У капустной тли есть свой паразит наездник

Обновлено: 08.07.2024

- Учитель биологии показывает видеофрагмент о семенном размножении одуванчика, дав перед этим задание ученикам определить, о каком свойстве организмов идёт речь.

- Формулируется тема урока (1-й слайд).

- Учителя называют задачи урока.

III. Объяснение нового материала.

- Учитель биологии задаёт вопрос о размножении инфузории-туфельки (ответ: летом инфузории размножаются бесполым способом делением пополам) (2-й слайд).

- Учитель: Сколько будет инфузорий после 2-го размножения (4), после 3-го размножения (8), а после 15-го размножения? (3-й слайд).

- Учитель: Можно ли упростить процесс вычисления?

- Учитель математики: Давайте посмотрим последовательность размножения:

- Какие выводы можно сделать, анализируя данную последовательность?

(Это геометрическая прогрессия, первый член которой равен 2 и знаменатель равен 2).

Чтобы ответить на вопрос учителя биологии о количестве особей, нам необходимо в каждом случае найти n-ый член прогрессии. А для этого нужна формула нахождения n-ого члена геометрической прогрессии. Какие будут предложения по её выводу?

Если нет предложений от учащихся, то учитель математики предлагает найти 2-й, 3-ий, 4-ый, 5-ый члены геометрической прогрессии общего вида через взаимосвязь между соседними членами, сделать замену через b1 и q и вывести формулу n-го члена, то есть аналогично выводу формулы n-ого члена арифметической прогрессии.

Работа по выводу формулы проходит в микрогруппах по 4 человека:

Представитель одной из групп показывает вывод формулы на доске.

Используя формулу геометрической прогрессии, учащиеся дают ответ на вопрос о количестве инфузорий после 15-го размножения при идеальном условии выживания –

b15 = 2 . 2 14 = 32768 (4-й слайд) - Учитель биологии: Если дать видам размножаться свободно, без ограничения,

численность любого из них росла бы в геометрической прогрессии, и это несмотря на то, что одни производят за всю жизнь всего несколько яиц или детёнышей, а другие тысячи и даже миллионы зародышей, которые могут вырасти во взрослые организмы.

- Вот несколько интересных примеров:

1) Способность к размножению у бактерий настолько велика, что если бы они не гибли от разных причин, а беспрерывно размножались, то за трое суток общая масса потомства одной только бактерии могла бы составить 7500 тонн. Таким громадным количеством бактерий можно было бы заполнить около 375 железнодорожных вагонов.

2) Пример К. А. Тимирязева: “Потомство одного одуванчика за 10 лет может покрыть пространство в 15 раз больше суши земного шара”. (6-й слайд)

3) Пример Карла Линнея: “Потомство пары мух съест мёртвую лошадь также скоро как лев”. Девятое поколение одной пары мух наполнило бы куб, сторона которого равна 140 км, или же составило бы нить, которой можно опоясать земной шар 40 млрд. раз. (7-й слайд)

5) Потомство пары птиц величиной с воробья при продолжительности жизни в четыре года может покрыть весь земной шар за 35 лет. (9-й слайд)

Учащиеся делают вывод о том, что все организмы обладают интенсивностью размножения в геометрической прогрессии.

- Учитель математики: Рост в геометрической прогрессии выражается на графике особой кривой – экспонентой. На графике показан рост численности инфузории при неограниченном размножении. Это степенная функция, заданная формулой y=b1 . q x-1 , где b1 и q - const, x – независимая переменная (x>0). Эта функция возрастающая на промежутке от 0 до + бесконечности. (10-й слайд)

- Учитель биологии: “Происходит ли на самом деле такое заселение поверхности Земли организмами?”

- Учитель биологии предлагает ученикам рассмотреть кривую выживаемости потомства дальневосточной горбуши. (11-й слайд)

- Учитель биологии: Почему не все особи выживают?

  • нехватка ресурсов, из которых они строят свои тела;
  • влияние различных неблагоприятных условий, замедляющих рост и размножение организмов (неблагоприятные климатические факторы, болезни, паразиты и т. п.

- Учитель биологии: Почему у растений число зародышей никогда не бывает таким низким, как у некоторых животных, производящих за один раз всего по одному детёнышу или яйцу?

Ребята рассказывают о том, что многим животным присуща забота о потомстве.

- Учитель биологии: Делаем вывод, если организм заботится о своём потомстве, то имеет малое число потомков и наоборот. “Так, кондор несёт пару яиц, а страус двадцать, и тем не менее в той же стране из них двоих кондор может быть многочисленнее. Буревестник несёт всего одно яйцо, и однако, полагают, что это самая многочисленная птица на Земле, Если животное может каким-нибудь образом уберечь снесённые им яйца или детёнышей, то даже при небольшом числе нарождающихся может поддерживаться средняя численность, но когда яйца или детёныши в большом числе подвергаются истреблению, то много должно и нарождаться, иначе вид этот вымрет” (пример Ч. Дарвина).

- Учитель биологии: Какое практическое значение имеет изучение интенсивности размножения?

1) интенсивность размножения бактерий используют в пищевой промышленности (для приготовления напитков, кисло-молочных продуктов, при квашении, солении и др.); в фармацевтической промышленности (для создания лекарств, вакцин); в сельском хозяйстве (для приготовления силоса, корма для животных и др.); в коммунальном хозяйстве и природоохранных мероприятиях (для очистки сточных вод, ликвидации нефтяных пятен).

2) огромное количество личинок и взрослых мух можно использовать на корм рыбам, в качестве добавок к корму домашних птиц; личинок также для переработки органических (в частности, пищевых) отходов.

3) повышение урожая и др.

- Учитель биологии: Почему из всех птиц человек разводит преимущественно представителей отряда курообразных и гусеобразных? Известно, что по качеству мяса, скорости роста, размерам, степени привыкания к человеку им не уступают ни дрофы, ни кулики, ни голуби.

Ответ: У представителей куро – и гусеобразных выше плодовитость.

- Учитель биологии: Почему сорняки более плодовиты, чем культурные растения?

Ответ: О культурных растениях заботится человек.

IV. Закрепление нового материала.

1) Решение задачи о плодовитости одуванчика. (12-й слайд)

Ответ: 1) 10 12 км 2 ; 2) нет, Sсуши=148млн. км 2 .

2) Прочитайте приведённые ниже описания особенностей размножения некоторых видов рыб. На основе этих данных сделайте заключение о плодовитости каждого вида. Заполните таблицу, располагая виды в порядке убывания их плодовитости.

Размеры взрослых рыб приблизительно одинаковы. (13-й слайд)

3) Выполните тест:

1. Выберите правильное утверждение. Численность любого вида при отсутствии ограничений (обилие пищи, обилие мест обитания, отсутствия врагов и т. д.) растёт в соответствии:

а) с арифметической прогрессией;
б) с прямо пропорциональной зависимостью;
в) с геометрической прогрессией;
г) с положительной регрессией;
д) с отрицательной регрессией.

2. Выберите правильное утверждение. Кривая роста численности (зависимость численности от времени) любого вида, при отсутствии ограничений, называется:

а) гиперболой; в) прямой; д) степенной кривой.
б) параболой; г) экспоненциальной кривой;

3. Бактерии способны очень быстро размножаться. Каждые полчаса в результате из одной клетки появляются две. Если одну бактерию поместить в идеальные условия с обилием пищи, то за одни сутки её потомство должно составить 2 48 = 281 474 976 710 656 клеток. Такое число бактерий занимает 0,25-литровый стакан. Подумайте, за какое время их количество удвоится и займёт пол-литровый объём. Выберите правильный ответ:

а) одни сутки; в) один час;
б) двое суток; г) полчаса. (14-й слайд)

V. Домашнее задание.

1) Решить задачу:

У капустной тли свой паразит – наездник афидиус, дающий за лето более 6 поколений по 30 особей (из них 50% самцов) в каждом.

а) Какого количества достигнет всё потомство от одного афидиуса через 6 месяцев, если этот паразит будет размножаться беспрепятственно?

б) Хватит ли к осени капустных тлей для питания такого количества афидиусов, если афидиус своё яйцо откладывает только в одну тлю?

2) &1 (учебник “Основы экологии”, 9 класс, Чернова Н. М. и др.).

3) &19, п. 2 (учебник математики “Алгебра”. 9 класс, Мордкович А. Г.).

4) Творческое задание: найти в дополнительной литературе историю вознаграждения создателя шахмат Сеты принцем Сирамом.

У капустной тли собственный паразит наездник афидиус, дающий за лето более 6 поколений по 30 особей (из их 50% самцов) в каждом. Какого количества достигнет всё потомство от 1-го афидиуса через 6 месяцев, если этот паразит будет плодиться свободно?Хватит ли к озари капустных тлей для кормленья такового количества афидиусов, если афидиус свое яичко откладывают только в одну тлю?

  • Олег Рамиев
  • Биология
  • 2019-09-22 17:18:50
  • 18
  • 1

а) Одна особь даёт за летний период 6 поколений по 30 особей. Считаем какое потомство получим за летний период:

30 дадут пять поколений=15*30*5=2250

2250 дадут четыре поколения =1125*30*4= 135000

135000 дадут три поколения =67500*30*3=6075000

6075000 дадут два поколения=3037500*30*2=182250000

182250000 дадут одно поколение=91125000*30*1=2733750000

Умножаем половинное число, поэтому что по условию 50% самцы.

Ответ: всё потомство от одного афидиуса через 6 месяцев достигнет 2922212280 особей.

б) Плодятся тли очень быстро. Самка за один раз откладывает 150 яиц, которые теснее через декаду преобразуются в юных насекомых, которые также способны к размножению и этот процесс идёт в геометрической прогрессии. За месяц численность тли может возрастет до сотки тыщ, а беря во внимание, что самки крылаты, то процесс распространения тли идёт очень активно. Поэтому можно считать, что к осени капустных тлей для кормления такового количества афидиусов будет довольно.

Тля капустная

Капустная тля сильно вредит капусте и другим крестоцветным, переносит различные вирусы. Вид однодомный. Представитель подотряда Тлей. В большинстве районов при полном типе развития зимуют диапаузирующие яйца. В субтропиках тип развития неполный, зимуют партеногенетические самки. [1] В южных районах ареала за год развивается до 30 генераций, в северных – 6. [3]

Тля капустная

Тля капустная - Крылатая самка. Использовано изображение:
Тля капустная - Яйца. Использовано изображение:
Тля капустная - Бескрылая самка. Использовано изображение:

Нажмите на фотографию для увеличения

Морфология

Полиморфизм. Жизненный цикл вида состоит из нескольких морфологически отличающихся генераций:

  • Основательница появляется из яйца. Бескрылая.
  • Бесполая девственница – несколько весенне-летних поколений партеногенетических самок:
    • Крылатая девственница.
    • Бескрылая девственница.

    Все партеногенетические генерации капустной тли, как и у всех представителей надсемейства настоящих тлей, живородящие. [3]

    Яйцо черное, блестящее, овально-удлиненной формы. [4]

    Основательница, как и у всего семейства афид, развивается из перезимовавшего яйца. По морфологии схожа с бескрылыми партеногенетическими девственницами следующих поколений. Отличается крупным (толстым) телом, короткими усиками, шпицем и ногами. [7]

    Бескрылая девственница. Длина – 1,8–2,0 мм, форма тела широко-эллипсоидная. Цвет тела бледно-зеленый, опыление густое. Голова бурая, а на теле, начиная с первого элемента брюшка, наблюдаются бурые поперечные разорванные полосы. Глаза черные, усики и ноги бурые. Третий членик усиков светлый. Трубочки бурые, хвостик конический, темно-зеленого цвета, маргинальные бугорки отсутствуют. Усики короткие, состоят из шести, реже пяти члеников, вторичные ринарии отсутствуют. Трубочки цилиндрические, посередине слегка вздутые, немного короче хвостика. [3]

    Склериты имеются на голове и всех или многих тергитах брюшка в виде двух рядов поперечных полос. [2]

    Крылатая девственница. Размер – 1,5–2,3 мм. Форма тела удлиненно-эллипсоидная. Опыление серое. Голова, грудь, усики и ноги бурые. Брюшко желто-зеленого цвета с бурыми поперечными полосами и маргинальными пятнами на каждом сегменте. Усики длиннее, чем у бескрылых девственниц. На третьем членике каждого усика – 50–60 округлых вторичных ринарий, располагающихся в три ряда по всей длине членика. [3]

    Амфигонная самка. Размер – 1,8–2 мм. Цвет тела травянисто-зеленый, волосковое опыление отсутствует. На голове и VIII сегменте брюшка имеется по буроватому пятну. На груди и брюшке – 2–4 ряда продольных спинальных пятен, слегка бурых. Трубочки, хвостик, шестой членик усиков и ноги также буроватые. Задние голени вздутые, с немногочисленными, неявственными псевдосенсориями. Хвостик короче трубочек, оборудован тремя парами волосков. [3]

    Самец крылатый. Размер – 1,4–1,8 мм. Голова и полосы на передне- и среднегруди бурые. Цвет брюшка желтый или желто-зеленый с четырьмя рядами продольных спинальных пятен бурого оттенка, маргинальными пятнами черного цвета. Усики черные, длиннее, чем у бескрылых, трубочки буроватые, хвостик желтый. [3]

    Фенология развития (в сутках)

    Развитие

    Яйцо зимует на стеблях у основания листьев капусты или дикорастущих крестоцветных.

    Основательницы. Личинки основательниц выходят из яиц весной и приступают к поиску кормового растения. В этот период многие особи гибнут. Отыскав нужное растение, основательница присасывается к листьям или черешку и партеногенетически производит на свет поколение бескрылых девственниц.

    Бескрылые девственницы питаются (сосут) на верхней стороне листьев и на черешках семенников. Бескрылая девственница первой генерации отрождает в среднем до 20 крылатых и 27 бескрылых особей. Плодовитость последующих поколений меньше на 25 %.

    Крылатые девственницы (расселительницы) появляются у бескрылых особей также партеногенетически. Благодаря крылатым особям капустная тля очень быстро распространяется на культурных посевах, в частности на капусте. Крылатые особи также сосут на верхней стороне листовой пластинки.

    Амфигонное поколение (самцы и самки). К осени тли концентрируются на прикорневых листьях возле почвы. Здесь развиваются амфигонные самцы и самки.

    Период спаривания проходит на прикорневых листьях возле почвы. Нормальные самки откладывают по четыре зимующих яйца на стеблях у оснований капустных листьев, остающихся в почве, или на других крестоцветных.

    Особенности развития. Вид не мигрирует. Живет однодомно на различных крестоцветных. В течение лета на юге ареала развивается до 30 генераций, а на севере (в Финляндии) – до 6, состоящих из бескрылых и крылатых партеногенетических самок. Отрицательное действие на развитие вида оказывают проливные дожди. Летальная температура для капустной тли – -15°C – -18 °C. Наиболее предпочитаемые кормовые растения – все виды родов Brassica, Erucastrum, Sinapis, Rhaphanus. [3]

    Морфологически близкие виды

    По внешним признакам (морфологии) к описываемому виду близка Brevicoryne barbareae. Отличается отсутствием склериты на теле бескрылых особей. У крылатых склериты – это краевые пятна в виде полосок на последних трех тергитах брюшка. Цвет покровов темно-зеленый или бурый. [2]

    Кроме описываемого вида часто встречаются Brevicoryne crambe и Brevicoryne buhri, также схожие по морфологии (внешнему виду) с Brevicoryne brassicae. [2]

    Географическая распространенность

    Вредоносность

    Капустная тля вредит крестоцветным. Среди огородных культур наибольший вред причиняет капусте и редису. Может повреждать и другие огородные культуры. Размножается обычно в массовом количестве, иногда покрывая целиком все растение. В результате сосания тли черешки семенников искривляются и отстают в росте, а листья желтеют и обесцвечиваются. [3]

    Пестициды

    Химические пестициды:

    Опрыскивание по вегетации:

    В личных подсобных хозяйствах:

    Биологические пестициды:

    Опрыскивание по вегетации: [6]

    Меры борьбы

    Агротехнические мероприятия

    • Борьба с сорной растительностью.
    • Соблюдение агротехники возделывания культур.

    Химический способ

    Своевременная обработка растений пиретроидами, фосфорорганическими соединениями, неоникотиноидами, инсектицидами на основе никотина. [5]

    Биологический способ борьбы

    При написании статьи также использовались следующие источники: [8]

    Оставьте свой отзыв:

    Отзывы:

    Составители: Григоровская П.И., Зайцева Т.В.

    Последнее обновление: 12.11.21 15:23

    Статья составлена с использованием следующих материалов:

    Васильев В.П. Вредители сельскохозяйственных культур и лесных насаждений: В 3-х т. /Под общ. ред. В.П. Васильева.— 2-е изд., испр. и доп.— Т. 1. Вредные нематоды, моллюски, членистоногие/ Ред. тома В.Г. Долин.— К.: Урожай, 1987.— 440 с.: ил. ОК

    Васильев В.П., Лифшиц И. З. Вредители плодовых культур . - М. : Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1958. - 392 с. - ил.

    Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, 2013 год. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)

    Лер П.А. Определитель насекомых Дальнего Востока СССР / под редакцией П.А. Лер. Т. II. Равнокрылые и полужесткокрылые. Главный редактор. – Л.: Наука, 1988 год – 972 с.

    Стриганова Б. Р., Захаров А. А. Пятиязычный словарь названий животных: Насекомые. Латинский-русский-английский-немецкий-французский. — М.: РУССО, 2000. — 560 с.

    Тимченко В.И. Атлас вредителей и болезней овощных, бахчевых культур и картофеля. Тимченко В.И., Ефремова Т.Г. Киев: "Урожай", 1974 - 184 с., илл. (на украинском языке). Иллюсрации из книги. ©

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Чадова Е.Г., учитель биологии

    Формирование математической грамотности на уроках биологии

    Современный мир характеризуется нестабильностью и неординарностью. Зарождаются и становятся востребованными новые профессии, предъявляющие высокие требования к профессиональным и прикладным навыкам выпускников. Чтобы жить в этой сложной и скоростной реальности, сегодняшним школьникам требуются новые компетенции и владение функциональной грамотностью.

    Потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение решать проблемы, логически рассуждать, анализировать информацию – это составляющие математической грамотности, второго по значимости компонента функциональной грамотности вместе с читательской грамотностью .

    Формировать и развивать математическую грамотность необходимо не только на уроках математики, но и на всех остальных предметах. В учебниках по биологии содержится много информации, интересных фактов, занимательных заданий, практических примеров, которые можно связать с математикой.

    Задача 1: Из 1000 растений разных видов, произрастающих в одном сообществе. К семейству злаковых относятся – 18% видов, розоцветных – 60%, лилейных – 5%, крестоцветных – 10%, ивовых – 7%. Определите, сколько растений относится к классу Двудольные?

    Задача 2: Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т. д. Сколько бактерий окажется в организме через 4 часа, если по истечении четвертого часа в организм из окружающей среды попала еще одна бактерия?

    Задача 3: У капустной тли есть свой паразит – наездник афидиус, дающий за лето более 6 поколений по 30 особей (из них 50% самцов) в каждом. Какого количества достигнет все потомство от одного афидиуса через 6 летних поколений, если этот паразит будет размножаться беспрепятственно?

    Задача 4: Человек выпил чашку крепкого кофе, содержащую 120 мг кофеина, который полностью всосался и равномерно распределился по крови и другим жидкостям тела. У исследуемого человека объём жидкостей тела можно считать равным 40 л. Рассчитайте, через какое время (в часах) после приёма кофеин перестанет действовать на этого человека, если кофеин перестаёт действовать при концентрации 2 мг/л, а концентрация его снижается за час на 0,23 мг. Ответ округлите до десятых. Единицы измерения писать не нужно.

    Задача 5: Белки выполняют множество важных функций в организмах человека и животных: обеспечивают организм строительным материалом, являются биологическими катализаторами или регуляторами, обеспечивают движение, некоторые транспортируют кислород. Для того чтобы организм не испытывал проблем, человеку в сутки необходимо 100-120 г белков. Используя данные таблицы (Приложение), рассчитайте количество белков, которое человек получил во время ужина, если в его рационе было: 20 г хлеба, 50 г сметаны, 15 г сыра и 75 г трески. Ответ округлите до целых.

    Практико-ориентированные задания на формирование математической грамотности должны носить межпредметный характер и строиться на использовании знаний из различных предметов. Учителю также необходимо опираться на имеющийся у школьников к этому времени социальный опыт и возрастные особенности. Включение математической грамотности как образовательного результата в систему общего образования позволяет повысить мотивацию и интерес к изучению математики .

    1. PISA 2012 Assessment and Analytical Framework: Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy. OECD Publishing, 2013.

    2. Жигарев И. А. Основы экологии: Сб. задач, упражнений и практ. работ. 10(11) кл. – М.: Дрофа, 2001. – 206 с.

    3. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

    Читайте также: