Стратегия сбора урожая это

Обновлено: 19.09.2024

Стратегией сбора урожая во избежание убытков целесообразно воспользоваться компаниям, действующим на зрелых или угасающих рынках и продающим уже опробованные продукты. В результате компания может постепенно стать доходной, сократив, в частности, до минимума затраты дорогостоящего времени менеджеров маркетинга и НИОКР. На растущих рынках стратегия сбора урожая целесообразна в случае превышения издержек на возведение или поддержание рыночной доли над возможными прибылями, что характерно, например, для компаний, производящих детские продукты, не имеющие долговременного потенциала. Особенно привлекательна такая стратегия при наличии костяка лояльных потребителей. [2]

Реализация стратегии сбора урожая начинается с исключения затрат на НИОКР. Рассматриваются только изменения состава или дизайна продукта, способные привести к сокращению количества сырья и стоимости изготовления. [3]

Стратегии для фирм, которые действуют в отраслях, находящихся в состоянии стагнации или спада, характерны для ситуаций, когда наиболее очевидными являются стратегия сбора урожая , обеспечивающая получение максимального объема наличных средств за короткий период времени, продажа фирмы или прекращение ее деятельности как крайняя мера. [4]

Стратегии для слабого, кризисного бизнеса включают в себя использование осторожного наступления для укрепления своих позиций, защиту существующих позиций, продажу себя другой фирме или стратегию сбора урожая и ухода из отрасли. [5]

Когда организация уменьшает свою деятельность как с точки зрения продуктов, так и рынков, то она уменьшает инвестирования во все элементы комплекса маркетинга и стремится максимизировать прибыль или минимизировать издержки даже при уменьшении объема продаж. Такая стратегия называется стратегией сбора урожая . Она часто используется при переходе на новую модель относительно заменяемой модели. [7]

Знание стратегических целей конкурентов полезно и для прогнозирования их вероятных маркетинговых действий. Например, стратегия создания продукта часто сопровождается агрессией в ценовой политике и политике его продвижения, стратегия поддержания - стабильностью конкурентной ситуации, а стратегия сбора урожая - действиями, ориентированными на издержки производства, а не на маркетинг. [8]

Стратегией сбора урожая во избежание убытков целесообразно воспользоваться компаниям, действующим на зрелых или угасающих рынках и продающим уже опробованные продукты. В результате компания может постепенно стать доходной, сократив, в частности, до минимума затраты дорогостоящего времени менеджеров маркетинга и НИОКР. На растущих рынках стратегия сбора урожая целесообразна в случае превышения издержек на возведение или поддержание рыночной доли над возможными прибылями, что характерно, например, для компаний, производящих детские продукты, не имеющие долговременного потенциала. Особенно привлекательна такая стратегия при наличии костяка лояльных потребителей. [9]

Третьим этапом анализа конкурентов является выявление их стратегических целей. Возможны три альтернативных варианта стратегии: создание новых продуктов ( или стратегических организационных единиц), поддержание имеющихся и сбор урожая, Стратегии создания новых продуктов обычно придерживаются развивающиеся фирмы, стремящиеся к увеличению сбыта и / или доли рынка. Стратегия поддержания уровня имеющихся продуктов предусматривает сохранение стабильного сбыта и доли рынка, а стратегия сбора урожая используется в том случае, когда важно достичь максимального кратковременного ускорения движения денежной наличности за счет сокращения издержек и максимально возможного повышения цен. [10]

СЗХ могут быть внутренними источниками инвестирования. К таковым, видимо, следует отнести СЗХ1, возможно, СЗХ8; вероятно, и СЗХ4 может быть отнесена к таковым в силу большой доли в общем объеме реализации. Кроме того, СЗХ9, в случае принятия по отношению к ней решения о ликвидации и стратегии сбора урожая , также после ее продажи может дать определенные средства для инвестиций. [11]

При стратегии сбора урожая фирма нацелена на оптимизацию денежного потока. Это достигается за счет прекращения или значительного урезания новых инвестиций, снижения эксплуатационных расходов, расходов на рекламу, исследования и разработки, использования любых возможностей для повышения цен или извлечения выгод из репутации фирмы, полученной в период предшествующей деятельности. Другими распространенными тактическими средствами сбора урожая являются:

• сокращение количества моделей продукции;

• сокращение числа используемых каналов сбыта;

• устранение мелких потребителей;

• снижение качества обслуживания по показателям сроков доставки (накопления запасов), проведения ремонтных работ или помощи при продаже.

В конечном итоге бизнес продается или ликвидируется.

Не все предприятия способны осуществлять стратегию сбора урожая. Ее условиями являются накопленные в прошлом реальные преимущества, позволяющие фирме существовать, а также состояние отрасли, не ухудшающееся до жестокой битвы. Если фирма не обладает преимуществами, повышение цен и снижение качества ее продукции, свертывание рекламы или другие тактические меры приведут к резкому сокращению объема продаж. Если структура отрасли способствует неустойчивости в период спада, конкуренты воспользуются прекращением фирмой инвестиций для захвата доли рынка или снижения цен, тем самым сводя к нулю усилия фирмы по снижению издержек. Кроме того, для некоторых предприятий сбор урожая затруднен отсутствием возможностей постепенного сокращения затрат; в крайнем случае предприятие может быстро подойти к черте, за которой оно не сможет поддерживать свои операции.

Тактические средства сбора урожая имеют существенное различие: одни из них видимы для потребителя (например, повышение цен, свертывание рекламы), другие нет (например, снижение качества послепродажного обслуживания, прекращение мелких операций). Фирма, не имеющая относительных преимуществ, вероятно, будет вынуждена ограничиться скрытыми действиями, которые могут дать положительный результат, а могут и не принести значительного увеличения денежного потока, что зависит от характера бизнеса.

Среди всех стратегических альтернатив в фазе спада стратегия сбора урожая предъявляет самые высокие требования к административному управлению, которое, однако, не получило достаточного освещения в литературе по менеджменту. На практике контролируемой ликвидацией очень сложно управлять из?за проблем, связанных с моральным состоянием работников и сохранением кадров, доверием со стороны поставщиков и потребителей, мотивацией менеджеров. Определение предприятия как объекта для сбора урожая на основе методов комплексного планирования, рассмотренных в главе 3, никак не может служить фактором мотивации. В некоторых компаниях, например General Electric и Mead Corporation, предпринимались усилия по адаптации управленческих стимулов к особым условиям этой стратегии, но результаты этих усилий еще не ясны. Остаются и другие управленческие проблемы, связанные со стратегией сбора урожая.

Стратегия раздевания - это продажа бизнеса или управление изнутри компании. Стратегия актуальна при следующих условиях:

- при плохом сочетании СЗХ в компании;

- при необходимости средств для развития перспективных СЗХ;

- при переоценке потенциала роста;

- в условиях неэффективного функционирования.

Стратегия сбора урожая предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Стратегия применяется по отношению к бесперспективной СЗХ, которая не может быть прибыльно продана, но приносит доход. Стратегия включает контролируемое изъятие инвестиций для оптимизации денежных потоков при выходе из данной отрасли. Для увеличения денежного потока ограничиваются инвестиции, а смета утверждается в минимальных объемах. Таким образом, стратегия сбора урожая рассчитана на постепенное сокращение бизнеса и получения максимального совокупного дохода. Описанный эффект иллюстрируется на рис. 13.1.

Стратегия сбора урожая реализуется, когда:

- перспективы развития отрасли сомнительны;

- реанимация компании обойдется слишком дорого;

- сохранение доли рынка требует больших затрат;

- ослабление конкурентных усилий не угрожает немедленным спадом объема продаж;

- есть возможность переместить ресурсы в привлекательную СЗХ;

- угасающая СЗХ не входит в категорию основных для компании.


Рис.13.1. Переход от стратегии сбора урожая к стратегии ликвидации

При спаде денежного потока приступают к ликвидации СЗХ, что представляет собой предельный случай стратегии сокращения. Вовремя предпринятая ликвидация больше соответствует интересам собственников, чем неизбежное банкротство: промедление с ликвидацией приводит к истощению ресурсов и сокращению активов.

Выбор стратегии ухода определяется характеристикой СЗХ и интенсивностью конкуренции в отрасли (табл. 13.2).

Стратегии сбора урожая обычно используются и приводятся в действие в конце жизненного цикла продукта или бизнеса. В этот момент принимается решение о том, что дополнительные инвестиции в продукт или направление бизнеса не приведут к увеличению доходов.

Резюме

Жизненный цикл продукта или бизнеса

Чтобы полностью понять использование и применимость стратегии сбора урожая, полезно понять жизненный цикл бизнеса/продукта. Существует четыре общих этапа, которые должен пройти каждый бизнес или линия продуктов. К ним относятся стадия запуска или внедрения, стадия роста, стадия зрелости и стадия обновления или спада.


Причины для использования стратегии сбора урожая

Бизнес может решить использовать стратегию сбора урожая по следующим причинам (но не ограничиваясь ими):

Примеры стратегий сбора урожая

Ниже приведено несколько реальных примеров стратегий сбора урожая:

1. Инвестиции в акционерный капитал

Стратегия сбора урожая, также называемая стратегией выхода, представляет собой план для инвесторов по максимизации прибыли. Распространенной стратегией выхода при инвестициях в акции является вывод компании на фондовый рынок — т.е. первичное публичное размещение акций (IPO).

2. Сектор телекоммуникаций

Распространенной стратегией сбора урожая для бизнеса в секторе телекоммуникаций является перенаправление ресурсов и средств на развитие новых технологий и брендов с заметными возможностями роста, вместо того чтобы направлять ресурсы на технологии или продукты, которые устаревают по мере развития технологий.

Дополнительные ресурсы:

Finansistem предлагает программу сертификации Commercial Banking & Credit Analyst (CBCA)™ для тех, кто хочет поднять свою карьеру на новый уровень. Чтобы продолжать учиться и продвигаться по карьерной лестнице, вам будут полезны следующие ресурсы:

Читайте также: