Технология окраски ткани листьями

Обновлено: 05.10.2024

Давно хотела вам рассказать про дивное искусство рисовать на ткани зелеными листьями и даже разноцветными цветами, Искусство зародилось, наверно, 10 000 лет назад, когда еще и красок то не было, а желание красоты уже было.

Сейчас как раз распускаются листья и расцветают цветы, в листиках и лепестках много сока - им мы и будем рисовать. Результат того стоит.

Рисование листьями и цветами по ткани. Мастер-класс

Для создания образца ткани с узором из настоящих листьев и цветов нам понадобится:

  • отрез натуральной ткани. Для первого опыта лучше взять хлопчатобумажную светлую однотонную ткань
  • несколько листьев и цветов. Чтобы попробовать - возьмите простые листья с деревьев интересного рисунка, например кленовые. Также хорошо подходят "мясистые" листочки домашних растений
  • калиево-алюминиевые квасцы - можно купить в любой аптеке. Продаются в качестве присыпки
  • кальцинированная (стиральная) сода. Можно купить в любом хозяйственном магазине
  • строительный бумажный скотч (куда же без него!) и бумажные полотенца
  • последний предмет, точнее - инструмент - молоток. Можно несколько разных конфигураций.

1. Подготовка ткани к нанесению эко-принта.

  • выстирайте ткань с использованием стирального порошка и 2 чайных ложек стиральной соды.
  • растворите 57 грамм квасцов в 0.5 литра горячей воды.
  • замочите выстиранную ткань в растворе квасцов. Когда жидкость остынет. добавьте 1 чайную ложку стиральной соды и теплой воды, чтобы общее количество воды стало 1 литр.
  • оставьте ткань в растворе на ночь, затем достаньте. Не прополаскивайте ткань в воде. Высушите и как следует разутюжьте.

2. Создание эко-принта листьями на ткани

  • разложите листья и цветы на ткани в произвольном порядке. создавая определенный узор.
  • закрепите листья и цветы на ткани малярным (бумажным) скотчем.
  • положите на ровную поверхность бумажные полотенца
  • положите на бумажные полотенца ткань с закрепленными на ней листьями и цветами - листьями вниз, так чтобы они лежали на бумажных полотенцах.
  • Возьмите молоток
  • молотком тщательно простучите по всей поверхности ткани в тех местах где закреплены листья. Изображение листьев начнет проступать через переплетение нитей ткани
  • переверните ткань. Аккуратно снимите малярный скотч и отлепите листья - изображение останется на ткани
  • высушите ткань с нанесенным на нее отпечатков живых листьев и цветов
  • после того, как изображение листьев на ткани полностью высохнет, закрепите картинку. Для этого прополощите ткань в воде с раствором стиральной соды (пару чайных ложек на литр воды). посушите и как следует проутюжьте без пара.

Ваш первый эко-принт готов! Вы можете использовать его как деталь одежды, аксессуара (например - сшить из этой ткани сумку -торбу), декоративную салфетку или дорожку на стол.

Правда. здорово? Моя знакомая, замечательная мастерица Анна Родина (она шьет одежду из павловопосадских платков) делает эко-принты на тонком шелке и получаются замечательные платки, шарфы и палантины. Давайте попробуем? Бегу в магазин за петрушкой 😀

Подпишитесь на канал 📝 и получайте новые материалы ежедневно.

Книга про окраску ткани растениями

Под катом несколько сканов и текст про окраску ткани растениями:

В то время как свежие зеленые листья эвкалиптов дают богато окрашенные отпечатки на шерсти и шелке, многие другие листья, особенно сухие опавшие, собранные под деревьями, могут также использоваться для того, чтобы сделать прекрасную аппликацию на ткани. В процессе пропитывания тканей по технологии cold-bundled, цвет и рисунок достигается без необходимости в приготовлении экстракта красителя и использовании красильной кастрюли. Эти техники дают восхитительные результаты, особенно на шелке. Это замечательный метод нанесения цвета на небольшие части ткани — что может использоваться в более крупных рисунках (композициях, узорах, проектах ).
Ингредиенты: время и легкая влажность.
Вам потребуются лоскут ткани (из любого натурального волокна, но лучше всего лоскут гладкого шелка); растительный материал, пульверизатор и веревка или резиновые ленты, чтобы закрепить сверток.
Поджаристые темные стручки акации — хороший источник цвета. Также подходят листья омелы и эвкалипта. В обоих случаях используйте листья глубоко-насыщенной окраски, которые недолго лежат под деревьями. Кожура лука (красного и коричневого) окрашивает в высшей степени хорошо, как и кожура свеклы; темно-окрашенные полоски коры дерева, листья чая, кофейная гуща, увядшие срезанные цветы, ломтики нарезанных цитрусовых фруктов, мякоть (жмых) ежевики и черной смородины.
Обработайте ткань мордантом (квасцами или уксусом) и дайте ей высохнуть.
Сбрызните листья, выложите на влажную ткань, плотно скатайте ткань и крепко завяжите веревкой.
Или сложите работу несколько раз, положите плоско под стекло или металл и прижмите (придавите). Обычно крепкие (плотные, вязкие) листья дают лучшие результаты, если их предварительно слегка высушить в телефонной книге, затем сразу завернуть в ткань так, чтобы каждый лист был полностью прижат к ткани. Процесс увлажнения был описан выше. В качестве увлажнителя можно использовать остатки красителей для получения различных цветовых вариаций.


Соберите шелуху коричневого и красного (испанского) лука. Возьмите отрез шелка hubutai (для кимоно) или крепдешина.
Положите шелк на рабочую поверхность и разложите на нем шелуху. Увлажните, используя пульверизатор, наполненный уксусом (или любым нетоксичным закрепителем, приготовленным в домашних условиях).
Скрутите шелк в форме сосиски от кромки, оставляя шелуху внутри. Стяните туго веревкой или резиновой лентой. Слегка увлажните снаружи и упакуйте в пластиковый пакет (или положите в банку с крышкой), отложите в сторону на неделю, а лучше на месяц.
Если появится плесень, переложите работу в пакет с замком-защелкой и замораживайте в морозильной камере несколько дней, или обработайте паром над кипящей водой 30 мин.
Разверните, стряхните шелуху (лучше это сделать в саду).
Высушите, затем прогладьте утюгом с паром через марлю. Пусть ткань полежит (отдохнет) несколько дней, перед тем как вы будете ее полоскать.
Самое трудное в этом методе — не разворачивать ткань, чтобы посмотреть на цвет, сгорая от любопытства.
Обработайте ткань закрепителем или раствором, насыщенным железом. Обратите внимание – как изменились цветовые оттенки на зеленый, оливковый и коричневый.


Разверните ткань и стряхните с нее растительный материал. Если ткань еще влажная- то вывесите ее просохнуть в какое-нибудь тенистое место. Когда высохнет, убедитесь, что с нее удалены все остатки растительного материала и проутюжьте утюгом с паром через марлевую ткань. Со временем обнаружится, что некоторые цвета могут тускнеть. Поэтому следуйте правилу — чем дольше ткань остается сухой до стирки, тем более устойчивым будет рисунок.
Вариации в цвете могут достигаться за счет использования широкого диапазона закрепителей при увлажнении ткани. Когда идет предварительная обработка ткани — экспериментируйте с использованием диапазонов закрепителей или накладывайте на некоторые участки ткани трафареты, используя технику шибори.Цвет возьмется по-разному в обработанных и необработанных участках ткани.
Старайтесь собирать богато окрашенную осеннюю листву. Слегка высушите листья под прессом, затем слегка увлажните водой или раствором-закрепителем перед заворачиванием. Этот предварительный процесс сушки и увлажнения ослабляет клеточную структуру так, что цвет легче проникает в ткань. Более окрашенный лист больше подойдет для нанесения рисунка (аппликации). Деревья, такие как Prunus (сливовые), клен (веерный, сахарный, красный) и другие лиственные также могут использоваться. Каждой осенью деревья сбрасывают листву — что дает наилучший выбор красного и золотого цвета, которые в свою очередь передают цвет ткани в технике cold-bundling.
Другие варианты включают добавление небольшого количества влаги в свернутую ткань, используя пульверизатор или шприц. Это могла бы быть вода или остатки красителя, или даже образцы тестового закрепителя.

. Раньше я как-то не носила палантины, люблю одеваться более практично и удобно.

Но последнее время, создавая шёлковые ткани с использованием растительных материалов, я примеряю на себя все получившиеся цветовые гаммы - просто ради любопытства - идет-не идет .

И что вы думаете? Мне нравятся на мне все оттенки! И все мне идут! Хотя я точно знаю: моя цветовая гамма - холодная.

Но в случае окрашивания природным материалом - это не работает! И я поняла почему.

Цвет расслаивается на множество оттенков, в нем нет ярко-синего или ярко-красного, в нем есть глубина и

природные краски, которые природа уже создала, а нам остается умело "вытянуть" нужный цвет и

перенести его на шёлковый отрез, запечатлив осенний отпечаток. И создав свой природный цвет.

А то, что создала природа, просто не может "не идти" человеку, которого тоже создала природа.

Контактное окрашивание листьями. создание принтов на шёлке, фото № 3

И даже приближающаяся зима не страшна - я нашла способ окрашивать сухими листьями, высушенными

как гербарий или просто кучей! Сама не поверила, что это реально! Вы же знаете как листики, принесенные из леса

быстро скручиваются в трубочку при комнатной температуре?! Оказывается, это не беда, они тоже работают

(если применить к ним маленькую хитрость)

Так вот, с чего собственно начала (не могу коротко говорить, если эмоции захватывают):

Бегала сегодня утром в спортзал, и уже по привычке намотала на шею очередной шарфик (я эти палантины как

шарфики ношу - шёлк то хорошо драпируется), в раздевалке одна американка, взяв со скамейки мой шарфик спрашивает

чей это бренд? "Студия войлока Demoiselle", отвечаю. "Demoiselle? Франция?"

- Не только Франция, а еще ручной труд, единственный экземпляр!

И что вы думаете?! Выклянчила она у меня мой шарфик за $100!

Иду я домой и думаю: Как бы мне из валяльщиц в красильщицы не переквалифицироваться.

Себестоимость шарфика: это 2 метра шелка газа (ну пусть 450 руб максимум), плюс грамульку купороса,

электричество и вода - ну еще 50 руб, плюс 30 минут работы. А покупаются такие шарфики от 3500 руб до 6000 руб!

Так вот, какой бизнес я вам совершенно того не желая предлагаю.

А чтобы овладеть сразу десятью техниками окрашивания листьями, работать не только со свежими, но и с "пересушенными",

узнать где взять в вашем городе экзотические (которые дают самые красивые окрасы), даже как отмыть посуду от стойкого

природного красителя, чтобы узнать все это - нужно просто изучить новый видеокурс "Контактное окрашивание листьями".

А видеоанонс со всеми вариантами ниже:

Натуральное крашение.Работа над ошибками и эксперименты

Продолжаем экспериментировать с крашением ткани растениями. В прошлом мастер-классе "Экопринт на шелке" мы красили шелковый шарфик растениями (листьями, травами) без применения каких-либо протрав и химикатов, лишь обработали шелк белым столовым уксусом. Отпечатки растений получились отчетливые, не очень яркие, зеленого цвета, так как применялись растения только зеленые.


Несколько лепестков кислицы бордового цвета вместо четких отпечатков дали невнятные пятна.


В натуральном крашении (крашении без химически созданных красителей) как правило, применяются квасцы (протравы), которые помогают подготовить волокна тканей или пряжи для насыщения пигментами, а также закрепляют красители, увеличивают светостойкость красок.

Протрава также служит модификатором, другими словами - меняет оттенки и тона краски, иногда кардинально. Важную роль в окрашивании играет и рН красильного раствора (кислая или щелочная среда). Даже от воды, используемой при крашении (водопроводная, дождевая, родниковая) зависит результат.

В натуральном крашении каждая вещь получится эксклюзивной, повторить точь-в-точь практически невозможно. Хотя есть натуральные красители, которые красят без протрав (их называют "прямые").

Квасцы содержат в своем составе катион металла (натрия, калия, алюминия, хрома, железа, меди и так далее), купить их можно в магазинах для фотодела, в магазинах для садоводов и огородников, в аптеке. Из своего опыта скажу, что в аптеке я не смогла раздобыть "квасцы жженые", магазина с реактивами для фотографов в нашем городе нет, поэтому пришлось довольствоваться препаратами для огородников, к примеру - сульфатом железа (железный купорос) и медным купоросом.


Сульфат железа - выглядит вот так: влажные кристаллы зеленоватого цвета.


Можно получить для протравы ржавчину, залив смесью воды и уксуса различные металлические предметы, ржавая жидкость, полученная в результате, используется в качестве протравы.

Многие растения (дуб, каштан, акация, эвкалипт, сумах, чай, виноград, гранат, авокадо и многие другие) содержат танины - растительные дубильные вещества, которые способствуют закреплению красителей.

Протравы можно использовать до крашения, во время крашения и после крашения. Но результат может получиться очень разным… Очень важна концентрация раствора. Лучше начинать с небольшой концентрации. В экопринте вообще нужно подходить с осторожностью к протравам, можно нечаянно заглушить принт, его просто не будет видно.

Вернемся к шарфику, о котором шла речь в начале.


Я решила посмотреть, что же произойдет с отпринтованным шелком, если обработать его сульфатом железа.

По рецептуре, приведенной в одной из книг о натуральном крашении была указана пропорция 2 г на 1 литр воды. Именно в такой пропорции я и развела железный купорос. Шарфик мгновенно окрасился в бурый цвет.

Параллельно я решила проверить, как воздействует кислородный отбеливатель на полученную окраску и посыпала многострадальный шарфик порошком отбеливателя. Вот что получилось:


Но изучая тему экопринта в интернете, нашла информацию от опытных мастеров, что кислородный отбеливатель разрушает волокна шелка, поэтому не советую экспериментировать.

Вывод: к пропорциям нужно подходить творчески и начинать с меньшей концентрации раствора протравы, добавить всегда можно, а вот убавить вряд ли.

После полоскания я прогладила шарфик утюгом в слегка влажном состоянии и рассмотрела оттенки: кое-какие отпечатки получились насыщенного изумрудного оттенка, кое-какие темно-оливкового, а фон приобрел бурый оттенок.


Дальнейшие эксперименты в экопринте меня порадовали больше.

На этом фото - шелковая маечка, обработанная белым уксусом и танином винограда, с протравой железным купоросом при помощи "железного одеяла". Фон вокруг листьев приобрел серый оттенок, но не заглушил экопринт.



На этом фото - обработанный белым уксусом шелк и впоследствии отпринтованный листьями.


Ниже - тот же шелк, но впоследствии прогрет в растворе стиральной соды.


Оттенки принта изменились кардинально.


И вот в результате творческих изысканий получился результат, который меня просто вдохновил на дальнейшие эксперименты.

Нина Чурбакова

В то время как свежие зеленые листья эвкалиптов дают богато окрашенные отпечатки на шерсти и шелке, многие другие листья, особенно сухие опавшие, собранные под деревьями, могут также использоваться для того, чтобы сделать прекрасную аппликацию на ткани. В процессе пропитывания тканей по технологии cold-bundled, цвет и рисунок достигается без необходимости в приготовлении экстракта красителя и использовании красильной кастрюли. Эти техники дают восхитительные результаты, особенно на шелке. Это замечательный метод нанесения цвета на небольшие части ткани - что может использоваться в более крупных рисунках (композициях, узорах, проектах ).
Ингредиенты: время и легкая влажность.
Вам потребуются лоскут ткани (из любого натурального волокна, но лучше всего лоскут гладкого шелка); растительный материал, пульверизатор и веревка или резиновые ленты, чтобы закрепить сверток.
Поджаристые темные стручки акации - хороший источник цвета. Также подходят листья омелы и эвкалипта. В обоих случаях используйте листья глубоко-насыщенной окраски, которые недолго лежат под деревьями. Кожура лука (красного и коричневого) окрашивает в высшей степени хорошо, как и кожура свеклы; темно-окрашенные полоски коры дерева, листья чая, кофейная гуща, увядшие срезанные цветы, ломтики нарезанных цитрусовых фруктов, мякоть (жмых) ежевики и черной смородины.
Обработайте ткань мордантом (квасцами или уксусом) и дайте ей высохнуть.
Сбрызните листья, выложите на влажную ткань, плотно скатайте ткань и крепко завяжите веревкой.
Или сложите работу несколько раз, положите плоско под стекло или металл и прижмите (придавите). Обычно крепкие (плотные, вязкие) листья дают лучшие результаты, если их предварительно слегка высушить в телефонной книге, затем сразу завернуть в ткань так, чтобы каждый лист был полностью прижат к ткани. Процесс увлажнения был описан выше. В качестве увлажнителя можно использовать остатки красителей для получения различных цветовых вариаций.

Соберите шелуху коричневого и красного (испанского) лука. Возьмите отрез шелка hubutai (для кимоно) или крепдешина.
Положите шелк на рабочую поверхность и разложите на нем шелуху. Увлажните, используя пульверизатор, наполненный уксусом (или любым нетоксичным закрепителем, приготовленным в домашних условиях).
Скрутите шелк в форме сосиски от кромки, оставляя шелуху внутри. Стяните туго веревкой или резиновой лентой. Слегка увлажните снаружи и упакуйте в пластиковый пакет (или положите в банку с крышкой), отложите в сторону на неделю, а лучше на месяц.
Если появится плесень, переложите работу в пакет с замком-защелкой и замораживайте в морозильной камере несколько дней, или обработайте паром над кипящей водой 30 мин.
Разверните, стряхните шелуху (лучше это сделать в саду).
Высушите, затем прогладьте утюгом с паром через марлю. Пусть ткань полежит (отдохнет) несколько дней, перед тем как вы будете ее полоскать.
Самое трудное в этом методе - не разворачивать ткань, чтобы посмотреть на цвет, сгорая от любопытства.
Обработайте ткань закрепителем или раствором, насыщенным железом. Обратите внимание – как изменились цветовые оттенки на зеленый, оливковый и коричневый.

Нина Чурбакова

Разверните ткань и стряхните с нее растительный материал. Если ткань еще влажная- то вывесите ее просохнуть в какое-нибудь тенистое место. Когда высохнет, убедитесь, что с нее удалены все остатки растительного материала и проутюжьте утюгом с паром через марлевую ткань. Со временем обнаружится, что некоторые цвета могут тускнеть. Поэтому следуйте правилу - чем дольше ткань остается сухой до стирки, тем более устойчивым будет рисунок.
Вариации в цвете могут достигаться за счет использования широкого диапазона закрепителей при увлажнении ткани. Когда идет предварительная обработка ткани - экспериментируйте с использованием диапазонов закрепителей или накладывайте на некоторые участки ткани трафареты, используя технику шибори .Цвет возьмется по-разному в обработанных и необработанных участках ткани.
Старайтесь собирать богато окрашенную осеннюю листву. Слегка высушите листья под прессом, затем слегка увлажните водой или раствором-закрепителем перед заворачиванием. Этот предварительный процесс сушки и увлажнения ослабляет клеточную структуру так, что цвет легче проникает в ткань. Более окрашенный лист больше подойдет для нанесения рисунка (аппликации). Деревья, такие как Prunus (сливовые), клен (веерный, сахарный, красный) и другие лиственные также могут использоваться. Каждой осенью деревья сбрасывают листву - что дает наилучший выбор красного и золотого цвета, которые в свою очередь передают цвет ткани в технике cold-bundling.
Другие варианты включают добавление небольшого количества влаги в свернутую ткань, используя пульверизатор или шприц. Это могла бы быть вода или остатки красителя, или даже образцы тестового закрепителя.

Нина Чурбакова

Применение SHIBORI TECHIQUES и послойное окрашивание тканей.

Ирина Вотякова

очень интересно, спасибо!
а что вы скажете о стойкости природных красителей?
например, куркума довольно быстро выстирывается. может быть есть какие-то секреты закрепления? ну кроме уксуса.
кстати со свеклой как-то не получилось у меня внятного цвета.

Анастасия Булавка

Анастасия Булавка

Ирина Вотякова

Светлана Чернецкая

Ирина Шулико

Татьяна Гинце

Великолепно! Была бы очень признательна,если бы кто-нибудь подсказал, каким путём можно достать (или купить?) свежие листья эвкалипта ? Очень хочеться именно с ним поэкспериментировать . ))))).

Марионилла Саламатова

Марионилла Саламатова

Татьяна Гинце

Анастасия Коншенко

О красителях шелка в Китае

Ст. опубл.: Духовнаякультура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 282-288.

Читайте также: