Триз технологии в детском саду по фгос по физической культуре

Обновлено: 05.10.2024

Одной из таких технологий является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Она была разработана советским инженером Г. Альтшуллером для внедрения новаторства и решения технических проблем в индустрии, но позже приспособлена и успешно применена в образовательном и воспитательном процессах.

Суть ТРИЗ для дошкольников заключается в том, что ребенок, искатель от природы, нацеливается воспитателем на поиск альтернативных и эффективных решений любой проблемной ситуации, что, в свою очередь, развивает эвристические навыки поиска, гибкость ума и творческие способности. Как правило, это происходит в ходе коллективных игр, занятий, конструирования, моделирования, но может применяться и в режимных моментах деятельности группы детского сада.

Методы ТРИЗ-технологии в детском саду

Методы ТРИЗ – технологии в детском саду вот уже много лет используются как отечественными, так и зарубежными мастерами педагогики и не перестают восхищать своей эффективностью практиков дошкольных учреждений.

Наиболее используемые сегодня в практической дошкольной педагогике методы ТРИЗ – это такие, как

– длинное (Длинная срезанная от него кожура или выложенные в линию несколько яблок?)

— красивое (Спелое? Красное? Аппетитное?)

— с деревьями (Яблочко, сорванное с листьями? Яблоня?)

— мокрое (Помытое? Сорванное во время дождя?)

— серое (Испорченное? Покрашенное?)

— легкое (Засушенное? Игрушечное из пластмассы? Маленькое?)

— любимое (Вкусное? Кем – то подаренное?)

— цветное (Покрашенное в разные цвета? Спелое с одного бока?)

— разное (Зеленое или красное? Червивое? Испорченное?) и так далее.

Кроме перечисленных, в детском саду используются такие методы, как:

Возраст, с которого применяют ТРИЗ

Стоит отметить, что Г.С. Альтшуллер разрабатывал свою теорию для взрослых и для детей с 12 – летнего возраста. Считалось, что к этому периоду дозревает головной мозг и именно с этого возраста дети способны мыслить абстрактно.

Во многих странах мира издаются учебники по ТРИЗ – педагогике для детей с 5 лет.

Современные педагоги, изучающие ТРИЗ, считают, что детей надо приучать к творческому изобретательству еще в возрасте до одного годика, когда они научатся сидеть, владеть своими пальчиками, могут лепить из соленого теста и рисовать натуральными пальчиковыми красками. Некоторые из них отмечают, что с 2,5 лет малыши способны решать простые задачи, если они преподнесены в увлекательной игровой форме.

Строгих ограничений применения ТРИЗ – технологии по возрастным критериям не существует. Как только ребенок научился выражать свои мысли и намерения, он может выдать результат применения методики, понятный педагогу.

Основные игры ТРИЗ в работе с дошкольниками принято классифицировать как

  • Игры для детей 3 – 4 лет,
  • Игры для детей 5 — 6 лет,
  • Игры для детей 6 – 7 лет.

ТРИЗ — игры в работе с дошкольниками

— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?

— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?

— Как обхитрить лисичку?

— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?

— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?

Стол может быть жидкий? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?

Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?

Мячик может быть может быть жидкий? Игрушка – антистресс? Гелевый? Желейный?

Кисель может быть может быть твердый? Замерз? Из твердых орехов?

Цветок может быть может быть воздушный? Это облака? Из пыльцы? А может быть он из сладкой воздушной кукурузы?

Детям предлагается выбрать из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми сказками и переселить героев из одной сказки в другую либо поменять их местами. Дошкольники могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных персонажей. Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую сказку, быстро и эмоционально реагируя на детские идеи. Игра отлично стимулирует творческое воображение.

Детям предлагается одна из исходных ситуаций:

— В доме отключили отопление и замерзает вода в аквариуме, надо срочно спасти рыбок, как аккуратно согреть воду?

— На косметической фабрике разлили бочку с пахучими веществами, как остановить запахи?

— В банку с вареньем уронили эскимо в обертке, можно ли спасти продукты?

— Сосульки на крыше надо раскрасить в разные цвета, как лучше это сделать?

— Надо сфотографировать мыльный пузырь на морозе, что для этого потребуется?

С помощью теоретических маленьких человечков дети попытаются перевести состояние предметов из одного в другое или использовать их свойства, а на помощь к МЧ могут прийти еще и мультяшные фиксики с их инструментами – помогаторами и бытовыми приборами.

В ходе игры дети научатся легко понимать физические состояния знакомых предметов и вещей. Воспитатель внушает дошкольникам, что они – маленькие человечки в составе главного предмета, в твердом состоянии этого предмета они стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате. После этого воспитатель называет предмет, а дети должны определить какой он – твердый, жидкий или газообразный, и соответственно стоять рядышком, покачиваться или бегать по комнате.

Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым, молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и другие.

Тот, кто ошибается, выбывает из игры или садится придумывать новые слова – задания и сменяет воспитателя.

ТРИЗ – загадки для детей

Дошкольники обожают засыпать вопросами, загадывать и разгадывать загадки, раскрывать тайны и секреты. Очень много шаблонных головоломок они просто запоминают, порой не вникая в суть вещей, а выучив ответы. Гораздо полезнее научить детей самим сочинять новые загадки при помощи методов ТРИЗ. Для этого современные педагоги разработали несколько простых шаблонов.

Шаблон №1. Выделение свойств.

Выбирать объект – выделить главные свойства – подобрать к каждому свойству похожий объект – сформулировать загадку.

Пример: Сочиняем загадку про радугу.

Она цветная, высокая, красивая.

Получаем: Цветная, но не бумага, высокая, но не гора, красивая, но не картинка. Ответ – радуга.

Шаблон № 2. Обозначение действий.

Выбрать объект – обозначить его действия, эффекты – подобрать предметы с аналогичными движениями – сформулировать загадку.

Пример: Возьмем самолет.

Он летает, гудит, перевозит пассажиров, оставляет след.

Ищем аналогичные действия и эффекты:

Перевозит пассажиров – автобус.

Оставляет след – сапог.

Получаем: Летает, но не птица, гудит, но не паровоз, перевозит пассажиров, но не автобус, оставляет след, но не сапог. Ответ – самолет.

Шаблон № 3. Сходства и различия.

Выбрать объект – придумать похожие на него предметы либо подобрать ассоциативные образы – выделить свойства, сходства и различия – объединить описание, акцентируя различия.

Подбираем похожие, ассоциативные предметы или понятия:

Лисичка, шишки, запасы.

Выделяем признаки, дополняем образы:

Рыжая шубка, собирает шишки как медведь, делает запасы как маленькие грызуны, которые живут в норках.

Получаем: В рыжей шубке, но не лисичка, собирает шишки, но не косолапый зверь, делает запасы как маленькие грызуны, но прячет не в норку. Ответ – белочка.

На основании вышеперечисленных шаблонов с детьми можно придумать очень простые загадки, новые и хорошо понятные детской логике.

Теория решения изобретательских задач имеет не только сторонников, но и критиков. Существуют мнения, что ТРИЗ нужна только будущим математикам и технарям, что гениальность может быть только врожденной и развивать ее бесполезно, что все возможное уже изобретено и не стоит пичкать детей задачами. Однако, тесты креативности, проводимые на обучаемых по ТРИЗ – методам дошкольниках, показывают небывало высокий уровень гениальности и рост творческого потенциала. Выбор остается за педагогами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Инструктор по физической культуре

Практикум

Познакомить участников практикума с методами и приемами ТРИЗ технологии применяемые в ходе организации ООД на занятиях по физической культуре.

1. Активизация изобретательской смекалки, творческого воображения.

2 . Повышение профессионального мастерства и обмена опытом;

Участники : воспитатели МБДОУ.

Оборудование: Мячи малые цветные, обручи, цветные браслетики, гимнастические палки, мешочки, музыкальный центр, проектор.

Ход практикума.

(Участники практикума сидят на скамейках)

Инструктор по физической культуре:

Цель данного практикума не только познакомить вас с методами технологий ТРИЗ, и не просто развить фантазию, а научить мыслить системно , с пониманием происходящих процессов .

Итак, каким бы был наш мир? Люди до сих пор живут в пещерах, по дорогам не ездят автомобили, не существует городов, а у вас нет компьютера, без которого мы уже не представляем свою жизнь. И сегодняшнего практикума, само собой, нет. Если бы у человека не было воображения, он не стал бы человеком, не появилась бы цивилизация и Земля осталась бы диким царством животных.

Неужели все мы — продукт воображения? Именно. Все, что есть вокруг нас, наше самосознание и даже умение читать и писать — все это существует благодаря воображению. Поэтому, прежде чем говорить, что фантазеры не от мира сего, подумайте о том, что этот мир создали именно фантазеры. По крайней мере, его рукотворную часть.

И пусть вы заслужите славу чудака, но это не должно вас смущать. Помните о том, что великие люди не ходили проторенными путями обывателей, что у всех изобретателей была буйная фантазия, а самые успешные и богатые люди смогли создать свой бизнес за счет осуществления новых, неизвестных до этого возможностей. Они придумали свой мир сами.

Все приведенные ниже игры и задания направлены на комплексное развитие — они помогают стать более раскрепощенным, жизнерадостным и неординарным, обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности и воображение .

И, так, коллеги предлагаю окунуться в многогранный мир – ТРИЗ!

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Метод "Наоборот".

Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Игра- разминка "Наоборотки" - Волшебник Наоборот.

(Для детей подготовительной к школе группы).

Цель: развивать мышление, умение выполнять не прямое указание, а анти - действия, разнообразить приемы закрепления отдельных действий.

Дается задание выполнить следующие действия, движения - дети должны выполнить анти - действие, анти – движение.

Ускорить ходьбу - замедлить ход;

Наклон вправо - наклониться влево;

Ходьба вперед - ходьба спиной вперед.

Инструктор по физической культуре: Ну, что, коллеги, попробуем!? Начинаем? В одну шеренгу - становись! Нале-во! Молодцы. Все те, кто повернулся направо! Кто ошибся, исправляемся. Шагом марш! ходьба на пятках, руки вниз (ходьба на носках, руки вверх!), ходьба приставным шагом правым боком (левым боком!), быстрый бег (медленный бег!), переходим на ходьбу спиной вперед (обычная ходьба). Бегом, Марш! (На месте, стой!) Раз. Два! Напра-во! (налево!) Сомкнись! (разомкнись!). Молодцы!

Инструктор по физической культуре: А сейчас предлагаю поиграть в игры , но для этого придется раздвинуть горизонты своего сознания, подключить творческое мышление и воображение. Коллеги, разделимся на две команды - синие браслетики и зеленые.

(Игры для детей подготовительной к школе группы)

Цель мозгового штурма:

Научить детей генерировать идеи, фантазировать; смело высказывать свои идеи "на людях"; говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение; поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она и слабая.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь, критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Педагог должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

Это так называемый метод аналогий:

- личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

Инструктор по физической культуре:

1- игровое задание

2- игровое задание

3- игровое задание

На основе данного метода, я проведу с вами игру. Коллеги, встанем в круг.

Цель: моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное) с помощью движений. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

Инструктор озвучивает название предмета, дети изображают агрегатное состояние в необходимом положении тела.

Метод типового фантазирования:

(Для детей подготовительной к школе группы).

Цель : развивать воображение на основе представления о том, что будет, если соединить два и более объекта, уметь это показать с помощью движений и эмоций.

Приём фантазирования

Инструктор предлагает двум ребятам выбрать два спортивных снаряда. Остальные, придумывая словосочетания с ними, выполняют соответствующие движения.

1. Пример: мяч, гимнастическая палка.

Мяч через палку – броски через палку в парах

Палка по мячу – отбивание и ведение к цели

Мяч в палку – метание с целью сбить палку

2. Пример: мешочек, обруч.

Мешочек в обруч- метание мешочка в обруч, лежащий горизонтально, вертикально.

Мешочек на обруче - перенос мешочка лежащего на ободе обруча.

По принципу футбола наоборот, только надо самим забить мешочек при помощи палки в свой обруч, а игроки противоположной команды стараются перехватить мешочек и занести в свой обруч. Вратарь с обручем может двигаться вдоль лицевой линии. Можно разнообразить игру и взять по две палки на игрока.

(Для детей подготовительной к школе группы).

Цель: развивать логику и взаимопонимание в коллективе.

Придумывание игры, которая строится на основе: что было бы, если бы…

(Обручи, в количестве 9шт, выкладываются 3х3, первым трем участникам в команде выдаются браслетики).

Психогимнастика.

Цель: обучать умению выражать эмоции с помощью движений: преодолеть барьеры в общении, развивать умение лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения.

Инструктор по физической культуре: Правила следующих игр просты и понятны всем, и как бы просто эти игры не выглядели, они развивают воображение, умение лучше понимать себя и других, создают возможность для самовыражения, обучают преодолевать барьеры в общении.

Этюд на выразительность жеста:

Инструктор по физической культуре: Коллеги, следующая игра требует предварительной подготовки для детей. Необходимо совместно с воспитателями, рассказать и показать наглядно, какие бывают виды спорта. Это может быть и просмотр картинок, видеороликов, мультфильмов, чтение литературы, использованием игр и головоломок с изображением различных видов спорта.

Дети, делятся на две команды, становятся в шеренги одна напротив другой, на расстоянии 3-4 метров. Инструктор находится справа от команд по центру. Участники по очереди от каждой команды подходят к инструктору, он шепотом, на ушко говорит вид спорта, дети возвращаются, становятся напротив своих команд и изображают мимикой, жестами и движениями тела вид спорта. Команда, которая первой отгадывает задание, зарабатывает 1очко, игра может продолжаться до определенного количества побед, до последнего участника или же ограничиваться временем, допустим 15-30 секунд на одно задание. Так же педагог оценивает качество пантомимы, насколько точно и эмоционально дети смогли передать загаданный вид спорта.

Игра проводится под звуки природы, шум моря пение птиц.

Цель: снятие мышечного напряжения, расслабление мышц рук, ног, корпуса.

Ход игры: предлагаю детям прилечь и отдохнуть.

Закроем глаза и представим, что мы находимся на чудесном тропическом острове. Вокруг растут высокие стройные деревья. Мы идѐм вдоль бухты с живописными скалами и слышим, как вокруг нас поют тропические птицы. Всюду слышны их голоса. Невдалеке слышен шум моря. И вот мы оказались на прекрасном пляже, где растут пальмы и много необыкновенных цветов. Кругом порхают разноцветные бабочки, они перелетают с цветка на цветок. Но вот мы почувствовали, что наши ноги и руки немного устали. Мы не можем двинуться с места, ноги тяжѐлые, нас так и тянет к земле. Коленки подгибаются, и мы ложимся на золотистый песок, он сыпучий и тѐплый, приятно греет наше тело. Глаза наши закрываются, и мы отдыхаем. Чувствуем, как солнышко греет нам лицо, шею, руки, а волны нежно омывают ноги. Нам приятно и хорошо. Вдруг прекрасная бабочка села на руку Ивана. Но Иван лежит спокойно, не двигает руками, ноги у него расслаблены и отдыхают. Но вот бабочка вспорхнула и перелетела к Глебу и села ему на руку (рассказ продолжается до тех пор, пока бабочка путешествует от одного ребѐнка к другому). Но вот бабочка вспорхнула и улетела собирать пыльцу. Да и нам пора с чудесного тропического острова, но мы знаем, что в любое время, когда устанем, мы можем вернуться туда и отдохнуть. А сейчас попрощаемся с бабочкой, пляжем, морем, островом. Глубоко вздохнѐм, потянемся и откроем глаза.

Инструктор по физической культуре: Коллеги, насколько легко и красочно вы смогли представить себе тропический остров, помогло ли это путешествие вам расслабиться?

Ну и в конце практикума я хочу немного добавить, что представленные методы ТРИЗ, игры и упражнения можно варьировать и перестраивать с учетом целей и задач вашего конкретного вида деятельности. Одну и ту же игру можно использовать в качестве привлечения внимания детей к выполнению ОРУ или в качестве подвижной игры в конце занятия. Игры и методы ТРИЗ удобны своей мобильностью и возможностью подстраивать их для своих нужд, в своих целях. Игры для детей старшего дошкольного возраста, при небольшой доработке можно использовать и с детьми младшего возраста. И зачастую, вы уже используете данную технологию, даже не подозревая об этом.

В процессе использования технологии ТРИЗ мы убедились, что творческое мышление детей, которое формируется посредством методов ТРИЗ, способствует повышению интереса к физическим упражнениям, формированию навыков ЗОЖ.

Перед вами стоят два деревца яблоньки.

Если практикум понравился, и вы готовы применять игры в работе с детьми, то вешаем на дерево яблоки красного цвета.

Неплохо было. Но о том, буду ли применять игры в своей работе, не знаю, то вешаем на дерево яблоки желтого цвета .

Ничего не поняла. Было не интересно, то вешаем на дерево яблоки зелёного цвета.

(Каждый участник по своему усмотрению вешает яблоки на деревце.)

Разработка и подборка игр и игровых упражнений для дошкольников направленные на развитие интеллекта и мотивации к физической культуре.

Содержимое публикации

Развитие ассоциативности: обобщения

Придумать загадки про спортивный инвентарь:

Круглый, но не арбуз,

Мягкий, как кровать,

Сделан из сетки, но не ракетка,

Большой, как обруч,

Можно прыгать, но не скакалка. (батут)

Совершенствование ОВД: разноименные прыжки на батуте, приземление, основная стойка

Это спортивный снаряд, предназначен для ловли мяча, отбитого ногой. Похож на квадратный сачок, но больше в размерах. (футбольные ворота)

Совершенствование ОВД: ведение мяча, забивание в ворота

Вчера был тканью резиновой, сегодня арбуз с рожками малиновый. (фитбол)

Совершенствование ОВД: прыжки на фитболе с продвижением вперед

Загадки про виды спорта

Демонстрация упражнения с этим предметом, вид движения, элемент вида спорта.

Перед началом игры дети делятся на несколько подгрупп, одна подгруппа из которых загадывает животное и предлагает остальным по очереди при помощи движений отгадать его. Показывать движения, указывающие на различные признаки: например, Летает? Ходит на четырёх лапах? Выпрыгивает вверх на двух? Домашнее? Хищник? И т.д. Движения и признаки заранее разучиваются и совершенствуются.

Совершенствование ОВД: лазание через обруч правым, левым боком

Вертикальная цель для метания,

Педагог предлагает детям придумать новое название спортивным снарядам, сочитая их с видами спорта, в которых они используются. Работая подгруппами: первая – называет спорт.снаряд, другая – придумывает название. Затем наоборот.

Совершенствование ОВД: ору с гантелями, перекатывание обручей в паре, ведение мяча правой, левой рукой

Педагог предлагает закрепить основные виды движения в эстафете с игровыми заданиями,

Совершенствование ОВД: прыжки через скакалку:

Совершенствование ОВД: ползание под препятствием и кувырок вперед:

Возможный вариант: показать картинку с необычным животным придумать вид движения (двигательный элемент) изображающий его.

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

Уменьшение – увеличение.

Предмет:Лыжа (–и)

Увеличение:Наклонная доска

Совершенствование ОВД: ползание, подтягивание с помощью рук к шведской стенке и т.д.

Уменьшение: Крючок альпиниста

Совершенствование ОВД: лазание по гимн. стенке

Новое название: тобогган – трёхместные зимние сани.

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

Оживление–окаменение.

Предложить детям используя волшебную палочку совершить волшебство и превратить живые предметы в неживые, и наоборот с помощью двигательных действий.

Совершенствованиекоординационных способностей, равновесия, двигательных умений и навыков

Например: деревья растут в лесу – показать статическое положение, стоя на одной ноге, руки и другая нога в стороны.

Оживает, показать в движении (деревья высоко поднимают колени, ходят по лесу, падают, качаются в разные стороны)

Бабочка после окаменения принимает статическое положение

Дети делятся на две подгруппы и строятся по обе стороны площадки. Педагог называет объект, дети, называя по очереди с каждой подгруппы должны назвать положительные и отрицательные качества в данном объекте и перейти на другую сторону площадки, при это перепрыгивая через шнур на одной ноге правым, левым боком.

Дети делятся на две команды. Педагог называет вид спорта. Дети выполняя прыжки в длину каждый следующий из исходного положения предыдущего, называя одна команда положительные стороны этого вида спорта, другая – отрицательные.

Предмет: белый лист бумаги

Применение в ОВД:

Цель для метания

Педагог предлагает придумать игру для слонов, которым скучно живётся в зоопарке. Делит детей на три подгруппы.

Задаёт вопросы каждой подгруппе.

Какой частью тела слоны могут играть?

Ответы: хобот, хвост, уши, бивень, ноги, лоб, спина,…

Что можно использовать вместо мяча?

Ответы: камень, апельсин, воздушный шарик, арбуз,…

С помощью каких предметов слоны могут ударять по мячу (предмету)?

Ответы: клюшка, ракетка, палка, веревка, карандаш,…

Затем педагог вызывает по одному ребёнку с каждой подгруппы. Дети называют свои ответы и придумывают игру.

Педагог называет положительного сказочного персонажа – дети подбрасывают мяч вверх с хлопком, а отрицательного (злодея) – отбивают один раз о пол.

Примеры для игры: Снежная Королева, Белоснежка, Мики–Маус, Иван–царевич, Алдар–косе, Людоед, Бай, Кот в сапогах, Айболит, Кощей, Змей Горыныч, Золушка, Бармалей, Буратино, Мачеха, Чебурашка, чёрт, Дед Мороз и т.д.

Синтез учебных игр

Педагог по принципу составления морфологической таблицы предлагает придумать игру.

Варианты признаков

Да, три, группа, все девочки, светловолосые, у кого дома есть собака и др.

Две, три, команда белых чешек, команда шорт с белыми полосками

Мяч, канат, лента, гимн. палка, клюшка, обруч, воздушный шар и т.д.

Идти, бежать, прыгать, ходить полной приседью, прятать, передавать и т.д.

Не ложиться на пол, с закрытыми глазами, на одной ноге, с поднятыми руками

Забить в ворота, забросить в кольцо, передать незаметно и др.

Затем дети, выбирая по одному варианту каждого признака, коллективно придумывают игру.

Признаки: группа, команда белых чешек, команда шорт с белыми полосками, обруч, передавать, забить в ворота.

Вариант игры: Две команды – команда белых чешек, команда шорт с белыми полосками передавая обруч забить(закатить) его в ворота.

ОУД по обобщению работы с мячом

Придумать упражнение с какой–либо частью тела.

Например: с пальцами

Тренинговое упражнение "Пальчики".
Цель : способствовать развитию саморегуляции, концентрации внимания, созданию положительного настроя.
Описание упражнения:
Упражнение выполняется до тех пор пока не будет достигнута синхронность и одновременность в движениях.
- Девочки и мальчики, кто меня слышит, повторяет за мной ( психолог выполняет действия и комментирует их, дети повторяют ):
Пальчики – ушки ( указательные пальцы обеих рук вначале протягиваем вперёд, как бы показывая, а затем касаемся ими ушей ).
Пальчики – носики ( указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, как бы показывая, а затем дотрагиваемся до носа ).
Пальчики – плечики ( указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, показываем, касаемся плеч ).
Пальчики – животики ( указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, показываем, дотрагиваемся до животика ).
Пальчики – колени ( указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, показываем, дотрагиваемся до колен ).
Пальчики – щёчки ( указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, показываем, дотрагиваемся до щёк ).
С детьми 6-7 лет можно поиграть в игру " Пальчики наоборот ": педагог называет часть тела, до которой нужно дотронуться, но показывает совсем наоборот. Дети должны делать то, что слышат, а не то, что видят. Упражнение способствует развитию внимания.

Придумать упражнение с каким–либо спортивным оборудованием.

Цель: разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

Педагог предлагает поиграть в мини–футбол, но мяч пропал. Детям предлагается подобрать из предложенного инвентаря в спортивном зале предмет, заменяющий мяч. Например: мягкий модуль, куб, мешочек, и др. Проводиться игра с выбранным предметом.

Цель: моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное) с помощью движений. На основе данного метода, проводили игру.

1 вариант: Дети, стоя врассыпную, выполняют бег на месте с высоким подниманием колен. Педагог озвучивает название предмета, дети изображают агрегатное состояние в необходимом положение

Дети перебрасывают мяч через сетку, при этом педагог называет какой–либо спортивный снаряд. Нужно вернуть мяч, назвав действие этого снаряда. Например: мяч – учит выполнять ведение, скакалка – учит перепрыгивать, скамейка – учить держать равновесие, и т.д. Можно повторять и перебрасывая говорить несколько действий.

Метод фокальных объектов

Педагог предлагает детям, используя знакомые спортивные снаряды использовать в необычных ситуациях.

Например: обруч: кочки (прыгать из обруча в обруч), лужи (перепрыгивать), колесо (перекатывать), ворота (выполнять лазание правым, левым боком)

Приём фантазирования

Педагог предлагает двум ребятам выбрать два спортивных снаряда. Остальные придумывая словосочетания с ними, выполняют соответствующие движения.

Например: мешочек, гимн.палка.

Мешочек через палку – броски через препятствие в высоту и вдаль

Палка по мешочку – отбивание и ведение к цели

Мешок в палку – метание с целью сбить палку

Педагог показывает различные движения, которые нужно вслед за ним повторять. При этом какое–либо движение (например: руки вверх) объявляется запрещённым, его повторять нельзя. Игра повторяется в быстром темпе на выбывание.

Придумывание игры, которая строиться на основе: что было бы, если бы…

Педагог предлагает детям поиграть в мини–баскетбол (или другую игру), но мяч для игры куда–то пропал. А вместо мяча есть только мешочек (или др. предмет). Как можно поиграть в мини–баскетбол с мешочком. Дети придумывают двигательные действия и правила.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение инновационных технологий в системе физкультурно- оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

Беленцова Ольга Николаевна – инструктор по физической культуре

Игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка. В период дошкольного детства происходят процессы становления личности ребенка.

В нашу жизнь вошли новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье. Бурный рост и развитие детского организма, высокая ранимость психики ребёнка требуют бережного к нему отношения. Вместе с тем, излишний комфорт, тепличные условия сдерживают накопление жизненных сил ребёнка, изнеживают, тормозят развитие. Необходимо повышать уровень физической и двигательной активности детей. Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья.

Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна.

Работая в мини - центре, по результатам начальной диагностики видно, что у детей слабое физическое развитие.

Так из 25 испытуемых группы предшкольной подготовки по результатам начальной диагностики:

Высокий уровень имеют всего 9% детей.

Средний уровень - 30%.

Низкий уровень -61%.

Показатели здоровья детей таковы, что требуют принятия мер по улучшению их здоровья.

Но как это сделать, какими средствами и путями. Как сделать так, чтобы был учтен весь комплекс физических и интеллектуальных проблем. Ведь нужно способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Для решения теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы в мини-центре я стараюсь внедрять и использовать в процессе физического развития детей инновационные технологии.

Одной из таких технологий, которую я решила использовать в своей работе стала авторская технология Ж.Е. Фирилевой “СА-ФИ-ДАНСЕ”

Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Данная программа создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Вот некоторые примеры, которые я использую на занятиях по физической культуре.

Игропластика.

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры. С подражания образу, начинается познание ребенком техники движений. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Игроритмика.

Игрогимнастика.

Игровой самомассаж.

Музыкально-подвижные игры.

Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

Креативная гимнастика.

Здесь, я применяю нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы развивается способность детей: познавательная активность, мышление, свободное самовыражение. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания, асаны.

Игры – путешествия.

Включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий превращает оздоровительный процесс в увлекательную игру.

Работая с дошкольниками, я убедилась, что игровые технологии хорошо сочетаются с ТРИЗ технологией. Так как образовательный уровень моих детей еще не высок (в силу возраста), использую на занятиях отдельные элементы ТРИЗ. Решение различных проблемных ситуаций в игровой форме. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы мини – центра, все это помогает гармоническому развитию личности.

Внедряя в свою работу игровые технологии, ТРИЗ, здоровьесберегающие, я пришла к выводу, что появилась положительная динамика состояния здоровья детей.

По результатам промежуточной диагностики у тех же испытуемых, за 3 месяца внедрения инновационных технологий показатели физических умений и навыков улучшились

Высокий уровень- 39% (начало- 9%).Динамика улучшилась на 30%

Средний уровень- 48 % (начало- 30%).Динамика улучшилась на 18%

Низкий уровень- 13% (начало -61). Динамика улучшилась на 48%

Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Появилась выносливость в различных видах деятельности, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоционально - двигательная сфера ребёнка.

Я с радостью наблюдаю, как выпрямляются спинки ребят, как свободно они общаются друг с другом на занятиях, они радуются, превращаются в разных животных, смеются.

Результатом своей работы считаю то, что дети с радостью бегут на занятия по физкультуре. На моих занятиях получают эмоциональный подъём, выражают находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, излучают энергию, бодрость.

Заключение
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными – по – своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка.

Читайте также: