Способы опыления у покрытосеменных растений урок

Обновлено: 17.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МКОУ Шиткинская СОШ

Кустовой семинар по теме

План – конспект урока

Подготовила: учитель биологии

Цели и задачи урока:

Образовательные : познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции; показать значение опыления в жизни растений.

Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.

Воспитательные: способствовать эстетическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе;

Что нужно изучать?

Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения разных растений.

Опыление – необходимое условие для процесса оплодотворения, происходящего в цветке. Типы опыления. Факторы, обеспечивающие опыление растений.

Насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения. Особенности строения цветков в связи со способом опыления. (Лабораторная работа).

Тип урока : изучение нового материала.

Организационный момент

Актуализация знаний

Учитель. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

Цветы, как люди, на любовь щедры,
И щедро нежность, людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.

Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прекрасные наследники природы.
Они приходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.

Вопросы к учащимся:

Какие растения называются цветковыми?

Что такое цветок?

Каково строение цветка?

Какие части цветка являются главными и почему?(слайд 2)

Какова основная функция цветка?

Таким образом. мы выяснили, что цветок -- орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами, но чтобы это произошло, должно произойти опыление, а затем оплодотворение.

Изучение нового материала

Наша задача сегодня: познакомиться с процессом цветения, опыления, рассмотреть типы опыления, выяснить особенности самоопыляемых, перекрестноопыляемых растений, рассмотреть процесс осуществления искусственного опыления, выяснить с какой целью оно производится.

Цветение – опыление – оплодотворение – образование плода с семенами.( Слайд 3)

Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника.

Слово “опыление” многим из вас знакомо. Чаще всего мы его говорим, когда видим какое- либо насекомое на цветке . А что же такое опыление?

Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (запись определения в тетрадь).

Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления. Существует несколько видов опыления:( Слайд3)

Вопросы для беседы:

1 . Что такое самоопыление? Посмотрим на схематичное изображение цветка и попробуем своими словами ответить на этот вопрос.

Предполагаемый ответ :(Самоопыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого же цветка).

Характерно для гороха, пшеницы, картофеля, томата.

Как мы уже говорили, самоопыление в природе встречается крайне редко.

Как вы думаете, какие приспособления к самоопылению могут встречаться у самоопыляемых растений?( Слайд 3). Обратите внимание на длину тычинок и пестиков, на то, что бутон цветка не раскрыт. Какое биологическое значение имеют эти признаки? Кроме того , у самоопыляющихся растений происходит одновременное созревание тычинок и пестиков. Насколько важен этот факт?

Теперь об очень важном моменте – после опыления происходит оплодотворение, когда сливаются половые клетки, в данном случае одного растения и потом развивается плод, внутри которого будут семена. Из семян вырастет новое растение. Как вы думаете, оно очень будет похоже на своих родителей? Почему? Предполагаемый ответ: очень похоже, т.к. наследственные признаки одинаковы.

А теперь посмотрим сами растения(слайд4, гербарные образцы).

2 .Перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльца пестиков других цветков.

Посмотрите по слайду ( слайд 3):в чем сущность перекрестного опыления?( учащиеся комментируют схему, указывая на перенос пыльцы разных цветков).

Сразу ответим на самый сложный и важный вопрос: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему?

Предполагаемый ответ: при самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения.

А какие приспособления могут быть у растений к перекрестному опылению?( Слайд 3)

При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения на другое растение переносится разными путями. В переносе могут принимать участие ветер, вода, насекомые, птицы и даже млекопитающие.

Растения, опыляемые ветром называются ветроопыляемые . Как вы думаете, какими могут быть приспособления растений к опылению ветром?

Приспособления растений к опылению ветром: (Слайд 5). Посмотрим на фото березы . Как и когда она цветет? Как выглядят ее цветы? Что появляется раньше: цветы или листья? Какое это имеет значение? А у вербы, ольхи, кукурузы изображены одиночные цветы или соцветия? А почему? А теперь посмотрим ,( слайд 6) как выглядит пыльца ветроопыляемых растений: она легкая , ее много, поверхность неровная. Попробуйте объяснить эти признаки. Какие выводы можно сделать о признаках ветроопыляемых растений?. (слайд 7)

Приспособления растений к опылению насекомыми: ( Слайд 8)

-как выглядят венчики цветков?

- каков размер цветка?

- цветы одиночные или в соцветиях?

Какие выводы можно сделать? (слайд9).

Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособления к опылению конкретными насекомыми. Например:

Львиный зев и клевер приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих растений находится очень глубоко, и пока шмель доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка;

Цветок душистого табака имеет сростнолистный венчик, образующий глубокую воронку, поэтому нектар этих цветков доступен только для ночных бабочек- бражников, имеющий длинный хоботок.

Опыление муравьями (слайд 10)

Об опылении колибри (слайд 12); В тропических лесах встречаются цветки, опыляемые птицами, например колибри, нектарницами, кускусами. Эти цветки обычно не пахнут, но имеют яркие околоцветники. Нектар у этих растений водянистый, зато выделяется очень много, что и привлекает птиц- опылителей.

Физкультминутка . Упражнение для глаз. Если названы насекомоопыляемые растения – глаза закрыты, ветроопыляемые – открыты.

Вишня – тополь яблоня – ольха

Абрикос – дуб шиповник – рожь

Смородина – орешник клевер – береза

Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду мы часто можем определить способ опыления растений.

3.Первичная проверка усвоения материала

1. Крупные яркие цветки

2. Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия

3. Наличие нектара

4. Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия

5. Наличие аромата

6. Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество

7. Крупная липкая шероховатая пыльца

8. Растут большими скоплениями, образуя заросли

9. Растения цветут весной до распускания листьев

Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление - опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( Запись определения в тетрадь) Возможно искусственное самоопыление и перекрестное опыление.

Каким образом осуществляется искусственное опыление?

Рассказ ученика о способах искусственного опыления растений. (слайд14)

Растениям, растущим в теплицах и парниках также необходимо искусственное опыление.

Предполагаемый ответ: так как в закрытых помещениях нет насекомых, способствующих опылению.

Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и,следовательно, оплодотворению. ( Вывод формулируют учащиеся )

Закрепление

А сейчас проверим, насколько вы поняли изученную тему. Наша знакомая пчела Майя принесла одно письмо из цветочного города, где Незнайка решил всерьёз заняться ботаникой, но как обычно все перепутал.

Ваша задача - найти в стихах Незнайки биологические ошибки.

1. Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на Солнечной поляне -
Давайте мы туда заглянем !

(Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)

2. Одинокий цветок одуванчика
Беззаботно дрожит на ветру.

(У одуванчика соцветие корзинка)

3. Во поле береза стояла,
И ее пчела опыляла.

(Берёза опыляется ветром)

4. Колокольчики мои,
Цветики! Весною
Вместе с ландышем цвели
В поле, за рекою.

(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)

5. Как на нашей грядке
Расцвел горошек сладкий.
Мушки, пчелки налетят,
Будем урожая ждать.

(Горох - самоопыляемое растение)

-Чем вы занимались на уроке? (Рассмотрели основные типы опыления).

-Какие типы опыления вы знаете? (Самоопыление и перекрестное опыление).

-Для чего вы изучали различные типы опыления? (В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и, следовательно, оплодотворению)

Урок построен на основе проблемной ситуации и активной работы учащихся по ее разрешению. Удачной на этом уроке будет работа с интерактивной доской.

ВложениеРазмер
urok_opylenie.doc 172.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

Тема урока: Опыление у цветковых растений.

Цель урока: создать условия для формирования понятия об опылении, его способах и биологическом значении, приспособлениях цветков к различным способам опыления.

  1. формировать понятие об опылении, его значении для размножения растений, о приспособленности цветков к опылению насекомыми и ветром;
  2. развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, делать выводы;
  3. способствовать формированию познавательного интереса, эстетическому воспитанию.

Актуализация опорных знаний.

  1. Каково значение цветка для растений?
  2. Назовите главные части цветка.
  3. Каково строение и значение тычинок?
  4. Какое строение имеет пестик? Какова его роль?
  5. Какие цветки называют обоеполыми? Раздельнополыми?
  6. Чем различаются простой и двойной околоцветник?
  7. Какова роль околоцветника?
  8. Что такое соцветие?
  9. Какие бывают соцветия?
  10. Какова биологическая роль соцветий?

Итак, цветок — орган размножения. Его строение приспособлено к выполнению этой функции. После цветения образуются плоды и семена. Но всегда ли так происходит?

Создание проблемной ситуации. Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было.

Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал, и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему? (обсуждение проблемы, выдвижение гипотез).

Причиной бесплодия клевера оказалось отсутствие шмелей, опыляющих это растение. Только после того, как в Австралию и Новую Зеландию были завезены из Англии шмели, клевер стал давать богатые урожаи семян.

- Что мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель? Какие задачи будем решать?

Открытие новых знаний.

Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Пыльца с тычинок может попадать на рыльце пестика того же цветка – самоопыление.

Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка - перекрестное опыление.

- Как пыльца может попадать с одного цветка на другой?

- Чем цветки привлекают насекомых?

Давайте попробуем взять на себя роль насекомых (например, бабочек) и выбрать те цветки, которые они посещают. (На доске рисунки различных цветков насекомо- и ветроопыляемых растений. Учащиеся прикрепляют бабочек на те цветки, которые опыляются насекомыми, и объясняют свой выбор).

- Каковы же признаки насекомоопыляемых цветков?

  1. Яркая окраска околоцветника
  2. Цветки крупные или собраны в соцветия
  3. Сильный запах, не обязательно приятный
  4. Наличие нектара
  5. Цветки обоеполые

- Какой должна быть пыльца, чтобы удержаться на теле насекомого? (липкая, с неровной поверхностью)

Вывод: Итак, чтобы обеспечить процесс опыления, а значит, и размножения растения, цветки имеют особые приспособления для привлечения насекомых.

- А как же опыляются остальные цветки, на которые не прилетают насекомые? (оставшиеся без бабочек рисунки на доске).

- Каковы их приспособления?

  1. Маленький невзрачный околоцветник в виде пленчатых чешуй
  2. Мелкие цветки собраны в длинные соцветия
  3. Цветки раздельнополые
  4. Пестики длинные или раздвоенные, опушенные
  5. Тычинки длинные
  6. Пыльца легкая, летучая, ее много
  7. Растения растут большими группами, цветут до распускания листьев

Самостоятельная работа по вариантам.

Задание: 1. Внимательно прочитайте текст.

«… Всех больше украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но цветы на стебле собрались в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку. А так как стебли этого растения никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. Ещё и потому невозможно было бы не обратить внимание, не залюбоваться этим растением, что едва пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.

2. Ответьте на вопросы

Часть А. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

  1. земляника лесная
  2. рябина обыкновенная
  3. таволга вязолистная
  4. берёза белая.

А2. Описанное в тексте растение относится к жизненной форме:

  1. деревья
  2. кустарники
  3. травянистые растения
  4. цветущие растения.

А3. Описанное в тексте растение относится к отделу:

  1. мохообразные
  2. папоротникообразные
  3. голосеменные
  4. покрытосеменные.

А4. Описанное в тексте растение относится к классу двудольных по признаку:

  1. корневая система мочковатая
  2. стебель внутри пустой (полый)
  3. жилкование листьев сетчатое
  4. цветки собраны в соцветие.

А5. Описанное в тексте растение относится к группе насекомоопыляемых по признаку:

  1. мелкие невзрачные цветки
  2. высокий рост растения
  3. ароматные цветки
  4. пустой внутри стебель.

А6. К насекомоопыляемым растениям не относится:

  1. орешник (лещина обыкновенная)
  2. таволга вязолистная
  3. черёмуха обыкновенная
  4. одуванчик лекарственный.

А7. Описанное в тексте растение обитает:

  1. на дне озера
  2. в сырых местах
  3. в засушливых местах
  4. в садах, огородах.

А8. Опыление – это процесс:

  1. поглощения углекислого газа растением
  2. переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика цветка
  3. оседания пыли на листьях растения
  4. опудривания растения порошком от вредителей.

В1. Выберите три верных ответа из шести.

Признаками насекомоопыляемых растений являются:

  1. одиночные невзрачные цветки
  2. медвяный аромат цветков
  3. крупные белые цветки
  4. мелкая лёгкая пыльца
  5. липкая пыльца
  6. цветение до распускания листьев.

В2. Установите соответствие между способом опыления цветков и видовым названием растения:

Способ опыления цветков

Видовое название растения

А. ландыш майский

Б. земляника лесная

В. рожь посевная

Д. таволга вязолистная

В3. Установите соответствие между способом опыления цветков и признаками растения:

Способ опыления цветков

2. Опыление насекомыми

А. крупные одиночные цветки

Б. мелкие невзрачные цветки

В. ароматный нектар

Г. цветение до распускания листьев

Д. сухая, мелкая, лёгкая пыльца

С1. Как вы думаете, таволга вязолистная это ветроопыляемое или насекомоопыляемое растение? Обоснуйте свой выбор и приведите не менее 3 доказательств.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправляя их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Таволга вязолистная относится к царству цветковых растений. 2. Органами таволги вязолистной являются стебель, листья, цветки. 3. Таволга вязолистная имеет органы, поэтому её считают высшим растением. 4.Мелкие ароматные цветки таволги вязолистной собраны в соцветия и заметны для насекомых. 5. Таволга вязолистная - это невысокое дерево.

Задание: 1. Внимательно прочитайте текст.

«Известно, что орешник цветет самым первым, первее даже ольхи. У пчеловодов, которым важно знать, когда что цветет, цветение орешника служит своеобразным эталоном, или, скажем, началом шкалы, вроде нуля на термометре, или вроде первого января. В пчеловодческих календарях, если хотят указать, когда цветет то или иное растение, обозначают количество дней после цветения орешника. Например, липа зацветает на семьдесят второй день.

2. Ответьте на вопросы.

Часть А. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

А1 . Правильное систематическое название орешника:

  1. ольха чёрная
  2. жимолость лесная
  3. лещина обыкновенная
  4. крушина ломкая

А2. Орешник относится к жизненной форме:

  1. деревья
  2. кустарники
  3. травянистые растения
  4. цветущие растения.

А3. Орешник является представителем отдела:

  1. мохообразные
  2. папоротникообразные
  3. голосеменные
  4. покрытосеменные.

А4. Орешник является однодомным растением по признаку:

  1. женские и мужские цветки расположены на разных растениях
  2. женские и мужские цветки расположены на одном растении
  3. все цветки обоеполые расположены на одном растении
  4. на всех растениях только женские цветки

А5. Орешник относится к группе ветроопыляемых растений по признаку:

  1. крупные цветки
  2. ароматные цветки
  3. много лёгкой сухой пыльцы
  4. наличие женских цветков.

А6. К ветроопыляемым растениям не относится:

  1. ландыш майский
  2. рожь посевная
  3. орешник
  4. берёза белая.

А7. Орешник зацветает раньше липы:

  1. на 80 дней
  2. на 72 дня
  3. на 64 дня
  4. на 56 дней.

А8. Опыление – это процесс:

  1. поглощения углекислого газа растением
  2. переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика цветка
  3. оседания пыли на листьях растения
  4. опудривания растения порошком от вредителей.

В1. Выберите три верных ответа из шести.

Признаками ветроопыляемых растений являются:

  1. невзрачные цветки собраны в соцветие
  2. медвяный аромат цветков
  3. крупные белые цветки
  4. мелкая лёгкая пыльца
  5. липкая пыльца
  6. цветение до распускания листьев.

В2. Установите соответствие между способом опыления цветков и видовым названием растения:

Способ опыления цветков

Видовое название растения

1. Опыление ветром

2. Опыление насекомыми

Б. земляника лесная

В. рожь посевная

В3. Установите соответствие между способом опыления цветков и признаками растения:

Способ опыления цветков

1. Опыление насекомыми

2. Опыление ветром

А. крупные одиночные цветки

Б. растут скоплениями

В. ароматный нектар

Г. цветение до распускания листьев

Д. сухая, мелкая, лёгкая пыльца

С1. Как вы думаете, орешник - это ветроопыляемое или насекомоопыляемое растение? Обоснуйте свой выбор и приведите не менее 3 доказательств.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправляя их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Орешник – это представитель класса цветковых растений. 2. Орешник - это высокий кустарник, поэтому его относят к высшим растением. 3. Орешник – первое цветущее растение. 4. Мелкие мужские цветки орешника собраны в соцветия, и пыльца легко переносится пчёлами. 5. Орешник помогает пчеловодам определять сроки цветения медоносных растений.

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Какая информация оказалась полезной?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Строение цветковых растений"

Презентация по теме "Строение цветковых растений" по курсу природоведение 5 класс по программе В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа. Неживая и живая".


Презентация по биологии для учащихся 6 класса "Оплодотворение у цветковых растений"

Процесс опыления и оплодотворения у покрытосеменных (цветковых )растений.


План морфологического описания цветкового растения

План морфологического описания цветкового растения может пригодится при изучении ботаники, общей биологии, во внеурочной работе по предмету.

Зачет по теме "Органы цветкового растения"

зачет проводится после изучения темы в 6 классе.


Тест по теме "Строение цветковых растений"

Предлагаемый тест разработан на основании содержания параграфа 38 учебника "Природоведение. Природа. Неживая и живая" (авторы В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) для 5 класса. Уровень сложности - с.


Органы цветковых растений. Корень

Методика данного учебного занятия основывается на технологии проблемного обучения и направлена на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебни.

Тема урока: “Способы опыления у покрытосеменных растений”.

Место урока в теме: 16-й урок в теме “Жизнь растений”.

Программа: В.В.Пасечник. Биология.

Учебник: Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Автор Пасечник В.В.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: частично- поисковый, проблемный, репродуктивный.

Цель урока: изучение способов опыления у покрытосеменных растений.

  • познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых растений; приспособлениями у растений к различным способам опыления;
  • показать значение опыления в жизни растений.
  • учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;
  • развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.
  • воспитывать положительную мотивацию к учёбе;
  • осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.

Оборудование: таблица “Виды опыления”, разноуровневый тест “Виды опыления”, термины на магнитных карточках.

    способы опыления у покрытосеменных растений;
  • особенности строения цветков опыляемых насекомыми, цветков ветроопыляемых растений;
  • биологическую роль опыления;
  • значение опыления для повышения урожайности культурных растений.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап

Настрой на работу: дерево эмоций. На ветках дерева лица с различным выражением эмоций. Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).

Объявление темы, задач урока. Дата и тема урока записывается обучающимися в тетрадь.

Учитель приводит слова Винсона Брауна о том, что “…накопление знаний подобно росту дерева…”, и высказывает надежду на то, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастёт новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни покрытосеменных растений – опылении.

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

1. Повторение терминологии, которая будет использована при изучении новой темы.

Работа проводится в движении. Ученики быстро по очереди выходят к доске, выбирают на столе учителя табличку с названием термина, прикрепляют к доске и дают определение.

Перечень понятий к теме “Способы опыления”

2. Повторение схемы “Развитие покрытосеменных”

Учитель заостряет внимание, что для того чтобы произошло оплодотворение и образовался плод, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика.

3. Физминутка проводится на уроке перед изучением нового материала и способствует улучшению мозгового кровообращения (выполняется в положении “стоя”)

III. Изучение нового материала.

Учитель читает текст. Ученикам предлагается прослушать и ответить на вопросы карточки №1.

Текст: “Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а не опыления нет потому, что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить”.

После прочтения текста проводится беседа по вопросам карточки.

Вопросы к тексту

Учитель указывает на биологическую сущность перекрестного опылении: при перекрестном опылении происходит перекомбинация наследственных признаков отцовского и материнского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей. Такое потомство более жизнеспособное.

Учитель зачитывает информацию, после которой предлагается проблемный вопрос.

Пчёлы, чтобы собрать нектар для образования 1 кг мёда, должны посетить около 6 млн. цветков. Следовательно, какую огромную работу должны они проделать по опылению цветков, если принять во внимание, что с одного улья получают несколько десятков килограмм мёда.

Проблемный вопрос: Почему пчёлы и вообще насекомые прилетают на цветки?

Работа с учебником. Учитель предлагает прочитать текст учебника стр196 и ответить на вопросы карточки №2.

Вопросы к тексту:

  1. Что насекомые получают от посещения цветков?
  2. Что делает цветки приметными для насекомых?
  3. Каковы признаки насекомоопыляемых цветков?

Самостоятельная работа в тетради. Заполнить письменно таблицу (2 колонка) в тетради.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: сформировать у обучающихся представление об опылении и его видах, а также сформировать знания о процессе оплодотворения и его особенностях у растений.

образовательные:

• познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых растений; с процессом оплодотворения;

• обобщить знания о цветке, как органе семенного.

развивающие:

• учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;

• Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.

воспитательные:

• воспитывать положительную мотивацию к учёбе;

• осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.

Оборудование: Учебник биологии для 6 класса по программе В.В. Пасечника, компьютер, мультимедийный процессор, презентация по теме.

Организационный момент.

У: Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Владимировна. И сегодняшний урок мы проведем с вами вместе.

Актуализация знаний.

У: Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

Цветы, как люди, на любовь щедры,

И щедро нежность, людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.

У: Как вы думаете, для кого или для чего красота цветов?

Ответ детей

Давайте же выясним, правы вы или нет.

У: Для начала вспомним, какое строение имеет цветок?

(Последовательно снизу вверх на макете: цветоножка, цветоложе, чашечка, чашелистики, венчик, лепестки; тычинка: тычиночная нить, пыльник, пестик: рыльце, столбик, завязь, семязачатки).

Каковы главные части цветка? (пестик, тычинки).

У: Молодцы! Сегодня на уроке мы поговорим о двух очень важных для цветковых растений процессах, которые тесно взаимосвязаны между собой и без которых было бы невозможно продолжение рода у растений – о оплодотворении и опылении.

У: Целью нашего сегодняшнего урока будет изучить опыление и его виды, а так же познакомиться с процессом оплодотворения и его особенностями у растений.

Изучение нового материала.

У: Итак, для того чтобы произошло оплодотворение и образовался плод, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика. Этот процесс называется - опыление.

(слайд 2)

Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.(запись в тетрадь)

У: Существует перекрестное опыление и самоопыление. Что это за виды? Ответить на эти вопросы нам поможет учебник (Одна группа учащихся ищет в тексте понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.) (слайд 3 )

Перекрестное опыление происходит при переносе пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка того же или другого растения.

Самоопыление - пыльца попадает с тычинки на пестик того же самого цветка.

У: Верно. У самоопыляющихся растений пестики и тычинки созревают одновременно, тычинки обычно длиннее пестиков, что облегчает попадание пыльцы на рыльце. Пшеница, рис, горох, овес, картофель. (слайд 4)

У: Каким образом происходит перекрестное опыление?

“Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а опыления нет потому, что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить”.

Проблемный вопрос: Почему шмели и вообще насекомые прилетают на цветки?

Посмотрите на эти цветки, какие они? (слайд 5) (Яркие, большие, ароматные, богатые нектаром, привлекательные). Полетят на эти цветы насекомые? (да, полетят). Такие растения называются насекомоопыляемые.

А эти цветы? (слайд 6) (мелкие, невзрачные, пыльца сухая мелкая, легкая). На эти цветы насекомые полетят? (нет). Эти растения ветроопыляемые. Береза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей.

У: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему?

(при самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения).

У: Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление - опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений.

У: А что же происходит дальше, после того, как пыльца попала на рыльце пестика? (слайд 7)

Пыльцевое зерно состоит из двух клеток. Одна клетка прорастая, образует пыльцевую трубку, которая растет и продвигается к завязи. В завязи находится семязачаток, внутри которого расположен зародышевый мешок с центральной клеткой и яйцеклеткой.

Из другой клетки в пыльцевой трубке образуется два спермия.

У вас на столе лежат шарики из пластилина. Синего цвета –2 спермия, желтого цвета – это будет яйцеклетка. А красного цвета - центральная клетка.

Первый спермий сливается с яйцеклеткой, как это происходит и что при этом образуется? Возьмите слепленные из пластилина спермий и яйцеклетку и соедините их. Что получилось? Образовалась новая клетка.

Она называется зигота, из нее потом будет развиваться зародыш растения.

А теперь возьмите второй спермий и центральную клетку, соедините их. В этом случае образовавшаяся клетка называется эндосперм, в нем будут накапливаться питательные вещества.

У: Таким образом, у цветковых растений в оплодотворении участвуют два спермия, поэтому оплодотворение у них называют двойным. Этот процесс был открыт великим русским ботаником, академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.

Так что же такое оплодотворение? (запись в тетрадь)

Оплодотворением называют процесс слияния двух половых клеток - гамет. (слайд 8 )

У: После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий семена от неблагоприятных воздействий развивается из стенок завязи. (слайд 9 )

Физкультминутка (слайд 10)

Наши алые цветки

Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (качание руками влево-вправо)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки, (присели, спрятались)

Головой качают, (движения головой влево-вправо)

Закрепление изученного материала.

А теперь ребята, давайте вместе с вами выполним тест, и проверим, как вы усвоили материал.

Контрольный тест по теме. (слайд 11)


На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки.

1. Опыление – это

А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика..
Б. Слияния спермия с центральной клеткой
В. Прорастание пыльцевых зерен
Г. Слияние половых клеток

2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика с помощью:

А. Ветра
Б. Человека
В. Воды
Г. Животных

3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых:

А. Ветром
Б. Насекомыми
В. Путем самоопыления
Г. Искусственно

4. Самоопыление происходит у:

А. Березы, орешника
Б. Картофеля, гороха

В. Вишни клевера
Г. Ржи, кукурузы.

5. Оплодотворение у цветковых растений называют двойным, так как в нем участвуют:

В. Центральная клетка зародышевого мешка

Г. 2 центральные клетки зародышевого мешка

6. Семена развиваются из семязачатков, которые находятся

Б. В завязи пестика

Г. На рыльце пестика

7. Биолог, который открыл процесс двойного оплодотворения:

Если на лице появилась улыбка, значит, вы успешно справились с тестом, если улыбка немного исказилась, то у вас есть ошибки, над которыми нужно еще поработать.

Все процессы полового размножения цветковых растений происходят в цветке , а точнее в его главных частях — тычинках и пестиках . Эти органы цветка предназначены для двух важнейших процессов — опыления и оплодотворения .

Опыление — процесс, во время которого пыльца с пыльников тычинок растения переносится на рыльце пестика.

1. При самоопылении происходит перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика в одном цветке. Так опыляются овёс, пшеница, ячмень, фасоль, горох, хлопчатник.

Самоопыление чаще всего совершается до распускания цветка (в бутоне). Имеются растения, у которых цветы вообще не распускаются.

опыление1.jpg

2. При перекрёстном опылении пыльца, созревшая на одном цветке, попадает на рыльце пестика другого цветка.

Такое опыление может происходить между различными цветками одного растения или разных растений. Перекрёстное опыление совершается при помощи ветра, насекомых, воды, птиц.

С помощью ветра происходит опыление у кукурузы, ржи, подорожника, тополя, дуба, крапивы и многих других растений.


Такие растения обычно растут большими группами, например, заросли крапивы, дубравы. Многие ветроопыляемые растения цветут рано весной, когда на деревьях ещё нет листьев.

У растений, цветочную пыльцу которых переносит ветер, цветки мелкие, в основном без околоцветника, часто собранные в соцветия. У таких цветков обычно длинные тычиночные нити, а пыльца сухая и лёгкая. Пыльцы образуется очень много, но большая её часть на рыльца пестиков не попадает. На рисунке изображено, как мужские цветы, собранные в серёжковидные соцветия, раскачиваются на ветру и рассеивают пыльцу.

сережки.jpg

Опыление при помощи насекомых является наиболее распространённым в природе способом опыления. Насекомые, питаясь выделяемым растениями нектаром и пыльцой, облетают много растений, чтобы обеспечить себя пищей, одновременно перенося на своём теле пыльцу от одного цветка к другому.

У насекомоопыляемых растений выработался ряд приспособлений для привлечения опылителей. Цветки многих растений крупные, с яркими околоцветниками, хорошо заметные издалека. Мелкие цветки обычно собраны в соцветия. Часто цветки имеют запах или выделяют нектар.

У некоторых растений строение цветков совпадает по размерам и форме со строением тела насекомого, которое его опыляет. Пыльца обычно устроена так, что легко прилипает к поверхности насекомого.

bee1726659640.jpg


Весной часто в сады выставляют пчелиные ульи. Пчёлы собирают нектар и пыльцу с цветущих деревьев и опыляют их. Урожай значительно увеличивается.

Читайте также: