Технология смазки рессорных листов с их разгрузкой

Обновлено: 07.07.2024

Приходилось читать, что рессоры требуется смазывать, кажется графитной смазкой. Прошерстил Поиском - ни одного топика. Кто-нибудь это делал?

И правильно, что нету!Не надо так делать. История данного метода корнями своими восходит в те далекие времена, когда в Союзе Советских Социалистических Республик, было такое государство - я там родился, так вот, в СССР делали автомобили ГАЗ-20 и ГАЗ-21. У них рессоры и мазались именно графиткой, НО. Рессоры у них были упакованы в специальные брезентовые чехлы. Эти чехлы защищали листы рессор от излишней влаги и механических примесей. Таким образом, до рессор могли добраться только конденсат от перепада температур и мелкая пыль, количество которых было пренебрежимо мало. С тех пор еще живы рекомендации мазать листы рессор графитной смазкой. Ныне это выросло в малопригодное заблуждение, объясню почему.Дело в том, что графитная смазка чрезвычайно гигроскопична. Есть два типа наиболее распространенных консистентных смазок: на основе литиевых мыл и калиевых. К первым относится известнейший "ЛИТОЛ", вообще, литиевые смазки более устойчивы к любым воздействиям: негигроскопичны, выше проникающая способность и способность удерживаться на смазываемой поверхности, выше температура каплепадания, не коксуются со временем, короче, литиевые смазки современнее. Калиевые смазки гораздо менее надежны: быстрее стекают со смазываемой поверхности, хуже держат температурные нагрузки, от которых разжижаются, со временем высыхают и закоксовываются. Самое главное, калиевые смазки ОЧЕНЬ гигроскопичны. К консистентным смазкам на основе калиевых мыл относится "СОЛИДОЛ", он гораздо старше "Литола". Так вот, графитка делается на основе "Солидола" со всеми вытекающими отсюда последствиями: повышенная гигроскопичность (не забывайте, что, помимо гигроскопичности "солидола" есть еще графит, собственная способность которого впитывать влагу тоже весьма высока), невысокая термостойкость (применительно к рессорам - не критично), способность к закисанию (графитка этим страдает меньше, чем базовый "солидол").Теперь посмотрим, что будет, если помазать ОТКРЫТЫЕ рессоры графитной смазкой. Сначала будет все просто замечательно - очень тихо и очень мягко. Потом смазка начнет набирать влагу, листы начнут интенсивно ржаветь, но это еще не все. Кроме влаги в смазку начнет попадать ПЕСОК! В сочетании со смазкой получится гениальный абразив, который будет интенсивно грызть металл рессорных листов, изнашивая их механически, плюс повышая температуру от трения, что тоже будет приводить к истощению смазки.В общем, все ужасно! Не надо графиткой рессоры мазать!Проще вставить между листами пластмассовые пластиночки от "ВОЛГИ", предварительно подрезав их ножиком. А стОят они копейки.Удачи.

Рессора состоит из нескольких стальных упругих листов разной длины, соединенных стяжным центровым болтом. Первый самый длинный лист рессоры называется коренным, он имеет ушки, в которые запрессованы втулки. Для ограничения бокового смещения листов установлены хомутики. [32]

Рессоры относятся к тем деталям машин, нагрузка на которые в действительности является не статической, как это принимается при расчете, а изменяется во времени. Обычно же, как бы слаба рессора ни была, она, прежде чем выйти из строя, выдерживает тысячи повторных нагрузок. [33]

Рессоры смазываются графитной мазью ( 25 / 0 солидола, 25 / 0 коллоидального графита и 50 / 0 нигрола) при появлении скрипа, но не реже 2 раз в год. Предварительно рессоры должны быть очищены от грязи и ржавчины металлической щеткой и промыты керосином. Для смазки нужно снять хомутики, удерживающие листы от бокового сдвига, и поднять автомобиль за раму, чтобы концы листов рессор разошлись. Смазка вводится в пространство между листами. После смазки снятые хомутики должны быть поставлены на место. [34]

Рессоры испытывают под прессом путем троекратного нажима до полного ее выпрямления с последующим замером стрелы прогиба. Изменение стрелы прогиба свидетельствует о непригодности рессоры. [35]

Рессоры состоят из нескольких ( обычно 6 - 15) листов разной длины. Толщина каждого из листов достаточно мала, поэтому рессора может давать значительные прогибы без пластических деформаций. [37]

Рессоры изготовляются главным образом из легированных - кремнистых, хромистых и кремненикелевых сталей, имеющих после соответствующей термообработки весьма высокий предел текучести, близкий к пределу прочности. [39]

Рессоры крепят в средней части и по концам. [41]

Рессора , подвергшаяся осадке на заводе, в эксплуатации не дает заметной остаточной деформации до самого момента поломки. [43]

Рессора , в полной мере представляющая собой брус равного сопротивления, называется идеальной; условия работы ее не отличаются от условий работы балки с постоянной по длине толщиной Л, имеющей в плане форму равнобедренного треугольника ( фиг. [44]

Рессора в этом отношении приближается к идеальной, и вес ее может быть уменьшен. Например, автомобильные рессоры обычно составляются из двух ( не более трех) групп листов разной толщины Самыми тонкими делаются короткие листы, самыми толстыми - длинные. Длину листов можно устанавливать графически ( фиг. [45]

Обслуживание и ремонт рессор подвески автомобилей вагонной компоновки семейства УАЗ-452 заключается в периодической проверке их состояния и устранении выявленных неисправностей. При обслуживании следует проверять затяжку стремянок рессор, болтов крепления крышек кронштейнов, крепление на заклепках кронштейнов к лонжеронам рамы, а также состояние самих рессор.

Обслуживание и ремонт рессор подвески УАЗ-452.

Рессоры следует систематически очищать от грязи. При их осмотре необходимо обращать внимание на продольное смещение листов, которое может свидетельствовать о срезе центрового болта и на появление трещин в листах. Сломанные листы необходимо заменить, сняв и разобрав рессору. Осевшие рессоры, имеющие целые листы, могут быть восстановлены рихтовкой (правкой).

Обслуживание и ремонт рессор УАЗ-452, смазка рессор, проверка подушек, величина прогибов рессор

Стрелу прогиба (кривизну) листов проверяют шаблоном. При небольшом уменьшении стрелы прогиба листы правят в холодном состоянии ударами молотка по внутренней поверхности листа. Сильные удары начинают наносить с середины листа, перемещаясь к концам. С приближением к концам удары должны быть более слабыми.

Чашки коренных листов рессор, не пригодные для дальней шей эксплуатации, заменяют новыми. На рессорах УАЗ-452 чашки приклепывают заклепкой 8х16 с потайной головкой. Необходимо следить, чтобы потайная головка заклепки не выступала над поверхностью листа. При необходимости ее зачистить.

Смазка рессор подвески УАЗ-452.

По мере надобности, но не реже одного раза в год, или если проводился ремонт рессор, их следует смазывать. Смазка предупреждает коррозию листов, являющуюся одной из основных причин поломки рессор, повышает мягкость подвески и устраняет трение между листами. Для смазки необходимо снять рессору с автомобиля, разобрать ее, промыть в керосине, просушить сжатым воздухом и тщательно смазать каждый лист графитной смазкой или смесью, состоящей из 30% масла УСс (солидола), 30% графита П и 40% трансформаторного масла.

Если нет возможности снять рессоры с автомобиля, то для осуществления смазки необходимо поднять домкратом передний или задний конец рамы так, чтобы колеса не касались поверхности. Затем, отжимая отверткой концы листов рессор, заложить в них смазку.

Проверка состояния резиновых подушек рессор.

Необходимо периодически проверять состояние резиновых подушек рессор в кронштейнах. Для этого при нагруженного автомобиле следует отвернуть болты крепления крышек кронштейнов, снять крышки и осмотреть резиновые подушки. У верхних резиновых подушек обычно изнашиваются боковые выступы, которые надрезаются бортами чашек. Такие подушки можно не менять. Не требуют замены подушки, у которых перемычка подрезана в месте соединения ее с верхней частью подушки.

При обнаружении значительного износа или разрушения подушек рессор они должны быть заменены новыми. Особенно нужно следить за состоянием подушек передних рессор, так как значительный износ опорной поверхности подушек вызывает виляние колес и ухудшает управляемость автомобиля.

Ставить крышки кронштейнов рессор и затягивать болты следует при выпрямленной рессоре, иначе подушки могут занять неправильное положение и быстро выйти из строя. Для выпрямления рессоры можно пользоваться специальным приспособлением.

Для выпрямления рессоры УАЗ можно пользоваться специальным приспособлением

Несвоевременная замена изношенных резиновых подушек также служит причиной разрушения кронштейнов рессор, прикрепленных к раме. Ослабевшие заклепки крепления рессорных кронштейнов необходимо заменить новыми заклепками большего диаметра или болтами.

Ремонт рессор подвески УАЗ-452.

Для ремонта рессор необходимо снять их с автомобиля и разобрать. Для снятия рессоры автомобиль установить на смотровую яму и выполнить следующие операции :

— установить переднюю или заднюю часть автомобиля на подставки, смять колесо, разъединить и отвести вверх рычаг амортизатора,
— приподнять домкратом передний или задний мост,
— отвернуть гайки крепления и снять стремянки,
— отвернуть болты крепления крышек корпусов опоры переднего и заднего концов рессоры и снять крышки,
— снять рессору вместе с резиновыми подушками.

После разборки, очистки и промывки рессор, надо проверить их состояние и выявить пригодность для дальнейшей работы. Рессоры автомобиля УАЗ-452 необходимо рассортировать по размерам стрелы прогиба под нагрузкой 600 кГ на две группы : I группа — стрела прогиба 15-25 мм, II группа — стрела прогиба 15—5 мм. Собранную рессору осаживают пробной нагрузкой от ее свободного состояния до величины прогиба, указанного в таблице ниже.

Величина прогибов рессор подвески УАЗ-452.

Величина прогибов рессор подвески УАЗ-452

Схема замера стрелы прогиба рессор подвески УАЗ-452.

Схема замера стрелы прогиба рессор подвески УАЗ-452

Обратно на автомобиль рессоры устанавливают в последовательности обратной снятию. Перед установкой рессор в корпуса опор необходимо их выпрямить. Для этого применяют домкрат или специальное приспособление. При установке рессор надо обратить внимание на положение чашек, приклепанных к концам коренных листов. Полностью закрытые чашки у передней рессоры должны быть расположены на переднем подвижном конце, а у задней рессоры — на заднем подвижном конце.

После разборки и смены дефектных листов, перед сборкой рессоры, ее листы надо смазать. Резьбовой конец центрового болта рессоры раскернить или смять с торца ударами молотка. Торец заклепки хомута после приклепки к листу рессоры не должен выступать над поверхностью листа.

Хомуты рессоры после обжатия не должны препятствовать свободному перемещению листов во время работы рессоры. После сборки рессору окрасить эмалью. Болты крышек кронштейнов рессор и гайки стремянок затягивать после осадки рессор от веса автомобиля.

Я вот тут собрался менять задние рессоры (не сам, на сервисе), купил новые и хочу их предварительно промазать (дело нехитрое и недолгое в общем). А вопрос собственно такой: какой цели служат всеми реомендуемые чехлы на рессорах? Ни на одной иномарке с рессорами такой фичи нет, хотя стоила бы она при заводском изготовлении копейки. Может быть не стоит морочить себе голову, просто натолкать графитки между листами,а снаружи помазать пушсалом и на этом успокоиться?
С уважением,
Роман

(^_^)

Обязательно скругли концы листов Перебирали тут намедни все рессоры на двух уазах. Один пятилетка, другой новый. У пятилетки листы были пропилены острой кромкой нижних листов БОЛЕЕ, чем на половину. У нового выработка уже заметна на глаз и на ощупь - десятки две, как минимум. На заводе рессорную полосу просто рубят на листы, заусранцы не снимают и опорная кромка работает, как шабер,вместо того,чтобы скользить.
Кроме того,новые рессоры не смазаны, а просто окунуты в краску и собраны.
Так, что - разбирать, отмывать, шлифовать кромки, смазывать, собирать через прокладки по центру,чехлить и . наслаждаться плавностью хода.
Алексей.

Поставь второпластовые проставки. Лучше чем укутывать. Я свои укутал, а теперь вот хочу второпласт поставить.

А где их брать? НИ разу не видел в продаже, хотя конечно они бы много проблем решили. Сколько их надо на одну рессору?

Есть Волговские в продаже Ставятся на концы - по 2 на лист. Лист надо сверлить на концах - там такие пимпочки (на прокладках)

Я свои не смог просверлить :-)( Сломал/сточил пару сверл.
Повез листы мужикам в сервис - говорят щас мы их свелильным станком. Ага. 6 сверел на 4 дырки. Просверлили два листа и сказали, что сверла у них закончились и ВАЩЕ где я взял такие рессоры.
Очень мы с ними порадовались за СССР и военную приемку в 82м году (год издания моего аппарата)

Так и собрал с не всеми прокладками.

Рессоры сверлят победитовыми сверлами причем нашими - у буржуев они для бетона под пефоратор и угол заточки не тот, а наши - в самый раз. Только сверлить на низких оборотах с охлаждением.

Победитом плохо. Обычным сверлом лучше Только точить сверло надо соответсвующим образом. Дело в том, что рессорная сталь (что-нибудь типа 50ХГСА)скорее вязкая, чем твердая,поэтому сверло надо точить острее,с большими углами атаки, как для меди или титана. Победит под острые углы не точится,колется.
Из практики.
Алексей

Тоже из практики Сверла из обычной стали тупятся :-(( Даже с острым углом. Победит режет. Без проблем. При невысоких оборотах. При высоких - действительно крошатся. При необходимости затачивается. Без крошения.

Заточки 90, атаки 30-40 Примерно.При сверлении должна идти цельная спиральная стружка.Если идет крошка - сверло или неправильно заточено или село.

Чехлы, как я понимаю. Служат 2 целям:
1. Предохраняют смазку от смывания и стирания.
2. Защащают от грязи (если только герметичны достаточно, а иначе под них еще больше грязь копиться будет)

Но поскольку чехлы штука не такая уж и прочная, если по лесам ездить и порвать недолго, то отсюда будет вред по п.2.

Так что смазать рессоры - это точно хорошо, а чехлы на них - есть сомнения.

Читайте также: