Технология макетирования в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.

Макеты - это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.

Макетирование – это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения.

В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас.

В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:

• Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Классификация макетов. По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты.

Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес - зеленый цвет, река - голубой цвет, земля - коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).

Макет может быть :

• Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

• Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);

• Подиумным (на специальных подставках-подиумах);

• Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний - картина.

Требования к макетам : они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

• Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).

• Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.

• Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).

• Развитие монологической и связной речи.

• Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.

• Развитие общей и мелкой моторики рук.

• Развитие коммуникативных навыков

• Активизация лексического словаря.

• Формирование навыков сочинительства.

• Формирование творческих способностей.

• Умения работать в коллективе.

Этапы работы по созданию макета :

• Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).

• Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом).

Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно - изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов.

Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

• Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы - заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты.

Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека).

Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.

На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.

Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета.

Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.

Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речи как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.

Список используемой литературы:

1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М. : Академический проект,- 2001.

3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М. :ЛИНКА-ПРЕСС, - 2007.

4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010.

5. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин // Москва. – 2000.

Адаптация в детском саду. Знакомство родителей с ритмом жизни детей в детском саду Цель встречи: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Задачи: • Содействовать возникновению.

Фланелеграф в детском саду

Фланелеграф в детском саду Изготовление данного помощника в работе с детьми очень простое. Я взяла прямоугольный кусок толстой фанеры, размером 1,3 метра на1метр.

Коллекционирование в детском саду

Коллекционирование в детском саду .

Робототехника в детском саду.

Робототехника в детском саду. Робототехника – одно из самых передовых направлений науки и техники, а образовательная робототехника является относительно новым междисциплинарным.

Скалодром в детском саду

Скалодром в детском саду Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Городок, в котором мы живём, лежит среди лесов и гор. Природа сама подсказывает, чем.

Туризм в детском саду

Туризм в детском саду От души поздравляю с Днём России всех, кто ко мне заглянул! Пусть цветёт наша Родина! Пусть под мирным голубым небом растут наши дети!.

Выпускной в детском саду Выпускной бал Звучат фанфары, играет торжественная музыка. В зал заходит ведущая. Ведущая: Светло и нарядно сейчас в нашем зале! У всех.

Выпускной в детском саду Выпускной в детском саду. Ведущая: Солнце ласково сияет в небе, Ветерок играется с листвой, Ну, а нам сегодня очень грустно, Мы прощаемся.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Я считаю, что наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения, при решении задач по познавательному развитию дошкольников является метод макетирования.

Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО:

  • индивидуализации дошкольного образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерства с семьей.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.

Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения.

Научность и теоретическая база

В процессе своей работы я опиралась на опыт Галины Анатольевны Урунтаевой, которая считает, что ребенок в процессе использования макетов в игре начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных, пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие независимо от действий и желаний самого ребенка.

При использовании макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия, у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса.

Использование макетов в своей работе позволило мне изменить отношение детей, а также их родителей к сюжетно – ролевым играм.

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:

- открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;

- создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.

Организуя предметно – игровую среду с использованием макетов в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.

Так же использовала опыт Надежды Александровны Коротковой, которая условно делит макеты на два типа модели и карты .

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).

Надежда Александровна Короткова выделяет следующие виды макетов:

- напольный (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

- настольный (размер ограничивается размером стола или его части);

- подиумный (на специальных подставках-подиумах);

- настенный (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний картина)

Существует несколько требований к макетам:

- они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место;

- удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры;

- должны быть эстетически оформлены;

- служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

Цель разработки моего макета: формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста.

  • Познакомить или закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Отмечать характерные признаки зимы, весны, лета, осени.
  • Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
  • Формировать навык составления короткого рассказа о сезонных изменениях с деревом, предметах одежды, праздниках, животных и птицах.
  • Развивать у детей память, мышление, воображение.
  • Развивать у детей интерес к живой природе.
  • Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

Используются такие формы работы :

- чтение художественной литературы.

Методические приемы работы с макетом:

- чтение стихов и рассказов о животных, птицах, деревьях (дуб),

- составление коротких рассказов,

Для разработки и изготовления макета выделила 3 этапа.

Макет изготовили из бросового материала (пенопласт, картон). Изготовили дополнительные модели (птицы, листья, фигурки, детей в сезонных одеждах и т.д., которые крепятся липучками)

Данное пособие полезно для детей с 2 до 7 лет, педагогов, родителей.

Так выглядит схема создания и применения технологии макетирования.

В чем же эффективность и целесообразность использования технологии макетирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ?

Во-первых, его самое главное достоинство – простота. Макет могут изготовить все.

Во-вторых, это новая технология – открывающая новые возможности; современная педагогическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу педагога в познавательно-исследовательской работе с детьми дошкольного возраста.

В-третьих, является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала.

В-четвертых, он гармонично вписывается в познавательную деятельность дошкольников, в общепринятую систему воздействия на развитие дошкольника и обеспечивает ее логическую завершенность.

И в-пятых, носит характер комплексного воздействия, не только развивает познавательные способности, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления, творчества.

Сейчас я расскажу, в какой последовательности я использую технологию макетирования. Я работаю над данной темой с 2016 г. по настоящее время.

Мною разработана система мероприятий по применению данной технологии, которая включает следующие блоки:

- работа с родителями;

- работа с педагогами;

- работа с детьми.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Для родителей разработала и провела:

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Несомненно, вся моя работа идет в тесной взаимосвязи с воспитателями.

Мною были разработаны и проведены следующие мероприятия:

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Более подробно расскажу о работе с детьми.

Цель работы с детьми : развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста методом макетирования.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи :

  • Развивать познавательный интерес у детей, который влечет за собой развитие познавательных и творческих способностей (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, искать аналоги).
  • Расширять кругозор и знания детей.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности.
  • Формировать мотивы собственных действий, ставить цель, отбирать необходимые средства, определять последовательность действий.
  • Развивать умение договариваться о совместных действиях. Сотрудничать в группе.
  • Формировать созидательную направленность ребенка.
  • Воспитывать бережное отношение к природным объектам, стремление передать и запечатлеть красоту природы.

. Вариативность использования метода макетирования:

Творчество при использовании технологии макетирования заключается в том, что, во-первых, сам макет это – творческий продукт, во-вторых, каждый воспитатель привносит что-то свое (новое) творческое в разработку и реализацию технологии макетирования.

Показателями успешности применения технологии макетирования являются данные мониторинга. (указаны в диаграмме) 2016год: высокий – 3%;средний – 55%;низкий – 42%. 2017 год : высокий – 40%; средний – 58%;низкий – 2%.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования технологии макетирования в познавательной деятельности дошкольников.

Так же обогатилась предметно-развивающая среда в группах.

Повысились знания педагогов, родителей по использованию технологии макетирования.

Хочу обратить внимание на то, где распространялся опыт по применению технологии макетирования.

Социальная сеть работников образования

Таким образом, технология макетирования – одна из эффективных инновационных технологий, способствующих формированию игровых умений и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.

Макет имеет не только развивающее, но и коррекционное значение: предметные изображения изготовлены из разноцветных материалов разной фактуры, что обеспечивает зрительную стимуляцию и развитие тактильных ощущений. Предметные изображения, животные, птицы, деревья хранятся в различных коробочках. Играть можно, снимая животных, деревья и т.д. как на столе, так и на любых поверхностях. Использовать этот макет можно на НОД по экологии, ФЭМП, по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию речи, в форме презентации. Играть может одновременно разное количество детей как самостоятельно, так и под руководством воспитателя, выполняя различные задания.

Я убеждена, что макетирование займет достойное место в процессе творческой деятельности детей в детском саду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством применения информационных компьютерных технологий

Компьютерная презентация для педагогов не имеющих опыт работы с ИКТ.


Опыт работы "Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой Кубани"

За последние годы в стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия па.


Опыт работы "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры"


«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экспериментирования".docx


Я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.И именно поэтому тема опытно- эксперимен.


В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы.


Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Метод макетирования в образовательном процессе ДОУПодготовил воспитатель Абал.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Метод макетирования в образовательном процессе ДОУПодготовил воспитатель Абал.

Метод макетирования в образовательном процессе ДОУ
Подготовил воспитатель
Абаляева С.В.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях.
Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошк.

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.

Макеты - это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.

Макетирование – это творческая конструктивная деятельность детей, создание сп.

В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: • Эмо.

В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:
• Эмоциональная отзывчивость
• Любознательность
• Активность
• Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты. Ма.

По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты.

Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом – схемой и объектами-.

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом прир.

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес - зеленый цвет, река - голубой цвет, земля - коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).

Макет может быть: • Напольным (макет имеет более крупные конструкционные об.

Макет может быть:

• Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы) ;
• Настольным (размер ограничивается размером стола или его части) ;
• Подиумным (на специальных подставках-подиумах) ;
• Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний - картина.

Требования к макетам: они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места.

Требования к макетам: они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
• Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).
• Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
• Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
• Развитие монологической и связной речи.
• Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.
• Развитие общей и мелкой моторики рук.
• Развитие коммуникативных навыков
• Активизация лексического словаря.
• Формирование навыков сочинительства.
• Формирование творческих способностей.
• Воспитание доброжелательности.
• Умения работать в коллективе.

Этапы работы по созданию макета: • Предварительный (подготовка и сбор матер.

Этапы работы по созданию макета:

• Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета).

• Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом).

Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно - изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Детали зготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

• Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новы.

• Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы - заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты. Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека).

Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие.

Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речи, как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста.


Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.

Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макетымогут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения.

В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас.

В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:

‒ Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Классификация макетов. По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты.

Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).

Макет может быть:

‒ Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

‒ Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);

‒ Подиумным (на специальных подставках-подиумах);

‒ Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний — картина.

Требования к макетам: они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

‒ Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).

‒ Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.

‒ Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).

‒ Развитие монологической и связной речи.

‒ Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.

‒ Развитие общей и мелкой моторики рук.

‒ Развитие коммуникативных навыков

‒ Активизация лексического словаря.

‒ Формирование навыков сочинительства.

‒ Формирование творческих способностей.

‒ Умения работать в коллективе.

Этапы работы по созданию макета:

‒ Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).

‒ Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом).

Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов.

Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

‒ Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты.

Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека).

Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.

На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.

Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета.

Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.

Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Макеты — это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речи как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.

Основные термины (генерируются автоматически): макет, ребенок, предметный материал, бескорыстная познавательная активность, игровое пространство, образовательное пространство, поисковая деятельность, свободный выбор, творческое познавательное мышление, универсальный макет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическим советом Заведующая__________ Никитина Р.Н.

Протокол №______ от _________

«Макет, как, один из элементов предметно-пространственной среды

Воспитатель: Гуляева О. Н.

Актуальность

В соответствии с научной концепцией дошкольного образования, как ступени системы общего образования под ред. В.И. Слободчикова перед педагогами ДОУ определены ориентиры методического поиска в двух направлениях: совершенствование технологий образовательного процесса, с одной стороны и реализации партнерского взаимодействия с ребенком в комплексно – тематической модели организации образовательного процесса с другой стороны.

В практике освоения комплексно – тематической модели, на наш взгляд, заслуживает внимания технология макетирования в игровой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. С точки зрения Н.Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры). Таким образом, макет должен занять достойное место в ряду технологий реализации содержания тематического комплекса и в его предметно - игровой среде.

В работах разных исследователей макетным играм с мелкими игрушками отводится роль одной из форм сюжетной игры.

Согласно теории Н.Я. Михайленко, объединяющей для всех форм игры является направленность старших дошкольников на моделирование мира через последовательности сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно – смысловые контексты. Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных фактора: это, прежде всего играющий с детьми взрослый – партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжетосложения), как более сложного способа построения игры, и собственно предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задействованного в ней взрослого.

Игры на макетной основе уже в среднем дошкольном возрасте способствуют тому, чтобы в жизни старших дошкольников достойное место заняла творческая режиссёрская игра, как одна из форм сюжетной.

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей.

Для того чтобы игра на макетной основе получила своё развитие в образовательном процессе дошкольного учреждения, как элемент предметно – средовой модели, необходимо совершенствование методики ее реализации в содержании любого тематического комплекса.

Важная цель применения макета в образовательном процессе ДОУ заключается в том, чтобы в жизни старших дошкольников достойное место заняла творческая режиссёрская игра, как одна из форм сюжетной

Цели методической разработки:

Создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.

Формирование в играх – макетах символической функции сознания ребенка, развитие его познавательной и коммуникативной деятельности.

Задачи проекта:

1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию

детей с учетом их потребностей и интересов;

3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников

(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной)

4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

5.Обеспечить для свободного выбора ребенком в предметно – развивающей среде разнообразие макетных основ; предметов-маркеров пространства и предметов тематически определенных, неопределенных и многозначных.

6 Обеспечить совместное с взрослым вариативное обыгрывание макета в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.

Ожидаемый результат:

1.Подобрано оборудование для создания разнообразных макетных основ.

2.100% детей включаются в процесс обыгрывания макетов.

3.У 50% детей средней группы сформированы умения сюжетосложения.

Классификация макетов (краткая характеристика).

По Н.А.Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты:

При этом игровые предметы в макете могут в разной степени задавать тематику сю­жета. В этом отношении, их можно разделить на тематически определен­ные (например, фигурка пожарного и пожарная машина), тематически многозначные (например, условная фигурка человечка и плат­форма на колесиках, которая может стать любым транспортным средством) и тематически неопределенные пред­меты (обычно обозначаемые как поли­функциональный материал, например, резная деревянная чурочка, которая в воображении ребенка может стать и животным, и строением и фонтаном).

Универсальные приёмы работы с макетом:

Обогащение представлений детей в процессе предварительной работы по заданной теме: рассматривание иллюстраций, посещение краеведческого музея, проведение экскурсий, использование ИКТ.

Изготовление новых предметов к макету в совместной продуктивной деятельности с взрослым(из любого материала)

Рассматривание с детьми макетной основы и материала для игры-макета (знакомого и обновляемого).

Игра, совместно с детьми (демонстрация приемов игры; вовлечение ребенка в действия с макетом; предоставление инициативы ребенку).

Универсальные приемы работы с макетом.

Образовательный процесс с детьми мы строим по комплексно – тематическому принципу. В содержание работы с макетом легко вводить региональные и культурные компоненты. При организации образовательного процесса мы стараемся обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, задач. Образовательный процесс строится на интеграции содержания.

Знакомство детей с объектом происходит постепенно. Мы читаем детям произведения художественной литературы по изучаемой теме, рассматриваем иллюстрации, посещаем краеведческий музей, проводим экскурсии. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения. При изготовлении макетов дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас.

Макет – результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности. В нашей группе мною созданы настольные макеты на тему:

Читайте также: