Технологии рисования в детском саду

Обновлено: 04.10.2024

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам.Потребность в рисовании заложена у детей на гинетическом уровне; копируя окружающий мир,они изучают его.Задача педагога- научить детей манипулировать разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

- рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из ниток
- печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

- отпечатки-картинки
- печать пластилином
- масляная пастель + акварель
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- рисование ватными палочками
- волшебные ниточки
- монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

- рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- кляксография
- пластилинография
- граттаж
- фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

РИСОВАНИЕ ЗАБАВНЫМИ ОТПЕЧАТКАМИ

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Материалы: 1.Пластилин 2.Карандаш 3.Краска 4.Губка 5.Кисть 6.Бумага 7.Баночка для воды

Материалы: 1.Нить шерстяная 2.Основа 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды

  1. Картинки-отпечатки
    Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Материалы: 1.Пенопластовая форма 2.Карандаш 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды

Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

  1. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
    Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Материалы: 1.Овощ/фрукт 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.

Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Кисть 4.Баночка для воды

Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Карандаш/Фломастер 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка 5.Бумага

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Материалы: 1.Соль 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ

Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ

Материалы: 1.Пастель масляная белая 2.Акварель 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Материалы: 1.Краска 2.Кисть 3.Бумага 4.Баночка для воды

Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы: 1.Акварель 2.Трубочка 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

Материалы: 1.Нить 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Материалы: 1.Ватные палочки 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды

Материалы: 1.Картон 2.Пастель масляная 3.Гуашь 4.Зубочистка/Спица 5.Кисть 6.Баночка для воды

Материалы: 1.Плоский рельефный предмет 2.Карандаш 3.Бумага

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

* Нажимая кнопку "Заказать" Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с установленными правилами, ознакомитесь с ними внизу страницы.

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками;
  • печать из ниток;
  • печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

  • отпечатки-картинки;
  • печать пластилином;
  • масляная пастель + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные ниточки;
  • монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • рисование солью;
  • кляксография;
  • пластилинография;
  • граттаж;
  • фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

Рисование забавными отпечатками

1. Штампики из пластилина

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Материалы: 1.Пластилин; 2.Карандаш; 3.Краска; 4.Губка; 5.Кисть; 6.Бумага; 7.Баночка для воды.

пластеин
пластеин

2. Штампики из ниток

Материалы: 1.Нить шерстяная; 2.Основа; 3.Краска; 4.Кисть; 5.Бумага; 6.Баночка для воды.

нить

3. Картинки-отпечатки
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Материалы: 1.Пенопластовая форма; 2.Карандаш; 3.Краска; 4.Кисть; 5.Бумага; 6.Баночка для воды.

пенопласт

Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Материалы: 1.Листик; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

природные материалы
природные материалы

5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком

Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Материалы: 1.Овощ/фрукт; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

овощи и фрукты
овощи и фрукты

овощи и фрукты
овощи и фрукты

Рисование руками

1. Рисуем ладошками

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.

Материалы: 1.Пальчиковые краски; 2.Бумага; 3.Кисть; 4.Баночка для воды.

рисование пальцами
рисование пальцами

2. Рисуем пальчиками

Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Материалы: 1.Пальчиковые краски; 2.Бумага; 3.Карандаш/Фломастер; 4.Баночка для воды.

рисование пальцами
рисование пальцами

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Материалы: 1.Стакан с водой; 2.Краска; 3.Мыльный раствор; 4.Трубочка; 5.Бумага.

Стакан с водой
Бумага

РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Материалы: 1.Соль; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

Соль Краска
Кисть Бумага

Рисование смятой бумагой

Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.

Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.

Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Материалы: 1.Салфетка/Бумажка; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Баночка для воды.

Салфетка Бумажка
Салфетка Бумажка

РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ

Материалы: 1.Пастель масляная белая; 2.Акварель; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

Пастель масляная
Пастель масляная

Монотипия

Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

Существует два вида монотипии.

1. Монотипия на стекле

На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: 1.Гладкая поверхность; 2.Гуашь; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

Гладкая поверхность
Гладкая поверхность

2. Монотипия предметная

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Материалы: 1.Краска; 2.Кисть; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.

Монотипия предметная

Кляксография

Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное.

Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть . до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы: 1.Акварель; 2.Трубочка; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

Кляксография
Кляксография

Ниткография

Материалы: 1.Нить; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.

Ниткография
Ниткография

Рисование ватными палочками

Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Материалы: 1.Ватные палочки; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.

Ватные палочки
Бумага

Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Материалы: 1.Картон; 2.Пастель масляная; 3.Гуашь; 4.Зубочистка/Спица; 5.Кисть; 6.Баночка для воды.

Граттыж
Граттыж

Фроттаж

Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.

Материалы: 1.Плоский рельефный предмет; 2.Карандаш; 3.Бумага.

Фроттаж
Фроттаж

Пластелинография

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Материалы: 1.Пластилин; 2.Основа; 3.Бусины/Бисер; 4.Стеки.

Пластелинография
Пластелинография

Автор: Попко Мария Степановна

Автор: Ураева Наталья Николаевна

Населенный пункт: Московская область, г.о. Звенигород

Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка все сторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, Фатеева А. А, Довыдова Г.Н. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника.

В 90-е годы XX века отмечается большой интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных изобразительных техник. Это обстоятельство объясняется тем, что именно в это время активно изменяется система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии.

В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов области изобразительной деятельности с дошкольниками.

Новизной и отличительной особенностью по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер т. к. ранее они использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.

Педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Вся деятельность направлена на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.

За счет рисования незаконченных образов, которые невозможно предугадать, нетрадиционное рисование развивает в детях фантазию. Ведь непонятные пятна и линии нужно дорабатывать до тех пор, пока рисунок не становится узнаваемым и законченным. Можно сказать, что у нетрадиционного рисования нет четких границ и правил, которые нужно соблюдать. Здесь можно сочетать все виды рисования: мелками, красками, акварелью, гуашью, карандашами, элементы аппликации и создания текстурных изображений.

Использование в непосредственно организованной образовательной деятельности нетрадиционных техник рисования способствует:

  • работе с разнообразными материалами;
  • развитию уверенности в своих силах;
  • развитию пространственного мышление;
  • свободно выражать свой замысел;
  • творческому поиску и самостоятельным решениям;
  • развитию мелкой моторики;
  • развитию эстетического вкуса;
  • формированию навыков контроля и самоконтроля.

Способы нетрадиционного рисования, способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущения, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывают радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования, вызывает положительные эмоции.

Для успешной изобразительной деятельности каждого ребёнка, независимо от его умственных и моторных возможностей и способностей, необходимыми условиями являются:

  • Создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы;
  • Обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей;
  • Организация предметной среды;
  • Обязательная совместная деятельность детей и педагогов.
  • нетрадиционных техник рисования я, считаю, является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности ребенка. Комбинирование различных техник побуждает ребенка думать, самостоятельно выбирать подходящие приемы для создания уникальных и более выразительных произведений.

Основными принципами считаю:

  • Принцип доступности - тщательный отбор материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • Принцип интеграции - в различные направления образовательной работы и виды деятельности детей;
  • Принцип творчества - заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;
  • Принцип научности - дети получают знания о форме, цвете, композиции и др.;
  • Принциппоследовательности - приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий;
  • Принцип динамичности - от самого простого, до сложного;
  • Принцип сравнений - разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов;
  • Принцип выбора - материалов и способов без ограничений;
  • Принцип преемственности - учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
  • Принцип сотрудничества - с родителями, школьниками

Нетрадиционное рисование:

- привлекает своей простотой и доступностью,

- раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов,

- учит детей свободно выражать свой замысел,

- побуждает детей к творческим поискам и решениям, развивает чувство композиции, ритма, колорита, восприятия цвета,

- развивает мелкую моторику рук, творческое воображение, фантазию, любознательность, пространственное мышление, эстетический вкус,

- укрепляет веру в свои силы,

- формирует уверенность в себе,

- способствует интеллектуальному развитию ребенка,

- играет важную роль в его общем психическом развитии.

Рекомендации по использованию различных техник нетрадиционного рисования

Рисование для ребёнка это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Дайте им возможность они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка, фломастер оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой. Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. Точка, штрих, линия, пятно это стихия, из которой возникают образы, а образы это фантазия. Для выполнения заданий по рисованию используются разнообразные художественные материалы и техники. Это расширяет знания детей об особенностях этих материалов, а знакомство с некоторыми техниками обогащает навыки и умения малышей.

Своим коллегам рекомендую:

- использовать в своей работе нетрадиционные техники рисования,

- при планировании деятельности по творчеству, соблюдать систему от простого к сложному,

- учитывать возраст и индивидуальные способности детей,

- материалы для творчества располагать в поле зрения детей, чтобы у ребенка возникло желание творить,

- не критиковать ребенка, не торопить,

- стимулировать деятельность дошкольника рисованием,

- хвалить, помогать, доверять, ведь каждое дитя индивидуально,

- повышать свой профессиональный уровень и мастерство в области художественно-творческой деятельности.

В современных дошкольных организациях есть выбор вариативных, парциальных и авторских программ, которые раскрывают положительные аспекты использования разнообразных нетрадиционных техник. Одним из первых опытов в этом отношении может послужить программа "Цветные ладошки", разработанная И.А. Лыковой, в которой имеется перспективное планирование и цикл занятий с применением нетрадиционных техник рисования по возрастам.

Необходимость использования нетрадиционных техник не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения.

Эффективность работы по формированию художественно-творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования во многом зависит от создания условий для успешного развития детского художественного творчества: разнообразие и вариативность работы с детьми во время непосредственно-образовательной деятельности с учетом интеграции, подбор материала, методов и приемов. Разнообразные подходы, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.

Когда педагоги начинают использовать в своей работе инновационные технологии, как уже принято называть такие изобразительные техники – это позволяет уравновесить возможности всех детей. В силу своих индивидуальных особенностей дети даже одного возраста развиваются неодинаково, осваивают навыки владения кистью, карандашом, красками по-разному. Иногда ребенок пугается того, что у него не получится нарисовать кистью то, что ему хотелось бы и постепенно может потерять интерес к изобразительному творчеству. Этого не происходит, если наряду с основными изобразительными технологиями присутствуют изобразительные техники несколько иного плана, требующие других умений, а иногда позволяющие и совершенно неподготовленному ребенку сотворить свое маленькое произведение искусства.

Довольно часто случается так, что наиболее интересными с художественной точки зрения получаются работы как раз у тех детей, которым обычные занятия по изодеятельности даются нелегко. Именно возможность экспериментировать, исследовать, пробовать не боясь ошибиться, позволяет таким детям раскрыть художественно-творческий потенциал.

Основные задачи, решаемые при помощи инновационных технологий.

1.Развитие творческих способностей детей, эстетического восприятия окружающей действительности.
2.Развитие интереса к экспериментированию с материалами и средствами изображения.
3.Развитие умения самостоятельно выбирать материалы с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие художественному замыслу.

Использование нетрадиционных технологий не исключает и основных задач, которые педагог ставит перед собой при проведении занятий по изодеятельности.

Методика работы с пооперационными (технологическими) картами.


Пооперационные карты позволяют педагогу доступно и наглядно познакомить детей с новым способом рисования; помогают детям проанализировать, какие материалы понадобятся для выполнения работы в той или иной технике; какую последовательность операций нужно выполнить для достижения желаемого результата.

После того, как дети познакомились новой техникой, пооперационная карта помещается в центр ИЗО. Дети в самостоятельной деятельности используют ее для того, чтобы вспомнить, как работать в данной технике. Постепенно в ходе знакомства с другими инновационными технологиями в центре собирается подборка карт, что позволяет ребенку самостоятельно делать выбор техник и материалов в соответствии со своей задумкой.

Описание изобразительных техник.

Набрызгивание


Непростая техника. Ее суть — в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду нам заменят зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки — быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на нее… Вот и все.


Используя в работе этот способ рисования, можно передать направление ветра — для этого необходимо стараться, чтобы брызги ложились в одном направлении на всем рисунке. Ярко выразить сезонные изменения. Так, например, листья на осте желтеют, краснеют раньше, чем на березе или других лиственных деревьях. Они на ней желтые и зеленые и оранжевые. А поможет передать все это разноцветие способ набрызгивания. Набрызгиванием занимаются дети 6-7 лет.

Рисование ладошкой, ребром, пальчиками


Технология рисования: посредине листа ребенок рисует ребром ладошки, или ладошкой, пальчиками. Макает в краску и отпечатывается на бумаге так, как необходимо для того рисунка, какой он изображает. Потом краска вытирается тряпкой. Материал: лист альбомной бумаги, розетки с гуашевой краской, кисти, мокрая тряпка.


Рисование свечой


Материал: бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски. Гуашь для этого способа рисования не подходит, т.к. не обладает блеском. Можно использовать тушь.


Зеркальное отображение


Развивает воображение, творчество.

Материал: гуашь всех цветов, кисточки, бумага.


Сначала сворачивают лист бумаги пополам. Затем разворачивают. Наносят различного размера гуашевые пятна (произвольно). Затем опять сворачивают, проводят рукой, дают краске смешаться — разворачивают и получают все что угодно, от мотыльков до елочек от щенков до разбойников. Этот вид рисования очень нравится детям всех возрастов.

По мятой бумаге


Технология рисования: эта техника интересна, тем, что в местах изгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной — это называется эффек-том мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто. Перед рисованием аккуратно мнем бумагу, потом аккуратно разглаживаем и начинаем рисовать.


Материал: мятая бумага, гуашевые краски, кисти, салфетки.

Тампонирование

Увлекательное занятие! Сделаем тампон из марли (его можно заменить кусочком поролона). Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберем краски — и легкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.


В младших группах — облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики. И не беда, что цветными станут не только ваши герои, но и руки: они легко отмоются!

В средней группе большим тампоном очень приятно рисовать пушистых цыплят, веселых зайцев, доброго снеговика, ярких светлячков (дорисовывая нужные детали).


Технология рисования: развести акварельную краску в блюдце. Помять бумагу или полиэтиленовый кулек, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Потом кисточкой будем дорисовывать детали рисунка.

Материал: мятая бумага или полиэтиленовый кулек, акварельные краски, кисти, блюдце, салфетки, лист бумаги.

Монотипия (получение изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, оттиск изображения)

Одним из наиболее интересных, красочных и изобретательных способов является монотипия. Для ее решения надо иметь фотобумагу или любую другую (чем качественнее бумага, тем качественнее изображение), акварельные краски, мыло, кисти или зубные щетки, воду, стеклянные или пластиковые пластины. Они могут быть любой формы и размера.

Техника монотипии требует от ребенка развитых изобразительных навыков, точности и аккуратности, необходимости последовательных действий. Сложность монотипии заключается в быстром создании рисунка. Поэтому рекомендуется:
— на начальном этапе обучения использовать прием сотворчества со взрослым;
— ребенок должен получить лист бумаги с готовой линией сгиба;
— обучение техники монотипии лучше организовать с подгруппой детей.

Методика работы: На стеклянную (пластиковую) основу при помощи краски, воды, мыла кистью или зубной щеткой наносится акварель. Лист бумаги накладывается сверху и делается оттиск пальцами, ладошкой или тампоном. На полученном изображении можно дорисовать нужные детали или оставить рисунок как есть. Высушенную работу оформить в рамочку.

Рисование мятой бумагой или полиэтиленовым кульком

Технология рисования: развести акварельную краску в блюдце. Помять бумагу или полиэтиленовый кулек, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Потом кисточкой будем дорисовывать детали рисунка.



Материал: мятая бумага или полиэтиленовый кулек, акварельные краски, кисти, блюдце, салфетки, лист бумаги.

По сырому

Рисунок тогда, получается, по сырому, когда в еще не засохший фон вкрапывается краска и разляпывается тампоном или широкой кистью.


Такой способ рисования помогает получить великолепные рассветы и закаты. Рисование животного, вернее его окраска, помогает достичь схожести с натурой. Объект получается как бы пушистый. Этот способ рисования очень часто применял в своих работах художник-иллюстратор Чарушин.


Этот способ рисования доступен детям 6 лет.

Для рисования в этой технике нам понадобятся влажная салфетка и емкость с водой. Намочим бумагу и разместим ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуем все, что душе угодно. Начинать осваивать эту технику можно уже в младшей группе. А детям других возрастов предложите:

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

СТАРШАЯ ГРУППА.

Способ получения изображения : ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

hello_html_498bac78.jpg

Способ получения изображения : ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

hello_html_m4a0649cd.jpg

Способ получения изображения : ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

Способ получения изображения : ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

hello_html_d23d4e.jpg

Способ получения изображения : ребенок прижимает смятую бумагу (салфетку) к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Способ получения изображения : ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

hello_html_5193f789.jpg

Способ получения изображения : делаем из поролона разнообразные маленькие фигурки (можно просто примакивать поролоном), а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).

hello_html_m2c1fc301.jpg

Способ получения изображения : нарисуйте клеем ПВА какой-либо узор на картоне, например, цветок или вазу. Положите его в форму для выпечки и хорошо просыпьте солью. Форма нужна, чтобы не рассыпать соль повсюду. После того как клей пристынет, стряхните все лишние крупинки. Обмакните кисточку в нужный цвет. Аккуратно прикоснитесь к солевой линии и увидите, как цвет растекается по контуру. Используйте разные цвета в разных частях рисунка, они будут очень красиво смешиваться на переходах. Заполните все проклеенные линии цветом и оставьте сохнуть. До полного высыхания может пройти один-два дня.

hello_html_52496a01.jpg

Способ получения изображения : в воду добавляется шампунь или жидкое мыло. Концентрация примерно 1:10. Пропорция не является строгой, однако резко уходить в сторону все-таки не стоит. Если мыльные пузыри предназначены для маленького ребенка, рекомендуется использовать детский шампунь без слез. Чтобы пузыри были большими и подолгу не лопались, добавьте в воду чуть-чуть желатина или глицерина

hello_html_m2ecebabe.jpg
hello_html_3c493114.jpg

Способ получения изображения : предварительно необходимо развести гуашь в блюдце, затем приступаем к рисованию. Опускаем донышко бутылки в блюдце с краской и наносим оттиск на бумагу. После просыхания можно дорисовать рисунок.

Способ получения изображения: рисунок изначально смазываем клеем ПВА. Затем посыпаем изображение микробисером.

hello_html_mcb9f441.jpg
hello_html_4acb77dc.jpg

Способ получения изображения : рисунок изначально смазываем клеем ПВА. Затем посыпаем изображение любой крупой (манкой, гречкой, пшеном, геркулесом, рисом).

hello_html_6ad469ae.jpg

Способ получения изображения: из любого материала, например, мягкий пластик или губка, вырезается любая фигура (всё что угодно). Для большего удобства можно приклеить фигуру к пробке или карандашу. Предварительно необходимо развести гуашь в блюдце, затем приступаем к рисованию. Опускаем штамп в блюдце с краской и наносим оттиск на бумагу.

hello_html_m2835da99.jpg

Способ получения изображения: посредине листа ребенок рисует ребром ладошки. Макает в краску и отпечатывается на бумаге так, как необходимо для того рисунка, какой он изображает. Потом краска вытирается тряпкой.

hello_html_31a884d0.jpg

Способ получения изображения : ребёнок опускает кулачок в гуашь или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. После работы кулачок вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

hello_html_m6953e375.jpg
hello_html_m419c8edb.jpg

Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Способ получения изображения : ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

hello_html_24152fe2.jpg

Способ получения изображения: предварительно необходимо развести гуашь в блюдце, затем приступаем к рисованию. Опускаем вилку в блюдце с краской и наносим оттиск на бумагу. После просыхания можно дорисовать рисунок.

hello_html_m2c702656.jpg

Способ получения изображения : ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

hello_html_m64274f6a.jpg
hello_html_m72d558d5.jpg

Способ получения изображения : для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

hello_html_59c2fdff.jpg
hello_html_3190b535.jpg

Способ получения изображения : ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

hello_html_2cd89ff.jpg
hello_html_m4464720b.jpg

Способ получения изображения : ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

hello_html_m6c7f68ad.jpg

Способ получения изображения : это один отпечаток. Для его изготовления нужен полиэтилен или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов, затем сверху на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксография, можно дорисовать.

hello_html_m19cd65a6.jpg
hello_html_m4f8f1f4a.jpg

Способы получения изображения : ребёнок прижимает пенопласт к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются мисочки и пенопласт.

hello_html_600f5f1b.jpg
hello_html_m46be5590.jpg

Способ получения изображения : ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным.

hello_html_467f0e71.jpg
hello_html_4e45c5a.jpg
hello_html_m3a23633d.jpg

Способ получения изображения : взбейте пену и соберите её губкой. Теперь отожмите губку так, чтобы пена оказалась в ёмкости с краской. Перемешайте и кисточкой нанесите пену с краской на бумагу. Когда рисунок высохнет, лишнюю пену можно будет сдуть.Для создания эффекта использования разных оттенков цвета возьмите пенку для бритья и гуашь нужного вам цвета. Перемешайте в пиале пену для бритья и краску и нанесите кисточкой на рисунок.

Читайте также: