Там ниже мох тощий кустарник сухой

Обновлено: 07.07.2024

Определения и обстоятельства, отнесенные к местоимению, пояснительные или уточняющие? ⇐ Грамматика

Модератор: Селена

Например: Там, ниже, мох тощий, кустарник седой (П.).Эти, не всегда твёрдые и стройные, стихотворные строки писала рука, твёрдая, как сталь (Сим.); Между ними давно уже установились те, чисто формальные, отношения, которые так обычны между двумя родственниками (М. Г.);

Уточнение по области обозначенного места.

Да. Это не определение.
Других уточнений в предложении нет, поэтому я спросил marine, туда ли она смотрит вообще.

У нас условно свободный порядок слов в предложениях, так что инверсию можно в чём угодно увидеть. Павлинья важность явления.

daslex: ↑ 30 сен 2020, 10:16 У нас условно свободный порядок слов в предложениях, так что инверсию можно в чём угодно увидеть. Павлинья важность явления.

Нет, инверсия - вполне определенное понятие, и увидеть ее "в чем угодно" невозможно.

Впрочем, напоминаю, что не вступаю с вами в обсуждение теории в связи с его абсолютной непродуктивностью.

Я и не собирался. В безбуквенном, в бесмыссленном, в залетиратурном (как алгебра, черчение, теория автоматов и т . п.) текстах она будет не всегда. В однословном и в пустом текстах её никогда не будет. А в любом разговоре и в любом тексте литературном и окололитературном что для кого-то инверсия, то для другого естественный порядок построения речи.

Имело бы смысл говорить об инверсии, если бы авторский текст оказался переиначен. А так всё пустое.

Нужно, чтобы она ответила на вопрос Селены и, желательно, на мой тоже.
Мне кажется, что она неправильно читает предложение. Мои догадки могут быть ошибочными.

Вы, думаю, правы насчёт желательности здесь CSS3, но в данном случае и невооружённым глазом видно, что у девушки проблемы с пониманием смысла, в частности, смысла употреблённых ею слов.

Пока она не скажет своего слова, делать вывод о её проблеме рано. Мало ли что может быть. Пусть пишет.

Подождем разъяснения ТС, что имеется в виду.
Уточняющий член предложения есть, но это не определение.

Отвечаю про там и здесь. Местоимение указывает на признак: ТАМ. I. нареч. 1. В том месте, не здесь.

ЗДЕСЬ тучи смиренно идут подо мной; Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; Под ними утесов нагие громады; ТАМ НИЖЕ мох тощий, кустарник сухой; А ТАМ уже рощи, зеленые сени…



Условие

393. Перепишите, ставя нужные знаки препинания. I. 1. Там ниже мох тощий кустарник сухой (П.). 2. Я проснулся поздно часу в пятом пополудни (Акс). 3. Мы отправились и бродили долго до вечера (Т.). 4. Это было глубокой осенью в холодный и сумрачный день (Дост.). 5. На повороте реки впереди под темными горами мелькнул огонек (Кор.). 6. Вдали высилось темно-красное цвета сырого мяса здание фабрики (М. Г.). 7. Вошла молодая лет семнадцати девушка (Купр.). 8. Летом вечерними зорями на вершину кургана слетает из подоблачья степной беркут (Шол.). 9. Катер шел все время подвигаясь в черной почти чернильного цвета тени отбрасываемой высокими прибрежными скалами (Сим.). II. 1. В отношениях с посторонними он требовал одного сохранения приличия (Герц.). 2. Бросились за доктором то есть домашним лекарем Харитоном (Т.). 3. В то время именно год назад я еще сотрудничал по журналам (Дост.). 4. В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других (Л. Т.). 5. Кольчатый тюлень или нерпа относится к отряду ластоногих (Аре). III. 1. Все слушали молча рассказ Анны Саввичны особенно девушки (П.). 2. Карл Иванович большую часть своего времени проводил за чтением даже испортил им свое зрение (Л. Т.). 3. Ермолай любил покалякать с хорошим человеком особенно за чаркой (Т.). 4. Окраска крыши особенно с нашею олифою и краской считалась очень выгодным делом (Ч.). 5. Казалось, что все в том числе леса и поля движется иа запад (Казак.). 6. Присутствие мужа даже сияющего стесняло ее (Купр.).

Решение




394. Объясните постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами, имеющими значение дополнения. Подчеркните предлоги, начинающие собой такие обособленные дополнения. 1. Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения метели (17.). 2. Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек (Т.). 3. Мистер Топкинс, наряду с другими людьми в серых касках, стоял неподвижно (Кор.). 4. Наш хозяин называл нас жуликами и давал на обед, вместо мяса, тухлую требушину (М. Г.). 5. Четыре орудия поочередно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внес заметного замешательства в ряды красных (Шол.). 6. Многие из бойцов, помимо своей винтовки, были вооружены трофейными автоматами (Полев.). Для справок. Могут обособляться падежные формы имен существительных с предлогами или предложными сочетаниями: кроме, вместо, помимо, сверх, исключая, за исключением и др. Обособление этих оборотов связано с их смысловой нагрузкой, степенью распространенности, близостью с основной частью предложения, желанием пишущего подчеркнуть их роль в предложении и т. д.

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной
И лижет утесы голодной волной…
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной;

И бьется о берег в вражде бесполезной

И лижет утесы голодной волной…

Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:

Теснят его грозно немые громады.

Вариант 1

После возвращения из ссылки А. С. Пушкин жил под постоянным наблюдением царя и начальника жандармов. Тема свободы для поэта, пережившего шесть лет изгнания и преследований на Юге и в Михайловском, остается по-прежнему актуальной. В 1828 году Пушкин просил царя об отправке его на Кавказ, в действующую армию, и получил отказ.

Пушкин снова возвращается к теме свободы, вернее, к ее отсутствию для многих граждан России и покоренных народов. В рукописи Пушкина есть отброшенное поэтом продолжение стихотворения:

Так буйную вольность Законы теснят,

Так дикое племя под Властью тоскует,

Так ныне безмолвный Кавказ негодует,

Так чуждые силы его тяготят.

Вариант 2

После визита на Кавказ, Пушкин создал цикл стихотворений, которые внешне весьма похожи на поэтические заметки во время путешествия. Стихотворение “Кавказ” именно один из таких произведений. К написанию этого стихотворения автора подтолкнула прогулка по горам. Автор не только мастерски использует пейзажную лирику, а и включает в содержание философские размышления. В “Кавказе” высказывается влечение к внутренней свободе несмотря на то, что этого нереально достичь.

В центре стихотворения находится южная природа, а именно ее прекрасные мелочи, которые не всегда способны увидеть люди. Орел в небе, утесы, рощи и даже птицы с оленями – эти все образы подтверждают изысканный окружающий мир. Но у природы есть свои нюансы.

В жизни свои законы, в которых нет романтики, а только повседневная проза. Люди, которые трудятся целый день, чтобы пропитаться. Их край очень обилен и щедрый, но за плодородную землю приходится бороться с горами. Образы людей настолько мастерски созданы, при этом не акцентированы на внешности и роде деятельности.

Много внимания сосредоточено на различных природных стихиях. Сильные реки вызывают у автора чувства

Пушкин сравнивает себя с потоком реки, которая ограничена берегами, поскольку он тоже не может вырваться, чтобы показать себя полностью. Отличие в том, что сила мощного потока разрушительная, а писатель называет свою силу созидательной, которая может изменять мировоззрение общества.

Но согласно стихотворению, автор уверен в несбыточности своих желаний, поскольку этому противятся силы природы. Мудрость и беспощадной природы полностью передает внутренние ощущения автора, поскольку его война с окружающим миром не принесет ему победу.

Вариант 3

Александр Пушкин всегда мечтал побывать на Кавказе, и в 1829 году перед ним открылась уникальная возможность побродить по незнакомым местностям, попутешествовать по неизведанным землям. На фоне эмоционального вдохновения, поэтом была создана целая группа стихотворений, которые были посвящены увиденному и услышанному вокруг.

Плененный красотами природы, Пушкин описывает ее в стихотворных строках. Он пытается донести до читателя те чудеса, которые творятся в густых рощах и лесах.

Однако поэт пишет и о совершенно другой крайности этого прекрасного явления. Ведь, кроме птиц и животных, в этих густых зарослях живут люди, которые всеми силами стараются выжить и добыть пищу для пропитания.

В ходе стихотворения мы видим образы людей, которые все свободное время тратят на то, чтобы выжить. Они не имею четкого описания внешности и вида деятельности. Такие особенности описания людей дополняют идиллию природы и создают уникальное стихотворное произведение.

Пушкин пытается наделить свойствами живого человека реки Кавказа. Он описывает их мощь и cилу, он говорит об их напористых возможностях. Автор сравнивает звуки реки Терек с воем зверя. Автор замечает тот факт, что человек, рядом с такой стихией, совершенно беспомощен.

Пушкин размышляет о том, что и он сам не в состоянии справится с теми стенами, которое построило для него окружающее общество. Он сравнивает себя с водными потоками реки, которые не в силах сдвинуть каменные склоны. Действие воды он наделяет силами разрушения.

А действия своих стихотворных работ он наделяет силами созидания. Поэт пытается повлиять, а также изменить мировоззрение окружающих людей, донести до них истину. Но, Пушкин понимает, что все это, только неосуществимые мечты. Им не суждено сбыться. Его внутренняя война с окружающим миром кажется поэту проигрышной.

Вариант 1

История создания

Поэт создал это произведение, путешествуя по Кавказу в 1829 году по время прогулки в горах. Картины, описанные им, завораживают своей красотой и величием. Незадолго до этого Пушкин был в ссылке в этих местах, где впервые познакомился их особенной красотой. Стоя на вершине горы, вдохновляясь открытым взору видом, художник слова создаёт необычайно красивое стихотворение.

Стихотворение описывает картины кавказской природы с вышины птичьего полёта. Автор находится высоко в горах, под ним тучи, гряда молчаливых гор, реки и едва заметные человеческие фигуры. Он размышляет, и его душа ликует от увиденного: яркое, образное изображение рек, водопадов, степей, птиц, животных, людских жилищ. Поэт подмечает самые мелкие детали пейзажа: кусты, мох, одинокий всадник, орёл, парящий рядом с ним.

Цель мастера – описать неописуемое, то от чего захватывает дух, атмосферу, передающую масштабность и величие природы. Чувствуется подтекст: душевные переживания поэта, вынужденного находится “в рамках” из-за ограничений и цензуры. Прослеживается скрытая антитеза между внутренним миром автора и неудержимой свободой природных стихий, животных и птиц.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх шестистиший. В первом – перед читателем предстаёт человек, стоящий на вершине горы: панорама, которая открывается его взору. Вторая и последующие строфы являются описанием картин, которые сменяются, чередуются, оживают перед читателем.

Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, в нём практически не прослеживается автора, его личности – только картины, стремительно меняющие друг друга, окрылённое, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе – восклицание “Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады” – является кульминацией стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает вершины, поэт отождествляет себя с рекой, которую “теснят немые громады”.

Произведение относится к жанру лирического стихотворения. Традиционно считается, что оно тяготит к пейзажной лирике, хотя глубок и философский подтекст. Последнее четверостишие, которое не вошло в стихотворение, но сохранилось в черновиках поэта говорит о его гражданской направленности. Произведение написано четырёхстопным амфибрахием со смешанной рифмовкой.

Средства выразительности

Пушкин щедро использует эпитеты: “тощий мох”, “нагие громады”, “веселые долины”, “свирепое веселье” – они делают описание ярким и живым. Опасными и неприступными видит читатель “голодные волны” и “грозные обвалы”. Пушкинские метафоры о рождении потоков, игре и вое бурных рек дают ощущение одушевлённости мира природы, её обособленной жизни, в которой свои страсти и свой ритм. Неудержимый речной поток поэт сравнивает с “молодым зверем, завидевшим птицу из клетки железной”, что помогает представить картину бушующей горной реки реалистично и живописно.

Вариант 2

Cодержание

Здесь все рядом: величие и безмолвие природы соседствует с обычной жизнью людей, которые, быть может, привыкли к тому, что видят каждый день и уже не замечают ту необыкновенную красоту, которая их окружает. Поэт охватывает все своим взглядом, ничто не остается без его внимания, а всеобъемлющий русский язык выражает малейшие детали увиденного и всю гамму чувств, завладевших поэтом при взгляде на суровые горные долины.

Художественно-выразительные средства и стихотворный размер

Написанное четырёхстопным амфибрахием, произведение традиционно относится к жанру лирического стихотворения. Считается, что оно представляет собой пейзажную лирику, однако в нем немало и философского подтекста.

Вариант 1

Гораздо больше внимания автор уделяет различным природным стихиям, которые наделяет чертами живых людей. Знаменитые кавказские реки Арагва и Терек вызывают у Пушкина целую гамму противоречивых чувств. Их сила, напористость и способность прокладывать себе путь сквозь толщу горных пород действительно достойны уважения.

Однако если водный поток обладает мощной разрушительной силой, то себя поэт позиционирует как силу созидательную. Он убежден, что с помощью стихов можно изменить мировоззрения людей. Для этого нужно лишь освободиться от внутренних и внешних оков, научиться не просто правдиво высказывать то, что чувствуешь, но и доносить свои мысли до читателя.

Вариант 2

Вначале он описывает красоты кавказских гор. Пишет о том, какие там зеленые травы, благоухающие цветы. Это великолепие находится у подножия и в самом начале горы. Если же подниматься выше, то вниманию путника предстают сухие кустарники между большими камнями. На самой верхушке лишь одни голые камни, да снег.

Затем поэт пишет о Тереке, сравнивая его с разъяренным молодым зверем. Он как будто рвется на свободу, но ему никак не удается выйти из своих берегов. По горам гуляют овцы и пастухи, они на свободе, а Тереку приходится томиться между двух берегов. Он как запертый в клетке зверь, который когда-нибудь вырвется на свободу. В небе летит орел, он, как и лирический герой, видит все со стороны, с высоты своего полета.

Читайте также: