Трава белела ровной скатертью солнце мирно всплывало

Обновлено: 07.07.2024

Цветовые символы – факт многих литературных произведений. Исследователи языка цветовых символов отмечают, что работа над словом ведётся писателями с предельным напряжением всех душевных сил. Для автора, который использует символику цвета важны как звучание слова, так и смысловая сторона.

В литературе цвета отражают и внутренний мир персонажей, и описание окружающей среды, что в сочетании определяет идею произведения.

И. С. Тургенев - замечательный русский писатель, автор многих рассказов и повестей, мастер пейзажа.

В своих произведениях работает как самый настоящий художник, целенаправленно и совершенно точно сверяя каждую крупицу палитры красок с представленными настроениями героев. Писатель дает нам понять, что цвет может являться не только душой художественного мира живописи, но и весомой частью повести, её полноправным фундаментом.

Предмет - роль слов в произведении со значением цвета.

И. С. Тургенева

Цель исследования: выявить особенности цветовой лексики, рассмотреть на конкретных примерах из текста, для чего используются писателем в произведении слова, связанные с передачей цвета, и какое воздействие оказывают на читателя.

Актуальность работы обусловлена тем, что в каждом подлинно художественном произведении нет ни одного случайного слова, которое было бы лишено смысловой нагрузки и могло быть легко заменено другим.

Перед началом исследования мы поставили перед собой такие задачи:

- выявить, какие части речи используются для передачи цвета, и в создании каких изобразительно-выразительных средств они участвуют.

- составить словарь слов со значением цвета в рассказе.

Основными методами исследования стали наблюдение над текстом произведения, работа с лингвистическими справочниками, литературоведческими словарями, поиск информации в других источниках.

Этапы исследования:

- Систематизация и обобщение информации в дополнительной литературе.

Практическая значимость.

Проделанная работа может быть интересна учителям-словесникам, учащимся, людям, увлекающимся творчеством И. С. Тургенева.

При исследовании данной проблемы мы опирались на различные источники, включая справочники и словари по лингвистике и литературе, использовали сведения по употреблению в речи разных частей речи, ориентировались на особенностях писательской манеры Тургенева с целью доказательства выдвинутой гипотезы.

II . Основная часть.

1. Описание русской природы в рассказе "Бежин луг"

Тургенев придавал большое значение признакам предметов, роли определений при передаче внутреннего состояния героев.

Сравним следующее описание природы:

С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но свет­лое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра. Б ольшое мес­то занимают слова, связанные с пе­редачей цвета. Слова этой группы ши­роко используются на протяжении все­го рассказа. Причем мы выделяем прежде всего лексику, прямо передаю­щую определенный цвет: лиловый, бе­лый, золотисто-серый, синева, лазур­ный, бледно-лиловый, голубоватый, черноватый, розовый, алый и т. д. К этой группе примыкают слова, кото­рые прямо не обозначают какой-либо цвет, но так или иначе косвенно свя­заны с передачей его: ясно, засверкает, блеск глубоко-прозрачного, свет, цвет, сияние, краски и т. д.

Вовлекаются сюда и слова в пере­носно-метафорическом употреблении или слова, употребленные в составе сравнений и сравнительных оборотов; ср., например:

Утренняя заря не пылает пожаром: она раз­ливается кротким румянцем; блеск их подобен блеску кованого серебра; они сами так же лазурны, как небо; к вечеру эти облака исче­зают; последние из них, черноватые и неопре­деленные, как дым, ложатся розовыми клуба­ми; алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бе­режно несомая свечка, затеплится на нем ве­черняя звезда; и т. д.

Разнообразными языковыми средст­вами достигается передача различных цветов, их оттенков, нюансов, сравним, например:

Густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; все кругом быстро чернело и утихало; поле неясно беле­ло вокруг; побледневшее небо стало опять синеть; еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке; бледно-серое небо свет­лело, холодело, синело; и т. д.

2. Использование частей речи со значением цвета.

Таким образом, мы видим, что один и тот же цвет может быть выражен при помощи разных частей речи: си­нева - синеть - синеватый - синев­ший; белый - белеть и т. д.

Для выражения цветовых оттенков используются различные прилагатель­ные-определения, ср.: 'утренняя заря, раннее утро, могучее светило, ровная синева, и т. д.

Для этих же целей используются и сложные прилагательные: золотисто-серый, бледно-лиловый, желто-пегий, бледно-серый.

Слова со значением цвета являются разными частями речи, но в тексте больше всего прилагательных и глаголов, меньше причастий и существительных. Ясно становится, что прилагательные характеризуют предмет в произведении, служат для создания описаний. Используются чаще всего в переносном значении.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

б) осень г) весна

а) четверых в) пятерых

б) шестерых г) семерых

3. Самым старшим мальчиком был?

а) Илюша в) Павлуша

4. Какой истории не было в рассказах мальчиков?

а) о Бабе-яге в) о водяном

б) о лешем г) о русалке

5. Что готовили мальчики на костре?

б) картошку г) жарили рыбу

6. Как звали сестру Вани?

а) Маруся в) Анюта

б) Дуняша г) Варвара

7. Кого на орловщине называют казюли?

а) домового в) червяков

б) маленького ребёнка г) змей

8. Кто из мальчиков рассказывал историю про Ермилу?

а) Илюша в) Павлуша

б) сказка г) повесть

Задания с кратким ответом

3. Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

2. Как называются истории, которые рассказывали мальчики?

4. Кто из мальчиков рассказал больше всего историй?

6. Каким художественным приёмом пользуется Тургенев при описании облаков.

Задания для работы с текстом

Кто из мальчиков, по мнению автора, был из богатой семьи? Пользуясь текстом, выпишите, какие особенности подметил рассказчик.

Кто из мальчиков вызвал наибольший интерес и симпатию у рассказчика? Пользуясь текстом, объясните, почему?

В речи мальчиков есть диалектные слова, т. е. те, которые употребляются только в данной местности , замените их общеупотребительными:

откелева, на-поди, напередки, бочар, казюли.

В своей речи мальчики употребляют просторечные слова, которые характерны для необразованного человека, прочтите их и замените общеупотребительными.

Перетрусился –

Олицетворения –

Примечание. Данное задание ученики могут выполнять по вариантам: 1 вариант выписывает тропы в описании солнца; 2 вариант – неба и облаков; 3 вариант – равнины и лощины; 4 вариант – вера и ночи; 5 вариант – восход солнца и наступление нового дня.

Утро ………………………….. Еще нигде ……………………………………. заря, но уже ………………………. на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо ………………………… , …………………………………. , ………………………………. ; звезды то мигали слабым светом, то …………………….. ; ………………………………… земля, ……………………………… листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже ………………………….. и …………………………….. над землею.

Слова для справок: начиналось, не было, всходило, забелелось, светлело, пропадали, холодело, синело, исчезали, не румянилась, отсырела, намокли, запотели, дул, зачиналось, пошел бродить, порхать.

Творческое задание.

Задания с выбором ответа

Задания с кратким ответом

а) Федя б) Павлуша в) Костя г) Илюша д) Ваня

Отправились в ночное, пасти лошадей.

Задания для работы с текстом

Хоша – хоть

Перетрусился – испугался

Эфто – это

Шти – щи

Куды – куда

Запужала – испугала

Зачнётся – начнётся

Вариант ответа:

Утро зачиналось . Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело ; звезды то мигали слабым светом, то исчезали ; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею.

makc333777333

Задание 2. "Как отвечать на вопросы по литературе". Перечитайте диалог Даши и цветка и ответьте на вопросы. — А как тебя зовут? — спросила Даша. — Мен … я никто не зовёт, — сказал маленький цветок, — я один живу. А. Почему цветок так необычно отвечает на такой простой вопрос? В каком значении употребляет глагол "звать" Даша, а в каком — цветок? Что этот ответ говорит о цветке? (60 баллов) Б. В чём смысл финала рассказа? Почему почти все новые цветы казались Даше хуже прошлогоднего, а его сын оказался "немного лучше его и ещё прекраснее"? (40 баллов)

Як ви йе розумієте(пояснити) «Чув я, що Жолудь нечисті гроші має, від самого, не при хаті згадуючи, сатани. Тільки ж де вони з ним познайомилися і як? … От що цікаво!

сочинение на тему путь васи к правде и добру 1)вступление2)главные герои повести3)ужас одиночества 4)новые знакомые5)их дружба 6)заключение7)октуально … сть СРОЧНО

Перечитаете тургеневские пейзажи еще раз. Их в рассказе несколько. Изображен июльский день от раннего утра до позднего вечера, ночь и утро следующего дня. На какие детали этих описаний вы могли бы указать как на результат тонкой наблюдательности писателя, его обостренного внимания к тому, что происходит в природе? Найдите в описаниях природы сравнения, метафоры, олицетворения. Какова их роль? Как вам кажется, автор просто наблюдает и регистрирует и то, что заметил, или он восхищается, волнуется, радуется, удивляется? Как вы думаете, присутствует ли в этих описаниях лирическое начало?

И.С.Тургенев более сдержан эмоционально, он скорее зритель, чем участник процесса течения времени. Его восхищение красотами природы созерцательно, а личное присутствие - статично. Писатель видится мне в роли художника реалиста, подробно и скрупулезно передающего зрителю пейзаж во всех тонкостях и деталях.

Внимание И.С.Тургенева сконцентрировано в основном на красках неба и солнца, движении облаков (как у древнерусских писателей), земная же растительность прописана куда менее подробно.

Текст изобилует множеством определений, передающих цветовую гамму: "тускло-багровое", "светлое и приветно лучезарное", "блеск кованого серебра", "бледно-лилиовый", "золотисто-серый", "голубоватый", "алый" и т.д..

Множество сравнений дают читателю возможность абсолютно точно представить себе описываемый пейзаж: "блеск (края облака) подобен блеску кованого серебра", "облака - подобны островам", "небо - бесконечно разлившаяся река", "вечерняя звезда - бережно несомая свечка",ё "приближающаяся ночь - грозовая туча", "облака…,как дым. ".

Текст оживает благодаря изобилию олицетворений ("солнце …- мирно всплывает", "вихри- круговороты -…гуляют по дорогам…", "уныло висело… небо", "звездочки… зашевелились" и т.д.); метафор ("утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем", "солнце…. мирно всплывает", "трава на дне долины…белела ровной скатертью", и т.д. ); эпитетов ("солнце…светлое и приветно лучезарное…мирно всплывает", "край… облачка засверкает змейками", "надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак", "ночная птица… пугливо нырнула в сторону", "неприятная, неподвижная сырость", "страшная бездна", и т.д.).

Писателю удивительно точно удается передать атмосферу погожего летнего дня: тепло и тишину, благостность и неподвижность. В разогретом воздухе едва различимы легкие ароматы полевых растений, но всеобъемлющи лишь тепло и красоты неба. Авторский текст подобен немому кино, где внимание зрителя приковано лишь к изображению, звуковой ряд практически полностью отсутствует.

Описание природы в исполнении И.С.Тургенева дает четкое представление о личности автора: это человек высокообразованный, тонкий, умный, влюбленный в родную русскую природу, но весьма сдержанный в проявлении своих эмоций.

Эпитеты и сравнения помогают создать лирическое описание.

Метафоры и олицетворения: взошел месяц; склонились звезды, еще недавно высоко стоявшие на небе; звезды мигали слабым светом; запотели листья; стали раздаваться живые звуки; жидкий, ранний ветерок пошел бродить и порхать над землею; полились потоки света и т.д.

Сама последовательность описаний утра, дня, вечера и ночи подготавливает читателя к пониманию причин возникновения быличек у костра и объясняет их правдоподобие.

Читайте также: