Техника рисования фроттаж в детском саду описание

Обновлено: 05.10.2024

Автор: Вольман Галина Анатольевна

Населенный пункт: Московская область, город Химки

Создание условий для развития творческих способностей, самореализации, самовыражения старших дошкольников в процессе использования нетрадиционных способов рисования.

  • создать предметно- развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности;
  • знакомить детей с разными нетрадиционными материалами и учить применять их в своей работе;
  • формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда;
  • поощрять и поддерживать творческие находки детей;
  • способствовать снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром;
  • способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • создать дружественно-творческую атмосферу на основе сотрудничества воспитателя и детей

В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов в области изобразительной деятельности с дошкольниками.

Одно из важных условий развития ребенка — это появление и совершенствование его деятельности. Практика показала: с помощью традиционных способов рисования нельзя в полной мере решить проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, то есть нужно искать новые способы работы с детьми. Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности. В частности, это использование нетрадиционных способов рисования.

Нетрадиционные способы рисования позволяют детям быть раскрепощенными, здесь нет правильных или неправильных способов воплощения. Важен сам процесс — в этом и состоит основная идея художественного творчества.

План проведения занятия

Для занятий с ребенком можно из картона вырезать разные простые фигурки, приклеивать их на лист бумаги и накрывать сверху другим листом. Сверху штриховать восковыми карандашами или пастелью. В итоге на верхнем листе бумаги останутся оттиски фигурок.

План проведения занятия:

1. Подготовьте рабочее место для рисования.

2. Возьмите лист бумаги и разложите на нем элементы будущего рисунка. Например, уточку или лисичку. Трафареты можно вырезать самим или взять готовые. Трафареты обязательно прикрепить к листу бумаги маленьким кусочком скотча.

3. Накройте трафарет листом другой бумаги, закрепив его.

4.Заштрихуйте поверхность карандашами, пастелью или мелками с нажимом, держа карандаш плашмя. Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой.

5. Затем восковым карандашом или фломастером прорисовываем детали.

6. Закрашиваем фон рисунка восковыми карандашами.

Овладев этой техникой и имея в распоряжении набор разнообразных шаблонов, дети с удовольствием создают свои композиции, что благоприятно сказывается на развитии образного мышления, воображения, творческой инициативы. Эта техника дает возможность начать рисовать человеку, который боится плохого результата.

Цель: расширение знаний детей по художественно-эстетическому развитию через знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

познакомить с нетрадиционными техниками рисования;

научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании ;

Предварительная работа: изучение интернет - ресурсов по данной теме, подготовка оборудования.

1.Теоретическая часть.

Рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов.

Все мы - практики и знаем, что изобразительная деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребенка: творческое, эстетическое, познавательное и т. д., именно поэтому я выбрала данное направление приоритетным в своей педагогической деятельности.

Человечество не стоит на месте, мы постоянно развиваемся и придумываем что – то новое. Так и в области изодеятельности появилось много новых нетрадиционных техник, о которых сегодня я хочу вам рассказать.

Рисование зубочистками на клее ПВА.

Налейте на бумагу клей ПВА и рисуйте на нем разводы зубочистками или ватными палочками.

Если в качестве основы использовать прозрачную пластиковую крышку, например, из-под сметаны, то после того, как рисунок высохнет, из нее можно вырезать, например, сердечко и на веревочке повесить на елку.

Пуантилизм для детей.

Одно из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось. Для детей такая техника является сложной, и поэтому я предлагаю вашему вниманию нетрадиционный пуантилизм для детей.

Оптическое смешение трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов.

Зентангл и дудлинг.

Сочетание (зендудлинг) – техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эти техники прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности.

ЗЕНТАНГЛ (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии). Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность. Смесь этих двух техник – ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling) – идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по- разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.

Фроттаж

2.Практическая часть.

Для работы в данной технике понадобятся следующие инструменты: несколько листов бумаги, восковые мелки, клей-карандаш и ластик. Обратите внимание: в продаже бывают мелки, обернутые бумагой, чтобы во время рисования не пачкались руки. Но рекомендуем снять обертку, так как она может мешать процесса зарисовывания и результат не получится таким ярким и интересным. Во время подготовки материалов для работы, обсудите с ребенком, какого цвета бывают листья, какие из мелков вам понадобятся Следите за тем, чтобы узоры проявились и их было видно отчетливо. Продолжайте закрашивать лист, пока все предметы не проявятся на листе бумаги.

Плотный материал не подходит для фроттажа. Лучше работать с писчей бумагой, применять карандаши различной мягкости или восковые мелки, пастель. Однако это отнюдь не значит, что чем нежнее – тем лучше. Совсем мягкий карандаш, скорее, закрывает, чем показывает рельеф. Можно попытаться штриховать в разном направлении – эффекты могут значительно отличаться. Растирание делается с осторожностью: следует держать бумажный лист, не смещая силуэта под ним. Второй вариант: чтобы листья не сдвигались, их можно приклеить к бумаге (с обратной стороны картины, а затем прорисовывать мелками разного цвета. Тона, которыми заштриховывается плоскость для получения художественного результата, дополняются и покрывают друг друга.

После этого Вы можете насладиться прекрасно проведенным временем с ребенком и результатом Вашего совместного труда. Помимо закрашивания, можно украсить работу дополнительными декоративными элементами и вставить её в рамочку.

Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму.

фроттаж 1

Нетрадиционные техники рисования. Фроттаж

Наверно, многие мамы помнят, как в детстве делали деньги для игры в магазин.
Подкладывали под лист бумаги монетку и заштриховывали сверху карандашом или восковым мелком поверхность бумаги над ней. Сначала с одной стороны, где орел, потом с другой стороны – где решка. После этого две стороны монетки надо было вырезать и склеить между собой.

Но мало кто знает, что такая техника рисования называется – фроттаж.
Название этой техники происходит от французского слова frottage (натирание).
Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете и затем, перемещаясь не заточенным цветным карандашом по поверхности, вы получаете оттиск, имитирующий основную фактуру.

Оглядитесь вокруг. У себя дома вы можете найти достаточное количество предметов с интересной, фактурной поверхностью
– кружева, гофрированный картон, детали от конструктора, москитная сетка, подошва обуви, обои с выпуклым рисунком, расчески и многое другое.

С помощью фактурных поверхностей и цветных карандашей (восковых мелков) можно создавать красивые, оригинальные рисунки.
Для этого распечатайте из интернета любую понравившуюся вам раскраску. А теперь, подкладывая под бумагу различные фактуры, раскрасьте рисунок.

Для примера еще несколько удачных рисунков, выполненных этим необычным способом рисования:

На нашем сайте рассказывается как с помощью техники фроттаж делать отпечатки листьев.

Продаются специальные таблички с различными текстурами для раскрашивания.

Аппликация. Аппликация из бумаги

фроттаж 9

В заключение хотим рассказать вам еще об одном интересном применении этой нетрадиционной техники рисования. Если с помощью цветных карандашей и фактурных поверхностей наделать узорчатую бумагу разных цветов, то потом из такой бумаги можно создавать оригинальные аппликации.

Важно…
• для фроттажа необходимы выразительные фактуры: грубые ткани, теснённые обои или картон, любые выпуклые изображения (обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка)
• огромным преимуществом фроттажа является объём, а результаты применения этой техники поражают воображение
• цвета, которыми штрихуют поверхность, для получения художественного эффекта, добавляют и накладывают друг на друга
• и помните, что рисунок, состоящий из переведённого узора, не является вашим творением
• можно переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы для дополнения собственной работы

Важно… • для фроттажа необходимы выразительные фактуры: грубые ткани, теснённые обои или картон, любые выпуклые изображения (обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка) • огромным преимуществом фроттажа является объём, а результаты применения этой техники поражают воображение • цвета, которыми штрихуют поверхность, для получения художественного эффекта, добавляют и накладывают друг на друга • и помните, что рисунок, состоящий из переведённого узора, не является вашим творением • можно переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы для дополнения собственной работы (фото 2)

Прикрепите к столу, скотчем, гладкий лист бумаги нужного формата и на нем закрепите лист картона.

Прикрепите к столу, скотчем, гладкий лист бумаги нужного формата и на нем закрепите лист картона. (фото 3)

Разложите на нём элементы будущего рисунка(вырезанные самостоятельно или купленные), закрепите их клеем.

Разложите на нём элементы будущего рисунка(вырезанные самостоятельно или купленные), закрепите их клеем. (фото 4)

Накройте элементы листом неплотной бумаги, закрепив его.

Накройте элементы листом неплотной бумаги, закрепив его. (фото 5)

Придерживая одной рукой бумагу, заштрихуйте поверхность карандашами, пастелью или мелками с нажимом.

Придерживая одной рукой бумагу, заштрихуйте поверхность карандашами, пастелью или мелками с нажимом. (фото 6)

Всё новое, хорошо забытое старое. Фроттаж (искусство) (фото 7)

Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой.

Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой. (фото 8)

Закрашиваем оставшуюся бумагу и фломастерами дорисовываем.

Закрашиваем оставшуюся бумагу и фломастерами дорисовываем. (фото 9)

А если, разыграется фантазия, может получиться ещё и вот так!

А если, разыграется фантазия, может получиться ещё и вот так! (фото 10)

Всё новое, хорошо забытое старое. Фроттаж (искусство) (фото 11)

Всё новое, хорошо забытое старое. Фроттаж (искусство) (фото 12)

Всё новое, хорошо забытое старое. Фроттаж (искусство) (фото 13)

Всё новое, хорошо забытое старое. Фроттаж (искусство) (фото 14)

Всё новое, хорошо забытое старое. Фроттаж (искусство) (фото 15)

У данной методики есть хороший психологический фактор. Она дает возможность начать рисовать человеку, который боится плохого результата.

Как получить такую красоту?! Поделитесь секретом, пожалуйста.

И где мастер класс?

Давайте проявим терпение:) Возможно у Анны проблемы с загрузкой.

Очень интересно, но, если честно, ничего не поняла(((

Автор указала технику фроттаж - художественная техника, использующая натирающие движения карандаша. Вы в детстве так с монетками не делали?

Нет, не делали)) Поэтому и говорю, что ОЧЕНЬ интересно))) Может действительно надо подождать полной загрузки))))

Наконец-то всё загрузилось, приятного просмотра.

Очень интересно! Просто и очень эффектно! И необычно! Спасибо за МК и сведения об этой технике. Больше всего понравилась последняя работа со снежинками)))

А мы так монетки переводили! Это точно! Великолепный результат получается! Супер!

Большое СПАСИБО. Очень интересная техника. Познавательно и забавно. Обязательно возьму на заметку.

Анна, здорово! Спасибо за идею.

Все гениальное - просто! Просто, но очень красиво!

Очень интересно и красиво! Самой захотелось попробовать эту технику.

В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность. Д.Лессинг.

Спасибо за комментарии.

Здорово, попробую с дочкой. Она не довольна всегда результатом при рисовании.

Очень интересно! С ученицей делаем работу на конкурс, нужен фон. А Ваш МК как раз вовремя. Спасибо.

Монетки тоже натирала. Но чтобы такую красоту сотворить не догадалась! Потрясающе! Спасибо за МК!ЗАБИРАЮ.

Красота то какая и легко выполнимая для деток. Сегодня покажу дочке-пусть рисует,радуется.

Очень интересно. Спасибо!

Просто супер обязательно попробую

Очень рада, что всем понравилось. Пробуйте, предлагайте своим детям. Получите огромное удовольствие!

Отличная идея. Да в детстве баловались это точно. Дочкиной учительнице в школе надо подсказать. Спасибо.

СУПЕРОчень красиво, мне нравятся все: осень, лето, зима, а где весна?

Спасибо. Про весну как-то не подумала. Исправлюсь

Отличная работа. Спасибо за доставленное удовольствие от просмотра.

Анна, спасибо, что напомнили эту технику! да еще показали такое красивое оформление работ! Вдохновили!

прелесть какая!! вот уж точно-хорошо забытое))) обязательно воспользуюсь вашим МК - в копилку срочно!!

Анна, очень красивые работы! Да, техника знакома давно с детства, а вот так оформлять красиво не приходилось. А что берете для трафаретов? С листочками понятно, а еще посоветуйте варианты.

супеееееееер, просто нет слов, вот ведь правда многие делали такие штуки в детстве, но не пришло в голову сделать это ТАК

Спасибо Вам за знакомство с такой замечательной техникой!

Этот МК точно для меня, я всегда боюсь плохого результата. Надо обязательно попробовать с сыном, интересный эффект, очень красиво и оригинально получается.

Читайте также: