Тополь гол береза пожелтела

Обновлено: 05.10.2024

Михаил Михайлович Пришвин

Кэт – собака от премированных родителей, хорошо известных всем знатокам собак. Порода ее современная, легавая континенталь. Рубашка у Кэт двухцветная, на спине два седла, остальное все по белому как бы кофейные зерна рассыпаны.

Это я переименовал ее в Кэт, а у хозяев она звалась Китти. Владельцы собаки были интеллигентные молодожены. Первые два года у них не было детей, и Китти заменяла им ребеночка. Все два года она лежала у них на диване в Москве. Еще бы немного, и охотничья собака прекрасной породы превратилась бы в бесполезную изнеженную фаворитку. Но к концу второго года молодой женщине стало трудно спускаться и подниматься с собакой на пятый этане, а муж весь день был на службе. В это время у меня случилось несчастье с Верным – его искусала бешеная собака, и мне было бы теперь слишком тяжело рассказывать, как пришлось с ним расстаться. Узнав о легавой, я, все-таки недовольный своим слишком горячим Яриком, решил заняться этой собакой, уговорил хозяев, они недорого мне ее продали и, всплакнув, просили никогда не бить.

– Это тебе, – говорю, – не на диване лежать.

В четверть часа я не только научил ее не хватать пищи без позволения, а даже не трогать кусочек, если он лежал на носу.

Потом я выучил ее вперед и назад, действуя исключительно только повышением голоса, ищи, сюда, тише, к ноге. На другой день я учил собаку в густом орешнике, где не было никакой дичи: я прятался в кустах, она меня разыскивала, и так в один день я научил ее короткому лесному поиску. В поле, конечно, не сразу далось: я ходил, как яхта против ветра, галсами, движением руки или легким посвистыванием заставлял ее делать то же самое. Дня три я так ходил, и, наконец, все необходимое для начала натаски по живой дичи было сделано.

Я повел Кэт в натаску на болото, когда бекасы и дупеля еще не высыпали из крепких мест в открытые, и там были только молодые чибисы. Написано совершенно неверно в охотничьих руководствах, что будто бы чибис плохой материал для натаски: я не знаю лучшего. Правда, горячих собак старые чибисы несколько волнуют, но их легко разогнать выстрелами, зато уж молодой лежит рыжей лепешкой до того крепко, что очень легко ногой наступить.

Кэт поначалу не чуяла этих лепешек, я нашел сам, сковырнул, лепешка сделалась чибисом, и он, не умея еще летать, заковылял между кочками. Сказав умри, я уложил собаку, но позволил ей провожать глазами чибиса, пока он опять не залег между кочками лепешкой.

И Кэт пошла, ужимаясь. Стойки не сделала, а только понюхала, и тот опять тронулся в ход. Я повернул голову собаки в другую сторону, чтобы она не видела, где снова заляжет чибис, сам же заметил и пустил искать против ветра галсами.

Ветру она не взяла, но нижним чутьем прихватила и принялась строчить, как на швейной машинке, пока не нашла. Стойки опять не было, опять она спихнула чибиса носом. Я проделал то же сто раз и ничего не добился: причуять по воздуху и остановиться собака не могла. Я ушел с болота в раздумье: очень может быть, что собака за два года комнатной жизни в Москве потеряла природное чутье. Но, может быть, в новых условиях чутье возродится.

Ляхово болото, где я проделывал опыты с чибисами, от меня восемь верст. Мне невозможно было ходить туда часто и следить, когда появятся на чистых местах бекасы и дупеля. Но зато возле озера, в зарослях, я нашел болотинку десятины в две, и Кэт сковырнула тут двух старых бекасов. По этим двум бекасам я и стал ежедневно натаскивать собаку. Все-таки и эта прогулка у меня отнимала утром часа два, и притом каждый раз необходимо было переодеваться, потому что пролезать на болотинку надо было по очень топким местам. И досадно же было возвращаться всегда с одним и тем же результатом: Кэт, ковыряя в болоте, спугивала бекасов без всякой для себя пользы.

Однажды я взял с собой на болото ружье и убил одного из бекасов. Он свалился в крепь. Кэт его там разыскала, но совершенно так же, как молодого чибиса: крутилась до тех пор, пока уставилась в него носом в упор. Все-таки польза была от этого, что она познакомилась с запахом птицы, так что на другой день я мог рассчитывать на какое-нибудь новое достижение.

Хорошо, как хорошо! Я теперь буду ежедневно приучать собаку к стойке, буду непременно подводить на веревочке, разовью постепенно чутье, потом выведутся молодые бекасы, буду их ловить, прятать…

Как интересно было на другой день прийти на это болото, но того, что случилось, я не ожидал. Всего от входа в болотце и до гнезда, я думаю, шагов двести, и вот как только вышла Кэт из кустов, самое большее, может быть, прошла шагов пятьдесят, значит, уже наверное на полтораста шагов, делает стойку, ведет, ближе, ближе, да как ведет-то: тяп, тяп своими тонкими ножками, как балерина. Сапожищи у меня конские, огромные, сделаны так хозяйственно, что нужно на ногу целый дом тряпья навернуть. Она ступит, и слышно разве только, что капелька стукнет о воду. Я иду, как мамонт. Из-за моего шума она останавливается, смотрит на меня страшно строго и только не говорит:

А) 2 В) 4 С) 6 Д) 3 Е) 5

3. Части какого сложного предложения связаны противительным союзом
(знаки препинания не расставлены)?

А) Не от росы урожай, а от поту.

В) Лес ли со стоном сосны клонит или вьюга свой мне стон несёт?

С) Под санями поле скрипит под дугой колокольчик гремит а ямщик
погоняет коней.

Д) Пока мать накрывала на стол отец сходил вместе с нами к морю.

Е) В сотый раз я пожалел что не родился художником.

А) предложение с разными видами связи

В) сложноподчинённое предложение

С) простое осложнённое предложение

Д) сложносочинённое предложение

Е) бессоюзное сложное предложение

5. В каком сложном предложении обе части двусоставные?

А) Небо на востоке посветлело, но чуть отливало зеленью.

В) Из дома редко приходили письма, но нам было спокойно.

С) Гром громыхал где-то далеко, но дождя не было.

Д) Листья засыпали грибы, но я нашёл немного подосиновиков.

Е) Мы огляделись, но с трудом узнали знакомые места.

6. Сколько грамматических основ в данном сложном предложении?

А) 2 В) 3 С) 4 Д) 5 Е) 6

7.В каком сложном предложении обе части двусоставные?

A) Мы отказались от помощи лесника, но впоследствии очень сожалели.

B) Отовсюду хорошо видна вся местность, но нигде ни единого живого
существа.

C) День начался в густом тумане, но было тепло.

Д) Она любила озеро, но редко ходила к нему.

E) Садик был наполнен фруктовыми деревьями, но они ещё не
плодоносили.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Бессоюзное предложение. Дидактический м-л.doc

Дидактический материал к изучению темы

Запятая и точка с запятой .

1. Установите смысловые отношения между простыми предложениями

в бессоюзном сложном. Обратите внимание на интонацию

и знаки препинания.

Роняет лес багряный свой убор,1

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окрестных гор.(А.С.Пушкин.)

(Перечисление фактов, одновременность, последовательность событий.)

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот наконец докатился до Чёрного моря.(М.Ю.Лермонтов.)

(Предложения более распространены, внутри них есть знаки препинания.)

2. Расставьте знаки препинания.

Никому войны из нас не надо,

Никому враждебность не мила. (С.Смирнов.)

Пламенный день начинал остывать,

Приподымался на цыпочках ветер. (М.Алигер.)

Летим мы по вольному свету,

Нас ветру догнать нелегко;

До самой далёкой планеты

Не так уж, друзья, далеко. (А.Фатьянов.)

3. Для синтаксического разбора.

Дело было вечером, делать было нечего.

4. Составьте схемы предложений в данном тексте.

Не забудьте о знаках препинания.

Новогодним утром ранним

Блещет зимняя краса

В белоснежном одеянье

Перелески и леса.

По кустам мохнатый иней

Свежий снег хрустит звеня

По завьюженной лощине

Вьётся узкая лыжня. (А. Болонский.)

5. Дополнительно.

Тополь гол, берёза пожелтела

На неё, порывами горя

И держа в осаде, то и дело

Налетают ветры сентября. (А.Прокофьев.)

От мороза побелели щёки, бороды, носы; казалось, даже сам воздух трещал, не вынося холода.

В тихом саду замолчал соловей;

Падают капли во мраке ветвей;

Пахнет черёмухой. (И.Бунин.)

В морозном воздухе необычайно тихо и торжественно; точно зачарованный, стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца. (Г.Федосеев.)

Ветви густо растущего орешника наклонились над деревцом, образуя ярко-зелёный навес; сквозь ветви просвечивало лазоревое небо; пряный запах листвы наполнял воздух. (М.Горький.)

Потянул ветерок,

Воду морщит, рябит,

Пронеслись утки с шумом и скрылися;

Далеко- далеко колокольчик звенит,

Рыбаки в шалаше пробудилися. (И.С.Никитин.)

6. Более сложные конструкции, где ставятся запятая и точка с запятой.

Лес пожелтел, редеет с каждым днём;

Не так теперь таинственны тропинки;

Не так тенисты в светлый день поляны;

Высокий клён и лёгок, и прозрачен,

Широкий дуб, как бронзовый, стоит,

И ниже, и светлее мелколесье.(Б.Васильев.)

Хорошо весною бродится

По сторонке по родной,

Где заря с зарёю сходится

Над полями в час ночной;

Где такое небо чистое,

Где ночами с давних пор

С молодыми гармонистами

Соловьи заводят спор.(М.Исаковский.)

1. Актуализация знаний. В каких синтаксических конструкциях ставится двоеточие?

Ручей в овражке еле слышно

Поёт о чём-то о своём,

И машет белой веткой вишня:

Мы ничего врагу не отдадим:

Ни наших нив, шумящих морем хлеба,

Ни наших гор, вонзивших пики в небо,

Ни наших рек, струящихся в тиши.(Н.Тихонов.)

2. Для объяснения нового материала.

Не оставляйте матерей одних:

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюблённости и книг

Не забывайте с ними быть добрее. (А.Дементьев.)

(II предложение указывает на причину I.)

В доме мало-помалу нарушается тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, по двору послышались чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул.(И.Гончаров.) (II предложение раскрывает содержание I.)

Мы запомнили свято навек:

Для счастья родится на свет человек. (Л.Ошанин.) (II предл. дополняет I.)

3. Для закрепления навыка постановки знаков препинания.

Я убеждён лишь в одном: вдохновение приходит во время труда. (Н.Островский.)

Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, лёгким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза.(И.С.Тургенев.)

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад.

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем наших баррикад .(О.Берггольц.)

Мы запомнили свято навек:

Для счастья родится на свет человек. (Л.Ошанин.)

Татьяна в темноте не спит

И тихо с няней говорит:

«Не спится, няня: здесь так душно!

Кажется, ничто не омрачает этот первый день нашего путешествия:

небо чистое, ярко-голубое, воздух прозрачный, дали доступны желаниям.

Проводников замучили расспросами: где находимся, что за степь кругом расстилается, какие люди здесь живут и далеко ли ещё ехать .(П.Нилин.)

Сквозь постоянный шум и свист ветра чудились мне невдалеке невнятные звуки: топор осторожно стучал по сучьям, колёса скрипели, лошади пофыркивали. (И.Тургенев.)

Снова замерло всё до рассвета:

Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.

Только слышно: на улице где-то

Одинокая бродит гармонь. (М.Исаковский.)

А соловьи продолжают петь, словно подзадоривая друг друга: где-то начинает один, и почти немедленно из другого места отвечает другой, но заливаясь уже по-своему, на свой манер. (К.Симонов.)

4. Для синтаксического разбора.

Так светло и так легко,

Что невольно чудится:

Всё, что снилось и влекло,

Непременно сбудется.

(Л.Татьяничева.)

Проснулся: в широкие щели сарая

Глядятся весёлого солнца лучи;

Воркует голубка; над крышей летая,

Кричат молодые грачи.(Н.А.Некрасов.)

5. Знаки препинания в связном тексте.

Суховерхая сосна.

Роняя ветви, очищая ствол, выбивается сосна сверх полога леса, и кажется, как хорошо вершине высокого голого дерева оглянуться кругом. Только одно может смутить наверху: неподалёку тоже так одна сосна суховерхая выбилась было, но корни не могли подавать соки земли на такую высоту, и вершина засохла, так и засохла вся целиком, а нижние сучья давно сброшены, и дерево сухостойное остановилось и замерло.(М.Пришвин.)

Лес с себя тайну совлёк:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок,

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей,

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей.(А.Майков.)

Вчера я видел: съёжившись в комок,

На дереве у моего окошка

Сидел хвостатый рыженький зверёк

И чистился, чесался, словно кошка.

Моя сосна- его укромный дом

Иль временный привал среди кочевья.

Теперь я знаю: за моим окном

Не только мне принадлежат деревья.(С.Я.Маршак.)

Приметы осени во всём встречает взор:

Там тянется, блестя на солнце, паутина,

Там скирд виднеется, а там через забор

Кистями красными повиснула рябина;

Там жнива колкая щетинится, а там

Уж осень яркая блеснула изумрудом,

И курится овин, и долго по утрам,

Как белый холст, лежит туман

Над синим прудом. (Н.Греков.)

Февраль обманчив: солнце и пурга.

Но приглядись к природе повнимательней:

Роняют лоси старые рога,

И люди так похожи на старателей.

А сколько незамеченных примет!

Но каждый видит: исчезают тени,

Раздвинут мир, сочней и ярче свет,

И пахнет снег, как лепестки сирени.(А.Петров-Агапов.)

1. Актуализация знаний. В каких синтаксических конструкциях ставится тире?

По лопухам, по крапиве, по всякой зелёной траве - повсюду рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха. (М.Пришвин.)

Ценим более всего

Во вселенной бесконечность,

В человеке - человечность,

В утре - света торжество.(К Ваншенкин.)

Одно на свете счастье - идти вперёд в бою. (В.Саянов.)

2. Для объяснения нового материала.

Умирали царства на земле - детство никогда не умирает. (В. Луговской.)

Русское ура грянет - врагу жарко станет. (Пословица.)

Не было никакой возможности уйти незаметно - Серёжка ушёл

в открытую. (А.Фадеев.)

Засмеётся - колокольчик прозвенит.

Раздался лёгкий свист - Дубровский умолк.(А.С.Пушкин.)

3. Для закрепления.

Красоту только тронь небрежной рукой - она исчезнет навеки..(К.Паустовский.)

Уважали дядю Стёпу за такую высоту.

Шёл с работы дядя Стёпа - видно было за версту.(С.Михалков.)

Я напрягал зрение - по - прежнему ничего, кроме льдов в белоснежной пустыне, не мог рассмотреть. (И.Соколов-Микитов.)

Земля кругла - на ней не скроешь тайны. (М.Дудин.)

Светает - побелел восток

И озарил вершины гор,

И стал синеть безмолвный бор. (М.Ю.Лермонтов.)

Я стою и расту - я растение.

Я стою, и расту, и хожу - я животное.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек. (М.Пришвин.)

4. Тире в пословицах.

Волков бояться - в лес не ходить. Учись доброму - худое на ум не пойдёт.

Дружно за мир стоять - войне не бывать. Раз солгал- навек лгуном стал.

Сказано- сделано. Поживём - увидим. Тише едешь - дальше будешь.

Лес сечь - не жалеть плеч. Сробел - пропал. Душу вложишь - всё сможешь.

Отца-мать кормлю - долг плачу.

Сыновей в люди вывожу - взаймы даю.

Дочь снабжаю - за окно бросаю.

Зла не помнит Россия .Побитым не мстит.

Может хлебом и песней с тобой поделиться.

Добрым гостем придёшь - от души угостит.

Спрячешь камень за пазуху - горе случится. (С. Островой.)

Бессоюзные сложные предложения с разными знаками препинания.

Грязь не сало: потрёшь - отстало.

Всё в срок: придёт времечко - вырастет и семечко.

Снега надует - хлеба прибудет.

Вода разольётся - хлеба наберётся.

Всем известно: на рыбной ловле разговаривать нельзя - меня не хотят брать, потому что молча мне нисколько не сидится.

6. Знаки препинания в связном тексте.

Дед вернулся с рыбалки рано, без улова, хмурый, поэтому мы постарались скрыть иронические улыбки, занимаясь каждый своим делом.

Большие зелёные кузнечики, которых он принёс, два вечера подряд надоедали громким стрекотанием, но на третий день ни один из них не проронил ни звука.

Утром я вышел на улицу - пришлось обходить лужи после ночного дождя.

Дед возвратился с тяжёлой связкой рыбы. (По М.Звереву.)

Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор, кое- где на ней дымились аулы, ходили табуны; с другой бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа.(М.Ю.Лермонтов.)

I. 1. Время стоит ещё раннее, шестой час в начале золотистый утренний туман вьётся над просёлком едва пропуская только что показавшееся солнце.
2. Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли и кувшинчик синий расцветает и зовут друг друга журавли.
3. Юный лес в зеленый дым одетый первых гроз нетерпеливо ждёт всё весны дыханием согрето всё кругом и любит и поёт.
4. Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит повисли перлы дождевые и солнце нити золотит.
5. Дождь только что перестал облака быстро бежали голубых просветов становилось всё больше и больше.
6. Допевают свои весенние песни соловьи ещё сохранились в затишных местах одуванчики быть может где-нибудь белеет ещё ландыш.
7. Кругом меня цвел божий сад растений радужный наряд хранил следы небесных слёз.
8. Дубовые кусты разрослись по скатам оврагов около родника зеленеет короткая бархатная трава солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги.
9. Здесь тучи смиренно идут подо мной сквозь них низвергаясь шумят водопады.
10. Льётся тёплый, солнечный воздух в комнаты шумят воробьи на сирени.
11. На улице было ещё пусто над крышами домов вставало солнце.
12. К солнцу потянулись нежные ростки трав тайга обновилась запомнилась голосами певчих птиц.
II. 1. Занималась заря от воды поднимался густой туман было холодно и сыро.
2. Туман казался неподвижным и сонным трава и кусты были мокрые.
3. Лес горы слились все окуталось густым туманом.
4. Чёрная во всё небо туча надвигалась на нашу стоянку с севера приближался буран.
5. Травостой выдался небывалый никогда ещё по уверению стариков здесь не видели ни такого клевера ни такой люцерны, ни столь густого и сочного разнотравья.
6. За холмами глухо прогремел гром подуло свежестью.
7. Рожь гнулась и качалась на нивах лес синевший впереди побледнел расплылся и исчез по полям шумно стремились к нам навстречу колеблющиеся столбы ливня соединяющего небо с землёю.
8. Кругом было тихо и безлюдно не было слышно даже всплесков прибоя.
9. Небо, чистое и звёздное всю ночь, затянуло вода слегка курилась в какой-то тусклой белёсости наступало утро.
10. Погода все эти дни стояла хмурая несколько раз начинал моросить дождь отдалённые горы были задёрнуты не то туманом не то какою-то мглою.
11. Ветви орешника наклонились над деревом образуя зелёный навес сквозь ветви просвечивало небо, в красках заката пряный запах свежей листвы наполнял воздух.
12. Тополь гол берёза пожелтела на неё порывами горя и держа в осаде то и дело налетают ветры сентября.

1. . Время стоит ещё раннее, шестой час в начале золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце.
я в первом предложении поставил запятую
ещё кто-нибудь дальше ответит

2. Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар восходит от земли. И кувшинчик синий расцветает, и зовут друг друга журавли.

Читайте также: