Технология по музыкальному воспитанию в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Назначение любого вида искусства - это отражение действительности в ё художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыка отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений. Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДО расширились. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных подходов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Применение инновационных методов и форм, техник и технологий в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС стало целью моей работы.

Цель реализую в задачах которые отвечают насущным запросам ребенка:

  1. создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
  2. творческое развитие природной музыкальности ребенка;
  3. высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
  4. помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Есть ещё ряд принципов, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях:

  1. Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  2. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.
  3. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.
  4. Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.

Новые подходы к музыкальному образованию потребовали использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкально-художественной деятельности, представилась необходимость направлять их на развитие у детей: способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению; ассоциативности художественного мышления; выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической пластической инструментальной.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:

Коммуникативные танцы

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы,

развития двигательной координации, развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.

координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

Ритмодекламация под музыку

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.

Игры звуками

В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:

- звучащие жесты и музыка моего тела;

- шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

Элементарное музицирование

В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Общение детей с примарными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Учитывая новые требования к взаимодействию ДОУ с семьей, я решила внедрить в свою работу новые формы работы с родителями с целью развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях: повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, семинары); вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них); совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).

Овчинникова Анастасия Константиновна,

МБДОУ №20 "Югорка",

ХМАО-Югра, г.Сургут,

учитель музыки

"Современные технологии музыкального воспитания и их использование".

Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки

Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает в процессе различных видов деятельности развитие музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальныхинструментах.

Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

- создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

- творческое развитие природной музыкальности ребенка;

- высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;

- помощь в формировании внутреннего мира и самопознания

(эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

Сегодня музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, музыкально-дидактических игр.

Во все виды музыкальной деятельности возможны включения средства новых информационных технологий.

Восприятие музыки: демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео. С помощью ИКТ дети виртуально попадают в концертный зал, изучают творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики.

Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал, разнообразят впечатления детей.

В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия.
Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на культуру движения детей. Цель эвритмии - развитие культуры движениядетей дошкольного возраста.

Занятия по эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы. В музыкальной эвритмии дети учатся двигаться в характере музыки, учатся чувствовать движение других. Игра - ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.

Главная особенность эвритмических упражнений – это акцентирование внимания на обучение музыкально-ритмическим движениям, на анализе внутренних процессов: мыслительных, эмоциональных.
Эвритмия включает в себя:
- ритмические игры;
- упражнения по развитию мелкой моторики, крупной моторики;
(упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы);
- пространственная ориентация;
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива);
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях;
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.

Разученные музыкально-ритмические этюды, композиции широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации.

Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.

Технология проектирования музыкально обогащённой среды.

Важным педагогическим условием, обеспечивающим успех музыкального развития детей, является организация развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Образовательная среда должна характеризоваться эмоциональным фоном, включающим творческую увлечённость, настрой на поиск, созидание. Творческая среда характеризуется, прежде всего, творческой атмосферой, которая способствует появлению новых идей, замыслов, развитию чувства психологической защищённости, а также разнообразным и богатым предметным наполнением.

Требования к проектированию музыкальной среды:

1) создание условий для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами — предметная среда должна быть со масштабна глазу, действиям руки и росту ребёнка;

2) оформление музыкальных мини – центров, уголков для детей старшего дошкольного возраста должно иметь дидактическую направленность;

3) каждый блок компонентов среды предусматривает ориентацию на представление всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие музыки, воспроизведение музыки – пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности, творчество – пособия, побуждающие к творчеству и импровизации).

Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств. Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры. Педагогическаясреда создаётся для предоставления детям возможности активной и разнообразной музыкально – творческой деятельности.

Технологии музыкально-ритмического воспитания

- Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.

- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.

- Развитие музыкального слуха:музыкальных сенсорных способностей;

чувство ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;

- слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;

- способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.

- Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений, развитие пружинящих, маховых движений выразительных жестов, элементов плясовых движений; развитие выразительности движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей.

- Воспитание общительности, умение входить в контакт со взрослыми или ребенком.

- Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.

В данной технологии использую репертуар, представляющий собой песенки, тексты которые сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе с взрослыми или сверстниками.

Элементарное музицировние дает возможность:

- развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;

- воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;

- проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;

- воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;

- тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

Я поставила себе цель: воспитать музыкально-творческого ребенка.

Для достижения этой цели я определила для себя задачи:

1. Стимулировать творческую активность дошкольников;

2. Побуждать к стремлению овладевать необходимым минимумом вокально-хоровых навыков;

3. Развивать музыкально-образное и ассоциативное мышление.

Технологии музыкотерапии – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. (концепция В. Петрушина)

Все эти технологии неотъемлемо связаны с музыкальным воспитанием, а

значит, могут быть применены для освоения современной музыки дошкольниками.

Использование современных технологий музыкального развития позволяют провести восприятие музыки через различные виды музыкальной деятельности: пение, обучение игре на детских музыкальных инструментах, театрализация, пластическое интонирование.

Я считаю необходимым применение наглядности с использованием произведений живописи, игровых методов и приемов, наблюдений и рассуждений о музыке.

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать следующие рекомендации:

- формировать представления детей о современной музыке и культуре в целом;

- обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными образцами современной музыки;

- побуждать активный интерес к музыке;

- воспитывать музыкальный вкус;

- приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности;

- стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности;

- стимулировать их нравственно- эстетические переживания и способность

к эмоциональной отзывчивости;

- учить высказывать свои впечатления о музыке;

- развивать чувство уверенности в себе;

- разнообразить музыкальные впечатления детей.

Использованием различных методов и технологий, описанных в данной работе, пробуждает любопытство и сравнительно легко позволяет запомнить предлагаемый музыкальный материал. Эту особенность детской памяти педагогу всегда надо учитывать. Память ребенка – это его интерес. Так считают психологи, поэтому на протяжении всего дошкольного детства важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей, не забывая о том, что ребенку подчас и самому было бы интересно добывать информацию, а не только получать ее от педагога.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

hello_html_m20922.jpg

1.Главная задача образовательной организации.

- Технология развития процессов восприятия

- Технология развития певческой культуры

- Технология детского музицирования

- Технология развития детского творчества

- Технология ИКТ (информационно-компьютерная технология)

Музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране начинается с самого раннего возраста и продолжается в школе. Перед образовательной организацией стоит важная задача – создать наиболее благоприятные условия для всестороннего музыкально-эстетического воспитания детей.

Выполнение этой задачи во многом зависит от создания единой системы эстетического воспитания в детском саду и начальных классах школы. За период пребывания в дошкольном учреждении, т.е. к семи годам, дети проходят значительный путь музыкально – эстетического развития.

Школа заинтересована в том, чтобы дети пришли в первый класс с хорошей музыкальной подготовкой, на основе которой можно будет продолжать дальнейшее целенаправленное, систематическое музыкально-эстетическое воспитание.

Естественно возникает необходимость преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей подготовительной группы детского сада и первого класса школы.

Детский сад первым решает свои задачи музыкального воспитания, перспективно готовит детей к урокам музыки в школе, а школа преемственно принимает все то, положительное, что приобрели дети в процессе музыкального воспитания в детском саду.

Преемственность - последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Поэтому в работе музыкального руководителя и учителя музыки много общего. Все педагоги должны чувствовать, понимать и содействовать планомерному переходу детей из дошкольного в младший школьный возраст. И на долю музыкального руководителя приходит первая большая ответственность в подготовке детей к школе.

Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.

Технология – это методы и приемы обучения.

Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности.

Для того, чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, музыкальные руководители используют в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.

- Технология развития процессов восприятия

- Технология развития певческой культуры

- Технология детского музицирования

- Технология развития детского творчества

- Технология здоровьесбережения

- Технология ИКТ (информационно-компьютерная технология)

Охарактеризуем технологии адекватные природе музыкального искусства и музыкально-творческой деятельности музыкального руководителя и воспитанников

1.Технология развития процессов восприятия (Слушание)

Пронизывает все виды музыкально-практической деятельности воспитанников. Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе использования методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

О. П. Радыновой. В настоящее время это единственная программа по слушанию музыки. Предполагаемая подборка репертуара этой программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединяя их сюжетом, сказкой, игрой. Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного - двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:

1 тема: музыка выражает настроение, чувства, характер людей;

2 тема: песня, танец, марш;

3 тема: музыка рассказывает о животных и птицах;

4 тема: природа и музыка;

5 тема: сказка в музыке;

6 тема: музыкальные инструменты и игрушки.

2. Технология развития певческой культуры (Пение)

Технология направлена в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок и образующийся в процессе занятий вокальный или хоровой коллектив приходил к пению, как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного.

Программы по пению для дошкольных учереждениях нет, поэтому в этом виде музыкальной деятельности используются в основном авторские программы и методики:

К критериям оценки можно отнести:

Выразительность звучания и эмоциональность исполнения, интерес к певческой деятельности (репетиционной и концертной),

Осознание содержания и языка исполняемых произведений,

Развитие основных певческих функций - чистота интонирования, дыхание, четкость дикции, правильность звукообразования,

Работа артикуляционного аппарата,

3.Технология детского музицирования

Под музицированием следует понимать разнообразные виды музыкально-практической деятельности дошкольников:

Инструментальное музицирование - включение простейших инструментов в процесс исполнения музыкальных произведений,

Освоение техники игры на ритмических, звуковысотных, духовых инструментах (игра на последних требует соблюдения специальных санитарно-гигиенических норм)

Некоторые музыкальные руководители используют технологию программы

4. Технология развития детского творчества

В основе инновационной технологии лежит комплексная деятельность, объединяющая разделы музыкального воспитания:

1. Музыкально-ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть способности детей, развить слух, чувство ритма, научить воспринимать язык музыкальных образов.

Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения.

2. В основу технологии развития театрального творчества положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности.

3. Импровизация - это особый вид творческой деятельности, в котором совпадают и процесс, и продукт, то есть импровизация - это процесс создания продукта без предварительной подготовки. В этом смысле музыкальные импровизации дошкольников несут в себе все признаки профессиональной творческой деятельности композиторов.

1. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце

2.Музыкальный репертуар к танцевальным упражнениям, этюдам и спектаклям

3.Словарь пантомимических и танцевальных движений (доступных дошкольникам)

В настоящее время уделяется недостаточное внимание развитию импровизации, как одному из видов творческой деятельности детей. Но, этот вид музыкальной деятельности дает основу для постановки и профессиональному исполнению классического и современного танца.

5.Технология здоровьесбережения.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью детей, и которые не наносят прямого или косвенного вреда.

На музыкальных занятиях применяются следующие здоровьесберегающие технологии:

При использовании здоровьеберегающих технологий мы обращаемся к программе:

Его называют также методом проблем. Сегодня метод проектов применяется каждым педагогом. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме

Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа музыкального руководителя и детей.

I этап разработки проекта – целеполагание

- музыкальный руководитель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую музыкальный руководитель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели .

- сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении.

III этап работы над проектом – его практическая часть.

- дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят

IV этапом работы над проектом является презентация проекта

- презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Проекты, вне зависимости от вида бывают:

- практико-ориентированные и др.

Темы проектов разнообразны и индивидуальны:

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

7. Технология ИКТ (информационно-компьютерная технология)

Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Виды технических средств обучения используемых на музыкальных занятиях:

-учебные видеодиски, видеозаписи, видеоролики

-музыкальный центр, компьютер, микрофоны

Применение на музыкальных занятиях современных технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи музыкально - эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим.

При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания а, следовательно, решение главной цели работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.

Ananeva foto copy copy

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Ананьеву Людмилу Александровну, музыкального руководителя СП "Детский сад "Алёнушка" ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Людмила Александровна делится с нами полезным материалом о современных технологиях музыкального воспитания детей. Статья будет полезна педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Александровны:

Творческого чтения…

В настоящее время существует огромное количество технологий музыкального воспитания детей.

Сущность педагогической технологии заключается в том, чтобы позволить педагогу и музыкальному руководителю детского сада облечь содержание своей профессиональной деятельности в оптимальную для его реализации форму, помогающую выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку.

Педагогическая технология – инструмент, позволяющий эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности педагогу, музыкальному руководителю детского сада (с высокой вероятностью получения желаемого результата).

Педагогическую технологию отличают: последовательность профессиональных действий, ясность цели, прогнозирование промежуточного и окончательного результатов.

Важный признак педагогической технологии – воспроизводимость.

- принцип гуманизации, предполагающий учет особенностей личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкально-художественной деятельности;

- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, объясняющий необходимость использования диагностики музыкальности детей;

- принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в организации музыкально-художественной деятельности, означающий учет интересов в музыке и направленность на конкретный вид музыкальной деятельности;

- принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе музыкально-художественной деятельности, означающий свободу высказываний и реакций детей, совместное высказывание оценок и суждений ребенком и взрослым, обращение к жизненному опыту;

- принцип педагогической поддержки, направленный на оказание помощи ребенку педагогом, испытывающему затруднения в процессе музыкально-художественной деятельности;

- принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в организации процесса музыкального воспитания и развития детей-дошкольников;

- принцип целенаправленности процесса восприятия музыки дошкольниками, предполагающий целенаправленный процесс, успешность которого влияет на исполнительство и детское творчество;

- принцип отбора музыкальных произведений – необходимость критериального отбора музыки детей;

- принцип систематичности и последовательности в организации музыкально-художественной деятельности, предполагающий систематическую работу с детьми с постепенным усложнением музыкального содержания задач воспитания и развития, сквозную связь предлагаемых форм, средств, содержания и методов работы;

- принцип продуктивности музыкально-художественной деятельности в дошкольном детстве, означающий, что процессы восприятия-исполнительства-творчества выражены в некоем продукте (образ, воплощенный в игре, слове, мелодии и т.д.);

- принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации детской музыкальной деятельности в рамках педагогической технологии.

Рассмотрим наиболее интересные и приемлемые на мой взгляд современные технологии музыкального развития детей.

Эвритмия. Основанная на закономерностях речи и музыки, эвритмия является одним из способов выражения музыкального движения в пространстве развивает творческие и музыкальные способности детей, нравственно-коммуникативные качества, эмоциональную сферу, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей.

Цель эвритмии - развитие культуры движения детей дошкольного возраста.
Игра - ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.
Акцентирование внимания на обучение музыкально - ритмическим движениям, на анализе мыслительных и эмоциональных процессов – главная особенность эвритмических упражнений.

Эвритмия включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

- блок развития мелкой моторики;

- блок развития крупной моторики (упражнение для развития равновесия, координации, ловкости стопы);

- ориентация в пространстве;

- двигательно-импровизационные композиции с музыкальным сопровождением;
- игропластика - упражнения для развития мышечной гибкости, силы в игровых и образных двигательных заданиях;

- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.

Широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации разученные музыкально-ритмические этюды, композиции.

Технология проектирования. Данная технология - современный метод интеграции деятельности, позволяющий решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Этот очень эффективная и актуальная технология, дающая ребенку развивать творческие способности и коммуникативные навыки, возможность синтезировать полученные знания. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.

Первоочередная задача для педагога – введение ребенка в мир звуков. Музыка должна стать для ребенка содержанием и средством общения педагога и ребенка, не только в условиях специально организованных занятий, а в первую очередь в естественной обстановке.

Важнейшее условие в рамках технологии – организация в группе звучащей музыкальной среды, побуждающей ребенка к активной звуковой деятельности, сначала под руководством педагога, затем в самостоятельной деятельности.

Педагогическая технология развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Цель: развитие творческого воображения дошкольников пятого года жизни в процессе восприятия музыки.

В реализации технологии принимают участие педагоги при активной поддержке музыкального руководителя, педагога-психолога. Важное условие _ устройство в группе музыкальной зоны для слушания музыки, включающей в себя: магнитофон или проигрыватель, кассеты или пластинки с записью музыкальных произведений, книги музыковедческого содержания для взрослых и детей, портреты музыкантов, репродукции картин, альбомы и многое другое.

Занятия по развитию творческого воображения проводятся во второй половине дня 2-3 раза в неделю и строятся по логике процесса музыкального восприятия.

Педагогическая технология развития игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Цель: развитие игровых умений детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыкальных произведений.

Музыкальное искусство является наиболее эффективным педагогическим средством обогащения и развития сюжетов детской игры. Музыка развивает творческое мышление, воображение, что необходимо для создания сюжетов игр. Игра и музыка, представляют собой образное представление действительности, при котором музыкальный образ, легко превращается в игровой. В первую очередь обогащать сюжеты детских игр будет музыка следующего вида: активизирующая творческое воображение и фантазию ребенка, программная, с развитым сюжетом, художественная, образная, побуждающая к самостоятельной игре и игровому действию, направляющая (подсказывающая, как использовать те или иные выразительные движения, жесты, мимику).

Реализация данной технологии обеспечивается организационными условиями: активное взаимодействие музыкального руководителя и педагога; создание интегративной музыкально-игровой среды (внешнее условие), инициирующего процессы обогащения и развития игровых умений дошкольников.

Музыкально-игровая зона – пространство взаимодействия детей с музыкальным руководителем или педагогом.

Педагогическая технология проектирования музыкально-обогащенной среды в группе детского сада .

Цель: проектирование музыкально-обогащенной среды группы с учетом музыкальных интересов, предпочтений детей, особенностей детской музыкальной субкультуры.

Музыкально-обогащенная среда представляет собой предметно –развивающую среду группы, обогащенную песенным и музыкальным репертуаром, позволяющим ребенку накапливать музыкальный опыт. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной развивающей модели воспитания и подчинена следующим принципам:

- позиции при взаимодействии, дистанции;

- активности, творчества, самостоятельности;

- комплексности и гибкого зонирования;

- эмоциогенности среды, эмоционального благополучия и индивидуальной комфортности каждого ребенка и взрослого;

- сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды;

- учета половых и возрастных различий детей.

Технология реализуется в ходе совместной деятельности музыкального руководителя и педагога. Время и место реализации технологии: использование музыки при проведении непосредственно организованной деятельности; организация режимных моментов под музыку; создание для самостоятельной деятельности детей музыкально-обогащенной среды.

В настоящее время существует великое множество различных технологий музыкального воспитания, мы рассмотрели наиболее приемлемые современные технологии для работы с детьми в детском саду.

Таким образом, современные музыкальные технологии направлены на формирование:

- процесса профессионального сотворчества и сотрудничества педагогического коллектива детского сада в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников;

- целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду;

- развивающей музыкально-образовательной среды детского сада, инициирующей процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка;

- культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения — в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры;

- процесса личностно-профессионального развития и саморазвития, образования и самообразования, наращивания профессиональной компетентности всех сотрудников педагогического коллектива через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей.

Читайте также: