Свет последней зари падал сквозь сетку плюща затянувшего

Обновлено: 05.10.2024

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Найдите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы, укажите вид сложного предложения. Как связаны между собой предикативные части сложных предложений?

Свет последней з..ри падал сквозь сетку плюща, затонувшего стекля..ую дверь на террасе с белыми вазами. Шесть белых колонн с резными листьями вверху поддерживали хоры, на которых когда-то блестели трубы музыкантов. Колонны возносились радостно и целомудре..о, золочё..ые лёгонькие стулья чинно стояли под стенами. Тёмные гроздья кенкетов глядели со стен, и, точно вчера потуше..ые, были в них обг..ревшие белые свечи. Амуры вились и заплетались в гирляндах, танц..вала обнажё..ая женщина в нежных облаках. Под ногами разбегался сколь..кий шашечный паркет.(М. Булгаков.)


Задание 1 № 365

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Свет последней з..ри падал сквозь сетку плюща затянувш..го(2) стекля(нн/н)ную дверь на те(р/рр)асу с белыми вазами. Шесть белых коло(н/нн) с резными листьями (в)верху(3) поддерж..вали хоры на которых когда(то) бл..стели трубы музыкантов. Коло(н/нн)ы возн..сились радос..но и целомудре(н/нн)о золочё(нн/н)ые легонькие стулья чи(н/нн)о ст..яли под стенами. Темные гроздья кенкетов* глядели со стен, и точно вчера потуше(н/нн)ые были в них обг..ревшие белые свечи. Амуры в..лись и запл..тались в г..рляндах танцевала обнажё(н/нн)ая женщина в (не)лепых облаках. Под ногами ра)с/з)бегался скользкий шашечный п..ркет(4). Стены и(з/с)чезли под темными п..лотнами в потускневших золотых рамах. Тускнея пятнами с п..лотен вст..вала история рода.

Пр..шли в ш..тёр. Роз..вый ш..лк звездой ра(з/с)ходился (в)верху и плыл со стен волнами роз..вый к..вер глушил всякий звук.

(110 слов, по М. Булгакову)

*Кенкет — комнатная лампа с горелкой ниже резервуара, наполненного маслом


Задание 2 № 366

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

Морфемный и словообразовательный разборы слова

Затянувшего (2)

За тян у вш его

За тян у вш его ← за тян уть (суффиксальный)

Морфологический разбор слова

Вверху (3) — наречие (где?)

1. Неизменяемое; наречие места.

2. В предложении является обстоятельством.

Синтаксический разбор предложения

Под ногами разбегался скользкий шашечный паркет (4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, не осложнено. Грамматическая основа: паркет (подлежащее, выражено существительным) разбегался (сказуемое, выражено глаголом).

(под) ногами — обстоятельство, выражено существительным с предлогом;

скользкий — определение, выражено прилагательным;

шашечный — определение, выражено прилагательным.

Приведём верное написание.

Свет последней зари падал сквозь сетку плюща, затянувшего стеклянную дверь на террасу с белыми вазами. Шесть белых колонн с резными листьями вверху поддерживали хоры, на которых когда-то блестели трубы музыкантов. Колонны возносились радостно и целомудренно, золоченые легонькие стулья чинно стояли под стенами. Темные гроздья кенкетов глядели со стен, и точно вчера потушенные были в них обгоревшие белые свечи. Амуры вились и заплетались в гирляндах, танцевала обнаженная женщина в нелепых облаках. Под ногами разбегался скользкий шашечный паркет. Стены исчезли под темными полотнами в потускневших золотых рамах. Тускнея пятнами, с полотен вставала история рода.

Пришли в шатер. Розовый шелк звездой расходился вверху и плыл со стен волнами, розовый ковер глушил всякий звук.

Свет последней з..ри падал скво..ь сетку плюща з..т..ну..шего ст..клян..ую дверь на тер..ас..е с белыми вазами. Шес..ть белых к..лон.. с р..зными лис..т..ями (в) в..рху п..д..ерж..вали хоры на к..торых когда (то) бл..стели трубы музыкантов. К..лон..ы в..зн..си-лись рад..с..но и ц..л..мудр..н..о з..л..ч..н..ые лёг..нькие стул..я чин..о ст..яли под стенами. Тёмные грозд..я кенкетов гл..дели со стен и точ..но вч..ра п..туш..н..ые, были в них ..бг..ре..шие белые свечи. Амуры в..лись и з..пл..тались в г..рляндах т..нц..вала жен..щина в нежных ..бл..ках. Под н..гами р..зб..гался скользкий шаш..ч..ный п..ркет. Стран..а была новая ж..вая т..лпа на ч..рн..п..лосных шашках и т..ж..л и мрач..н п..к..зался ин..стран..ц в з..л..тых оч..ках отд..ли..ш..йся от труп.. . За колонкой он ст..ял и гл..дел з..ч..рован..о (в) даль через стенку плюща. (М. Булгаков.)

На террасе

Свет последней зари падал сквозь сетку плюща, затянувшего стеклянную дверь на террасе с белыми вазами. Шесть белых колонн с резными листьями вверху поддерживали хоры, на которых когда-то блестели трубы музыкантов. Колонны возносились радостно и целомудренно, золочёные лёгонькие стулья чинно стояли под стенами. Тёмные гроздья кенкетов глядели со стен, и, точно вчера потушенные, были в них обгоревшие белые свечи. Амуры вились и заплетались в гирляндах, танцевала женщина в нежных облаках. Под ногами разбегался скользкий шашечный паркет. Странна была новая живая толпа на чернополосных шашках, и тяжёл и мрачен показался иностранец в золотых очках, отделившийся от групп. За колонной он стоял и глядел зачарованно вдаль через стенку плюща. (М. Булгаков.)

(106 слов. Правописание безударных гласных в корне слова, корней с чередующимися гласными, согласных, гласных после шипящих и ц, н и нн в словах, ь, приставок, окончаний и суффиксов существительных, прилагательных, причастий, сложных слов, наречий, частиц; употребление знаков препинания в простом осложненном, в сложносочиненном, в сложноподчиненном и в сложном бессоюзном предложениях.)

Свет последней з..ри падал скво..ь сетку плюща з..т..ну..шего ст..клян..ую дверь на тер..ас..е с белыми вазами. Шес..ть белых к..лон.. с р..зными лис..т..ями (в) в..рху п..д..ерж..вали хоры на к..торых когда (то) бл..стели трубы музыкантов. К..лон..ы в..зн..си-лись рад..с..но и ц..л..мудр..н..о з..л..ч..н..ые лёг..нькие стул..я чин..о ст..яли под стенами. Тёмные грозд..я кенкетов гл..дели со стен и точ..но вч..ра п..туш..н..ые, были в них ..бг..ре..шие белые свечи. Амуры в..лись и з..пл..тались в г..рляндах т..нц..вала жен..щина в нежных ..бл..ках. Под н..гами р..зб..гался скользкий шаш..ч..ный п..ркет. Стран..а была новая ж..вая т..лпа на ч..рн..п..лосных шашках и т..ж..л и мрач..н п..к..зался ин..стран..ц в з..л..тых оч..ках отд..ли..ш..йся от труп.. . За колонкой он ст..ял и гл..дел з..ч..рован..о (в) даль через стенку плюща. (М. Булгаков.)

Ответ:

На террасе

Свет последней зари падал сквозь сетку плюща, затянувшего стеклянную дверь на террасе с белыми вазами. Шесть белых колонн с резными листьями вверху поддерживали хоры, на которых когда-то блестели трубы музыкантов. Колонны возносились радостно и целомудренно, золочёные лёгонькие стулья чинно стояли под стенами. Тёмные гроздья кенкетов глядели со стен, и, точно вчера потушенные, были в них обгоревшие белые свечи. Амуры вились и заплетались в гирляндах, танцевала женщина в нежных облаках. Под ногами разбегался скользкий шашечный паркет. Странна была новая живая толпа на чернополосных шашках, и тяжёл и мрачен показался иностранец в золотых очках, отделившийся от групп. За колонной он стоял и глядел зачарованно вдаль через стенку плюща. (М. Булгаков.)

(106 слов. Правописание безударных гласных в корне слова, корней с чередующимися гласными, согласных, гласных после шипящих и ц, н и нн в словах, ь, приставок, окончаний и суффиксов существительных, прилагательных, причастий, сложных слов, наречий, частиц; употребление знаков препинания в простом осложненном, в сложносочиненном, в сложноподчиненном и в сложном бессоюзном предложениях.)


«Вечерний свет, смягченный тонкими белыми шторами, сочился наверху через большие стекла за колоннами. На верхней площадке экскурсанты, повернувшись, увидали пройденный провал лестницы и балюстраду с белыми статуями и белые простенки с черными полотнами портретов и резную люстру, грозящую с тонкой нити сорваться в провал. Высоко, улетая куда-то, вились и розовели амуры…

Пошли дальше. Свет последней зари падал сквозь сетку плюща, затянувшего стеклянную дверь на террасу с белыми вазами. Шесть белых колонн с резными листьями наверху поддерживали хоры, на которых когда-то блестели трубы музыкантов. Колонны возносились радостно и целомудренно, золоченые легонькие стулья чинно стояли под стенами. Темные гроздья кенкетов глядели со стен и точно вчера потушенные были в них обгоревшие белые свечи. Амуры вились и заплетались в гирляндах, танцевала обнаженная женщина в нежных облаках. Под ногами разбегался скользкий шашечный паркет…

Усадьба строилась около 40 лет, создана по проекту французского архитектора де Герна. Проект, воплощаясь в жизнь, корректировался и дополнялся русскими крепостными мастерами. Здесь работали знаменитые архитекторы Е. Д. Тюрин, С. П. Мельников, О. И. Бове, И. Д. Жуков, итальянский декоратор П. Г. Гонзаго. Дворец построен в классическом стиле. В усадьбе собраны картины знаменитых художников, скульптура, хрусталь, мебель и другие художественные произведения. Усадебная библиотека насчитывала около 30 тысяч книг. Все архитектурные сооружения искусно вписаны в окружающий ландшафт.

Парк состоит из двух частей – регулярного и пейзажного, террасами спускающегося к Москве-реке и украшенного скульптурой. Пышность и красота юсуповской усадьбы постоянно привлекали внимание современников. Здесь бывали А. С. Пушкин, А. И. Герцен, Н. П. Огарев и многие другие видные деятели русской культуры[36] 36
Все Подмосковье: Географический словарь Московской области. М.: Мысль, 1967. С. 14.

Бывал здесь и Булгаков. Герой же его рассказа, последний князь династии Антон Тугай, вернувшись тайно из-за границы за какими-то важными семейными документами, решает отомстить национализировавшим его имение новым хозяевам. И это ему удается:

«…Князь медленно отступал из комнаты в комнату, и сероватые дымы лезли за ним, бальными огнями горел зал. На занавесках изнутри играли и ходуном ходили огненные тени.

В розовом шатре князь развинтил горелку лампы и вылил керосин в постель; пятно разошлось и закапало на ковер. Горелку Тугай швырнул на пятно. Сперва ничего не произошло: огонек сморщился и исчез, но потом он вдруг выскочил и, дыхнув, ударил вверх, так что Тугай еле отскочил. Полог занялся через минуту, и разом, ликующе, до последней пылинки, осветился шатер.

– Теперь надежно, – сказал Тугай и заторопился.

«На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский день. Это была высшая точка – верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирнзее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков. Апрельский ветер дул на платформе крыши, на ней было пусто, как пусто на душе. Но все же это был уже теплый ветер. И казалось, что он задувает снизу, что тепло подымается от чрева Москвы. Оно еще не ворчало, как ворчит грозно и радостно чрево живых больших городов, но снизу, сквозь тонкую завесу тумана, подымался все же какой-то звук. Он был неясен, слаб, но всеобъемлющ. От центра до бульварных колец, от бульварных колец далеко, до самых краев, до сизой дымки, скрывающей подмосковные пространства…

В июльский душный вечер я вновь поднялся на кровлю того же девятиэтажного нирнзеевского дома. Цепями огней светились бульварные кольца, и радиусы огней уходили к краям Москвы. Пыль не достигала сюда, но звук достиг. Теперь это был явственный звук: Москва ворчала, гудела внутри. Огни, казалось, трепетали, то желтые, то белые огни в черно-синей ночи. Скрежет шел от трамваев, они звякали внизу, и глухо, вперебой, с бульвара неслись звуки оркестров…

На Тверской звенели трамваи, и мостовая была извороченной грудой кубиков. Горели жаровни. Москву чинили и днем и ночью… К Воробьевым горам уже провели ветку, возят доски, там скрипят тачки – готовят Всероссийскую выставку.

Открытие выставки, упомянутой в очерке, было не за горами. 19 августа 1923 года на месте большого пустыря у Крымского вала на территории Голицынского сада у Москвы-реки была открыта Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. На благоустроенной и озелененной территории соорудили 225 зданий. Выставку посетило около полутора миллионов человек.

«Августовский вечер ясен. В пыльной дымке по Садовому кольцу летят громыхающие ящики трамвая „Б“ с красным аншлагом: „На выставку“. Полным-полно. Обгоняют грузовики и легкие машины, поднимая облако пыли и бензинового дыму…

Каменный мост[39] 39
Так называет автор старый Крымский мост, с решетчатыми фермами, построенный в 1873 году.

[Закрыть] в ущелье-улице показывается острыми красными пятнами флагов. По мосту, по пешеходным дорожкам льется струя людей, и навстречу, гудя, вылезает облупленный автобус. С моста разворачивается городок. С первого же взгляда в заходящем солнце на берегу Москвы-реки он легок, воздушен, стремителен и золотист…

И всюду дальше дерево, дерево, дерево. Свежее, оструганное, распиленное, золотое, сложившееся в причудливые башни, павильоны, фигуры, вышки.

«Тень легла на Москву. Белые шары горят, в высоте арка оделась огнями. Главное здание – причудливая смесь дерева и стекла. В полумраке – внутренний цветник. У входа – гигантские резные деревянные торсы. А на огромной площади утонула трибуна в гуще тысячной толпы. Слов не слышно, но видна женская фигура. Несомненно, деревенская баба в белом платочке. Последние ее слова покрывает не крик, а грохот толпы, и отзывается на него издалека затерявшийся под краем подковы – главного павильона – оркестр. С трибуны исчезает белый платок, вместо него черный мужской силуэт.

Опять грохот. Затем буйный марш, и рядами толпа валит между огромным цветником и зданием открытого театра к Нескучному на концерт. В рядах плывут клинобородый мужик, армейцы в шлемах, пионеры в красных галстуках, с голыми коленями, женщины в платочках, сельские бородатые захолустные фигуры и московские рабочие в картузах…

К центру цветника непрерывное паломничество отдельных фигур. Там знаменитый на всю Москву цветочный портрет Ленина. Вертикально поставленный, чуть наклонный двускатный щит, обложенный землей, и на одном скате с изумительной точностью выращен из разноцветных цветов и трав громадный Ленин, до пояса. На противоположном скате отрывок его речи.

«В Доме союзов, в Колонном зале – гроб с телом Ильича. Круглые сутки – день и ночь – на площади огромные толпы людей, которые, строясь в ряды, бесконечными лентами, теряющимися в соседних улицах и переулках, вливаются в Колонный зал.

Это рабочая Москва идет поклониться праху великого Ильича.

Лежит в гробу на красном постаменте человек. Он желт восковой желтизной, а бугры лба его лысой головы круты. Он молчит, но лицо его мудро, важно и спокойно, он мертвый. Серый пиджак на нем, на сером красное пятно – орден Знамени. Знамена на стенах белого зала в шашку – черные, красные, черные, красные. Гигантский орден – сияющая розетка в кустах огня, а в сердце ее лежит на постаменте обреченный смертью на вечное молчание человек.

Как словом своим на слова и дела подвинул он бессчетные шлемы караулов, так теперь убил своим молчанием караул и реку идущих на последнее прощание людей.

Молчит караул, приставив винтовки к ноге, и молча течет река.

«Ночью я зажег толстую венчальную свечу с золотой спиралью. Электричество было сломано уже неделю, и мой друг освещался свечами, при свете которых его тетка вручила свое сердце и руку его дяде. Свеча плакала восковыми слезами. Я разложил большой чистый лист бумаги и начал писать на нем нечто, начинавшееся словами: „Председателю Совнаркома Владимиру Ильичу Ленину“…

«Клянусь всем, что у кого есть святого, каждый раз, как я сажусь писать о Москве, проклятый образ Василия Ивановича стоит передо мною в углу. Кошмар в пиджаке и полосатых подштанниках заслонил мне солнце! Я упираюсь лбом в каменную стену, и Василий Иванович надо мной, как крышка гроба…

И вот, третий год я живу в квартире с Василием Ивановичем и сколько еще проживу – неизвестно. Возможно, и до конца моей жизни…

Отчего же происходит такая странная и неприятная жизнь? Происходит она только от одного – от тесноты. Факт: в Москве тесно.

Сделать можно только одно: применить мой проект, и этот проект я изложу…

Москву надо отстраивать.

Когда в Москве на окнах появятся белые билетики со словами: „Сдаеца“, – все придет в норму. Жизнь перестанет казаться какой-то колдовской маетой у одних на сундуке в передней, у других в 6 комнатах в обществе неожиданных племянниц.

Сатирических повестей в литературном наследии писателя три, и создавались они с 1923 по 1925 год, образовав своего рода трилогию в жанре фантастики, гротеска, сатиры, цирковой буффонады. Сюжетным выдумкам и неожиданным поворотам действия нет числа. Смешные шаржевые зарисовки, пародийные карикатуры всегда узнаваемы, места событий хотя и фантастичны, но указаны Булгаковым с учетом конкретной и знакомой ему московской топографии.

Такой ресторан действительно был в дореволюционное время, и здание его прекрасно сохранилось до наших дней. Теперь это известный Дом учителя на Пушечной улице (бывш. до 1922 года Софийка), 4. Огромные окна и внешний вид его с улицы поражают вызывающей роскошью своего оформления. Новый фасад был сделан в 1921 году при перестройке ресторана (автор – инженер П. П. Висневский). В послереволюционные годы здесь находились различные учреждения, а в октябре 1935 года открылся Городской учительский дом.

[Закрыть] . По Пушечной улице ходил тогда трамвай только одного маршрута № 27 (позже – № 15), шедший далее через Лубянку и Варварку в Китайский проезд.

[Закрыть] . Этот московский адрес связан с именем Горького и Маяковского, В. Катаева, И. Ильфа, Е. Петрова, Ю. Трифонова. Так же и с Булгаковым.

[Закрыть] . Есть еще и ряд других предположений.

Читайте также: