Технология террейна в детском саду

Обновлено: 19.09.2024

Автор: Тимощенко Ольга Леонидовна, старший воспитатель, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N23, Колпинского района, Санкт- Петербурга.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО,
делающие акцент на территории (участке), прилегающей к образовательной организации или находящейся на небольшом удалении от нее, приспособленной для реализации образовательной программы дошкольного образования и включающей материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Давайте их вспомним. Развивающая предметно-пространственная среда должна:

  • обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей ( в т. ч. детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также возможности для уединения;
  • быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

И должна обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; - возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды территории, прилегающей к ДОО, в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей.
Следовательно характеристикой развивающей предметно-игровой среды на участке ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО будет:

  • проблемная насыщенность;
  • открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования;
  • не обыденность;
  • четкая оформленность предметных источников развития;
  • многофункциональность;
  • приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых

Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться создание центров познавательно-исследовательской деятельности на участке детского сада, в целях организации специальных образовательных маршрутов, или образовательных терренкуров, по территории ДОО разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, их возраста, интересов.

Вообще терренкур (нем. terrain — местность, участок, территория, kur — лечение) – это специально организованные пешеходные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением образовательных центров, зон, островков, которые способствуют не только оздоровлению организма воспитанников и повышают уровень двигательной активности дошкольников, а также способствуют развитию познавательной активности и развитию творческого потенциала каждого ребёнка.
Организуются терренкуры непосредственно на улице, а именно на прогулке т.к. они решают ряд важнейших образовательных задач
- развитие умственных способности и наблюдательности
- знакомит детей с красотой и архитектурой родного города
- воспитывает эстетическое восприятия природы
. - удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.

В ходе терренкура возможна интеграция различных образовательных областей, где содержание образовательного процесса обеспечивает связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей.
Педагогическая значимость терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном поборе материала, дети в игровой форме

  • получают реалистические знания
  • закрепляют определённые навыки и умения
  • проявляют творчество и фантазию
  • удовлетворяют двигательную активность
  • переживают эмоциональный подъём и эмоциональное благополучие при взаимодействии с окружающим миром
  • развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.

Тщательно продуманная оформленная и организованная среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Педагоги должны творчески подходить к оформлению участков и территории прилегающей к ДОУ. Речь идёт не о классических требованиях, к той или иной территории ДОУ, а о едином образовательном пространстве развития детей детского сада, где помимо традиционно- разделенных участков на территории для групп, есть места - экспозиции или центры, в которые можно проложит специальный образовательный маршрут. Содержание маршрута терренкура включает в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, и другие возможные объекты на территории ДОО. Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, беседы, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.

Для достижения успеха в образовательном терренкуре необходимо:

  • Вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора)
  • Предложить детям доступный материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного)
  • Дозировать степень активности взрослого (средний возраст: взрослый- непосредственный участник, старший дошкольный возраст взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности)
  • Создание творческой обстановки и с вниманием и уважением относитсяко всем мыслям и гипотезам детей

1 этап--подготовка

2 этап--проведение

3 этап—подведение итогов

Одевание по сезону.
Обращение к детям, рассказ о предстоящей деятельности.
Подготовка атрибутов и снаряжения

сбор и прохождение намеченного маршрута от точки до следующей точки маршрута
остановку, привал, познавательно-исследовательскую деятельность детей и взрослых;
комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
самостоятельную деятельность детей;
сбор и возвращение в группу.

Представляю Вам некоторые краткие содержания маршрутов-терренкуров:

Маршрут N1. Направление – речевое развитие дошкольников.
Небольшой протяжённости, начинается с аллеи писателей и предполагает остановку в беседке сказок. Там ребята слушают любимые сказки и художественные произведения, далее дети встречаются с Василисами, которые олицетворяют одно из времён года, и составляют о них рассказы по мнемотаблицам, рассказывают знакомые стихи о данном времени года, а заканчивается маршрут звуковой дорожкой.

Маршрут N2. Направление развития детей – познавательное развитие. Маршрут окрашен красным цветом и предполагает путешествие по экологической тропе, остановку в познавательно-исследовательском центре, где дети экспериментируют, проводят опыты с песком, водой, воздухом, магнитами, а также маршрут включает в себя площадку по БДД, интеллектуальный островок и конструкторское бюро.

Маршрут N3 Направление - художественно- эстетическое развитие. Начинается с посещения центра изобразительного искусства, где дети занимаются продуктивной изобразительной деятельностью и каждый реб?нок может проявить творчество и инициативу. Следующей остановкой этого маршрута является мини галерея, где выставлены картины известных художников и заканчивается он театральной сценой, там ребята показывают инсценировки, кукольные театры, выполняют этюды по ритмопластике.

Условно это можно представить так:

Маршрут N ……
Приоритетное направление:…………….
Цель маршрута……………………….
Длительность………………………………….

Презентация: Технология террейна как средство обогащения игровой практики детей старшего дошкольного возраста

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Технология террейна как средство обогащения игровой практики детей старшего дошкольного возраста" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 9 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по педагогике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

Презентация: Технология террейна как средство обогащения игровой практики детей старшего дошкольного возраста

Технология террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста


Слайд 2

В старшем дошкольном возрасте дети увлекаются режиссёрской игрой, которая отличается богатым содержанием, сюжетосложением, качественным исполнением и многократной сменой ролей.

Необходимо ориентироваться на создание среды для таких игр, в которых каждый ребенок сможет создавать игровой сюжет и реализовать его, проявлять индивидуальные особенности. Создание взрослыми пространства культуры игры является одним из условий практики дошкольных образовательных учреждений


Слайд 3

Почему организация игрового пространства имеет решающее значение для развития режиссерской игры?

Создание взрослыми пространства культуры игры является одним из условий практики дошкольных образовательных учреждений Ребёнок развивается в деятельности, в ней он самореализуется, самоутверждается Для этого пространство игры должно быть: -проблемно насыщенным; -открытым к активному достраиванию ребенком; -диалогическим по способу функционирования; -необыденным; -иметь определенную оформленность предметных источников развития; -многофункциональность;


Слайд 4


Слайд 5

Террейн задаёт фон игры, позволяет ребенку погрузиться в атмосферу игры, в которой разворачивается определённый сюжет, выстроенный воображением ребенка.Ребенок творит собственный мир!

Стратегия террейна в режиссёрской игре - это этап сотворчества детей и взрослых, где каждый показывает новые грани своих творческих возможностей (при изготовлении макетов дети договариваются, каким будет изготавливаемый объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов друг другу по поводу выбора предметов, материалов, конструирования.


Слайд 6


Слайд 7

Мелкие игрушки, бросовый и природный материалы должны находится в свободном доступе: ребенок сам выбирает, что он будет использовать для террейна, с чем играть и сколько.Террейн – это украшение игры. Нередко именно такие детали, дополняющие игровое пространство, и привлекают внимание детей, захватывая их интерес.Самостоятельные игры позволяют ребенку овладеть определенными навыками общения со сверстниками.Именно в процессе игровой практики у детей происходит превращение усваиваемых способов действий, эстетических ценностей, нравственных и социальных норм и идеалов во внутренние достижения детской личности.


Слайд 8

Воспитателю важно создать условия в предметно-развивающей среде, которые бы вызвали у детей удивление, интерес, любопытство.


Слайд 9

Выбрать сказку, в которую попадают герои, или задать проблемную ситуацию (Что там случилось? Как мы поможем помочь?) помогают нам Волшебные предметы либо уже заданный, но не до конца оформленный макет с каким-либо сказочным предметом.


Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, но при этом необходимо сохранить и укрепить здоровье детей.

Перед нами, как и перед всеми Вами, стоят такие вопросы: Как обогатить нашу прогулку? Как повысить познавательную активность детей, не перегружая их при этом? Как часть образовательной деятельности вынести на улицу?

Решать все эти задачи в комплексе помогают образовательные терренкуры.

Терренкур в переводе с французского означает (фр. terrain – местность, cours – курс лечения) это метод, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок. В настоящее время термин терренкур чаще употребляют для обозначения специально проложенных оздоровительных маршрутов.

Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.

Задачами образовательного терренкура являются:

– упражнять детей в основных движениях;

– развивать выносливость, ловкость, координацию движений, навыки самоорганизации;

– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;

– воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;

– формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

– формировать эстетическое восприятие дошкольников;

– приобщать детей к здоровому образу жизни;

– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

За последние годы территория детского сада преобразилась благодаря усилиям педагогов и родителей. Мы старались, чтобы среда стала проблемно насыщенной, приспособленной к нуждам совместной деятельности детей и взрослых, открыта для изменений.

При прохождении образовательного терренкура мы оздоравливаем организм воспитанников, повышаем уровень их инициативы, самостоятельности, двигательной и речевой активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.

А чтобы вызвать у детей живой интерес, можно предложить им поучаствовать в составлении образовательного маршрута или создать собственную инсталляцию из бросового или природного материала.

Образовательные терренкуры подразумевают интеграцию следующих образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие. Но если в своем творчестве пойти дальше, то можно задействовать и речевое развитие, и художественно-эстетическое. Все зависит от тематики терренкура и содержания деятельности на станциях.

Образовательные терренкуры должны проводиться регулярно, в нежаркое время суток в первую половину дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе. Мы организуем их 2 раза в месяц. Это не требует серьезной дополнительной подготовки и финансовых затрат. Необходимо только желание и творческий подход педагога.

Мы предлагаем такие варианты станций:

Метеостанция: Здесь дети учатся наблюдать за изменениями состояния погоды, анализировать и делать выводы.

В зависимости от возраста детей меняются и усложняются задания.

Если младшая группа наблюдает за направлением ветра, то к подготовительной группе дети снимают показания с приборов, заносят в дневник наблюдений, сравнивают с предыдущими днями;

Мы используем оборудование как традиционное (термометр, компас), так и изготовленное из подручного материала совместно с детьми (дождемер, султанчики, флюгер, барометр, песочные и солнечные часы).

Вместе с детьми рисуем мелом, водой с использованием трафаретов, валиков, кисточек и природного материала.

Интересно использовать лабиринты летом - лабиринт на асфальте, осенью – лабиринты сухих листьев, зимой – снежные лабиринты

Станция «Сказочная поляна: Эта станция предполагает остановку в беседке сказок или в специально организованном месте. Там воспитанники младших групп слушают любимые сказки, отгадывают загадки, а более старшие дети составляют рассказы по мнемотаблицам, рассказывают знакомые стихи о данном времени года, с удовольствием участвуют в театрализации и драматизации.

Станция снежных или песочных построек: Учим детей строить снежные фигуры, украшать их. А потом обыгрываем их.

Кроме терренкуров, проходящих по территории ДОУ, в нашей практике мы используем маршруты, которые выходят за пределы детского сада. Так с детьми подготовительной группы мы освоили образовательный терренкур по нашему микрорайону. Мы сходили к радиоколледжу, продуктовому магазину, к администрации Дзержинского района, к библиотеке им. Гоголя.

Другой маршрут был проложен до парка Березовая роща, где мы покормили белочек, выполняли задания, наблюдали за природными объектами. А по дороге туда и обратно наблюдали за машинами, пешеходами и повторяли правила дорожного движения.

А от станции к станции мы с детьми передвигаемся, выполняя логоритмику, физические упражнения, речевки, преодолеваем препятствия.

Хочется подвести итог: развитие познавательной активности и познавательно-исследовательской деятельности детей с использованием образовательных терренкуров, на наш взгляд, повышает качество усвоения детьми полученных знаний и закрепления их в практической деятельности, развивая при этом детскую инициативу и самостоятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сапрыкина Татьяна Павловна, воспитатель

Цель:
– ознакомление педагогов ДУ с новой технологией оздоровления детей дошкольного возраста

Познакомить воспитателей со способом организации маршрута терренкура;

Форма проведения: семинар – практикум.

Методические приемы: монологические высказывания, диалог

План семинара – практикума:

Задания для воспитателей

Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого ДОУ.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие -смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание. Разнообразные формы работы с детьми дошкольного возраста ценны тем, что создают условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывают большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создают определенный духовный настрой, побуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияют на детскую психику.

Одной из таких форм работы развитию и оздоровлению дошкольников является терренкур. Что это такое?

Терренкур, согласно толковому словарю Ефимовой [1], это:

1) Точно дозированная по времени и по расстоянию лечебная ходьба.

2) Специально оборудованная дорожка для такой ходьбы.

В малой медицинской энциклопедии терренкур (франц. terrain местность + нем. Kur лечение) - метод лечебной физкультуры, заключающийся в дозированной ходьбе по специально проложенным и оборудованным маршрутам на пересеченной местности [2].

Изучив эти определения, для себя возьмем, что терренкур для дошкольников - это система дозированной ходьбы, прыжков, бега, подвижных и спортивных игр с использованием прохождения данных маршрутов на территории детского сада, которые способствуют оздоровлению организма воспитанников, повышению уровня двигательной активности.

Обратный путь совершается в спокойном темпе ходьбы. Важно оценивать свое состояние после прогулки: должно быть хорошее самочувствие и ощущаться легкая усталость.

В отличие от занятий в тренажерном зале, прогулки на свежем воздухе более эффективны. Это равносильно сравнению водопроводной воды с чистой родниковой. Вы гуляете, дышите свежим воздухом, наслаждаетесь красивыми видами, но при этом тренируется ваша дыхательная и мышечная системы.

Терренкур помогает решать разные задачи по физической культуре. Это обучение детей новым движениям, закрепление разученных ранее движений, проведение оздоровительных гимнастик. Терренкур поможет не только улучшить здоровье детей и повысить их двигательную активность, но облегчит решение ряда задач образовательной программы:

- формирование элементарных математических представлений: закрепление знания порядкового счёта названий цифр и геометрических фигур, умение ориентироваться в пространстве;

- в изобразительной деятельности (рисование мелками, веточками на песке, водой на асфальте); дети учатся видеть красоту природы и передавать её;

- развитие речи (разучивание стихов, кричалок, загадок, составление рассказов);

- знакомство с окружающим миром (игры экологического содержания, экологические праздники);

- музыкальная деятельность (исполнение песен, игра на музыкальных инструментах, хороводные игры, ритмопластика);

- театрализованная деятельность (обыгрывание знакомых сказок, песенок, потешек) [3].

Можно сделать вывод, что терренкур – единое образовательное пространство для развития ребенка Такое игровое пространство способствует физическому, интеллектуальному и психо-эмоциональному развитию ребенка: он многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается речь, крупная и мелкая моторика, интонации, глазомер, соотносящие движения.

Требования к организации образовательных терренкуров с детьми и соблюдению правил в ходе их проведения

Варианты маршрутов разрабатываются с учетом физической нагрузки, познавательного содержания, интересов детей, обсуждаются в процессе взаимодействия воспитателей и инструктора по физической культуре.

Оборудование и атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности подбираются в соответствии с разработанными маршрутами с учетом интересов детей, времени года и погодных условий.

Прогулки предусматривают контроль за соблюдением правильного дыхания, сохранение оптимальной нагрузки, результатом которой является появление у участников маршрута приятной усталости к концу пути. Одежда и обувь воспитанников для прохождения маршрута должны соответствовать сезону года и погодным условиям.

2.Практическая часть

Структура прогулок с детьми по маршруту терренкура:

Сбор и движение до следующей остановки терренкуров;

Остановка, привал, познавательно – исследовательская деятельность детей и взрослых;

Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;

Самостоятельная деятельность детей;

Сбор дошкольников и возвращение в группу.

Содержание прогулок по маршруту терренкура

Наблюдения за насекомыми, птицами, растениями;

Сбор природного материала;

Знакомые детям подвижные и дидактические игры;

Игры на внимание;

Комплекс оздоровительных физических упражнений.

Примерный маршрут терренкура в ДОУ

Уточнять названия цветов, их строение, особенности их размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям; обратить внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Спал цветок и вдруг проснулся — (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

И вперѐд-назад прогнулись. (Наклоны, вперѐд-назад.)

По команде приседаем —

Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)

Учить детей играть дружно, продолжать знакомить детей со свойствами песка, развивать фантазию при лепке фигур из песка.

Руки ставим мы вразлет:

Появился самолет. (Полетели как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда,

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место все садись!

Закрепить название деревьев, рассказать какую пользу деревья приносят для человека, воспитывать любовь к природе.

Ветер тихо клѐн качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз — наклон и два — наклон,

Зашумел листвою клѐн. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)

Практические задания для воспитателей.

Для внедрения терренкура в практическую работу каждого педагога рекмендуется провести следующие мероприятия:

разработать перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы с учетом использования терренкура в режиме дня;

на основе территории ДОУ разработать маршрут для своей возрастной группы;

Читайте также: