Убирает веет косит урожай в амбары носит

Обновлено: 18.09.2024

Урок 1. Когда придёт суббота? Когда наступит лето?

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Времена года.
  2. Последовательности смены времен года, месяцев в нем, названию осенних, зимних, летних и весенних месяцев и названиям дней недели.

Глоссарий по теме:

Окружающий мир – это всё, что нас окружает.

Наблюдение – то, что подмечено, замечено в результате внимательного рассматривания, изучения кого-либо, чего–либо.

Опыт – воспроизведение какого-либо явления в определённых условиях

Эксперимент – метод познания, основанный на чувственно – предметной деятельности исследователя.

Условные знаки – подскажут, что нужно делать, как организовать работу.

Символ – то, что служит условным знаком какого-либо явления, понятия, идеи

Ключевые слова

Окружающий мир, наблюдение, прошлое, настоящее, будущее, время, дни недели, суббота, времена года

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – стр 3- 6

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. –

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Разбор типового тренировочного задания

На этом уроке вы узнаете:

Как различать прошлое, настоящее и будущее. Узнаете, из каких дней состоит неделя.

Научитесь называть дни недели в правильной последовательности;

И найдёте ответ на главный вопрос, когда наступит лето?

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.


Вспомните какой сегодня день недели. Какой день был вчера? А какой будет завтра?

Прошлое, настоящее, будущее – что это? Как оно наступает?


Какие времена года существуют?


Настоящее-это то, что происходит сейчас.

Прошлое-это то, что было.

Будущее-это то, что будет

Кому-то кажется, что время проходит быстро… А кому-то кажется, что медленно… Дети играют, им весело, поэтому для них время проходит незаметно. А мальчику грустно, он один, и время для него проходит медленно

А на самом деле время идет для всех одинаково

Давайте вспомним дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Когда же придет суббота?

Суббота приходит после пятницы.


Когда наступит лето?

Наша земля вращается вокруг солнца. Именно поэтому и объясняется смена времен года. Земля вокруг солнца делает за 365 суток и шесть часов один оборот. Это время и называют годом.


Пашет, сеет, поливает,

Почкам глазки открывает.


Тоже трудится умело,


Это рыжая сестричка.

Убирает, веет, косит,

Урожай в амбары носит.


А четвертая косичка-

Все укроет одеялом,

Все разгладит, приберет, а потом земле усталой


Всего четыре времени года. Весна, лето, осень, зима.

Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.

Весенние месяцы- март, апрель, май

Летние месяцы – июнь, июль, август

Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь.


Времена года это четыре удивительных сезона, каждый неповторим и очарователен по-своему. Пробуждающая живой мир весна, благоухающее лето, грациозная осень и суровая зима. Природа во все времена года невероятно красива, словно сказочная принцесса, которая примеряет разные одежки.

Какая бы не была погода во дворе, будь то дождливая, ненастная или жаркая, она передает настроение и краски своего сезона. Поэтому если посмотреть за окно по другому, то невзирая на дождь или мокрый снег, хочется радоваться и ценить ту возможность, которую нам дарит природа, сменяясь по временам года.


Текст вопроса: Соотнеси название времени года с изображением.




Правильный вариант ответа:




Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Восстанови в правильном порядке последовательность дней недель.

И легкие и сложные.

Посмотрим, кто из вас

Покажет высший класс!

(Ж. Давитьянц)

Загадки про Время

Рядом с человеком идет, а его не видно.

Вчера было, сегодня есть, завтра будет.

Что возвратить нельзя?

Без ног и без крыльев оно быстро летит, не догонишь его.

Без ног – бежит, не догонишь,

Без крыльев – летит, не поймаешь.

Уничтожает все кругом:

Цветы, зверей, высокий дом, -

Сжует железо, сталь сожрет

И скалы в порошок сотрет,

Мощь городов, власть королей

Его могущества слабей.

Что было завтра и будет вчера? (Сегодня)

Загадки про Новый год

Все поют и веселятся,

Водят шумный хоровод,

Потому что нынче праздник.

Что за праздник. (Новый год)

Хоть маленький, да удаленький,

Старше года не бывает.

Кто никуда никогда не опаздывает?

На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришел старик седой.

Если лес укрыт снегами,

Если пахнет пирогами,

Если елка в дом идет,

Что за праздник. (Новый год)

В гости к нам и сам к себе домой

Он приходит каждою зимой,

Чтобы с ним на свете жили мы

До средины будущей зимы.

Загадки про Календарь

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес,

И,наконец, совсем исчез.

Каждый день роняет листочек,

А как год пройдет –

Последний лист отпадет.

Сам дней не знает, а другим указывает.

Что ни день – по одежке

Отдает наш Сережка,

А с последней расстался –

Сам куда-то девался.

Ежедневно, круглый год,

Утром по привычке

Эту книжку папа рвет

По одной страничке.

Загадки про День

С зарей родился, чем больше рос, тем меньше становился.

К вечеру умирает, поутру оживает.

Не стукнет, не брякнет, а сам придет.

К вечеру умирает, поутру оживает.

Загадки про День и ночь

Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра наоборот, -

Спать немедленно зовет.

Все-то им не наиграться –

Лишь найдет сестрица братца –

Тут уж братцу не лениться –

Станет сам искать,

Да и сам, найдя сестрицу,

(С. Погореловский)

Что было вчера и что будет завтра?

Черная корова повалит, белая поднимет.

Черная корова весь мир поборола, а белая подняла.

Пришел волк – весь народ умолк,

Ясен сокол пришел – весь народ пошел.

Вы в них, друзья, легко найдете

Из многих разницу одну:

Он призывает всех к работе,

Она же всех зовет ко сну.

Половина дуба сырая, половина сухая, маковка золотая.

(День, ночь, солнце)

Загадки про Ночь

Черная корова весь мир поборола (русская)

Гляжу я в окошко – ходит черная кошка.

Махнула птица крылом, покрыла весь свет одним пером.

Упал сноп на весь свет, на концах кузнецы куют.

(Ночь и ранние петухи)

Гляжу я в окошко – ходит черная кошка.

Загадки про Неделя

Протянулся мост на семь верст, а в конце моста золотая верста.

В книге шесть листов простых, а седьмой - золотой. (Дни недели, один - выходной)

Загадки про Недели дни

Есть семь братьев: годами равные, именами разные.

Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае

Не воротятся назад.

Протянулся мост на семь верст,

А в конце моста золотая верста.

Братцев этих ровно семь

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Появляется передний. (Дни недели)

Загадки про Месяцы

Двенадцать братьев друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

Выходили двенадцать молодцов, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей.

(Месяцы, недели, дни)

Загадки про Год, месяцы, недели, дни

В городу двенадцать башен,

В каждой башне по четыре окоошка,

Из каждого окошка по семи выстрелов.

Выросло дерево от земли до неба.

На этом дереве двенадцать сучков.

На каждом сучке по четыре гнезда.

В каждом гнезде по семь яиц.

А седьмое – красное.

Стоит дом в двенадцать окон,

В каждом окне по четыре девицы,

У каждой девицы по семь веретен.

У каждого веретена разное имя.

На дубу двенадцать гнезд,

На каждом гнезде по четыре синицы,

У каждой синицы по 14 яиц,

Да семь черненьких.

(Год, месяцы, недели, дни и ночи)

У меня есть дерево,

На нем двенадцать веток;

На каждой ветке тридцать листьев;

Одна сторона у листа черная,

(Год, месяцы, дни, ночи)

Стоит дом в двенадцать окон,

В каждом окне по четыре девицы,

У каждой девицы по семь веретен,

У каждого веретена разное имя.

(Год, месяцы, недели, дни)

Лежит колода поперек дороги,

На этой колоде двенадцать сосен,

На каждой сосне по четыре вершины,

На каждой вершине семь отростков.

(Год, месяцы, недели, дни)

Старик – годовик

Вышел Старик-годовик. Стал махать рукавом и выпускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул Старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик во второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул Старик-годовик в третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул Старик – годовик в четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера – белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темно.

Что это за птицы вылетели из рукава Старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

(Птицы – месяцы, крылья – недели, перья – дни недели; белая половина пера – день, черная половина – ночь)

1) НАСОС
Мяч упругость потерял
И в игре ленивым стал.
Славный доктор Айболит
Его воздухом взбодрит?

2) НЕРЯХА
Мама Павлика любила,
Но немножко пожурила:
"Как измазана рубаха!
Какой же ты у нас .

3) НИВА
как по- другому назовёшь
Поле, где созрела рожь?
Иль найди среди полей
Одну из марок "Жигулей".

4) НОЖ
Чтобы сделать бутерброд
И разрезать антрекот,
Соблюдая этикет,
Нужен этот нам предмет.

5) НОТЫ
Пять ступенек- лесенка.
На ступеньках- песенка.
Музыкант ступеньки знает,
Эту песенку сыграет!

6) НОЧЬ
В чёрном плаще по деревне ходит,
Во все дворы и дома заходит.
*
Держит Солнце целый день
Неустанно Белый День.
Но, едва он притомится,
Тень в траве за шевелится.
И без чьей- либо указки
Расцветут заката краски.
День устал- поспать напрочь.
Кто его сменяет.

7) ОБЕД
Сначала в полдень из трёх блюд
Обычно супчик подают,
Потом котлетка и компот.
А в завершение бутерброд.
Съедают всё, не зная бед,
И всем понравился .

8) ОБЛАКО
В том не Солнце виновато,
Что на небе висит вата.
Белая вата
Плывёт куда- то.
Хоть лови- не лови,
Не изловишь, не зови!
*
Надо мною, над тобою
Проплывал мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.

9) ОБЛОЖКА
Оберну мою тетрадку,
Чтоб всегда была в порядке.
И учебник непременно
Я в прозрачный плащ одену.

10) ОБОЗ
Когда телеги едут в ряд
И на ночлег в пути стоят,
Ты этот длинный караван
Назвать легко сумеешь сам.
Скажи, не лаял чтоб Барбос,
На тот чудеснейший.

11) ОБУВЬ
В магазине купим крем,
Намажем сверху мы затем,
Теперь она темна, как ночь.
Мы прогуляться в ней непрочь!

12) ОВОЩИ
Хозяйка однажды с базара пришла
И в сумке с собою она принесла
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу. Ох!

13) ОКНО
День за днём идёт кино
На экране этом.
Солнца, зелени полно
В кадре милом летом.
А зимой синеет лёд,
Снег летит играя.
Фильм идёт. идёт, идёт
Без конца и края.

14) ОЛЕНЬ
Мне не пройти в ветвистый лес-
Мои рога в ветвях застрянут.
Но обменяй мне "Л" на "С"-
И листья леса все завянут.

15) ОЛОВО
Если нужно припаять
Лампочку иль провод,
То паяльник нужно взять,
Канифоль и .

16) ОРЕШНИК
В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня
В зелёном кафтане.
Богач не велик,
Орехами наделИт.

17) ОСЕНЬ
Золотистая косичка-
Это рыжая сестричка
Убирает, веет, кости,
Урожай в амбары носит.

18) ОЧКИ
Коль со зренье плохо стало,
Что носить пора настала?

19) ПАВЛИН
Проживает в жарких странах,
А в нежарких- в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив
Потому, что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам.

20) ПАПА
Заседает в Риме,
Прямо в Ватикане.
Не родной он Диме,
Ни тебе, ни маме.

22) ПЕКАРЬ
он отлично тесто знает,
Чудеса с ним вытворяет.
В булочной его буханку
Купишь тёплой спозаранку.

23) ПЕСОК
Он бывает сахарный
И речной бывает.
Все детишки малые
Летом с ним играют.

24) ПЕСОЧНИЦА
Формочки, лопатки
Маленьким ребяткам
Под грибком высоким.
Что это такое?

25) ПЕТУХ
Утром громко во весь дух
Кукарекает .
Кто поёт с утра так звонко,
Будит милого ребёнка?

26) ПЕЧЬ
В избе- изба,
А на ней- труба.
Я лучинку зажёг,
Положил на порог-
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.

27) ПИЛА
Зубьев у зверька не счесть!
В общем, есть бревно чем съесть.
Если голод не пройдёт,
Пополам перегрызёт.

28) ПЛОТ
Из дощечек сколотить
Можно переправу,
Если нужно очень плыть,
Не умея плавать.

29) ПЛОТИНА
Раньше здесь ручей журчал,
Но потом он прудом стал.
Что пришлось сооружать,
Чтобы воду задержать?

30) ПОГОН
на плече он со звездой,
Если что уже большой!
На сержантском- лычки.
Знаем мы отлично!

31) ПОДЛОДКА
Субмарина вышла в море,
В воду погрузилась вскоре.
Где подводники живут?
Как жильё своё зовут?

32) ПОЛ
По нему мы дома сходим
И кровать на нём стоит.
И ковёр не надо вешать-
Просто взять и расстроить.

33) ПОЛИВОЧНАЯ МАШИНА
Бывают ли у Дождик
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса?

34) ПОЛОВНИК
Крупную, большую ложку
Называют поварёшкой.
Разливаем суп любой-
Будем есть его с тобой.

35) ПОЛЯНА
По лесу бродил- гулял,
Вышел и на край попал.
Коль стою у леса я,
Как то место звать, друзья?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить с творчеством поэта.

Работать над выразительным чтением стихотворения.

Развивать творческие способности учащихся, умение выражать свои мысли по отношению к прочитанному.

Развивать любовь к русскому языку, к поэзии, к природе.

Оборудование: Рисунки детей об осени.

Презентация к уроку.

Ход урока.

I.Организационный момент.

-Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости. А когда приходят гости, в доме бывает праздник. Пусть этот урок принесет всем радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать.

-О каком времени года будем говорить, узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка.

Золотистая косичка

Эта рыжая сестричка.

Убирает, веет, косит,

Урожай в амбары носит.

(осень)

Работа с детскими рисунками.

(Работы подписаны строчками из стихотворений. Дети прикрепляют свои рисунки к магнитной доске.)

I I I. Работа над новым материалом.

1.Осень – чудесное время года. В этом вы можете убедиться сами.

(Слайды 2-5)

Это время года вдохновляло поэтов, художников, композиторов.

(слайд 6)

-Что изображено на картине?

-Почему она так называется?

-Какой цвет преобладает здесь?

-Какие чувства выразил художник?

Вот и осень наступила

Вслед за летом точно в срок,

И в садах позолотила

Каждый маленький листок.

Листья стайками летят

В нашем парке …….(листопад)

(слайды 7,8)

Чтение отрывков из стихотворений.

-Я вам сейчас прочитаю отрывки из ваших сочинений. Подумайте, что можно увидеть общего в этих описаниях?

1.Осенью на улице очень красиво. Деревья одеты в разноцветные листья. Ветер срывает листья и разбрасывает их по земле. когда листья падают , я загадываю желание ,и оно сбывается.

2.Наступила осень. Стало холодно. С деревьев опадают листья. Как это красиво! Падают красные, желтые, коричневые листья. Мне очень нравится, когда листья кружатся в воздухе. Осень - очень красивое время года.

3.Осенью листья осыпаются. Это листопад! Я всегда любуюсь разноцветными листьями. Очень люблю осень.

4.Осенью опадают листья. Идешь по земле, и кажется, что под ногами разноцветный ковер. Листья шуршат. О чем они шепчутся?

Когда падают листья, мне становится очень грустно. Мне бывает жалко деревья. Иногда хочется даже заплакать.

5.Осень. Опадают листья. Почему-то становится грустно. Но я знаю, что пойду в школу, и там будет хорошо.

6.Листопад-это осенний дождь. Листопад – это красиво. Листья кружатся в воздухе. Я очень люблю смотреть на это явление.

Знакомство со стихотворением.

1.Слово о поэте. (Слайд 9)

В 1920 г выехал с женой за границу. Жил во Франции. Там он и похоронен. В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия. Это высшая награда за творчество.

-Давайте посмотрим, как поэт описывает листопад. Стихотворение посвящено М.Горькому – близкому другу Бунина.

2.Чтение стихотворения учителем.

-Кому понравилось стихотворение?

-Чем восхищается автор?

Вдова - женщина, у которой умер муж.

Завороженный - очарованный, околдованный.

Терем - высокий, богатый дом.

Мотылёк - небольшая бабочка.

4.Чтение стихотворения учащимися.

(Слайды 10-12)

Подобрать слова к слайдам.

а) Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

б) Как вышки , елочки темнеют.

в) Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек.

6.Работа над содержанием текста.

-Что напоминает поэту осенний лес? Какие деревья в лесу?

7.Работа над художественными средствами.

а) Эпитеты.

Найдите в стихотворении прилагательные. Имена прилагательные - эпитеты. Они делают описание ярче и красивее. Эпитеты придают образность и эмоциональность.

б) Сравнения.

-С чем автор сравнивает лес?

Лес-терем расписной

Лес стоит стеной.

Елочки как вышки.

Просветы в небо, что оконца.

Паутина - как сеть из серебра.

Мотылек, точно белый лепесток.

-Найдите в тексте сравнения.

в) Олицетворения.

-Почему слово Осень написано с большой буквы?

-Где мы встречали это в тексте?

-Для чего автор использует это средство? (Осень переживает потерю листьев на деревьях, тепла, покоя и красоты).

г) Цветовая гамма.

Очень богатая. Убедимся в этом еще раз.

Подобрать синонимы.

Найдите в тексте антонимы.

8.Работа над выразительным чтением.

-Какое настроение мы передадим при чтении? (Слайд 14)

(грустное, светлое, восторженное)

-Какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

-Почему о тишине поэт говорит, что она мертвая?

-Что можно услышать на фоне такой тишины?

-Как будем читать эти строки?

9.Выразительное чтение стихотворения

10.Работа над идеей произведения.

-Подумайте, для чего Бунин написал это произведение.

1.Чтобы обратить внимание на красоту природы.

2.Заставить других полюбоваться этой красотой.

3.Выразить свое душевное состояние, свою любовь к природе.

-Какие чувства выразил поэт?

(восхищение, грусть, любовь)

-В каких словах автор выражает свои чувства?

Читайте также: