Технология фокус группа в детском саду

Обновлено: 19.09.2024

Автор: Анисимова Ирина Алесандровна

Населенный пункт: Краснодарский край, город Армавир

В истории нашей страны, в древности семьи были многодетными и ни у кого это не вызывало удивления. Наоборот, крепкие крестьянские и дворянские семьи старались иметь много наследников, чтобы продлить и умножить род . После революции 1917 года все резко изменилось и большинство семей уже не могли позволить себе иметь по нескольку детей одновременно, стараясь ограничиваться одним - двумя детьми. В советское время, многодетной стали считать ту семью, в которой от трех и более детей.

А современном мире, отношение к многодетной семье в большей степени скептическое, что в большей мере объясняется превалированием у молодежи материальных ценностей. Тем не менее, наблюдается изменение стереотипов и отдельные семьи отваживаются родить более двух-трех детей, не боясь даже сложной экономической обстановки в стране. Многодетные родители готовы сознательно ограничивать себя в качестве жизни, в удобствах, комфорте, ради собственных детей [3].

В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с многодетной семьей, так и практические.

Анализ опыта работы с детьми раннего возраста и их родителями показал новую позитивную тенденцию: увеличение количественного состава семей, посещающих наше образовательное учреждение. Данная тенденция во многом объясняется целенаправленной государственной политикой в области демографической ситуации не только в стране, но и на Кубани. В нашем Краснодарском крае принимаются активные меры по поддержке многодетных семей, созданы условия к естественному приросту населения Кубани [1]. На прошедшем в краевой столице празднике, посвященном Дню семьи, любви и верности губернатор Вениамин Кондратьев отметил, что праздник пропагандирует главную историческую ценность крепкой семьи, где много детей, забот, хлопот, и в то же время много счастья, есть уверенность в завтрашнем дне. Он напомнил, что в казачьем крае всегда жили вместе, рука об руку и старики, и молодежь [4].

Позитивная динамика роста численности многодетных семей на Кубани диктует естественную необходимость готовности дошкольных образовательных учреждений к изучению их проблем и образовательных потребностей. Решение данной проблемы является одной из задач, стоящих перед муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад для детей раннего возраста №1 муниципального образования г. Армавир. Для изучения проблем взаимодействия с многодетными семьями нами было проведено анкетирование. Так, проанализировав анкеты родителей, мы пришли к выводу, что ДОУ посещают 23 многодетных семей (13 % от общего количества семей), из них: 10% - это семьи с 3 детьми, 3% - с 4-мя и большим количеством детей. Объективно или субъективно, но такая ситуация с многодетностью сложилась впервые за всю историю существования не только нашей группы, но и всего нашего дошкольного учреждения.

Анализ динамики роста многодетных семей всего детского сада за период с 2017-2020 год, позволил сделать вывод о том, что их количественный состав вырос на 35% и составляет в текущем году 25 семей. Общая динамика роста количества многодетных семей отражена на диаграмме №1.

Все многодетные семьи имеют разный уровень материального достатка и образования. Являются полными и относятся к благополучным семьям. Нами была сделана попытка разобраться в проблемах современной многодетной семьи, изучить сложности и преимущества, с которыми изо дня в день сталкиваются многодетные семьи. Эта задача решалась с помощью индивидуальных бесед. Результаты бесед с родителями позволяют на первый план вынести проблемы материального, жилищного плана. Следующая проблема связана с укреплением здоровья членов семьи в период инфекционных заболеваний, которые быстро распространяются на всех членов семьи, и удлиняют период выздоровления и восстановления здоровья. Как в любой семье проблема ценностных ориентаций также является достаточно актуальной: одна семья отдает предпочтение материальным ценностям, другая духовным и т. п. Вот и получается, что в наш современный век многодетная семья - это особый мир, со своими радостями и проблемами, плюсами и минусами, как и мир любой семьи.

Ежедневное общение с родителями подтверждает необходимость повышения их педагогической культуры. Эта задача во все времена была актуальна и решалась многие годы с помощью традиционных форм работы с семьей, таких как: родительские собрания, консультации, семинары – практикумы и других. Сегодня многие родители заинтересованы в педагогической поддержке со стороны квалифицированных педагогов и сами проявляют активность. Традиционные формы работы с родителями, конечно действенны, но, чтобы вызвать родителей на диалог и рефлексию возникающих проблем в воспитании детей, традиционных форм взаимодействия, в наш современный век, конечно, не достаточно.

Основная цель создания на базе дошкольного учреждения фокус-группы с участием родителей, связана с потребностью всех участников образовательного пространства в изучении и трансляции положительного опыта социализации детей в многодетных семьях. В рамках деятельности фокус-группы решаются следующие задачи:

  1. Привлечение родителей к совместной, творческой и социально-значимой деятельности, направленной на познание и развитие ребенка.
  2. Совместное исследование педагогических проблем в многодетных семьях и совместный поиск способов их разрешения.
  3. Повышение педагогического ресурса многодетной семьи.
  4. Привлечение внимания общественности к проблемам многодетной семьи.
  5. Распространение положительного опыта воспитания детей многодетных родителей.
  6. Осуществление пропаганды здорового образа жизни многодетной семьи.
  7. Содействие повышению престижа и роли многодетной семьи в обществе.

Исходя из цели и поставленных задач, нами был разработан тематический план встреч на 2019-2920 учебный год, который затрагивал следующие темы:

Как итог годовой работы фокус – группы по инициативе многодетных родителей была составлена анкета, ответы на вопросы которой отразили пожелания и предложения на следующий учебный год:

  • С какими проблемами и трудностями в воспитании детей Вы сталкиваетесь?
  • По каким вопросам воспитания детей Вы хотели бы получить помощь, консультацию?
  • Чем бы Вы могли помочь другим многодетным семьям по воспитанию детей, учитывая свой педагогический опыт?
  • Какие вопросы или проблемы из жизни вашей многодетной семьи Вы хотели бы обсудить с другими многодетными семьями?
  • Как вы думаете, есть ли возможность самореализации многодетной матери в профессиональной сфере?

Анализ результатов встреч в рамках фокус-группы многодетных семей в детском саду позволил также определить образовательный ресурс данной категории семей: изучение, обобщение и трансляция положительного семейного опыта по воспитанию детей в рамках заседаний семейного клуба и консультационного пункта.

Изучение опыта многодетных семей, а также их запросов на дальнейшие консультации в 2020 – 2021 учебном году также осуществлялось вначале с помощью фокус-группы. При составлении вопросов были использованы материалы социологического исследования Е. Вовк [2]. В качестве основных вопросов, позволяющих изучить мнение, позицию, выявить новые проблемы для дальнейшего исследования и осуществления педагогической поддержки семьям явились:

- самореализации многодетной матери;

- нехватки времени для проявления внимания каждому ребенку;

- социализации детей из многодетной семьи.

Впервые апробировав новую форму работы с родителями (в нашем случае, многодетными), столкнулись со рядом трудностей взаимодействия. Первая -сложность привлечения занятых родителей на заседание в связи с нехваткой времени и проблемой присмотра детей. Для выхода из данной ситуации нами используется вариант онлайн-фокус-группы. С помощью данной формы взаимодействия родители, не выходя из дома, могут принять участие в предлагаемых опросах. В связи со сложившейся ситуацией в условиях режима повышенной готовности предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и невозможностью оказания образовательных услуг все заседания проходили в дистанционном режиме.

Вывод: Несмотря на трудности, предложенная новая форма взаимодействия с родителями (не только многодетными), такая, как фокус – группа, является действенной и позволяет вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс. Используя потенциал активных участников фокус – группы и результаты нашей совместной деятельности строится дальнейшее взаимодействие в рамках семейного клуба.

Список использованной литературы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод фокус групп в методической работе

Этот прием, заимствованный из социологии и маркетинга, может эффективно использоваться в учебно-воспитательном процессе.

Цель фокус группы - планирование своей деятельности, оценка своей работы, качественного улучшения образовательных услуг. Часто этот метод используется и для решения более масштабных задач - постановки стратегической цели или долгосрочного планирования. Таким образом метод фокус группы позволяет решать разносторонние задачи, которые включают:

Получение информации о том, что люди думают, представляют или как воспринимают то или иное событие, являющееся непосредственным интересом вашей школы;

Проверку собственных выводов по тем или иным событиям;

Стимулирование обсуждения по поставленной теме;

Предоставление возможности получить дополнительную информацию по заданной теме.

Число участников фокус группы колеблется от 6 до 12 человек. Считается, что меньшее число респондентов не позволяет в полной мере использовать все возможности метода, делая обсуждение проблемы скучным, а полученную информацию - неполной и однообразной. Большее число лиц, включенных в дискуссию, не дает возможности в равной степени высказаться всем желающим.

Длительность работы фокус группы обычно не превышает 2 часов.

Алгоритм проведения фокус группы:

Информация о целях проведения фокус группы

Понимание проблемы, путей ее решения.

Предложения по изменениям.

В ДОШ №80 метод фокус групп был применен при решении методической проблемы школы:

Реализация ресурсного подхода в образовательный процесс как фактор самореализации ученика и учителя в условиях внедрения Государственного стандарта образования.

Были созданы три фокус группы по 8 учителей.

Первая фокус группа исследовала формы и методы работы, инновационные технологии, направленные на повышение творческого потенциала учителя. По итогам работы фокус группы создана антропоцентрическая модель творческого учителя. Для изучения, апробации и внедрения инновационных технологий педагоги школы принимали участие в альтернативных курсах, семинарах, фестивалях:

г. Киев (интерактивное обучение),

г. Запорожье (технология ТРИЗ),

г. Москва, Санкт-Петербург (педагогическая технология мастерских),

Ялтинский фестиваль педагогических идей и др.

Вторая группа занималась проблемой повышения качества знаний учащихся через внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий. По итогам работы группы учителями проведен ряд мастер-классов с использованием таких инновационных технологий: интерактивных, технологии мастерских, ТРИЗ-технологии, здоровьесберегающих технологий, ИКТ.

Все материалы, представленные фокус группами, внедрены и используются в учебно-воспитательном процессе.

Результаты работы:

Активизировалось участие педагогов в профессиональных конкурсах –

За последние 3 года в этих конкурсах приняли участие 72% учителей школы, из них 60% призовых мест в районном этапе, 30% - в областном.

Созданы и апробируются на школьном уровне авторские технологии алгоритм урока-ТРИЗ, технология ассоциативного воздействия, технология эмоционального воздействия.

За последние три года повысилось качество знаний учащихся на 27%, возросло количество учащихся, имеющих достаточный и высокий уровни учебных достижений на 9%.

Таким образом, использование метода фокус групп способствует внедрению педагогических инноваций в УВП, созданию атмосферы открытости в педагогическом коллективе, росту имиджа школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фокус-группа — один из качественных методов социально-психологических исследований. Проходит в виде группового обсуждения интересующего исследователя вопроса; в ходе этого обсуждения участники группы, не скованные рамками стандартного интервью, могут свободно общаться друг с другом и выражать свои чувства и эмоции.

Первые попытки проведения групповых интервью начались еще в 20-е годы нашего столетия в США. Термин "фокусированное интервью" (индивидуальное и групповое) появился в 40-е годы. Его разработка началась также в США в годы второй мировой войны и была связана с исследованием воздействия пропаганды союзников на свою армию. Этот метод преимущественно использовался в маркетинге, затем в рекламе. Но сегодня метод фокус-групп начинает все шире применяться и в других областях, таких, как социальные исследования, образование, здравоохранение, психологическая экспертиза различных социальных программ. В нашей стране применение метода фокус-групп началось с конца 80-х годов.

Фокус-группа является одной из форм интерактивного обучения (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом).

Фокус-групповое исследование - инструмент, позволяющий выявить особенности восприятия аудиторией информационных материалов и информационных каналов, понять причины формирования оценок и мнений.

Метод фокус-группы в процессе обучения может использоваться для следующих видов исследований:

  • Проведения рефлексии по теме, разделу и тд.;
  • Оценки эффективности обучения;
  • Апробации методик;
  • Организации временных творческих коллективов при работе над учебным проектом;
  • Организации дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе;
  • Для создания образовательных ресурсов: образовательных архивов (тренинговых материалов, творческих работ, аудио и видеоматериалов и др.).

Фокус-группа сочетает в себе интервью, дискуссию и беседу и обычно проводится в специализированном или приспособленном для этого помещении, изолированном на время ее проведения от внешней среды. Для вовлечения всех участников в дискуссию в фокус-группе должно участвовать от 6 до 8 человек. При стандартной продолжительности дискуссии в полтора-два часа, увеличивается время для высказывания мнения каждым участником, возрастает его вклад и роль в групповое обсуждение. Фокус-группа должна проводиться в технически оборудованном помещении (наличие камер, микрофонов и т.д.), что удобно при наличии в образовательном учреждении конференц-зала или актового зала. Должны быть подготовлены: доска для записей, мел, сценарий, список участников, комфортная атмосфера (возможно проводить мероприятие за чаем или кофе), принадлежности для творческой работы (при необходимости).

Аудитория фокус-групп делится на две категории - модератор (ведущий), помощник модератора и участники дискуссии. Для проведения фокус-группы педагог составляет ее план или сценарий, который получил название "гайд". План начинается с формулировки приветствия респондентам, цели исследования, объяснения основных правил участия и написания вводных вопросов, позволяющих создать раскованную и свободную атмосферу.

  • Практические рекомендации по использованию плана фокус-групп во время дискуссии: 1) Не рекомендуется использовать план непосредственно во время дискуссии, заглядывать в него и читать вопросы. 2) Для поддержания групповой динамики и изучения когнитивных процессов ведущему не следует строго при-держиваться плана, а нужно останавливаться подробно на новых темах, если это отвечает цели исследования. 3) В фокус-группе модератор должен способствовать дискуссии, а не задавать ее.

По окончании фокус-группы необходимо:

  1. Проанализировать итоги. Начать с прочтения всех своих записей, уделяя внимание общим тенденциям и неожиданным репликам. Важно помнить, что контекст и тон не менее важны, чем смысл сказанного. Если комментарий звучит негативно, на эмоциях или же спровоцировал ответную реакцию, это следует учесть отдельно в своем анализе.
  2. Составить отчет. Окончательный отчет может иметь различные формы, но должен отражать всю информацию о предыстории и цели фокус группы, детали мероприятия, результаты и заключения.

К числу достоинств фокус-групп можно отнести:

  • максимальную возможность для свободной генерации новых идей;
  • разнообразие направлений использования данного метода;
  • возможность изучать респондентов, которые в более формальной ситуации не поддаются изучению;

Среди недостатков данного метода данного метода следует отметить:

  • большую техническую подготовку;
  • субъективную интерпретацию полученных результатов (которая, впрочем, всегда присутствует в качественных методах исследований).

ПРИМЕР СЦЕНАРИЯ ФОКУС-ГРУППЫ

Тема: Влияние тенденций молодежной моды на здоровье

Перед началом фокус-группы раздайте участникам анкеты, ручки, бейджики с именами.

Вводная часть беседы, во время которой вы должны наладить контакт с участниками фокус-группы, постараться вовлечь всех в разговор, определить для себя более и менее активных участников.

Закрытое тестирование (по предоставленным моделям изделий) (10 минут)

ПЕРЕРЫВ (10 минут)

Открытое тестирование моделей (20 минут)

Оценка моделей с точки зрения безопасности для здоровья, выбор наиболее привлекательных сочетаний (15 минут)

Выработка рекомендаций при выборе одежды и ее эксплуатации (20 минут)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тренинг «Использование метода проектов в реализации здоровьесберегающих техно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тренинг «Использование метода проектов в реализации здоровьесберегающих техно.

Рефлексия Каждый отвечает на вопрос: Что из знаний, полученных Вами на прошлы.

Рефлексия Каждый отвечает на вопрос: Что из знаний, полученных Вами на прошлых семинарах будет Вами востребовано в ближайшее время? (2-3 предложения)

Темы тренинга

Методы сбора информации по выявлению проблем Наблюдение Протокол Лекция Мозго.

Методы сбора информации по выявлению проблем Наблюдение Протокол Лекция Мозговой штурм Круглый стол Анкетирование Интервью Диалог Фокус-группа

1. Фокус - группа как метод сбора информации

1. Фокус - группа как метод сбора информации

Фокус-группа: Можно отметить следующие примеры использования фокус-групп: Нет.

Фокус-группа: Можно отметить следующие примеры использования фокус-групп: Нет знаний по какой-либо проблеме; фокус-группы помогают собрать недостающие сведения по исследуемому вопросу. Конструирование вопросника, анкеты. 3. Для проверки каких-то идей. Как идея воспринимается, оценивается данной целевой аудиторией.

Фокус-группа Методом фокус - групп называют метод неформализованного интервью.

Фокус-группа: Американский социолог Р.К. Мертон выделяет следующие отличитель.

Цель фокус-групп целью фокус-групп, в отличие от других видов групповых диску.

Цель фокус-групп целью фокус-групп, в отличие от других видов групповых дискуссий, является получение информации о мнениях и реакциях их участников в том виде, какими они непосредственно являются, для дальнейшего принятия решения. При проведении фокус-групп недопустимо задавать наводящие вопросы, вопросы, содержащие подсказки.

Фокус - группа тщательно запланированная дискуссия, нацеленная на сбор мнений.

Фокус - группа тщательно запланированная дискуссия, нацеленная на сбор мнений в определенной области в непринужденной обстановке. Она проводится под руководством опытного интервьюера (Модератора). Атмосфера дискуссии спокойная, уютная, доверительная, и сама дискуссия часто оказывается увлекательной для участников по мере обмена мыслями и мнениями. Члены группы оказывают друг на друга определенное влияние, откликаясь на высказывания и комментарии в ходе дискуссии.

Фокус-группа особая форма группового интервью. Это интервью проводится, как п.

Фокус-группа особая форма группового интервью. Это интервью проводится, как правило, тремя исследователями: один модератор (ведущий группы) и два ассистента модератора (аналитики).

Фокус-группа Фокус-группа – группа особого типа с точки зрения цели, размера.

Фокус-группа Фокус-группа – группа особого типа с точки зрения цели, размера, состава и методики проведения. Фокус-группа обычно формируется из семи — десяти участников, не знакомых друг с другом. Эти участники отбираются по наличию ряда общих характеристик, имеющих отношение к теме фокус-группы.

Фокус - группа 2 2 А 3 1 4 М 7 5 6

Фокус - группа 2 2 А 3 1 4 М 7 5 6

Фокус - группа фокус-группа — особая форма группового интервью. Это интервью.

Фокус - группа фокус-группа — особая форма группового интервью. Это интервью проводится, как правило, тремя исследователями: один модератор (ведущий группы) и два ассистента модератора (аналитики).

Модератор в фокус - группе Модератор создает в фокус-группе непринужденную об.

Модератор в фокус - группе Модератор создает в фокус-группе непринужденную обстановку, которая предполагает терпимое отношение к различным мнениям и точкам зрения, без принуждения участников голосовать, разрабатывать планы или приходить к консенсусу. Групповая дискуссия проводится несколько раз среди подобных типов участников для выявления тенденций и моделей восприятия.

Фокус - группа Методом фокус - групп называют метод неформализованного интерв.

Фокус - группа Подготовка исследования Исследование методом фокус-групп включ.

Фокус - группа Подготовка исследования Исследование методом фокус-групп включает в себя следующие основные этапы: 1. Определение цели исследования. 2. Формирование исследовательской группы. 3. Разработка сценария фокус-группы. 4. Определение места проведения фокус-групп. 5. Набор респондентов. 6. Проведение фокус-групп. 7. Анализ полученных данных. 8. Составление отчета.

2. Выявление проблем здоровьесбережения дошкольников и способов их решения ме.

2. Выявление проблем здоровьесбережения дошкольников и способов их решения методом фокус- группы

Тема фокус- группы Проблемы здоровьесбережения дошкольников в условиях ДОУ

Тема фокус- группы Проблемы здоровьесбережения дошкольников в условиях ДОУ

Фокус - группа Представление участников: бабушка Заведующий ДОУ Воспитатель В.

Фокус - группа Представление участников: бабушка Заведующий ДОУ Воспитатель Врач-педиатр Мама болезненной девочки Папа крепкого малыша Учитель начальных классов Офицер ГИБДД Работник учреждения культуры Модератор ассистент ассистент

Работа в группах 1 группа – фокус-группа 2 и 3 группы - зрители

Работа в группах 1 группа – фокус-группа 2 и 3 группы - зрители

Вопросы модератора: 1. Какие проблемы здоровьесбережения дошкольников вы може.

Вопросы модератора: 1. Какие проблемы здоровьесбережения дошкольников вы можете назвать? 2. Какие варианты решения этих проблем(проблемы) вы могли бы предложить? 3. За счёт какой деятельности произойдёт изменение ситуации ?

Анализ работы фокус-группы: Оценивают участники фокус-группы Оценивают зрител.

Анализ работы фокус-группы: Оценивают участники фокус-группы Оценивают зрители (1 -2 группа)

 3. Дерево проблем Ранжирование проблем Способы решения проблем

3. Дерево проблем Ранжирование проблем Способы решения проблем

Дерево проблем Ствол - Проблема Ветви –возможные варианты решения Проблемы Ко.

Дерево проблем Ствол - Проблема Ветви –возможные варианты решения Проблемы Корни -Причины возникновения проблемы

Работа в группах Сформулируйте и презентуйте проблемы здоровьесбережения дошк.

Работа в группах На листах ватмана нарисуйте дерево с корнями, стволом и крон.

Работа в группах На листах ватмана нарисуйте дерево с корнями, стволом и кроной; На стволе напишите сформулированную в Вашей группе проблему; На корнях укажите причины, по которым эта причина возникает; На кроне (на ветвях) напишите возможные варианты решения этой проблемы

Презентация работы в группах Каждая группа по очереди презентует результаты с.

Презентация работы в группах Каждая группа по очереди презентует результаты своей работы

Подведение итогов работы Что нового узнали сегодня? Если метод проектов предс.

Подведение итогов работы Что нового узнали сегодня? Если метод проектов представить в виде дерева, на какой его части Вы сейчас себя представляете?

То, что мы собрались вместе, - это только начало; то, что мы продолжаем остав.

То, что мы собрались вместе, - это только начало; то, что мы продолжаем оставаться вместе, - это уже достижение; то, что мы вместе работаем, - это настоящий успех.

Читайте также: