Теплый дождик смочил землю в котором так нуждались посевы

Обновлено: 05.10.2024

Укажите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью:
1. Каждый раз, когда паренек останавливался перевести дыхание, он поднимал лицо к небу и смотрел на звезды, которые одни могли указать ему нужное направление.
2.Не видно было певца, и чудилось: это поет трава, цветы и высокое синее небо.
3. Звучали радостные крики, но слышны были и рыдания вдов, чьи мужья не вернулись с войны.

Укажите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью:
1. Поставь над собой и сто учителей-они окажутся бессильными, если ты сам не заставишь себя учится.
2. Побелели земля и крыша, а деревья стояли, как кружевные: все веточки облепило снегом.
3. Скоро все угомонились: притихли птицы, застыл воздух, потух костер.

Части в сложном предложении: "Я ушел в комнату, где уже все спали, и до утра мои глаза не сомкнулись" связаны между собой:
1. подчинительной и сочинительной связью
2. сочинительной и бессоюзной связью
3. подчинительной и бессоюзной связью

Как выполнять такое задание? Целесообразнее начинать с левой части. Названное синтаксическое явление (причастный оборот, подлежащие и сказуемое и т. д.) находите в предложениях справа и проверяете, нет ли грамматической ошибки. Начинайте с тех, что легче найти и определить.

Разберем типичные грамматические ошибки в таком порядке, в каком их следует проверять на экзамене.

Несогласованное приложение

Несогласованное приложение – это название книги, журнала, фильма, картины и т. д., заключенное в кавычки.

В задании такая ошибка встретилась в предложении 3.

Прямая и косвенная речь.

Предложение с косвенной речью представляет собой сложноподчиненное предложение. Сравните:

Причастный оборот

Находим предложения с причастным оборотом, смотрим, нет ли ошибок в его построении.

1. Внутрь причастного оборота не может попасть определяемое (главное) слово, оно может стоять до или после него. Грамматическая ошибка: пришедшие зрители на встречу с режиссером. Правильно: пришедшие на встречу с режиссером зрители или зрители, пришедшие на встречу с режиссером.

2. Причастие должно согласовываться в роде, числе и падеже с главным словом, которое определяется по смыслу и по вопросу: жители гор (какие?), напуганные ураганом или жители гор (каких?),заросших елями. Грамматическая ошибка: жители гор, напуганных ураганом или жители гор, заросшие елями.

3. У причастия есть настоящее время (ученик, запоминающий правило), прошедшее время (ученик, запомнивший правило), но нет будущего времени (ученик, запомнящий правило – грамматическая ошибка).

В задании такая ошибка встретилась в предложении 5.

Деепричастный оборот

Запомните: Деепричастие называет добавочное действие, а глагол-сказуемое – основное. Деепричастие и глагол-сказуемое должны относиться к одному действующему лицу!

Находим в предложении подлежащее и проверяем, выполняет ли оно действие, названное деепричастием. Идя на первый бал, у Наташи Ростовой возникло естественное волнение. Рассуждаем: волнение возникло - Наташа Ростова шла – разные действующие лица. Правильный вариант: Идя на первый бал, Наташа Ростова испытывала естественное волнение.

В определенно-личном предложении легко восстановить подлежащее: Я, МЫ, ТЫ, ВЫ: Составляя предложение, учитывайте (вы) грамматическое значение слова. Рассуждаем: вы учитываете и вы составляете – ошибки нет.

Глагол-сказуемое может быть выражен инфинитивом: Составляя предложение, надо учитывать грамматическое значение слова.

Рассуждаем: Прочитав предложение, мне кажется, что ошибки нет. МНЕ не может быть подлежащим, так как стоит не в начальной форме. Данное предложение с грамматической ошибкой.

Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым.

Анализируем предложение: Никто из тех, кто побывал там летом, не были разочарованы. НИКТО НЕ БЫЛИ – грамматическая ошибка. КТО ПОБЫВАЛ – ошибки нет. Те, кто не пришли на открытие выставки, об этом пожалели. ТЕ ПОЖАЛЕЛИ – ошибки нет. КТО НЕ ПРИШЛИ – грамматическая ошибка.

В задании такая ошибка встретилась в предложении 2.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Обратите особое внимание на глаголы-сказуемые: неправильное употребление времени глагола ведет к путанице в последовательности действий. Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых ошибок. Исправим ошибку: Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате делаю много нелепых ошибок. ( Оба глагола несовершенного вида стоят в настоящем времени.) Я работал невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых ошибок. (Оба глагола стоят в прошедшем времени, первый глагол - несовершенного вида - указывает на процесс, второй – совершенного вида – указывает на результат.)

В задании такая ошибка встретилась в предложении 1: Тургенев подвергает и раскрыл.

Однородные члены предложения

Грамматические ошибки в предложениях с союзом И.

Союз И не может связывать один из членов предложения с целым предложением. Я не люблю болеть и когда получаю двойку. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им. Когда Онегин вернулся в Петербург и встретив Татьяну, он не узнал её. Слушали лекцию о значении спорта и почему им нужно заниматься. (Исправим ошибку: Слушали лекцию о значении спорта и о пользе спортивных занятий. Или: Слушали лекцию о том, какое значение имеет спорт и почему им нужно заниматься.)
Союз И не может связывать однородные члены, выраженные полной и краткой формой прилагательных и причастий: Он высок и худощавый. Она умная и красива.
Союз И не может связывать инфинитив и существительное: Я люблю стирать, готовить и чтение книг. (Правильно: Я люблю стирать, готовить и читать книги.)
Трудно распознать ошибку в такой синтаксической конструкции: Декабристы любили и восхищались русским народом. В этом предложении дополнение НАРОДОМ относится к обоим сказуемым, но грамматически связано только с одним из них: ВОСХИЩАЛИСЬ (КЕМ?) НАРОДОМ. От глагола ЛЮБИЛИ задаем вопрос КОГО? Обязательно задавайте вопрос от каждого глагола-сказуемого к дополнению. Вот типичные ошибки: родители заботятся и любят детей; я понимаю и сочувствую тебе; он изучил и пользовался правилом; я люблю и горжусь сыном. Исправление такой ошибки требует введения разных дополнений, каждое будет согласовываться со своим глаголом-сказуемым: Я люблю сына и горжусь им.
Использование составных союзов.

Обобщающее слово и следующие за ним однородные члены стоят в одном и том же падеже: Занимайся двумя видами спорта: (чем?) лыжами и плаваньем. (Грамматическая ошибка: Сильные люди обладают двумя качествами: доброта и скромность.)

Предлоги при однородных членах

Предлоги перед однородными членами можно опускать только в том случае, если эти предлоги одинаковы: Он побывал в Греции, Испании, Италии, на Кипре. Грамматическая ошибка: Он побывал в Греции, Испании, Италии, Кипре.

Сложноподчиненное предложение

Очень распространены ошибки, связанные с неправильным использованием союзов, союзных слов, указательных слов. Вариантов ошибок может быть много, рассмотрим некоторые из них.

Лишний союз: Меня мучил вопрос, что надо ли всё рассказать отцу. Я не подумал, что насколько я был далек от истины.

Смешение сочинительных и подчинительных союзов: Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.

Лишняя частица БЫ: Надо, чтобы он зашел бы ко мне.

Отсутствует указательное слово: Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь. (Пропущено В ТОМ.)

Союзное слово КОТОРЫЙ оторвано от определяемого слова: Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались растения. (Правильно: Теплый дождик, в котором нуждались растения, смочил землю.)

В задании такая ошибка допущена в предложении 9.

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1. Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕРЕЗ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО + существительное в ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ: благодаря умению, согласно расписанию, вопреки правилам.

Запоминаем особенности управления в следующих словосочетаниях:
Доказывать (что?) правоту

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

• Неуместно повторение частицы Бы В придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме условно-сослагательного наклонения: "Если бы эти предложения были бы приняты, многое изменилось бы к лучшему".

• Неправильный порядок слов: между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе. Может возникнуть неясность: "Беседа с представительницей делегации, которая недавно приехала в Москву".

• Смешение прямой речи с косвенной. "Ученик сказал, что Я еще не подготовился к ответу". "Тарас сказал, что завтра же едем в Запорожье, чего откладывать".

• Ошибочно повторение одинаковых союзов при последовательном подчинении придаточных предложений (то же при одинаковых союзных словах). "Казалось, что опасность Настолько близка, что избежать ее не удастся".

• Не могут быть однородными члены предложения и придаточное предложение. "На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты."

• Ошибкой является предложение, которое начато как сложноподчиненное, а заканчено как сложносочиненное. "Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и через минуту заседатель стоял перед барином".

• В сложноподчиненном предложении (с придаточным цели, условия, времени) в качестве придаточных могут употребляться инфинитивные предложения, если и в главной и придаточной части говорится об одном и том же действующем лице. Нарушение этой закономерности приводит к ошибке:

"Родители послали его в экспедицию, чтобы лучше узнать жизнь." "Он подал прошение генералу Р., чтобы дать ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости. "

• Придаточная часть должна располагаться непосредственно за определяемым словом главной части. Отрыв придаточной части от определяемого слова связан с трудностями композиции: нужно или переместить определяемое слово в главной части, или расчленить главную часть, введя придаточную внутрь его. "Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы". "К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принужден бывать".

Правильно: Теплый дождик, в котором так нуждались посевы, смочил землю. Князь Андрей относится с презрением к светскому обществу, в котором принужден бывать.

• Союзные слова (относительные местоимения), присоединяющие придаточную часть, могут быть ошибочно согласованы в роде и числе не с тем существительным главной части, которое является определяемым. "Белка – Зверек, которая живет на дереве". (Ср.: Зверек, который. ). "Пьеса "На дне" – это произведение, в которой содержится обвинение капитализма".

• Относительное местоимение Который должно располагаться на первом месте в придаточной части, нарушение этой нормы приводит к ошибке: "Мцыри – это грузинский юноша, в детстве который был взят в плен русским генералом." И "Борис, дядя которого решает отослать в Сибирь, приходит проститься с Катериной".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

· Нарушения в построении предложения с причастным оборотом

1. Согласование причастного оборота с главным словом (проверяется вопросом)

*по столу, привезенном из Италии ( верно = привезённОМУ)

2. Причастный оборот может относиться к каждому из слов определяемого словосочетания:

*Часть книг, предназначенная для….- верно

*Часть книг, предназначенных для….- верно

Но: часть книг, предназначеннЫЕ для - неверно

3.Определяемое слово не должно входить в состав оборота

Воспитавшему художнику не одно поколение учеников приходилось сталкиваться с интересными ситуациями.

(верно ) Художнику , воспитавшему не одно поколение учеников, приходилось сталкиваться с интересными ситуациями

4. Определяемое слово не должно быть оторвано от оборота

Листья тихо шуршали под ногами, осыпавшиеся ночью.

· Нарушения в построении предложения с деепричастным оборотом

1.Деепричастие и глагол-сказуемое должны относиться к одному лицу

Подъезжая к дому, обнаружились неполадки велосипеда.

(неполадки обнаружились, но подъезжали к дому люди)

· Неправильное употребление существительного с предлогом

1.Речь идёт о предлогах:

согласно+ Д.П. (чему?)

благодаря+ Д.П. (чему?)

вопреки+ Д.П. (чему?)

наперекор+ Д.П. (чему?)

наперерез+ Д.П. (чему?)

2. Речь идёт о предлоге

по (после)+ П.п.

3. Речь идёт о предлогах

по (о) в сочетании с местоимениями вы, мы, которые должны быть в форме П.П

по прибытии, по приезде – верно, т.к. о чём? =П.П.

Скучать, тосковать, заботиться по ВАС = верно (о ком? = П.П.)

· Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1. Подлежащее кто согласуется со сказуемым в форме единственного числа

2. Подлежащее те согласуется со сказуемым в форме множественного числа

3. Сказуемое при подлежащем с собирательным количественным значением

большинство, часть, ряд

· употребляется в единственном числе, если при существительном нет зависимых слов или оно (слово) в единственном числе;

· употребляется во множественном числе, если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения;

· употребляется во множественном числе, если при существительном есть однородные формы;

· употребляется во множественном числе, если есть однородные сказуемые

4. Сказуемое при словосочетании со словами

много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько

· во множественном числе, если об одушевлённых предметах;

· в единственном числе, если о неодушевлённых предметах

5. Сказуемое при подлежащем, включающем числительное, употребляется во множественном числе.

*глагол было –всегда в единственном числе.

6. Сказуемое при подлежащем, включающем слова : только, лишь, около, всего - употребляется в единственном числе.

Те, кто побывал на море, не забудут его красоты и величия. = верно

Те, кто побывал на море, не забудут его красоты и величия. = верно

Большинство поддержало докладчика

Большинство команды поддержало тренера

Большинство людей, смотревших фильм, высоко оценили работу режиссера.

Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора.

Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам.

Много учеников сидели.

Много парт стояло.

Три солдата стояли у спуска.

Трое мужчин поднимались.

У него было три сына.

Только пять берёзок принялось.

Около пяти участников сошло с дистанции.

· Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1.Видовое понятие при родовом ставится в И.П.

· Ошибка в построении предложения с однородными членами

1. Не могут быть однородными слова разных морфологических категорий:

2. Не могут быть однородными разные синтаксические конструкции:

Он худ и высокий (полной и краткой формы)=неверно

Он худой и высокий= верно

Я люблю чистоту и читать (глагол и существительное)=неверно

Я не люблю войну и когда получаю двойку.

В жюри избрали Попова, занявшего первое место в турнире и который отличался спокойствием= неверно

верно: В жюри избрали Попова, занявшего первое место в турнире и отличавшегося спокойствием.

3.Неверное использование двойных союзов

не только. но и;

не столько. сколько;

как. так и;

хотя. но и…

Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. = неверно

верно: Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.

Не только мы, но наши гости были удивлены.=неверно

верно: Не только мы, но и наши гости были удивлены.

4. Предлог при однородных членах должен относиться к каждому из них.

На заводах и научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги. = неверно, т.к. на заводах, но не на научно-исследовательских институтах)

верно: На заводах и в научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги.

· Ошибки в построении сложных предложений

1. Использование излишне громоздких конструкций.

Заявление представителей иностранных кругов, игнорирующее тот факт, что торговые отношения, которые в последние годы неуклонно развивались, свидетельствует о том, что кто-то по-прежнему заинтересован в ликвидации стремления к дружбе, которое охватило народы Европы и Америки.

2. Обилие однотипных синтаксических конструкций.

Кай старался отцепить санки, а они точно приросли, а седок мотал головой, а Герда глядела вслед другу.

Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.= неверно

верно: Когда Мурке надоедало возиться с котятами, она уходила куда-нибудь поспать.

4. Неправильное употребление союзов и союзных слов.

Мать заболела, но тем не менее, однако, она не осталась дома. - использование одновременно нескольких союзов

Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь опубликовать свои стих – опущено указательное слово в том: Ваша ошибка заключается в том, что

Необходимо то, чтобы ты зашёл ко мне – указательное слово то ошибочно употреблено.

5. В главном и в придаточном предложениях действуют разные субъекты.

Чтобы написать сочинение, учительница рассказала нам о плане=неверно: не учительница пишет сочинение

6. Придаточные предложения

· отрываются от определяемого слова;

· согласуются не с тем существительным;

· союзное слово который переносится в середину придаточного предложения

Тёплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы.- Землю смочил тёплый дождик, в котором так нуждались посевы.

Белка – зверь, которая живёт на дереве. - Белка – зверь, который живёт на дереве

Мцыри – это грузинский юноша, в детстве который был взят в плен русским генералом.- Мцыри – это грузинский юноша, который в детстве был взят в плен русским генералом.

· Неправильное построение предложения с косвенной речью .

1.Не может быть местоимения первого лица в косвенной речи

Сергей сказал, что я вернусь на следующей неделе.=неверно

верно: Сергей сказал, что он вернётся на следующей неделе.

упрямость = неверно использован суффикс ОСТЬ

верно: упрямство

· Ошибки образования форм разных частей речи

1.Ошибочное формообразование имени существительного

много куриц=неверно, много кур = верно

токаря= неверно, токари = верно

2. Ошибочное формообразование имени прилагательного: смешение степеней сравнения

Более умнее= неверно,

верно: более умный = умнее,

самый умнейший= неверно

верно: самый умный = умнейший

3. Ошибочное формообразование имени числительного

См. материал к заданию № 6 по имени числительному

4. Ошибочное формообразование местоимения

См. материал к заданию № 6 по местоимению

5. Ошибочное формообразование глагола, причастия, деепричастия

заказует =неверно, верно: заказывает

накормящий = неверно, верно: кормящий

делав =неверно , верно: делая

· Нарушение границ предложения

Землю смочил тёплый дождик. В котором так нуждались посевы.=неверно

верно: Землю смочил тёплый дождик, в котором так нуждались посевы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 566 426 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.07.2021 186
  • DOCX 32.7 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лагутина Анна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

Время чтения: 1 минута

Количество бюджетных мест в вузах по IT-программам вырастет до 160 тыс.

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: