Технологическая карта размножение покрытосеменных растений

Обновлено: 19.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

Тема: Половое размножение покрытосеменных растений.

Дата: 4.04.2019

Тип урока: изучения новой темы

1) развитие логических приёмов мышления через сравнение, обобщение, классификацию биологических объектов и процессов, установление причинно-следственных связей между происходящими процессами живой природы

2) осознание обучающимися возможности использования полученных знаний в практической деятельности; формирование естественнонаучных представлений об эволюции растительного мира.

Планируемые результаты, УУД:

1) предметные:

· вспомнить главные части цветка и части околоцветника, различать их на рисунках

· изучить образование семени и плода

2) личностные:

· формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии

· эстетическое восприятие объектов природы

· умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе

· осознание возможности применять полученные знания в практической деятельности, при условии соблюдения определённых правил

3) познавательные:

· умение работать с текстом, рисунками, структурировать учебный материал

· сравнивать изучаемые объекты, процессы и делать выводы на основе сравнений

4) регулятивные:

· определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения

· анализировать и оценивать результаты своей деятельности, деятельности одноклассников

· умение воспринимать информацию на слух

· формулировать вопросы, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

Ход урока Технология проведения

(этапы, время)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(регулятивные УУД)

1. Мотивация к учебной деятельности 10 мин

Организует актуализацию требований к обучающимся по проверке готовности к уроку.

проверяют свою готовность к уроку

уметь контролировать свою готовность к учебной деятельности

Актуализирует знания обучающихся:

- Ребята, у вас на столах есть рисунок цветкового растения. Задание такое, указать части растения. (2 мин)

Теперь дайте свои работы мне и проверим работы

- На какие 2 группы можно разделить указанные органы цветкового растения по выполняемой ими функциям? (4 мин.)

Записывают, называют части растения

Высказывают предположения (вегетативные и репродуктивные(генеративные)

уметь обсуждать проблемную ситуацию, работать в группах

Подводит обучающихся к теме урока, мотивирует на успех

- Как вы думаете, для чего нужны вегетативные, для чего нужны репродуктивные органы (генеративные)?

Работают в группах, думают для чего нужны эти органы, записывают на листочках.

Отвечают на вопросы, формулирую тему урока, ставят цель.

Записывают тему в тетрадь

- Сегодня на уроке будем рассматривать генеративные органы растений, значит мы будем изучать…

Половое размножение цветковых растений

Открывают тетради и записывают тему урока

уметь формулировать тему урока на основе вступительной беседы, обсуждения проблемной ситуации

Целью урока будет? Записывает на доске (2 мин.)

Изучить как происходит половое размножение у цветковых растений

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности; постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации

-Для начала вспомним строение цветка. Из чего состоит цветок? У вас на столах лежит рисунок Задание №2 укажите части цветка

Работают в группах

Уметь организовать работу в группе

уметь высказывать и доказывать свои предположения

уметь фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии

- Что такое опыление? (2 мин)

Перенос пыльцы на рыльце пестика

Создание проблемной ситуации

- Как известно, у растений двойное оплодотворение. А что такое вообще оплодотворение?

Организует выявление места и причины затруднения:

Следовательно, при двойном оплодотворении должны сливаться 2 женские и 2 мужские клетки. При этом нам известно, что яйцеклетка в зародышевом мешке одна. Как тогда возможно двойное оплодотворение? (2 мин)

Записывает на доске: яйцеклетка 1, а спермиев 2! Проблема: двойное оплодотворение.

Высказывают предположения, приходят к выводу, что имеющихся знаний недостаточно

3. Реализация проекта.

Организует работу в группах, мотивирует на успех. Возьмите задание №3. За 10 мин ответьте на эти вопросы.

- Для реализации цели мы должны решить проблему, поэтому мы с вами поработаем в группах. Каждая группа ответит на ряд интересующих нас вопросов, после чего мы обсудим результаты и определим, достаточно ли у нас знаний, чтобы ответить на главный вопрос: что такое двойное оплодотворение.

- Нужно помнить, что цель у нас одна.

1. Получают групповое задание, распределяют роли

2. Под руководством учителя отвечают на вопросы

3. Представляют результаты работы одноклассникам

уметь работать по коллективному плану, вносить коррективы при необходимости

уметь фиксировать новое знание в устной речи и письменных знаках

уметь формулировать выводы

4. Первичное закрепление темы. 6 мин

Организует работу по первичному закреплению материала

- Посмотрим, насколько хорошо вы поняли тему. Сейчас вам необходимо будет вставить пропущенные слова в текст.

Работают в группах, после обмениваются результатами работы внутри группы

уметь коллективно планировать действия и следовать плану

Организует выявление места, причины затруднений, работу над ошибками.

С помощью учителя называют места своего затруднения, причины, исправляют ошибки.

уметь вносить коррективы в действие после его завершения

5. Рефлексия учебной деятельности. 3 мин.

Организует рефлексию учебной деятельности, её результатов и эмоциональной атмосферы урока

3самых важных, интересных моментов

2 элемента которые понравились тебе

1 вопрос который возник сегодня

уметь оценивать результаты учебной деятельности

6. Домашнее задание. 2 мин.

Организует подготовку обучающихся к выполнению д/з.

Выбирают и проговаривают д/з, называют план его выполнения.

уметь выбирать задания в соответствии со своими интересами, планировать

Записывает д/з на доске. Назовите признаки самоопыляемых, ветроопыляемых растений и тех которые опыляются с помощью животных

Записывают д/з в дневники

уметь организовывать работу в дневнике

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 48 человек из 28 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 566 568 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 44. Половое размножение покрытосеменных растений

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.11.2021 139
  • DOCX 23.4 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бурнашева Нюргустана Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Количество бюджетных мест в вузах по IT-программам вырастет до 160 тыс.

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

Время чтения: 18 минут

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока:1) Изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике.

2) Показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке.

Задачи урока:

.Образовательная: 1. Раскрыть значение понятий: черенки, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой(окулировка), привой, подвой. 2.Охарактеризовать значение прививки в садоводстве; 3) Рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений

Развивающая:1. Развивать коммуникативные умения и навыки(сравнение, анализ, обобщение) с современным компьютерным оборудованием; 2. Формировать практические умения по осуществлению вегетативного размножения.

Воспитательная: 1. Прививать экологические и трудовые навыки; 2. Уважать мнение окружающих людей.

Технологическая карта урока

Деятельностная цель : создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практической работы, поиска решений проблемных вопросов.

Предметно-дидактическая цель : создать условия для развития представлений о разных способах размножения растений, роли вегетативного размножения в практической деятельности человека.
Планируемые образовательные результаты :

Метапредметные: научиться ставить учебную задачу и работать в соответствии с ней; выдвигать гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывать суждения, аргументировать их; работать с информацией и преобразовывать её; находить причинно-следственные связи.

Личностные: формировать ценностное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом (зачем?); умение оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы обучения: метод подводящего диалога; проблемный метод – постановка учителем проблемной ситуации на этапе актуализации знаний; частично-поисковый – при выполнении заданий по текстам, иллюстрациям; объяснительно-иллюстративный – рассказ учителя; условно-графическая наглядность – заполнение схем, таблиц.

Средства обучения (обеспечение урока): ноутбук, проектор, экран, презентация, рабочие тетради, текстовый материал, раздаточный материал для групп, цветные маркеры, цветочные горшки с приготовленной почвой, комнатные растения: бегония, традесканция, хлорофитум ; стаканы с водой, резиновые перчатки, черенки комнатных растений /бегонии, традесканции, хлорофитума/.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развиваемые УУД:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Организационный момент. (1-2 мин.)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я очень рада приветствовать вас на сегодняшнем нашем уроке. Поэтому я хочу настроить вас на предстоящую работу

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно. Надеюсь, мы будем, как единое целое двигаться к поставленной, намеченной цели.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:
- умение строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

- На часах только девять утра, а солнце уже вовсю припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется…

Что же нужно сделать?

- Знаете ли вы, какими способами человек размножает необходимые ему растения?

- всегда ли мы только сеем семена?

- какие способы размножения различают у растений?

-что такое размножение?

-что такое орган растения?

_ на какие две группы разделяют органы цветкового растения?

- как можно быстро озеленить свою квартиру, дом, класс?

-давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

/ дети высказывают свои предположения, формулируют тему урока /

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен в виде технологической карты и соответствует современным требованиям ФГОС.

Технологическая карта

урока биологии в 6 классе

Тема: Половое размножение покрытосеменных растений. Дата: 14.03.2017.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

изучение полового размножения покрытосеменных растений, сравнение с половым размножением голосеменных растений

развитие логических приёмов мышления через сравнение, обобщение, классификацию биологических объектов и процессов, установление причинно-следственных связей между происходящими процессами живой природы

осознание обучающимися возможности использования полученных знаний в практической деятельности; формирование естественнонаучных представлений об эволюции растительного мира.

Планируемые результаты, УУД:

научиться объяснять значения понятий опыление (самоопыление, перекрёстное и искусственное), пыльцевое зерно, пыльцевая трубка, пыльцевход, зародышевый мешок, центральная клетка, двойное оплодотворение

различать главные части цветка и части околоцветника на рисунках и среди натуральных объектов

сравнивать процессы и результаты самоопыления и перекрёстного опыления

осуществлять искусственное опыление растений;

различать ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения

формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии

эстетическое восприятие объектов природы

умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе

осознание возможности применять полученные знания в практической деятельности, при условии соблюдения определённых правил

познавательные:

умение работать с текстом, структурировать учебный материал

сравнивать изучаемые объекты, процессы и делать выводы на основе сравнений

регулятивные:

определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения

анализировать и оценивать результаты своей деятельности

умение воспринимать информацию на слух

отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

Оборудование и наглядные пособия:

натуральные объекты: шишки хвойных растений, плоды покрытосеменных растений

Рабочие программа по биологии. 6 класс, к УМК В.В. Пасечника (М.: Дрофа) /Сост. С.Н. Шестакова. – М.: ВАКО, 2016. – 48 с. - (Рабочие программы).

Пасечник В.В. Биология многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016 – 207, [1]с.

Дополнительная литература:

Кириленко А.А. Биология. Подготовка к ОГЭ-2016. 9-й класс. 15 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие/А.А. Кириленко, С.И. Колесников, Е.В. Даденко. – Ростов н/Д: Легион, 2016. – 464 с.

Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. – 5-е изд., перераб и доп./ Глав. ред. М. Аксёнова; вед. науч. ред. Г. Вильчек. – М.: Аванта, 2004 – 704 с.: ил.

Технология проведения

(этапы, цели, время)

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

(регулятивные УУД)

Мотивация к учебной деятельности. 2 мин

актуализация требований к ученику с позиций учебной деятельности

создание условий для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

создание условий для развития умения устанавливать тематические рамки

уточнение типа урока

Организует актуализацию требований к обучающимся по проверке готовности к уроку.

проверяют свою готовность к уроку.

уметь контролировать свою готовность к учебной деятельности

Создаёт проблемную ситуацию:

− Ребята, перед вами лежат шишка сосны и яблоко яблони. Чем сходны и чем отличаются эти органы?

− Как называются растения, у которых семена голые и расположены между чешуйками шишек?

− Как называются растения, у которых семена защищены покровами плода?

Отвечают на вопросы:

− Эти органы содержат семена. В шишках семена – между чешуйками, а в яблоке – внутри плода.

уметь обсуждать проблемную ситуацию

Организует беседу для формулировки темы урока.

− В результате каких процессов образуются семена?

− Как называется способ размножения растений, при котором происходит опыление и оплодотворение.

− Почему размножение называется половым?

− Рассмотрите иллюстрации на доске, вспомните ваши предыдущие ответы и попробуйте сформулировать тему урока.

участие в беседе, изучение рисунков

Участвуют в беседе и формулируют тему урока:

− … опыления и оплодотворения.

− … потому что в нём участвуют половые клетки.

− … половое размножение покрытосеменных растений.

уметь формулировать тему урока на основе вступительной беседы, обсуждения проблемной ситуации

Организует уточнение типа урока.

уметь принимать тему урока, учебные задачи

Актуализация и фиксирование затруднения в проблемной ситуации.

обеспечение условий для выполнения пробного учебного действия

фиксирование учащимися затруднения

выявление места затруднения

фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Организует актуализацию и фиксирование затруднения. Задаёт вопросы:

− Назовите, по каким признакам отличается размножение голосеменных и покрытосеменных растений?

Признаки записывают на доску

Соотносят известные знания с неизвестным. Отвечают на вопросы:

уметь высказывать и доказывать свои предположения

Организует выявление места затруднения:

Организует выявление причины затруднения во внешней речи:

Обсуждают и называют место затруднения:

Проговаривают причину затруднения:

уметь фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии

Организует обобщение актуализированных знаний:

Обучающиеся называют знания, которыми владеют и которые необходимо открыть.

Построение проекта выхода из затруднения.

постановка цели урока

составление плана действий по реализации поставленной цели

Организует постановку цели урока:

- Для чего мы должны изучать половое размножение покрытосеменных растений?

- Для чего можно использовать знания о половом размножении покрытосеменных растений в повседневной жизни?

С помощью учителя ставят цель урока:

- … чтобы сравнить с размножением голосеменных растений, узнать как образуются семена и плоды.

- … для получения большего урожая, выведения новых сортов растений.

уметь формулировать учебную задачу, цель

уметь планировать результаты учебной деятельности

Организует составление коллективного плана действий:

Давайте составим план действий, работая по которому, мы сможем ответь на вопросы.

Сравните ваш план с моим. В конце работы назовём, какие пункты плана были наиболее важными.

по тексту и рисункам учебника

Обучающиеся составляют и

проговаривают план действий:

уметь определять последовательность промежуточных задач с учётом конечного результата

Реализация проекта.

реализация проекта в соответствии с планом

закрепление новых знаний в речи и знаках

фиксация преодоления возникшего затруднения.

Организует заполнение таблицы.

Сравните процессы полового размножения голосеменных и покрытосеменных растений.

Назовите главные особенности полового размножения покрытосеменных растений.

Проанализируйте правильность ваших выводов.

Какие пункты таблицы оказались наиболее сложными? Почему?

Под руководством учителя выполняют составленный план действий, заполняют таблицу.

Называют особенности полового размножения покрытосеменных растений.

Формулируют выводы по опорным предложениям с пропущенными терминами, доказывают свою точку зрения.

уметь работать по коллективному плану, вносить коррективы при необходимости

уметь фиксировать новое знание в устной речи и письменных знаках

уметь формулировать выводы

Динамическая пауза. 2 мин

Организует проведение физкультминутки.

уметь следить за своим физиологическим и психологическим состоянием

Цель: организация усвоения учениками нового знания с проговариванием.

Кто такие эксперты?

− нужно знать правильные ответы и количество баллов.

уметь коллективно планировать действия и следовать плану

Обеспечивает самооценку по критериям.

Осуществляют самооценку по заданным критериям.

уметь проводить коллективную самооценку

Организует выявление места, причины затруднений, работу над ошибками.

С помощью учителя называют места своего затруднения, причины, исправляют ошибки.

уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе самооценки

Самостоятельная работа с самооценкой по эталону. 5 мин.

выполнение заданий с использованием нового знания

самооценка по эталону

выявление места и причины затруднений, работа над ошибками.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы с использованием нового знания.

Ученик записывает критерии на доске

Выполняют задание без дополнительной литературы, самостоятельно.

уметь самостоятельно планировать действия и следовать плану

Обеспечивает разработку критериев и самооценку (беседа).

Осуществляют самооценку (2 балла).

уметь проводить самооценку

Организовывает выявление места, причины затруднений, работу над ошибками.

Сами называют места затруднения, причины, исправляют ошибки.

уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе самооценки

Рефлексия учебной деятельности. 3 мин.

фиксация нового содержания урока

рефлексия обучающимися результатов и эмоциональной атмосферы урока

самооценка результатов собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания урока и подведение итогов:

Назовите тему урока.

Сформулируйте вывод по нашему уроку, достигли ли мы цели?

Отвечают на вопросы:

уметь проговаривать содержание нового материала

Организует рефлексию учебной деятельности, её результатов и эмоциональной атмосферы урока:

Какими результатами урока вы довольны?

Какими не удовлетворены?

Оцените своё настроение.

рефлексия физиологического и психологического состояния с помощью смайликов

уметь рефлексировать результаты деятельности и физиологическое и психологическое состояние

Обобщает оценки за урок, выставляет в классный журнал и дневники обучающихся:

− За какие результаты вы можете себе поставить оценку?

Выставляют оценки за урок в дневники:

… за тестовые задания, устные ответы по старой и новой теме.

уметь оценивать результаты учебной деятельности

Домашнее задание. 2 мин.

Цель: организация домашней работы.

Организует подготовку обучающихся к выполнению д/з.

Выбирают и проговаривают д/з, называют план его выполнения.

уметь выбирать задания в соответствии со своими интересами, планировать

Записывает д/з на доске.

уметь организовывать работу в дневнике

Дидактический материал к уроку

Приложение 1

Сравнение полового размножения семенных растений

для сравнения

Семенные растения

голосеменные

покрытосеменные

Какие клетки участвуют

С помощью чего (кого) происходит опыление?

Где располагаются семяпочки?

Чем защищены семяпочки?

Как происходит оплодотворение?

Какое строение имеют семена?

Какое количество ЗПВ содержится в семени?

Какие органы являются результатом размножения?

С помощью чего (кого) распространяются семена?

Семя – это _________________________ орган, так как участвует в ____________ размножении ________________________ и _______________________ растений.

Плод – это _________________________ орган, так как участвует в ______________ размножении _________________________ растений. Плод образуется после ___________________ и _________________________________ из _________________ цветка.

Для цветковых растений характерно _______________________оплодотворение.

Знания об опылении и оплодотворении цветковых растений позволяют человеку

Приложение 2

ДВОЙНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

Процесс двойного оплодотворения был открыт С.Г. Навашиным в 1898 году. ___________________ (А) содержит вегетативную клетку и два спермия. После попадания на рыльце пестика оно прорастает. Из вегетативной клетки образуется ___________________ (Б) и прорастает до зародышевого мешка. По ней в зародышевый мешок проникают два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой, образуя _______________ (В) с двойным набором хромосом, другой соединяется с диплоидной* клеткой, образуя триплоидную* клетку, из которой развивается ___________________ (Г).

Критерии оценки выполнения заданий

терминов и понятий

Правильный ответ: 2741.

За верный ответ на задание 27 выставляется 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, если допущено две и более ошибок – 0 баллов.

Приложение 3

Какова функция цветка?

Что такое опыление? Какие виды опыления вы знаете?

Почему оплодотворение у цветковых растений называют двойным?

Цветок – видоизменённый побег, который обеспечивает опыление, оплодотворение и формирование плода с семенами.

Со стеблем цветок соединён цветоножкой. Цветоножка переходит в цветоложе, на котором располагаются все части цветка. В центре цветка находится пестик, состоящий из завязи, столбика и рыльца. В завязи пестика находится семяпочка. В ней формируется зародышевый мешок (женский гаметофит), в котором находятся диплоидная центральная клетка и яйцеклетка. Пестик окружён тычинками. В тычинке различают тычиночную нить и пыльник. В пыльниках созревает пыльца. Пыльцевое зерно (мужской гаметофит) состоит из вегетативной и генеративной клеток.

Тычинки и пестик окружены околоцветником. Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называют двойным.

Строение цветка выражают формулой, в которой указывают число чашелистиков (Ч), лепестков (Л), тычинок (Т) и пестиков (П), например, формула цветка вишни – Ч5 Л5 Т П1; формула цветка гороха – Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1.

У цветковых растений оплодотворение двойное. Пыльца, попав на рыльце пестика, прорастает. За счёт вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка, по которой передвигаются два спермия (образуются из генеративной клетки). Спермии проникают в зародышевый мешок. Один из них сливается с яйцеклеткой и образуется зигота, из которой развивается зародыш семени. Другой сливается с центральной клеткой, в результате образуется эндосперм – особая ткань с запасом питательных веществ. Из зародыша и эндосперма формируется семя, а из покрова семязачатка – семенная кожура.

Критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом

Задания оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Ответ на первый вопрос:

Цветок обеспечивает половое (семенное) размножение покрытосеменных растений.

Ответ на второй вопрос:

Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Виды опыления: с помощью насекомых, с помощью ветра, самоопыление.

Ответ на третий вопрос:

У цветковых растений оплодотворение называют двойным, так как в этом процессе участвуют два спермия: один сливается с яйцеклеткой, другой – с центральной клеткой.

Ответ включает в себя все элементы, не содержит биологических ошибок.

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ ответ включает в себя все названные выше элементы, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ ответ включает в себя два их названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

Читайте также: