У ряда покрытосеменных растений имеются разнообразные видоизмененные корни корневые клубни корни

Обновлено: 03.07.2024

1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта. Ответ:125

1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны крупные эволюционные изменения, усложняющие строение.

2. В результате ароморфоза формируются новые классы, отделы, типы в пределах одной группы.

5. К идиоадаптациям относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската.

60)26. У ряда покрытосеменных растений имеются разнообразные видоизменённые корни: корневые клубни, корни-прицепки, воздушные корни и др. В чём причина появления разнообразия корней? По какому пути эволюции развивались растения, имеющие такие органы? Ответ: 1) В результате мутационного процесса появлялись различные изменения корней; 2) естественный отбор закреплял полезные признаки; 3) развитие растений идёт по пути идиоадаптации, возникновения приспособительных изменений к конкретным условиям среды.


61) 26. Как (с позиций Ч. Дарвина) возникла зелёная покровительственная окраска тела у коричневых гусениц, перешедших на питание зелёными листьями? Ответ поясните. Ответ:1)коричневые гусеницы перешли на питание зелёными листьями. В популяции постоянно возникали мутации, среди множества мутантных особей по окраске появлялись особи с зелёной окраской;2) в борьбе за существование зелёные гусеницы обладали преимуществом, они в меньшей степени склевывались насекомыми;3) под воздействием естественного отбора выживали те гусеницы, которые обладали полезными признаками _ зелёной окраской, они давали потомство, их число постепенно росло; 4) в последующих поколениях этот процесс продолжался, и окраска тела гусениц всё более соответствовала основному фону окружающей среды.

62)26. Крайне редко встречаются случаи рождения людей с множественными сосками, которые доказывают животное происхождение человека. Как называется такое явление? Объясните, почему этот признак не развивается у всех представителей вида. Приведите ещё два примера других подобных явлений.Ответ: 1) ата­визм — воз­врат к при­зна­кам предков;2) мно­го­сос­ко­вость у че­ло­ве­ка утра­ти­ла своё значение, так как у него прак­ти­че­ски от­сут­ству­ет многоплодие;3) ген этого при­зна­ка за­бло­ки­ро­ван спе­ци­аль­ны­ми фак­то­ра­ми (белками-регуляторами);4) при­ме­ры атавизма: чрез­мер­ная во­ло­са­тость тела, на­ли­чие хво­ста и др.


63) Какие палеонтологические находки свидетельствуют об эволюции животного мира? Приведите два-три примера таких находок. Обоснуйте на конкретных примерах, каким образом палеонтологические находки позволяют установить последовательность этапов эволюции животных.Ответ: 1) палеонтологические находки: ископаемые остатки, окаменелости и отпечатки. Примеры: окаменелости моллюсков, отпечатки археоптерикса, фрагменты скелетов и т. п.; 2) некоторые окаменелости животных характеризуется наличием признаков как древних, так и более молодых систематических групп. Пример — ихтиостега, зверозубый ящер;3) костные остатки служат основой создания филогенетического ряда животных. Пример — филогенетический ряд лошади

64)23. Как называют представленный на рисунке ряд скелетов конечностей предков современной лошади? Какие изменения произошли в строении конечности лошади? Укажите не менее трёх признаков. Ответ: 1) филогенетический ряд - ряд ископаемых форм, последовательно связанных друг с другом в процессе эволюции; 2) удлинение конечностей; 3) сокращение числа пальцев до одного; 4) образование копыта.

64) 24. Найдите 3 ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.1. Популяция — это совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время занимающая часть ареала вида. 2. Основными характеристиками популяции являются плотность, возрастная и половая структура. 3. Популяция является структурной единицей семейства. 4. Популяция — это элементарная единица эволюции. 5. Мальки разных рыб, живущие в озере, представляют собой одну популяцию. 6. Численность популяции не зависит от воздействия абиотических факторов.Ошибки в предложениях 3,5,6. 3- Популяция является структурной единицей вида. 5. Мальки и взрослые особи одного вида рыб, живущие в озере, представляют собой одну популяцию. 6. Численность популяции зависит от воздействия абиотических факторов, благоприятные увеличивают, неблагоприятные- снижают численность.


65) 23.К какой группе доказательств эволюции относятся изображения на рисунке? Свой ответ объясните. Приведите другие доказательства из этой группы.Ответ:1) сходство зародышей позвоночных на ранних этапах относят к эмбриологическим доказательствам эволюции. 2)Пояснение: зародыши позвоночных на раннем этапе очень похожи, а потом у них постепенно возникают изменения, отображающие ход эволюции своей группы. 3) биогенетический закон: онтогенез есть быстрое и краткое повторение филогенеза, т. е. каждая особь в ходе эмбрионального развития повторяет историю развития вида в целом.

66) 23. Какие ор­га­ны изоб­ра­же­ны на рисунке? В чём за­клю­ча­ют­ся их сход­ство и отличие? К каким до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции от­но­сит­ся дан­ный пример? Ука­жи­те че­ты­ре критерия.Ответ:1) на ри­сун­ке изоб­ра­же­ны ко­рень и корневище;.2)Это ана­ло­гич­ные органы, вы­пол­ня­ю­щие сход­ные функ­ции (накопление пи­та­тель­ных ве­ществ и удер­жа­ние рас­те­ния в почве). 3) раз­ли­чие за­клю­ча­ет­ся в том, что эти ор­га­ны имеют раз­ное стро­е­ние и происхождение: корень- подземный вегетативный орган, корневище- видоизмененный подземный побег.4) Аналогичные органы относят к сравнительно –анатомическим доказательствам эволюции.


67) 23. Пользуясь рисунком, определите способ изоляции, который привёл к появлению трёх родственных подвидов большой синицы и объясните его последствия. К какому результату эволюции может привести их репродуктивная изоляция?Ответ:1) географическая изоляция при вела к возникновению 3-х подвидов большой синицы, которые приспособились к жизни в разных климатических зонах; 2) репродуктивная изоляция может привести к образованию 3-х родственных видов синиц;3) в результате изоляции прекращается скрещивание между особями разных популяций, обмен генами и накапливаются отличия. Репродуктивная изоляция определяется всевозможными различиями особей внутри вида, предупреждающими скрещивание.


68) 23. Какие ор­га­ны изоб­ра­же­ны на рисунке? В чём за­клю­ча­ют­ся их сход­ство и отличие? К каким до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции от­но­сит­ся дан­ный пример? Ука­жи­те че­ты­ре критерия. ?Ответ:1) на ри­сун­ке изоб­ра­же­ны видоизмененные конечности: пла­ва­тель­ная ко­неч­ность птицы и ро­ю­щая лапа крота;2) сход­ство за­клю­ча­ет­ся в том, что это примеры органов видоизменившихся в связи с приспособлением к среде обитания;3) раз­ли­чие за­клю­ча­ет­ся в том, что эти ко­неч­но­сти вы­пол­ня­ют разные функ­ции (плавание и рытье почвы) и образовались из разных конечностей (задняя и передняя);4) этот при­мер от­но­сит­ся к сравнительно-анатомическим до­ка­за­тель­ствам эволюции: ноги водоплавающих птиц (с перепонкой) и бегающая нога страуса гомологичны; аналогично роющая конечность крота и хватательная передняя лапа обезьяны.


69) 23. Рассмотрите схему действия естественного отбора в поколениях F1, F2, F3. Назовите форму естественного отбора, укажите, в каких условиях он действует, какие особи имеют преимущества и каков его результат. Приведите не менее двух примеров действия такого отбора в природе. Ответ:1) Дизруптивный (разрывающий) отбор.2) Действует в резко меняющихся условиях, направлен в пользу особей с крайними отклонениями от средней нормы, поэтому образуются две новые средние нормы признака, что приводит к полиморфизму.3) Образование раннецветущей и позднецветущей рас погремка на лугах до и после покоса, существование насекомых с хорошо развитыми и рудиментарными крыльями на океанических островах (возможны любые два верных примера)

1. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: дождевой червь, лисица, листовой опад, орел, еж. Какой из организмов исполняет роль консумента третьего порядка?

1) Листовой опад à дождевой червь à еж à лисица à орел.

2) Конумент третьего порядка – лисица.

2. Определите, какой отдел скелета человека на рисунке обозначен вопросительным знаком, и укажите, какими костями он образован. Какую роль выполняет этот отдел?


1) Тазовый пояс нижних конечностей.

2) Образован срастанием подвздошных, седалищных и лобковых костей.

3) Создает опору свободной нижней конечности, соединяет ее с туловищем и обеспечивает ее подвижность.

3. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1) Хромосомы, содержащиеся в ядре одной клетки животного, всегда парные, то есть одинаковые, или гомологичные. 2) Хромосомы разных пар у организмов одного вида также одинаковы по размерам, форме, местам расположения первичных и вторичных перетяжек. 3) Совокупность хромосом, содержащихся в одном ядре, называют хромосомным набором (кариотипом). 4) В любом животном организме различают соматические и половые клетки. 5) Ядра соматических и половых клеток содержат гаплоидный набор хромосом. 6) Соматические клетки образуются в результате мейотического деления. 7) Половые клетки необходимы для образования зиготы.

2 – хромосомы разных пар отличаются друг от друга

5 – соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом.

6 – соматические клетки образуются в результате митоза.

4. У мно­гих паукообразных есть железы, по­лу­жид­кие выделения ко­то­рых превращаются на воз­ду­хе в па­у­тин­ные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трех значений.

1) Из паутины пауки плетут ловчие сети, которыми животные ловят добычу.

2) Самки пауков оплетают паутиной отложенные яйца, предохраняя их от внешних неблагоприятных условий.

3) Длинные паутинные нити используют молодые пауки для перемещения в пространстве, что способствует их расселению.

5. У ряда покрытосеменных растений имеются разнообразные видоизмененные корни: корневые клубни, корни-прицепки, воздушные корни и др. В чем причина появления разнообразия корней? По какому пути эволюции развивались растения, имеющие такие органы?

1) В результате мутационного процесса появлялись различные изменения корней.

2) Естественный отбор закреплял полезные признаки.

3) Развитие растений идет по пути идиоадаптаций, возникновения приспособительных изменений к конкретным условиям среды.

6. Молекулы тРНК, несущие соответствующие антикодоны, сходят в рибосому в следующем порядке: АУГ, ЦАУ, ЦГУ, АЦГ. Используя таблицу генетического кода, определите последовательность нуклеотидов матричной цепи ДНК, иРНК и аминокислот в молекуле синтезируемого фрагмента белка. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического года.


тРНК АУГ, ЦАУ, ЦГУ, АЦГ

иРНК УАЦ – ГУА – ГЦА – УГЦ

ДНК АТГ – ЦАТ – ЦГТ – АЦГ

ам-ты ТИР - ВАЛ - АЛА – ЦИС

1) По принципу комплементарности определяем последовательность иРНК по антикодонам тРНК.

2) Нуклеотидную последовательность матричной цепи ДНК определяем по принципу комплементарности по иРНК.

3) По таблице генетического кода и кодонам иРНК находим последовательность аминокислот в пептиде.

7. Женщина, хорошо различающая цвета, вышла замуж за мужчину-дальтоника. У них родился сын, страдающий дальтонизмом, и девочка, нормально различающая цвета. Ген дальтонизма рецессивен и находится в Х-хромосоме. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомков. С какой вероятностью у дочери может родиться страдающий дальтонизмом ребенок?


1. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

2. Приведите характеристики типа Саркожгутиковые, которые свидетельствуют о его процветании. Приведите не менее четырёх характеристик.

1) большое разнообразие видов, родов, классов и других таксонов саркожгутиковых;
2) большая численность особей вида обеспечивается высоким уровнем плодовитости;
3) широкий ареал;
4) занимают все среды жизни, имеют большое разнообразие мест обитания

3. Биологический прогресс млекопитающих сопровождался появлением множества частных приспособлений – идиоадаптаций. Приведите не менее трех примеров идиоадаптаций во внешнем строении крота, которые позволяют ему успешно освоить подземную среду обитания. Ответ поясните.

1) лопатообразные передние конечности, приспособленные для рытья;
2) недоразвитость ушных раковин не препятствует продвижению в почве, редукция глаз связана с отсутствием света в почве;
3) короткий шерстный покров не препятствует передвижению в почве.

4. У ряда покрытосеменных растений имеются разнообразные видоизмененные корни: корневые клубни, корни-прицепки, воздушные корни и пр. В чем причина появления разнообразия корней? По какому пути эволюции развивались растения, имеющие такие органы?

1) Причина – приспособление растений к различным условиям существования.
2) Приспособление происходит за счет мутаций, естественного отбора и других факторов эволюции. За счет мутаций появляются новые признаки, за счет естественного отбора отбираются те, которые полезны в текущих условиях.
3) Идиоадаптация – путь эволюции, при котором происходит приспособление к различным условиям среды.



5. Какие пути достижения биологического прогресса обозначены на рисунке цифрами 1, 2? Приведите примеры признаков кровеносной системы у земноводных, сформировавшихся по пути, обозначенному на рисунке цифрой 1.

1) Цифрой 1 обозначен ароморфоз, цифрой 2 – общая дегенерация.
2) Ароморфозы земноводных: трехкамерное сердце, легочный круг кровообращения.

6. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Большой вклад в исследование макроэволюции внес А.Н. Северцов, он сформулировал понятие биологического прогресса, регресса, установил основные направления и пути эволюции. (2) Биологический прогресс – эволюционный успех в развитии систематической группы, приводящий к увеличению числа входящих в него видов, расширению их ареалов, повышению численности особей, совершенствованию приспособленности. (3) Биологический прогресс может достигаться ароморфозом, идиоадаптацией и регрессом. (4) Идиоадаптации – это крупные изменения в строении организмов, сопровождающиеся повышением общего уровня организации. (5) Общая дегенерация – это упрощение организации организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов. (6) Примером общей дегенерации может служить утрата пищеварительной системы бычьим цепнем, редукция конечностей у гадюки.

3 – биологический прогресс может достигаться ароморфозом, идиоадаптацией и общей дегенерацией;
4 – ароморфоз – это крупные изменения в строении организмов, сопровождающиеся повышением общего уровня организации; идиоадаптации – это частные приспособления к условиям обитания, не изменяющие общего уровня организации;
6 – редукция конечностей у гадюки – это идиоадаптация

7. Почему снижение численности вида может стать причиной его вымирания? Приведите не менее трех причин. Ответ поясните.

1) уменьшается вероятность встречи раздельнополых особей в период размножения;
2) возникает нежелательное близкородственное скрещивание, что снижает жизнеспособность особей, так как вредные рецессивные мутации проявляются в гомозиготном состоянии;
3) чем ниже численность, тем выше вероятность смертности от случайного фактора

1) 2 – ароморфоз – это крупные (существенные) изменения, приводящие к повышению уровня организации;
2) 3 – в результате ароморфозов формируются крупные таксоны – классы, типы (в результате идиоадаптации формируются новые семейства и виды);
3) 6 – разнообразие клювов и конечностей – это примеры идиоадаптаций

9. В настоящее время известно около 20 подвидов зайца-русака, которые встречаются на территории Европы и Азии. Приведите не менее четырёх доказательств биологического прогресса вида зайца-русака.

1) широкий ареал вида;
2) большое количество популяций и подвидов животного;
3) большая численность особей;
4) высокая приспособленность вида к окружающей среде

10. Современные кистеперые рыбы находятся в состоянии биологического регресса. Приведите доказательства этого явления. Ответ поясните.

1) отсутствует многообразие видов, в настоящее время известно лишь несколько видов (два-три) кистеперых рыб (латимерий);
2) узкий ареал – кистеперые рыбы (латимерии) имеют ограниченное распространение (участок Индийского океана);
3) узкая экологическая ниша или высокая потребность в определенных ресурсах (пище, условиях среды);
4) виды кистеперых рыб (латимерий) имеют небольшую численность

11. Чем характеризуется биологический прогресс у покрытосеменных растений? Назовите не менее трех признаков.

1) Большая численность и разнообразие видов и популяций.
2) Широкое расселение на Земле (обширный ареал).
3) Приспособленность к обитанию в различных условиях окружающей среды.

12. Почему высокая плодовитость особей может привести к биологическому прогрессу вида? Укажите не менее трех причин.

1) приводит к повышению численности вида за счет преобладания рождаемости над смертностью;
2) способствует расселению вида на новые территории и расширению его ареала;
3) ведет к образованию разнообразных популяций, подвидов и новых видов



13. Какой путь достижения биологического прогресса обозначен на рисунке цифрой 1? Дайте определение этому пути. Приведите не менее двух примеров этого пути развития у растений отдела Голосеменные.

1) путь достижения биологического прогресса – ароморфоз;
2) морфо-физиологические изменения организмов, сопровождающиеся повышением общего уровня организации
3) появление семени и опыления (отсутствие зависимости размножения от наличия воды)

1) 2 – эволюция приводит как к биологическому прогрессу, так и к регрессу (вымиранию вида);
2) 4 – идиоадаптации приводят к появлению мелких таксонов: новых родов, семейств, отрядов;
3) 6 – появление плаценты – это ароморфоз в эволюции млекопитающих

1) Геотропизм - способность различных органов растений располагаться в определенном направлении по отношению к силе притяжения (центру Земного шара)
2) У стеблей отрицательный геотропизм: они растут вертикально (вверх) по направлению против силы тяжести; у корней положительный геотропизм: они растут по направлению к силе тяжести (вертикально вниз)
3) Действие силы тяжести - абиотический фактор

Корень. ЕГЭ-2020. С часть, изображение №1

Эпифиты — растения, поселяющиеся на стволах и ветвях других растений, использующие их лишь как место прикрепления, но питающиеся самостоятельно. Типичным представителем эпифитов являются орхидеи, обитающие во влажных тропических лесах. Они имеют необычные образования, изображённые на рисунке. Что это за органы, каково их происхождение и какую функцию они выполняют?

1) На рисунке изображены воздушные корни
2) Это придаточные видоизмененные корни, которые растут на стеблях растений
3) Функция воздушных корней заключается в поглощении влаги из воздуха (часто воздушные корни развиваются у растений, которые произрастают в местах с высокой влажностью, например, в тропиках)

Корень. ЕГЭ-2020. С часть, изображение №2

Считается, что на склонах холмов поля надо распахивать поперёк склона (горизонтально), а не вдоль (от вершины к подножию). Объясните, почему необходимо делать именно так и к чему может привести распашка полей вдоль склона.

1) В случае распашки вдоль склона естественные осадки и вода, используемая для полива, будут стекать вдоль грядок к подножию холма
2) Вместе с током воды из почвы будут вымываться полезные, минеральные вещества, что будет приводить к эрозии почвы
3) В случае распашки поперек склона полезные минеральные вещества не будут так интенсивно вымываться из почвы, будут дольше в ней оставаться

Какие видоизменения корней обеспечивают запас питательных веществ? У каких корней они происходят? Приведите примеры.

1) Корнеклубень - является утолщением придаточных и боковых корней, имеется у батата, георгина, чистяк, ятрышник
2) Корнеплоды - является утолщением главного корня, имеется у свёклы, моркови, репы, редиса
3) Клубеньки - небольшие утолщения на корнях многих растений (особенно выражены у семейства бобовые), представляют собой симбиоз растений и азотфиксирующих бактерий

Для исследования влияния соли на жизнедеятельность растения учащиеся поместили одно растение корнями в подсоленную воду, а другое - в обычную водопроводную воду. Через некоторое время первое растение завяло, а второе осталось без изменения. Какие методы использовали учащиеся? Какие выводы они могли сделать?

1) Метод эксперимента
2) Вода перемещается путем осмоса: если осмотическое давление (концентрация солей) в растворе будет больше, чем осмотическое давление в клетках растения, то растение завянет - вода выйдет из клеток растения и устремится в раствор
3) Это связано с осмосом: вода диффундирует из области меньшего осмотического давления (где меньше концентрация солей), в область с большим осмотическим давлением (туда, где концентрация солей больше)

Какие способы решения проблемы недостатка влаги есть у растений, произрастающих в засушливых условиях? Укажите не менее трёх способов и поясните их.

1) Поверхностная корневая система, которая обеспечивает лучшее всасывание воды
2) Хорошо развитая запасающая, водоносная ткани - для запасания воды и питательных веществ
3) Длинные мощные корни
4) Видоизменение листьев в чешуи и колючки (для уменьшения процессов транспирации - испарения воды)

Зачем рыхлят почву при выращивании растений?

1) В целях сохранения влаги в почве
2) В целях улучшения аэрации почвы (газообмена) и усиления дыхания корней

3) Удаление сорных растений

У ряда покрытосеменных растений имеются разнообразные видоизменённые корни: корневые клубни, корни-прицепки, воздушные корни и др. В чём причина появления разнообразия корней? По какому пути эволюции развивались растения, имеющие такие органы?

1) В результате мутаций возникли разнообразные формы корней
2) Признаки, которые развились за счет мутаций, оказались полезны и закрепились в ходе естественного отбора
3) Развитие растений, имеющих такие органы, идет по пути идиоадаптаций - возникновения частных приспособлений к конкретным условиям среды

Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свёклы надо прореживать? Ответ поясните.

1) Для этих растений характерно образование корнеплодов, формирование которых требует большого объема почвы
2) При прореживании растений снижается конкуренция (за территорию для корнеплода), что способствует развитию корнеплодов и повышению урожая

Какой процесс иллюстрирует рисунок? Ответ обоснуйте. Какие абиотические факторы оказывают влияние на этот процесс? Каково его биологическое значение? Ответ поясните.

Читайте также: