Технология мурашковская в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания по картине

1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.

3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.

Вопросы (проблемные вопросы)

Частичный образец педагога

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами

Составление рассказа подгруппами

Оценка детских монологов

Этапы обучения рассказыванию по картине.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возраст. Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.Методика направлена на формирование у детей умений воспринимать изображение через мнимые возможные ощущения от соприкосновения с различными объектами, воображаемые звуки, вкусы и ароматы и обучения передавать в связном высказывании.

Последовательность упражнений по этой методике может быть такой.

Приемы обучения рассказыванию многообразны, методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности.

Технология Синквейна.

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Правила составления дидактического синквейна:

В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь.: кто? что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления.: какой? какая? какое? какие?

В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта.: что делает? что делают?)

В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме, фраза, которое состоит из четырех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?

При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:

• изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

• отрабатываются знания о частях речи;

• знания о предложении;

• умение соблюдать интонацию;

• значительно активизируется словарный запас ребёнка;

• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

• активизируется и развивается мыслительная деятельность;

• совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь дидактического синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов.

Например:
Кто? - Медведь.
Какой? - Мохнатый, большой.
Что делает? - Рычит, Лакомится, Спит.
Предложение - Зимой спит в берлоге.
Ассоциация - Зверь.

В чём же эффективность и значимость синквейна? Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу.
В отличие от составления рассказа, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).

Синквейн для воспитателя детского сада - это:
- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
- средство творческого самовыражения ребёнка,
- способ обогащения словарного запаса,
- подготовка к краткому пересказу,
- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

- Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн помогает развить речь и мышление.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в дошкольной практике объясняется тем, что:

- технология – открывает новые возможности; современная практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу воспитателя.

- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.

- способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

- является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Цель работы по картине :

Развитие у детей мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину.

1. Формировать умение:

а) делить на части и объединять;

б) устанавливать причинно - следственные связи. 2. Развивать воображение и индивидуальные особенности восприятия окружающего мира. 3. Формировать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности, поддерживать инициативность и творчество каждого ребенка.

Ход совместной деятельности

- Здраствуйте ребята! - Ребята, я услушала, что в вашем детском саду объявлен конкурс на лучший рассказ по картине. Поэтому мы с вами будем работать над состовлением рассказа по картине. - Посмотрите на картину Слайд - Кто изображен на картинке?

(Такой вопрос дает толчок к поиску наиболее активного персонажа — человека.)

. -Какой-то рассказ у нас с вами получается короткий,

-А, что нужно сделать, чтобы рассказ получился подробный, красивый, лучшим для конкурса.

-Если мы разрежем картину, то сможем мы ее подробно рассмотреть.

- Давайте посмотрим на картину с помощью подзорной трубы, которая поможет нам с вами поделить картину на части и увидеть все подробности на картине.

- Наводим глазок "подзорной трубы" на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект.

— Итак, что вы увидели в глазок подзорной трубы, называйте мне, и мы вместе с вами будем зарисовывать.

Теперь картина проясняется : подзорная труба четко помогла нам выделить каждую деталь и дети называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске, обводя кружочками: мальчик, девочка, снег, снеговик, санки, снежинки, ведро, морковка, вороны и т. д.

(Дети стараются не просто ответить, а выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Идет охота за подробностями.)

Для этого нам понадобится позаимствовать у волшебника Дели-Давая умение объединять. Вот, например, снежинки можно объединить со снегом, потому что снег состоит из множества снежинок. А с чем, по-вашему, Дели - Давай собрался объединить снеговика?

- Мальчик и девочка: Мальчик дружит с девочкой. - ворона и ветка: ворона сидит на ветке.

- санки и девочка: девочка катит санки.

- снеговик и снег: снеговика слепили из снега.

-(Бывает, ребенок кружочки соединил, но объяснить свою мысль не может. Спросим тогда, что делает один объект с другим.)

3. Характеристики объектов и действий

Схема готова (Основу для рассказа мы подготовили, но чего-то не хватает в нем образов, пленяющих воображение.

Давайте, ее оживим?

-Чем можно ее оживить?

Ответы детей (звуками, красками).

-Давайте войдем в картину и послушаем звуки картины.

-Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали прямо в картинку. Прислушайтесь, что происходит рядом с вами? Что вы слышите?

— Я слышу, как каркают вороны.

— Я слышу, как скрепит снег.

— Я слышу, как вдалеке разговаривают люди.

— Я слышу, как шумят и сигналят машины.

-Картина ожила, в ней много звуков. Картину можно не только увидеть, услышать, но и мысленно потрогать. Что можно потрогать в картине?

-снег, снеговика, ворону, и др. (сама трогаешь печку)

Выводы совместно с детьми:

Мы с вами проделали большую работу:

-подробно рассмотрели картину;

-составили схему;

-оживили (послушали, потрогали).

Ребята, сегодня мы сделали первый важный шаг в подготовке к конкурсу на составление лучшего рассказа по картине. Когда вы вернетесь в группу, то можете составить рассказ от имени одного из персонажей, а в составлении рассказа вам поможет схема. Удачи вам и успехов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

 Составление рассказа по картине методика И.Н. Мурашковской

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Составление рассказа по картине методика И.Н. Мурашковской

Составление рассказа по картине методика И.Н. Мурашковской





Шаг 3: Характеристики объектов и действий Усиление образности характеристикам.

Шаг 3: Характеристики объектов и действий Усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Можем при этом последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка. Рассказываем о полученных ощущениях.



Шаг 4: Копилка образных характеристик Пополнение словарного запаса Этапы: Пас.

Шаг 4: Копилка образных характеристик Пополнение словарного запаса Этапы: Пассивный: Ребенку объясняют смысл нового слова на достаточно большом количестве примеров. Полуактивный: Ребенок воспроизводит новое слово в ответ на соответствующий вопрос воспитателя. Активный: Ребенок самостоятельно вспоминает новое слово и использует его как средство для выполнения поставленной перед ним более широкой задачи. Автоматический: Новое слово само собой возникает в речи ребенка без сознательного поиска, напряжения памяти и тренировки ее специальными заданиями.


Шаг 4: Копилка образных характеристик Узнаем значение новых слов в толковом с.

Шаг 4: Копилка образных характеристик Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках. Используем их для составления сравнений, загадок.



Не стремитесь сразу составлению полного рассказа. Лучше проверить несколько.

Не стремитесь сразу составлению полного рассказа. Лучше проверить несколько шагов на одной картинке. Не торопитесь: всему своё время. Большой плюс этой методики: не надо придумывать множество вопросов к картине.


 ЖЕЛАЮ УСПЕХА В РАБОТЕ !

ЖЕЛАЮ УСПЕХА В РАБОТЕ !

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • Сейчас обучается 224 человека из 53 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 560 549 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.09.2018 1360
  • PPTX 5.9 мбайт
  • 19 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Артамонова Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 3 минуты

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Власти Бурятии заявили о нехватке школьных учителей и воспитателей

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область.

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картинке, и серии сюжетных картинок.

В данном проекте представлена опробованная авторами методика рассказа по картинке, при помощи которой успешно достигаются цели развития речи. В основу методики положен инструментарий для формирования системно – диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Тип проекта: познавательно – речевой, творческий.

Вид проекта: групповой.

Возраст: 5 - 6 лет

Участники: воспитатель, дети и родители старшей логопедической группы №8, логопед.

Срок проведения: с 22 по 26 апреля 2019 года.

Цель проекта: создание условий для совершенствования умений детей составлять рассказы по картинке.

2. Активизировать и обогатить словарь по данной теме.

1. Развивать познавательную деятельность детей, внимание, память, мышление, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику.

2. Развивать связную речь детей.

1. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

2. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности, активности, эмоциональности.

План реализации проекта

2. Подобрать наглядный и иллюстрационный материал по теме.

3. Подготовить дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры по теме.

4. Разработать конспекты непрерывно непосредственной образовательной деятельности детей по образовательным областям.

5. Подготовить физкультминутки, пальчиковые гимнастики по теме.

6. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

7. Создать условия для самостоятельной деятельности детей (внести в центр художественно-эстетического развития шаблоны, трафареты, схемы рисования животных; оформить разрезные картинки, игры-лото, домино по теме).

9. Предложить родителям совместно с детьми посетить Новосибирский зоопарк, понаблюдать за животными, за их повадками. После посещения зоопарка обсудить с детьми, кто больше понравился и почему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить определять состав картины, находить предметы , изображенные на ней. Находить связи и взаимосвязи между предметам картины. Учить давать характеристики предметам, развивать речь, мышление, внимание, воспитывать любовь к животным.

Ұйымдастырылған оқуқызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности

Білім беру саласы /Образовательные области:Коммуникация

Бөлімі/Раздел: Развитие речи

Мақсаты/Цель: Составление рассказа по схеме.

Міндет/Задачи: 1. Учить определять состав картины (находить предметы, изображенные на ней).
2. Находить связи и взаимодействия между предметами картины.
3. Учить давать характеристики предметам.
4. Развивать речь, мышление, внимание.
5. Воспитывать любовь к животным

Сөздік жұмысы/Словарная работа:конура, щенок, лохматая, мягкая, пятнистая.

Б.компонент/Билингвальный компонент:собака – ит, щенки –күшіктер.

Өткізубарысы / Ход проведения:

Кіріспе бөліміВводная часть:

Дети заходят из приемной в группу, встают полукругом.

- Ребята, прежде чем начать наше занятие, я хочу попросить вас, чтобы вы подарили друг другу свои улыбки и хорошее настроение. (Дети улыбаются, садятся на стульчики).

- Как вы думаете, что это? Дети дают предполагаемый ответ.

- Какое оно на ощупь? (мягкое, пушистое)

- Готовы узнать, что скрыто в мешочке?Достаю из волшебного мешочка шерсть.

- Что же это? Я думаю, что вы узнаете, чья эта шерсть лишь тогда, когда отгадаете загадку.

А у нас во дворе

Он живёт в конуре.

У него баранкой хвост,

Любопытный чёрный нос.

Ушки острые флажком,

Сторожит хозяйский дом.

Лаем будит как звонок.

Познакомьтесь, наш . (ЩЕНОК)

2. Негізгі бөліміОсновная часть:

- Я предлагаю вам превратимся в юных наблюдателей и посмотреть в бинокль: сложите ладошки вместе, чтобы получился бинокль и посмотрите через него, так, чтобы попадал только один предмет.

- Вы называете мне предметы,которые увидите, а я схематично обозначаю их на доске.

Вопросы, побуждающие к ответу:

- Где живет собака? (конура)

- Собака – домашнее или дикое животное?

- А как выдумаете, кем была раньше собака?

- А кем станет щенок, когда вырастит?

- Какого щенка увидели?

- А что делают воробушки?

- Кто может назвать и объяснить?

Работа по схеме: дети находят связи, объединяем стрелочками.

Почему мы объединили конуру и собаку?

- Почему мы объединили собаку и щенят.

- Почему мы объединили конуру и дерево?

- Почему мы объединили собаку и тарелку?

- Почему мы объединили тарелку и хлебные крошки?

- Почему мы объединили тарелку и щенят?

- И так мы с вами нашли связи между предметами, а теперь можно и отдохнуть.Физкультминутка.

Лжезагадка: У собачки Микки родились котята; три белых и один чёрный. Сколько всего котят родилось у собачки? А что бы делала собачка, если бы у неё родились котята?

- Ребята, вы не забыли, что щенок просил вас о помощи? Нам необходимо составить рассказ, используя картинки – схемы.

Составление рассказа по картине.

Приблизительный рассказ. На этой картине изображена собака с двумя щенятами. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она лежит и наблюдает за своими щенятами. Рядом с собакой стоит маленький, пушистый щенок. Он высунул язычок и смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок. Он маленький, пушистый с поднятым кверху хвостиком. Он тоже смотрит на прилетевших воробьев. Заботливые люди построили для них конуру и принесли для них еду. Они поели и отдыхают. К ним прилетели два воробья. Один воробей клюет их еду, а другой на него смотрит. Щенята смотрят на прилетевших воробьёв и думают: "Кто это такие? Почему они клюют нашу еду?" Хорошо щенятам со своей мамой!

- Прогуляйтесь рядом со щенками. Прислушайтесь, что происходит рядом с вами. Что вы слышите?

- Потрогайте щенят, маму-собаку. Какие они?

- А теперь попробуйте вдохнуть запах того, что вас окружает. Что вы ощущаете?

3. Қорытынды бөлімі Заключительная часть

- Что вас впечатлило?

- Чей рассказ понравился вам больше и почему?

- Ребята, щенок говорит вам большое спасибо за помощь. Теперь он знает, как рассказать своим друзьям, что изображено на этой картине. Вы все молодцы, спасибо вам за помощь, я бы одна не справилась.

Читайте также: