У большинства мхов имеются ризоиды

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

А1. У большинства мхов имеется:

1)корень 2) цветок 3) плод и семена 4)стебель и листья.

А2. Мхи размножаются с помощью:

1)спор 2) семян 3) листьев 4) стеблей.

А3. Кукушкин лен - это:

1) мох 2) плаун 3) папоротник.

А4. Отмершие части мха сфагнума образует:

1)торф 2) песок 3) глину 4) известняк.

А5.Сфагнум отличается от кукушкина льна

1)отсутствием листьев 2) отсутствием стебля 3) отсутствием ризоидов.

А6. Кукушкин лен - это

1) многолетнее растение 2) двулетнее растение 3) однолетнее растение.

А7. Благодаря мертвым клеткам сфагнум:

1)фотосинтезирует 2) проводит питательные вещества 3) впитывают воду 4) вегетативно размножаются

В1. Верны ли следующие утверждения.

А. Мхи первыми заселяют голые скалы, образуя почву.

Б. Споры сфагнума образуются в цветках.

1) верно только А. 2) верно только Б.

3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения.

В2. Установите соответствие между строением тела и видом растения.

Строение тела Вид растения

А)Многоклеточный организм 1) Хламидомонада

Б) Имеет листья и стебли 2) Кукушкин лен.

В) Одноклеточный организм

Г) клетки обладают жгутиками.

В3. Отметьте предложение, содержащие ошибки.

1) Кукушкин лен размножается семенами

2) Торфяные болота накапливают запасы воды.

3) Мох сфагнум впитывает воду ризоидами

4) Побеги кукушкина льна отмирают зимой.

А1. Мхи- растения:

1)однолетние 2)многолетнее растение 3) двулетнее растение

А2. Мох сфагнум имеет:

1)ризоиды 2) корни 3) не имеет ни корней, ни ризоидов.

А3. Листья у сфагнума состоят из:

1) одного слоя клеток двух типов

2) двух слоев клеток двух типов

3) одного слоя зеленых клеток.

А4. Сфагнум поглощает воды больше своей массы в:

1) 5-10 раз 2) 10-15 раз 3) 20-25 раз.

А5. В отличие от водорослей у большинства мхов имеются:

1)клетки 2) клеточные ядра 3) стебли и листья 4) корни.

1)в пустынях 2) на дне водоема 3) во влажных местах 4) на ледниках.

А7. В военное время сфагнум часто использовали:

1) как перевязочный материал 2) как продукт питания.

В1. Верны ли следующие утверждения.

А. Листья сфагнума состоят из мертвых и живых клеток.

Б.Ризоид отрастает от основания стебля.

1) верно только А. 2) верно только Б.

3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения.

В2. Установите соответствие между видом растения и его принадлежностью к систематической группе.

Вид растения Систематическая группа

1) Хламидомонада 1) Водоросли

2) Кукушкин лен 2) Мхи

В3. Отметьте предложение, содержащие ошибки.

1)Мхи являются одноклеточными растениями.

2) Болотный мох сфагнум размножается спорами.

3) Роль корня у кукушкина льна выполняет ризоид

4) Из отмерших частей образуется песок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 658 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.12.2015 18126
  • DOCX 19.5 кбайт
  • 226 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Маньшина Лейла Тофиковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Вопрос по биологии:

Дам 40 баллов
Задание: Решите, правильно или не правильно то или иное суждение. Выпишите буквенные обозначения правильных суждений.

А. У большинства мхов имеются ризоиды.
Б. РИзоиды у мха-сфагнума образуютя весной.
В. Быстрое развитие болота в местах где произрастает сфагнум, связано с ег высокой способностью поглощать и удерживать воду.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 27.04.2016 21:52
  • Биология
  • remove_red_eye 7440
  • thumb_up 39
Ответы и объяснения 1

А. У большинства мхов имеются ризоиды.
Б Неправильно. На самом деле у мха-сфагнума ризоиды отсутствуют.
В. Быстрое развитие болота в местах где произрастает сфагнум, связано с ег высокой способностью поглощать и удерживать воду.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Биология.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите цифровые обозначения правильных суждений. 1. Мхи — споровые растения. 2. У большинства мхов имеются ризоиды. 3. Ризоиды у мха-сфагнума образуются весной. 4. Бесполое поколение мха (спорофит) развивается отдельно от полового поколения (гаметофит). 5. Листья у всех мхов имеют хлорофиллоносные и водоносные клетки. 6. Из спор у мхов развивается бесполое поколение (спорофит). 7. Зеленые мхи, к которым относится кукушкин лен, — листостебельные растения. 8. Мох-сфагнум произрастает густыми, плотными дернинами. 9. Дернины сфагнума ежегодно отмирают в их нижней части. 10. Водоносные клетки в листьях сфагнума защищают хлорофиллоносные клетки от механических повреждений.

1. Мхи, папоротники, хвощи и плауны — споровые растения.

2. У большинства мхов имеются ризоиды.

3. Ризоиды у мха-сфагнума обра­зуются весной.

4. Бесполое поколение мха (спо­рофит) развивается отдельно от по­лового поколения (гаметофит).

5. Листья у всех мхов имеют хлорофиллоносные и водоносные клетки.

6. Из спор у мхов развивается бесполое поколение (спорофит).

7. Зеленые мхи, к которым отно­сится кукушкин лен, — листостебельные растения.

8. Мох-сфагнум произрастает густыми, плотными дернинами.

9. Дернины сфагнума ежегодно отмирают в их нижней части.

10. Водоносные клетки в листьях сфагнума защищают хлорофилло­носные клетки от механических по­вреждений.

11. Быстрое развитие болота в местах, где произрастает сфагнум, связано с его высокой способностью поглощать и удерживать воду.

12. Воду сфагнум всасывает не­посредственно стеблем и листьями.

13. У сфагнума зеленые клетки составляют 2/3 поверхности листа.

14. Листья у мха-сфагнума состо­ят из одного слоя клеток.

15. На женских растениях сфаг­нума развивается по одной коробоч­ке со спорами.

16. Обыкновенный кукушкин лен достигает в длину 30-40 см.

17. В листьях кукушкина льна водоносных клеток меньше, чем в листьях у сфагнума.

18. Листья у кукушкина льна со­стоят из двух слоев клеток.

19. В листьях кукушкина льна имеются средние жилки.

20. Кукушкин лен — двудомное растение.

21. У кукушкина льна коробочка со спорами покрыта войлочным колпачком.

22. Молодые растения кукушки­на льна развиваются из почек, об­разующихся на разветвленной нити (протонемы), которая в свою оче­редь развивается из споры.

23. Современные плауны — не­большие кустарнички.

24. Хвощи — однолетние расте­ния.

25. Основное значение в фотосин­тезе у полевого хвоща выполняет стебель.

26. Споры у полевого хвоща об­разуются на весенних побегах.

27. Взрослое растение мужского папоротника (щитовника) имеет по одному развитому листу.

28. Стебель папоротника (корне­вище) находится в земле.

29. Корневище папоротника за­канчивается верхушечной поч­кой.

30. Листья папоротника-щитовника дважды пальчаторассеченные.

31. Молодые листья папоротника свернуты улиткообразно.

32. Листья папоротника развива­ются очень быстро.

33. Листья папоротника имеют верхнюю и нижнюю кожицу (эпи­дермис).

34. Голосеменные растения — исключительно деревья.

35. Наибольшее число видов сре­ди современных голосеменных име­ют хвойные растения.

36. Все хвойные растения вечно­зеленые.

37. У всех хвойных растений уз­кие, игольчатые листья, получив­шие название хвои.

38. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

39. Семена у голосеменных рас­тений развиваются из семяпочек.

40. У большинства хвойных рас­тений развиваются мужские и жен­ские шишки.

41. Семяпочки в женских шиш­ках находятся на верхней поверх­ности кроющих чешуи шишек.

42. Зрелый зародыш семени со­сны состоит из зачаточного корешка, стебелька, семядолей и почеч­ки.

43. У зародыша семени сосны две семядоли.

44. Семена у сосны обыкновен­ной созревают через полтора года после опыления.

46. На ветвях ели иглы живут 5-7 лет.

47. У лиственницы хвоинки жи­вут 2-3 года.

48. Хвоинки у сосны растут по две на очень коротких побегах.

49. Можжевельник — листопад­ный кустарник.

50. Хвоинки у ели растут на по­бегах по три.

51. Иглы ели короткие и остро­конечные.

52. Сосна и ель — ветроопыляемые растения.

53. Можжевельник образует пло­ды, называемые ягодами.

54. Женские шишки у сосны растут тесными группами.

55. Молодые женские шишки у сосны находятся на концах моло­дых побегов.

56. Сосновые боры светлые, а в еловых лесах темно.

57. На болотистых почвах глав­ный корень у сосен развивается лучше, чем на песчаных.

Мхи - отдел высших растений, преимущественно многолетних. Отличается регрессивным развитием спорофита, в жизненном цикле мхов доминирует (преобладает) гаметофит. Мхи изучает бриология (от греч. bryon - мох, и logos - слово) - наука о мхах.

Эволюционно мхи представляют тупиковую (слепую) ветвь развития растений, во многом близки к водорослям. Для размножения большинству мхов нужна вода, так как мужские половые клетки могут добраться до женских только с ее помощью. Мы рассмотрим этот отдел на примере кукушкина льна, который относится к подклассу Зеленые мхи.

Интересный факт - устьица у мхов отсутствуют, вместо них имеются поры без замыкающих клеток. У моховидных отсутствуют настоящие стебли и листья, которые мы привыкли видеть у остальных высших растений, нет корней и специализированных проводящих тканей. Механические ткани развиты слабо, так что по совокупности причин рост в высоту для мхов оказывается затруднительным (ограниченным).

Кукушкин лен

Строение кукушкина льна

Кукушкин лен относится к двудомным растениям. Стебель у него прямостоячий, это один из наиболее высокорослых мхов, достигающих в высоту 50 см и более. Отсутствие корней компенсируют нитевидные выросты - ризоиды, которые обеспечивают прикрепление растения к субстрату, всасывают воду и растворенные в ней минеральные вещества (в отличие от ризоидов у водорослей, где ни о какой функции всасывания нет и речи!).

Проясним термин "двудомные", указанный вначале. Он означает, что женские (архегонии) и мужские (антеридии) половые органы развиваются на разных растениях. На женском гаметофите расположен архегоний, имеющий бутыльчатую форму, на мужском гаметофите развиваются антеридии. Антеридии окружают характерные крупные листья желто-бурого цвета, по которым всегда можно отличить мужской гаметофит от женского: на женском подобные листья отсутствуют.

Спорофит (бесполое поколение) у мхов располагается прямо на гаметофите, представлен коробочкой на ноже, в которой образуются споры. Коробочка способствует распространению спор на большее расстояние. Спора - возникающая в результате митоза или мейоза (в этом случае - мейоспора) клетка грибов и растений, служащая для размножения и распространения растений и грибов, способная развиться во взрослую особь.

Кукушкин лен

Стебелек вместе с коробочкой называется спорогон. Коробочка состоит из урночки и крышечки, сверху прикрыта колпачком. Внутри урночки находится центральный стержень - колонка, к которой крепится спорангий со спорами. Кверху колонка расширяется и образует эпифрагму, затягивающее устье коробочки. Коробочка имеет перистом - специальное отверстие для рассеивания спор.

В сухую погоду, когда споры созревают, колпачок, а за ним и крышечка, отпадают. Тонкий стебелек спорогона раскачивается от ветра, споры высыпаются.

Строение коробочки мха

Жизненный цикл мхов

При созревании яйцеклетки (n) в архегонии (n) образуется узкий слизистый канал, по которому сперматозоид (n) может достичь яйцеклетки, которая неподвижна. Сперматозоиды образуются в другом месте - антеридиях, на мужском гаметофите, (n), и, чтобы добраться до архегониев, им обязательно нужна вода. Именно поэтому мхи обитают во влажной среде, где условия для размножения наиболее благоприятные.

Сперматозоид обладает хемотаксисом к слизи в канале архегония. Хемотаксис - движение организма под влиянием химических веществ.

В период обильных дождей сперматозоид достигает яйцеклетки в архегонии (на женском гаметофите), гаметы сливаются, и образуется зигота (2n). В дальнейшем из зиготы прорастает спорофит, имеющий вид коробочки на ножке. Отметим, что спорофит, по сути "паразитирует" на гаметофите (n), от которого зависит полностью. В коробочке спорофита из материнских клеток (2n) образуются споры (n) путем мейоза. Высыпаясь из коробочки, спора попадает в почву, где прорастает в протонему. Протонема - нитчатое образование, ранняя стадия развития гаметофита - листостебельного растения (n).

На женских гаметофитах развиваются архегонии, на мужских - антеридии, в которых образуются гаметы. Цикл замыкается. Хотелось бы еще один раз подчеркнуть: спорофит у мхов редуцирован, низведен до уровня полностью зависимого придатка гаметофита, растущего прямо на гаметофите и питающегося за счет него. Гаметофит доминирует в жизненном цикле и представлен зеленым листостебельным растением.

Теперь попробуйте самостоятельно назвать все стадии жизненного цикла мха на картинке ниже, почувствуйте себя истинным бриологом ;)

Жизненный цикл мхов

Значение мхов

В целом хозяйственное значение мхов для человека небольшое. Они не пригодны в качестве корма для домашних животных. Мох сфагнум с давних пор применяется как перевязочный материал, военные врачи применяли его в экстренных случаях, когда заканчивались вата, йод. Сфагнум обладает антисептическими свойствами: уничтожает микроорганизмы или задерживает их размножение, а также выраженной гигроскопичностью - способностью поглощать, впитывать большие количества воды, крови и других жидкостей.

Разрастание мхов вызывает переувлажнение почвы и впоследствии - заболачивание территории. Особо отметим роль мхов, как торфообразователей. Торф - горючее полезное ископаемое, образованное не полностью разложившимися остатками растений в условии болот. Его используют для производства теплоизолирующих материалов, применяют в качестве топлива. И, конечно же, мхи - звено в цепи питания (продуценты - производители органических веществ).

Жизненный цикл мхов

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также: