Технологии заучивания стихотворений в детском саду

Обновлено: 04.10.2024

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность).

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно ?).

Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса :

- слушание поэтического произведения

- воспроизведение , то есть чтение стихотворения наизусть.

При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:

1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.

2. Формировать умение выразительно исполнять поэтические произведения, передавать интонационно различный характер поэтических произведений.

Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно.

Требования к заучиванию стихов.

1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончании слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

2. Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии.

4. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.

Построение занятия по заучиванию стихотворения.

После беседы происходит выразительное чтение стихотворения (или наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения.

Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.

С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ . Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности). В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным.

Сначала выясняется, о чем стихотворение, понравилось ли оно, что запомнилось .

Необходимо помочь детям понять трудные места , дать возможность еще раз их послушать. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.

Повторно произведение читается с установкой на запоминание . Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логическую связь между частями.

После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала будет и не очень удачна.

Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей . После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку.

В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить качество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно.

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы , как:

- досказывание детьми рифмующегося слова;

- чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;

- частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.

- драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

На формирование выразительности направлены следующие приемы : образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации.

Особенности заучивания стихов на разных возрастных этапах.

Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.

Методика заучивания усложняется, вводится единая для средней и старшей групп структура занятия, рассмотренная выше. В средней группе, особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используется наглядный материал.

Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и при объяснении образных выражений. Невозможно также объяснить юмор.

1. Алексеева, М.М. Методика работы с художественной литературой в детском саду: учеб. пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 1998. 400 с.

3. Градусова Л.В. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста / Л.В.Градусова, Н.И. Левшина, И.С. Дементьева: учеб. пособие / под ред. Л.В.Градусовой. Магнитогорск: МаГУ, 2010. 96 с.

4. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высших учебных заведений / З.А. Гриценко. М.: Академия, 2008. 313 с.

5. Круглякова Т. Как дети читают стихи: восприятие стихотворного текста дошкольником/Т. Круглякова//Детский сад: теория и практика. 2013. № 6.

В современных условиях у детей, в особенности, дошкольников, выявляется все больше речевых нарушений, которые заметно ограничивают их общение со сверстниками и взрослыми: бедный словарный запас, недостаточное понимание значения и смысла слов, преобладание в активном словаре детей глаголов и существительных и малое использование слов, характеризующих признаки, качества и состояния предметов. Необходимо учить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, грамотно рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. При этом процесс такого обучения должен быть развивающим, занимательным и интересным для них. И в такой работе одним из ведущих направлений развития речи детей дошкольного возраста является заучивание стихотворений.

Еще одним важнейшим компонентом в работе по заучиванию стихотворений с детьми пятого года жизни, кроме знаний особенностей восприятия и отбора произведений, является использование определенных методов и приёмов, способствующих лучшему запоминанию и четкому воспроизведению заученного материала дошкольниками.

Перед заучиванием стихотворения наизусть перед педагогом стоят следующие задачи:

Добиться хорошего запоминания стихов – развивать у детей способность к длительному удержанию произведения в памяти.

Учить детей выразительно читать стихотворения.

Обе выделенные задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения. Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать наглядно-иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Метод может применяться одновременно с иллюстративным или без него.

Согласно методу иллюстраций, содержание одной, двух или четырех строк стихотворения обозначается определенной картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Так через зрительные опоры — картинки для детей материализуется содержание стихотворения. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.

В последнее время большую популярность в методике развития речи получила мнемотехника.

Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Методика обучения дошкольников заучиванию стихотворений на основе мнемотехники дает возможность одновременно развивать все психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и интеллект. Позволяет детям освоить различные способы обработки поступающей информации.

Важнейшая задача данной методики – научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании, в т.ч. и содержание поэтических произведений.

Приемом для разучивания стихотворений по мнемотехнике является мнемотаблица. Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, стихотворения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа или стихотворения. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей, используются при обучении составлению рассказов, при пересказах художественных текстов, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Рассказывать стихи можно не только руками, но и всем телом в процессе движений. Такой способ заучивания и воспроизведения стихотворных произведений вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. [2]

Использование такого метода на занятиях по развитию речи в процессе совместной деятельности дошкольников со взрослыми и сверстниками снимают у детей зажатость, неуверенность, часто связанные с речевым или другим дефектом и личностными комплексами.

Педагог может показывать готовые движения или придумывать их вместе с детьми. При этом сопровождать можно не только содержание строки, но и каждое слово в ней. [2]

Посредством заучивания стихотворений наизусть у детей развивается память, речь, воспитывается любовь к художественному слову, обогащается восприятие детей лучшими образцами поэзии. Разнообразие методов и приемов по заучиванию стихотворению помогут сделать этот процесс для детей наиболее интересным и не трудным.

Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений.

Воспитатели: Майорова Л.В

1. Требования к отбору поэтических произведений для детей

2. Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах

3. Приемы обучения выразительному чтению стихов

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.

1. Требования к отбору поэтических произведений для детей

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами.

Существуют определенные рекомендации, составленные на основе психо-возрастных особенностей детей, по подбору стихотворений для заучивания в детском саду. В "Программе воспитания в детском саду" предлагается список произведений, разработанный с учетом этих рекомендаций.

В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие:

1)простота и четкость ритма;

2)краткость самого стишка и отдельных строк;

3)простота и ясность знакомых детям образов;

4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Так как мышление ребенка в этом возрасте (3-4 г.) отличается образностью, то им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно "нарисовать" себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие стихи (например, А. Барто "Игрушки"; Е. Благинина "Огонек"; Д. Хармс "Кораблик", стихи С.Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему - это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благинина "Мамин день", "Не мешайте мне трудиться"; С. Маршак "Мяч" и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин "Ель растет перед дворцом"; И. Суриков "Зима"; Е. Благинина "Посидим в тишине"; Е. Серова "Незабудки"; С. Есенин "Белая береза"). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова "Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Рак и Щука". Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни. Л.А. Панкратова разработала несколько примеров объяснений басен Крылова. Одно такое объяснение можно найти в книге Н.А.Стародубовой "Теория и методика развития речи дошкольников".

Кроме психо-возрастного критерия подбора поэтических произведений, в методиках по развитию дошкольников (в основном это книги, пособия для воспитателей и родителей, статьи из интернета) встречается метод подбора стихов по психо-эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но, пока они только учатся учить стихи, воспитатель может помочь им в этом именно таким "эмоциональным" подбором. Ведь ребенку необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который "сердцу ближе".

2. Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах

Занятие обычно строится по плану:

1) вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;

2) чтение воспитателем всего текста,

3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,

4) повторение всего текста ребенком с плохой памятью.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто "Игрушки"; Е. Благинина "Огонек"; Д. Хармс "Кораблик" и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.

Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5-6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Так, читая стихотворение Е. Благининой "Флажок", воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А. Барто "Лошадка" дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.

Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина "Мамин день", "Не мешайте мне трудиться"; С. Маршак "Мяч" и др.).

Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" - образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый), довести до ребенка понимание смысла стихотворения.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин "Ель растет перед дворцом"; И. Суриков "Зима"; Е. Благинина "Посидим в тишине"; Е. Серова "Незабудки"; С. Есенин "Белая береза"). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова "Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Рак и Щука". Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.

Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и при объяснении образных выражений. Невозможно также объяснить юмор. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.

Методические требования к заучиванию стихов:

- Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. "Читая хором, - писала Е. И. Тихеева, - дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность".Такой же точки зрения придерживалась Е. А. Флерина, полагая, что разучивать стихи надо индивидуально, в противном случае пропадает эстетическая сторона деятельности.

- Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

- Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

3. Приемы обучения выразительному чтению стихов

Анализируя и синтезируя все рассмотренные способы, методы, требования к заучиванию, а также опираясь на методическое планирование Стародубовой Н.А., можно выделить основные позиции при проведении поэтического занятия в детском саду:

1. подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа);

2. выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности

3. беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;

4. повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание;

5. воспроизведение стихотворения детьми.

Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально, а не хором! 6. Закрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению, прослушивание музыки.

Жуковская Р. И. в своей работе "Чтение стихотворений в детском саду. - М., 1951" описывает некоторые приемы для лучшего запоминания стихов: -игровые (стихотворение А. Барто "Мячик" читается и обыгрывается с куклой и мячиком);

-досказывание детьми рифмующегося слова;

-чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме

-частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.

Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского "Мойдодыр" один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: "Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист".Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте;

-драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

-воспроизведение игровых стихов методом игры ("Телефон" К. Чуковского, "Сказка о глупом мышонке" С. Маршака)

На формирование выразительности направлены и такие приемы:

-образец выразительного чтения,

- пример выразительного чтения ребенка,

- подсказ нужной интонации.

-напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства;

-объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; -характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации. Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста, его подача.

Построение занятия воспитателем:

1) вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;

2) чтение воспитателем всего текста,

3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,

4) повторение всего текста ребенком с плохой памятью.

Детям с плохой памятью воспитатель помогает: ободряет взглядом, жестом, подсказывает слова, подсказывает (на первых порах просто заставляет имитировать) интонацию.

Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст, воспитатель включает в работу элементы игры:

-- К нам пришла кукла Катя (мишка, зайка или другая игрушка), прочти еще раз стихи для нее!

-- Стань, Лиза, за ширмочку так, чтобы тебе не было видно группу, и угадай, кто сейчас будет читать стихи.

-- Научи читать эти стихи петрушку из нашего кукольного театра.

-- Давайте играть в театр: будем выступать перед зрителями. И др.

Занятие не может быть целиком посвящено заучиванию одного произведения: детей нельзя утомлять до такой степени, чтобы они потеряли интерес к данному стихотворению. Занятие по заучиванию наизусть, как показывает опыт, целесообразно дополнять другими работами, например повторением (припоминанием) ранее разученных стихотворений, играми по технике речи.

Для эффективного формирования выразительности чтения необходимо применять все приемы, перечисленные ранее, в комплексе. Так как на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста, его подача.

Таким образом из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка. Это таки задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи. Существование различных методик заучивания стихотворений в детском саду, не дезориентирует воспитателя, а наоборот, при выявлении общих, главных позиций позволяет придерживаться главных правил и рекомендаций для достижения наилучшего результата. Подвести итог данной работы можно словами В. Г. Белинского "Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка".

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998.

2. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. - М., 1960).

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981. 4. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. - СПб., 2004. 5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М., 2008 6 Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004. 7. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. - М., 1981.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выступление на педагогическом совете

Методы заучивания стихотворений с дошкольниками.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе.

Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал.

Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.

Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи, но легко

запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. В это понятие входят объем, время хранения количества слов, увеличивается роль опосредованной памяти: чем старше становится ребенок, тем большее количество материала усваивается именно благодаря этому виду памяти. С 5 лет уже можно развивать опосредованную память, которая представляет собой особую деятельность ума, специально направленную на запоминание чего-либо и связанную с использованием особых приемов запоминания.

Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать дополнительные приемы, т.е. дошкольники должны учить стихи с опорой на наглядно-иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Переводим словесную информацию в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому сделать это не очень трудно. Метод может применяться одновременно с иллюстративным или без него. В обоих важным является следующее: попросите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Необходимо чтобы образы были максимально яркими и от увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с образами, например, что-то изменить в последовательности образов и их основное содержание. Такое упражнение является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным, способствует развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения. Согласно методу иллюстраций, содержание одной, двух или четырех строк стихотворения обозначается определенной картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Для детей старшей группы каждое стихотворение изображается 4—5 картинками, для детей подготовительной к школе группы — 7—8. Покажем это на примере стихотворения :

Текст стихотворения — картинка (зрительная опора)

Слышит мишка косолапый (медвежонок).

Близкой бури грозный свист (дующий ветер).

Он зовет на помощь папу (медведь).

Удержать последний лист (лист на ветке).

Папа шепчет: Это осень… (осень)

А осеннею порой

Расстается лес с листвой.

Так через зрительные опоры — картинки для детей материализуется содержание стихотворения. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность запоминания.

Таким образом, дети учатся быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки — иллюстрации, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

Опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстраций, с помощью зрительных опор, позволяет поддерживать у детей интерес к авторским стихам даже при их многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает понимание текста детьми, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти, повышает эффективность заучивания стихов: значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс, увеличивается длительность запоминания стихов, т.е. качество кратко- и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению, активизируется речь в целом: пассивный словарь переходит в разряд активного, побуждая к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащается словарный запас.

Кроме того, зрительные опоры в виде картинок — иллюстраций позволяют сократить энергетические и временные затраты со стороны детей, педагогов и родителей, оказывая им существенную помощь в ходе данной работы.

Правила заучивания стихотворений:

1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка.

Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д.

2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает,то это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых — доступно их объяснить.

3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), зоровики (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).

От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания. Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.). Для зоровиков обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Взрослым не нужно бояться, что они не имеют художественных способностей, сам факт рисования привлекает внимание ребенка. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении. Самостоятельно определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание на способ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем окажется более эффективным.

Некоторые особенности запоминания стихотворений в разных возрастных группах:

В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) легче запоминаются стихотворения, которые содержат образность, лаконизм, предметность. Малыш быстро запоминает короткие стихи, в которых преобладают глаголы и существительные, где конкретность и образность объединяются с динамическими действиями. Как правило, это четверостишия, в которых описываются знакомые ребенку игрушки и животные. Задача выучить стихотворение не ставится. Это происходит непроизвольно в процессе многоразового повторения.

Дома родители могут воспользоваться приемами, которые применяют воспитатели в детских садах. Взрослый предлагает ребенку повторять строки вместе с ним, а потом просит его рассказать все стихотворение, подсказывая слова, которые он забыл. Потом взрослый читает таким образом: он начинает — ребенок заканчивает строку. Запомнить стихотворение помогает наглядность и его инсценизация (разыгрывание по ролям).

В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) тематика стихотворений становится разнообразнее и охватывает разные сферы жизни ребенка (природа, семья, детский садик).

Для заучивания наизусть выбираются стихи, объем которых составляет два четверостишия. Поскольку изучение стихов происходит с привлечением произвольной памяти, то важным моментом являются создание мотивации: стихотворение разучивается для какого-то события (на праздник, чтобы рассказать бабушке и т. д.), а ребенка предупреждают, что нужно постараться запомнить.

Приемы, помогающие лучшему запоминанию :

выполнение игровых действий с предметами во время чтения;

договаривание детьми слов, которые рифмуются;

чтение стихов-диалогов по ролям;

Обратите внимание, что стихотворение заучивается полностью, без деления на отдельные строки и строфы.

В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 6 лет) увеличивается объем стихотворений, усложняется их содержание и художественные средства. Но, сравнительно с предыдущим периодом, работа по разучиванию существенно не изменяется.

Для лучшего запоминания можно задавать вопросы по содержанию текста, а отвечать на вопросы лучше цитатами из этого стихотворения. Особое внимание и в среднем, и в старшем дошкольном возрасте нужно уделять выразительности чтения.

Для этого можно использовать такие приемы:

образец выразительного чтения взрослого (как основной прием);

подсказывание нужной интонации;

напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства;

анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию. (Какая лисичка? (Хитрая) Как она говорит? (Льстиво, уговаривая))

Другие методы заучивания стихов:

Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.

Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе.

Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие дети.Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

Постепенно увеличиваем объем заучиваемого материала.

При выполнении повторов предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т. д.). Для запоминания это важно, и хорошо, если бы взрослый показал малышу, как это делается. Далее взрослый читает вторую строку и просит сделать то же самое. После паузы просите малыша повторить обе строки - первую и вторую, они также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т. д.

Пересказываем стихи своими словами.

Читайте также: