Спиши ряд существительных какой темой их можно объединить огород грядка редиска пучок урожай

Обновлено: 05.10.2024

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Игры и упражнения

Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.

В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.

Пальчиковая гимнастика

Капустка
Мы капустку рубим — рубим,
Мы капустку солим — солим,
Мы капустку трем — трем,
Мы капустку жмем — жмем.
(Имитация движений.)

Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.


Логоритмические упражнения (координация речи и движения)

Картошка
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капустку ловко
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений.)

Огород
Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.)
Мы пришли на нашу грядку.
Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.)
Здесь — капуста, здесь — салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)
Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)
И петрушки корешок. (Руки опустить.)
Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.)
Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ОВОЩИ. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ И ОГОРОДАХ.

Беседа по теме: − Какую пользу приносят овощи?

Какой они формы, цвета, размера, текстуры, какие они на вкус?

Как называется профессия людей выращивающих овощи?

Морковь – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, треугольная, полезная, сочная, крупная, мелкая .

Лук – (какой?) – хрустящий, красный, белый, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький.

вскапывают (что?)  землю выкапывают (что?)  картофель

сажают (что?)  овощи пропалывают (что?)  грядки

сеют (что?)  редис, укроп срезают (что?)  капусту

дёргают (что?)  морковь, свёклу… срывают (что?)  помидоры, фасоль,…

снимают (что?)  урожай поливают (что?)  растения

О вощезаготовки, овощевод, овощехранилище, овощерезка, овощной салат

красный помидор красненький помидорчик красненькие помидорчики

спелая тыква слепенькая тыковка слепенькие тыковки

хрустящий огурец хрустященький огурчик хрустященькие огурчики

сладкий перец сладенький перчик сладенькие перчики

Репа лежит  Репы лежат Огурец растет  Огурцы растут

Помидор висит  Помидоры висят Баклажан зреет  Баклажаны созрели

пюре из картошки ‒ картофельное каша и з тыквы – тыквенная
салат из огурцов – огуречный сок из помидора – томатный

суп из гороха – гороховый икра из кабачков – кабачковая

соус из чеснока – чесночный рагу из овощей – овощное

Зубчик – чеснок Клубень – картофель Пучок – зелень

Связная речь. Пересказ рассказа

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Овощеводы аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, щи, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

Между овощами произошёл спор. Овощи спорили, кто из них главнее. Первым в спор вступил помидор. Помидор сказал, что он круглый, красный и вкусный, поэтому он главный. С помидором спорила капуста. Потому что она круглая, зелёная и хрустящая. В спор с овощами вступила картошка. Картошка сказала, что она хороша и вареная, и жареная, и тушеная. Спор овощей услышала хозяйка. Хозяйка сказала, чтобы не спорили, что все овощи очень полезные и вкусные. Хозяйка покрошила овощи в кастрюлю и сварила из них вкусный борщ .

- расширение и активизация словаря.
Задачи: образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
- учить подбирать прилагательные к существительным;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
- формировать зрительно-предметный гнозис.

(словарь ребёнка должен включать слова): огород, урожай, овощи, капуста, морковь и т.д.; их цвет и основные оттенки, форма (круглый, овальный, треугольный); расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый, готовить, жарить, консервировать, растить, вкусно, полезно, кисло, сладко, горько, пресно.

Грамматический строй речи

(составление рассказа - описания по схеме, можно использовать настоящий овощ):
Что это?
Какой этот овощ по величине, форме, цвету, вкусу?
Где он растёт?
Где его можно купить?
Что из него готовят?
9. Пальчиковая гимнастика.

Заготовим капусту на зиму.
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке. (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
(Хватательные движения обеими руками.)
(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
(Удары обеими руками по столу.)
(Отряхивают руки.)
10. Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают, 3. выдёргивают)
11. Игра “Подбери признак”
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
12. Игра “Большой- маленький”
Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка
13. Игра “Один- много”
Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны
14. Физкультминутка “Урожай”.
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3 раза.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)
15. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
16. Отгадывание загадок.
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.(лук)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
В рос в землю крепко. Кто же это? (репка)
Как надела сто рубах, заскрипела на зубах.(капуста)

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.(морковь)
Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.(помидоры)
Хотя я сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я…

Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. "Предисловии"

1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Объяснить, что это все можно назвать одним словом "овощи", помочь запомнить обобщающее понятие "овощи".


2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.


3. По возможности показать и рассказать, где растут овощи.


4. Рассказать, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).

5. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.

    Морковь (какая?) - оранжевая, овальная.
    Помидор (какой?) - .
    Огурец (какой?) - .
    И так далее.
    1 помидор, 2 помидора, 3 . 4 . 5 помидоров.
    1 огурец, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 репа, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 кабачок, 2 . 3 . 4 . 5 .
    И так далее.
    Один помидор - много помидоров.
    Одна морковь - много моркови.
    И так далее.
    Огурец - огурцы.
    Помидор - помидоры.
    Репа - репы.
    И так далее.
    Растет - растут.
    Зреет - .
    Зеленеет - .
    Краснеет - .
    Сажает - .
    Копает - .
    Окучивает - .
    Рыхлит - .
    Поливает - .
    Убирает - .
    Спеет - .
    Нарисовать 3-4 вида овощей в количестве "один", "много". С левой стороны листа нарисовать по одному овощу, с правой - по нескольку овощей. Ответить на вопрос: "Что нарисовал (а)?"
    (Ответ: "Слева я нарисовал огурец, справа я нарисовал репу. ")
    Мы капусту рубим,
    (резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)
    Мы морковку трем,
    (пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)
    Мы капусту солим
    (движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)
    Мы капусту жмем.
    (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)

    Хозяйка однажды с базара пришла,
    Хозяйка с базара домой принесла:
    Картошку, капусту, морковь, горох,
    Петрушку и свеклу, ох!
    Накрытые крышкой, в душном горшке
    Кипели, кипели в крутом кипятке:
    Картошка, капуста, морковь, горох
    Петрушка и свекла, ох!
    И суп овощной оказался неплох!
    (Ю. Тувим)

    Красная девица сидит в темницы, а коса на улице.
    (морковь)

    Выучить стихотворение (любое).

Капуста
Росточком была, все воду пила.
Побелела, растолстела,
Словно сахар захрустела.
Лето прожила, много листьев сберегла,
Одевалась, одевалась,
А раздеться не смогла.
(А. Прокофьев)

    Предложить ребенку узнать овощи на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами.

1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Уточнить, как это все можно назвать одним словом.


2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.


3. Расспросить ребенка, где растут овощи.


4. Уточнить у ребенка, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).


5. Рассказать ребенку о труде колхозников осенью по сборке урожая овощей. Помочь запомнить информацию.


5. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.

    Морковь (какая?) - оранжевая, овальная.
    Помидор (какой?) - .
    Огурец (какой?) - .
    И так далее.
    1 помидор, 2 помидора, 3 . 4 . 5 помидоров.
    1 огурец, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 репа, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 кабачок, 2 . 3 . 4 . 5 .
    И так далее.
    Один помидор - много помидоров. Одна морковь - много моркови.
    И так далее.
    Огурец - огурцы.
    Помидор - помидоры.
    Репа - репы.
    И так далее.
    Растет - растут.
    Зреет - .
    Зеленеет - .
    Краснеет - .
    Сажает - .
    Копает - .
    Окучивает - .
    Рыхлит - .
    Поливает - .
    Убирает - .
    Спеет - .
    Что делал? -- Что делала? -- Что делали?
    Сажал -- Сажала -- Сажали
    Копал -- . -- .
    Поливал -- . -- .
    Рыхлил -- . -- .
    Окучивал -- . -- .
    Собирал -- . -- .
    Сок из огурца - огуречный.
    Сок из моркови - морковный.
    Сок из лука - луковый.
    И так далее.
    Если вощи сварить, то они будут какие? - Вареные.
    А если овощи пожарить, тогда они будут какие? - Жаренные.
    Если овощи потушить, то они будут .
    Если морковь парить, то морковь будет .
    Если огурцы посолить, то они будут .
    Если помидоры мариновать, то они станут .
    Если капусту квасить, то капуста будет .

А) Составление предложений из слов.

    Мама почистила картошку, чтобы.
    Мама помыла овощи, чтобы.
    Мама купила свеклу, чтобы.
    Морковь оранжевая, а огурец - зеленый.
    Лук горький, а репа - .
    И так далее.


17. Развитие логического мышления.

    Хозяйка однажды с базара пришла,
    Хозяйка с базара домой принесла:
    Картошку, капусту, морковь, горох,
    Петрушку и свеклу, ох!
    Накрытые крышкой, в душном горшке
    Кипели, кипели в крутом кипятке:
    Картошка, капуста, морковь, горох
    Петрушка и свекла, ох!
    И суп овощной оказался неплох!
    (Ю. Тувим)

    У Лариски две редиски,
    У Алешки - две картошки,
    У Сережки- орванца - два зеленых огурца.
    А у Вовки - две морковки.
    Да еще у Петьки
    Две хвостатых редьки.
    (По очереди разгибать пальчики из кулака, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

    Помидор.
    В огороде помидор
    Взгромоздился на забор.
    Притворяется негодник,
    Будто сам он - огородник!
    Ай-ай-ай, помидор!
    Стыд тебе и позор!
    Возмутилась тетя репа:
    - Это глупо и нелепо!
    Ай-ай-ай, помидор!
    Стыд тебе и позор!
    Крикнул дядя огурец:
    - Безобразник! Сорванец!
    Ай-ай-ай, помидор!
    Стыд тебе и позор!
    Покраснел сорванец,
    Устыдился, наконец,
    И скатился чин по чину
    К огороднику в корзину!
    (Я. Бжехва)

Комментарии к статьям
Развитие речи. Сентябрь

12.09.2007, 18:15
Магдалина

Большое спасибо за материал. Я работаю в логопедической группе и пользуюсь им с самого начала.Так легко работать! 13.09.2007, 11:53
ЛЕНА ЛАСИЧ

СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ТАКОЙ РАЗДЕЛ. ОН ТАК НАМ ПОМОГАЕТ. 22.09.2007, 11:10
Тамара

Большое спасибо за помощь.Хоть в Таллиннском дет. саду этот материал можно использовать не в полной мере, но подбор, его расстановка и планирование очень помогли в работе! 23.09.2007, 10:43
Татьяна

Очень полезный материал.Спасибо от начинающих логопедов! 25.07.2008, 21:32
светлана

Хорошо бы ребенку почитать сказку про мышта Крутя и Вертя и петушка там рассказывается как получается хлеб. 21.09.2008, 08:54
Татьяна, начинающий user

случайно нашла ваш сайт. материала много по любой теме, буду обязательно выборочно его использовать в своей работе. 11.10.2008, 21:24
Марина

Этот материал просто находка для молодых логопедов. Спасибо большое. Я обязательно буду его использовать в своей практике. 05.11.2008, 10:12
светлана

Ещн хорошо почитать сказку о петушке и Мышатах крути и Верти там рассказывается про хлеб 24.08.2009, 17:04
майя

СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО! Я как мама очень благодарна издателю сайта и всем кто принимал участие в этом столь полезном,так скажем проекте.Мы с дочкой(5 ЛЕТ) АЛЛОЙ,занимаемся не каждый день ,но очень охотно все читаем повторяем а потом она самостоятельно играет со своими куклами.Это очень хороший покозатель.Очень все пончтно и граммотно написанно и не так утомительно как порой бывает. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ОТ НАШЕЙ СЕМЬИ! ТАК ДЕРЖАТЬ! 08.09.2009, 12:33
Ольга

Большое спасибо! Дочке почставили ОНР 3 вида, но надеюсь, мы от него уйдем! 21.09.2009, 18:22
Татьяна

Огромное спасибо! Материал просто замечательный. Все доступно, понятно. Легко работать даже начинающим воспитателям логопедических групп. 11.10.2010, 15:53
татьяна

Очень здорово, нам бы таких логопедов в сад 24.02.2011, 13:05
софия

большое спасибо за такой интересный материал 11.10.2019, 01:05
Евгений

Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (499) 322-46-85 Евгений.

Читайте также: