У покрытосеменных растений листья которых расположены перпендикулярно солнечным лучам слой клеток

Обновлено: 05.10.2024

2 . К проводящим тканям относится: 1) флоэма 2) меристема 3) пробка 4) кожица.

3 . Ситовидные трубки выполняют следующую функцию:

1) проводят раствор органических веществ; 3) проводят раствор минеральных солей;

2) запасают органические вещества; 4) обеспечивают рост побега в длину.

4 . Назовите ткань, к которой относят камбий

1) покровная 2) образовательная 3) проводящая 4) механическая.

5 . Назовите ткань, образованную, в основном, мертвыми клетками.

1) кожица; 2) луб; 3) древесина; 4) камбий

6 . Назовите ткань, из клеток которой состоит конус нарастания побега цветкового растения.

1) покровная; 2) проводящая; 3) образовательная; 4) механическая.

7 . Зона корня, в которой расположена образовательная ткань:

1) зона всасывания; 2) зона деления и роста; 3) зона проведения; 4) корневой чехлик

8 . Роль механической ткани в растении:

1) обеспечивает передвижение веществ; 3) придаёт ему прочность и упругость;

2) защищает его от повреждений; 4) обеспечивает его рост

9 . Проводящие ткани в растении:

1) защищают его от повреждения; 3) обеспечивают передвижение веществ по нему;

2) передают ему прочность и упругость; 4) обеспечивают отложение питательных веществ в запас

10 . Покровную ткань можно определить по следующему признаку:

1) по вытянутым клеткам с развитым межклеточным веществом;

2) по мелким, активно делящимся клеткам, с тонкими оболочками;

3) по крупным, с развитыми межклетниками клеткам;

4) по плотно сомкнутым клеткам, с плотными оболочками

11 . Эпидермис состоит:

1) из плотно сомкнутых живых клеток, расположенных в один слой;

2) из плотно сомкнутых отмерших клеток;

3) из живых клеток, расположенных в несколько слоёв;

4) из молодых клеток с тонкими оболочками

12 . Ткань, к которой относится пробка

1) покровная ткань, ее клетки с толстыми оболочками плотно прилегают друг к другу

2) образовательная ткань, клетки ее молодые, способны делиться

3) механическая ткань, одревесневши оболочки ее клеток придают растению прочность и упругость

4) проводящая ткань, клетки ее удлиненные, по ним передвигаются вещества

13 . Как называется ткань, клетки которой имеют крупное ядро, тонкую оболочку и небольшие размеры?

1) покровная 3) механическая 2) образовательная 4) проводящая

14 . Ткани, которые выполняют опорную функцию:

1) паренхима, ксилема; 3) ксилема, флоэма, паренхима;

2) паренхима, колленхима; 4) колленхима, склеренхима

15 . Какой признак НЕ характерен для проводящей ткани?

1) живые клетки 2) крупное ядро 3) мертвые клетки 4) вытянутая форма

16 . Какие ткани составляют большую часть всех органов растений и заполняют пространство между другими тканями? 1) покровные 2) механические 3) проводящие 4) основные

17 . Передвижение воды и растворённых в ней минеральных веществ осуществляют:

1) сосуды древесины; 2) клетки пробки; 3) ситовидные трубки; 4) лубяные волокна

18 . Основная ткань растений:

1) состоит из живых клеток паренхимы и выполняет разнообразные функции (фотосинтеза, запасания веществ и др.);

2) выполняет механическую функцию;

3) является вместилищем млечного сока;

4) образована широкими отмершими клетками с одревесневшими оболочками

19 . Фотосинтез в листьях осуществляется главным образом в клетках:

1) верхнего эпидермиса; 3) нижнего эпидермиса;

2) столбчатой и губчатой паренхимы; 4) проводящих пучков

20 . Проводящие сосудисто-волокнистые пучки НЕ включают:

1) паренхиму 2) эпидерму 3) механические волокна 4) ситовидные волокна

21. Установите соответствие

Характеристики тканей: Проводящая ткань:

1) проводящая ткань представлена сосудами; А) Ксилема,

2) клетки проводящей ткани мертвые; Б) Флоэма:

3) клетки проводящей ткани живые;

4) проводящая ткань представлена ситовидными трубками и клетками-спутниками;

5) осуществляет транспорт сахаров;

6) осуществляет транспорт воды и минеральных веществ

Сформулируйте развернутый ответ.

22 . В чем проявляется приспособленность проводящей ткани к выполняемой ей функции?

23 . Изучите рисунок. Что обозначено цифрами 3,4,5? Каковы функции этих элементов? К какой ткани они относятся?

Выберите один верный ответ.

1 . В состав органов цветкового растения входят:

1) только покровные ткани 3) разнообразные ткани

2) только проводящие ткани 4) только механические ткани

2 . Где находится апикальная меристема?

1) на верхушке побега и кончике корня; 3) в основании листа;

2) в центре стебля; 4) между флоэмой и ксилемой.

3 . Назовите ткань, к которой относят древесину:

1) покровная; 2) образовательная; 3) проводящая; 4) механическая.

4 . Назовите ткань кончика молодого корня, расположенную под корневым чехликом.

1) покровная; 2) образовательная; 3) проводящая; 4) механическая.

5 . Что из перечисленного ниже является наиболее характерным для клеток образовательной ткани цветковых растений?

1) деление; 3) проведение химических соединений в другие ткани.

2) запасание питательных веществ; 4) фотосинтез и образование углеводов;

6 . К проводящим тканям относится. 1) флоэма 2) меристема 3) пробка 4) кожица.

7 . Учащийся приготовил препарат и увидел в световой микроскоп следующее: округлые прозрачные клетки расположены рыхло, они не соединены друг с другом, каждая клетка имеет двухконтурную прозрачную оболочку. Какие клетки видны в микроскоп?

а) клетки водного растения элодеи в) клетки кожицы чешуи лука

б) клетки зоны размножения корня г) клетки мякоти яблока

8 . Покровная ткань:

1) обеспечивает передвижение веществ; 3) защищает растение от повреждений;

2) служит местом синтеза веществ; 4) придаёт растению прочность и упругость

9 . Образовательная ткань в растении:

1) обеспечивает передвижение веществ; 3) защищает его от повреждений;

2) придаёт ему прочность и упругость; 4) обеспечивает его рост

10 . Ткань, из которой состоит зона роста корня:

1) образовательная ткань. Клетки её молодые, способные делиться;

2) проводящая ткань. Клетки её удлинённые, по ним передвигаются вещества;

3) всасывающая ткань. Её молодые клетки с тонкими оболочками хорошо поглощают различные вещества;

4) покровная ткань. Клетки её плотно прилегают друг к другу, снаружи покрыты толстой оболочкой и хорошо защищают внутренние ткани

11 . Ксилема развита у растений:

1) в листьях; 2) в стеблях; 3) в корнях; 4) во всех перечисленных выше частях

12 . Особенности строения ситовидных трубок, способствующие передвижению по стеблю органических веществ

1) удлиненные клетки без содержимого с толстыми одревесневшими оболочками

2) длинные клетки с толстыми боковыми стенками, поперечные перегородки между которыми разрушились

3) живые клетки удлиненной формы с поперечными перегородками и отверстиями в них

4) молодые узкие клетки с тонкими оболочками

13 . Каковы функции основных тканей?

1) обеспечение роста растения за счет постоянного деления клеток

2) защита растения от перегрева и пересыхания, обеспечение газообмен

3) создание и накопление питательных веществ

4) обеспечение передвижения веществ в организме

14 . Какая особенность строения клеток покровной ткани обеспечивает ее защитную функцию?

1) вытянутая форма, отсутствие ядра 3) плотное расположение клеток, утолщенные оболочки

2) наличие ядра, тонкая оболочка 4) плотное расположение клеток, тонкие оболочки

15 . Какие ткани обеспечивают прочность органов растения за счет наличия утолщенных клеточных стенок?1) покровные 2) механические 3) проводящие 4) основные

16 . Ткани, которые могут выполнять проводящие функции:

1) паренхима, колленхима, склеренхима; 3) меристема, перидерма, ксилема;

2) ксилема, флоэма; 4) лубяные волокна, камбий

17 . Ситовидные трубки представляют собой:

1) мёртвые вытянутые клетки с одревесневшими оболочками;

2) живые паренхимные клетки с ядром и вакуолью;

3) живые безъядерные клетки с большим количеством пор;

4) живые быстро делящиеся клетки с тонкими оболочками

18 . Волокна входят в состав:

а) эпидермы, флоэмы б) перидермы, ксилемы в) ксилемы, флоэмы г) эпидермы, паренхимы

19 . Выделительная ткань растений:

1) выводит из организма конечные продукты обмена;

2) выделяет или накапливает различные вещества, которые чаще всего необходимы для защиты растений от животных;

3) накапливает кристаллы щавелевокислого кальция;

4) является вместилищем запасных питательных веществ

20. Роль механической ткани в растении:

1) обеспечивает передвижение веществ; 3) придаёт ему прочность и упругость;

2) защищает его от повреждений; 4) обеспечивает его рост

21. Установите соответствие

Характеристики тканей: Ткани:

1) состоит из живых клеток; А) Кожица,

2) покрывает листья и части цветка; Б) Пробка:

3) имеет устьица;

4) состоит из мертвых клеток;

5) имеет чечевички;

6) покрывает клубни и корневища

Сформулируйте развернутый ответ.

22 . В чем проявляется приспособленность покровной ткани к выполняемой ею функции?

23 . Изучите рисунок. Что обозначено цифрами 3,7? Каковы функции этих элементов? К какой ткани они относятся?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тренировочные тесты по общей биологии

Данные тестовые задания, составленные самим автором, помогут провести экспресс опрос по темам: основы экологии, генетика, биосфера.

Урок биологии по теме "Ткани растений"

Урок 5 класс ФГОС к учебник В.В.Пасечник.


5 класс, разработка урока по биологии на тему "Ткани" + презентация

Разработка урока по биологии.


Тренировочный тест ЕГЭ по биологии по теме: "Низшие растения.Водоросли"

Данный тест составлен с учетом оосбенностей нового формата ЕГЭ по биологии 2016 года.


Тренировочный тест ЕГЭ по биологии по теме: "Строение цветка"

Тест предназначен для учащихся, изучающих биологию на профильном уровне или готовящихся к ЕГЭ по предмету.


Тренировочный тест ЕГЭ по биологии по теме: "Вегетативные органы растения"

Данный тест предназначен для учащихся, которые занимаются биологией на профильном уровне обучения.


План-конспект урока биологии на тему "Ткани растений" в 6 классе

Конспект урока биологии Класс: 6Тема урока: Ткани растений.Тип урока: Комбинированный урок.Вид урока: Урок-лекция. Урок-лаборатория.Цель урока: на основе знаний о клеточном строении сформировать знани.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест разработан для учащихся 11 класса по биологии. Это поможет учащимся для подготовки к экзаменам.

Задание №1. Выберите правильный ответ

1. Группа сходных по строению клеток, выполняющих определённую функцию:

а) часть растения;

2.Роль механической ткани в растении:

а) обеспечивает передвижение веществ;

б) придаёт ему прочность и упругость;

в) защищает его от повреждений;

г) обеспечивает его рост

3.Проводящие ткани в растении:

а) защищают его от повреждения;

б) передают ему прочность и упругость;

в) обеспечивают передвижение веществ по нему;

г) обеспечивают отложение питательных веществ в запас

4.Ткань, из которой состоит зона роста корня:

а) образовательная ткань. Клетки её молодые, способные делиться;

б) проводящая ткань. Клетки её удлинённые, по ним передвигаются вещества;

в) всасывающая ткань. Её молодые клетки с тонкими оболочками хорошо поглощают различные вещества;

г) покровная ткань. Клетки её плотно прилегают друг к другу, снаружи покрыты толстой оболочкой и хорошо защищают внутренние ткани

5.Ксилема развита у растений:

г) во всех перечисленных выше частях

а) из плотно сомкнутых живых клеток, расположенных в один слой;

б) из плотно сомкнутых отмерших клеток;

в) из живых клеток, расположенных в несколько слоёв;

г) из молодых клеток с тонкими оболочками

7.Ткани, которые могут выполнять проводящие функции:

а) паренхима, колленхима, склеренхима;

б) меристема, перидерма, ксилема;

в) ксилема, флоэма;

г) лубяные волокна, камбий

8.Ситовидные трубки представляют собой:

а) мёртвые вытянутые клетки с одревесневшими оболочками;

б) живые паренхимные клетки с ядром и вакуолью;

в) живые безъядерные клетки с большим количеством пор;

г) живые быстро делящиеся клетки с тонкими оболочками

9.Фотосинтез в листьях осуществляется главным образом в клетках:

а) верхнего эпидермиса;

б) нижнего эпидермиса;

в) столбчатой и губчатой паренхимы;

г) проводящих пучков

10. Волокна входят в состав:

а) эпидермы, флоэмы;

б) перидермы, ксилемы;

в) ксилемы, флоэмы;

г) эпидермы, паренхимы

11.Верхушечная меристема расположена:
а) на верхушке стебля
б) на кончике корня
в) на кончике листьев
г) в основании междоузлий
д) а + б
е) а + б + в
ж) а + б + в + г

12. Диаметр стебля липы определяется делением клеток меристемы:

а) только первичной, б)только вторичной, в) первичной и вторичной.

Задание № 2. Неверными являются следующие утверждения:

Клетки меристем имеют одревесневшие клеточные стенки.

Транспорт продуктов фотосинтеза осуществляется по сосудам.

Основание ствола старого дерева покрыто коркой.

Проводящие элементы ксилемы представлены живыми клетками.

Покровные ткани подразделяют на верхушечные, боковые и вставочные.

К ситовидным трубкам прилегают клетки-спутники

Задание № 3. Установите соответствие

А) Ксилема, Б) Флоэма:

1) проводящая ткань представлена сосудами;

2) клетки проводящей ткани мертвые;

3) проводящая ткань представлена ситовидными трубками и клетками-спутниками;

4) клетки проводящей ткани живые;

5) осуществляет транспорт сахаров;

6) осуществляет транспорт воды и минеральных веществ

Задание № 4. Установите последовательность расположения слоев ствола дерева на распиле, начиная с наружного:

А-пробка; Б-сердцевина; В-луб; Г-камбий; Д-древесина

Задание №1. Выберите правильный ответ

1. Зона корня, в которой расположена образовательная ткань:

а) зона всасывания;

б) зона деления и роста;

в) зона проведения;

г) корневой чехлик

2 Покровная ткань:

а) обеспечивает передвижение веществ;

б) защищает растение от повреждений;

в) служит местом синтеза веществ;

г) придаёт растению прочность и упругость

3. Образовательная ткань в растении:

а) обеспечивает передвижение веществ;

б) защищает его от повреждений;

в) придаёт ему прочность и упругость;

г) обеспечивает его рост

4.Правильное определение тканей:

а) ткань – это группа клеток, сходных по своим функциям;

б) ткань – это группа клеток, сходных по своему происхождению и строению;

в) ткань – это группа клеток, сходных по своему строению, происхождению и функциям;

г) ткань – это группа различных клеток, выполняющих общую функцию

5. Покровную ткань можно определить по следующему признаку:

а) по вытянутым клеткам с развитым межклеточным веществом;

б) по мелким, активно делящимся клеткам, с тонкими оболочками;

в) по крупным, с развитыми межклетниками клеткам;

г) по плотно сомкнутым клеткам, с плотными оболочками

6.Ткани, которые выполняют опорную функцию:

а) паренхима, ксилема;

б) ксилема, флоэма, паренхима;

в) паренхима, колленхима;

г) колленхима, склеренхима

7. Передвижение воды и растворённых в ней минеральных веществ осуществляют:

а) сосуды древесины;

б) клетки пробки;

в) ситовидные трубки;

г) лубяные волокна

8. Основная ткань растений:

а) состоит из живых клеток паренхимы и выполняет разнообразные функции (фотосинтеза, запасания веществ и др.);

б) выполняет механическую функцию;

в) является вместилищем млечного сока;

г) образована широкими отмершими клетками с одревесневшими оболочками.

9. Выделительная ткань растений:

а) выводит из организма конечные продукты обмена;

б) выделяет или накапливает различные вещества, которые чаще всего необходимы для защиты растений от животных;

в) накапливает кристаллы щавелевокислого кальция;

г) является вместилищем запасных питательных веществ

10. Проводящие сосудисто-волокнистые пучки НЕ включают:

в) механические волокна;

г) ситовидные волокна

11.Образование новых клеток и рост стебля в толщину
обеспечивает:
а) пробка
б) камбий
в) древесина
г) луб

12. Тканью, из которой формируются длинные, жесткие волокна является:

а) эпидермис; б) склеренхима; б) колленхима

Задание № 2. Установите соответствие

А) Кожица, Б) Пробка: 1) состоит из живых клеток; 2) покрывает листья и части цветка; 3) имеет устьица; 4) состоит из мертвых клеток; 5) имеет чечевички; 6) покрывает клубни и корневища

Задание № 3. Из перечня (1-6) выберите правильные ответы на вопросы (А-К)

1)Покровная ткань. 2) Образовательная ткань. 3) Проводящая ткань. 4) Механическая ткань. 5) Основная фотосинтезирующая ткань. 6) Основная запасающая ткань.

А) Клетки какой ткани имеют потенциальную возможность превращаться в клетки других тканей?

Б) Клетки какой ткани обеспечивают питание растений на свету?

В) Клетки какой ткани способны накапливать питательные вещества в растении?

Г) С клетками какой ткани связана способность растений к заживлению ран?

Д) Какая ткань придаёт прочность всему растению или отдельным его частям?

Е) С клетками какой ткани связано передвижение веществ по растению?

Ж) Клетки какой ткани расположены на границе органов растения и внешней среды?

З) Из какой ткани построена мякоть листа?

И) Клетки какой ткани с плотными оболочками и плотно прилегают друг к другу?

К) Какая ткань преобладает в клубнях картофеля?

Задание № 4. Какие из названных тканей входят в состав листа? а) проводящая ткань;

б) эпидерма; в) ассимиляционная ткань; г) пробка; д) меристема

1. б 2.б 3. в 4.а 5. б 6. а 7. в 8.в 9.в 10.в 11. д 12. в

Задание №2 1 2 4 5 Задание №3 ААБББА Задание № 4 . А, В, Г, Д, Б;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Лекция 1. Введение . Растительные ткани

Все организмы, имеющие клеточное строение объединены в империю Клеточные. В зависимости от наличия ядра империю делят на два надцарства: надцарство Прокариоты (Доядерные) и надцарство Эукариоты (Ядерные). К прокариотам относятся различные бактерии, объединенные в царство Дробянки. Эукариоты разделены на три царства: царство Растения, царство Животные и царство Грибы (рис. 1).


Рис. 1. Две империи и пять царств живой природы

Царство растений объединяет около 350 тыс. видов организмов, существенно отличающихся от других эукариотических организмов.

Строение и жизнедеятельность. Клетка растений поверх плазмалеммы окружена целлюлозной клеточной стенкой, имеет пластиды, крупные, постоянно существующие вакуоли, заполненные клеточным соком, центриоли в клетках высших растений отсутствуют, основным запасным веществом является крахмал или близкие по строению и химическим свойствам углеводы (например, багрянковый крахмал).

Рост растений неограничен (т. е. могут расти в течение всей жизни) и происходит в определенных участках тела. Отсюда и название. Растения не способны активно передвигаться, ведут в основном прикрепленный образ жизни. Для растений характерны особые ростовые движения – тропизмы и настии. Тропизмы – движения, связанные с ростом частей тела растения, вызванные односторонним воздействием какого-либо фактора среды (например, рост стебля в сторону света). Настии – движения в ответ на изменение факторов среды, действующих ненаправленно (например, движения лепестков цветка при смене дня и ночи).

Обмен веществ. Растения – фотоавтотрофные организмы, способные за счет энергии солнечного света образовывать органические вещества из неорганических. Иногда встречаются виды со смешанным (миксотрофным) и гетеротрофным питанием (растения-паразиты). Процессы жизнедеятельности регулируются растительными гормонами – фитогормонами. Без растений не возможно существование гетеротрофных организмов, так как они способны аккумулировать солнечную энергию и синтезировать органические вещества, необходимые для других живых организмов. Как первичные продуценты органического вещества, растения являются начальным звеном цепей питания гетеротрофных организмов. При создании органического вещества растения извлекают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород, создавая тем самым условия для существования большинства живых организмов на нашей планете.

Все ныне живущие растения для удобства изучения подразделяют на две группы – низшие и высшие растения. По современным представлениям к низшим растениям относятся водоросли, а к высшим – все остальные. Тело низших растений, не дифференцировано, не разделено на органы и ткани. Однородное тело низших растений называют таллом, или слоевище.


Дифференциация тела растений произошла в связи с их выходом на сушу. Попав в более контрастные условия окружающей среды, растения были вынуждены вырабатывать специальные приспособления для водоснабжения, защиты от высыхания, фотосинтеза, размножения. Тело растения разделилось на подземную и надземную части, выполняющие разные функции. Разделение функций привело к возникновению специализированных групп клеток – тканей и органов.

Органом называют часть растения, имеющую определенное строение и выполняющую определенные функции. У растений различают вегетативные (обеспечивают процессы питания, дыхания, защиты и вегетативного размножения) и генеративные (выполняют функцию полового размножения) органы. Основными вегетативными органами растений являются корень и побег (лист и стебель рассматриваются как части побега). У низших растений имеются специальные органы, в которых образуются половые клетки – половые органы (гаметангии), органы, в которых образуются мужские половые клетки называются антеридии, яйцеклетки образуются в овогониях. У высших споровых мужские гаметангии антеридии, а женские – архегонии. У высших семенных (голосеменные и цветковые растения) мужские половые органы (антеридии) редуцированы, а архегонии имеются только у голосеменных. У цветковых растений редуцированы и архегонии, органы цветковых растений, связанные с половым размножением (цветок, плод и семя) называют генеративными органами.

Многообразие условий на нашей планете обусловило появление огромного разнообразия жизненных форм растений. Жизненная форма – внешний вид растения, возникший в результате естественного отбора в определенных условиях среды. Например, ель в лесной зоне – дерево, а на севере и в высокогорье – кустарник или стланник. Основными жизненными формами растений являются: дерево – многолетнее растение с одним одревесневшим стволом, сохраняющимся на протяжении всей его жизни; кустарник – многолетнее растение с большим количеством равных по размерам стволов (калина, бузина); кустарничек – низкорослое многолетнее растение с древеснеющими, сильно ветвящимися побегами, обычно не имеющими явно выраженного главного ствола (черника, брусника); полукустарник, полукустарничек – многолетние растения, у которых нижние части надземных побегов одревесневают и сохраняются несколько лет, а верхние части ежегодно отмирают (полынь, астрагал); травы – жизненная форма растения, несущего один или несколько неодревесневающих стебля. Травянистые растения могут быть однолетними, двулетними и многолетними. Однолетние растения весной развиваются из семян, цветут, образуют плоды и семена и отмирают. Зимуют у них только плоды и семена. Двулетние растения в первый год в вегетативных органах накапливают питательные вещества, на второй год происходит их цветение, образование плодов и семян и осенью растения отмирают. Многолетние травянистые растения обычно образуют подземные зимующие органы – корневища, клубни, луковицы.

Ткани появились у высших растений в связи со специализацией клеток. Ткань – совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям.

Различают простые и сложные ткани. Если ткань состоит из одинаковых клеток, как например, паренхима, то это простая ткань. Сложные ткани имеют общее происхождение, и выполняют единую функцию, но различные клетки сложной ткани сильно отличаются друг от друга. Например, древесина (ксилема) – сложная ткань, в состав которой входит проводящая (трахеи и трахеиды), механическая (древесные волокна) и основная (древесная паренхима) ткани.

Клетки, образующие ткани, могут быть по форме округлыми, более или менее равными по длине и ширине – это паренхимные клетки. Если клетки сильно вытянуты в длину – их называют прозенхимными клетками.

Различают шесть основных групп тканей:

1. Образовательные (меристематические) ткани;

2. Покровные (пограничные) ткани;

3. Основные ткани;

4. Механические ткани;

5. Проводящие ткани;

6. Выделительные (секреторные) ткани.

Образовательные ткани (меристемы) . Растения обладают неограниченным ростом благодаря наличию образовательных тканей, которые дают начало остальным видам тканей. Меристемы образованы недифференцированными (паренхимными) округлыми или многогранными клетками.

По происхождению различают: первичные и вторичные меристемы. Первичные – меристемы зародыша, они обуславливают развитие проростка и первичный рост органов. Вторичные меристемы возникают на базе первичных и обеспечивают рост органов преимущественно в ширину.

По местоположению различают верхушечные, боковые и вставочные меристемы. Верхушечные (апикальные) находятся на концах главных и боковых осей стебля и корня, определяют главным образом рост органа в длину (рис. 2).


Рис. 2. Схема расположения меристем:

1 – апикальные меристемы; 2 – интеркалярные меристемы; 3 – латеральные меристемы

Отдел покрытосеменные (цветковые) самый многочисленный, он включает 235-250 тысяч видов. Его представители обитают по всему миру: от холодной тундры до жарких тропиков, отдельные виды освоили пресные и морские водоемы.

Растительность в тундре

Покрытосеменные составляют большую часть массы растительного сообщества, являются звеном в цепи питания (продуцентами) - важнейшими производителями органических веществ на суше, как водоросли - в морях и океанах.

Цветок - генеративный орган покрытосеменных (цветковых), высшая ступень полового размножения. Цветок характерен только для покрытосеменных растений, ни один из других отделов подобным генеративным органом не обладает. По своему строению цветок это видоизмененный обоеполый стробил, гомологичный стробилам голосеменных.

В отличие от голосеменных, у которых семязачатки лежат открыто на семенных чешуях, у цветковых семязачаток находится в замкнутом вместилище - завязи, сформированной из плодолистика (-ов).

Строение пестика

Двойное оплодотворение, открытое Навашиным Сергеем Гавриловичем, уникальное явление, характерное только для цветковых. Оно связано с тем, что в зародышевый мешок попадают два спермия, один из которых (n) сливается с центральной клеткой (2n), с образованием запасного питательного вещества - эндосперма (3n). Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) с образованием зиготы (2n), из которой развивается зародыш.

Двойное оплодотворение

У цветковых появляется плод - генеративный орган, служащий для защиты и распространения семян.

Ксилема - проводящая ткань, обеспечивающая восходящий ток воды и растворенных в ней минеральных солей, представлена не трахеидами, а сосудами. Во флоэме ситовидные элементы окружены клетками-спутницами.

У покрытосеменных мы не найдем антеридиев и архегониев: гаметофиты максимально редуцированы.

В процессе опыления покрытосеменных участвуют насекомые, летучие мыши, птицы. Также опыление может происходить с помощью воды или ветра.

Опыление

Особенностью цветковых является способность образовывать многоярусные сообщества, более устойчивые и продуктивные.

Многоярусность растительного сообщества служит приспособлением к равномерному распределению света: светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые растения отлично чувствуют себя в тени светолюбивых :)

Ярусы леса

Классы покрытосеменных

Отдел покрытосеменные состоит из двух классов: однодольные и двудольные. К классу двудольных относятся семейства: крестоцветные, сложноцветные, розоцветные, бобовые (мотыльковые), пасленовые. Класс однодольные включает в себя семейства: злаковые, лилейные. Для каждого класса имеются характерные признаки.

    Двудольные - семейства: крестоцветные, сложноцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые
      В составе зародыша обычно имеется две семядоли

    В семядолях содержится запас питательных веществ. При надземном прорастании семядоли (зародышевые листья) могут выполнять функцию фотосинтеза.

    Семядоли, зародышевые листья

    Листья двудольных простые и сложные, для двудольных характерно перистое и пальчатое жилкование.

    За счет камбия растения растут в толщину, возможен вторичный рост осевых органов (стебля и корня).

    Корневая система чаще всего стержневого типа, с хорошо выраженным главным корнем, от которого отходят боковые корни. Главный корень развивается из зародышевого корешка.

    Двудольные растения

    Цветки пятичленные, реже встречаются четырехчленные. Хорошо обособлены чашечка и венчик.

    Цветок двудольного растения

    Однодольные растения

    Цветок с простым околоцветником. Цветки чаще трехчленные, четырехчленные. Никогда не бывают пятичленными.

    Цветок однодольного растения

    Эндосперм семени

    Эндосперм (от греч. endon - внутри + греч. sperma - семя) - запасное питательное вещество, у покрытосеменных триплоидный (3n).

    Эндосперм в семени есть у подавляющего большинства однодольных (лука, ландыша, пшеницы) и двудольных (тмина, хурмы, фиалки). Отсутствует эндосперм в семенах тыквенных, крестоцветных (капусты), сложноцветных (подсолнечника), бобовых (гороха, фасоли), также у - березы, липы, дуба, клена, так как на ранней стадии развития растущий зародыш поглощает эндосперм.

    Строение семени однодольного и двудольного

    Жизненный цикл

    Из генеративных почек спорофита развиваются цветки. У взрослого растения спорофита (2n) в цветке в гнездах пыльников тычинок в ходе микроспорогенеза образуется пыльцевое зерно (n) - мужской гаметофит. В завязи пестика в семязачатке формируется женский гаметофит - зародышевый мешок, внутри которого находятся центральная клетка (2n) и яйцеклетка (n).

    В результате опыления (насекомым, ветром, человеком) пыльца с тычинок переносится на рыльце пестика. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Вегетативная клетка начинает растворять ткани пестика, образует пыльцевую трубку и прорастает до зародышевого мешка. Генеративная клетка делится, образуя два спермия (n), из которых один сливается с центральной клеткой (2n) с образование эндосперма (3n) - запасного питательного вещества. Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n), образуя зиготу (2n).

    В дальнейшем из семязачатка формируется семя, а завязь превращается в околоплодник - образуется плод. Своим внешним видом плоды привлекают животных, и те их охотно поедают) Благодаря семенной кожуре семена не подвергаются расщеплению в желудочно-кишечном тракте человека и животных. Они выходят из ЖКТ в неизменном виде и остаются способны к прорастанию: так происходит расселение растений. Попав в благоприятные условия, они прорастают в спорофит (2n). Цикл замыкается.

    Жизненный цикл покрытосеменных

    Значение покрытосеменных

    Покрытосеменным в жизни человека отведено важное место. Только подумайте - почти все культурные растения принадлежат к этому отделу! Цветковые имеют медицинское значение, из многих растений изготавливаются лекарства. Их древесина используется для изготовления бумаги, мебели, применяются в промышленности.

    Валериана лекарственная

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Читайте также: