Технология разработки опросного листа

Обновлено: 18.09.2024

Ни одно социологическое исследование не обходится без практического действия, нацеленного на сбор первичной информации и получение первых представлений, контрольных результатов в рамках выбранной темы. Притом реализация данного этапа происходит путём непосредственного контакта между организатором (экспертами) и респондентами (целевой аудиторией). Данный этап социологического НИР чаще всего представлен в виде опроса или анкетирования, к которому следует предварительно подготовка. Именно об этом пойдет речь в нашей статье.

Ни одно социологическое исследование не обходится без практического действия, нацеленного на сбор первичной информации и получение первых представлений, контрольных результатов в рамках выбранной темы. Притом реализация данного этапа происходит путём непосредственного контакта между организатором (экспертами) и респондентами (целевой аудиторией). Данный этап социологического НИР чаще всего представлен в виде опроса или анкетирования, к которому следует предварительно подготовка. Именно об этом пойдет речь в нашей статье.

Роль опросов в социологическом исследовании

  • Подготовительный, в рамках которого утверждается тема и разрабатывается научный аппарат и программа мероприятий, устанавливающие ориентиры и границы изыскания, методологию и пр.;
  • Организационный, предполагающий переход от теории к действиям и подготовку ко взаимодействию с респондентами: формирование основных вопросов, разработка контрольных вопросов, выбор подходящей разновидности опроса, утверждение шкалы оценивания полученных результатов и пр.;
  • Полевой, который предполагает непосредственную реализацию всех намеченных мероприятий с дальнейшей обработкой собранных данных;
  • Результативный. Его миссия – констатировать конкретные тенденции на основе полученных первоисточников и грамотно оформить отчет по НИР, выработать рекомендации по решению проблемы и пр.

Фактически, ключевым моментом в проведении социологического исследования выступает опрос, основные функции которого сводятся к следующим действиям:

Таким образом, опросный метод социологического исследования призван собрать информацию по конкретной проблеме/теме и предоставить исследователю общую картину и отношение социума к ней. Притом данный прием является основополагающим методом социологической НИР.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Виды опросов в социологическом исследовании

Проведение опроса – это основная часть НИР социологического характера, требующая немало времени и сил, как на подготовку, так и реализацию. А затем дальнейшую обработку полученных результатов.

Исследователю следует заранее определиться с видом опроса. Выделяют следующие вариации опросного метода в социологическом изыскании:

  • По масштабам: сплошной опрос – когда опрашиваются первые встречные люди без распределения их по группам (возраст, опыт работы, образование, доход и пр.), выборочный – предполагает выделение целевой аудитории или группы по конкретному признаку. Именно мнение данного класса будет учитываться при подведении итогов. Здесь же можно выделить индивидуальный опрос – когда обращение конкретизировано к конкретному лицу, групповой опрос – когда одновременно может опрашиваться целая группа;
  • По форме проведения: устный опрос – когда организатор или эксперт вживую общается с участниками (здесь пометки, фиксирует результаты и ответы делает интервьюер), письменный – в этом случае взаимодействие между опрашиваемым лицом и экспертом минимальное, притом участнику опроса предстоит письменно отвечать н поставленные вопросы, заполнять определенный бланк и пр. Также уместно здесь же выделить очный опрос – то есть непосредственный живой контакт между экспертом и участником, заочный – прямого контакта нет, опрос проводится в дистанционной форме (онлайн-тест, анкета и пр.);
  • В зависимости от степени проработанности социологического исследования: стандартизированный опрос — то есть запланированный. С четко очерченными и заранее подготовленными вопросами. Нестандартизированный – основанный на импровизации в рамках заданной темы.

Каждый исследователь выбирает подходящий вид опроса с учетом имеющихся у него возможностей и способностей, потребностей и ограничений. Как правило, окончательное решение относительно подходящей разновидности основывается на текущем уровне подготовке и интересах эксперта: студенты предпочитают более простые и стандартизированные форматы, а опытные исследователи – не прочь от импровизационных или детализированных, комбинированных вариаций.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как подготовиться к опросу исследователю?

Всю опросную схему в рамках социологического исследования можно разбить на несколько общих этапов:

Первый – подготовительный. Здесь автору социологической НИР представит определиться с существенными и общими моментами: тема-проблема, цель и задачи, гипотеза (что именно он намерен проверить) и пр. То есть на основе выбранной области и темы, автору НИР важно продумать научный аппарат и определить границы исследования, конкретизировать интересующие его моменты и возможности их оценки, выбрать подходящую шкалу и способ обработки данных и пр.

Также на данной стадии происходит планирование и организация непосредственно опроса. Этот шаг предполагает реализацию следующих действий:

  • Постановка границ исследования: сроки проведения, примерные масштабы и объемы НИР (число контрольной группы или выборки, примерное количество вопросов и пр.), тема-проблема-предмет и объект — и пр.;
  • Определение целевой аудитории: кого и где будет опрашивать исследователь? Здесь важно определить контингент респондентов: возраст особенности, где их можно найти с учетом темы и характера исследования. Допустим, социолог намерен определить мнение к новой кинокартине, тогда опрос целесообразно проводить в кинотеатре (на выходе из зала и пр.). Согласитесь, глупо искать кинолюбителей определенной картины в торговых секциях или спортклубах.
  • Разработка списка вопросов. На данной стадии автору социологической НИР необходимо ориентироваться на констатированный научный аппарат и выбранный метод исследования: опрос, анкета и пр. В любом случае важно подготовить точный список вопросов, позволяющий узнать мнение в отношении интересуемого объекта. Притом важно помнить, что полноценно оценить ситуацию на базе одного вопроса невозможно. Поэтому постарайтесь сформировать несколько предельно точных конструкций. Все подготовленные вопросы должны быть оформлены в виде специальных листов или анкет. Такой подход упростит в дальнейшем обработку информации и формирование полученных результатов.

Вторая стадия – реализационная, которая предполагает выполнение всех намеченных программой социологического исследования действий: поиск респондентов, беседа или анкетирование, сбор данных и пр.

Третья стадия – заключительная. Ее миссия обработать собранные материалы и сформировать соответствующие выводы, а затем рекомендации.

Остановимся подробнее на этапе разработки, подготовки к опросу в рамках социологического исследования. Здесь уместен следующий алгоритм действий:

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Опросная часть социологического исследования чаще всего тотально планируется. Импровизационный подход не позволяет получить полной картины относительно изучаемого явления, объекта. Поэтому здесь в любом случае должен быть точный план действий. Независимо от того, в какой форме будет проходить опрос (беседа, анкетирование, онлайн-формат), организатору предстоит проработать опросный лист. В его структуре принято выделять следующие основные элементы:

  • Вводная часть. Здесь целесообразно обращение к респонденту – приветствие, обращение с просьбой принято участие в исследовании и ответить на несколько вопросов. Важно показать, что мнение каждого участника важно и ценно.

Также здесь будет присутствовать короткое описание исследования и инструкция для респондента: цель мероприятия, что нужно делать (на сколько вопросов ответить, как это сделать и пр.);

Опрос призван собрать сведения не только по проблеме, но и получить основную информацию о респонденте: имя, пол, возраст, опыт работы ли уровень образования и пр. Данная часть важна если социологическое исследование носит целевой характер – важная конкретная выборка и пр.

В перечне вопросов должна быть обязательная часть, а также дополнительная – заполняемая по желанию.

В зависимости от выбранного формата заполнение опросного листа будет производиться либо непосредственно исследователем (беседа, интервью), либо участником (анкетирование, тестирование).

  • Финальный блок. Здесь уместно собрать сведения о респонденте ил перейти к словам благодарности за принятие участия в опросе.

Список вопросов рекомендуется формировать с учетом таких правил, как простота изложения (чем проще, тем лучше), разнообразие (различные формы: открытые, закрытые краткий ответ, тест и пр.). Не забываем об оформлении опросного листа, творческий подход вполне целесообразен и способен больше заинтересовать участников.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Правила проведения опроса в социологическом исследовании

Чтобы опрос принес пользу и позволили получить конкретные результаты, важно придерживаться следующих простых постулатов.

Во-первых, организатор и эксперт должен сам тщательно разобраться в поставленной задаче и теме: что исследовать, с кем контактировать, как фиксировать и обрабатывать результаты. Корреспондент должен быт общительным и эрудированным, подкованным.

Схема проведения опроса в НИР по социологии

Схема проведения опроса в НИР по социологии

Во-вторых, все вопросы должны быть интересными и понятными, затрагивать сугубо выбранную тему и область исследования. Притом все они должны быть сформированы на простом русском языке, с учетом действующих норм. Рекомендуется отказаться от бюрократического стиля.

В-третьих, опрос должен быть оптимальным по срокам и объемам, количеству вопросов. Опытные специалисты рекомендуют проводить социологическое исследование сроком от 1-3 до 10-14 дней, а количество респондентов подбирать с учетом задействованных специалистов (в среднем на одного эксперта приходится до 50-100 анкет при средних масштабах НИР), оптимальное количество вопросов – до 10-15, а продолжительность опроса – 1-3 минуты. Поэтому тщательно продумайте, что Вы будете спрашивать и как. Не все готовы проходить опрос до конца и тратить свое время.

Какие ограничения действуют при проведении опросов в социологическом исследовании?

Любая научная деятельность сопровождается введением ряда ограничительных параметров. Притом часть из них носит обязательный характер и граничит с научным аппаратом и программой изыскания, а вторая – определяется индивидуально исследователем с учетом его возможностей, желания и пр.

Самыми очевидными и явными ограничениями при планировании и реализации опроса в рамках социологической НИР выступают:

  • Сроки проведения;
  • Количество вопросов: общее, контрольные, дополнительные и пр.;
  • Объем выборки, количество участников;
  • Научная область: тема и проблема, предмет и объект;
  • Уровень подготовки корреспондентов и привлекаемых специалистов;
  • Бюджет на организацию и проведение социологического исследования и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Достоинства и недостатки опросного метода в социологическому исследовании

Опросы позволяют получить общее представление относительно существующей проблемы и сложившейся ситуации, а также определить мнение социума по отношению ко всему происходящему, выработать оптимальный вариант решения, при котором каждая из сторон-участниц останется довольна, а риски и потери будут минимизированы.

К явным достоинствам данного метода следует отнести:

Среди недостатков опросного варианта можно отметить:

  • Субъективная оценка ситуации со стороны респондентов и невозможность получения максимально точных результатов. Повторный опрос может дать кардинально иные итоги;
  • Субъективность организатора. Каждый исследователь понимает и видит картину, проблему по-своему. Поэтому проведение опроса будет также субъективным и опишет тенденции с определенной позиции и замысла автора НИР;
  • Ограниченность исследования не всегда благоприятно сказывается на результатах и их достоверности.

Несмотря на столь яркие черты опроса, ни одно социологическое исследование не может обойтись без использования данного метода (в разных вариациях). Именно опрос является основным приемом и ключевой частью программы социсследования. Поэтому его роль – одна из важнейших.

Читайте также: