Там где кончалась чаща белели березы главное и придаточное

Обновлено: 05.10.2024

+

6 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 6

+

Главная - Там белели березы

Придаточная - где кончалась чаща

Ответ

+

Ответ

+

1. Снег становился все белее и ярче,(какой из этого вывод?) так что ломило глаза.
Главная: Снег становился все белее и ярче.
Придаточная следственная: так что ломило глаза.
Союз "так что" - единственный для придаточных следствия.

2. Была та смутная пора, (какая именно?) когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра.
Главная: Была та смутная пора.
Придаточная определительная: когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Оборудование урока:

Раздаточный материал( Листки для каждого учащегося)

1. Организационный момент.

Здравствуйте. Рад нашей встрече и знакомству, надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас и меня интересным, полезным. Думаю, что вы внимательные и наблюдательные ученики, способны слышать и слушать учителя. Проверим?

3. Устная работа.

Когда солнце поднимается над лесом, я невольно радуюсь. (Придаточное времени).

Задание 1: Перепишите предложения в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

1. Как только папа ушел (когда? – придаточная времени), я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

2. Вот и теперь (когда? – придаточная времени), когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени).

4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.(придаточное места)

5. Там, где кончалась чаща, белели березы.(придаточное места)

6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня. (придаточное места)

– Какое из данных предложений построено по следующей схеме: [… (…) …]? (второе, пятое).

Выписать слова с чередующейся гласной в корне. Гиа

П…ровать, изл…гать, к..мната, м..рять, м..рить, к…стер, к..саться, к…со, г..реть, з..ря, ст..лить, ст..кло, уб..раю, б..рная.

2. Мотивация.

- Дополните термины, используемые в языкознании.

1.Второстепенные и главные (члены предложения)

2.Самостоятельные и служебные (части речи)

3.Совершенный и несовершенный (вид)

4.Деепричастный и сравнительный (обороты)

6.Односоставные и двусоставные (простые предложения)

7.Гласный и согласный (звуки)

8.Краткие и полные (прилагательные, причастия)

9.Главная и придаточная (части СПП)

3. Подготовка к изучению новой темы.

- Если мы с вами на уроке будем так друг друга хорошо понимать, то учебные цели будут достигнуты.

- Если вы активно будете работать, урок получится интересным.

- Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.

- Ну, и наконец, если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих

- Ребята, какую особенность заметили в предложениях моего высказывания?

- По своей структуре какого типа эти предложения?

- Можете поставить вопрос от главной к придаточной части?

- Тогда назовите тему нашего урока.

4. Целеполагание.

5. Актуализация знаний.

- На занятиях вы уже познакомились с такими понятиями, как сложные предложения, виды сложных предложений, разновидности сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

- Хорошо ли вы усвоили материал предыдущих уроков, выясним, выполняя следующее задание: прочитайте предложения, определите их его общее грамматическое значение, укажите главную и придаточную части, назовите средство связи главной и придаточной частей, сделайте вывод о виде придаточной части.

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

• Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте

• Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.

• В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.

• Там, где растут розы, растут и шипы.

• Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.

• Разрывы снарядов звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.

• Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.

• Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!

6. Изучение нового материала.

- Что помогло вам определить вид придаточного в последнем предложении?

- Это предложение соответствует теме сегодняшнего урока. Обратимся к анализу подобных, выполняя упр.138 (первые 4 предложения), не забывайте про алгоритм.

- Первые два предложения у доски. Затем работают в паре.

- Сделаем вывод: какие особенности предложения позволяют определить его как СПП с придаточным условия?

1. Содержат: условие, при котором протекает или может протекать действие главного предложения.

2. Главное предложение может начинаться с частиц ТО и ТАК.

3. Отвечают на вопросы: при каком условии?

4. Используются союзы: если (если… то), если бы, как скоро, раз, коли, ежели, когда (= если).

5. Место по отношению к главному предложению: любое.

7. Психологическая разрядка. Физминутка

- А теперь немного отдохнём. Откиньтесь на спинки стульев, расслабьте спину, плечи, закройте глаза, представьте себя на природе, почувствуйте, как вам хорошо… Вернитесь в реальность.

8. Закрепление полученных знаний.

- По данным схемам и словам составьте предложения с придаточными условными.

а) Хотелось, мне, бы, вы, возражаете, не, если, встретиться, во, вами, вторник, с.

б) Нет, что-то, писем, так, раз, случилось, долго.

в) Встать, капает, с, ветки, каждой, если, ветлы, под, дождь, обильный.

Проверка по эталону

1. Мне бы хотелось встретиться с вами во вторник, если вы не возражаете.

2. Раз так долго нет писем, что-то случилось.

3. С каждой ветлы, если встать под ветки, капает обильный дождь.

9. Подведение итогов. Объяснение домашнего задания.

- Вспомним тему урока.

- Какая информация содержится в придаточных условия? На какой вопрос отвечают? Какие союзы употребляются?

- Как вы считаете, достигли мы поставленных в начале урока целей? Что показалось интересным?

Д/з упр.142 1 вариант упр 140 2 вариант

10. Выставление оценок.

Дополнительное задание.

Записать сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания, в два столбика: первый – с придаточными условными, второй – с другими придаточными (определить вид).

1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места.

2. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться.

3. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.

4. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.

СПП с придаточными условными:

1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места.

2. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.

СПП с придаточными, внешне сходными с ними:

1. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться. (СПП с придаточным изъяснительным.)

2. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. (СПП с придаточным времени.)

Раздаточный материал

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Задание 1: прочитайте предложения, определите их его общее грамматическое значение, укажите главную и придаточную части, назовите средство связи главной и придаточной частей, сделайте вывод о виде придаточной части.

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте.

Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.

В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.

Там, где растут розы, растут и шипы.

Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.

Разрывы снарядов звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.

Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.

Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!

Задание 2: по данным схемам и словам составьте предложения с придаточными условными.

а) Хотелось, мне, бы, вы, возражаете, не, если, встретиться, во, вами, вторник, с.

б) Нет, что-то, писем, так, раз, случилось, долго.

в) Встать, капает, с, ветки, каждой, если, ветлы, под, дождь, обильный.

Дополнительное задание: запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания, в два столбика: первый – с придаточными условными, второй – с другими придаточными (определить вид).

9 В дистанционное обучение

9 В дистанционное обучение

9 В дистанционное обучение запись закреплена

13.01.2020 РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: "СПП с обстоятельственными придаточными. Придаточные времени и места"
1. Записать число, классная работа, тему урока
2. Изучить пар. 24, ЗАПИСАТЬ СХЕМУ НА СТР. 82 "Типы обстоятельственных придаточных"
3. Изучить пар. 25 стр. 83
4. Записать предложения, выделить границы главной и придаточной частей, задать вопрос от главной к придаточной, определить тип придаточного предложения
1. Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.
2. Вот и теперь , когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу.
4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.
5. Там, где кончалась чаща, белели березы.
6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня.
Д/З пар. 24, 25, выполнить упр. 126

Читайте также: