Сравнение типов размножения для рыжика собаки кишечной палочки муравья и тополя записать особенности

Обновлено: 05.10.2024

Воспользуйтесь, лекционным материалом по данной теме и выполните практические задания.

ВложениеРазмер
praktikum.tipy_bioticheskihotnosheniy_-_kopiya.docx 22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум на тему: "Типы взаимодействия организмов"

Закрепление лекционного материала. Вспомните лекцию на данную тему. Ответьте устно на вопросы:

1.​ Основные типы взаимодействия, их суть?

2.​ По каким критериям отличаются хищники от паразитов?

3.​ Как сказывается конкуренция на интенсивности жизнедеятельности соперничающих видов?

4.​ Каким образом паразитизм и хищничество влияют на интенсивность естественного отбора?

5.​ Какое значение имеет нейтрализм?

Подберите правильные пары: какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы.

А. Густой подрост ельника.

Б. Светолюбивая трава растущая под березой.

3.​ Конкуренция внутривидовая

4.​ Конкуренция межвидовая

Г. Аскарида и человек.

Д. Прусак и черный таракан.

Е. Росянка и муха.

Ж. Акула и рыба-прилипала.

3. Повилика и крапива.

И. Синица и лягушка.

К. Пчелы и луговые цветы

Составьте список организмов, имеющих разного типа экологические связи с березой.

Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать большой пестрый дятел.

Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать заяц- беляк.

Составьте список организмов, с которыми может иметь разного рода экологические связи клевер луговой

Составьте схему, на которой отразите взаимные связи следующих организмов: береза, дождевой червь, личинка майского жука, тля, имаго майского жука, гусеница бабочки- пяденицы, взрослая бабочка – пяденица, сова, муравей, большая синица, подберезовик, слизень, летучая мышь.

Проверочные работы по теме урока:

1.​ Грибники знают, что рыжики следует искать в молодом ельнике или под соснами, подосиновики и подберезовики – в лиственных лесах. Почему?

2.​ Для нейтрализма характерно отсутствие непосредственной связи между видами в сообществе. Однако в любом сообществе опосредованно все виды связаны. Объясните, как нейтральные виды, например лось и белка, опосредованно влияют друг на друга.

3.​ Дайте определения понятиям: мутуализм, нейтрализм, конкуренция, аменсализм, комменсализм, паразитизм, хищничество.

Задания для 1 варианта :

1. Прочитайте параграф учебника

2. Выясните, какие формы позитивного отношения между отдельными особями могут наблюдаться в природе.

3. Познакомьтесь с примерами, указанными в учебнике, и приведите свои по каждой форме взаимоотношений.

4. Составьте словесно-логическую схему, демонстрирующую изученный материал.

Задания для 2 варианта :

1. Прочитайте параграф учебника

2. Выясните, какие формы негативного отношения между отдельными особями могут наблюдаться в природе.

3. Познакомьтесь с примерами, указанными в учебнике, и приведите свои по каждой форме взаимоотношений.

4. Составьте словесно-логическую схему, демонстрирующую изученный материал.

1.​ Увеличится количество кошек.

2.​ Уменьшится количество мышей.

3.​ Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.

4.​ Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.

5.​ Увеличивается удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.

1.​ Экологические факторы, проявляемые во взаимодействии между живыми организмами, называются:

А) Биотические Б) Абиотические В) Антропогенные

2.​ Вид отношений, при котором особи одного вида ловят, умерщвляют и поедают особей другого вида, называются:

А) Конкуренция Б) Паразитизм В) Хищничество

3.​ Взаимоотношения организмов, соревнующихся за одни и те же ресурсы при их недостатке, называются:

А) Комменсализм Б) Кооперация В) Конкуренция

4.​ Форма взаимоотношений, при которых животные одного вида используют животных другого вида в качестве среды обитания или источника пищи, причиняя тем самым вред, называются:

А) Паразитизм Б) Хищничество В) Комменсализм

5.​ Сотрудничество двух видов организмов, при котором каждый вид может существовать отдельно, но жизнь в сообществе приносит им обоим пользу, называется:

А) Нейтрализм Б) Кооперация В) Симбиоз

6.​ Форма симбиоза, при которой один из партнеров доставляет пищу или убежище другому виду; в этом случае один вид извлекает пользу, другой – не имеет ни пользы, ни вреда. Такой вид отношений называется:

А) Кооперация Б) Комменсализм В) Конкуренция

7. Тип взаимоотношений, при которых оба организма получают взаимную пользу
А) хищничество Б) конкуренция В) симбиоз Г) паразитизм

8. Организм, в теле которого происходит половое размножение паразита, называется:

А) основным хозяином Б) промежуточным хозяином

В) переносчиком Г) паразитоидом

9. Опыление пчелами разных луговых растений является примером:
А) симбиоза Б) комменсализма В) мутуализма Г) протокооперации

10. Отношения жвачных копытных и инфузорий обитающих в желудке являются
примером:

А) комменсализма Б) мутуализма В) паразитизма Г) протокооперации

1.Первичное сотрудничество, при котором совместное проживание необязательно это:

А) протокооперация; Б) нахлебничесово В) хищничество

2.Связи между разными организмами называется:

А) биотические Б) абиотические В) антропогенные

3.Рыба-прилипала это пример:

А) сотрапезничества Б) нахлебничества В) квартиранства

4.Отношения, в которых выгода всегда односторонняя это отношения:

А) нахлебничество Б) хищничество В) комменсализм

5.Симбиоз это отношения:

А) взаимовыгодые Б) вредные

В) полезно-вредные Г) полезно-нейтральные

А)хищники Б)паразиты В) квартиранты

7.Отношения, при которых средой обитания служит хозяин называются:

А) нахлебничество Б) квартиранство

В) паразитизм Г) мутализм

8.Азотофиксирующие бактерии в клубеньках бобовых это пример:

А)паразитизма Б) хищничества

В) симбиоза Г) комменсализма

9.Пример полезно-вредных отношений это:

А) гельменты -паразитические черви; Б) лишайники

В) распространение семян муравьями; Г) рыба-прилипала

10.Форма связи, при которой один организм получает необходимые питательные вещества от другого организма, принося ему обычно вред, но не вызывая немедленную гибель это:

А) симбиоз Б) паразитизм В) хищничество

Домашнее задание по группам: создание презентации

1.Что такое симбиоз?

2.Приведите примеры такого типа взаимодействий между организмами на примере:

а) растений, б) животных

3.Опишите разновидность симбиоза - комменсализм

4.Какие виды комменсализма существуют в природе? Приведите примеры.

5.Что такое протокооперция? Покажите это на конкретных примерах.

1.Дайте определение понятию паразитизм.

2.Приведите примеры паразитизма:

А) среди животных Б) среди растений В) среди грибов.

1.Дайте определение понятию хищничество.

2.Приведите пример хищничества между:

А) животными Б) растениями и животными.

3.Какие средства умерщвления, добывания и переваривания пищи развиты у хищников?

1. Раффлезия и лиана.

Раффлезия Арнольди — растение, обладающее самым крупным цветком, который распускается на поверхности почвы. Остальная часть растения представляет собой разветвлен​ную сеть нитей, пронизывающих корни лиан. Раф​флезия высасывает соки (воду и питательные веще​ства) из лиан и поэтому не нуждается в собствен​ной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.

2.Росянка и муха.

Росянка — насекомоядное растение, привлекающее насекомое каплей жидкости (напоминает росу), захватывающее и переваривающее его.

3. Корова и слепень.

Слепень — кровососущее на​секомое, питающееся кровью крупного рогатого скота, а также других животных и человека. Наружный паразит.

Ель и сосна — растения хвойного ле​са, которым для осуществления процесса фотосин​теза требуются солнечная энергия и вода почвы, с растворенными' в ней минеральными веществами.

5. Дятел и жук-короед.

Короеды — растительноядные насекомые; их жуки и личинки часто обитают под корой деревьев, прогрызая сложные ходы. Дятлы — птицы, питающиеся семенами, насекомыми;
имеют долотообразный клюв и тонкий длинный
язык, приспособленные для поиска и захвата насекомых и их личинок под корой ствола дерева.

6. Лисица и полевка.

Лисица — хищник, питающийся мышевидными грызунами.

7. Аскарида и человек.

Аскарида — круглый червь, семейства нематод. Паразитирует в кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.

8. Кенгуру и кролики в Австралии.

Кенгуру и завезенные в Австралию, кролики встречаются в сходных
местах обитания и, питаются вегетативными частями
растений.

Заяц — наземное травоядное животное, крот — подземное насекомоядное животное.

10. Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пишу различные корма и непосредственно никак друг с другом не связаны.

11. Волк и бабочка-крапивница.

Волк — хищное млекопитающее, питающееся, в основном, позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цвет​ков, а её личинки (гусеницы) —. вегетативными частями растений.

12. Акула и рыба-прилипала.

Рыба-прилипала присо​сками прикрепляется к брюху акулы, путешествуя вместе с ней и питаясь остатками её трапезы.

13. Воробей в гнезде скопы.

Скопа — рыбоядная птица, но, охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в
стенках ее гнезда

14. Лев и птицы - падальщики.

Лев — крупное хищное млекопитающее, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники - птицы - падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы наземных хищников.

15. Гречиха и пчела медоносная.

Пчела опыляет растение гречихи, взамен получая нектар и пыльцу.

16. Рябина и дрозд-рябинник.

Ягоды рябины являют​ся пищей для птицы. Пройдя через кишечный тракт дрозда, оболочки семян частично разрушаются, что способствует прорастанию семян. Птица распространяет семена рябины на значительные расстояния.

17. Медоуказчик и медоед.

Птицы - медоуказчики питаются насекомыми, в том числе личинками пчёл, а также медом и воском (воск переваривается благо​
даря присутствию в желудке бактерий - микрококкус), однако сами добраться до пчелиных гнезд не способны. Медоуказчики разыскивают поселения пчел и привлекают к ним медоеда (класс млекопита​ющих, семейство куньих), издавая крики около пчелиного гнезда. Когда медоед разоряет гнездо, медоуказчики кормятся остатками меда и воска.

Лишайник образован двумя организ​мами: грибом и водорослью. Гриб обеспечивает во​доросли защиту, позволяя ей выживать в сухих мес​тах обитания. Водоросль посредством фотосинтеза снабжает себя и гриб питательными веществами.

19. Клубеньковые бактерии и клевер.

Азотфиксирующие бактерии, проникая в корни бобовых, образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное пита​ние растений. Взамен бактерии получают органичес​кое питание.

Микориза – это связь грибницы гриба и дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывает фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку на тему: "Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов"

Презентация к уроку.


Кроссворд по дисциплине: Менеджмент Тема: Типы организационных структур организаций

Кроссворд по дисциплине: МенеджментТема: Типы организационных структур организаций.


Презентация по дисциплине экономика по теме "Типы экономических систем"

Слайдовое сопровождение урока по дисциплине экономика.


Тест по теме "Типы норм русского языка"

Тест для проверки знаний по пройденному материалу.


Обобщение по теме:Типы химических реакций

УРОК ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ.

Конспект урока по теме "Типы речи"

В приведенном материале дается план развернутый проведения урока с применением технологии развивающего обучения.


Лекция на тему: "Типы биотических отношений".

На основании данной лекции обучающиеся, должны выполнить практические задания по данной теме.

Меню

Задание ЕГЭ по биологии
Линия заданий - 18
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =)

5297. Установите соответствие между организмами и типами их взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) осина - трутовик
Б) минога - рыба
В) человек - кишечная палочка
Г) берёза - подберёзовик
Д) тля - муравей
Е) слива - повилика

1) паразитизм
2) симбиоз

Верный ответ: 112221

Паразитизм (1). Трутовик - паразитический гриб, питается готовыми органическими веществами из транспортной системы живого растения (А). Минога - паразит рыб, этот представитель отряда бесчелюстных присасывается к рыбам и питается их кровью (Б). Повилика - паразитическое растение, питается органическими веществами другого (Е).

Назовите типы биотических отношений, которые чаще всего проявляется в природе при взаимодействии следующих пар организмов:

волк — заяц, корова — жук-навозник, лесная мышь — дуб (желудь) , дятел — личинка короеда, рыжая лесная полевка — лесная мышь, рыжий муравей — гусеница пяденицы, ондатра (водяная крыса) — полевка, сойка — рыжий муравей, взрослая ель — проросток березы, белый гриб — ель, гриб трутовик — береза, гриб пеницилл — бактерии, кукуруза — бодяк полевой, человек — аскарида, волк — дождевой червь, стрекоза — муравей, стрекоза — муха, карась — карп, шакал — лев, пчела — липа.

Существует 7 основных видов биотических отношений: Симбиоз (сожительство) , Комменсализм, Мутуализм, Конкуренция, Хищничество, Паразитизм, Нейтрализм

волк — заяц, Хищничество
корова — жук-навозник, Комменсализм
лесная мышь — дуб (желудь) , Комменсализм
дятел — личинка короеда, Хищничество
рыжая лесная полевка — лесная мышь, Конкуренция
рыжий муравей — гусеница пяденицы, симбиоз
ондатра (водяная крыса) — полевка, Нейтрализм
сойка — рыжий муравей, Хищничество
взрослая ель — проросток березы, Конкуренция
белый гриб — ель, Мутуализм
гриб трутовик — береза, Паразитизм
гриб пеницилл — бактерии, Конкуренция
кукуруза — бодяк полевой, Конкуренция
человек — аскарида, Паразитизм
волк — дождевой червь, Нейтрализм
стрекоза — муравей, Хищнечество
стрекоза — муха, Хищнечество
карась — карп, Конкуренция
шакал — лев, Конкуренция
пчела — липа. Симбиоз

Хищничество, комменсализм (нахлебничество) , хищничество, хищничество, конкуренция, хищничество, нейтрализм, хищничество, аменсализм, симбиоз, паразитизм, конкуренция, конкуренция, паразитизм, аменсализм, аменсализм (конкуренция?) , хищничество, конкуренция, комменсализм (нахлебничество) , протокооперация.


Выбери правильный пример квартиранства :1) акула и рыба прилипала ; 2)волк и заяц ;3)свиная аскарида и свинья ; 4) крот и дождевой червь?

Выбери правильный пример квартиранства :

1) акула и рыба прилипала ; 2)волк и заяц ;

3)свиная аскарида и свинья ; 4) крот и дождевой червь.


Прочитайте список живых организмов и запишите пары, находящиеся в связях :симбиотических -конкурентных -хищнических -комменсалитических -Липа, дуб, клевер, стрекоза, пчела, белый гриб, божья коровка, ?

Прочитайте список живых организмов и запишите пары, находящиеся в связях :

Липа, дуб, клевер, стрекоза, пчела, белый гриб, божья коровка, комар, лягушка, еж, сосна обыкновенная, гадюка обыкновенная, личинка майского жука, аскарида, жук - короед, человек, белка, ворона, дятел.


Составить возможные цепи питания : Ромашка, еж, уж, мышь, лисица, малина, насекомое, медведь, осина, лось, трава, заяц, синица, гусеница насекомого, ласка, крот, дождевой червь, почвенные бактерии, гр?

Составить возможные цепи питания : Ромашка, еж, уж, мышь, лисица, малина, насекомое, медведь, осина, лось, трава, заяц, синица, гусеница насекомого, ласка, крот, дождевой червь, почвенные бактерии, гриб трутовик, подосиновки.


Объясните, какие биотические связи характерны для следущих пар организмов : Береза - гриб - трутовик Береза - подберёзовик Лиса - заяц Волк - Лиса Паук - Муха Муха - Цветок медоноса Собака - Блоха?

Объясните, какие биотические связи характерны для следущих пар организмов : Береза - гриб - трутовик Береза - подберёзовик Лиса - заяц Волк - Лиса Паук - Муха Муха - Цветок медоноса Собака - Блоха.


Хотя бы пару пунктов : ) 1?

Хотя бы пару пунктов : ) 1.

Охарактеризуйте биологические связи на примерах жизнедеятельности различных организмов - грибов, бактерий и т.

Д 2. Что такое пищевые связи?

Каково значение трофических связей в природе?

Какио способы добычи пищи животными и растениями вам известны?

3. Объясните, какие биотические связи характерны для следующих пар организмов : береза - гриб - трутовик береза - подберезовик лиса - заяц волк - лиса паук - муха муха - цветок медоноса собака - - блоха 4.

Внимаельно прочитайте список живых организмов и запишите пары, находящиеся в связях : симбиотических - конкурентных - хищнических - комменсалитических - Липа, дуб, клевер, стрекоза, пчела, белый гриб, божья коровка, комар, лягушка, еж, сосна обыкновенная, гадюка обыкновенная, личинка майского жука, аскарида, жук - короед, человек, белка, ворона, дятел.


Помогите расставить все отношения : 1)шмель - жук - навозник, 2)ленточный червь - волк?

Помогите расставить все отношения : 1)шмель - жук - навозник, 2)ленточный червь - волк.

3)Заяц - полевка 4)комар - заяц 5)комар - подберезовик 6)заяц - клевер.


Распределить по группам?

Распределить по группам.

(продуценты, консументы 1 - го порядка, консументы 2 - го порядка, консументы 3 - го порядка, редуценты).

Олень, хлорелла, тля, гнилостные бактерии, пеницилл, белка, лещина, куница, белый медведь, волк, дятел, ель, блоха, клещ, ястреб, серая крыса, божья коровка, стрекоза, плесневые грибы, кот, паук - крестовик, зеленый кузнечик, кролик, злаки, лягушка, клещ, колорадский жук, пиявки, водоросли, бактерии.


Разделить насекомых по типу ротовых аппаратов и по типу конечностей : Стрекоза - дедка , поденка, комар - пискун, водомерка прудовая, гладыш обыкновенный, божья коровка, аполлон , богомол, жук - олень?

Разделить насекомых по типу ротовых аппаратов и по типу конечностей : Стрекоза - дедка , поденка, комар - пискун, водомерка прудовая, гладыш обыкновенный, божья коровка, аполлон , богомол, жук - олень, оса - блестянка , шмель, кузнечик певчий , скакун лесной , медведка , жигалка осенняя , оса средняя, плавунец окаймленный, стрекоза плоская, взлетающая божья коровка, жук - мертвоед , жужелица, стрекоза , бабочка, ногохвостка сминтур, рыжий лесной муравей , касты термитов , колорадский жук, кровососущий комар.


Постройте схему пищевой сети, включив в нее перечисленные ниже организмы : волк, лисица, сова - неясыть, уж обыкновенный, ястреб, травяная лягушка, заяц, полевка, тля, паук, божья коровка, дуб (с семе?

Постройте схему пищевой сети, включив в нее перечисленные ниже организмы : волк, лисица, сова - неясыть, уж обыкновенный, ястреб, травяная лягушка, заяц, полевка, тля, паук, божья коровка, дуб (с семенами, листьями, корой и древесиной), медуница, мухоловка, короед, дятел, муха - журчалка.


Заполните таблицу?

Волк – заяц Клещ – собака Мухоловки – синицы Кенгуру – кролики Белки – лоси Жуки плавунцы - мальки рыб Клопы - водомерки – двустворчатые моллюски беззубки Пустынные черепахи – пустынные славки Рыба прилипала – акула Блоха – кошка Азотофиксирующие растения – бобовые растения Муравьи - семена растений Корова – бактерии Муравьи – грибы Лишайник гриб - водоросли Орхидея – дерево Растение непентес – личинка комаров Ящерицы – грызуны Клещ – стрекоза Морские черви – двустворчатые моллюски Носороги – водяные черепахи Птица волоклюй – буйвол Слепыши – жаворонки Плесневые грибы – бактерии Северные олени – белые куропатки Горностаи – хорьки Кукушка – мелкие птицы Гельминты – заяц Совы – мыши ХИЩНИЧЕСТВО ПАРАЗИТИЗМ КОНКУРЕНЦИЯ НЕЙТРАЛИЗМ КОММЕНСАЛИЗМ (НАХЛЕБНИЧЕСТВО, КВАРТИРАНТСТВО) ПРОТОКООПЕРАЦИЯ (ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ МУТУАЛИЗМ) МУТУАЛИЗМ АМЕНСАЛИЗМ.

Вы находитесь на странице вопроса Определите типы биотических отношений : 1? из категории Биология. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 10 - 11 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.

Читайте также: