Там где кончалась чаща белели березы

Обновлено: 05.10.2024

Данная разработка содержит внутри документа активную ссылку на презентацию Google, а также ссылку на интерактивное задание в сервисе Wordwall. Для его выполнения вам понадобится интерактивная доска. Это сделает ваш урок более ярким и эмоциональным, а значит, точно запомнится обучающимся

ВложениеРазмер
spp_s_pridatochnymi_vremeni.doc 29 КБ

Предварительный просмотр:

Вид урока : урок изучения нового материала

Цель урока: дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени и места.

- формировать у учащихся умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений;

- выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;

- проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА.

- развивать устную и письменную речь учащихся,

- воспитывать интерес к русскому языку и литературе,

- воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

2. Повторение изученного.

На доске предложения. Составить схему и определить вид придаточного (предложения)

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное).

2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).

3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).

4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).

5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение).

Задание 1. Заполните схему:


- Расскажите о сложных предложения по схеме.

3. Изучение нового материала.

  1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой.
  2. С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.
  3. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят .

- На что указывает придаточное ? (на время)

- На какой вопрос отвечает? (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)

- С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? (союзами когда, пока, с тех пор, до тех пор), кроме того в главной части могут быть ук.с. В то время, по мере того, с тех пор, до тех пор)

- К чему относится? (ко всему придаточному)

- Где может находиться? (до, после, внутри главного)

- Как называется такое придаточное? (Времени)

- На какие вопросы мы ответили? (на что указывает? на какие вопросы отвечает? С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? К чему относится? Где может находиться? )

4. Выполнение практических заданий по теме урока .

- А теперь, чтобы новый материал лучше заполнился, выполним ряд упражнений.

– Перед каждым из вас учебная карточка с предложениями.

Задание 1: Перепишите предложения в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

1. Как только папа ушел (когда? – придаточная времени) , я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

2. Вот и теперь (когда? – придаточная времени) , когда я вошел в комнату , Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени) .

4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.( придаточное места)

5. Там, где кончалась чаща , белели березы. ( придаточное места)

6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня. ( придаточное места)

– Какое из данных предложений построено по следующей схеме: [… (…) …]? (второе, пятое).

Задание 3. Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными.

3. […], (до тех пор пока…).

1. С какими видами придаточных предложений мы сегодня познакомились?
2. Как их различить?

Рефлексия содержания учебного материала

Оцените свою работу на уроке от 1 до 5

1. знаю о СПП с придаточными места и времени;

2. могу находить их в тексте;

3. могу самостоятельно построить данные предложения

4. умею чертить схемы предложений,

5. на уроке мне было интересно;

6. я отвечал на уроке устно

6. Оценивание работы учеников

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

Каждый век — лоскуток истории, из которого время шьёт огромное, будто небосвод, покрывало.
Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев).
Там, где кончалась чаща, белели берёзы.
Иногда, когда бредёшь по некошеной залежи, почти из-под самых ног вырывается многочисленный выводок куропаток (С. Огнев).

[Каждый век — лоскуток истории], (КАКОЙ?) (из которого время шьёт огромное, будто небосвод, покрывало.)
[Лес, (КАКОЙ?) ( в который мы вступили), был чрезвычайно стар] (И. Тургенев).
[Там, (ГДЕ ИМЕННО?) (где кончалась чаща), белели берёзы.]
[Иногда (КОГДА?), (когда бредёшь по некошеной залежи), почти из-под самых ног вырывается многочисленный выводок куропаток ](С. Огнев).

10 предложений из художественной литературы обстоятельством места.


Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум(А.

Там, где кончалась чаща, белели березы.

Только наотмелях, там, где берег длинным мысом врезался вреку, вода огибала его неподвижной лентой, спокойно синевшей среди этой блестящей ряби.

Куприн)И там, где падают набумагу его слёзы, там чернила расплываются кляксами.

Куприн)Там, где Тоник лежал раньше, место было уже занято : пришли какие - то малыши ивосторженно галдели, задрав головы.

(В. Крапивин)В городском саду, надеревьях, – там, где среди голых верхушек торчали пустые гнёзда, безумолку кричали игомозились галки.

Куприн)Только навостоке, там, откуда сейчас выплывало вогненном зареве солнце, ещё толпятся, бледнея итая скаждой минутой, сизые предрассветные тучки.

Куприн)И изящным движением она прицепляет скромный фиолетовый букетик ксвоей груди туда, где сквозь лёгкое платье розовеет её тело.

Куприн)Он выехал оттуда, откуда одна задругой съезжали водвор лошади.

Толстой)А вдали, там, откуда летом встаёт солнце, видна звезда Кремлевской башни.

(Ю. Казаков)Там, откуда нёсся медный крик о помощи, началась частая стрельба, взрывы ручных гранат, крики, тяжелый конский топот ивой.

Толстой)Она бросилась было вдругую сторону, где маячили два дерева сухие сголыми сучьями– там тоже тропы небыло.

Для начала, поясню : обстоятельственные придаточные в свою очередь делятся на 3 типа : 1.

Придаточное со значением места.

2. Придаточное со значением времени.

3. Придаточное со значением условия.

А теперь перейдем непосредственно к предложениям : Придаточное со значением места : Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.

(Л. Толстой)По слухам, династия Фронда располагалась там, где когда - то были первые древние поселения человека.

(Йон Колфер)Придаточное со значением времени : Как только солнце скрылось за горизонтом, сразу подул холодный ветер.

)Когда поднялось солнце и рассеялся утренний туман, Шерлок Холмс немедленно поспешил покинуть свою коморку на Бейкер - стрит.

Дойль)Таня спустились пониже и как только нашла Колодец Вечности, тотчас же остановилась.

(Д. Емец)Придаточное со значением условия : Если бы вода в этом роднике стояла бы спокойно, то его замутили бы травы и мусор.

(А это уже наш казахский писатель (И.

Алтынсарин)Решено было идти завтра, если дождь перестанет идти.

(Честно говоря, это довольно повседневное предложение и не рискну приписывать его какому - либо автору.

Читайте также: