Технология тестопластики в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Оценить 661 0

С.Ю. Буяновская, воспитатель, МБУ СОШ № 89

В данной статье автор, воспитатель детского сада, обобщает свой опыт работы в творческой студии, рассказывая об использовании тестопластики, комплексно воздействующей на развитие ребёнка. Дополнительное образование здесь рассматривается как условие, способствующее развитию творческого потенциала детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка. Кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников, повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.

Приемы обучения, используемые мною, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным. Приёмы лепки из теста те же, что и при лепке из пластилина.

В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости. Вечерами мы любим, лепить подсвечники, выдумывая разнообразные формы и украшения. Когда работа ребятами завершена, мы выключаем свет и с удовольствием созерцаем игру причудливых теней. Все приходят в неописуемый восторг, хвалят друг друга и мечтательно гадают, на что же все же похожа та или иная тень.

Перед каждым праздником царит особая атмосфера. Мы делаем пряничные украшения и подарки из разноцветного теста, в которое я подмешиваю немного ароматизированного масла, ванили. Детям очень нравится этот запах праздника.

Чтобы научить ребенка лепить недостаточно дать ему одного кусочка теста. Важно показать, как это сделать. Именно поэтому воспитателю самому необходимо уметь рисовать, лепить, мастерить, давая детям возможность наблюдать за процессом созидания изделия. Эти наблюдения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, наконец, совершенствовать свои навыки.

Я убедилась, чтобы получить от детей какой-то результат необходимо использовать игровые технологии, через них развивать интерес к тестопластике. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.

Для большей выразительности готовых картинок и фигурок, с большим удовольствием дети используют различные макаронные изделия: колесики, бантики, веточки, ушки, ракушки, спагетти различной длины и толщины. Чтобы придать изделию нужную рельефность они берутся в руки по одной штуке – работа кропотливая, требует усидчивости, точной координации движений и аккуратности, развивает внимание, целеустремленность. А рыбки, букеты цветов в вазе, тортики отличаются необычностью и красочностью. Главная моя задача – научить детей разумно пользоваться этим многообразием. Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок найдет то, что ему необходимо для воплощения своей задумки. Или же наоборот, необычайной формы предмет вдохновит ребенка на создание замечательной самоделки.

Чтобы заинтересовать детей, я применяю различные игровые технологии – обыгрывание поделок, “оживление” их различными способами, с ними можно разговаривать, советоваться, играть.

Во время творческого процесса я рассказываю детям различные приключения, показываю сказки. Обыгрывание помогает привлечь внимание к изображаемому, мотивировать, обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изготовления.

В руководстве изобразительной деятельностью возможны игровые приемы с элементами ролевого поведения и ролевой речи. Присутствуя на занятиях по тестопластике, дети превращались в “художников”, “мастеров” при помощи различных слов типа: “крибли-крабле-бумс”, “три раза повернись, в художников превратись”, с помощью волшебной палочки.

Предлагая детям определенную роль, я вызываю интерес к заданию, желание выполнить его. Действуя в образе, ребенок увлечен делом, изобретателен, тщательно выполняет предъявляемые ему требования. Иногда я сама беру на себя какую-либо роль: волшебницы красок, колдуна или бабушки - загадушки, которая перезабывала, все сказки и не может их рассказать.

Мои занятия, основанные на игровых приемах и творческой фантазии, интересны тем, что работы у всех детей получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то свое, необычное.

Различные игры с красками, тестом, бумагой, новые живописные техники с ними развивают творческую фантазию, изобретательские способности, доставляют детям радость познания и удовольствия от сделанного.

Такие игры особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете.

Ребенок учится получать удовольствие от сделанного своими руками. Даже после одного занятия он видит конечный результат своего труда. Домой дети уходят довольные и удовлетворенные.

Главной задачей я считаю приобщение ребенка к художественной культуре, развитие эстетического вкуса, умение видеть красоту в окружающем мире и вызывая положительные эмоции.

Дети универсальны по своей природе. Они могут многое, если им интересно. А интересно им там, где присутствуют элементы игры, новизна, условия для самовыражения.

Детскими работами украшают группы, изостудию, их дарят малышам, гостям, родителям. На День открытых дверей мы оформляем выставки поделок из теста. Выставка – это очень важный момент в жизни малыша. У ребёнка появляется возможность сравнить свои работы с другими. Он лучше видит свои успехи и упущения. Выставка помогает самоутвердиться и поддерживает интерес к творчеству.

Наблюдая за тем, как радуется ребенок, вылепив игрушку или украшение, в которую он вложил свой труд, выдумку, как начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своей деятельности, становится более уверен в своих возможностях, приходит понимание значимости моей работы, необходимости использования тестопластики для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

1. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству”. (Здоровьесберегающая педагогика).

2. “Лепим из соленого теста”. Данкевич Е.

3. “Воспитание ребенка дошкольника. (Прорграмма “Росинка”) Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И.

Автор: Черненко Ольга Викторовна

Организация: МДОУ №38

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

АННОТАЦИЯ

Содержание дошкольного образования постоянно обновляется, в последнее время появились такие подходы, как вариативность, гуманизация, усиление личностной ориентации. При этом основной фигурой образовательного процесса является ребенок. Воспитательно-образовательная деятельность с дошкольниками ориентирована на формирование благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, развитие фундамента базовой культуры личности, разностороннее развитие детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности детей дошкольного возраста отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других [5].

Одним из условий, которые обеспечивают развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста, считается художественно-творческая деятельность. Огромный потенциал детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, поскольку в работе с детьми любой вид изобразительной деятельности будет содействовать развитию их творческих способностей. В процессе занятий лепкой развитие творческих способностей характеризуется рядом особенностей [7].

Каждый предмет обладает объемом и воспринимается дошкольником со всех сторон. В это время в его сознании образуется образ предмета. В процессе лепки, опираясь на реальные знания, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как при рисовании либо аппликации. Значит, ему не приходится обращаться к условному изображению, что является необходимым в иных видах изобразительной деятельности. Помимо этого, лепка положительно влияет на развитие и совершенствование природного чувства осязания обеих рук, активное действие которых способствует более точной передаче формы [6].

Одним из средств развития творческих способностей дошкольников является тестопластика – один из видов народно-прикладного искусства. Интерес к солёному тесту, как к материалу для изготовления различных поделок, возник, сравнительно недавно. Лепка из соленого теста одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве [15].

Посредством тестопластики дошкольники способны быстрее усваивать способы изображения и переходить к самостоятельной работе без демонстрации взрослым, что в свою очередь содействует интенсивному развитию творчества. Лепка из соленого теста - тестопластика, входит в группу работ с нетрадиционными материалами, которая пока не достаточно широко используется в дошкольных образовательных учреждениях, что определяет новизну и актуальность этой темы [4].

Лепка из соленого теста способствует развитию мелкой моторики кистей обеих рук, зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов, формирования умений и навыков работы с пластичными материалами, а также содействует развитию творческих способностей дошкольников [19].

Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир. Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности [15].

По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности. В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п

О.И. Угрина отмечает, что занятия тестопластикой доставляют дошкольникам радость, формируют позитивную эмоциональную атмосферу, содействуют развитию творческих способностей. Дети с удовольствием проявляют собственную индивидуальность и креативность в процессе создания разнообразных образов из теста. Лепка из соленого теста представляет собой один из видов художественного конструирования и мощный способ развития у детей мышления, творчества, художественного вкуса и других разнообразных качеств. Такой лепкой можно заниматься с 1 года до самой школы [2].

В ходе работы дошкольники знакомятся со свойствами теста, такими как пластичность, вязкость, вес, целостность массы. Со временем формируется умение владения соленым тестом. Занятие тестопластикой развивают способность к выделению главных признаков и свойств предметов, к синхронизации работы обеих рук, координации деятельности глаз и рук, то есть к формированию зрительного контроля за движением собственных рук. Посредством занятий лепкой идет развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, стремления к самосовершенствованию [6].

При воспроизведении того или иного предмета с натуры, по памяти либо с опорой на рисунок, дошкольники знакомятся с формой, у них развиваются движения рук, пальцев, то есть мелкая и крупная моторика рук, что содействует речевому развитию. Кроме этого, развивается наблюдательность и фантазия детей. Занятие тестопластикой вызывает у дошкольников лишь позитивные эмоции, стремление к творчеству. Тестопластика является актуальной на сегодняшний день, поскольку способствует всестороннему развитию ребенка [1].

На занятиях дошкольники учатся лепить людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Многообразие тематики находится в непосредственной связи с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, прежде всего, осуществляет воспитательные цели, удовлетворяя познавательные и творческие потребности детей. По мнению Н.В. Микляевой, пластичность соленого теста и объемность изображаемой фигуры дают возможность ребенку освоить некоторые технические приемы в лепке быстрее, чем в любом другом виде деятельности, например, в рисовании, так как, передача движения в рисунке представляет собой достаточно трудную задачу, которая требует продолжительного обучения [1].

В лепке данная задача быстрее находит свое решение: вначале ребенок лепит предмет в статичном положении, а после этого сгибает его элементы в зависимости от замысла. Кроме того, в лепке становится проще передать пространственные отношения предметов, поскольку объекты, как в окружающей действительности, располагаются друг за другом, ближе или дальше от центра композиции. Вопросов перспективы в лепке не существует [2].

В процессе лепки из соленого теста у дошкольников развивается умение тонкого восприятия формы, фактуры, цвета, веса, пропорций, формируется точность движений рук, конструктивные способности. Кроме того, у дошкольников развивается способность к планированию работы по осуществлению замысла, к предвидению результата и достижению его. Работа с соленым тестом содействует развитию у дошкольников познавательного интереса, стимулирует к поиску новых действий, позволяет определять физические закономерности, усваивать представления об изменении веществ [2].

С точки зрения Э.Ф. Лёвочкиной, особое воздействие занятия тестопластикой оказывают на развитие творчества и фантазии детей, что имеет свои характерные черты. Это можно объяснить тем, что лепка представляет собой наиболее осязаемый вид художественного творчества. Каждый предмет обладает объемом, и ребенок воспринимает его с разных сторон. Именно с помощью воображения, на основании воспринятого предмета, в сознании ребенка создается образ предмета.

Как отмечает О.А. Бикбаева, что занятия по лепке из соленого теста не только дают детям возможность освоить определенные умения и навыки, но и формируют у него чувства создателя, творца. Они пробуждают умственную и творческую активность дошкольников, обучают составлять план собственной деятельности, реализовывать задуманное. А если работы ребенка выставляются на всеобщее обозрение или родители являются свидетелями похвалы ребенка за удачно получившееся изделие, то в этом случае восторгу ребенка нет предела. Он будет стремиться испытать это чувство снова, для чего будет более старательно и аккуратно выполнять новые работы, искать новые пути и способы для реализации собственных творческих способностей. Это развивает целенаправленность и усидчивость при создании изделий из соленого теста [6].

Лепка развивает не только художественные и творческие способности дошкольников. В процессе лепки и развития мелкой моторики пальцев рук, происходит совершенствование речи и мыслительных процессов. Кроме того, лепка оказывает положительное влияние на всю нервную систему в целом. Именно по этой причине возбудимым, шумным и активным дошкольникам часто советуют заниматься лепкой. Роль лепки из соленого теста сложно переоценить, в особенности в сфере интеллектуального и эстетического развития детей дошкольного возраста [2].

С.П. Фардзинова отмечает, что это особенный процесс, потому что лепка из теста – самый осязаемый вид художественного творчества. Благодаря тому, что с помощью лепки появляется предмет, ребенок может воспринимать его с разных сторон, соответственно формируя его полный образ, давая свободу своему воображению. Занимаясь лепкой, ребенок приобретает определенные навыки и умения, обогащая свой кругозор, воспитывается художественный вкус, усидчивость. Безусловно, лепка из теста оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребёнка, способствует психологической разрядке. Лепка из теста способствует расширению кругозора и словарного запаса, содействует развитию творческого мышления, формирует художественный вкус, способность к наблюдению за предметами и явлениями окружающего мира, воспитывает усидчивость, формирует трудовые умения и навыки, воспитывает аккуратность и терпение. Главной особенностью тестопластики является ее тесная взаимосвязь с игрой, поскольку именно она является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте [19].

Объемность созданной фигурки побуждает ребенка к осуществлению игровых действий с ней. В ходе занятий лепкой и обыгрывания сюжета дети чаще вступают в контакт как со сверстниками, так и с взрослыми. Таким образом, занятия тестопластикой вызывают у детей дошкольного возраста большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможности проявления собственного отношения к увиденному или услышанному в пластическом виде изобразительного искусства [10].

Все эти исследования позволяют глубже понять, что занятия тестопластикой вызывают у детей дошкольного возраста большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможности проявления собственного отношения к увиденному или услышанному в пластическом виде изобразительного искусства. Система обучения дошкольников, которая ориентирована на развитие творческих способностей, должна предусматривать формирование у детей умения находить необычные пути и способы для создания художественного образа, которое возможно посредством тестопластики.

Развитие творческих способностей – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способно чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Именно лепка имеет уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка его интеллектуальных и творческих задатков.

Библиографический список

2. Батюта, М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013.

3. Белкин, А.С. Педагогика детства / А.С. Белкин. - Екатеринбург: Сократ, 2013.

4. Бикбаева, О.А. Роль тестопластики в развитии ребенка / О.А. Бикбаева // Педагог. - 2018. - №2.

5. Винс, О.А. Тестопластика как средство развития творческих способностей детей / О.А. Винс, М.Н. Черникова // Молодой ученый. - 2014. - №21.

6. Возрастная и педагогическая психология / Б.А. Сосновский и др.; под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Издательство Юрайт, 2018.

7.Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте //Дошкольное образование. 2006. № 8.

8.Голова О.Н. Использование инновационных методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе дошкольников // Концепт. 2016. Т.

10. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие творческого воображения у дошкольников. М.: Перо, 2015. 172 с.

12. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А.К73 Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с. — (Библиотека Воспитателя).

13. Левочкина, Э.Ф. Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Э.Ф. Левочкина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2.

14. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед.училищ по спец. 2002 и 2010/Под ред. Н.П. Сакулиной, Т. С. Комаровой.- М., Просвещение, 1979.

15. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика / Н.В. Микляева. - М.: Издательство Юрайт, 2013.

16. Мотков О.И. Развитие творчества у детей.-М.: 2008. №4.

17. Силаева, К.В. Соленое тесто / К.В. Силаева. - М.: ЭКСМО, 2012.

18. Угрина, О.И. Тестопластика в детском саду / О.И. Угрина // Интерактивное образование. - 2014. - №6.

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Грицаева Дарья Александровна

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Белореченск

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Принципы, лежащие в формировании единства:

  • принцип развития творческого воображения внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;
  • принцип формирования осмысленноймоторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;
  • принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;
  • принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

«Творчество - это деятельность,

в которой раскрывается

В. А. Сухомлинский

Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов.

По данным исследований учёных была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.

Тестопластика является одним из средств развития мелкой моторики рук у детей. Дети учатся лепить всей кистью и пальцами рук, делать пальчиками рук мелкие детали, прищипывать, разминать, раскатывать, приминать, посредством тестопластики развивается также координация движений. Во время занятий с тестом у гиперактивных детей улучшается настроение, тестопластика оказывает благотворное влияние на нервную систему. Воспитывается трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца, повышается самооценка, совершенствуется умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

Наличие самостоятельной творческой деятельности ребенка – это та цель, к которой должны стремиться все педагоги, т.к. творчество это и есть свидетельство состоявшегося художественного развития ребенка, поскольку оно возникает по его инициативе, отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого.

Задачи:

  • развивать координацию и тактильные ощущения рук;
  • приобщить детей к народному искусству;
  • развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
  • воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
  • реализовать духовные, эстетические и творческие способности;
  • способствовать развитию и сохранению здоровья ребенка.

С чего я начала свою работу?

В первую очередь познакомилась с литературой по тестопластике. Попробовала сама лепить изделия из соленого теста, не все сразу получалось. Но методом проб и ошибок подобрала рецепт теста и технологию изготовления поделок такой, который подойдет в работе с детьми.

На первых занятиях познакомила детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее историей, особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом. Замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность самим замесить и подействовать с тестом: потрогать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д. Предлагала детям отпечатать на поверхности теста предметы с интересной фактурой- пуговицы, колпачки от фломастеров, пробки, болтики, стеки и другие предметы.

Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки- декоративные пластины с налепом, сердечки, новогодние игрушки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания- формочки для печенья.

Дальнейший этап - это облепливание тестом разнообразных объемных форм: бутылочек из под детского питания, сока, баночки и другого бросового материала, карандашниц. Детям необходимо было сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы- цветы, грибы, шляпки и др.

Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются краски- гуашь, акварель, фломастеры. Сначала у детей не очень хорошо получалось раскрашивать уже готовые формы - то краска была слишком жидкая, то цвет был подобран неудачно, тряслись руки. Постепенно дети привыкли и научились использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости. Работы стали получаться интересные, выразительные.

Занятия тестопластикой не только помогают развивать мышление, глазомер, пространственное восприятие, тактильные ощущения, но и открывают детям прекрасный мир искусства, многовековые представления о красоте и гармонии.

Давно известно, что АРТ- терапия – прекрасное средство для развития личности ребенка. То, что создает человек своими собственными руками – это ценное приобретение личности, выражение своей индивидуальности, удивительная возможность творить мир, открывая новые горизонты.

Педагогический проект


Краткая аннотация проекта

Целью данного проекта является обоснование эффективности использования тестопластики в педагогической практике для развития мелкой моторики руки и творческих способностей воспитанников.

Данный проект интересен не только детям старшего дошкольного возраста, но и педагогам, родителям, которые заинтересованы в решении некоторых проблем, связанных с развитием у ребёнка функций руки и творческого самовыражения.

Проект реализуется через вовлечение детей и родителей в систему совместных занятий и мероприятий.

В результате реализации проекта педагог обосновывает эффективность работы с солёным тестом, а воспитанники подготовительной к школе группы получают навыки, позволяющие успешно подготовить руку к письму, а также хорошо развить зрительное восприятие и произвольное внимание.

Всего в проекте участвует 22 ребёнка старшего дошкольного возраста, педагог и родители. Длительность проекта 1 год.

Актуальность

Практика работы с детьми свидетельствует, что тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Следовательно, в процессе лепки из солёного теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. Занятия тесто пластикой способствуют развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел. Занятия по лепке из солёного теста не просто вооружают ребёнка умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле материал, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность ребёнка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Таким образом, занятия тестопластикой являются эффективным средством развития творческого воображения.

Постановка проблемы

… Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев… Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума.

В.А. Сухомлинский

Анализируя работу с детьми, я пришла к выводу:

- творческие способности и возможности воспитанников реализуются не в полной мере;

- недостаточное развитие мелкой моторики руки, зрительного восприятия и внимания.

Эти недостатки могут привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыками письма. Родители тоже порой приходят в отчаяние из-за плохой каллиграфии ребёнка. Замечено, что дети быстро утомляются, рассеяны и возбудимы, нет заинтересованности на занятиях, в играх и другой деятельности, что, бесспорно, отрицательно влияет на общее психическое и умственное развитие ребёнка.

Исходя из этого, возникла проблема, как сделать совместную работу педагога и ребёнка полезной и интересной.

В настоящее время существует много различных видов работы педагога с детьми, развивающих творческие способности детей и мелкую моторику руки.

Для более полного изучения данной проблемы, я сделала анализ образовательных программ:

Таким образом, анализ показал, что развитие мелкой моторики не является приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах.

В программах авторы уделяют немалое внимание развитию детского творчества.

Исходя из данной проблемы, я провела социо – психологический мониторинг готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе. Результаты показали расхождение между достаточно высоким интеллектуальным уровнем воспитанников и низким уровнем развития у них мелкой моторики. Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать, но развивать творчески!

Размышляя на эту тему, я заинтересовалась оригинальным видом декоративно – прикладного искусства – пластикой из солёного теста, способствующей развитию мелкой моторики и творческих способностей детей.

Заинтересовавшись данным видом деятельности, я выделила его основные преимущества:

- способствует формированию и закреплению положительных эмоций, развивает мелкую моторику руки, прослеживающую функцию глаза, воспитывает любовь и интерес к народному творчеству;

- повышает у детей сенсорную чувствительность, развивает общую ручную умелость, синхронизирует работу рук;

- формирует умение планировать работу по реализации замысла;

- активизирует потенциальные творческие способности;

- помогает детям сосредоточить внимание на тонких операциях, приучает к аккуратности и точности, да и просто доставляет детям огромное удовольствие

Цель проекта

Обоснование эффективности использования тестопластики в педагогической практике для развития мелкой моторики руки, творческих способностей воспитанников, формирование трудовых навыков и умений.

v Обеспечение необходимых организационных и программно- методических условий для развития креативности каждого ребёнка в соответствии с его природосообразными способностями и возможностями;

v Обеспечение сотрудничества с родителями в интересах индивидуализации развития личности ребёнка и формирования его креативности;

v Анализ динамики формирования творческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста;

v Представление проекта на районном семинаре в апреле 2013 года.

v Проведение выставки-ярмарки сувениров и игрушек из теста в рамках благотворительной акции.

Стратегия достижения поставленных задач

Подготовительный этап

Вид деятельности

Место проведения

Ответственный

Анализ методической литературы, приобретённой для создания проекта

Июль – сентябрь 2012 года

Составление картотеки игр с тестом, направленных на развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки

Август – декабрь 2012 года

Разработка перспективного планирования для старшей и подготовительной групп

Август – сентябрь 2012 года

Основной этап

Вид деятельности

Место проведения

Ответственный

Проведение занятий по изготовлению поделок из солёного теста в совместной деятельности с воспитателем

На протяжении всего проекта

Воспитатель С.Г.Дудина, дети.

Актовый зал ДОУ

Сентябрь – ноябрь 2012 года

Проведение совместных занятий для углубления взаимосвязи родителей и детей

Январь – март 2013 года

Воспитатель С.Г.Дудина, родители, дети.

Февраль 2013 года

Родители, старший воспитатель.

Апрель 2013 года

С.Г.Дудина, родители, старший воспитатель.

Создание картин для украшения помещений ДОУ

Ноябрь – май 2013года

С.Г.Дудина, старший воспитатель.

Заключительный этап

Вид деятельности

Место проведения

Ответственный

Наблюдение за работой детей по изготовлению поделок из солёного теста

Сентябрь – май 2013 года

Проведение диагностических заданий для определения степени развития мелкой моторики руки и творческих способностей детей

Анализ участия родителей в проекте

Составление отчёта о работе над данным проектом

Май – июнь 2013 года

Апрель 2013 года

Предполагаемые результаты проекта

В результате внедрения данного проекта в жизнедеятельность группы мы ожидаем:

  • Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки;
  • Высокую заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребёнка в трудовой деятельности;
  • Малую утомляемость, влияющую на общее психическое и умственное развитие ребёнка;
  • Получение возможности фантазировать, изобретать;
  • Творческое самовыражение воспитанников;
  • Повышение заинтересованности родителей в развитии личности ребёнка и формирования его креативности;
  • Заинтересованность данной технологией педагогов ДОУ, района и города, родителей

Практическая значимость результатов

Данный проект показывает возможность знакомить дошкольников с трудом людей разных профессий, формировать бережное отношение к его результатам, воспитывать желание трудиться и интерес к трудовой деятельности, развивать любознательность и стремление к творчеству. Педагог, воспитанники, родители согласованно решают общие задачи и принимают на себя солидарную ответственность за результаты.

Учитывая направления предлагаемой мною работы, можно использовать практический опыт в других дошкольных учреждениях и центрах творчества.

Оценка проекта

Оценка эффективности проделанной работы проводится по завершению проекта.

Мною запланировано провести оценку по двум направлениям: дети и родители.

Оценка качества деятельности родителей, их заинтересованность данной работой анализируется в результате анкетирования, тестовых опросов, участия родителей в совместных занятиях с детьми. Анкета прилагается.

Оценка включённости детей, их активность, удовлетворённость от участия в играх с солёным тестом и запланированные мероприятия ДОУ отслеживаются через беседы с детьми, наблюдения за ними на совместных занятиях и в играх, а также по проведённой диагностике.

По окончании проекта составляется отчёт, показывающий эффективность данного проекта в целом.

Анкета (для родителей)

Возраст, пол ребёнка

1. Знаете ли Вы, какие занятия посещает в детском саду Ваш ребёнок?

2. Знаете ли Вы, какие функции и навыки мелкой моторики руки необходимо развивать у ребёнка?

3. Готовят ли в детском саду Вашего ребёнка к овладению письмом?

4. Имеете ли Вы какую – либо информацию о том, какие игры, игрушки, пособия помогают развивать мелкие мышцы руки?

5. Нравится ли Вам предметно – развивающая среда в группе, которую посещает Ваш ребёнок?



1.Киселёва Н.В. Снова это солёное тесто // Дошкольное воспитание. 2005. №2.

2.Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Метод. пос. для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика – Синтез, 2005.

4.Одинокова Г. В. Игры с тестом, развитие умения лепить // Дошкольное воспитание. 2007. №2.

5.Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.

Читайте также: