Технологии обучения в детском саду рб

Обновлено: 07.07.2024

Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы нашей жизни. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе учреждения дошкольного образования – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования.

Ноутбук и компьютер в учреждении дошкольного образования являются необходимыми и эффективными средствами повышения качества образовательного процесса. Используются они и как дополнительное средство образования воспитанников. Мультимедийные презентации, выполненные в программе Power Point, значительно расширяют возможности подачи информации.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером
и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Мультимедийная презентация – это уникальный и наиболее современный на сегодняшний день способ предоставления информации.
Это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трёхмерную графику.

Дидактические функции использования мультимедийной презентации на занятиях

  1. Обеспечение наглядности предоставляемой информации.
    С помощью презентации возможен показ предметов, с которыми ребёнок
    не встречался в реальной жизни (например, предметы старины, различные виды лифтов и часов, рукописные книги, царская мебель и т.д.)
  2. Доступность осваиваемой системы знаний. Яркие иллюстрации мультимедийной презентации позволяют вовлечь ребёнка в активную познавательную деятельность, способствуют более полному восприятию информации.
  3. Обеспечение системности и последовательности. Слайды презентации сопровождают и дополняют материал занятия, излагаемый педагогом или сказочным персонажем.

Требования к оформлению слайдов:

При демонстрации презентации очень важно выполнять следующие правила:

  • Презентация должна быть видна всем детям;
  • Сопровождать иллюстративный материал пояснениями воспитателя, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала;
  • Стремиться вовлечь в процесс восприятия зрение, слух, осязание;
  • Выделить время для проведения физкультминутки.

Желательно наличие сказочного персонажа в презентации, от имени которого ведётся рассказ. Например, часовой мастер Тик -Так, который знакомит с историей возникновения и развитием часов. Капелька рассказывает о стиральной машине, дедушка Холод знакомит
с холодильником, а Кот Леопольд готов поделиться своими знаниями
о велосипеде.

Грамотное использование мультимедийных презентаций в процессе ознакомления старших дошкольников с рукотворным миром активизирует мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес
к предметам, сделанным руками человека, обеспечивает наглядность предоставляемой информации, способствует формированию мотивации
к преобразующей деятельности.

Создание мультимедийных презентаций требует от педагога компьютерной грамотности и творческого подхода к отбору содержания
и оформления презентаций, подбору картинок. Каждая мультимедийная презентация должна соответствовать триединой дидактической цели: образовательной (восприятие детьми предметов рукотворного мира, их осмысление); развивающей (развитие познавательного интереса); воспитательной (воспитание уважения к человеку-труженику, чьими руками и стараниями создаются полезные для жизни предметы)

Использование интерактивной доски

Интерактивная доска – это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедийный проектор. Компьютер передаёт сигнал на проектор, который высвечивает изображение
на интерактивной доске. Она работает одновременно и как обычный экран,
и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу. Используя доску, можно открывать любые файлы, работать с интернетом, писать поверх любых приложений, видеоизображений с помощью специальных маркеров.

Использование интерактивной доски предполагает:

  1. Создание материально-технической базы в учреждении
    и дошкольного образования.

Если многие школы уже оснащены интерактивными досками,
то в детском саду это техническое средство обучения по-прежнему большая редкость. В соответствии с постановлением №50 от 24 сентября 2007 г.
в учреждении дошкольного образования должна быть одна интерактивная доска. Ею можно оснастить одно помещение в детском саду, которая будет выполнять функции:

-комнаты интерактивного обучения;

-развлекательного и игрового центра;

-информационно-методического центра, в котором можно проводить педсоветы, презентации опыта работы;

-центра взаимодействия с семьей (будет способствовать активности родителей, даст возможность строить открытый диалог с родителями
на собраниях, решать педагогические ситуации на конкретных наглядных примерах, позволит презентовать опыт работы с детьми, где каждый родитель сможет увидеть своего ребёнка в развитии);

-центра для организации подгрупповой и индивидуальной работы
с детьми.

В целях повышения эффективности образовательного процесса интерактивная доска должна быть в каждой старшей группе учреждения дошкольного образования.

2. Развитие информационной компетентности педагогов учреждения дошкольного образования

-нежелание педагогов с большим стажем работы осваивать информационные технологии;

-боязнь применения новых информационных технологий;

-незнание эффективности применения информационных технологий;

-неумение применять свои знания информационных технологий
в работе с детьми.

3. Создание методики использования интерактивной доски
в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.

Интерактивную доску можно использовать как обычный экран
для демонстрации наглядного материала, но это не позволяет задействовать все её ресурсы. На доске дети могут выполнять такие практические задания, как: соединение точек, рисование, штриховка, перемещение изображений
на экране, расстановка изображений в определённом порядке, продолжение последовательности, установка соответствия, распределение картинок
по заданному признаку и многое другое.

Следует учитывать следующее:

  • На занятиях объем заданий должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям;
  • Изображение надо обязательно апробировать на доске
    до занятия;
  • Интерактивная доска имеет достаточно большой экран. Стоящий у доски маленький ребёнок не может охватить её взглядом, чтобы найти изображения, нужные для выполнения задания. Поэтому сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они плохо воспринимаются
    с близкого расстояния;
  • В работе с детьми доску следует размещать как можно ниже. Картинки для перемещения, соединения линиями, места для рисунков должны находиться внизу доски.
  • Расстояние между изображениями, с которыми ребёнок работает самостоятельно, должно быть небольшим.

Вместе с тем, при кажущемся богатстве дидактических функций, выполняемых интерактивной доской, она не может заменить педагога. Ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит родителям, педагогам, сверстникам. Только педагог со всей присущей ему эмоциональностью
и любовью может открыть перед детьми окружающий мир, развить чувство его эстетического восприятия, бережного отношения к нему. Поэтому интерактивная доска и другие информационные технологии предоставляют педагогам очень эффективные, но только вспомогательные материалы.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные
и творческие задачи с опорой на наглядность.

Размещение информации на сайте учреждения дошкольного образования.

На сайте учреждения дошкольного образования может быть представлена и работа каждой возрастной группы.

Оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств является необходимым, но не достаточным условием современного образовательного процесса в учреждении дошкольного образования. Технологизация педагогического процесса призвана помочь отбору методов, средств и форм реализации конкретной цели. Главные вопросы, на которые отвечает технология: как учить, воспитывать, развивать, как создать лучшие условия для познавательной деятельности?

Чем же технология отличается от методики?

Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная – одним словом изученная и опробованная на практике, она обретает уровень технологии.

Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека (в нашем случае педагогической), совокупность приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.

Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень. Любая технология имеет свою структуру.

Структуру образовательной технологии составляет:

  • концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • содержательная часть– это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • процессуальная часть– совокупность форм и методов деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению образовательным процессом (усвоением материала), диагностика.

Таким образом, если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Реализация образовательных технологий осуществляется на основе следующих принципов:

  • гуманизация – приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса учреждения дошкольного образования;
  • целостности образа мира, реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
  • учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка – соблюдение в организации образовательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;
  • комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе – свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;
  • педагогической поддержки – решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами; основной критерий реализации данного принципа – удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
  • профессионального сотрудничества и сотворчества – профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

В настоящее время взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) учреждения дошкольного образования осуществляется на основе современных образовательных технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, выполнение учебной программы дошкольного образования.

К числу основных современных образовательных технологий можно отнести:

  • физкультурно-оздоровительные;
  • проектной деятельности;
  • исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные;
  • личностно-ориентированные;
  • игровую;
  • ТРИЗ;
  • коррекционные и др.

Все образовательные технологии, разработанные белорусскими авторами и используемые в образовательном процессе учреждения дошкольного образования, являются здоровьесберегающими.

Современные технологии дошкольного образования, рекомендуемые Министерством образования Республики Беларусь:

А теперь об образовательных технологиях, используемых педагогами в работе с детьми, поподробнее.

  1. Физкультурно-оздоровительные технологии.

Направлены на решение следующих задач:

- физическое развитие детей: формирование физических качеств, двигательной активности детей;

- укрепление здоровья детей и увеличение резервов здоровья;

- формирование физической культуры дошкольников: овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

К используемым в практике учреждения дошкольного образования физкультурно-оздоровительным технологиям относятся технологии:

В работе с детьми физкультурно-оздоровительные технологии используются при проведении:

  • закаливания;
  • дыхательной гимнастики;
  • гимнастики для глаз;
  • пальчиковой гимнастики;
  • точечного массажа и самомассажа;
  • упражнений по профилактике плоскостопия и формирования правильной осанки;
  • физкультминуток;
  • релаксаций;
  • динамических пауз;
  • физкультурных занятий;
  • занятий на тренажёрах;
  • подвижных игр и элементов спортивных игр и др.

К рекомендованным коррекционным технологиям относятся технологии:

  • Баль Н.Н. по логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
  • Кисляковой Ю.Н. по развитию и коррекции речевых нарушений;
  • Щербы Н.В. по формированию произносительной стороны речи.

Существуют разные виды коррекционных технологий в работе с дошкольниками:

  • арттерапия
  • сказкотерапия
  • психогимнастика
  • музыкотерапия
  • артикуляционная гимнастика
  • су-джок терапия
  • технологии воздействия цветом
  • технологии коррекции поведения
  • тренинги
  • песочная терапия и др.

Реализуются данные виды технологий специалистами учреждения дошкольного образования (учителем-дефектологом, педагогом-психологом), отдельные технологии используются только при условии прохождения специальной курсовой подготовки.

Основное направление – развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение в сферу межличностного взаимодействия.

Данные технологии реализуются в процессе:

  • работы в группах, парах;
  • бесед, дискуссий;
  • активного взаимодействия: экспериментирования, сравнения, наблюдения, исследования и т.д.

В отечественном дошкольном образовании данная группа технологий относительно новая и нетрадиционная. Но первые попытки в этом направлении уже предпринимаются.

Рекомендованной технологией проектирования в образовательном процессе с дошкольниками является технология

  • А.А. Петрикевич о современных подходах к решению проблем использования метода проектов в образовании и развития познавательной активности у дошкольников.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

  1. Технология исследовательской деятельности.

Основное направление – формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Известны исследовательские технологии:

  • Никашиной Г.А. – игровая модель познавательного развития ребёнка;
  • Савенкова И.А. – методика исследовательского обучения (Российская Федерация).

Технология или методика Савенкова И.А. направлена на развитие исследовательской активности дошкольников, формирование исследовательских способностей и исследовательского поведения.

Технологии исследовательской деятельности реализуются с помощью:

Это технологии использования специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Цель информационных технологий:

- расширение возможностей учреждения дошкольного образования наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка;

- развитие интеллектуальных, творческих способностей, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умения самостоятельно приобретать новые знания;

- заложение потенциал обогащенного развития личности ребенка.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает:

- использование глобальной сети Интернет – это позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным;

- использование развивающих компьютерных программ – это позволяет увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение; (но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста);

- использование мультимедийных презентаций – это позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

При подборе и использовании ИКТ важно соблюдать ряд требований к компьютерным программам. Развивающие программы должны:

  • носить исследовательский характер;
  • быть лёгкими для самостоятельных занятий детей;
  • иметь высокий технический уровень;
  • развивающими детские навыки и представления;
  • носить возрастное соответствие;
  • быть занимательными.

По своему назначению компьютерные программы классифицируются на:

  • развивающие воображение, мышление, память;
  • говорящие словари иностранных языков;
  • простейшие графические редакторы;
  • игры-путешествия;
  • обучающие чтению, математике;
  • мультимедийные презентации.
  1. Личностно-ориентированные технологии.

Задачи личностно-ориентированных технологий:

- гуманистическая направленность содержания деятельности учреждения дошкольного образования.

- обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов,

- индивидуальный подход к воспитанникам.

- приоритет личностных отношений.

Формы организации:

- игры, спортивные досуги, специально-организованная деятельность,

- упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность,

- гимнастика, массаж, тренинг, сюжетно-ролевые игры, этюды.

Образовательные технологии белорусских авторов причисляются к разряду личностно-ориентированных технологий.

Задачи:

- преодоление трудностей в других видах жизнедеятельности;

- формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия;

- социализация ребёнка – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития;

- развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

Игровая технология строится как целостный образовательный процесс, объединённый общим содержанием, сюжетом, персонажем и содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда и разные группы и типы игр. Технологии белорусских авторов относятся к разряду игровых.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Технология ТРИЗ – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.

Одна из самых важных задач образования на современном этапе – воспитание личности нового типа – творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

Основные задачи:

  • развитие управляемого творческого воображения;
  • формирование навыков творческого стиля мышления;
  • систематичности;
  • диалектичности (способности к движению, к саморазвитию);
  • не шаблонности;
  • смелости решения;
  • творческой интуиции;
  • развития речи.

В технологии имеют место как индивидуальные, так и коллективные приёмы. К коллективным относятся:

  • эвристическая игра,
  • мозговой штурм,
  • коллективный поиск.

Особенностью технологии является – системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ – всё это делает занятия увлекательными и разнообразными.

Элементы ТРИЗ технологии осуществляется в образовательном процессе в составе игровых, исследовательских технологий и технологий проектирования. Самостоятельное использование в работе с детьми технологии ТРИЗ требует курсовой подготовки.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

Читайте также: