Строение и многообразие покрытосеменных растений 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель. Активация познавательной деятельности учащихся с помощью игры

Образовательные. Обобщить знания о внешнем и внутреннем строении органов цветковых растений, о видоизменениях органов цветковых растений и их роли в жизни растений;

Развивающие. Развитие умственной деятельности, памяти, умения логически мыслить; работа над повышением грамотности речи, повышение мотивации учащихся на уроке за счёт игровой формы работы.

Воспитательные. Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.

Планируемые результаты.

Учащиеся должны знать: внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь: различать и описывать органы цветковых растений; объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания.

Метапредметные .

Умеют анализировать и оценивать информацию, владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; различать объем и содержание понятий.

Имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Мотивация к учебной деятельности .

"Своя Игра" состоит из трех раундов и финала. Первый раунд состоит из 3 тем по 5 вопросов (15 вопросов), второй и третий раунды состоят из 4 тем по 4 вопроса в каждом (16 вопросов). Вопросы располагаются слева направо, по возрастанию степени сложности: I раунд – стоимость вопросов (от 10 до 50), II раунд – стоимость вопросов (от 20 до 80), III раунд – стоимость вопросов (от 30 до 120).

Начинают игру команды по жребию. Выбор темы и стоимости вопроса осуществляет капитан. Ведущий зачитывает вопрос. Команда ведет обсуждение и, если готова, поднимает руку. Время на обсуждение на вопрос раунда высчитывает секундомер, установленный на слайде презентации по 15 секунд. Команде, предоставляется возможность ответа на вопрос. Капитан указывает на игрока, который будет отвечать (или отвечает сам). Если команда отвечает неправильно, то право ответить на этот же вопрос предоставляется другой команде. Правильный ответ прибавляет количество очков к общей сумме команды. Неправильный ответ на обычный вопрос уменьшает общее количество очков.

Кроме того, в игре имеются необычные вопросы: “Вопрос-аукцион” и “Кот в мешке”. “Вопрос-аукцион” достается команде, выбравшей данный вопрос, и позволяет ей повысить стоимость вопроса в пределах накопленной суммы. Правильный ответ на “вопрос-аукцион” увеличивает общее количество очков команды на ставку, сделанную командой в аукционе, неправильный – уменьшает. Если команда попадает в выборе вопроса на “Кота в мешке”, то она автоматически передает его другой команде. Правильный ответ на вопрос “Кота в мешке” увеличивает общее количество очков команды на стоимость данного вопроса, неправильный – уменьшает.

Второй раунд начинает команда, набравшая меньшее количество очков. Финальный раунд (“Своя игра”) представляет пять возможных тем раунда. Команды одна за другой убирают темы, которые им не нравятся (Начинает убирать команда, набравшая меньшее количество очков), до тех пор, пока не останется одна тема. Далее команды делают ставку в пределах своей накопленной суммы. Задается вопрос. Команды думают над ним в течение одной минуты, записывают ответ на бумаге, и зачитывают его. Правильный ответ в финальном раунде увеличивает общую сумму команды на сделанную ставку, а неправильный – уменьшает.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Участвуют три команды.

Своя игра (сопровождается показом презентации)

Цветковыми растениями называют такие растения, которые:

1. цветут один раз в году

2. цветут хотя бы один раз в жизни

3. цветут через каждый второй год

I тема. Органы цветкового растения.

10 – На какие две группы делятся все органы цветкового растений? (вегетативные и генеративные)

20 – Какие органы относят к вегетативным? (корень, побег)

30 – Какие функции выполняют вегетативные органы? (питание и обмен веществ с окружающей средой)

40 – Какие органы относят к генеративным? (цветок, плод, стебель)

50 – КОТ В МЕШКЕ. Какую функцию выполняют генеративные органы? (размножение)

II тема. Признаки растений.

10 – Если у растения сетчатое жилкование листьев, то какая у него корневая система? (стержневая)

20 – Выберите признаки однодольных растений.

Число семядолей в зародыше семени: А) две; Б) одна.

Корневая система: А) мочковатая; Б) стержневая.

Жилкование листьев: А) сетчатое; Б) параллельное; В) дуговое.

Околоцветник: А) простой; Б) двойной.

30 – К какому классу относится данное растение? (Однодольное)

40 – Выберите растения, относящиеся к классу Двудольных растений. (1,4)

50 – К какому классу относится вороний глаз? (однодольные)

III тема. Дополни фразу.

10 – АУКЦИОН Основные запасные вещества в семени фасоли располагаются в . (в семядолях)

20 – Корнеплод представляет собой видоизменение . (главного корня)

30 – Побег содержит . (стебель, листья, почки)

40 – Клубень – это видоизменение . (побега)

50 – Органические вещества в растении передвигаются по . (ситовидным трубкам)

IV тема. Корень.

20 – Какие виды корней есть у растений? (главный, боковые, придаточные)

40 – Какие типы корневых систем вы знаете? (стержневая, мочковатая)

60 – КОТ В МЕШКЕ . Корень, развивающийся из корешка зародыша? (главный)

80 – Что необходимо делать, чтобы улучшить доступ воздуха к корням? (рыхлить)

V тема. Побег.

20 – Какие видоизменения побега вы знаете? (корневище, клубень, луковица)

40 – Назовите способы расположения листьев на стебле? (очередное, супротивное, мутовчатое)

– Перечислите функции стебля. (выносит листья к свету, запасает питательные вещества, проводит питательные вещества)

80 - Укажите строение побега. (1.Верхушечная почка ; 2. Пазуха листа;

3. Узел; 4. Пазушная почка; 5. Междоузлие; 6. Стебель)

VI тема. Лист.

20 – Какие функции выполняет лист? (газообмен, фотосинтез, транспирация)

40 – Укажите простые листья. Чем простой лист отличается от сложного? (у простых листьев одна листовая пластинка, у сложных несколько листовых пластинок, находящихся на одном черешке)

60 – Какие типы жилкования листьев вы знаете? (дуговое, сетчатое, параллельное)

80 – Назовите известные вам видоизменения листьев и их функции. (колючки у кактуса, у барбариса; усики гороха, насекомоядные растения)

VII тема. Цветок. Соцветия.

20 – АУКЦИОН 2. Назовите и покажите главные части цветка. (пестик и тычинки)

40 – Приведите примеры и дайте определения двудомным растениям. (Двудомными называют растения, у которых тычиночные цветки находятся на одних растениях, пестичные – на других . тополь, ива, конопля, некоторые виды осок).

60 – Определите тип соцветия укропа.(сложный зонтик)

80 – Объясните биологическое значение соцветия. (В соцветия собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых – опылителей)

VIII тема. Зоны корня.

30 – Чем покрыта снаружи верхушка корня? (корневым чехликом)

60 – Ткань, по которой передвигаются вода с растворенными в ней минеральными веществами это . (проводящая)

90 – Зона корня с корневыми волосками. (зона всасывания)

120 – Укажите строение и его зон, которые обозначены с помощью цифр 1-6? Какие функции осуществляют каждая из зон? (зона проведения, зона всасывания, зона роста, зона деления, корневой чехлик, корневые волоски)

IX тема. Клеточное строение листа.

30 – Пространство между клетками губчатой ткани листа. (межклетник)

60– С какой стороны листа расположены устьица у растений с плавающими листьями? (с верхней стороны листа)

90– Какими клетками образованы проводящие пучки листа? Какие функции они выполняют? (Сосуды - проводят воду, ситовидные трубки – органические вещества, волокна – придают листу прочность)

120 – Что такое кутикула, какова ее роль? (Жироподобное вещество образует пленку под кожицей листа, защищает растение от избыточной транспирации)

X тема. Внутреннее строение стебля.

30 – КОТ В МЕШКЕ . Какие слои образует стебель древесного растения? (коры, древесины, сердцевины)

60 – Что такое чечевичка? Какое значение она имеет для растения? (маленькие бугорки с отверстиями, осуществляют газообмен)

90 – Назовите образовательную ткань древесного стебля (камбий)

120 – Из каких растений получают ткани, используя лубяные волокна? (конопля, джут, лен)

XI тема. Плоды.

30 – АУКЦИОН . Плод сухой, семян много, и расположены они в один ряд. У созревшего плода створки скручиваются, выбрасывая семена. Назовите плод. (боб)

60 – Выберите растения, которые распространяются животными.

90 – Плод сочный, с тонкой кожицей, мякотью и твердым внутренним слоем околоплодника, с косточкой внутри которой находится семя. Это . (костянка)

120 – Выберите многосемянный плод. (горох)

Растения в литературе.

Растения в легендах.

Растения в числах.

Растения в истории

Растения в литературе

Растения в легендах.

Богиня растений, давшая название царству растений.

Растения в числах.

Корни пшеницы проникают на глубину: 20 см, 50 см, 1 м, 2 м.

Растения в истории.

Назовите плод, который трижды влиял на судьбы человечества.

Первое - яблоко с древа познания, второе – яблоко раздора, третье – яблоко Ньютона

Пищевые растения.

Овощная культура, изначально выращивалась как листовая, в наше время используют в пищу корнеплоды.

III. Подведение итогов и награждение победителей

Преподаватель суммирует все баллы, объявляет победителей. Идет награждение команд.

Н.И. Галушкова Биология 6 класс. Система уроков, Волгоград, Учитель, 2015.

Н.В. Лященко и др. Биология 6-11 классы. Секреты эффективности современного урока, Волгоград, Учитель, 2012.

Ю. В. Щербакова. Интеллектуальные игры для школьников. Биология, Ростов – на – Дону, Феникс, 2015.

57. Заполните схему.
Органы покрытосеменного растения:
Вегетативные - корень, побег;
Генеративные - цветок, плод с семенами.

6-32-58

6-32-59

1 - околоплодник, сросшийся с семенной кожурой;
2 - эндосперм;
3 - семядоля;
4 - почечка;
5 - стебель;
6 - корешок;
7 - зародыш;
Вывод: В зародыше содержится много органов. Зародышевый корешок, стебелек, почечка и семядоли.

6-33-60

61. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка.

6-33-61

Вывод: Зародыш - зачаток будущего растения. Каждый из органа зародыша очень важен, из него развиваются органы будущего растения.

62. Рассмотрите рисунки. Укажите тип корневых систем изображенных растений.
1 - стержневая;
2 - мочковатая.

6-34-63

Вывод: У двудольных корневая система стержневая , а у однодольных мочковатая.

64. Какой агроприем изображен на рисунке? С какой целью его применяют?
Больше клубней, больше боковых корней создается при окучивании. И становится больше урожая. Окучивание очень полезно для растений.

65. Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами.
1- корневой чехлик;
2 - зона деления;
3 - зона роста;
4 - зона всасывания;
5 - зона проведения;
6 - корневые волоски.

6-36-66

1 - оболочка;
2 - вакуоль;
3 - глазок;
4 - корневой чехлик.

66.Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображенных на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.

6-36-66-2

Вывод: У них схожий: глазок, вакуоли, цитоплазма и оболочка.

6-37-67

Вывод: У корня много зон, и каждая зона выполняет свою работу.

68. Рассмотрите рисунок. Какой агроприем на нем показан? С какой целью он применяется?
Пикировка - отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заостренного колышка - пики.

70. Закончите определение.
Побегом называют стебель с расположенными на нем почками.

71. Подпишите части побега, обозначенные на рисунках.

1 - верхушечная;
2 - пазушная;
3 - междоузлие.

Подпишите части почек на рисунке. Укажите, какая из них вегетативная, а какая - генеративная.

6-39-72

1 - почечная чешуя;
2 - листья;
3 - почка;
4 - стебель.
Вывод: у генеративной почки, почка размером больше.

73. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?
Почечные чешуйки.

74. Закончите заполнение схем.
Виды почек по строению: Вегетативные и генеративные.
Виды почек по расположению на стебле: Очередное, супротивное и мутовчатое.
Строение вегетативных почек: Почечная чешуя, листья зачат. , почка и стебель.
Строение генеративных почек: Почечная чешуя, листья зачат., почка , стебель зачат.

75. Рассмотрите рисунок. Сравните строение почки и побега. Соедините стрелками соответствующие части почки и побега.

6-40-75

Вывод: Каждый орган почки вырастает и становится органом будущего растения.

76. Рассмотрите рисунок. Подпишите, какие это листья по способу приклепления к стеблю и каковы их части.

6-40-76

77. Рассмотрите рисунок. Выпишите отдельно цифры, которыми обозначены простые листья и сложные листья.
Простые листья: 1, 4, 6, 8, 7.
Сложные листья: 2, 3, 5.

78. Рассмотрите рисунок. Определите, какой тип жилкования имеют эти листья.

6-41-78

6-41-79

80. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Подпишите, что обозначено цифрами.

6-41-80

Устьице с окружающими его клетками кожицы.
1 - Замыкающая клетка;
2 - Устьичная щель;
3 - Хлоропласт;
4 - клетки кожицы.

6-42-82

83. На рисунке изображены световой и теневой листья. Какие особенности строения характерны для каждого из них?
1 – световой лист
2 – теневой лист.
Теневые листья более тонкие и имеют более тёмную зелёную окраску.
У световых листьев окраска более светлая.

84. Укажите, какие растения представлены на рисунке и во что превращены их видоизменённые листья.

6-43-84

85. Рассмотрите рисунок. Укажите виды стеблей по направлению роста.

6-43-85

86. На рисунке подпишите слои на стволе спиленного дерева.

6-43-86

87. На рисунке рассмотрите поперечный срез ветки. Подпишите его основные части.

6-44-87

88. Заполните таблицу.

6-44-88

6-45-89

6-45-90

Вывод: на обоих рисунках строение одинаковое, хотя выглядят они по-разному.

6-45-91

1 – чешуя
2 – видоизменённые листья
3 – почки
4 – донце
5 – придаточные корни
Вывод: у лука довольно простое строение, это: чешуя, видоизменённые листья, почки, донце, придаточные корни.

6-46-92

93. На рисунке подпишите названия частей цветка.

6-46-93

94. На рисунке сравните цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чём сходство строения этих цветков? В чём различие?

6-46-94

Вывод: у первого цветка двойной околоцветик, а у второго – простой.

6-47-95

Формула цветка Ч5 Л5 Т∞ П1

96. Сравните на рисунке цветки капусты и виолы. В чём их различие? Подпишите, как называют такие цветки.

6-47-96

В првильном можно провести несколько плоскостей симметрии, а в неправильном - только одну.

97. Впишите пропущенные слова.
Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют обоеполые.
Цветок, имеющий только тычинки, называют тычиночный, а цветок, имеющий только пестики, называют пестичным.
Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют однодомные.
Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других, то такие растения называют двудомными.

Вывод: биологическое значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе

ВложениеРазмер
variant_1.doc 161.5 КБ
variant_2.doc 139 КБ
list_otvetov.doc 43 КБ
kriterii_otsenivaniya_i_otvety.doc 34 КБ
proveryaemye_rezultaty.doc 55.5 КБ
shkala_perevoda_ballov_v_traditsionnye_otsenki.doc 20 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа 1

Строение и многообразие покрытосеменных растений

1. Зародыш семени фасоли состоит из

а) зародышевого корешка, стебелька, почечки

б) зародышевого корешка, стебелька, почечки, эндосперма

в) семядоли, эндосперма, почечки

г) семядоли, зародышевого корешка, стебелька, почечки

2. Эндосперм - это

а) запасающая ткань, содержащая питательные вещества

б) внутренний слой кожуры

в) первый лист зародыша

г) конус нарастания зародыша

3. Корень, развивающийся из корешка зародыша, называется

а) главным б) боковым в) придаточным г) мочковатым

4. Корневые клубни образуются из

а) главного корня б) боковых корней

в) из главного и придаточного корня

г) из боковых или придаточных корней

5. Участок стебля, на котором развиваются листья, называют

а) узлом б) междоузлием в) побегом г) конусом нарастания

6. Устьица существует для

а) защиты растения б) осуществления водообмена

в) газообмена и испарения воды г) теплообмена

7. Наибольшее количество хлоропластов в листе содержится в

а) кожице б) устьицах

в) клетках столбчатой ткани г) клетках губчатой ткани

8. К покровным тканям относятся

а) пробка и луб б) кожица и луб

в) пробка и кожица г) кора и камбий

9. Растения, у которых мужские и женские цветки находятся на одной особи, называются

а) однополыми б) обоеполыми в) однодомными г) двудомными

10. Плод пшеницы — это

а) зерновка б) костянка

в) семянка г) орех

В вопросе 11 выберите три правильных ответа из шести предложенных.

11. Видоизменениями корней являются

а) корневые клубни б) придаточные корни-прицепки

в) столоны г) луковицы д) усики е) корнеплоды

12. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображено разрезанное вдоль семя фасоли. Определите и подпишите названия частей семени, указанных цифрами.

5)______
13. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображено устьице с окружающими его клетками кожицы (А — вид сверху; Б — в разрезе).

подпишите названия структур, указанных цифрами.

1)_______ 2)_______ 3)_______ 4)_______ 5)______
14. Установите соответствие между частями растений и функциями, которые они выполняют.

А) Ситовидные трубки

Б) Пробка В) Устьице

Ж) Корнеплоды З) Чечевички

2) Транспортная (проводящая)

Задание 15 выполняется с использованием приведённого ниже текста.

Покрытосеменные, или Цветковые, относятся к высшим растениям. Эта самая молодая и многочисленная группа царства растений является наиболее высокоорганизованной в растительном мире. Покрытосеменные приспособились к самым различным условиям существования. Они растут за полярным кругом и в тропиках, в воде и в безводных пустынях, образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи.

Среди покрытосеменных есть деревья, кустарники и травы; однолетние, двулетние и многолетние растения. Есть покрытосеменные растения, которые живут всего несколько месяцев, например мокрица. Другие, например дубы, могут жить сотни лет. Некоторые покрытосеменные имеют гигантские размеры. Так, эвкалипты и секвойи достигают в высоту более

100 м. А есть совсем крошечные растеньица, например ряска, размеры которой всего 1-2 мм.

Цветковые растения имеют вегетативные (корень и побег) и генеративные (цветок и плод с семенами) органы.

Строение вегетативных органов у разных цветковых растений очень разнообразно. Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые. Все корни одного растения образуют корневую систему. Корневая система может быть стержневой или мочковатой. Корни закрепляют растения в почве и обеспечивают его водой и минеральными веществами.

Побег состоит из стебля и листьев. Форма и строение стеблей и листьев у цветковых растений тоже очень разнообразны. Есть растения с прямостоячими, вьющимися, лазающими и лежащими стеблями. Листья могут быть очень больших размеров и совсем мелкие, простые и сложные. В листьях протекает процесс фотосинтеза, обеспечивающий растение органическими веществами.

Клубень, корневище и луковица являются видоизмененными побегами, с помощью которых растения размножаются. В них запасаются питательные вещества.

Почки представляют собой зачаточные побеги. Различают вегетативные (листоватые) и генеративные (цветочные) почки.

Цветок — видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами. Семя цветкового растения состоит из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. Семена двудольных растений имеют две семядоли, однодольных — одну. Семена находятся внутри сухих или сочных плодов.

Человек широко использует покрытосеменные растения в своей жизни. Практически все сельскохозяйственные растения, выращиваемые человеком, относятся к покрытосеменным растениям. Они обеспечивают человека продуктами питания, сырьём для различных отраслей промышленности, используются в медицине.

15. Прочитайте текст, озаглавьте его и составьте план.

Предварительный просмотр:

Строение и многообразие покрытосеменных растений

1. Зародыш семени пшеницы состоит из

а) зародышевого корешка, стебелька, почечки

б) зародышевого корешка, стебелька, почечки, эндосперма

в) семядоли, эндосперма, почечки

г) семядоли, зародышевого корешка, стебелька, почечки

2. Семядоля — это

а) стебель зародыша б) корень зародыша

в) лист зародыша г) почечка зародыша

З. Питательные вещества семени пшеницы находятся в

а) корешке б) семядоле в) эндосперме г) семенной кожуре

4. В образовании корнеплодов участвуют

а) листья и основания стебля б) боковые корни

в) придаточные корни г) главный корень и нижние участки стебля

5. Корни, отрастающие от стебля, называют

а) боковыми б) стержневыми

в) придаточными г) главными

6. Корневой волосок отличается от клетки кожицы лука

а) большей поверхностью и более тонкой оболочкой

б) большей поверхностью и более толстой оболочкой

в) меньшей поверхностью и более толстой оболочкой

г) ничем не отличается

7. Угол между листом и расположенной выше частью стебля называется

а) основанием побега б) пазухой листа

в) междоузлием г) пазушной почкой

8. По ситовидным трубкам перемещаются

а) растворы органических веществ б) растворы неорганических веществ

в) кислород и углекислый газ г) вода и кислород

9. Стебель деревьев растёт в толщину за счёт деления клеток

а) луба б) камбия

в) древесины г) сердцевины

10. Соплодие развивается у

а) инжира в) банана

б) апельсина г) винограда

В вопросе 11 выберите три правильных ответа из шести предложенных.

11. Эндосперм есть в семенах

а) лука б) пшеницы в) ясеня

г) фасоли д) тыквы е) частухи

12. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображена разрезанная зерновка пшеницы. Определите и подпишите названия её частей, указанных цифрами.

13. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображено внутреннее строение листа, Определите и подпишите названия частей, обозначенных цифрами.

14.Установите соответствие между частями растений и функциями, которые они выполняют

А) Ситовидные трубки Б) Кожица

В) Устьице Г) Сердцевина

Д) Сосуды стебля Е) Чечевички

2) Транспортная (проводящая)

Задание 15 выполняется с использованием приведённого ниже текста.

У большинства растений стебли прямостоячие, они растут вертикально вверх. Прямостоячие стебли имеют хорошо развитую механическую ткань, они могут быть одревесневшими (берёза, яблоня) или травянистыми (подсолнечник, кукуруза). Но есть растения, которые, не будучи в состоянии свободно держаться в воздухе, для того чтобы вынести к свету листья и цветы, вынуждены искать вертикальную опору. Такие растения с вьющимися или лазающими стеблями называют лианами. Лиана — одна из жизненных форм растений.

В зависимости от способа прикрепления побегов к опорам эти растения подразделяются на несколько групп, среди которых наиболее известны вьющиеся и лазающие лианы. У вьющихся лиан побеги подобно спирали обвиваются вокруг опоры, У одних лазающих лиан побеги прикрепляются к опорам с помощью усиков, как, например, у винограда, у других, как, например, у плюща, побеги к опоре прикрепляются особыми видоизменёнными корнями-прицепками, отрастающими от стеблей.

Лианы могут быть однолетними и многолетними, вечнозелёными и листопадными. В тропиках мощные древовидные побеги лиан могут достигать десятков и даже сотен метров в длину. Многие древовидные лианы имеют тонкие, гибкие и очень прочные побеги. Среди многолетних лиан встречаются растения с травянистыми стеблями, например хмель. У него осенью травянистые побеги отмирают, а весной вырастают новые, достигающие за лето б—8 м длины.

Большая часть лиан (около 80%) произрастает в тропических районах. В тропических лесах они, обвиваясь вокруг стволов деревьев, цепляясь за них усиками, присосками, перекидывая свои ветви с дерева на дерево, образуют иногда непроходимые чащи. В умеренном климате лианы встречаются значительно реже.

В России встречаются достаточно часто такие лианы, как плющ, актинидия, лимонник, хмель, и многие другие.

Есть среди лиан и растения-эмигранты, например эхиноцистис дольчатый, или бешеный огурец. Он получил своё название из-за особенностей своих плодов и характерного способа размножения. Плоды этой однолетней травянистой лианы несъедобны и по внешнему виду отдалённо напоминают огурец, покрытый мягкими шипами. Созревшие плоды с семенами разрываются и осуществляют резкий выброс семян, которые разлетаются на достаточно большое расстояние. Родиной эхиноцистиса является Северная Америка, но сейчас он встречается нередко и в средней полосе России.

Хмель выращивают как сельскохозяйственную культуру. Основное применение хмель находит в медицине и пищевой промышленности. Шишки хмеля являются сырьём для пивоварения. Стебли пригодны для изготовления низких сортов бумаги, а также грубой пряжи, пригодной для мешковины и верёвок. В некоторых странах молодые побеги хмеля используют в пищу.

Отдел покрытосеменные (цветковые) самый многочисленный, он включает 235-250 тысяч видов. Его представители обитают по всему миру: от холодной тундры до жарких тропиков, отдельные виды освоили пресные и морские водоемы.

Растительность в тундре

Покрытосеменные составляют большую часть массы растительного сообщества, являются звеном в цепи питания (продуцентами) - важнейшими производителями органических веществ на суше, как водоросли - в морях и океанах.

Цветок - генеративный орган покрытосеменных (цветковых), высшая ступень полового размножения. Цветок характерен только для покрытосеменных растений, ни один из других отделов подобным генеративным органом не обладает. По своему строению цветок это видоизмененный обоеполый стробил, гомологичный стробилам голосеменных.

В отличие от голосеменных, у которых семязачатки лежат открыто на семенных чешуях, у цветковых семязачаток находится в замкнутом вместилище - завязи, сформированной из плодолистика (-ов).

Строение пестика

Двойное оплодотворение, открытое Навашиным Сергеем Гавриловичем, уникальное явление, характерное только для цветковых. Оно связано с тем, что в зародышевый мешок попадают два спермия, один из которых (n) сливается с центральной клеткой (2n), с образованием запасного питательного вещества - эндосперма (3n). Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) с образованием зиготы (2n), из которой развивается зародыш.

Двойное оплодотворение

У цветковых появляется плод - генеративный орган, служащий для защиты и распространения семян.

Ксилема - проводящая ткань, обеспечивающая восходящий ток воды и растворенных в ней минеральных солей, представлена не трахеидами, а сосудами. Во флоэме ситовидные элементы окружены клетками-спутницами.

У покрытосеменных мы не найдем антеридиев и архегониев: гаметофиты максимально редуцированы.

В процессе опыления покрытосеменных участвуют насекомые, летучие мыши, птицы. Также опыление может происходить с помощью воды или ветра.

Опыление

Особенностью цветковых является способность образовывать многоярусные сообщества, более устойчивые и продуктивные.

Многоярусность растительного сообщества служит приспособлением к равномерному распределению света: светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые растения отлично чувствуют себя в тени светолюбивых :)

Ярусы леса

Классы покрытосеменных

Отдел покрытосеменные состоит из двух классов: однодольные и двудольные. К классу двудольных относятся семейства: крестоцветные, сложноцветные, розоцветные, бобовые (мотыльковые), пасленовые. Класс однодольные включает в себя семейства: злаковые, лилейные. Для каждого класса имеются характерные признаки.

    Двудольные - семейства: крестоцветные, сложноцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые
      В составе зародыша обычно имеется две семядоли

    В семядолях содержится запас питательных веществ. При надземном прорастании семядоли (зародышевые листья) могут выполнять функцию фотосинтеза.

    Семядоли, зародышевые листья

    Листья двудольных простые и сложные, для двудольных характерно перистое и пальчатое жилкование.

    За счет камбия растения растут в толщину, возможен вторичный рост осевых органов (стебля и корня).

    Корневая система чаще всего стержневого типа, с хорошо выраженным главным корнем, от которого отходят боковые корни. Главный корень развивается из зародышевого корешка.

    Двудольные растения

    Цветки пятичленные, реже встречаются четырехчленные. Хорошо обособлены чашечка и венчик.

    Цветок двудольного растения

    Однодольные растения

    Цветок с простым околоцветником. Цветки чаще трехчленные, четырехчленные. Никогда не бывают пятичленными.

    Цветок однодольного растения

    Эндосперм семени

    Эндосперм (от греч. endon - внутри + греч. sperma - семя) - запасное питательное вещество, у покрытосеменных триплоидный (3n).

    Эндосперм в семени есть у подавляющего большинства однодольных (лука, ландыша, пшеницы) и двудольных (тмина, хурмы, фиалки). Отсутствует эндосперм в семенах тыквенных, крестоцветных (капусты), сложноцветных (подсолнечника), бобовых (гороха, фасоли), также у - березы, липы, дуба, клена, так как на ранней стадии развития растущий зародыш поглощает эндосперм.

    Строение семени однодольного и двудольного

    Жизненный цикл

    Из генеративных почек спорофита развиваются цветки. У взрослого растения спорофита (2n) в цветке в гнездах пыльников тычинок в ходе микроспорогенеза образуется пыльцевое зерно (n) - мужской гаметофит. В завязи пестика в семязачатке формируется женский гаметофит - зародышевый мешок, внутри которого находятся центральная клетка (2n) и яйцеклетка (n).

    В результате опыления (насекомым, ветром, человеком) пыльца с тычинок переносится на рыльце пестика. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Вегетативная клетка начинает растворять ткани пестика, образует пыльцевую трубку и прорастает до зародышевого мешка. Генеративная клетка делится, образуя два спермия (n), из которых один сливается с центральной клеткой (2n) с образование эндосперма (3n) - запасного питательного вещества. Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n), образуя зиготу (2n).

    В дальнейшем из семязачатка формируется семя, а завязь превращается в околоплодник - образуется плод. Своим внешним видом плоды привлекают животных, и те их охотно поедают) Благодаря семенной кожуре семена не подвергаются расщеплению в желудочно-кишечном тракте человека и животных. Они выходят из ЖКТ в неизменном виде и остаются способны к прорастанию: так происходит расселение растений. Попав в благоприятные условия, они прорастают в спорофит (2n). Цикл замыкается.

    Жизненный цикл покрытосеменных

    Значение покрытосеменных

    Покрытосеменным в жизни человека отведено важное место. Только подумайте - почти все культурные растения принадлежат к этому отделу! Цветковые имеют медицинское значение, из многих растений изготавливаются лекарства. Их древесина используется для изготовления бумаги, мебели, применяются в промышленности.

    Валериана лекарственная

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Читайте также: