Третье место по площади занимали посевы кубановедение

Обновлено: 08.07.2024

Оборудование: физическая карта Краснодарского края, гербарий растений, книги о родном крае, коллекция полезных ископаемых, ребусы, грамзапись.

I. Вступление

Высокие горы, степные просторы,
Приморского берега грань,
Леса и поляны, сады и лиманы –
Всё это родная…Кубань.

– Как называется наш край? (Краснодарский)
– А как по-другому ещё называют наш край? (Кубанский)

II. Объявление темы и целей урока

– Да, ещё наш край называют кубанским. Это тема нашего урока. Сегодня мы обобщим наши знания о природе и богатствах нашего края, поговорим о бережном отношении к ней. А проведём урок в форме устного журнала. Много интересного ждёт вас впереди.

III. Устный журнал

1. Работа по карте

– Посмотрите на физическую карту нашего края. Она позволяет как бы с большой высоты окинуть взглядом наш край. Бросается в глаза сложное устройство поверхности географического положения. Река Кубань делит край на какие две поверхности? (Горную и равнинную части). Покажите на карте.


– Несметные богатства таятся в недрах Кубани (а их открыто более 50 видов). О них следующая страница журнала.

2. Кроссворд

– Узнайте, как называют разведчиков недр и разгадаем кроссворд.

img3.jpg (16464 bytes)

  1. Прочный камень, хорошо полируется и используется для отделки станций метро, строительства фундаментов, зданий. (Гранит).
  2. Маслянистая жидкость, легче воды, тёмного цвета, с резким запахом. (Нефть). Покажите месторождения нефти на карте. Назовите её основные свойства.
  3. Важное полезное ископаемое, состоящее из остатков полусгнивших растений. Вам подскажет ребус. (Торф)


– Все эти полезные ископаемые есть в нашем крае. Какие полезные ископаемые мы не назвали, которые добывают в нашем крае?

3. Отгадайте ребусы:

Условные значки полезных ископаемых разбросаны по всему краю, но особенно их много в горной части. Горные богатства служат для развития нефтяной, газовой, цементной и химической промышленности.
Покажите на карте их месторождения.

4. Охрана недр

– Человечество стоит перед близкой перспективой острой нехватки полезных ископаемых. Поэтому минеральные ресурсы требуют острой охраны, недопустимы какие-либо потери и расхищения. Необходимо рационально и экономно использовать недра земли!

Чуть дрожит на ветерке
Лента на пригорке,
Узкий кончик в роднике,
А широкий – в море. (Река)

– В нашем крае насчитывается около 700 больших и малых рек. Большая их часть течёт к Азовскому морю, меньшая – к Чёрному. Какая река является главной? (Кубань)
– окажите её на карте.

5. Рассказ ученика о реке Кубань

– Это одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа. Реку питают дожди, снег, грунтовые воды и ледники. Собирая на своём пути большие и малые притоки, она превращается в многоводную реку…
– азовите крупные реки края: Лаба, Уруп, Белая, Пшиш, Протока и др. Какие водоёмы можете ещё назвать? (Плавни, лиманы, озёра, минеральные источники, искусственные водоёмы, моря.)
– Разгадайте ребус-пословицу:


(Вода – всему голова.)

Ну и что? – скажешь ты. Есть и реки, и озёра, и моря. Оттуда можно брать воду сколько угодно. Нет, вовсе не сколько угодно. Почему? (Высказывания детей)

6. Охрана вод

Загрязнение водоёмов в настоящее время является очень серьёзным злом. Вода, используемая в больших количествах, нуждается в бережном отношении, в охране не только её количества, но и качества.

7. Экологическая задача

Даже если из крана будет течь струйка всего со спичку, за сутки зря утечёт 40 вёдер воды, а в каждом ведре 10 литров. Сколько литров воды это будет? А сколько их в вашем доме? А в городе? Так давайте беречь воду!

V. Продолжение устного журнала

– Приглашаю совершить небольшую прогулку по экологической тропе.

Ученик читает стихотворение:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно.

Н.Рыленков

Ученик читает стихотворение.

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.

8. Охрана природы

Природа хранит свои тайные сокровища, но как щедрая хозяйка открывает их тем, кто внимателен и бережлив. Беречь и охранять природу наша общая забота. Для сохранения редких и ценных растений и животных создают заповедники.
В юго-восточной части Краснодарского края расположен Кавказский государственный биосферный заповедник, где произрастают более 30 видов редких растений, занесённых
в Красную книгу. На его территорию не допускают ни охотников, ни туристов.
Благодаря заботе учёных удалось сохранить многие виды птиц, насекомых, а также могучих лесных зверей – зубров. Зубры были истреблены браконьерами, но сотрудники заповедника восстановили стада этих редких животных.


В этом живописном месте можно встретить растения всех зон, а насчитывается их около 1400 видов. Достаточно полно сохранился животный мир горной части страны. В лесу можно встретить кавказского благородного оленя, косулю, бурого медведя, дикого кабана, зубра. Все звери и птицы живут на свободе и находятся под защитой человека. (Показ иллюстраций животных)

9. Беседа

– Наша любимая Кубань очень многообразна и богата. Какие богатства и достопримечательности края вы бы ещё назвали?

1. Кубань – край курортов. Назовите города-курорты. (Анапасамый солнечный детский курорт, Геленджик, Туапсе, Сочи и др.)

2. Кубань – житница России. На Кубани выращивают много сельскохозяйственных культур. Это и сахарная свёкла, и кукуруза, и рассыпчатый рис. Но самые большие площади на кубанских полях занимают пшеница и подсолнечник. Сады и виноградники.


3. Древние сооружения – дольмены – достопримечательность предгорной зоны Кавказа. Они сложены из больших каменных плит весом несколько тонн.

5. Водопады, которых много около Сочи и Геленджика. Они образуются, где горная река встречает препятствия.

– Много и других достопримечательностей в нашем крае, о которых мы узнаем на других уроках. А помогут узнать новое о своём крае эти книги. (Рекомендую литературу)

11. Викторина

– А теперь предлагаю всем, кто любит и знает свой край, ответить на вопросы викторины:

VI. Итог урока

– О чём нам рассказали страницы устного журнала?

VII. Заключение

Ученик читает стихотворение.

Кубанская природа, родные нам места.
Живёт здесь сто народов,
А может, больше ста.
Кубанец я, ты тоже.
Мы вместе, мы дружны.
Мы делать всё, что можем,
Для Родины должны!

Учитель. Я хочу, чтобы вы любили нашу Кубань, сохранили её красоту и богатства. Хочу, чтобы в вашем сердце оставалось восхищение и величественной красотой гор, и тихой прелестью степных рек, и густых лесов, и водопадов, и бескрайних морских просторов. Я надеюсь, что вы с гордостью будете говорить о том месте, где живёте – о нашем кубанском крае.


Оценить 10677 0

Работаю в МАОУ СОШ №1учителем начальных классов с 1987 года.

Общий трудовой и педагогический стаж составляет 30 лет, имею высшую квалификационную категорию.

1. Комплексное изучение своей малой Родины в общероссийском контексте адекватное современному уровню знаний.

2. Воспитание патриотизма и гражданственности.

3. Формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры.

4. Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп.

5. Развитие познавательного интереса.

6. Осознание необходимости бережного отношения к родной природе.

7. Привитие чувства гордости за достижения выдающихся кубанцев.

8. Социализация школьников в современной социокультурной среде региона.

9. Приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства.

Я со своими учащимися углублённо изучаем культуру, быт, традиции кубанцев.

Цель: приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

Мною в 2005 году разработан план факультативных занятий по кубановедению по ознакомлению с традициями и обычаями казаков, с казачьим краем. Результатом работы стал повышенный интерес к урокам кубановедения как учеников, так и родителей.

Для достижения высокого уровня результатов образовательного процесса значительную часть возникших проблем и задач пришлось решать совместно с родителями воспитанников, чтобы прийти к согласию, не ущемляя при этом интересов друг друга и объединяя усилия для достижения поставленной цели. Педагогов и родителей сплотила забота о нравственном развитии детей, атмосфера доверия и успеха в совместной деятельности. Мы поддерживаем тесный контакт с родителями своих учеников, проводим консультации, тематические родительские собрания. Совместно с родителями эстетически оформлен и технически оснащен кабинет начальных классов. В нем имеется ауди, видеотека; телевизор, ДВД, видеомагнитофон, мультимедийный проектор и экран, классный уголок, минимузей кубанского быта.

Родители принимают активное участие в делах класса, участвуют во всех конкурсах, помогают детям, учителю все не только организовывать, но и проводить мероприятия. Силами родителей был оформлен задник стены в стиле жизни и быта кубанских казаков, который вы видите на фотографиях; вывязан плетень с подсолнухами, связан коврик для кубанского уголка, куклам сшиты казацкие костюмы и др…

1 раздел - Семья.

2 раздел - Школа.

4 раздел - Человек.

Воспитание младших школьников должно опираться на идеалы и примеры, как личностей, так и лучшие примеры из жизни целого народа. Дети должны знать, что все герои живут рядом.

5 раздел – Культура и быт казаков.

Неоценимый вклад внес в изучение кубановедения выпускник нашей школы, руководитель детского Кубанского казачьего хора Погорелов С. И. Он постоянно пополняет нашу школьную библиотеку книгами, аудио и видеокассетами с кубанским фольклором, а также приносит в дар кубанские казачьи костюмы, которые мы с удовольствием используем на уроках и открытых мероприятиях. В аудио слушали пение Кубанского казачьего хора, знакомились с народным фольклором и постепенно сами стали заучивать кубанские песни. Ребята охотно пританцовывали, быстро запоминали колыбельные песни и обыгрывали их с куклами, причем и мальчики. Теперь можно сказать, что сложилась добра традиция делать отчетный концерт не только для родителей, но и для всех желающих.

В заключение хочется сказать:

При использовании проектно – исследовательской деятельности вы не только разнообразите свою работу и получите богатый материал, передадите учащему­ ся инициативу в организации своей познава­ тельной деятельности. Самостоятельная исследовательская прак­тика детей традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих спо­ собностей. Дети младшего школьного воз­ раста, как многократно отмечали многие уче­ ные, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание эксперимен­ тировать, самостоятельно искать истину рас пространяются на все сферы деятельности. Большая радость то, что большую помощь в проведении исследовательских работ оказывают родители. В совместной коллективной работе сплачивается не только коллектив учащихся, но и родителей. Главный стимул творчества – огромная радость, чувство удовлетворенности, которое оно дает и ученику, и учителю, и родителю.

Самостоятельная работа - одно из важнейших средств развития мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, созда­ния основы для развития интереса.

Самостоятельная работа развивает творческие способ­ ности детей, воспитывает волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает им "вкус" к поис­ку, к самостоятельным открытиям.

Не секрет, что в школу приходят ученики с разным запасом знаний, с раз­ ным потенциалом. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание.

Во многих методических пособиях говорится об индиви­ дуальном подходе к обучению ребенка. Обычно для дости­жения данной цели рекомендовали карточки. Разноуровневые карточки позволяют сэкономить время и силы учителя при подготовке самостоятельной работы к каждому уроку.

При выполнении первого уровня ученик закрепляет ба­ зовые знания . Второй уровень - уровень повышенной сложности. Он предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие речи, логического мыш­ ления. Третий уровень - творческий. При выполнении самостоятельной работы учащиеся стано вятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня и т. д.), самостоятельность в усвоении знаний, умений навыков, в развитии мышления, речи, памяти и творческого воображения. Целесообразность поуровневого обучение обусловлена стремлением создать более благоприятна условия для гуманизации образования, творческого разви тия каждого ученика с учетом его индивидуальных спо­ собностей и интересов.

В начале каждой темы дан теоретический материал, но это совсем не означает, что ученики должны заниматься заучиванием теории и научных терминов. Нельзя давать теоретический материал как догму. Перед подачей и в пе риод закрепления его учитель должен провести подготови тельную работу, где ученик выступает как субъект учебной деятельности, а не объект обучения. Учитель формули­ рует проблему, ставит ее перед учащимися, предлагает высказать идеи для ее разрешения. При этом учитель должен поощрять собственную точку зрения, оригинальный за­мысел, отклонения от образца. Одним из наиболее эффективных путей снятия нервной и фи­ зической перегрузки ребёнка является введение яркого, эмоцио­нального учебного материала. Таким материалом могут быть стихи. Воспитательные и образовательные возможности стихов неисчерпаемы: они формируют любовь к родному языку, краю, развивает находчивость, пробуждают интерес к жизни своего народа.

Творческий учитель стремится не только тренировать учащих­ ся, но и пытается разнообразить виды деятельности детей на уро­ ках.

С этой целью в практике работы многих учителей начальных классов систематически используются стихи для организации различных видов деятельности учеников на уроках кубановедения.

Включение стихов в учебный процесс является не просто иг­ рой, но и обеспечивает определённые умственные операции школьника.

Подобные карточки могут быть использованы на уроках кубановедения и внеклассных занятиях.

Тематические тестовые задания имеют многоцелевое на­ значение. Прежде всею они дают учителю возможность оперативно вести изучение успешности освоения програм­мы каждым учеником и тем самым получать на определен­ ных этапах работы картину подготовки класса в целом. В этом плане тесты можно рассматривать и как инструмент диагностики. Предложив для выполнения конкретный тест, учитель легко выявит возможные пробе­ лы в получаемой тем или иным ребенком подготовке и в дальнейшем введет в учебный процесс необходимые кор­ рективы.

Тесты в отличие от обычных письменных контрольных работ, требующих значительных затрат времени на уроке, позволяют за небольшое время прове­ рить усвоение учащимися большого объема материала.

В тестовых заданиях, проверяю­ щих умения воспроизводить усвоенные знания по памя­ ти, узнавать указанный объект среда других объектов, и задания, проверяющие умения применять полученные знания на практике. В последнем случае тесты выполня­ют обучающую функцию: среди них немало таких зада­ ний, которые требуют актуализации имеющихся у учени­ ка знаний, умения оценить ситуацию и др.

Тесты могут быть использованы и в качестве трениро­ вочных упражнений.

Для каждого класса предлагаются вводный тест, теку­щие тесты и итоговый тест (на конец года). Тестовые за­ дания представлены в двух видах: с открытым ответом (ученик сам записывает верный ответ или выполняет гео­ метрические построения) и с выбором верного ответа из нескольких предложенных вариантов.

Любое обучение наиболее эффективно тогда, когда оно приносит радость. Чем луч ше ребёнок учится, тем интереснее ему учиться.

Использование данных тестов помогает не только пополнить и закрепить знания, но и получить удовольствие от учеб ного процесса.

Тесты можно использовать на уроках для проверки знаний, а также для индивидуальной работы.

1.Где проживает большая часть населения Кубани?

Б) в сельской местности - правильно

2. Найди лишнее в определении: Кубань – главная … в России?

В) кузница – правильно

3. Какие полезные ископаемые не добываются в Краснодарском крае?

Б) каменный уголь – правильно

4. В Краснодарском крае не выращивают?

В) оливки – правильно

5. Какие технические культуры выращиваются в крае и занимают наибольшую площадь?

А) подсолнечник, сахарная свекла – правильно

6. Какая отрасль растениеводства успешно развивается на переувлажненных степных пространствах края?

В) рисоводство – правильно
7. Черноморский порт края, через который осуществляется транспортировка основной массы перевозимых грузов?

Б) Новороссийск – правильно

8. Какая автономная республика долгое время входила в состав Краснодарского края?

А) Карачаево – Черкесская

Б) Кабардино – Балкарская

В) Адыгейская – правильно

9. Когда был образован ныне существующий Краснодарский край?

10. Какой из сельскохозяйственных культур занимался выдающийся селекционер П.П.Лукьяненко?

1.Какая из рек является главной рекой Кубани?

Б) Кубань – правильно

2.Самая длинная степная река?

Б) Ея – правильно

3. Самый крупный приток Кубани?

Б) Лаба - правильно

4. Самое рыбопродуктивное море?

В) Азовское - правильно

5. Крупнейшее водохранилище края?

А) Краснодарское - правильно

6.Наивысшая точка края?

В) гора Цахвоа – правильно

7.Самая большая равнина края?

В) Азово-Кубанская – правильно

8. Самый солнечный город Кубани?

В) Анапа – правильно

9. Средняя продолжительность зимы (количество дней)

В) 60-90 – правильно

10. Какие воздушные массы летом приносят на равнинную часть края прохладу?

В) атлантические и арктические - правильно

Когда был образован ныне существующий Краснодарский край?

Какова численность населения в Краснодарском крае?

Укажите самые многочисленные народы, населяющие Краснодарский край?

В каком году был основан Екатеринодар, ставший столицей Кубани?

Соотнесите имена селекционеров и сельскохозяйственных культур, которыми они занимались?

Пустовойт В.С. А) кукуруза

Хаджинов М.И. Б) подсолнечник

Лукьяненко П.П. В) пшеница

Какому поэту принадлежат эти строки:

Высокие травы – муравы,

Растете вы, травы, на славу!

Зеленые скинув рубашки,

Белеют – желтеют ромашки.

Краснеют нарядные маки,

Как в новых бешметах казаки. ( В. Бакалдин).

Определи, по какому признаку объединены в группы эти фамилии:

Какие Заповедники и заказники Краснодарского края ты знаешь?

Какие растения занесены в Красную книгу Кубани?

Космонавт, уроженец Краснодарского края, родился в 1934 году?

Назовите фамилию художественного руководителя Кубанского казачьего хора.

Назовите фамилию автора гимна Краснодарского края.

Какова площадь Краснодарского края?

Какие народы проживают на Кубани?

Когда был основан ныне существующий Краснодарский край?

Соотнесите сельскохозяйственные культуры и имена ученых, занимавшихся их селекцией:

Подсолнечник А) П.Лукьяненко

Пшеница Б) М. Хаджинов

Кукуруза В) В. Пустовойт

Какому поэту принадлежат эти строки:

Шумят, шумят желтеющие нивы,

Красою сердце веселя.

Родимый край мой,

Земля отцов – моя земля. (Иван Варавва).

Определи, по какому признаку объединены в группы эти фамилии:

Какая равнина занимает две трети территории края?

Назовите живописное высокогорное озеро, которое находится на высоте 1850 метров над уровнем моря.

Цель : расширить представление младших школьников о богатствах родного края.

Задачи: обобщить знания детей о сельском хозяйстве; развивать навыки исследовательской работы, укреплять навыки работы в группах, развивать логическое мышление, связную речь; воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю, воспитывать бережное отношение к природе.

Основная часть урока.

Учитель. Ребята, в какой стране мы живем? (ответы учеников)

Учитель. А как называется наш край? (ответы учеников). Покажите его на карте.

(работа с картой)

Учитель. Краснодарский край – один из важнейших сельскохозяйственных районов страны. Этим можно объяснить большое разнообразие в кубанской кухне блюд из овощей, зерновых и бобовых культур, готовили много и мясных блюд, особенно из птицы, свинины, баранины.

Сегодня мы поговорим о растениях, которые растут на Кубани.

(Класс разделен на группы. Каждая группа получает карточки, где заполнена только первая колонка)

Что интересного я узнал

Крупы, мука, выпечка…

Ваша задача: правильно заполнить карточки, а помогут в этом загадки.

Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят (колос)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи, меня ищи. (капуста)

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели, да хвалили? (картофель)

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них красные детки. (помидоры)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. ( вишня)

Учитель. Кто из вас знает загадки? (ответы)

Невозможно представить себе наш стол без хлеба.

Из зерен каких растений делают хлеб? ( отв. : белый хлеб – из пшеницы, черный – из ржи)

Учитель. Посевные площади сосредоточены в основном в северо-восточной и центральной частях края, занимая почти всю Кубано - Приазовскую низменность. На сотни километров многоцветным ковром расстилается кубанская степь. Только море может поспорить с ее величавой красотой.

Сельское хозяйство Кубани – многоотраслевое. Здесь выращивается более 100 различных культур.

Высокие урожаи дают прославленная кубанская пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник, овощи и фруктовые деревья.

2) Кто же возделывает поля?

Его работы ждет земля

Едва рассвет лучи зажжет.

Весной расчешет он поля,

Наступит осень – подстрижет.

Правильно, ребята. Ведь благодаря им мы видим такие красивые, ухоженные поля.

Ходит солнышко высоко,

Наливает зерна соком,

И, как смирные ребятки,

Все они сидят в початке.

Учитель. Важное место в земледелии края занимает кукуруза. Она используется как основная кормовая культура в виде зерна, силоса и зеленой массы.

А разве можно представить наш край без подсолнуха! Подсолнечник – ценнейшая масличная культура. Лучшие в мире сорта подсолнечника созданы кубанским селекционером, лауреатом Ленинской премии, дважды Героем Социалистического Труда академиком В. С. Пустовойтом.

3). Работа с картой.

Покажите, пожалуйста, на карте где находится Черное море. Что вы знаете о климате черноморского побережья?

В Черноморской зоне теплый, мягкий климат, много осадков и разнообразие почв, что благоприятствует возделыванию овощей, цитрусовых, табака, винограда и чая. Субтропическая зона Черноморского побережья нашего края является по существу единственной в республике и третьей в стране сырьевой базой по производству чая. Краснодарский чай славится своими вкусовыми качествами, и спрос на него очень широк.

Далеко за пределами края известны обширные сады, которые находятся в горах Черноморского побережья. Как вы думаете, какие это сады? Правильно, это виноградные плантации.

А какие сорта винограда вы знаете, может кто-то из вас пробовал?

Какие субтропические деревья растут южнее от города Туапсе? Назовите их (хурма, инжир, маслины, лимоны, мандарины).

Ученики заканчивают работу по карточкам. Проверка.

Закрепление.

Ребята, на доске были написаны слова, но легкий ветерок с моря сдул все буквы. Помогите их правильно расставить по местам, чтобы получились нужные слова (работа у доски).

4.Итог урока.

Молодцы! Все справились с заданием. Что нового вы узнали? Какая часть урока была самой интересной?

5.Домашнее задание. Мне бы хотелось, чтобы к следующему уроку вы сделали аппликацию (поделку) из сельскохозяйственных культур.


Полный текст материала Кубановедение/сельское хозяйство,растениеводство/2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Фото: администрация Краснодасркого края

В сентябре этого года Краснодарскому краю стукнуло 80 лет. В далеком 1937 году Азово-Черноморскую область разделили на два субъекта - Краснодарский край и Ростовскую область. Но история региона началась гораздо раньше - с переселения казаков на кубанские земли в конце 18 века. Вот несколько интересных фактов о благодатном уголке страны.

При заселении этих мест черноморскими казаками возникли многочисленные разногласия с владельцами промыслов и рыбных заводов. Самый лучший из них – Ачуевский принадлежал купцу Селиверстову, который казаки откупили в 1798 году. После этого Войсковое правительство назначило своего шапаря, который контролировал добычу рыбы артелями и отгрузку готовой продукции. В память о первых кубанских налоговиках осталось название хутора Шапарского, одно из излюбленных мест кубанских рыбаков.

- Штаб-квартира Кубанского корпуса, куда прибыл великий полководец Александр Васильевич Суворов, находилась на Копыле - это один из берегов реки Кубань.

Через столетие, в 1865 году, поселение у ямской Копыльской переправы, на левом берегу Протоки получит статус станицы Славянской (ныне – Славянск-на-Кубани).

- В 1783 году Россию и Османскую империю стала разъединять только река Кубань. Все это стало возможным благодаря Екатерине II, которая присоединила к России Крым, Тамань и правый берег Кубани.

Памятник Екатерине II

- В 1797 году состоялись последние (можно назвать их демократическими) выборы кошевого атамана Черноморского казачьего войска. Антон Головатый стал последним выборным атаманом на Кубани. Все последующие атаманы назначались на эту должность по царскому указу, а не по выбору казачьего общества.

XIX век

- Большинство казачьих поселений возникло в результате заселения Кубани в первой половине XIX века. В Черномории они вначале назывались куренями, с 1809 г. — куренными селениями, а с 1842 г. — станицами.

- В 1803 году в Екатеринодаре появилась первая школа, преобразованная через три года в уездное училище, а в 1820 году в городе была открыта Кубанская Войсковая гимназия. В 1890 году, в связи с открытием в Екатеринодаре городской мужской гимназии, Войсковая была упразднена, а в это здание перешло другое Войсковое учебное заведение — Кубанское Александровское реальное училище, основанное в 1880 году и находившееся до этого в наемном помещении. Во время Великой Отечественной войны оно было разрушено. На его месте решено было построить Дом советов (1956 г.). Сейчас здесь находится администрация Краснодарского края.

- В 1821 году в Екатеринодаре открылась своя типография, но долгое время она печатала канцелярские документы.

- Большую роль в торговле Кубани в 40-е гг. XIX века начали играть порты Черного и Азовского морей.

- На Кубани в 1864 году была пробурена первая в России нефтяная скважина. Первым нефтяником можно считать Ардалиона Николаевича Новосильцева – гвардейского полковника, под чутким руководством которого в 1866 году в долине реки Кудако близ станицы Киевской (Крымский район) из скважины №1 забил первый российский нефтяной фонтан. В этом месте в 1937 году нефтяники соорудили памятник.

- В 1897 году в Екатеринодаре на пересечении улиц Красной и Новой (ныне — улица Буденного) был возведен величественный 14-метровый обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска, ведущего свой отсчет со времени участия хоперских казаков в осаде Петром I крепости Азов в 1696 году, и в ознаменование свободы и земель, дарованных кубанскому казачеству Екатериной II. Этот обелиск, как и многие другие памятники, не сохранился – его восстанавливали.

Обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска (на фотографии справа — восстановленный памятник) Фото: krd.ru

- Во второй половине XIX в. Кубань прочно заняла одно из ведущих мест среди аграрных окраин России. Массовый приток русских крестьян дал мощный толчок развитию сельскохозяйственного производства в крае. Первоначально на Кубани господствовало экстенсивное животноводство.

- Память об истории города и края хранят музеи Краснодара. В краеведческом историко-археологическом музее-заповеднике, основанном в 1879 году секретарем Кубанского статистического комитета, председателем Кавказской археологической комиссии Е. Д. Фелицыным, представлено свыше 200 тысяч экспонатов.

- Мировую известность имеет Государственный академический Кубанский казачий хор, берущий своё начало в 1811 году, когда в Екатеринодаре появился Войсковой певческий хор, основателями которого были К. В. Россинский и Ф. Я. Бурсак.

- На 1 января 1888 года в Екатеринодаре проживало 43,5 тысячи человек. В городе было: 8 церквей и 1 собор, 7 гостиниц, 3 ресторана, 110 трактиров и питейных заведений, 250 магазинов и торговых лавок, а также 80 заводов, 4 артели, 3 типографии и 1 табачная фабрика.

- С начала XIX века в Екатеринодаре ежегодно проводились 4 ярмарки: Благовещенская, Троицкая. Преображенская и Покровская. Кроме них начали действовать ярмарки в станицах: Старощербиновской, Калниболотской, Кущевской, Брюховецкой, Каневской. Ярмарки в Ейске проходили 2 раза в год – 9 мая и 1 сентября.

- В 1870-1880 годах, с проведением на Северном Кавказе железной дороги Тихорецк-Екатеринодар-Новороссийск, город превратился в крупный торгово-промышленный и транспортный центр Кубанской области (сбыт хлеба, табака, кож; мукомольная, маслобойная, спиртоводочная, табачная, кожевенная и др. виды промышленности).

- К середине XIX века стал меняться и облик кубанских городов, прежде всего Екатеринодара. На смену деревянным шли капитальные каменные строения. Так, в 1837— 1842 гг. в Екатеринодарской богадельне (в нынешней Первой городской больнице Краснодара) была построена каменная церковь Божьей Матери Всех Скорбящих, выполненная в духе классицизма.

- До 1880-х гг. кубанское население уделяло земледелию меньше внимания, чем животноводству. Урожайность сельскохозяйственных культур была невысокой, а по сбору зерна на душу населения в 1860-х гг. Кубань стояла на одном из последних мест в стране.

- В последнюю четверть XIX века площадь посевных площадей на Кубани выросла в три раза. Землю стала предметом торговли.

1887 году чуть южнее Екатеринодара по линии Новороссийской ветки железной дороги был построен железнодорожный мост Фото: krd.ru

-Триумфальная арка была установлена в Екатеринодаре в 1888 году в честь прибытия в город императора Александра III вместе с августейшей семьей. Названная горожанами Царскими воротами арка сразу же стала одним из главных символов дореволюционной столицы Кубани. В 1928 году Александровская триумфальная арка была разрушена. Спустя восемьдесят лет, в 2008 году памятник был воссоздан на аллее при пересечении улиц Красная и Бабушкина.

- Первый трамвай в Екатеринодаре был пущен 23 декабря 1900 года.

- Первая чайная плантация на Кубани площадью 1350 м² (первая плантация на территории современной России) была заложена в районе села Солохаул в 1901 Иудой Антоновичем Кошманом. Семена чая были привезены из Чаквы — прибрежного района Западной Грузии (современная Аджария). Плантация и домик крестьянина-селекционера сохранился до нашего времени.

- Сочи является одним из самых протяженных городов-курортов в мире. Это самый северный город в мире с субтропическим климатом. Благодаря субтропическому климату в Сочи растут не только южные пальмы, но и магнолии и эвкалипты. Также такие фрукты как: мушмула, инжир, фейхоа. В конце XIX века из-за чрезвычайно вредного климата, Сочи был местом ссылки, так как здесь были сплошные болота, полные малярийных комаров.

- Особенностью территории края является то, что внутри него находится Республика Адыгея, которая вышла из состава Краснодарского края в 1990 году.

ХХ век

- В начале 20 века Кубань стала одним из самых развитых аграрных регионов Российской Империи. Ведущие позиции в экономике перешли от животноводства к зерновому земледелию. Перед началом Первой мировой войны Кубань лидировала по производству зерна на душу населения. Наш хлеб поставлялся в 150 населенных пунктов, и это не считая зарубежных портов.

- Первый санаторий в Анапе основал доктор Будзинский в 1901 году.

- В сентябре 1917 года Кубанская казачья Рада решила отделить Кубань от России. Была провозглашена Кубано-Черноморская область – независимая федеративная республика.

- Первым населенным пунктом на территории Черноморской губернии, в котором победила советская власть, стал город Туапсе. 3 ноября 1917 года власть мирным путем перешла к Туапсинскому ВРК (военно-революционному комитету). А первым из городов Кубани принял советскую власть Армавир – 2 января 1918 года.

- 28 мая 1918 в Екатеринодаре была создана Кубано-Черноморская Советская республика, она входила в Российскую Социалистическую Федеративную Республику.

- 24 января 1919 года принята директива ЦК РКП(б) о беспощадной борьбе с казаками, участвовавших в антисоветских выступлениях. Нынче 24 января – День памяти жертв политических репрессий казачества.

- В 1924 году было проведено новое административно-территориальное деление Кубанской области. Кубань делилась на четыре округа – Кубанский, Черноморский, Армавирский и Майкопский – в составе Юго-Восточного края, а затем Северо-Кавказского края.

- Радио ворвалось в повседневную жизнь кубанцев в 1926 году. Правда, первое время слушать его было практически невозможно из-за посторонних шумов и хрипа.

Фото: Fckuban.ru

- В 1936 году Постановлением Президиума Азово-Черноморского крайисполкома был создан Кубанский казачий хор, который возглавили Григорий Концевич и Яков Тараненко, долгое время бывшие регентами Кубанского Войскового певческого хора.

- 13 сентября 1937 года подписано постановление о разделении Азово-Черноморского края на Ростовскую область и Краснодарский край. В крае началось строительство системы водохранилищ. Строились гидроэлектростанции.

- 25 июля 1942 года началась одна из важнейших и кровопролитнейших битв Великой Отечественной войны – битва за Кавказ. Захватчиков влекли уголь Донбасса, нефть Кавказа, а также плодородные земли Дона, Кубани и Ставрополья.

Фото: myekaterinodar.ru

Не многие знают, что трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин летать научился именно в Краснодаре. Он приехал служить сюда техником летного состава и посещал местный аэроклуб. В 1943 году Покрышкин прибыл на Кубань и демонстрировал свое мастерство в борьбе с захватчиками.

- В феврале 1943 года закончилась оккупация Краснодара. Мученической смертью погибло более 13 тысяч горожан. Битва за Кавказ завершилась победой Красной Армии 9 октября 1943 года.

- За успехи, достигнутые трудящимися края в деле увеличения производства и заготовки зерна, мяса, молока Краснодарский край был награжден первым орденом Ленина в 1957 году. В 1970-м году Краснодарский край получил второй орден Ленина за выдающиеся успехи в развитии народного хозяйства и культуры.

- Весной 1944 года советские инженеры приступили к строительству Керченского железнодорожного моста. Он как раз пролегал рядом с восстановленной канатной дорогой, возведенной, а потом разрушенной германскими войсками. В ноябре 1944 года по мосту прошли первые грузы. Сваи в основании опор использовались длиной до 30 метров, длина моста составила четыре с половиной километра, ширина — около 3 метров.

- К началу 1945 года мост все еще не был полностью достроен. В частности, не была сооружена значительная часть ледорезов. В конце февраля 1945 года льдом, нагнанным ветром из Азовского моря, было разрушено 46 опор, обрушено 53 пролетных строения, около половины свай получили значительные повреждения. Правительственная комиссия, оценив масштабы разрушений, дала рекомендацию мост разобрать.

- В мае 1983 года на карте появился Сочинский национальный парк. Его создали для сохранения уникальных природных комплексов Черноморского побережья Кавказа, использования их в природоохранных, рекреационных, просветительных и научных целях. Это один из первых национальных парков страны.

- Единственный в России дельфинарий под открытым небом открылся в 1992 году в поселке Большой Утриш, который находится в 18 километрах от Анапы. Расположен утришский дельфинарий в одном из уникальных природных уголков России – в морской лагуне, впадающей в Черное море и граничащей с заповедником Большой Утриш, где в единственном в мире месте произрастают 18 видов реликтовых можжевельников.

Фото: Николай Хижняк

ХХl век

Краснодарский край за последние несколько лет стал одним из самых желанных регионов для переезда. Существенные обороты миграция набрала в преддверии и после проведения олимпиады в Сочи. Если брать, например, с того же 2010 года, то в сумме на территорию края приехали более 1,1 миллиона человек. Есть и ухавшие в другие регионы, или даже за границу. Тем не менее, Кубань занимает третье место среди регионов Российской Федерации по числу жителей - после Москвы и Московской области.

В Краснодаре с 2005 по 2015 годы оборот в сфере торговли вырос в 5,4 раза - с 89,3 до 468,8 миллиардов рублей.

Фото: fckrasnodar.ru

В ноябре этого же года Госдума приняла поправки в закон, согласно которым Ростовская область была исключена из списка субъектов, на территории которых создаются игорные зоны. Постановлением правительства от 31 марта 2011 года ростовская часть Азов-Сити была ликвидирована. В 2015-м Азов-Сити решили полностью ликвидировать к 1 апреля того года, а игорную зону перенести на территорию олимпийских объектов в Сочи. Однако срок ликвидации отложен до 1 января 2019 года, и казино все еще работают.

- В апреле 2011 года в Краснодаре провели референдум о смене названия города на Екатеринодар. Но по результатам голосования тогдашний губернатор Кубани Александр Ткачев решил оставить прежнее название крайцентра.

Спустя три года, в мае 2014-го, аналогичное предложение вынес бывший мэр краевой столицы Владимир Евланов. По всему городу были расставлены таблички с названиями улиц, где указывалось сначала историческое обозначение транспортной артерии, как в Екатеринодаре, вместе с современным наименованием улицы. К слову, местным жителям такое новшество очень понравилось. Однако в итоге идею в жизнь не претворили. Краснодар остается таковым и по сей день.

- 7 февраля 2014 года в Сочи прошли 22-е зимние Олимпийские игры. В них участвовали 88 стран и 2 859 спортсменов. До этого на территории России игры проходили только в Москве в 1980 году. Сочи выбрали на сессии Международного олимпийского комитета 4 июля 2007 года.

Фото: мэрия Сочи

По словам представителей оргкомитета Олимпийских игр, эстафета олимпийского огня стала самой продолжительной за всю историю - 123 дня, а также самой протяженной - более 40 тысяч километров.

- В апреле 2015 года началась одна из самых грандиозных строек современной России – Керченского моста. Его начали возводить после присоединения Крыма к России. Мост будет соединять Таманский полуостров с портом Кавказ через косу Тузла.

Фото: vk.com/kerch_most_ru

Там же, кроме автодорог будут еще и ж/д пути. Мост будет 227 метров в длину, 45 – в высоту. А расстояние от поверхности воды до конструкций переправы 35 метров.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: