Ступишь ногой в мох и мох сочится

Обновлено: 07.07.2024

В этих текстах говорится о тундре. В упражнении 58 описывается географическое положение тундры и рассказывается о событиях, в ней происходивших. В упражнении 60 приведено описание природы тундры весной.
2 .
ВЕСНА В ТУНДРЕ
В тундре — весна. Звенят большие и малые ручьи . Со стоном взламываются речушки в горах.
Вода всюду. Ступишь ногой в мох — и мох сочится . Тронешь мшистую кочку — и кочка сочится . Станешь робко ногой на ледок — из−под ледка брызнет вода, звонкая, весенняя. Вся тундра сейчас — сплошное болото . Оно оживлённо всхлипывает под сапогами, мягкое, податливое, покрытое жёлтой прошлогодней травой и нежным весенним мхом, похожим на цыплячий пух.
Весна входит в тундру робко и неуверенно.
Останавливается .
Оглядыватся . Испуганно замирает под неожиданным нордом и всё−таки идёт, идёт.
(Б. Горбатов)
3 . Ручьи — разделительный мягкий знак.
Весенним, похожим — окончание прилагательных определяется по вопросу.
Жёлтый — гласная после шипящего в корне.
Цыплячий — исключение.
Замирает — чередование гласных в корне мир — мер .
4 . Взламываются, ступишь, сочится, станешь, брызнет, всхлипывает, входит, останавливается, оглядывается, замирает — безударные окончания глаголов определяются по спряжению в форме инфинитива.
Взламываются, всхлипывает, останавливается — написание суффиксов по 1 −му л. ед. ч. наст. или буд. вр. (что делаю — взламываю, всхлипываю, останавливаю — −ываю, −иваю).
Весенним, похожим — окончание прилагательных, определяется по вопросу от существительного, от которого прилагательное зависит.
5 . Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, с нулевой связкой.
Предложение — повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа тундра — болото , с нулевой связкой между подлежащим и сказуемым, распространённое.

В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах. Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух. В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся.(4) Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.

Вода всюду(1). Ступишь ногой в мох – и мох сочится. Тронешь мшистую кочку – и сверху появится вода. Станешь ногой на ледок – и из-под ледка брызнет вода. Сейчас вся тундра − это разрастающееся болото. Оно живёт, всхлипывает под сапогами. Оно мягкое, покрыто жёлтой прошлогодней травкой и весенним мхом, похожим на цыплячий пух.

Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

2.Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1)– фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.

В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная). В ключах дана основная информация, необходимая для верного ответа.

Фонетический разбор

в − [ф] − согласный, глухой, твёрдый

с − [с’] − согласный, глухой, мягкий

ю − [у́] − гласный, ударный

д − [д] − согласный, звонкий, твёрдый

у − [у] − гласный, безударный

5 букв, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор

Морфологический разбор

1) большие (ручьи) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: ручьи (какие?) большие;

2) начальная форма – большой; во множественном числе, в именительном падеже;

Синтаксический разбор предложения

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: весна (подлежащее), входит, оглядывается (однородные сказуемые).

Указания по оцениванию Баллы
К 1 Выполнение фонетического разбора
Разбор выполнен верно 3
При разборе допущена одна ошибка 2
При разборе допущены две ошибки 1
При разборе допущено более двух ошибок 0
К 2 Выполнение морфемного разбора
Разбор выполнен верно 3
При разборе допущена одна ошибка 2
При разборе допущены две ошибки 1
При разборе допущено более двух ошибок 0
К 3 Выполнение морфологического разбора
Разбор выполнен верно 3
При разборе допущена одна ошибка 2
При разборе допущены две ошибки 1
При разборе допущено более двух ошибок 0
К 4 Выполнение синтаксического разбора
Разбор выполнен верно 3
При разборе допущена одна ошибка 2
При разборе допущены две ошибки 1
При разборе допущено более двух ошибок 0
Максимальный балл 12

3.Поставьте знак ударения в следующих словах.

4.Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.

предл. сущ. сущ. предл. сущ. глаг. предл. сущ. сущ.

В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.

2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.

Две из отсутствующих в предложении частей речи (из списка обязательных для указания) не указаны.

ИЛИ Ответ неправильный

5.Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть

2) Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны

3) Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова

4) Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска

6.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.

2) Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!

3) Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.

4) В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Сначала, друзья, прорисуйте контуры предметов.

2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.

Обращение внутри предложения.

7.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.

2) Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.

3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.

4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.

1) распознавание предложения и постановка знака препинания: Исчезают последние островки снега, и на свет пробивается зелёная травка.

2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 − 12.

Текст 2

(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром – сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород – и он следом, мама в магазин – и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки – Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается. (7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными. (10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот. (По Г. Скребицкому)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ. ___________________________________________________________________

Не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: у Иваныча вышло совсем наоборот.

Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены одиндва речевых недочёта.

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта. ИЛИ

9.Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ.

Завидев хозяев, кот мурлыкал, тёрся об их ноги.

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.

Правильный ответ на каждое из заданий 10–12 оценивается 1 баллом.

  1. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10−13 текста. Запишите ответ.

Ответ: описание; опасения

Система оценивания выполнения всей работы

Максимальный балл за выполнение работы − 45.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Анастасия Журавлёва

Анастасия Журавлёва

Анастасия Журавлёва запись закреплена

В тундре – весна. Солнце дружески подмигивает, посылая луч света из-под низких облаков. Звенят большие и малые ручьи , со стоном взламываются речушки в горах. Вода всюду. Ступишь ногой в мох – и мох сочится. Тронешь мшистую кочку – и сверху появится вода. Станешь ногой на ледок – и из-под ледка брызнет вода. Сейчас вся тундра - это разрастающееся болото. Оно живёт , в схлипывает под сапогами. Оно мягкое, покрыто жёлтой прошлогодней тра в кой и весенним мхом, похож им на цыплячий пух. Весна робко входит в тундру , оглядывается. Вдруг замирает под напором холодного ветра,но не останавливается , а идёт дальше.

Образец ВПР 2019 по русскому языку 5 класс с ответами. Всероссийская проверочная работа 2019 года по русскому языку 5 класс, содержит 12 заданий. На выполнение работы по русскому языку дается 60 минут.

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие (3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.
Вода всюду (1) . Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.
В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся. (4) Вдруг зам..рает (2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Торты, облегчить, красивее, квартал.

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть
2) Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны
3) Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова
4) Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.
2) Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!
3) Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.
4) В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.
2) Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.
3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.
4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.

(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром – сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород – и он следом, мама в магазин – и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки – Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.
(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.
(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.
(По Г. Скребицкому)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10−13 текста. Запишите ответ.

Читайте также: