Какие органы есть у растений, представленных на гербариях, которых не было у других растений, ранее вами изученных? (Цветы и плоды.)

- Какие органы растения относятся к вегетативным и какую функцию они выполняют? ( Это корни и побеги. Они выполняющие функцию питания и обмена веществ с окружающей средой, а также опорную функцию. )

- Какие органы растения относятся к генеративным (репродуктивным)? (Это цветки, плоды, семена. Они служат для семенного (полового) размножения.)

- К каким органам относятся овощи, находящиеся на ваших подносах?

(Картофель – видоизмененный побег; свекла и морковь, репа – видоизмененные корни (корнеплоды); луковица – видоизмененный побег; капуста белокочанная – видоизмененный побег.)

Есть травка с загадкой,

С хищной повадкой:
Комара и мушку
Заманит в ловушку. (Растение-хищник – росянка)

- Какие органы растения играют роль ловчего аппарата у росянки? (Листья.)

У нас, ребята, в классе,

Всё глядит в окошко,

Он ходить не может.

Где же его лапки?

Где у него рожица?

Голова без шапки

От холода ёжится?

- Ребята, найдите ответ на загадку в кабинете биологии. (Кактус)

- Какие органы представляют колючки кактуса, в связи с чем они появились? (Листья. Листья кактусов превращены в колючки, чтобы уменьшить потери воды при испарении и защищаться от поедания животными.)

3. Строение цветка. Конструкторское бюро.

hello_html_m73549620.jpg

- Ребята, как вы думаете, какие части цветка являются главными? (Пестик и тычинки.)

- Каково биологическое значение цветка ? ( Цветок – это орган, служащий для генеративного (полового) размножения растений.)

- Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив условные обозначения. Вспомнив, условные обозначения, попробуйте составить формулу цветка вишни по описанию: Цветок правильный; чашелистиков – 5, сросшихся; лепестков – 5, свободных; тычинок много; пестик – 1. ( (5 ) Л 5 Т П 1 )

- Как правило, цветки у большинства Покрытосеменных растений располагаются не по одиночке, а группами, в определенном порядке, образуя соцветия. Каково биологическое значение соцветий?

( Соцветия привлекают насекомых для опыления и более успешно опыляются ветром .)

- Раз уж мы затронули опыление, назовите признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений . (Насекомоопыляемые растения имеют красивые, яркие цветки или соцветия, они богаты нектаром, пыльцой, обладают приятным запахом. Ветроопыляемые растения имеют мелкие невзрачные цветки, собранные в соцветия, мелкую, легкую и сухую пыльцу.)

Работа с раздаточным материалом: Определить типы соцветия по предложенным схемам и приведите примеры растений с данным видом соцветий.

1 группа: кисть, зонтик.

2 группа: колос, сложный колос.

3 группа: головка, корзинка.

4 группа: початок, метелка (сложная кисть).

(Кисть – ландыш, черемуха, смородина; зонтик – вишня, яблоня, герань; колос - подорожник, осока, орхидея; сложный колос – пшеница, рожь, ячмень; головка – клевер, люцерна; корзинка – ромашка, подсолнечник, одуванчик; початок – кукуруза, аир болотный; метелка (сложная кисть) – сирень, виноград, овес, рис; щиток – герань, земляника лесная, груша)

- Ребята, как вы считаете почему второе название отдела Цветковых растений – Покрытосеменные? (Потому, что их семена защищены, располагаются внутри плода.)

- Из какой части цветка образуется плод и из чего он состоит ? (Плод развивается из завязи цветка. Состоит из семян и околоплодника. )

- Каково биологическое значение плодов? (Плоды обеспечивают защиту и созревание семян; участвуют в расселении растений.)

Осень в гости к нам пришла,

Урожай нам принесла.

А вот и лукошко.

Осень в него сложила

Свои плоды немножко.

- Ребята, ваша задача – определить виды плодов, находящихся в корзине.

(Томат, виноград, перец и баклажан – ягода; огурец и патисон – тыквина; яблоко и груша – яблоко; персик, вишня и слива – костянка; апельсин и лимон – померанец; пшеница – зерновка; подсолнечник – семянка, лещина – орех.)

6. Систематика Покрытосеменных. Классы Двудольные и Однодольные.

- В отдел Покрытосеменных растений входят два класса: Двудольные и Однодольные растения. Попробуйте выявить их отличительные особенности.

Работа с раздаточным и гербарным материалом. Заполнение таблицы.

Отличительные признаки одно- и двудольных растений.

Однодольные растения – это класс Покрытосеменных растений, у которых зародыш c емени состоит из одной семядоли. Примерами таких растений являются пшеница, лилия, тюльпан, осока, пальма.

Двудольные растения – это класс Покрытосеменных растений, у которых зародыш семени состоит из двух семядолей. Характерными представителями класса являются дуб, клен, береза, лавр, виноград, картофель, подсолнечник.

7. Жизненные формы.

- Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных представлены разными жизненными формами: деревьями, кустарниками и травами. (Слайд)

- Вспомните характерные признаки разных жизненных форм.

Y . Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:

* узнал ли я что-то новое,

* смогу ли применить эти знания на практике,

* достаточно ли активно работал на уроке.

- И, в завершении, осталось поставить оценку нашей совместной деятельности.

* Понравился ли вам урок?

* Интересно ли вам было на уроке?

* Понятными ли для вас были все действия на уроке?

Поднимите руки, кто оценил нашу совместную деятельность на “5”, на “4”, на “3”.

Приложение

Физкультминутка
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней
(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом тоже, стоя на другой ноге)
Ветер сильный прилетал,
Все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса вперед-назад)
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет.
(Рывки руками перед грудью)
Мы размялись от души
Вновь за парты сесть спешим .
(Дети садятся за парты).

1. Сформировать представление о наиболее сложной организации покрытосеменных растений (строение, размножение, развитие) по сравнению с голосеменными.
2. Активизация познавательного интереса учащихся.
3. Создание условий для формирования навыка самостоятельной мыслительной деятельности и коммуникативной культуры.

Методы и приемы: объяснительно - иллюстративный, проблемный, лабораторная работа (исследовательский).

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, гербарии, микроскопы, микропрепараты.

Тип урока: Комбинированный урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме.

ХОД УРОКА

Проверить мультимедиа оборудование, подготовить инструктивные карточки, гербарии, проверить готовность к уроку: мел, тряпка, доска, экран, порядок, готовность детей: учебники, тетради, ручки, надпись на доске: тема урока.

I. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас приветствовать сегодня на уроке биологии. Давайте поприветствуем друг - друга словами:

Здравствуй друг,
Я пришел
Ты мне рад
Хорошо!

Теперь повернитесь друг к другу, пожмите руки, произнесите эти слова:

Здравствуй друг, ты пришел, очень рад, хорошо!

Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная деятельность.

Будьте внимательны, активны на уроке, и вы добьетесь успеха!

2. Актуализация знаний и мотивация учащихся.

“Под небом низким и седым – тайга, от края и до края, здесь нет тепличной красоты, отсюда далеко до рая …”, так описывал наш край известный писатель Х-Мансийского района Сергей Козлов.

Ребята, скажите, пожалуйста, какие древесные растения образуют данную природную зону?

А что мы знаем о голосеменных растениях?

А вот мне интересно, почему назвали данную группу именно таким образом?

Проверка домашнего задания

Тестовое задание “Гонка за лидером” или А правда ли то, что…

    К голосеменным растениям относится около 700 видов растений
  1. Листья у всех голосеменных растений – хвоя
  2. Хвойные растения относятся к отделу голосеменных
  3. Сосна, ель, пихта – это хвойные растения
  4. Все голосеменные растения имеют цветок и плод

Сегодня на уроке мы начинаем изучать большую группу растений, самую распространенную группу на Земле.

Приложение: (В презентации желательно использовать рисунки, анимационные модели электронных учебников и т.д.)

Тема нашего урока “Отдел Покрытосеменные растения, особенности организации и происхождение”

Какие задачи мы можем выполнить на уроке?

Проверка общеучебных ЗУН

Беседа, диалог с детьми с использованием мультимедиа оборудования

  • Цветок - это видоизмененный побег, орган семенного размножения.
  • Давайте вспомним строение цветка.
  • Плод – это орган полового размножения.
  • Трахеиды - мертвые веретенообразные клетки с толстыми оболочками. Обеспечивают проводящую и опорную функции.

Какие особенности имеются у покрытосеменных растений?

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

3. Изучение нового материала.

Происхождение покрытосеменных растений.

Покрытосеменные – самая богатая видами группа растений.

Известно 250 тысяч видов.

Первые цветковые растения появились в начале мелового периода около 135 миллионов лет назад (или даже в конце юрского периода).

Вопрос о предке покрытосеменных в настоящее время остаётся открытым; но наиболее вероятно, что покрытосеменные произошли от одной из групп семенных папоротников.

Характерные признаки покрытосеменных растений, отличающие их от голосеменных (использовать гербарные материалы.)

В отдел Покрытосеменных растений входят два класса: Двудольные и Однодольные растения.

Ребята! Посмотрите на эти комнатные растения. Скажите, какими отличительными признаками обладают покрытосеменные растения?

    Наличие цветка.
  • Наличие плода.
  • Покрытосемянность.
  • Строение органов достигает наибольшей сложности.(Есть сосуды вместо трахеид, обеспечивающие проведение орг. и неорг. в-в.
  • Ткани имеют высокую степень специализации.
  • Интенсивный обмен веществ.

ЭТИ ПРОГРЕССИВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЗВОЛИЛИ ЗАНЯТЬ ГОСПОДСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

Многообразие цветковых растений сведено к двум основным типам:


Побеговая и корневая системы

ИГРА “Ботаническое лото”

Ребята получают карточки, с которыми работают в группе.

Нужно составить правильный текст.

ЗЕЛЕНЫЕ: Покрытосеменные – самая богатая видами группа растений. Известно 250 тысяч видов.
СИНИЕ: Первые цветковые растения произошли 135 миллионов лет назад от семенных папоротников.
КРАСНЫЕ: Прогрессивные черты позволили занять покрытосеменным растениям господствующее положение.
ЖЕЛТЫЕ: Для цветковых растений характерно наличие цветков и семян, заключенных в плод.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Лабораторная работа “Строение цветковых растений на примере шиповника”
(Инструктивная карточка, гербарий)

Ребята! Сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу.

Цель работы: выявить особенности строения цветкового растения на примере шиповника. Мы будем работать с гербарным материалом и рисунками учебника. На ваших столах лежат инструктивные карточки. Выполняя работу, записи делаем в инструктивной карточке. По истечении 5-ти минут я попрошу вас сделать самостоятельный вывод.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.

Лабораторная работа
“Строение цветковых растений на примере шиповника”

Цель: Выявить особенности строения цветкового растения.

Оборудование: гербарий.

  1. Рассмотрите внешний вид растения.
  2. Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 77 “Строение шиповника”.
  3. Отметьте особенности строения по следующему плану:
  • Жизненная форма шиповника ________________ . Это можно определить потому, что растение имеет ___________________________ стебель.
  • Листья ____________________ (простые или сложные)
  • Листорасположение ____________________________ (очередное, супротивное, мутовчатое)
  • Цветок шиповника имеет венчик из ________ лепестков, чашечка состоит из _______ чашелистиков. Тычинок ___ , пестиков ________.
  • Плод ____________________ (многоорешек, коробочка, орех, семянка, ягода).

Сделайте вывод о принадлежности данного растения к отделу Покрытосеменных растений.

  1. Каковы главные признаки отдела покрытосеменных растений
  2. Какой орган покрытосеменных растений является органом полового размножения?
  3. Почему отдел назвали покрытосеменными
  • Тестовые вопросы учебника. Стр 86
  • Оценка, самооценка, рефлексия.

Дорогие ребята! Я очень рада знакомству с вами. Мне было приятно проводить урок в вашем классе. Мы хорошо потрудились!

Оценка деятельности учащихся.

  • Составьте словарь терминов данного урока.
  • Подготовьте устный рассказ о Покрытосеменных растениях, используя стр. 76-79.
  • Составьте кроссворд “Особенности цветковых растений”.
  • Нарисуйте рисунки , иллюстрирующие тему.

размножение это обшее свойство организмов, обеспечивающее непрерывность жизни в ряду поколений, т.е. в ходе размножения сохраняются свойства и признаки исходного материнского организма. но наряду с этим проявляется изменчивость.

и.м.сеченов открыл процессы торможения в центральной нервной системе. .реакции включаются тогда, когда низшие не обеспечивают достижение к цели. хотя практики йоги открыли такие возможности гораздо раньше.

покрытосеменные – самый крупный тип растений, к которому относится более половины всех известных видов, характеризуются рядом четких, резко отграничивающих их признаков. наиболее характерно для них наличие пестика, образованного одним или несколькими плодолистиками (макро- и мегаспорофиллами), сросшимися своими краями, так что в нижней части пестика образуется замкнутое полое вместилище – завязь, в которой развиваются семяпочки (макро- и мегаспорангии). после оплодотворения завязь разрастается в плод, внутри которого находятся развившиеся из семяпочек семена (или одно семя). кроме того для покрытосеменных характерны: восьмиядерный, или производный из него, зародышевый мешок, двойное оплодотворение, триплоидный эндосперм, образующийся только после оплодотворения, рыльце у пестика, улавливающее пыльцу, и для подавляющего большинства – более или менее типичный цветок с околоцветником. из анатомических признаков для покрытосеменных характерно наличие настоящих сосудов (трахей), тогда как у голосеменных развиты только трахеиды, а сосуды встречаются крайне редко. ввиду большого количества общих признаков можно предположить монофилетическое происхождение покрытосеменных от какой-то более примитивной группы голосеменных.

наиболее ранние и отрывочные ископаемые остатки покрытосеменных (пыльца, древесина) известны из юрского геологического периода. из нижнемеловых отложений известны тоже немногочисленные достоверные остатки покрытосеменных, а в отложениях середины мелового периода они встречаются сразу в больших количествах и в значительном разнообразии форм, которые все принадлежат ко многим различным ныне живущим семействам и даже . в качестве предполагаемых предков покрытосеменных указывали различные группы нижестоящих в системе растений – кейтониевые, семенные папоротники, беннеттиты, гнетовые.

теория происхождения покрытосеменных из гнетовых предполагает, что наиболее примитивныеы покрытосеменные имели мелкие однополые цветки без околоцветника или с невзрачным околоцветником. но по ряду соображений в настоящее время более примитивными цветками считают крупные, обоеполые цветки.

поэтому можно предположить, что предками современных покрытосеменных были какие-то вымершие, примитивные голосеменные с обоеполыми цветками типа шишки (стробилами), в которых на длинном цветоложе (оси) были спирально расположены свободные (несросшиеся друг с другом) листочки однородного околоцветника, микроспорофиллы (тычинки) и мегоспорофиллы (плодолистики). в системе голосеменных эта группа должна была стоять где-то между семенными папоротниками и уже более специализированными беннеттитами и саговниками.

покрытосемянность несомненно представляла большое преимущество в смысле защиты семяпочек и развивающихся семян от всяких неблагоприятных внешних воздействий и в первую очередь от сухости воздуха. но одной покрытосемянностью все же трудно объяснить быстрое мощное развитие покрытосеменных и вытеснение ими господствовавших ранее на земле архегониальных растений.

Читайте также: